В исследовании участвовало 30 детей младшего школьного возраста: 15 детей (8 мальчиков, 7 девочек) с задержкой психического развития  и 15 (9 мальчиков, 6 девочек) умственно отсталых детей.

Это дети с нарушением интеллекта. Интеллект – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Предпосылки интеллекта: память, внимание, мышление. На это и будет обращено внимание.

Выявление нарушений памяти осуществляется в ситуации произвольного или непроизвольного запоминания.

При этом используются задания на заучивание последовательностей слов, зрительных объектов, цифр, фраз и специальных рассказов. Одной из информативных методик исследования памяти является "Пиктограмма", в которой запоминание осуществляется с помощью специальных средств в виде выполняемых больным рисунков, отражающих его ассоциации в связи с каждым из элементов предлагаемой для запоминания последовательности слов и словосочетаний.


Результаты детей с задержкой умственного развития:


№ испытуемого

Результаты

№ испытуемого

Результаты

1

6

9

5

2

6

10

5

3

5

11

4

4

4

12

4

5

5

13

5

6

4

14

5

7

3

15

6

8

3




Результаты умственно отсталых детей


№ испытуемого

Результаты

№ испытуемого

Результаты

1

3

9

2

2

2

10

3

3

2

11

3

4

2

12

3

5

3

13

2

6

1

14

1

7

2

15

1

8

2




Синяя линия – результаты детей с задержкой умственного развития

Розовая линия - Результаты умственно отсталых детей


Достаточно большое число клинико-экспериментальных методик направлено на исследование мышления. Это прежде всего методика "Исключение предметов", предоставляющая возможность изучить различные аспекты мыслительной деятельности.

Эта методика призвана исследовать процессы мышления, умственные операции анализа и обобщения у детей с нарушением интеллекта.


Результаты детей с задержкой умственного развития:


№ испытуемого

Результаты

№ испытуемого

Результаты

1

6

9

4

2

5

10

5

3

5

11

5

4

7

12

4

5

6

13

5

6

5

14

3

7

4

15

3

8

4





Результаты умственно отсталых детей


№ испытуемого

Результаты

№ испытуемого

Результаты

1

4

9

3

2

4

10

1

3

4

11

1

4

3

12

1

5

2

13

2

6

2

14

2

7

2

15

2

8

1





Методика на память "Заучивание 10 слов". С помощью данной методики определяется динамика процесса запоминания.


Результаты детей с задержкой умственного развития:


№ испытуемого

Результаты

№ испытуемого

Результаты

1

7

9

5

2

5

10

7

3

6

11

6

4

7

12

6

5

6

13

5

6

6

14

4

7

5

15

4

8

5




Результаты умственно отсталых детей


№ испытуемого

Результаты

№ испытуемого

Результаты

1

4

9

4

2

5

10

5

3

4

11

3

4

3

12

3

5

6

13

2

6

7

14

7

7

5

15

2

8

7







Методика «Последовательные картинки».


Результаты детей с задержкой умственного развития:


№ испытуемого

Результаты

№ испытуемого

Результаты

1

5

9

5

2

4

10

6

3

4

11

5

4

3

12

4

5

5

13

5

6

7

14

6

7

4

15

5

8

3




Результаты умственно отсталых детей


№ испытуемого

Результаты

№ испытуемого

Результаты

1

5

9

4

2

4

10

3

3

3

11

2

4

4

12

4

5

2

13

2

6

2

14

2

7

3

15

2

8

2




У умственно отсталых детей выраженное снижение познавательной деятельности, которые возникают на основе органического поражения центральной нервной системы.

Умственно отсталые дети меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

На всех этапах процесса познания у них выявляются элементы недоразвития, вследствие чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем.

Эти дети значительно больше времени требовалось на запечатление нового материала. Затруднения восприятия усугубляются особенностями мышления: снижением способности в выделении главного при анализе явлений окружающей действительности и в установлении внутренних связей между частями и целого.

У умственно отсталых недостаточно сформированы такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является не критичность, неспособность самостоятельно оценить свою работу.

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности. Дети лучше запоминают внешние, случайные признаки; внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом.

Слабость памяти заключается не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении.

Задержанное психическое развитие – синдромы временного отставания развития психики. В отличие от умственно отсталых, у детей с задержкой психического развития  по результатам проведенного исследования более высокая обучаемость, лучше используют помощь и способны осуществить перенос показанного способа действия на аналогичное задание.

  Дети с задержкой психического развития всегда пытаются понять задание либо услышанное, либо прочитанное, в то время как у умственно отсталых нет желания понять, вследствие чего при выполнении той или иной методики логика была непоследовательна и нелогична.

Вследствие непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный, хаотичный характер.

У умственно отсталых детей наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала (методика «Заучивание 10 слов»), так как опосредованная смысловая память малодоступна.

У умственно отсталых детей отмечаются трудности и в воспроизведении образов восприятия – представлений (методика «Последовательные картинки»). Страдает произвольное и непроизвольное внимание, это связано с отсутствием  волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей.

Определенные трудности для детей с задержкой  психического развития представляет звуковой анализ. У умственно отсталых все эти недостатки выражены грубее.     

Таким образом, подводя итоги анализа показателей в подгруппах детей с разным уровнем нарушения интеллекта можно сделать следующие выводы:

1.         В нашем случае дети с нарушением интеллектуальной сферы, а именно умственно отсталые и с задержкой психического развития, проявляется в неспособности к абстрактному мышлению, недоразвитию речи, крайне скудном запасе слов, бедности представлений и фантазии, слабости памяти, ограниченном запасе приобретенных знаний, незначительных возможностях их приобретения.

2.         недифференцированность, фрагментарность и иные нарушения представлений у умственно отсталых детей отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности.






   


Список литературы


1.     Дубровина И.В. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми», Москва 2001г., 160с.

2.     Исаев Д.Н. «Психопатология детского возраста», Спб.: СпецЛит, 2001г., 463с.

3.     Клиническая психология, под ред. Карвасарского Б.Д., Спб.: Питер, 2002г., 960с.

4.     Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития, под ред. Астапова В.М., Микадзе Ю.В., Спб.: Питер 2002г., 384с.

5.     Смирнова Е.О. «Детская психология», Москва 2003 г., 368с.

6.     Шаграева О.А. «Детская психология», Москва 2001г., 368 с.