Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение. 2

Финансирование школы.. 3

Характеристика производственных показателей. 5

Педагогические ставки и контингент работников. 5

Количество классов и учащихся. 8

Анализ сметы расходов. 9

Заработная плата. 11

Перечисления в ФОТ.. 16

Приобретение расходных материалов. 17

Коммунальные услуги. 18

Трансферты.. 19

Заключение. 20

Список литературы.. 21


Введение

Школа – сложное, многогранное, разностороннее, многоликое явление. Можно говорить о школе много, долго, при этом не повторяясь, раскрывая каждый раз все новые аспекты ее жизнедеятельности.

Бюджетное финансирование Школы осуществляется Учредителем. Порядок финансирования Школы определяется соответствующими нормативными актами. Финансирование Школы осуществляется Учредителем из бюджета района, в котором она находится в пределах утвержденной сметы Школы на соответствующий год.

Финансирование Школы осуществляется Учредителем в соответствии с заключенным договором. Расходы на деятельность Школы направляются на расчетный счет администрации района непосредственно финансовым отделом района.

В данном разделе мы рассмотрим финансирование школы, охарактеризуем производственные показатели деятельности школы.

Необходимо достичь следующих задач:

-     Охарактеризовать основные имеющиеся производственные показатели деятельности МОУ Гимназия №1: педагогические ставки; контингент работающих; количество классов и учащихся;

-     Проанализировать сметы расходов за 2001, 2002 и 2003 годы, провести их сравнение по самым весомым статьям расходов: заработная плата; перечисления в фонд оплаты труда; приобретения расходных материалов; коммунальные услуги; трансферты.




Финансирование школы

Деятельность Школы финансируется на основе государственных и местных нормативов в расчете на одного обучающегося, применительно к данному типу учреждения с момента принятия местными органами решения о финансировании по нормативам.

В дополнение к нормативному финансированию Школа имеет право получать целевые ассигнования из бюджетных фондов и иных источников целевого государственного и местного финансирования.

Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объеме финансирования следующего года. Привлечение Школой дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов или абсолютных размеров ее финансирования из бюджета Учредителя.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Школы являются[1]:

-     собственные средства Учредителя;

-     бюджетные и внебюджетные средства;

-     средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;

-     доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно;

-     другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Школа работает по штатному расписанию, которое согласовывается с Учредителем и утверждается директором. Работники Школы принимаются на работу в соответствии с действующим законодательством. Школа является непосредственным работодателем для своих работников. Ставки (должностные оклады) педагогических и иных работников Школы устанавливаются согласно ЕТС (единой тарифной сетке) и в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой[2].

Заработная плата работникам Школы выплачивается за выполнение функциональных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, должностной инструкцией. Выполнение других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному соглашению.

Аттестационная комиссия определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах собственных финансовых средств, направленных на оплату труда, согласно штатного расписания.

Школа отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами и принадлежащей ей собственностью. При недостаточности у Школы денежных средств и имущества, субсидиарную ответственность по обязательствам, связанным с реализацией Школой установленных целей, несет Учредитель.

Отдел образования при администрации района закрепляет за Школой на праве оперативного управления имущество согласно акту приема-передачи. Имущество Школы, закрепленное за ней на праве оперативного управления, является школьной собственностью[3].

Школа владеет, пользуется, и распоряжается закрепленным имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации и договором между Школой и Учредителем. При осуществлении оперативного управления имуществом Школа обязана[4]:

-     эффективно использовать закрепленное на праве оперативного управления имущество;

-     обеспечивать сохранность, это требование не распространяется на ухудшения, связанные с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации;

-     осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного за Школой имущества, при этом не подлежат возмещению любые производственные улучшения закрепленного на праве управления имущества;

-     осуществлять амортизацию и восстановление изнашиваемой части имущества, передаваемого в оперативное управление. При этом имущество, вновь приобретенное взамен списанного (в том числе в связи с износом), включается в состав имущества, передаваемого в оперативное управление, на основании смет расходов. Списанное имущество (в том числе в связи с износом) исключается из состава имущества, переданного в оперативное управление, оформляется дополнение к акту приема-передачи.

