Содержание

Валютно-финансовые отношения  предприятий с зарубежными партнерами. 3

Международный маркетинг: понятия, особенности. 6

Задача 1. 8

Задача 2. 11

Список литературы.. 14

Валютно-финансовые отношения  предприятий с зарубежными партнерами.

В сделках внутри страны люди используют национальную валюту, но для проведения операций за границей им нужна иностранная валюта. Например, если украинская фирма заключает контракт с американской на поставку оборудования, то ей нужна американская валюта для оплаты сделки. Для этих целей существуют специальные рынки, на которых может быть куплена или продана иностранная  валюта и которые называются валютными рынками.

Для своих участников они предоставляют клиринговые услуги, возможность застраховаться от валютных рисков. Также имеется возможность     “спекулировать”, приобретая или продавая валюту, то есть играя на ее будущей цене.

Валютная сделка представляет собой обмен денег одной страны на деньги другой. Подавляющая часть денежных активов, продаваемых на валютных рынках, имеет вид депозита до востребования в банках, осуществляющих торговлю друг с другом. Только незначительная часть рынка приходится на обмен наличных денег[1].

Основные участники  торговых  сделок  на валютном рынке - это крупные коммерческие банки,  во многих случаях выполняющие функции дилеров в рыночном процессе.  В этом качестве они поддерживают позицию двух или более валют, т.е. обладают вкладами, выраженными в этих валютах.  Например,  "Чейз  Манхеттен  Банк"  имеет  отделения в Лондоне и Нью-Йорке. Отделение в Нью-Йорке располагает депозитами в фунтах стерлингов  в  лондонском отделении,  а отделение в Лондоне - депозитами в долларах в Нью-Йорке.  Каждое из  этих  отделений  может  предоставить вкладчику иностранную валюту в обмен на местный вклад.  На осуществлении этой операции банк получает прибыль как дилер,  продавая иностранную валюту по "цене продавца", которая немного выше "цены покупателя", по которой банк приобретает валюту.  Конкуренция между банками удерживает  разрыв  между  "ценой покупателя" и "ценой продавца" на уровне 1%  для больших международных деловых операций.

Иногда коммерческие банки выступают в роли брокеров.  В этом качестве они не "поддерживают позицию" по определенным валютам, но только сводят вместе продавцов и покупателей.  Так,  например,  какая-либо английская фирма может попросить лондонский банк выступить в роли брокера при необходимой ей организации обмена долларов на фунты.

Кроме коммерческих  банков  на  внешнем валютном рынке существует небольшое количество небанковских  дилеров  и  брокеров.  Коммерческие банки  используют независимых брокеров как посредников при заключении значительных оптовых сделок между собой[2].

1. Телеграфные  переводы  - являются основным способом проведения международных обменных операций.  Предположим,  что некая американская компания  продала сети розничных магазинов в Великобритании партию медикаментов,  оцениваемую в 1000 долларов.  Банк, на который замыкаются операции  этой  компании,  -  это коммерческий банк в Нью-Йорке.  Этот нью-йоркский банк пошлет телеграфное сообщение Лондонскому  банку  британской сети розничной торговли, сообщая ему о необходимости поместить 1000 долларов на банковский счет нью-йоркского банка в  его  лондонском отделении.  После этого банк Нью-Йорка предоставляет поставщику кредит на эквивалентную сумму в долларах.  Перевод денежных средств с помощью телеграфа  обычно осуществляется на первый или второй день,  следующий за покупкой или продажей.

2. Переводные векселя.  В случае продажи партии медикаментов операция может быть организована следующим образом. Во-первых, британская торговая  компания  получит  в своем банке кредитное письмо и перешлет его американской фирме - поставщику. Получение этого документа обяжет экспортера выписать переводной вексель на британский банк.  Этот переводной вексель - суть распоряжение, подобное банковскому чеку, которое  подразумевает,  что банк обязан заплатить экспортеру определенное количество денег.  Экспортер может затем продать этот вексель  коммерческому банку, получив взамен эквивалентное количество долларов. Когда по этому векселю будет оплачено,  коммерческий банк получит  платеж  в фунтах стерлингов.

Платежный вексель  может быть оплачен немедленно или в определенный момент в будущем - например, через 30, 60 или 90 дней спустя. Если экспортер выписывает вексель,  подлежащий оплате через 90 дней,  а наличные средства нужны ему немедленно, он может снова обратиться за помощью в коммерческий банк.  В этом случае коммерческий банк приобретет вексель с учетом дисконтной  ставки,  которая  отражает  преобладающую норму процента[3].

