Введение

Для   нашей   экономики  франчайзинг сегодня  является  относительно  новым явлением,  в то  время как  в развитых странах  он  столетиями  практиковался как средство  обеспечения потребностей общества в различных услугах.  Первым     примером     франчайзинга в  США  можно  считать законодательное предоставление  прав  частному бизнесу в  таких  сферах, как  железные дороги и  банки. Полученное  от правительства исключительное  право   давало  стимул частному  бизнесу   вкладывать  значительные капиталы в развитие этих предприятий, хотя в данном случае и сохранялся   определенный  государственный контроль  за  работой  железных  дорог и банков. При этом предоставлялись определенные  привилегии  тем,  кто  мог обеспечить  требуемые  услуги.  Например, передача права  на землепользование лицу, которое  обеспечит снабжение армии,  или передача  полномочий определенному лицу на сбор налога  от имени правительства (2, стр. 14).

Таким   образом,  частный   бизнес  на этом   позволил    относительно   быстро и   качественно   развивать  предприятия разных сфер услуг без  привлечения государственных средств. Еще   более  интересные   примеры  использования  франчайзинга   частным  бизнесом были в  50-х годах  Х1Х столетия, когда  в  США  были   предоставлены  исключительные     права    изготовителям.

В  это  время  ряд  крупных предприятий, например,  компания  Зингер,  франчайзируют  право  на  продажу  своих  изделий (швейных   машин)  по   всей  территории США.  В то  время покупка  такого оборудования   в   магазине   была  необычной и   домохозяйки   скептически  отнеслись к      "механическому"     оборудованию.  К  тому  же  их  мужья  должны  были выложить   большую  сумму   за  "бесполезную"  в   их  понимании   вещь,  имеющую только   одно   достоинство – облегчение труда их  жен. Единственный  способ продажи  такого  товара  -  это  "агрессивный"  продавец,  способный  принести товар  прямо к  покупателю и  показать чудеса,  которые  эта  машина  может  творить.  Поскольку  денег  у  компании для найма  продавцов  не было,  молодой Зингер  придумал  систему,  когда независимые   продавцы  (дилеры)   могли  купить право  на   продажу  швейных   машин  на определенной  территории.   Дилеры  платили  60  долларов  за машину,  а продавали  за  125  долларов. В  течение нескольких  лет  сотни дилеров  стали богатыми людьми (2, стр 20).

Одна  из  первых  успешных  франчайзинговых  систем  была   применена  компанией General Motors.  В 1898  году молодая  компания,  не  имеющая  остаточно   наличного   капитала,  необходимого для  открытия  магазинов,  начала продажу  паровых  двигателей   через  систему дилеров. Эта система  по сей  день остается  основным  способом  продажи  автомобилей.   Одним  из   первых  франчайзи оказались  владельцы  магазинов  по продаже  велосипедов  и  магазинов  ширпотреба.  С 50-х  годов нашего  столетия во многих  странах  особенно  быстро начала развиваться    франчайзинговая   система создания  отелей  и   ресторанов.  Этому способствовало  появление  в  США  закона  о  товарном  знаке. Предприятие-производитель  продукции, работ  или услуг,  имевшее  среди  конкурентов  свои  индивидуальные    особенности,    достаточно высокую   репутацию   качества  обслуживания,  на определенных  условиях приобретало  товарный  знак   (торговую  марку).  Владельцем  товарного  знака могли быть   выданы  лицензии   другим  фирмам на определенный  отрезок времени,  в течение  которого   владелец  контролирует качество  товаров  или  услуг, продаваемых под его товарным знаком.

Продажа   другим   предприятиям  права на  использование своего  товарного знака    под    разносторонним    контролем и  под  защитой  закона  позволяла  владельцу  расширить  границы  своего  бизнеса  без  больших  капитальных  и текущих  затрат.  Постепенно на  этой основе стали  складываться   определенные  правила  ведения  дел  владельца  товарного знака  (франчайзера)   с  предприятиями, которые  приобрели  лицензии  на  их использование (франчайзи), т. е. складывались отношения франчайзинга.

Развитие  сети  предприятий,  работающих   по  системе   франчайзинга,  имело и  свои проблемы.  Большая часть  их была  связана с  тем, что  некоторые франчайзеры  стремились  продать  больше лицензий  франчайзи,  чем  позволяли  объемы  продажи  товаров  и  услуг  населению,   а   также   возможности  обучения и помощи франчайзи.

Ошибки,    совершаемые    франчайзерами  по  отношению  к   франчайзи,  периодически  приводили  к  судебным  разбирательствам,  привлекая,  таким  образом, внимание    администрации    и   органов местной  власти. В  результате принимавшиеся в 60-е и  70-е годы  нормы законодательства  касались   проблем  франчайзинга  в  конкретных   отраслях  промышленности,   например,   в  автомобильной и автосервисе.

В настоящее  время в  практике бизнеса гораздо  меньше   злоупотреблений,  связанных с франчайзингом, и  он является основой многих предприятий. Одним из  наиболее наглядных  и убедительных примеров развития  и становления франчайзинговой  системы является  деятельность   всемирно  известной фирмы  "МакДональдс",  которая  в  настоящее  время  может  рассматриваться как бесспорный лидер в индустрии быстрого обслуживания (1, стр. 43).

Наивысший  подъем  в  развитии  франчайзинга   продолжался   на  протяжении последующих  десятилетий до  конца 80-х годов. В 1984  году почти  треть объема продажи  во  всех магазинах  США (около 500 млрд.  долларов) -  была реализована  через  франчайзинговые  фирмы.

