Содержание

1.     Вопрос №1                                                                                                     3

2.     Вопрос №2                                                                                                     9

3.     Тесты                                                                                                              14

4.     Задача                                                                                                             14

5.     Список литературы                                                                                       15

Вопрос №1

Сущность, показатели и факторы экономического роста

Экономический рост - это рост результатов общественного воспроизводства. Он выражает развитие экономики, повышение уровня жизни населения. Показателями экономического роста являются темпы роста основных экономических показателей - валового внутреннего продукта, национального дохода, реальных доходов населения и др. Под темпами роста того или другого показателя обычно понимают процентное выражение его прироста за какой-либо период. По темпам роста можно судить о том, что происходит в экономике: негативные или позитивные процессы. Падение темпов роста говорит об усилении нежелательных тенденций, а стабильные и высокие темпы роста - о благоприятных тенденциях (3, стр. 142).  

Сравним среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта в нашей стране и в США за ряд периодов: см. таблицу 1.

 

Таблица 1. Среднегодовые темпы прироста ВВП (в % )


Период

1950-1965

1966- 1970

1971- 1975

1976- 1980

1981-

1985

1986- 1988

1989- 1990

1991- 1995

1996

1997

СССР (Россия)

9,1

7,6

6,2

4,8

3,6

3,9

0,5

-14,0

-6,0

0,4

США

3,7

3,0

2,2

3,4

2,6

3,3

1,7

2,7

2,7

2,8


Из таблицы 1 видно, что в США в течение длительного периода (вплоть до конца 1980-х гг.) темпы роста были ниже, чем в СССР, но они оставались в целом более стабильными, хотя и снижались. В нашей же стране произошел переход от высоких темпов роста в 1950-65 гг. к их постепенному снижению до уровня темпов роста США в 1980-е гг. и к падению производства (отрицательные темпы роста) - в 1990-е г. г. Уровень ВВП в России в 1997 г. составил всего 45 % от его уровня 1990 г. (снижение на 55 %) и оказался примерно равным объему ВВП 1970 г., то есть страна оказалась отброшенной на 25 лет назад (3, стр. 143).

На величину темпов экономического роста оказывают влияние следующие основные факторы:

1) Сбалансированность общественного воспроизводства. Она означает поддержание пропорций воспроизводства. Чем полнее они соблюдаются, тем благоприятнее условия для экономического роста. И наоборот, нарушение пропорций общественного воспроизводства затрудняет экономический рост. И чем сильнее это нарушение, тем, как правило, ниже темпы экономического роста.

В нашей стране со второй половины 1960-х гг. появились и стали нарастать экономические диспропорции: между рабочими местами и трудовыми ресурсами (избыток рабочих мест), между денежной и товарной массами (дефицит товаров), между ценами и издержками производства (несоответствие цен стоимости, убыточность ряда отраслей) и другие. Эти явления были вызваны хозяйственной реформой 1965-66 г. г., создавшей затратный хозяйственный механизм в экономике. Их результатом стало падение темпов роста экономики.

В ходе рыночной реформы 1990-х г. г. диспропорции в экономике настолько усилились, что вылились в небывалый по масштабам экономический кризис. Как следствие - обвальный спад производства.

2) Уровень накопления. Он измеряется отношением чистого накопления к национальному доходу или валового накопления к ВНП и называется нормой накопления.

Экономическая теория установила, что темпы роста экономики прямо зависят от нормы накопления. Американские экономисты даже вывели формулу, согласно которой увеличение нормы накопления на 1 % дает увеличение темпа экономического роста на 0,1 %. Правда в СССР стабильный экономический рост на уровне свыше 9 % в год был достигнут не при норме накопления в 90 %, как это вытекает из упомянутой формулы, а при ее уровне в среднем в 32 %. Наиболее высокая норма накопления имела место в Японии (34 %), которая также развивалась в течение длительного периода очень быстрыми темпами.

Значение накопления в том, что именно благодаря ему происходит обновление и расширение технической базы производства, а значит, создаются необходимые предпосылки для повышения эффективности производства. Благодаря высокой норме накопления в Японии обновление активной части основных производственных фондов достигалось в среднем за 5-7 лет (3, стр. 143).

В нашей же стране в 1960-80 гг. в использовании накопления, несмотря на его высокую норму, наблюдались, как уже говорилось в теме 7, негативные процессы (направление капиталовложений не на техническое перевооружение действующего производства, а на создание новых рабочих мест). В 1990-е г. г. началось обвальное сокращение накопления, и сейчас его уровень не превышает 8 %  национального дохода, что намного ниже уровня всех развитых капиталистических стран.

