СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономический механизм природоохранной политики…………………………...3
2. Роль права в охране природы………………………………………………………..4
3. Экологическая политика……………………………………………………………..7
Список использованной литературы……………………………………………...11
1. Экономический механизм природоохранной политики
Государственные природоохранительные органы Российской Федерации совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку.
Платность природопользования подразумевает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
Взимается плата за природные ресурсы (землю, недра, воды, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы).
Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды
В Российской Федерации стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды осуществляется путем:
- установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и иным предприятиям, учреждениям и организациям;
- освобождение от налогообложения экологических фондов;
- передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам;
- установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;
- применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
- введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;
- применение льготного кредитования предприятий, учреждений, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды. 1
2. Роль права в охране природы
Экологическое право устанавливает принципы, которые создают благоприятные условия для охраны природы.
Отраслевые принципы экологического права (принципы Общей и Особенной частей экологического права) – это основные начала эколого-правового регулирования общественных отношений; они пронизывают все экологическое законодательство, отражая его наиболее существенные свойства.
Принципы, присущие Общей части экологического права, обусловлены спецификой регулируемого объекта – экологической системы страны, состоящей из совокупности природных объектов. 1
1. Приоритет интересов народов, проживающих на соответствующей территории, и защита прав отдельного человека. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Природные объекты не могут отчуждаться у России в пользу другого государства, за исключением случаев указанных в законе. Управление в сфере использования и охраны природных объектов осуществляется под контролем органов управления общей компетенции. Государство вправе вмешиваться в отношения по использованию природных объектов, в т.ч. изымать их для государственных или муниципальных нужд и принудительно выкупать. Защита прав отдельного человека обеспечивается тем, что в РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
2. Строгое целевое использование природных объектов. Каждый экологопользователь обязан использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением. Целевое назначение природных объектов определяется как при предоставлении (покупке) их, так и путем наделения определенным правовым статусом.
3. Рациональное и эффективное использование природных объектов. Возведенная в закон экономическая сторона экологопользования, выражающаяся в стремлении с минимальными затратами получить наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда. С экономической стороны данный принцип предполагает максимальное достижение положительного эффекта в использовании объектов природы при оптимальном вложении затрат. С экологической стороны – обеспечение максимальной экологической безопасности в ходе экологопользования и охраны окружающей природной среды.
4. Приоритет охранительных мероприятий в использовании природных объектов. Все природные объекты не застрахованы от отрицательных последствий хозяйственной эксплуатации. Всякое действие по хозяйственной эксплуатации того иного природного объекта должно сопровождаться разработкой и осуществлением определенных мероприятий по его охране для жизни, труда и отдыха населения.
5. Комплексный подход в экологопользовании. При использовании данного природного объекта необходимо учитывать все его экосвязи с другими природными объектами и с окружающей средой в целом. Данный принцип обусловлен природным, естественным многообразием любой экологической системы, а потому отступление от него приводит к нерациональному и расточительному использованию природных богатств. 1
6. Платное использование природных ресурсов и природных объектов. Платность включает в себя загрязнение окружающей среды, и другие виды воздействия. Плата за использование отдельных природных ресурсов взимается за право использования отдельными видами природных ресурсов в пределах установленных лимитов использования (изъятия) отдельных видов природных ресурсов и сверх установленных лимитов использования (изъятия) отдельных видов природных ресурсов. Плата за воздействие на окружающую среду взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия в пределах установленных лимитов воздействия на окружающую среду и сверх установленных лимитов такого воздействия.
Правовые принципы Особенной части экологического права выражаются в наличии определенных приоритетов в использовании тех или иных природных объектов.
1. Приоритет земель сельскохозяйственного назначения. Все земли, пригодные по своим свойствам для использования в сельском хозяйстве, в первую очередь должны предоставляться для сельскохозяйственных целей.
2. Приоритет вод питьевого и бытового назначения. Водные объекты предоставляются в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.
3. Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых.
4. Приоритет лесов защитного назначения. Леса, имеющие водоохранное, защитное, климаторегулирующее значение, относятся к лесам первой группы. Незаконная порубка деревьев в этих лесах влечет за собой повышенную ответственность в сравнении с лесами других групп.
5. Приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы. Не допускается пользование животным миром в научных, культурных и просветительных целях, если это сопряжено с изъятием животных из природной среды или наносит вред среде обитания, а также использование животного мира с изъятием из среды обитания или нарушением этой среды. 1
3. Экологическая политика
Необходимость разработки новой экологической политики Российской Федерации – ноосферного пути развития – диктуется следующими причинами: 1
1. До последнего времени в России вообще отсутствовала какая-либо государственная политика в области экологии. Такое положение вещей становится недопустимым в период перехода к рыночным отношениям, когда экологические и экономические интересы вступают в особо острые противоречия.