Франчайзинг  создает 13  % национального  богатства  в  валовом  национальном продукте - это  в три  раза больше, чем  торговля  автомобилями.  Как работодатель     франчайзинг   представляет свыше  7  миллионов рабочих  мест, причем очень много  из них  для неквалифицированных  рабочих,  которые  не имели другой  возможности  найти  работу.  По данным   министерства    торговли   США реализация  товаров  и  услуг компаниями,  работающими  по  системе  франчайзинга,  возрастает  на  10%  ежемесячно Американский   франчайзинг,  обретя большой  внутренний  опыт,  двинулся за границу, чтобы  пустить ростки  на других  рынках (2, стр 31).  Многие  компании  продали свои франшизы в  других странах,  а некоторые  из  них быстрыми  темпами расширяют свою международную сеть.

В настоящее время более  350 американских  фирм  и  их  франчайзи владеют более чем  32 000  торговых предприятий в других странах.

Бурное  развитие   франчайзинга наблюдается  в  Канаде,  Западной Европе, Японии,   государствах   Тихоокеанского региона,  Австралии,   странах  региона Карибского  моря.  Франчайзеры  из других стран, в свою очередь, присматриваются  к  рынку  США.  По-видимому, международный   франчайзинг   в  ближайшее время будет развиваться еще  более быстрыми  темпами.  Франчайзеры  ищут  потенциальных   франчайзи   в  зарубежных странах, а многие  частные лица  и фирмы  активно  ищут франчайзеров  из других стран,  чтобы приобрести  их лицензию и  права и  при их  финансовой поддержке, на  их  технологии производства и  обслуживания  делать  свой  прибыльный бизнес.

В  России  истинным  первопроходцем франчайзинга   стала   научно-производственная  фирма  "ДОКА"  (г. Тольятти), которая возникла  в 1990  г. и  с этого момента, несмотря  на все  свои возможности,  занималась  исключительно  производственной   деятельностью.  Направление  этой  деятельности  определилось также  практически с  момента возникновения  фирмы  -   создание  оборудования для  мелкого  и  среднего  бизнеса.  Отрасль,  в  которой  работает   НПФ  "ДОКА",  на  протяжении   десятилетий  развивалась  по  так  называемому  остаточному  принципу.  Если   и  производилось оборудование  по   переработке  сельхозпродукции,  то  оно  было  предназначено для  больших   государственных  заводов. Иное и не  требовалось -  слоя независимых  товаропроизводителей   тогда  просто не существовало (1, стр 59).

Содержание

1.     Теоретическая часть                                                                                                5

2.     Практическая часть                                                                                       10

3.     Список литературы                                                                                       18


Теоретическая часть

Преимущества франчайзинга

Смысл и ориентация франчайзинга на успех для его участников — факторы, ко­торые отличают его от других концепций бизнеса. Их можно выразить лишь одним всеобъемлющим словом: систе­ма, которая предполагает наличие разнообразных  дополнительных  услуг и льгот. Отличительной чертой франши­зы является не продукт или услуга сами по себе, а качество системы.

Франчайзинг открывает широкие воз­можности для бизнесмена. Эта система позволяет осуществлять успешный биз­нес, даже если он и невелик, дает ему большие возможности для развития, не принося в жертву прав собственности.

Используя франчайзинг, франчайзер стремится получить выгоды от широко­го и быстрого расширения своего биз­неса, не прибегая к кредитам и не беря на себя серьезные финансовые обяза­тельства. Чем больше он способствует успеху франчайзинга, тем на больший доход в виде роялти он может рассчиты­вать. Чтобы обеспечить такой успех, важно предоставить франчайзи стандар­тизированную систему учета и выполне­ния деловых операций, а также сохра­нить контроль над оформлением торго­вой точки, местом оказания услуг, обо­рудованием и поставками. Франчайзинг позволяет производите­лям осуществлять больший контроль над условиями реализации своей про­дукции по сравнению с тем, который они могли бы осуществлять, если бы использовали один из каналов реализа­ции, где отсутствует такая тесная взаи­мосвязь с агентами или представителя­ми.

Франчайзинг дает предпринимателю возможность начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и под­держкой со стороны того, кто предо­ставляет франшизу. Создавая новое предприятие, предприниматель часто не уверен, что ему будет сопутствовать ус­пех. С помощью франшизы предприни­матель (бизнесмен) получает соответ­ствующую поддержку и при реализации продукции, а кроме того имеет право воспользоваться именем компании (час­то и торговой маркой), обладающей хо­рошей репутацией на рынке. Однако не следует думать, что желание иметь свое собственное дело и вступление в отно­шения франчайзинга,—это простое ре­шение проблемы. Здесь следует учитывать возможные факторы риска, кото­рые рассматриваются ниже.

С самого начала франчайзингового предприятия деловые и юридические ас­пекты тесно связаны. Например, сразу после того, как сделано предложение о франчайзинге, название и торговая марка, которые будут использоваться, должны быть зарегистрированы. Эти действия будут только началом посто­янного внимания за незаконным исполь­зованием торговой марки.

Так, компания Coca–Cola содержит небольшой специальный высокооплачиваемый штат сотрудников для за­щиты торговой марки и названия. Защи­щая свою торговую марку, владелец защищает репутацию своего продукта или услуги. Таким образом, покупатель зна­ет, что он получит именно то, что хочет, а не заменитель, и поэтому торговая марка Coca–Cola становится очень важной частью системы франчайзинга в компа­нии Coca–Cola . Имеется прямая связь между действиями по защите тор­говой марки Coca–Cola и ценностью концентрата, который компания прода­ет своим франчайзи. Хорошая репута­ция, завоеванная продуктом, с течением времени приобретает значительную цен­ность. Это одна из ценностей, которую приобретает франчайзи, покупая франчайзинг. Это только один пример тесной связи между бизнесом (стоимостью франчайзинга) и юридическими факто­рами (защита торговой марки), которые имеются в каждой торговой системе.

