Содержание

 

1. Введение. 2

2. Правовые основы валютных операций в РФ.. 3

3. Принципы валютных операций в РФ.. 4

4. Виды валютных операций. 5

4.1 Текущие валютные операции. 5

4.2 Операции, связанные с движением капитала. 6

5. Экспортно-импортные и бартерные операции. 6

6. Валютный контроль в РФ.. 9

7. Заключение. 12

Список литературы.. 13

1. Введение

В настоящий момент экономика России находится в критическом положении. Августовская девальвация российского рубля, кризис в банковской сфере, политическая нестабильность отбросили экономику страны на несколько лет назад. Сейчас происходит переоценка экономической политики РФ за последние годы. Экономика России нуждается в коренных реформах, которые должны затронуть и валютную политику государства, сделать ее более жесткой, отвечающей нормам современной мировой практики.

Поэтому актуальным является сегодня изучение основ валютного регулирования, для последующего усовершенствования данной системы. Целью данной контрольной работы является изучение основ учета валютных операций в Российской федерации.

Главными задачами являются следующие вопросы:

-             Изучение законодательной основы валютного регулирования в РФ;

-             Изучение основных принципов валютных операций в РФ;

-             Сравнение двух видов валютных операций: текущих и операций, связанных с движением капитала;

-             Описать порядок экспортно-импортных валютных операций;

-             Изучить принципы осуществления валютного контроля в РФ.



2. Правовые основы валютных операций в РФ


Основой валютного законодательства в Российской Федерации является Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 3615-1). В развитии этого Закона приняты нормативные документы по конкретным вопросам валютного регулирования. Кроме того, письмом Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. № 352 подтверждено действие на территории России основных положений, регулирующих валютные операций на территории СССР в части, не противоречащей Закону № 3615-1. Все законодательные и нормативные документы определяют нормы и правила совершения операций в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами, устанавливают методы контроля и меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

В п. 7 Закона № 3615-1 дано важное понятие о валютных операциях[1]:

1.           Операции, связанные с переходом прав собственности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

2.           Ввоз и пересылку в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылку из Российской Федерации валютных ценностей;

3.           Осуществление международных денежных переводов.

Основополагающая роль в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» отведена Центральному банку России. ЦБ РФ наделен следующими функциями:

-             определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

-             издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;

-             проводит все виды валютных операций;

-             устанавливает правила проведения в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ  операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

-             устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

-             устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

-             устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их предоставления;

-             готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;

-             выполняет другие функции, предусмотренные законом.

3. Принципы валютных операций в РФ

На территории России официальной денежной единицей является Российский рубль. Все расчеты и платежи в стране осуществляются в рублях, за исключением случаев предусмотренных законом. Золотое содержание рубля не устанавливается. Банк России периодически устанавливает курсы иностранных валют в рублях, которые применяются российскими организациями для целей учета и таможенных платежей. Коммерческие банки, имеющие лицензию на осуществление валютных операций, самостоятельно производят котировку валют в рублях, и по этим курсам (отличающимся от курсов ЦБ РФ) осуществляют обмен валют на рубли (и обратно). Эти курсы различны для наличных и безналичных расчетов[2].

Валютными операциями считаются операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, когда в качестве средства платежа используется иностранная валюта и платежные документы в иностранной валюте; ввоз и пересылка в Россию (и обратно) валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов.

  Валютные ценности могут находится в собственности как резидентов, так и нерезидентов, это право защищается государством.


4. Виды валютных операций

По действующему Закону № 3615-1 все операции, связанные с иностранной валютой, подразделяются на текущие и связанные с движением капитала.


4.1 Текущие валютные операции

К текущим валютным операциям относятся[3]:

-             переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

-             получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

-             переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

-             переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также других аналогичных операций.

4.2 Операции, связанные с движением капитала

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся[4]:

-             получение и предоставление отсрочки платежа на срок более 180 дней;

-             вложения в уставный капитал другого предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

-             приобретение ценных бумаг других предприятий;

-             переводы в оплату зданий и иного имущества;

-             предоставление или получение финансовых кредитов на срок более 180 дней. Положение ЦБ РФ от 24 апреля 1996 г. № 739 «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций», утвержденное Приказом ЦБ РФ от 3 февраля 1997 г. № 403, отменило ограничения (разрешения ЦБ РФ) на некоторые виды валютных операций, связанных с движением капитала.