2. Условия выживания человека диктуют переход его на ноосферный путь развития. Впервые термин «ноосфера» ввел в обращение академик В.И.Вернадский, понимая под этим разумно управляемое развитие человека, общества и природы, переход всего человечества в новую эпоху – ноосферу. Фундаментом ноосферного развития является понимание того, что человек является частью природы и обязан подчиняться ее законам. Переход к ноосферному развитию – единственный путь спасения современной цивилизации от гибели
3. Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды.
4. Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.
Важнейшие направления экологической политики РФ.
Охрана среды обитания человека.
Охрана среды обитания человека, как одно из важнейших направлений экологической концепции РФ, тесно связана с идеей создания благоприятных экологических условий для жизнедеятельности, труда и отдыха человека. Это так же является одной из главных задач деятельности по охране окружающей среды. Ст. 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В ст. 42 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. 1
При этом право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается:
- созданием благоприятных условий их жизнедеятельности;
- предоставлением возможности участия в обсуждении подготавливаемых решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду;
- осуществлением государственных мер по предотвращению экологически опасной деятельности, предупреждению и ликвидации последствий аварий, природных стихийных бедствий;
- предоставлением достоверной информации о состоянии окружающей среды;
- улучшением качества продуктов питания;
- возможностью требовать в судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации экологически опасных объектов;
- иные гарантии граждан.
Международные аспекты экологической политики России
Характерной чертой экологической ситуации в мире в настоящее время является ее межнациональный характер. При этом для Росси в международном плане приоритетное значение имеют: 1
- разработка мер по предотвращению опасного воздействия глобальных и трансграничных экологических процессов;
- активное участие России в разработке международных мер, способствующих уменьшению техногенного воздействия на биосферу;
- обеспечение экологических интересов России при проведении внешнеэкономической деятельности.
Признавая приоритет норм международного права в охране и использовании природных богатств, российская экологическая концепция исходит из необходимости создания особого надгосударственного международного органа, который следует наделить властными полномочиями для осуществления контроля за состоянием народонаселения во всех странах мира и решения других планетарных экологических проблем.
Средства обеспечения реализации экологической политики России.
Можно выделить несколько основных положений механизма реализации экологической концепции России:
1. Постоянное и неуклонное увеличение доли средств государственного бюджета, направляемых на охрану окружающей среды и природных ресурсов, что способствует повышению уровня устойчивости экосистем природных зон России и обеспечивает людям, социальным группам и обществу в целом право на проживание в чистой природной среде.
2. Поэтапное формирование экологического механизма защиты окружающей среды и природных ресурсов, обеспечивающего устойчивое их воспроизводство.
3. Поэтапное формирование нормативно-правового механизма, соотносящего развитие всех сфер общественного производства, его отраслей, отдельных предприятий и всех членов общества с реальным состоянием природных ресурсов и условиями окружающей среды.
4. Решение вопросов рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на основе широкой информированности населения о состоянии природы, экономики, здравоохранения при организующей деятельности всех органов государственной власти и общественных организаций.
Экологическая политика совершенствуется с изменением законодательства, при этом важно, чтобы адекватно происходила и экологизация хозяйственной и иной деятельности России. Предприятия всех форм собственности обязаны принимать меры, гарантирующие безопасность окружающей среды. Намечено создание постоянно обновляемых экологических карт в стране.
Наряду с совершенствованием законодательства создается система природоохранительных прокуратур. 1
Список использованной литературы
1. Бринчук М. М. Экологическое право. – М.: Юристъ, 1998 г.
2. Ерофеев Б. В. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело, 2001 г.
3. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело, 2001 г.
4. Петров В. В. Экологическое право России. – М.: БЕК, 1995 г.
5. Экологическое право России. Учебник: / Под. ред. В. Д. Ермакова, А. Я. Сухарева. – М., 1997 г.
1 Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело, 2001 г. С. 243 – 245.
1 Экологическое право России. Учебник: / Под. ред. В. Д. Ермакова, А. Я. Сухарева. – М., 1997 г. С. 35 – 37.
1 Экологическое право России. Учебник: / Под. ред. В. Д. Ермакова, А. Я. Сухарева. – М., 1997 г. С. 37 – 39.
1 Экологическое право России. Учебник: / Под. ред. В. Д. Ермакова, А. Я. Сухарева. – М., 1997 г. С. 39 – 41.
1 Бринчук М. М. Экологическое право. – М.: Юристъ, 1998 г. С. 311 – 315.
1 Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело, 2001 г. С. 231 – 233.
1 Петров В. В. Экологическое право России. – М.: БЕК, 1995 г. С. 371 – 375.
1 Бринчук М. М. Экологическое право. – М.: Юристъ, 1998 г. С. 448 – 451.