Одним из  основных преимуществ по­купки франшизы является то, что предприниматель получает возможность избавиться от головной боли, связанной с началом нового бизнеса на пустом месте. Франчайзер, как правило, пред­ставляет план с четкими инструкциями по поводу организации предприятия. При этом ему даются рекомендации по размещению предприятия, если эти воп­росы не определены заранее. При предо­ставлении франшиз на розничную тор­говлю во многих случаях, как, напри­мер, это делает компания МакДональдс, проводятся маркетинговые исследования, главной целью которых получение уверенности в том, что новое предприятие достигнет поставленных перед ним целей. Оценка интенсивности спроса, особенностей городской инфра­структуры, демографических тенденций, график роста деловой активности в регионе, уровня конкуренции и т. п. явля­ется важной составляющей при приня­тии решения о том, где разместить пред­приятие. Часто франшиза предполагает наличие определенного имени, которое дает предпринимателю достаточно быс­трое признание в определенном рыноч­ном пространстве. Это, естественно, не гарантирует успеха, но обеспечивает ус­ловия для начала предпринимательской деятельности с положительной репута­цией.

Соглашаясь на контроль со стороны франчайзера по многим вопросам орга­низации ведения бизнеса, предпринима­тель получает определенные преимущес­тва, поскольку благодаря этому у него появляется возможность извлечь пользу из чужой многолетней практики проб и ошибок, приобрести готовый опыт в этих важнейших сферах.

Большое значение в ведении и успехе дел имеет реклама. При обычных усло­виях организация широкой рекламы в прессе и на телевидении по каждой отдельной франшизе представляется де­лом довольно дорогостоящим. Однако в системе франчайзинга вполне возмож­но  объединение  предпринимателей, и при внесении доли каждым из них в соответствии с объемом деятельности такая организация в целом в состоянии проводить широкую рекламу в прессе для упрочнения репутации фирмы. Вместе с тем каждый франчайзи может впоследствии направить усилия на про­движение товаров на своей территории в пределах, очерченных соглашением о франшизе.

При государственном регулировании хозяйственной деятельности путем ли­цензирования и налогообложения серь­езное значение имеет организация уп­равления бизнесом. При заключении франчайзингового соглашения даются советы по управлению, предоставляется информация о налогах и других аспек­тах деятельности компании. Так, предпринимателю франчайзи   передаются хорошо зарекомендовавшие себя управ­ленческие решения, ориентированные на успех и обеспечивающие его процвета­ние.

Ключ к успешному развитию франчайзинговой системы—хорошие отно­шения сотрудничества между франчайзером и франчайзи. Франшиза, которая была продана только с целью получения платы, потерпит неудачу. Франчайзеры, которые не оставят для франчайзи на­дежды на получение достаточного до­хода, также потерпят неудачу. Во франчайзинге нет места проходимцам и жу­ликам, и их не должно быть. И дейст­вительно, большинство известных в ми­ре франчайзеров в настоящее время создают надежные бизнесы для себя и своих франчайзи. Правильная рабочая философия—это не «Сколько капитала я могу получить от франчайзи для рас­ширения моего бизнеса", а «Как мне сделать франчайзинг таким, чтобы он представлял собой хорошую возмож­ность для бизнеса и чтобы его хотели получить высокопрофессиональные по­тенциальные франчайзи".

Франчайзинг позволяет бизнесменам развиваться более быстро, чем любая другая система, в этом его огромное достоинство. Франчайзинг — проверен­ная система развития, и никакая другая система не может с ней соперничать по эффективности.

В то же время франчайзинг позволяет использовать энергию, таланты и амбиции людей, которые не выполняли бы работу в традиционных условиях найма, и работу в чужом бизнесе.


Состояние дел в сфере франчайзинга в России


Для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах. В условиях централизованной экономики торговая марка и предоставление торгового знака не практиковалось, т.к. не существовало конкуренции среди производителей товаров и услуг. Но, не смотря на это, подобие торговой марки существовало и тогда, например мы предпочитали кондитерские изделия «Красный Октябрь», или бакалейную продукцию «Колосс» всем другим.

Одним  из первых франчайзингов в России можно считать начало производства  Пепси-Колы. Это предприятие функционировало по схеме производственного франчайзинга. Производитель поставляет концентрат, технологию, предоставляет оборудование, обучает персонал, дает разрешение на производство и продажу продукта под своей торговой маркой.

В настоящий момент, рынок предложения  по франчайзингу можно разделить на несколько групп по владельцам предоставляемой франшизы, по комплексу услуг или же по сфере предоставления услуг. Мы решили провести классификацию по видам франчайзинга: торговый, производственный, деловой франчайзинги.

Сфера торгового франчайзинга.

 Сюда можно отнести практически любого  производителя, обладающего товаром, защищенным торговой маркой. Заключается договор о поставке товара и условиях продажи, плюс права производителя товара, защищаются законом об авторском праве. Сюда можно отнести фирменные магазины, владельцами или совладельцами которых являются резиденты России. Особенно это касается рынка электротоваров, вычислительной техники  и программного обеспечения. Многие торговые фирмы специализируются на продажи товара, защищенного торговой маркой, но от франчайзинга там остается очень мало, скоре это взаимоотношения, регулируемые законом об авторских правах, патентным законодательством и т.д. 