Для высоких темпов экономического роста, таким образом, требуется не только оптимальная норма накопления (то есть обеспечивающая наиболее высокие темпы роста потребления на длительную перспективу), но и оптимальная структура фонда накопления, его использование с максимальной эффективностью.

3) Эффективность использования ресурсов.

Эффективность использования ресурсов выражается показателями затрат ресурсов на единицу продукции (ресурсоемкость) или выходом продукции в расчете на единицу ресурсов (ресурсоотдача). Ускорение роста эффективности использования ресурсов позволяет увеличить темпы экономического роста при тех же затратах ресурсов (труда, основных и оборотных производственных фондов). И наоборот, замедление роста эффективности использования ресурсов  или ее падение замедляют темпы экономического роста.

4) Рост квалификации кадров, улучшение организации производства.

Работники - это главная производительная сила общества. Именно их трудом создается и осваивается новая техника и технология. Поэтому темпы роста напрямую зависят от уровня подготовки кадров. То же можно сказать и о связи темпов экономического роста с уровнем организации производства.

В 1950-е г. г. в СССР была лучшая в мире система образования. Американские специалисты, анализировавшие причины высоких темпов роста советской экономики, пришли к выводу, что главной из них является передовая система образования. Этот факт заставил правящие круги развитых капиталистических стран значительно увеличить государственное финансирование образования. В результате доля затрат на образование в ВНП была повышена в несколько раз. У нас же наблюдались обратные тенденции. Уже в 1970-е гг. многие учебные заведения не получали современного оборудования, учили на устаревших машинах и аппаратах. Выпускники, придя на производство, не умели использовать передовую технику. А в период рыночной реформы в нашей стране началось разрушение образования в полном смысле слова. Государственное финансирование образования резко сократилось. Учебные заведения не в состоянии не только в необходимом объеме обновлять материальную базу учебного процесса, но даже поддерживать ее работоспособность, приобретать нужные учебники и учебные пособия.

Что же касается организации производства, то внедрение в 1960-е гг. в экономику СССР затратного хозяйственного механизма нацелило государственные органы и предприятия на искусственное удорожание продукции, поскольку чем дороже была продукция, тем выгоднее стало ее производить. Результатом этого стало снижение темпов роста эффективности производства и экономического роста. В период рыночной реформы экономика вообще оказалась дезорганизованной, что и вызвало обвальный спад производства.

В некоторых экономических концепциях выдвигаются и другие факторы экономического роста. Так, в кейнсианской концепции главным фактором экономического роста считается наличие эффективного спроса на рынке. Между тем эта концепция не в состоянии объяснить причины такого явления как стагфляция, когда рост цен сопровождается экономическим спадом (3, стр. 145).

В монетаристской концепции главным фактором стабильного роста экономики считается стабильность денежной массы в обращении. Однако в нашей стране семилетние попытки правительства стабилизировать денежную массу обернулись огромным экономическим спадом.

С точки зрения теории экономики предложения, главным фактором экономического роста является стимулирование роста совокупного предложения товаров за счет оптимизации налоговой системы, о чем уже говорилось выше.

Типы экономического роста

Выделяют следующие типы экономического роста:

- Экстенсивный экономический рост - рост результатов производства за счет расширения объема используемых ресурсов, без повышения эффективности их использования. При экстенсивном экономическом росте отсутствует рост общественной производительности труда, не снижается стоимость продукции, не улучшаются другие показатели эффективности (материалоемкость, фондоотдача). Результаты производства растут не быстрее, чем затраты.

- Интенсивный экономический рост - рост результатов производства за счет повышения эффективности использования ресурсов, без увеличения объема их использования. В этом случае имеет место рост общественной производительности труда, снижение стоимости продукции, повышение других показателей эффективности производства.

В чистом виде ни экстенсивный, ни интенсивный тип экономического роста обычно не встречается. Фактически имеет место и тот, и другой тип роста. Поэтому - в зависимости от темпов роста эффективности производства - говорят о преобладании того или другого из них.

Как правило, общественное производство развивается быстрее в условиях преобладания интенсивного экономического роста, то есть повышения эффективности использования ресурсов. При преобладании же экстенсивного характера экономического роста  скорость развития общества замедляется.