Школе принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также доходы от собственной деятельности Школы и приобретенные на эти доходы объекты собственности. Школа самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается этой собственностью.

Характеристика производственных показателей

Для дальнейшего анализа будем использовать данные приложений о сметах расходов  Школы. Охарактеризуем следующие производственные показатели в динамике с 2001 по 2003 год: педагогические ставки; количество классов и учащихся; контингент работающих.

Педагогические ставки и контингент работников

Ниже в диаграммах наглядно представлено количество ставок среди персонала. По диаграммам видно распределение количества ставок среди работников в каждом году, а также структуры этих ставок. Можно выделить группы работников, имеющих максимальные и минимальные ставки, а также проследить их изменения в течение исследуемого периода.


 




















Согласно данным приложений по штатному расписанию в 2000 – 2001 учебном году существовали 132,2 педагогические ставки, в 2001 – 2002 учебном году 133,6, а в 2002 – 2003 учебном году 131,6. Эти данные по количеству тарифных ставок учитывают следующие категории персонала: администрация, педагогический персонал, учебно-воспитательный персонал, обслуживающий персонал.  Сильно крупных сдвигов в количестве ставок за эти годы не было. Изменения были в следующем (2001 – 2002 годы): возросло количество ставок воспитателей ГПД с 10 до 12; убрали ставку за внеклассную работу; убрали должность инструктора по труду и техника ЭВМ; возросла ставка руководителя спортивной секции с 9 до 11.

Изменения в 2002 – 2003 годах: снизилась ставка социального педагога с 2 до 3; появилась отдельная ставка старшего вожатого – 2; повысилась ставка заведующего библиотекой с 1 до 2; снизилась ставка психолога с 3 до 1; убрали ставку за кружковую работу; повысилась ставка лаборанта с 3,5 до 4; появилась новая ставка – педагог дополнительного образования – 1,5.


Количество классов и учащихся

Из данных приложения и диаграммы видна динамика изменения количества классов и учащихся в исследуемый период:

2000 – 2001 учебный год – 46 классов и 1529 учащихся;

2001 – 2002 учебный год – 46 классов и 1517 учащихся;

2002 – 2003 учебный год – 46 классов и 1463 учащихся.

Снижение количества учащихся связано, прежде всего, со снижение количества детей школьного возраста в структуре населения, но не с внутренними обстоятельствами организации (МОУ Гимназия №1).



Анализ сметы расходов

Смета расходов представляет собой финансовый документ, в котором определены основные направления финансирования нужд МОУ Гимназия №1. В ней расписаны определенные статьи расходов, каждой из которых присваивается индивидуальный номер, а также необходимая сумма средств, требуемая для финансирования данной статьи в отчетный период (за год), в том числе и поквартально.

Для начала рассмотрим структуру смет расходов за каждый учебный год.

В предложенных диаграммах для удобства перечислены основные статьи расходов, сумма финансирования которых превышает 100 тыс. руб., все остальные статьи расходов объединены в прочие расходы.

Анализ динамики смет расходов будет проводиться также по этим основным статьям.

Как видно из приведенных диаграмм основные статьи расходов – это, прежде всего: Заработная плата, Перечисления в ФОТ; Приобретение расходных материалов; Коммунальные услуги; Трансферты.

Проанализируем каждую из этих статей расходов.

Заработная плата

Заработная плата работникам МОУ Гимназия №1 является самой объемной статьей расходов.

В 2001 году она составляла 62,5% всех расходов, т.е. 4454 тыс. руб. из 6810 тыс. руб. всех расходов.

В 2002 году она составляла 68% всех расходов, т.е. 9266 тыс. руб. из 13657 тыс. руб. всех расходов.

В 2003 году она составляла 64% всех расходов, т.е. 9260 тыс. руб. из 14423 тыс. руб. всех расходов.


Из диаграммы видно, что совокупные выплаты по заработной плате в 2002 возросли по сравнению с 2001 годом, а в 2003 году снова снизились, но остались выше уровня 2001 года.

Это связано со следующей причиной. В 2001 – 2002 учебном году возросло совокупное количество ставок и должностных окладов, а также росли сами должностные оклады работников образования, что привело к значительному росту совокупной заработной платы в МОУ Гимназия №1.