Рынок производства, связанный с франчайзинговыми отношениями в России в основном находится в нише производства программного обеспечения, сборки и продажи компьютеров. В основном это вызвано технологическим отставанием от запада в сфере производства микросхем.  В России появились уже свои brand-name’ы, компании, занимающиеся сборкой из импортных комплектующих компьютеров и разработкой программного обеспечения. Среди низ можно выделить: ВИСТ (сборка, продажа компьютеров через дилерские сети), компании типа R-Style (разработка программного обеспечения, сборка компьютеров, продажа импортных brand-name компьютеров, продажа лицензионного программного обеспечения, создание собственных салонов-магазинов. Компании занимающиеся только разработкой программного обеспечения ( 1С ).  Кстати, деятельность 1С очень интересна с точки зрения их подхода. 1С:ФРАНЧАЙЗИНГ представляет собой сеть предприятий, осуществляющих комплексные услуги по автоматизации учетной и офисной работы. Помощь в выборе программных средств, продажа программных продуктов, доставка, установка, настройка, внедрение, послепродажное обслуживание, консультации, обучение пользователей. Они постарались действительно предложить новый вид услуг на рынке программного обеспечения

Фирмы-франчайзи работают под единой маркой “1С:Франчайзинг”, имеют в своем составе аттестованных фирмой “1С” специалистов, гарантируют высокое качество выполнения стандартного набора услуг. Франчайзинговая сеть “1С” сформирована на базе коллективов, имеющих опыт не только продаж программных продуктов, но также и до-, и послепродажного обслуживания клиентов. Всегда в наличии программные продукты ассортиментного минимума.

У фирм- ”1С:Франчайзи” всегда имеются в наличии программные продукты ассортиментного минимума. В него входят бухгалтерские программы фирмы “1С”, а также наиболее популярные программные продукты российских и зарубежных фирм, необходимые при автоматизации офиса. Все зарубежные программы, включенные в ассортиментный минимум, представлены русифицированными версиями. Бухгалтерские программы “1С”:

    1С:Бухгалтерия: базовая, ПРОФ, сетевая, “клиент-серверная”, DOS, Windows, Windows 95, Macintosh 1C:Зарплата Офисные программы других фирм: Операционные оболочки: Norton Commander, Windows Операционные системы: Windows 95 Текстовые процессоры: Лексикон, Word, AmiPro Табличные процессоры: Lotus 1-2-3, Excel

Партнеры 1С могут использовать символику “1С” в рамках деятельности, ограниченной договором франчайзинга; получают специальную рекламную поддержку в центральной прессе, на выставках и др.; получают компенсацию затрат на региональную рекламу; получают специальную методическую рабочую информацию; получают возможность совместно с фирмой “1С” работать на крупных компьютерных выставках; имеют более высокие скидки на приобретаемые в фирме “1С” программные продукты, по сравнению с дилерами и постоянными партнерами; имеют возможность бесплатно аттестовать своих сотрудников на фирме “1С”; бесплатно проходят обучение, получают консультации в фирме “1С” по программным средствам и вопросам франчайзинговой деятельности; регулярно получают актуальную технологическую информацию, для практической работы с клиентами.

Фирма “1С” приглашает организации и частных предпринимателей, готовых оказывать услуги по установке и сопровождению бухгалтерских продуктов “1С” и других программных продуктов, включенных в ассортиментный минимум.

 После заключения договора франчайзи должен подтвердить квалификацию своих специалистов, аттестовав их в фирме “1С”.

Пример этой компании очень показателен для России, где развиваются в основном за  счет интеллектуальных ресурсов персонала, основываясь именно на этом из-за ограниченности в инвестициях.

Производственный франчайзинг.

Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Coca Cola, Pepsi, и другие продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концен­траты с другими составными продукта­ми и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам.

По данной схеме работают основные производители прохладительных напитков (Coca-Cola, Pepsico, Shweppes), компании по производству продуктов питания Mars, Nestle, Danone, компании по производству косметики и бытовой химии: Henco, J&J, Procter&Gamble. Большинство этих компаний помимо чисто франчайзинговых отношений становятся совладельцами, инвесторами: шоколадная фабрика «Россия» 51% акций у Nestle, фабрика «Дукат» - Philip Morris.

Деловой франчайзинг

Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана быстрого питания мировой франчайзиноговой системы  МакДональдс. В данный момент здесь можно наблюдать очень активное развитие  этой франчайзи, открытие новых закусочных и т.д.

Деловой франчайзинг является наиболее популярным способом франчайзинга. Так же он предлагает огромнейшее количество вариантов сотрудничества во всех областях бизнеса. При этом способе франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп ма­газинов для продажи покупателям набо­ра продуктов и услуг под именем франчайзера.

В России истинным первопроходцем франчайзинга стала научно-производ­ственная фирма ..ДОКА" (г. Тольятти), которая возникла в 1990 г. и с этого момента, несмотря на все свои возмож­ности, занималась исключительно про­изводственной деятельностью. Направ­ление этой деятельности определилось также практически с момента возникновения. Это было производство оборудования для мелкого и среднего бизнеса. От­расль в которой работала НПФ ДОКА на протяжении десятилетий раз­вивалась по так называемому остаточ­ному принципу. В стране производилось оборудование по переработке сельхоз­продукции, но оно было предназначено для больших государственных заводов, а мини пекарни, способные обеспечить хлебом небольшой район, нет. Иное и не требовалось—слоя независи­мых товаропроизводителей тогда прос­то не существовало.

В связи с  политическими и экономическими изменениями в стране, появле­нием независимых товаропроизводите­лей встал вопрос о создании доступного по цене, качественного и быстроокупаемого отечественного оборудования.

В тот момент его катастрофически не хватало. В настоящее время правильность та­кого направления подтверждается тем, что фирма «ДОКА», проводя на протя­жении трех лет активные конструктор­ские и технологические разработки в об­ласти создания оборудования по перера­ботке сельхозпродукции и разработке оригинальных технологий приготовле­ния пищевых продуктов, стала одним из ведущих и крупнейших производителей подобного оборудования в Российской Федерации.