Все остальные валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются только по разрешению ЦБ РФ. При этом средством осуществления всех валютных операций являются валютные ресурсы (валютные ценности), к которым относятся: иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни.


5. Экспортно-импортные и бартерные операции.

Первичная учетная документация по экспортным операциям, являющаяся основой системы банковско-таможенного контроля, определена инструкцией «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров», и включает в себя[5]:

-             паспорт сделки (ПС);

-             учетную карточку (УК) – возвратный документ. Она составляется таможенными органами на основании грузовой таможенной декларации (ГТД). Направляется ими в уполномоченные банки для текущего контроля за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки предприятиям от экспорта товаров, работ и услуг;

-             реестр – документ, выписываемый таможенными органами на базе сведений ГТД. Содержание его включает информацию об отгрузках товаров на экспорт, ожидаемых сроках и суммах поступления выручки;

-             досье – специальная подборка документов по контролю за поступлением валютной выручки; формируется уполномоченными банками по каждому паспорту сделки;

-             журнал – учетный регистр, составляемый банком для ведения отдельного учета входящих и исходящих документов валютного контроля.

Для осуществления валютного контроля за экспортно-импортными контрактами основополагающую роль играет Паспорт сделки (ПС).

В соответствии с инструкцией Банка России от 12.10.1993 г. №19 и ГТК РФ от 12.10.1993 г. № 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров" по каждому заключенному экспортному контракту, включая контракты, расчеты по которым проходят по клиринговым счетам, оформляется ПС, подписываемый уполномоченным банком.

Реестры УК вместе с копиями ГТД предоставляют уполномоченному банку возможность осуществлять надлежащий валютный контроль за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров по каждому контракту.

Аналогично, как и при экспортных сделках, осуществляется валютный контроль по импортным сделкам.

Основными документами валютного контроля по импортным операциям определены:

-             паспорт импортной сделки (Пси);

-             учетная карточка импортируемых товаров (УКи);

-             карточка платежа;

-             досье по импортной сделке (Досье «Импорт»);

-             гарантия валютного контроля (Гарантия ВК);

-             журнал учета входящих и исходящих документов валютного контроля.

Приведенный перечень по ряду позиций аналогичен документам, используемым в организации валютного контроля по экспортным операциям (паспорта сделки, учетные карточки и др.). Основным базовым документом валютного контроля, как и по экспортным операциям, становится тот же паспорт сделки. Он выписывается в двух оригинальных экземплярах: один остается в банке, другой выдается на руки импортеру. Форма паспорта сделки по импортным операциям отличается от формы по экспортным операция одним лишь реквизитом: в разделе «Реквизиты и условия контракта» ПС указано «Поступление выручки», а в этом же разделе ПСи - «Оплата товара»[6].

Процедура контроля за импортными операциями представляется более сложной по сравнению с контролем за экспортными операциями, несмотря на идентичность в выборе задачи организации валютного контроля по импортным и экспортным операциям.

Во-первых, товарная номенклатура (ТН ВЭД) по ввозу товаров значительно шире, а, следовательно, банкам сложнее идентифицировать такие платежи применительно к конкретным поставкам товаров. Именно поэтому, как показывает практика работы таможенных органов импортеры в большей степени чем экспортеры умышленно указывают в грузовой таможенной декларации неправильные коды ТН ВЭД на ввозимые товары с целью занижения уплаты таможенных платежей.

Во-вторых, если среди участников ВЭД, осуществляющих экспортные поставки, преобладают участники, работающие длительное время на внешнем рынке, то этого нельзя сказать об импортерах. Среди последних значительный удельный вес составляют физические и юридические лица, осуществляющие разовые операции.

В-третьих, до принятия указанного «импортного контроля» в стране по существу отсутствовало на законодательном уровне требование об обязательности ввоза товаров на территорию Российской Федерации. если российским участником ВЭД был произведен для этих целей соответствующий платеж. Для недобросовестных предпринимателей такая ситуация представляется удобной лазейкой для вывоза капитала.

В-четвертых, установленные ставки импортного тариф не отражают общемировую тенденцию к защите и поддержке отечественных производителей путем поощрения ввоза сырья и полуфабрикатов и установления повышенных ставок для готовой продукции. Это еще более усугубляет негативную позицию российских импортеров всеми дозволенными, а большей частью недозволенными способами занизить таможенную стоимость ввозимых товаров.

Отсюда стремление государства найти способ стимулирования внешнеэкономических связей, более эффективные формы и средства валютного регулирования и контроля.