Если коммерческий  банк,  выкупив  вексель,  не хочет держать его полные 90 дней,  он может предпринять следующий шаг.  Этот банк  может связаться с британским банком,  на который выписан вексель, и затребовать подтверждение,  что данный вексель будет оплачен в срок. По получении  подтверждения  вексель помечается как "акцептованный вексель" и становится банковским акцептом,  который может быть реализован на открытом рынке ценных бумаг, во многом аналогичным образом как иные краткосрочные ценные бумаги - казначейские векселя федерального правительства, коммерческие ценные бумаги и т.д.

3. Валюта и дорожные чеки. Кроме телеграфных переводов и переводных векселей небольшая доля финансовых операций на международных  рынках  обеспечивается  собственно  валютой и дорожными чеками.  Пусть вы собрались во Францию.  Вы можете обратиться к дилеру, специализирующемуся  на торговле иностранной валютой, или в ваш банк и обменять валюту США на французскую.  Банк или дилер от этой операции получает  прибыль за  счет  разницы в "цене продавца" и "цене покупателя",  во многом по своему характеру схожей с извлечением прибыли  при  совершении  значительных сделок,  требующих обмена банковскими вкладами. Однако при совершении небольших валютных операций такого рода разрыв в цене составляет  в  среднем  4  - 5 процентов,  как это принято при осуществлении больших финансовых операций на международном валютном рынке.

Туристы и  путешественники  считают, что дорожные чеки более безопасны, чем валюта. Отправляясь во Францию, вы можете приобрести дорожные чеки, деноминированные либо в долларах, либо во франках, в коммерческом банке или в компании типа "Америкен экспресс".  Владельцу французского  отеля,  который  берет дорожные чеки компании "Америкен экспресс" в виде платы за услуги,  депонирует их в местном банке, получая кредит во франках независимо от того,  в какой валюте исчислена стоимость чека. Французский банк затем получит доллары или соответствующее количество франков у "Америкен экспресс".


Международный маркетинг: понятия, особенности.

Международный  маркетинг - это  логика  предпринимательского  мышления,  рассматривающая  весь  мировой  рынок  как  сферы  производственно-сбытовой  деятельности  и  источник  получения  прибыли  на  систематизированной  плановой  основе[4].

Сущность  международного  маркетинга - рассмотрение  всего  мира  как  своего  потенциального  рынка,  его  анализ  и  удовлетворение  его потребностей.


Особенности  международного  маркетинга:

1. Большой  риск,  так  как  международному  маркетингу  нужны большие  усилия,  чтобы  определить  метод  работы  на  рынке.

2. Более  высокие  требования  к  конкурентоспособности  товара.

3. Большие  трудности  в  изучении  рынка.

4. Более  высокая  конкуренция  рынка  и  необходимость  учета  международного  ведения  дел.

5. Международный  маркетинг  дает  возможность  определить  целевые  позиции  фирмы  в  управлении  деловой  активности  фирмы  на мировом  рынке.

Задачи  международного  маркетинга

Задачи  международного  маркетинга  можно  сформулировать  как  ответ  на  следующие  вопросы:

1. Выходить  или  нет  на  зарубежный  рынок?  (этот  вопрос  решается  при  определении  целей  выхода  и  угроз)

2. На  какой  рынок  выходить?  (определяется  с  каким  товаром  выходить - со  старым  или  с  новым)

3. Как  выйти  на  рынок  и  как  найти  потребителя?   (самостоятельно  или  с  партнером;  в  качестве  экспортера  или  импортера;  самостоятельно  или  с  посредником;  поставлять  готовую  продукцию  или  полуфабрикаты)

4. Какую  программу  маркетинга  необходимо  разработать,  чтобы  достичь  целей?

5. Какие  экономические,  научно-технические  результаты  можно  получить,  участвуя  в  международном  разделении  труда?

6. Как  организовать  на  предприятии  процесс  разработки  и  реализации  программы  международного  маркетинга?

Последовательность  решений,  принимаемых  в  международном  маркетинге:

1. Анализ  среды  международного  маркетинга.

2. Определение  целей  выхода  на  международный  рынок.

3. Анализ  и  определение  рынка  выхода.

4. Определение  способа  выхода  на  внешний  рынок.

5. Принятие  решения  о  комплексе  маркетинга.

6. Выбор  структуры  организации  работ  по  маркетингу  (службы  маркетинга).