Сотни предпринимателей, работая на оборудовании фирмы во всех уголках страны, получали высокую гарантированную прибыль. Официальные дилеры считали выгодной и перспективной ра­боту именно в продаже оборудования НПФ «ДОКА».

В России и странах ближнего зарубе­жья особенно хорошо известен первенец НПФ «ДОКА»—линия по производ­ству хрустящего картофеля (чипсов). 

Вторая широкомасштабная програм­ма фирмы—программа «ДОКА-ПИЦ­ЦА». «ДОКА-ПИЦЦА» это в первую очередь комплект оборудования для производства пиццы. Успеху программы «ДОКА-ПИЦ­ЦА» во многом способствует и то, что при ее реализации впервые в истории российского бизнеса НПФ «ДОКА» применила франчайзинговую систему .

Параллельно с осуществлением про­граммы «ДОКА-ПИЦЦА» фирма при­ступила к реализации программы «ДО­КА-ХЛЕБ". Комплект мини-хлебопе­карни предназначен для использования малыми и средними предпринимателями, пред­приятиями. Оборудование было спроектиро­вано таким образом, чтобы его можно было установить в небольшом помеще­нии, внести в обыкновенную дверь, не делая специальной перестройки. Ко­личество обслуживающего персонала (2—3 человека) сводило к минимуму на­кладные расходы.

Развертывание    широкой    сети мини-хлебопекарен    «ДОКА-ХЛЕБ" в каждом городском квартале, поселке, в каждом селе отвечало потребностям времени, позволяло решить важнейшую проблему обеспечения населения хле­бом, превратить хлебопекарную про­мышленность в современную отрасль.

Программа   «ДОКА-ХЛЕБ",   как и программа «ДОКА-ПИЦЦА", развертывалась на основе системы франчайзинга, что предполагает широкую ре­кламную кампанию во всех средствах массовой информации с возможностью для покупателя оборудования использо­вать широко известную торговую марку «ДОКА-ПИЦЦА" и «ДОКА-ХЛЕБ" в виде вывески и другой рекламной атрибутики, с обучением персонала в спе­циализированном учебном центре и пе­редачей «секретов» мастерства, рецеп­тов и технологии приготовления пиццы и хлебопечения, с разработкой экономи­ческих обоснований выгодности этого вида бизнеса, выра­боткой оригинального фирменного сти­ля, постоянной связью фирмы с покупа­телями оборудования.

Согласно мнению многих экспертов, франчайзинг как способ ведения бизнеса изменил образ Америки. Пример науч­но-производственной фирмы «ДОКА" из г. Тольятти показывает, что и в Рос­сии возможны такие же существенные изменения, а система франчайзинга поз­волит ускорить и закрепить накопленные знания в деле открытия и продолжения высоко рентабельного, современного бизнеса.


Практическая часть

Франчайзинг в сфере бытового обслуживания

В качестве примера нами взято ООО «Домовой», предприятие специализирующееся в области оказания услуг населению по химической чистке одежды.

Предприятия бытового обслуживания, как правило, являются государственными или большая их часть принадлежит ему. Особенно это характерно для химчисток. Отличие деятельности предприятия бытового обслуживания населения является то, что конечный результат труда коллектива его работников проявляется в экономической форме услуг.

Исходя из этого, выстраивается ряд сложностей, ведь услуга неосязаема и нельзя заранее определить конечный результат. Спрос на услуги имеет сезонные скачки, то слишком много заказов, то полное их отсутствие.

Также немаловажен человеческий фактор и культура обслуживания на предприятиях быта.

Организация процесса производства химической чистки изделий

Производственным процессом на предприятиях химчистки называется совокупность действий, в результате которых восстанавливаются потребительские качества  и внешний вид изделий. Ассортимент изделий, подвергшихся химической чистке, постоянно расширяется. Многие предприятия наряду с химической чисткой и крашением одежды производят чистку ковров, головных уборов, гардинно-тюлевых изделий, перопуховых изделий, мягкой игрушки, мягкой мебели и др. Производственный процесс состоит из многочисленных частичных процессов, имеющих различные формы и разнообразный характер. Все частичные процессы можно подразделить на технологические (основные) и вспомогательные.

Технологический процесс – это основная часть производственного процесса, связанная с изменением внешнего вида, формы, физических и химических свойств обрабатываемых изделий. Технологический процесс складывается из отдельных технологических операций. Технологическая операция характеризуется несменяемостью рабочего места, обрабатываемого изделия и рабочего – исполнителя. Нарушение любого из этих признаков означает, что одна операция сменяется другой.

Вспомогательные процессы не связаны непосредственно с чисткой или крашением изделий. К ним относятся транспортировка изделий в процессе обработки, контроль за качеством обработки и др. От правильной организации вспомогательных процессов в значительной мере зависит эффективность технологических процессов и производственного процесса в целом. (4, стр. 25)

Технологические и вспомогательные операции могут быть:

-        ручными – процесс осуществляется вручную, без помощи каких-либо механизмов;

-        машинно-ручными – операции выполняются машинами и механизмами при активном участии рабочего;

-        машинными – участие рабочего сводится к установке изделия, пуске машины и регулированию режимов её работы, остальные процессы осуществляются машинами и механизмами;

-        автоматизированными – операции осуществляются на автоматизированном оборудовании без помощи исполнителей;

-        аппаратурными – операции выполняются в специальных сосудах, оснащенных механизмами, называемых обычно аппаратами. Если исполнитель активно участвует в процессе обработки изделий в аппаратах, операция называется аппаратурно-ручной.

Правильно организованный производственный процесс предусматривает эффективное и рациональное использование труда рабочих, машин и аппаратов, производственных площадей с целью увеличения объема оказываемых услуг, сокращения срока выполнения заказов при одновременном снижении затрат на производство.