Заработная плата работников МОУ Гимназия№1, как организации образовательного профиля начисляется согласно единой тарифной сетке.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 25 октября 2001 г. N 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" (с изменениями от 1 октября 2003 г.) можно проследить динамику роста заработной платы.

Установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы[5]:

-     с 1 января 2001 года - в размере 132 рублей в месяц;

-     с 1 декабря 2001 года - в размере 450 рублей в месяц;

-     с 1 октября 2003 года - в размере 600 рублей в месяц.

С этим законодательным изменением также связано повышение совокупной заработной платы МОУ Гимназия №1.

Установлено с 1 декабря 2001 года соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере не менее 1 к 4,5.

Межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 2 октября 2003 г. N 609 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" с 1 октября 2003 г. тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы имеют следующий вид[6].

Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки

по оплате труда работников организаций бюджетной сферы


Разряд оплаты труда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12

13

14

15

16

17

18

 

Тарифная ставка (оклад)

600

670

740

820

910

1010

1220

1340

1340

1470

1610

1740

1880

2070

2180

2340

2700

 

Размер тарифной ставки (оклада) заместителя руководителя устанавливается на 1 - 2 разряда ниже тарифной ставки (оклада) соответствующего руководителя.

Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок и источники финансирования расходов, связанных с изменением тарифных ставок (окладов), для организаций, финансируемых из федерального бюджета, в пределах средств федерального бюджета на 2003 год. Повышение тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов производится субъектами Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов.

Приведем примеры расчета заработной платы заработной платы в МОУ Гимназия №1 (рублей).

Климова зам. Директора (18 категория):

Тарифная ставка зарплаты в соответствии с установленным разрядом за норму часов в неделю: 2180*3,62=7891,6

Зарплата в месяц: (7891,6*12)/18=5261,1

С учетом районного коэффициента: 5261,1*0,3=1578,3

С учетом северной надбавки: 5261,1*0,3=1578,3

Итого зарплата в месяц: 5261,1+1578,3+1578,3=8417,4

Товарова (15 категория)

Тарифная ставка зарплаты в соответствии с установленным разрядом за норму часов в неделю: 2070*3,36=6955,2

Тарифная ставка зарплаты в соответствии с учетом повышений: 6955,2*1,5=10432,8

Зарплата в месяц: 6955,2 и за X-XI: (6955,2/18)*6=2318,4

Проверка тетрадей: 6955,2*0,2=1391

Классное руководство: 6955,2*0,2=1391

Заведование учебным кабинетом: 6955,2*0,1=695,5

С учетом районного коэффициента: 6955,2 *0,3=1947,4

С учетом северной надбавки: 6955,2 *0,3=1947,4

Итого зарплата в месяц: 5261,1+1578,3+1578,3=10386,2

Сравним средние ставки персонала в месяц (берется персонал, которому ставки заработной платы устанавливаются по тарификации или в твердых суммах).

Персонал, которому ставки заработной платы устанавливаются в минимальных и максимальных размерах.

          Из диаграмм видно, что диапазон между максимальной и минимальной ставкой не очень велик. Самая высокооплачиваемая должность директор со средней месячной ставкой 2717,7 рублей. Самая малооплачиваемая должность гардеробщик со средней месячной ставкой 450 рублей, что в 6 раз меньше.

Перечисления в ФОТ

Перечисления в Фонд Оплаты Труда являются следующей по значимости и объему отчислений статьей в смете расходов МОУ Гимназия №1.

Посмотрим, как изменялся ФОТ в течение изучаемого периода.

Таким образом, размер отчислений в ФОТ постоянно растет.

В 2001 году доля отчислений в фонд оплаты труда составляла 23,4%.

В 2002 году доля отчислений в фонд оплаты труда составляла 24,3%.

В 2003 году доля отчислений в фонд оплаты труда составляла 25,6%.

Фонд оплаты труда напрямую зависит от величины заработной платы. В предыдущем параграфе мы рассматривали динамику заработной платы в МОУ Гимназия №1, и было видно, что она постоянно возрастала относительно 2001 года. Именно поэтому величина фонда оплаты труда также растет.