Задача 1


Раздел сроки «Сроки поставки» в договоре международной купли-продажи товаров. Составьте к договору международной купли-продажи раздел: «Сроки поставки»

Договор международной купли-продажи – наиболее важный из всех внешнеторговых договоров.

Путем заключения и исполнения именно такого договора осуществляется внешнеторговый товарообмен, составляющий основную часть внешней торговли России. С данным договором тесно связаны различные виды договора подряда -  сделок, направленных   на выполнение работ и оказания услуг, сопутствующих поставке машин и оборудования. Исполнение договора этого вида предполагает заключение договора перевозки и страхования, а нередко также лицензионного договора, который заключается для того, чтобы обеспечить производство товаров, предусмотренных договором международной купли-продажи товаров. Существуют различные виды договоров купли-продажи:

-     Контракт разовой поставки - единовременное соглашение, которое предусматривает поставку согласованного количества товара к определенной дате, сроку, периоду времени;

-     Контракт с периодической поставкой предусматривает регулярную (периодическую) поставку определенного количества, партий товара на протяжении установленного в условиях контракта срока, который может быть краткосрочным (обычно один год), и долгосрочным (5-10 лет, а иногда и больше).

-     Контракты на поставку комплектного оборудования предусматривают наличие связей между экспортером и покупателем-импортером оборудования, а также специализированными формами, участвующими в комплектации такой поставки.

-     Контракты с оплатой в денежной форме и с оплатой в товарной форме полностью или частично. Контракты с оплатой в денежной форме предусматривают расчеты в определенной  согласованной сторонами валюте с применением обусловленных в контракте способов платежа (наличный платеж, платеж с авансом и в кредит) и форм расчета (инкассо, аккредитив, чек, вексель).

-     Контракты с оплатой в смешанной форме, например, при строительстве на условиях целевого кредитования предприятия “под ключ” оплата затрат происходит частично в денежной, а частично в товарной форме.

-     Бартерные сделки - товарообменные и компенсационные соглашения, которые предусматривают простой обмен согласованных количеств одного товара на другой.

-     Простое компенсационное соглашение, так же как и товарообменное, предусматривает взаимную поставку товаров на равную стоимость. Однако в отличие от товарообменной, компенсационная сделка предусматривает согласование сторонами цен взаимопоставляемых товаров. В такой сделке обычно фигурируют не два товара, а значительное число предполагаемых к обмену товаров.

В целом внешнеэкономические контракты обычно содержат следующие основные статьи, располагаемые в определенной последовательности: преамбула и определение сторон; предмет договора; цена и общая сумма контракта; качество; сроки поставки; условия платежа; упаковка и маркировка товаров; гарантии; штрафные санкции и возмещение убытков; страхование; форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы); арбитражная оговорка.

Срок поставки - согласованные сторонами и предусмотренные в контракте временные периоды, в течение которых продавец должен передать предмет сделки покупателю. При этом предмет сделки может быть поставлен как единовременно, так и по частям. При единовременной поставке стороны указывают один срок поставки. При поставке по частям в контракте указываются сроки поставки для каждой партии.

Сроки поставки в контракте могут быть установлены следующими способами: определением фиксированной даты поставки; определением периода, в течение которого должна бать произведена поставка ( месяц, квартал, год); применением специальных терминов («немедленная поставка» «со склада» и т.д.)

Возможность досрочной поставки товара продавцом должна специально оговариваться в контракте. Если это не оговорено, то по обычаю досрочная поставка возможна только с согласия покупателя. Оговорка о досрочной  поставке обычно предполагает и досрочную оплату товара покупателем.

Во многих случаях в контракт купли-продажи вносится и оговорка о дате поставки. Это позволяет сторонам сделки в дальнейшем избежать споров о точности соблюдения сроков поставки. Дата поставки определяется в зависимости от способов перевозки товара и может быть: датой транспортного документа, свидетельствующего о принятии товара к перевозке; датой складского свидетельства; датой подписания приемочно-сдаточного акта представителями продавца и покупателя.


Проект внешнеторгового контракта

КОНТРАКТ  № 001


г. Новосибирск                                                                             " 15 "апреля 2004 г.

АО «Индастри Консалтинг», Россия, именуемое в дальнейшем Покупатель, с одной стороны, и АО «Вайниг», Германия, именуемое в дальнейшем Продавец, с другой стороны, заключили настоящий контракт о нижеследующем:

1.CPOKИ ПOCTABKИ

1.1.Поставка оборудования по настоящему контракту должна быть произведена  в течение 20 дней после заключения контракта.