Рациональная организация производственных процессов должна обеспечить пропорциональность при выполнении частных процессов. Выполнение различных технологических операций за каждый час (смену) работы должно количественно соответствовать общему заданию участка (предприятия). Это может быть обеспечено при наличии необходимых пропорций в мощностях отдельных участков и технологических переходов. 

Требования, предъявляемые к организации производственного процесса:

-        одновременность выполнения отдельных технологических операций;

-        обеспечение максимально возможной непрерывности производственного процесса, предполагающей сокращение до минимума перерывов в процессе обработки изделия и прохождения его от первой до последней технологической операции;

-        сокращение количества переместительных операций и времени, которое на них затрачивается. Это достигается рациональным размещением оборудования и отсутствием возвратов изделий в ходе его обработки.

Выполнение этих требований повышает эффективность производственных процессов и в целом уровень организации производства.

Различают три типа организации производства:

1.      Единичное производство – изготовление или обработка неповторяющихся изделий. Этот тип производства характеризуется частым изменением технологической последовательности производственного процесса, низким уровнем специализации рабочих мест, использованием в основном универсального оборудования, которое располагается однородными группами, рабочие – универсалы высокой квалификации.

2.      Серийное производство – изготовление и обработка изделий сериями (партиями). Используется значительное количество специализированного оборудования, которое часто располагается по ходу технологического процесса.

3.      Массовое производство – на протяжении длительного времени изготавливается или обрабатывается большое количество однородных изделий. Используется специализированное оборудование, организация поточных линий, автоматизация производственных процессов, узкая специализация рабочих и повышение на этой основе производительности труда.

Экономически наиболее эффективным является массовый тип организации производства, поэтому здесь наиболее активно действуют западные франчайзеры. Наиболее известной является немецкая фирма «BOWE», также существуют ряд итальянских фирм специализирующихся в этой отрасли.

Массовое производство организуется по партионному или поточному методу.

Партионный метод организации чаще всего используется при серийном производстве и в отдельных случаях при массовом типе организации производства. Партионный метод организации характерен для производства со значительной номенклатурой изделий. Обработка их производится партиями, что нарушает принцип непрерывности. При данном методе используется как специализированное, так и универсальное оборудование и размещаться оно может одноименными группами или по ходу технологического процесса. За каждым рабочим местом часто закрепляется для выполнения несколько технологически однородных операций.

Поточный метод значительно более эффективный. Он получил широкое развитие во всех отраслях промышленности, а также в производстве некоторых видов бытовых услуг. Этот метод характеризуется следующими признаками:

1.      на участках, в цехах образуются поточные линии, за каждой из которой закрепляется для постоянного изготовления или обработки одно или несколько конструктивно и технологически сходных изделий (деталей);

2.      каждое рабочее место специализируется на выполнении определенной операции;

3.      все рабочие места располагаются по ходу технологического процесса;

4.      передача обрабатываемых изделий с одной технологической операции на другую производится с минимальными перерывами, благодаря чему обеспечивается высокая степень непрерывности производственных процессов. Перемещение изделий в процессе производства обычно осуществляется специальными транспортными средствами (конвейерами, транспортерами);

5.      поточное производство предполагает обеспечение определенной ритмичности выполнения технологических операций, которая достигается согласованием длительности этих операций с расчетным тактом поточной линии. (4, стр. 26-27)

Организация поточного метода позволяет осуществить комплексную механизацию и автоматизацию производственных процессов, применить и рационально использовать высокопроизводительные машины и оборудование, улучшить качество изготавливаемых изделий. Всё это обеспечивает рост производительности труда, снижение себестоимости и повышение рентабельности производства.

Наибольший эффект достигается на непрерывно – поточных линиях, где процесс производства не прерывается и изделие постоянно находится или в процессе обработки, или в процессе перемещения с одной операции на другую. Полная непрерывность достигается тогда, когда длительность отдельных технологических операций равна или кратна такту потока. В случаях кратности времени выполняемых операций такту поточной линии устанавливаются рабочие места – дублеры.

При проектировании поточной линии производится выравнивание длительности всех операций таким образом, чтобы они по продолжительности были ближе или были кратны такту потока. В тех случаях, когда не удается добиться полной синхронизации операций, поточная линия становится прерывной.

Высшей формой организации поточного производства является автоматические поточные линии.

Несмотря на значительное разнообразие выполняемых видов работ и широкую номенклатуру изделий, технологический процесс химчистки изделий состоит из ограниченного количества укрупненных операций: сортировка изделий, выведение пятен, чистка в среде органических растворителей, стирка в водных растворах и отделка изделий.

Не все изделия, поступающие в химчистку и крашение, проходят обработку по всем технологическим операциям. Так, например, через первичную сортировку проходят все изделия, чистке в среде органических растворителей подвергается »90% изделий, стирке в водных растворах – 10-15%, выведению пятен – 15-20%. (4, стр. 34) Эта особенность обязательно должна учитываться при организации процесса производства.

Существует ряд организационных форм технологических процессов, используемых в практике работы предприятий химчистки изделий. (5, стр.107)

Наиболее простая из них (А) предполагает следующий порядок организации работ: поступающие с приемных пунктов изделия проходят первичную сортировку и комплектуются в партии для чистки в среде органических растворителей и стирки в водных растворах. Здесь же производится тщательная подготовка изделий для дальнейшей обработки: обеспыливание, зачистка перед обработкой в машинах химической чистки и др. После чистки органическими растворителями и обработке водными растворами все изделия попадают на участок выведения пятен. Большинство изделий,  не имеющих пятен, после проверки направляются на участок отделки. Изделия, которые имеют пятна, обрабатываются пятновыводчиками и затем также направляются на участок отделки, где производится необходимый мелкий ремонт изделий и влажно-тепловая обработка. На этом технологический процесс заканчивается. В дальнейшем все изделия с участка отделки поступают в экспедицию. Рассмотренная форма организации технологических процессов имеет недостатки как технологического, так и организационного порядка.