Сказанное наглядно проявилось в послевоенном развитии отечественной экономики. До середины 1960-х гг. в ней в основном преобладал интенсивный тип роста и темпы экономического роста были высокими; затем, до начала 1990-х г. г. шел в основном экстенсивный рост и темпы роста падали. А в 1990-е годы рост вообще закончился и начался экономический спад (иногда спад называют отрицательным ростом).

Выделяют также: ресурсоемкий и ресурсосберегающий типы экономического роста.

Ресурсоемкий рост имеет место при увеличении показателей ресурсоемкости. Например, если увеличивается трудоемкость продукции, то - трудоемкий рост; если растет материалоемкость - то материалоемкий; если повышается капиталоемкость - капиталоемкий и т. д.

Ресурсосберегающий рост имеет место при снижении показателей ресурсоемкости (снижение трудоемкости - трудосберегающий; снижение материалоемкости - материалосберегающий и т. д.).

В СССР до конца 1960-х г. г. экономический рост был ресурсосберегающим. С конца 1960-х г. г. началось повышение фондоемкости производства (сокращение фондоотдачи), а темпы снижения трудоемкости и материалоемкости стали уменьшаться. В 1990-е г. г. имело место ухудшение всех показателей экономической эффективности.


Вопрос №2

Бюджетно-налоговая политика. Инструменты её проведения.

Бюджетно-налоговая политика это со­вокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расхо­дов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.

Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией (2, стр. 56).

Современная фискальная политика определяет основные направле­ния использования финансовых ресурсов государства, методы финан­сирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.


Цели фискальной политики.

Ц е л и   ф и с к а л ь н о й    п о л и т и к и

 

Сглаживание     колебаний             экономического цикла

 

Стабилизация темпов             экономического

роста

 

Достижение высокого уровня занятости         и умеренных темпов      инфляции

 
 


















Типы и инструменты фискальной политики.

Экономическая наука выделяет следующие типы фискальной политики:


 










                            это                                                       это

Сознательное манипулирование налогами и расходами или АКТИВНАЯ фискальная политика

 

ПАССИВНАЯ фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически

 
 








                   инструменты                                                     инструменты

Встроенные стабилизаторы
 
 

 

Субсидии фермерам

 

Пособия по безработице и другие социальные выплаты


 

Изменения в налоговых поступлениях

 
Общественные работы

Изменение трансфертных платежей

Манипулирование налоговыми ставками

Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и  граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

В современных условиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение.

В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

Налоги по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).

В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог - это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста. К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.

Соотношение различных видов налогов на различных ступенях развития общества менялось. В ХIХ -начале XX веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги (2, стр. 60).

Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:

·             на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны;

·             затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводительный процесс в микроэкономике;

·             для настоящего времени стало характерным стремление все в большей использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты

1.     Инфляция спроса вызывается:

А) Несовершенством рынков;

Б) Политикой кредитной экспансии;

В) Ростом налогового бремени;

Г) Повышением цен на сырьё и материалы;

Ответ: г).


2.     Удешевление доллара на валютных рынках означает, что:

А) На зарубежных рынках товаров доллар обладает большей покупательной способностью;

Б) Импортируемые в США товары обходятся дешевле для американских граждан;

В) Экспорт США становится более дорогостоящим для иностранцев;

Г) Экспорт США становится менее дорогостоящим для иностранцев;

Ответ: г).


Задача

          Подсчитайте реальную стоимость займа (Р), взятого в банке в размере 10 тыс. рублей (З) при ставке 10 % (r), если общий уровень цен к концу года повысился на 20 %.

Решение:

          Для начала найдём сумму процентов (П) за кредит:

          П = З * r = 10 000 * 10 % = 1000 рублей;

          Потом найдём реальную стоимость займа (Р) используя дефлятор цен (Д).

          Д = 1 + 0,2 = 1,2;

          Р = ( З + П ) / Д = ( 10000 + 1000 ) / 1,2 = 9166,7 рублей.

Список литературы

1.     Баликоев В. З. Общая экономическая теория. – Н-ск.: «ЮКЭА», 1998.

2.     Григорова Т. В. Экономическая теория. – Н-ск.: СибУПК, 1999.

3.     Камаев В. Д. Экономическая теория. – М.: «Владос», 1998.

4.     Камаев В. Д. Основы экономической теории. – М.: МГТУ, 1997.

5.     Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М.: «Инфра-М», 1999.