Содержание

 

1. Структура  культуры.. 3

2.Политическая культура. 6

3. Достижения и потери древнейшей античной культуры.. 8

Список литературы.. 13

Структура  культуры


Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур.

Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества).

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы.3

В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль - это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре - это место центра мироздания артефактов, то есть центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, "второй приро По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им, становиться возможным упорядочить опыт людей.  Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по разному.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца  и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.

Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.4

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу - испортить ребенка»). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

 Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

 Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4.Правила. Эти элементы (в том числе и нормы ) регулируют поведение людей  в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.5

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых факторов. Социальные поощрения ( например, уважение ) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями ( например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.



2.Политическая культура


На политическое поведение граждан оказывают непосредственное воздействие не только их взгляды и убеждения, политические симпатии и антипатии, но и зачастую подсознательные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием окружающей социальной сферы и передаваемые из поколения в поколение. Поэтому, анализируя современное состояние политических процессов в России, пытаясь прогнозировать их дальнейшее развитие, мы постоянно сталкиваемся с проблемой политической культуры, т.е. совокупности принятых в стране политических норм, правил,принципов и обычиев, которые довольно жестко ограничивают возможности государственного деяния - да и рядового гражданина - как при выработке программ, так и в конкретных действиях. Политическая культура является тем фундаментом, на котором строится здание реальной политики. И если замысел деяния вступает в столсновение с политической культурой народа, то неизбежно отторгается массами или искажается до неузнаваимости в процессе реализации. Таким образом, понимание особенностей политической культуры важно не только с научной, но и политической точки зрения, поскольку они могут способствовать преодолению и предотвращению различных кризисных ситуаций.

     Определение сущности политической культуры невозможно без правильного истолкования родового, исходного понятия "культура", обозначающего все многообразие различныхее видов ираскрывающего совокупность материальной и духовной культур, их органическое единство. Научная разработка проблем политической культуры как видового понятия по отношению к общей культуре стала возможна с обоснованием социального характера сущностных сил человека, реализуемых в культуре, которая, как широко признано в последнее время, является унивирсальным способом деятельности человека по освоению мира и выявлению своей внутренней сущности.

     Сложность политической культуры как многоуровневого и многофункционального явления предполагает в ее анализе соблюдение некоторых исходных методологических принципов, обеспечивающих научное истолкование. В свете нового политического мышления прежде всего следует выделить принцип ее анализа  как органической и целостной системы, которая является основой целостного всестороннего развития личности. Целостность и органичность политической культуры обеспечивают ее системообразующий фактор - политическую практику как основу взаимосвязи ее элементов, а также источник самодвижения и развитие. Таким образом, в основе научного  анализа политической культуры лежит принцип единства в ней духовного и практического начал.

    Общим в обьективном, научном подходе к пониманию политической культуры является представление о ней как о не отеемлемой части культуры человечества, связанной с деятельностью социальных слоев, классов в социально-политической сфере  общества, их борьбой за государственную власть и ее использование. Социальные  экономические факторы обуславливают политическую деятельность и связанную с ней политическую культуру, определяя отношения между социалиными общностями по поводу государственной власти.



3. Достижения и потери древнейшей античной культуры


Великолепные памятники античной культуры - поэмы Гомера "Иллиада" и "Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть,  что  являлось  частью образования.  Поэмы Гомера имели не только большое значения,  как произведения исскуства, им предавалось также  важное  государственное,  социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях,  о добре и зле,  о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.

Поэмы учат  спокойному отношению к смерти как естейственной необходимости.  Приводя много ценных наблюдений.  Например, о том, что сильное чувство двулико:  горе и разъединяет и сплачивает;  плач одновременно несет просветленье и т. д.

Античная культура в современности - это также культура Сократа,  философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений.  Этому  принципу учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из них готовил учеников.

Сократ не писал книг,  считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом,  а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу,  состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его ("Я знаю, что ничего не знаю").

Самое позорное невежество  - "воображать что знаешь то,  чего не знаешь".  Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били.  Ученики возмущались и спрашивали,  почему учитель не отвечает тем же.  Сократ отвечал:  "Разве я потащу в суд осла,  если он  меня лягнул?".

Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только к философам,  но и к искусству, поэзии. Греческая культура во многом основала дальнейшее развитие культуры.

 Основными символами ее были два бога:  Аполлон и Дионис,  породившие,  как считали  древние греки,  два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон - бог пластического искусства,  умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, непокоя и чрезмерности.

Почитание Аполлона  привело  к господству пластического искусства, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почитание  Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни,  к философскому пессимизму и нигилизму.

Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет в конце концов к стагнации,  застою.  А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста.

Ораторское искусство IV в.  до н.  э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным  образцом  литературного  мастерства,  правильности, чистоты и красоты стиля.  Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., представленная  именами Платона и Аристотеля.  Изобразительное искусство, особенно  скульптуру,  прославили в то время  шедевры  Праксителя  и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона. В настоящее время эти шедевры скульптуры являются образцами для подражания.

Культура Древнего Рима,  в основном представляла собой  перемешанные культуры других стран. 

В соврменном времени своеобразие  римской архитектуры хорошо видно, например, в сооруженном Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивохранилище),  обращенном фасадом на форум,  с арками между дорическими полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних корридоров.

Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способами украшения домов и храмов,  в том числе с фресковой живописью.

С традициями эллинистических фресок тесно связан первый римский тип живописи - так называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным археологами  в  раскопанных  археологами  провинциальных Помпеях и в других городах Кампании.  Интересно,  что как и в тогдашней  римской риторике, здесь сосуществовали и нередко выступали два стиля - простой, с тонким рисунком, и рядом другой, патетический, со светотенями и насыщенными цветами. Эти своеобразные "аттицизм" и "азиазианизм" в живописи соседствовали иногда на стенах одной и той же комнаты, как, например в вилле Фарнезина в Помпеях.

В скульптуре явлением,  характерным для оригинального  римского искусства,  стал, начиная со II в. до н. э., реалистический портрет, который широко применяют скульпторы в наше время.

 В новизне и самобытности римского скульптурного портрета нетрудно убедиться,  если  сравнить грубоватые,  крестьянские лица на надгробных рельефах эпохи республики с тонко  моделированными,  рафинированными эллинистическими  портретами.  Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в.  до н. э., породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпея и Цезаря.

В Список обьектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) - на п-ове Пелопоннес и два - на островах Эгейского моря.              Памятники Древнего Рима - это прежде всего городские форумы, храмы, дворцы, базилики, триумфальные арки, амфитеатры, акведуки, крепостные стены - объекты, оказавшие огромное влияние на развитие всей последующей европейской цивилизации. И вполне можно согласиться с профессором-географом Е.Н. Перциком, что в искусстве Древнего Рима - архитектуре, скульптуре - как бы «оживает» география величайшей рабовладельческой державы, заложившей вместе с Древней Грецией, по словам Энгельса, «фундамент современной Европы».

Памятники Древнего Рима можно условно подразделить на три территориальные группы. К первой из них относится сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры. Ко второй - другие памятники античности на территории современной Италии. А к третьей - довольно многочисленные архитектурно-исторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи.

Постепенно образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.

В византийскую эпоху античная культура утратила свое значение. Язычество искоренилось, философские школы были закрыты, а Парфенон с 6 века - превращен в церковь. Турки, захватившие в 15 веке Грецию, устроили в Парфеноне мечеть, а в Пропилеях на Акрополе поселился турецкий комендант. Афины превратились в большую деревню под названием «Сетинес». Но кто сегодня помнит о Сетинесе?

Блестящее возрождение Афин началось с 1834 года, когда король Отто первый провозгласил Афины столицей Греции. Каждый год отделяет нас от античного мира, от его истории и культуры. И может показаться, что время неумолимо стирает их следы из книги Мнемозины (Памяти). Но если сравнить наши знания об античности с теми, какими обладали влюбленные в античный мир люди 18 века, мы с радостью убедимся, насколько обширнее, богаче и глубже наши сведения и суждения. История античности - это не только далеко от нас отстоящая, но и сотни раз прочитанная едва ли не каждым человеческим поколением история.

Каждое из этих прочтений опирается как на возрастающее число новых источников, так и на общественный опыт этих поколений, на их философию. Знание  античных корней культуры может обогатить пониманием того, что мы можем утратить и опытом общения человека с природой, когда человек, пусть из наивной веры в ее одушевленность, оберегал красоту и преклонялся перед нею. Ведь именно в этом источник вечной молодости античной культуры и ее торжества над силами хаоса и уничтожения.




Список литературы



1.     Гуревич П.С., Культурология. – М., 2001

2.     Каверин Б.И., Культурология. – М., 2001

3.     Маркова А.Н., Культурология. История мировой культуры. – М., 2001

4.      Радугин А.А., Культурология. – М., 1997

5.      Сапронов П.А., Культурология: курс лекций теории. – СПб., 1998


3 Маркова А.Н., Культурология. История мировой культуры. – М., 2001, с.33

4 Каверин Б.И., Культурология. – М., 2001, с.121

5 Радугин А.А., Культурология. – М., 1997, с.93