Изделия перед чисткой в среде органических растворителей не подвергаются предварительному выведению пятен. Это противоречит требованиям технологии и ухудшает качество чистки, т.к. некоторые специфические и застарелые пятна вы процессе чистки в среде органических растворителей закрепляются и затем практически не удаляются.

Из практики работы известно, что лишь каждое 5-8 изделие требует удаления пятен. Между тем при этой форме организации производства все изделия вне зависимости от того, имеют они пятна или нет, поступают на участок выведения пятен. По существу на этом участке,  помимо удаления пятен, производится повторная сортировка изделий, при чем осуществляет ее высококвалифицированные пятновыводчики 4-5 разряда. Сортировку же должны проводить рабочие 2-3 разрядов. Такое нерациональное использование квалифицированного труда рабочих экономически ни чем не оправдано. Кроме того, устанавливаемый при этом порядок оплаты труда пятновыводчиков не стимулирует повышения качества работ. (5, стр. 106)

Отмеченные выше недостатки устраняются при других  формах организации технологических процессов. При случае (Б), после процессов чистки в среде органических растворителей и стирке в водных растворах вводится операция «промежуточная сортировка изделий». Это обеспечивает поступление на участок выведения пятен только изделий, имеющих пятна. Все остальные изделия после промежуточной сортировки направляются прямо на участок отделки.

В случае (В), до процесса чистки в среде органических растворителей введено также предварительное удаление пятен.

Для всех рассмотренных организационных схем характерен следующий недостаток: не все изделия, поступающие на предприятия химчистки, проходят обработку на всех технологических операциях. Также удельные веса изделий, требующих того или иного вида обработки, произвольно изменяются даже в пределах дня. Такое произвольное изменение объемов работ по большинству технологический операций при строгом закреплении за каждой из них определенного количества исполнителей часто приводит к недогрузке одних участков и перегрузке других, т.е. к нерациональному использованию рабочего времени и к дезорганизации производства.

Этот существенный недостаток устраняется организационной формой технологического процесса предусматривающей использование комплексных бригад.

Одним из показателей эффективности организации производства является время нахождения изделий в процессе обработки. Это время определяется продолжительностью производственного цикла.

На предприятиях химчистки под временем производства услуг следует понимать время с момента поступления изделия для обработки на производственные участки предприятия до момента отправки готового изделия с производства на приемный пункт. (4, стр. 46)

Сокращение времени производства услуг, как и сокращение продолжительности производственного цикла на промышленных предприятиях, обеспечивает рост производительности труда, ускоряет оборачиваемость оборотных средств и улучшает другие экономические показатели работы предприятия. Помимо этого уменьшение времени производства услуг является важнейшим фактором, обеспечивающим сокращение сроков выполнения заказов. А это одна из главнейших задач предприятий бытового обслуживания населения.

Расчет возможного объёма работ, количества рабочих мест и оборудования по основным участкам предприятия

Участок обработки  изделий в среде органических растворителей

Обработка изделий в среде органических растворителей называется обезжириванием. В процессе обезжиривания из одежды самопроизвольно удаляются загрязнения жирового происхождения. Так как растворение загрязнений происходит в результате взаимодействия молекул жира с молекулами растворителя и образования вокруг загрязнений оболочек из его молекул, то растворимость данного вещества в разных растворителях различна.

Растворяющая способность растворителей одного гомологического ряда зависит от молекулярного веса: чем ниже молекулярный вес, тем обычно выше растворяющая способность. Разница в растворяющей способности растворителей по отношению к маслам и жирам не оказывает большого влияния на степень удаления жиров и масел с текстильных изделий. Это объясняется тем, что растворителя в процессе обезжиривания, как правило, намного больше, чем жиров и масел.

При выборе растворителей для обработки изделий в среде органических растворителей большое значение  имеют их физические свойства (температура кипения, скорость испарения, плотность паров, огнеопасность, удельный вес), а также токсичность, стоимость доступность. Физические свойства растворителей определяют степень герметичности, необходимую для обезжиривающих машин, минимальное давление пара на фабриках для проведения дистилляции растворителей и специальные меры по охране труда   и технике безопасности.

Итак, на данном этапе химической чистке применяют углеводороды, хлоруглеводороды, фторуглеводороды.

Быстрая испаряемость хлорированных углеводородов вызывает большие потери в производстве, поэтому они применяются в обезжиривающих машинах с большей герметизацией и с улавливанием их паров.

Для химической чистки  одежды, изготовленной с применением  искусственной кожи, из меха, синтетических волокон используют фтор содержащие углеводороды. Устойчивость этих растворителей значительно выше, чем хлоруглеводородов, но при высокой влажности некоторые металлы вызывают гидролиз фторуглеводородов, сопровождающийся корозией аппаратуры.

Как и в каждом производстве и в процессе обезжиривания одежды возникает брак. Причины могут быть разными:

·         обезжиривание в грязном растворителе без фильтра;

·         неправильная установка пластин фильтра или разрыв сеток;

·         перезагрузка моечной машины;

·         плохая очистка машины перед обезжириванием;

·         попадание воды в растворитель при обезжиривании;

и другие причины которые должны быть устранены при правильной организации работы химчистки.