6. Валютный контроль в РФ

Валютное регулирование—деятельность государства, направленная на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. Страны с помощью валютного регулирования стремятся поставить под контроль государства валютные операции, предоставление иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу и тем самым поддержать равновесие платежного баланса и устойчивость валюты.

      Основными принципами валютного контроля являются[7]:

-             Полная конвертируемость валюты РФ по текущим операциям;         

-             Предотвращение утечки капитала, мобилизация валютных ресурсов;       

-             Контроль за операциями нерезидентов в валюте РФ;                

-             Ограничение использования иностранной валюты во внутреннем обороте; 

-             Контроль за обращением наличной иностранной валюты  и  иных  валютных ценностей.

Органами валютного контроля (ЦБ РФ и Правительством Российс­кой Федерации) и их агентами (уполномоченными банками) осуществля­ется валютный контроль с целью обеспечения соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

-             определение соответствия проводимых валютных операций дейст­вующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений;

-             проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

-             проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

-             проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

-             Основным органом валютного контроля в РФ является ЦБ РФ, который:

-             определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

-             издает нормативные акты, обязательные к исполнению резидентами и нерезидентами;

-             проводит все виды валютных операций;

-             устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностран­ной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ;

-             устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

-             устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченным банкам, а также порядок и сроки их предоставления;

-             выполняет другие функции.

Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Он осуществляет непосредственно Правительством и Центральным банком России, а также через агентов валютного контроля, подотчетные органам валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции вправе проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения, изымать документы, содержание которых противоречит действующему валютному законодательству. В их функции входит также приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках, лишать лицензий и разрешений на право ведения валютных операций при непредставлении необходимых документов и информации. В конце 1995 г. функции валютного и экспортного контроля, помимо ЦБ РФ, осуществлялись ГТК, Министерством финансов, Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой полиции, МИД (в части координации с заграницей по пресечению отмывания преступных денег), судебными, правоохранительными органами и Министерством по сотрудничеству со странами участниками СНГ. Координирующим органом деятельности указанных ведомств и министерств в данной сфере внешнеэкономической деятельности является Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России), образованная в соответствии с Указом Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444. Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, проводят соответствующие проверки. По представлению агентов валютного контроля органы валютного контроля имеют право налагать установленные законодательством взыскания.

7. Заключение

Валютные операции являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Межхозяйственные связи немыслимы без налаженной системы валютных отношений. В специфической форме они реализуют и развивают законы денежного обращения, действующего внутри страны. Поэтому целью данной работы являлось изучение  основ учета валютных операций.

В результате проделанной работы были достигнуты следующие задачи:

-             Изучена законодательная основа валютного регулирования в РФ;

-             Изучены основные принципы валютных операций в РФ;

-             Проведен обзор двух видов валютных операций: текущих и операций, связанных с движением капитала;

-             Описан порядок экспортно-импортных валютных операций;

-             Изучены принципы осуществления валютного контроля в РФ.


Список литературы

1.    Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» в редакции от 12 июля 1999 года.

2.    Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1995 года.

3.    Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г. №3615-1 ( в ред. Федеральных законов от29.12.98 №192-ФЗ, от 05.07.99 №128-ФЗ).

4.    Колесникова В.И., Кроливец Л.П. Банковское дело. М, Финансы и статистика, 1995 г.

5.    Бурлак Г.Н., Кузнецова О.И. Техника валютных операций: Учебное пособие для вузов.- М.:Финстатинформ,1998 г.

6.    Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1999 г..

7.    Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002 г.













[1] Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г. №3615-1 ( в ред. Федеральных законов от29.12.98 №192-ФЗ, от 05.07.99 №128-ФЗ).


[2] Бурлак Г.Н., Кузнецова О.И. Техника валютных операций: Учебное пособие для вузов.- М.:Финстатинформ,1998 г.

[3] Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г. №3615-1 ( в ред. Федеральных законов от29.12.98 №192-ФЗ, от 05.07.99 №128-ФЗ).


[4] Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г. №3615-1 ( в ред. Федеральных законов от29.12.98 №192-ФЗ, от 05.07.99 №128-ФЗ).


[5] Бурлак Г.Н., Кузнецова О.И. Техника валютных операций: Учебное пособие для вузов.- М.:Финстатинформ, 1998 г.


[6] Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002 г.


[7] Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г. №3615-1 ( в ред. Федеральных законов от29.12.98 №192-ФЗ, от 05.07.99 №128-ФЗ).