Приобретение расходных материалов

Эта статья расходов менее содержательная как предыдущие, но все же заслуживает отдельного рассмотрения.

Проследим изменения величины этой статьи, используя сметы расходов за исследуемый период.

Из диаграммы видно, что расходы на приобретение материалов снижаются относительно 2001 года

В 2001 году они составляли 1,7% в общей смете расходов.

В 2002 году 1,04% в общей смете расходов.

В 2003 году 1,2% в общей смете расходов.

Коммунальные услуги

Рассмотрим долю расходов на коммунальные услуги в общей смете расходов в течение изучаемого периода.

Итак, в 2001 году доля расходов на коммунальные услуги составляла 5,6% в общей смете расходов.

В 2002 году 5,3% в общей смете расходов.

В 2003 году 6,9% в общей смете расходов.

Таким образом, в 2003 году наблюдается рост расходов на коммунальные услуги по сравнению с 2001 годом.

Это связано, прежде всего, с объективными причинами: погодные условия в 2003 году, которые способствовали усиленному использованию отопления МОУ Гимназия №1. Это подтверждается также структурой расходов по коммунальным услугам в 2003 году.

Из диаграммы видно, что 75% всех коммунальных расходов приходится именно на оплату отопления и технологических нужд.


Трансферты

Рассмотрим изменение доли трансфертов в смете расходов в течении указанного периода.

Из диаграммы видна тенденция снижения доли трансфертов в смете расходов бюджета МОУ Гимназия №1, т.е. различных выплат, пособий нуждающимся становится меньше. Это связано с другой тенденцией уменьшения числа учащихся в МОУ Гимназия №1.

Заключение

В результате проделанной работы была изучена финансовая деятельность МОУ Гимназия №1.

Были решены  следующие задачи:

-     Охарактеризованы основные имеющиеся производственные показатели деятельности МОУ Гимназия №1: педагогические ставки; контингент работающих; количество классов и учащихся. Так величина педагогических ставок в течение изучаемого периода не колебалась сильно: в 2000 – 2001 учебном году существовали 132,2 педагогические ставки, в 2001 – 2002 учебном году 133,6, а в 2002 – 2003 учебном году 131,6. Контингент работающих в течение трех лет  также кардинально или резко не менялся. Происходили лишь незначительные изменения  в структуре должностей, что влияло на снижение или увеличение количества ставок должности. Что касается учащихся и количества классов, то существует тенденция снижения количества учащихся и сокращения классов в МОУ Гимназия №1. Это связано, как уже отмечалось с объективными причинами сокращения населения данного возраста.

-     Рассмотрены сметы расходов за 2001, 2002 и 2003 годы и проведен их сравнительный анализ по самым весомым статьям расходов: заработная плата; перечисления в фонд оплаты труда; приобретения расходных материалов; коммунальные услуги; трансферты. Так, например, в 2001 году доля заработной платы составляла 62,5% всех расходов, т.е. 4454 тыс. руб. из 6810 тыс. руб. всех расходов; в 2002 году она составляла 68% всех расходов, т.е. 9266 тыс. руб. из 13657 тыс. руб. всех расходов; в 2003 году она составляла 64% всех расходов, т.е. 9260 тыс. руб. из 14423 тыс. руб. всех расходов. Эти незначительные колебания объясняются отчасти изменением законодательной базы оплаты труда данной категории работников.


Список литературы

1.     Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" (с изменениями от 1 октября 2003 г.). Справочная система Гарант.

2.     Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля 2003 г.). Справочная система Гарант.

3.     Постановление Правительства РФ от 2 октября 2003 г. N 609 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы". Справочная система Гарант.

4.     Плотников Н.С. Финансирование образовательных учреждений. – М.: Наука, 1999.


















[1] Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля 2003 г.). Справочная система Гарант.

[2] Плотников Н.С. Финансирование образовательных учреждений. – М.: Наука, 1999. – с. 104.

[3] Там же. – с. 105.

[4] Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля 2003 г.). Справочная система Гарант.

[5] Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" (с изменениями от 1 октября 2003 г.). Справочная система Гарант. – ст. 1, 2.

[6] Постановление Правительства РФ от 2 октября 2003 г. N 609 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы". Справочная система Гарант.