Сегодня существют три машины: российские КХ-13 и ТБ-25 и немецкая СПЕЦИМА-12. Продолжительность смены составляет 480 минут, коэффициент потерь равен 10%. В соответствии с характеристиками машин произведем расчет объема работ ведущего участка предприятия.  Сменный объём услуг по химчистке рассчитывается по формуле:

( Тсм  -  Ттп ) *q

                         Нсмо.р.  =                                   , (1.1)

Тц ср

где Тсм  – продолжительность рабочей смены, мин.;  Ттп – технически неизбежные потери времени, связанные с наладкой, ремонтом и обслуживанием оборудования, мин. (8-10% продолжительности смены);   q – единовременная загрузка емкости  оборудования, кг.;      Тц ср  – средняя прогрессивная длительность цикла обработки партии изделий, мин.

,

где -продолжительность цикла обработки каждого способа, мин;       d- доля изделий , которые обрабатываются каждым способом.

На  основании этих формулы были произведены следующие расчеты:

для машины КХ-13


(480 - 48 ) *9

                         Нсмо.р.  =                                     = 120 кг.

32,4

для машины Специма-12

для машины ТБ-25

Для определения общего объёма услуг выполняемых на трех машинах нужно сложить объёмы услуг, выполняемых на этих машинах:

Нсмо.р.= 120+182,5+220,4 = 522,9 (кг)

                                                            общий

Многостаночное обслуживание применяется на участке обработки изделий в среде органических растворителей.

Для определения степени загруженности оборудования и рабочего необходимо составлять график многостаночного обслуживания. Время, которое затрачивается на обработку изделий в среде органических растворителей, состоит из времени машинной работы ()  и времени ручной работы ().

При обслуживании машин разного типа норма обслуживания  рассчитывается по формуле:

Простои оборудования  в течение одного цикла работы  определяется по формуле:

,

где, П-количество едениц оборудования.

Применяем формулу для наших расчетов:

; ; ;

Коэффициент загрузки оборудования в течение одного цикла  вычисляется по формуле:

.

Свободное время рабочего в течение цикла многостаночного обслуживания составит :

Степень загрузки рабочего-многостаночника в течение цикла характеризуется коэффициентом занятости :


Организация работы комплексных бригад и расчет их численного состава

Нерациональность  использования рабочего времени  и дезорганизация производства на предприятиях химической чистки устраняется организационной формой, предусматривающей использование комплексных бригад.

Комплексная бригада обычно объединяет в своём составе рабочих различных специальностей. При организации бригад за каждым его членом закрепляется для постоянного выполнения определенная технологическая операция. Однако в случае необходимости каждый член бригады выполняет одну или несколько смежных операций.

При работе комплексной бригады устанавливается общая расценка на все технологические операции. Заработная плата начисляется  в целом на бригаду, а распределение ее между членами бригады производится в соответствии с квалификацией, количеством отработанного времени и трудовым вкладом каждого члена бригады в общие результаты труда коллектива. Тем самым заработная плата рабочего становится в прямую зависимость от успешной работы бригады в целом. Это создает заинтересованность всех членов бригады в полезном использовании каждой минуты свободного времени.

Из-за эффективности организации технологического процесса с использованием комплексных бригад, она получила широкое распространение на предприятиях химической чистки изделий. В состав комплексных бригад входят рабочие, занятые первичной и промежуточной сортировкой изделий, удалением пятен, зачисткой изделий перед обработкой  в среде органических растворителей и стиркой в водных растворах. Аппаратчики машин химчистки  обычно не включаются в состав этих бригад. Таким образом, комплексные бригады за исключением процесса обработки изделий в среде органических растворителей выполняют все работы по чистке изделий.

Принцип работы комплексных бригад полная взаимозаменяемость. Любой член бригады может переключится на выполнение наиболее необходимый в данный момент технологической операции. Это ликвидирует простои, связанные с временным изменением объёмов работ по отдельным операциям, и обеспечивает рациональное использование рабочего времени всех членов бригады.

 Кроме этого, своевременное переключение рабочих на наиболее необходимые участки работы способствуют ликвидации узких мест, более простому продвижению заказов по технологическому процессу и сокращению сроков выполнения заказов.

При организации комплексных бригад  устанавливается коллективная ответственность за сохранность изделий и отпадает необходимость приема и передачи их по операциям, которые выполняются членами комплексных бригад. За счет этого общая норма времени на чистку изделия в бригаде меньше суммарного времени по отдельным технологическим операциям.

Более рациональное использование времени членов комплексных бригад и сокращение времени на обработку единицы изделия существенно повышают производительность труда на предприятии.

Чтобы обеспечить рациональное использование времени рабочих, необходимо точно определять численный состав комплексных бригад.

Расчетное число рабочих по каждой технологической операции определяется по формуле:

Чр = ( Нвр * Осм ) / ( Тсм – Квн )

где, Чр – расчетное число рабочих; Нвр – планируемая норма времени на выполнение данной технологической операции, мин; Осм – планируемый сменный объём услуг, шт; Квн – планируемый коэффециент выполнения норм выработки по данным технологической операции.


Списочный состав комплексной бригады определяется по формуле:

Чсп = ( Чр * 100 ) / ( 100 – П )

где, П – число целодневных простоев.

Чпр = 4,43*100/(100-10) = 4,9; то есть принятое количество рабочих 5 человека.



Список литературы

1.      Довгань В. Франчайзинг   путь к расширению бизнеса.- М.: Дело, 1991.

2.      Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1991.

3.      Кохно П. А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. - М.:  Финансы и  статистика, 1993.

4.      Найгеборин У. М. Организация и планирование предприятий химчистки. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1993.

5.      Низовцев Г. А., Найгеборин У. М. Организация и планирование предприятий бытового обслуживания населения: Учебник для вузов. В двух ч. М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983.

6.      Введенние во франчайзинг /Под ред. С.  А. Силинга. - Санкт-Петербург, 1999.

7.      Как преуспеть в  бизнесе. -  М.: Инф.-внедр.центр "Маркетинг", 1999.