1.2.Oтгрузка оборудования и запчастей производится комплектно  по позициям согласно спецификации Приложения №1 к настоящему контракту.

1.3.Датой поставки считается дата штемпеля на железнодорожной накладной  станции, принимающей  товар.


Задача 2

При заключении российской стороной контракта па поставку оборудования из Германии на условиях CIP Москва ж/д вокзал Курский – склад №1 покупатель настаивал на включение в его условиях положения о том, чтобы право собственности на товар переходило с продавца на покупателя в момент передачи товара первому перевозчику. Каковы обязательства сторон по по исполнению контракта в соответствии и этим базисом? Является ли требование покупателя правомерным? Каковы возможные варианты разрешения данной ситуации?

Поскольку пункт, определяющий распределение расходов, находится в пункте назначения, термины группы "С" часто ошибочно относят к договорам доставки (arriwal contracts), по которым продавец не освобождается от расходов и рисков до момента прибытия в согласованный пункт[5]. Следует однако подчеркнуть, что термины группы "C" имеют ту же природу, что и термины группы "F" в отношении того, что продавец считается выполнившим свои обязанности по договору в стране отгрузки. Таким образом, договоры купли-продажи на условиях терминов группы "С", подобно договорам на условиях терминов группы "F"', относятся к категории договоров отгрузки (shipment contracts). Поэтому в обязанности продавца входит оплата расходов по перевозке товара обычным путем и общепринятым способом до места назначения, а риск случайной гибели или случайного повреждения товара, и дополнительные расходы, возникающие после передачи товара перевозчику, возлагаются на покупателя. Группа терминов "С" отличается от других терминов по двум решающим пунктам, касающимся распределения расходов и рисков. Поэтому особое внимание должно уделяться дополнению обязанностей продавца на условиях терминов группы "С" в том, что касается рисков. Весьма важным является в данной группе терминов освобождение продавца от дальнейших расходов и несения рисков после надлежащего выполнения им обязательств по контракту путем заключения договора перевозки, передачи товара перевозчику и его страхования, согласно условиям СIF и СIР.

Согласно Инкотермсу, в контракте могут оговариваться детали контракта и требование покупателя является правомочным. Возможно также согласование продавцом и покупателем осуществления платежей путем документарного аккредитива, предусматривающего представление отгрузочных документов банку. Поэтому противоречащей обычному способу осуществления платежей в международной торговле была бы ситуация, когда продавец несет дополнительный риск и оплачивает дополнительные расходы после осуществления платежей по документарному аккредитиву, иными словами, после отгрузки товара. При этом разумеется, что продавец несет все расходы по транспортировке независимо от того, оплачивается ли фрахт после погрузки или он оплачивается в месте назначения (сохранный фрахт) за исключением дополнительных расходов, возникших в связи с погрузкой.

Многие договоры перевозки, предусматривающие перегрузку товара в промежуточных пунктах с целью достижения места назначения, обязывают продавца оплачивать такие расходы, включая расходы по перегрузке товара с одного перевозочного средства на другое. Если же перегрузку осуществляет перевозчик, например, для избежания непредвиденных препятствий (таких как ледостав, столкновение, трудовые конфликты, правительственные запрещения, война или иные военные действия), такие расходы относятся на покупателя.

Список литературы

1.     Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс"//Публикация Международной торговой палаты №460, 1990.- 95с.

2.     Богуславский М. М. Международное частное право. Учебник. / М.: Международные отношения, 1994. -  414с.

3.     Розенберг М. Г. Договор внешнеторговой купли-продажи (поставки). М., 1999.- 296с.

4.     Киреев А. Международная экономика, - М.: Международные отношения,-1997. - 411с.

5.     Фомишин С. В. «Международные экономические отношения» - М.: Дело, 1997 – 256с.

6.     Маркетинг: учебник /А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А.Красильников и др.; Под. Ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. -  560с.



[1] Киреев А. Международная экономика, - М.: Международные отношения,-1997г. - с 121.


[2] Киреев А. Международная экономика, - М.: Международные отношения,-1997г. –  с 121.


[3] Фомишин С. В. «Международные экономические отношения» - М.: Дело, 1997 – с 103.


[4] Маркетинг: учебник /А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А.Красильников и др.; Под. Ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. -  с 179.


[5] Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс"//Публикация Международной торговой палаты №460, 1990.-. с 15.