В исследовании участвовало 30 детей младшего школьного возраста: 15 детей (8 мальчиков, 7 девочек) с задержкой психического развития и 15 (9 мальчиков, 6 девочек) умственно отсталых детей.
Это дети с нарушением интеллекта. Интеллект – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Предпосылки интеллекта: память, внимание, мышление. На это и будет обращено внимание.
Выявление нарушений памяти осуществляется в ситуации произвольного или непроизвольного запоминания.
При этом используются задания на заучивание последовательностей слов, зрительных объектов, цифр, фраз и специальных рассказов. Одной из информативных методик исследования памяти является "Пиктограмма", в которой запоминание осуществляется с помощью специальных средств в виде выполняемых больным рисунков, отражающих его ассоциации в связи с каждым из элементов предлагаемой для запоминания последовательности слов и словосочетаний.
Результаты детей с задержкой умственного развития:
№ испытуемого |
Результаты |
№ испытуемого |
Результаты |
1 |
6 |
9 |
5 |
2 |
6 |
10 |
5 |
3 |
5 |
11 |
4 |
4 |
4 |
12 |
4 |
5 |
5 |
13 |
5 |
6 |
4 |
14 |
5 |
7 |
3 |
15 |
6 |
8 |
3 |
|
|
Результаты умственно отсталых детей
№ испытуемого |
Результаты |
№ испытуемого |
Результаты |
1 |
3 |
9 |
2 |
2 |
2 |
10 |
3 |
3 |
2 |
11 |
3 |
4 |
2 |
12 |
3 |
5 |
3 |
13 |
2 |
6 |
1 |
14 |
1 |
7 |
2 |
15 |
1 |
8 |
2 |
|
|
Синяя линия – результаты детей с задержкой умственного развития
Розовая линия - Результаты умственно отсталых детей
Достаточно большое число клинико-экспериментальных методик направлено на исследование мышления. Это прежде всего методика "Исключение предметов", предоставляющая возможность изучить различные аспекты мыслительной деятельности.
Эта методика призвана исследовать процессы мышления, умственные операции анализа и обобщения у детей с нарушением интеллекта.
Результаты детей с задержкой умственного развития:
№ испытуемого |
Результаты |
№ испытуемого |
Результаты |
1 |
6 |
9 |
4 |
2 |
5 |
10 |
5 |
3 |
5 |
11 |
5 |
4 |
7 |
12 |
4 |
5 |
6 |
13 |
5 |
6 |
5 |
14 |
3 |
7 |
4 |
15 |
3 |
8 |
4 |
|
|
Результаты умственно отсталых детей
№ испытуемого |
Результаты |
№ испытуемого |
Результаты |
1 |
4 |
9 |
3 |
2 |
4 |
10 |
1 |
3 |
4 |
11 |
1 |
4 |
3 |
12 |
1 |
5 |
2 |
13 |
2 |
6 |
2 |
14 |
2 |
7 |
2 |
15 |
2 |
8 |
1 |
|
|
Методика на память "Заучивание 10 слов". С помощью данной методики определяется динамика процесса запоминания.
Результаты детей с задержкой умственного развития:
№ испытуемого |
Результаты |
№ испытуемого |
Результаты |
1 |
7 |
9 |
5 |
2 |
5 |
10 |
7 |
3 |
6 |
11 |
6 |
4 |
7 |
12 |
6 |
5 |
6 |
13 |
5 |
6 |
6 |
14 |
4 |
7 |
5 |
15 |
4 |
8 |
5 |
|
|
Результаты умственно отсталых детей
№ испытуемого |
Результаты |
№ испытуемого |
Результаты |
1 |
4 |
9 |
4 |
2 |
5 |
10 |
5 |
3 |
4 |
11 |
3 |
4 |
3 |
12 |
3 |
5 |
6 |
13 |
2 |
6 |
7 |
14 |
7 |
7 |
5 |
15 |
2 |
8 |
7 |
|
|
Методика «Последовательные картинки».
Результаты детей с задержкой умственного развития:
№ испытуемого |
Результаты |
№ испытуемого |
Результаты |
1 |
5 |
9 |
5 |
2 |
4 |
10 |
6 |
3 |
4 |
11 |
5 |
4 |
3 |
12 |
4 |
5 |
5 |
13 |
5 |
6 |
7 |
14 |
6 |
7 |
4 |
15 |
5 |
8 |
3 |
|
|
Результаты умственно отсталых детей
№ испытуемого |
Результаты |
№ испытуемого |
Результаты |
1 |
5 |
9 |
4 |
2 |
4 |
10 |
3 |
3 |
3 |
11 |
2 |
4 |
4 |
12 |
4 |
5 |
2 |
13 |
2 |
6 |
2 |
14 |
2 |
7 |
3 |
15 |
2 |
8 |
2 |
|
|
У умственно отсталых детей выраженное снижение познавательной деятельности, которые возникают на основе органического поражения центральной нервной системы.
Умственно отсталые дети меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.
На всех этапах процесса познания у них выявляются элементы недоразвития, вследствие чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем.
Эти дети значительно больше времени требовалось на запечатление нового материала. Затруднения восприятия усугубляются особенностями мышления: снижением способности в выделении главного при анализе явлений окружающей действительности и в установлении внутренних связей между частями и целого.
У умственно отсталых недостаточно сформированы такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является не критичность, неспособность самостоятельно оценить свою работу.
Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности. Дети лучше запоминают внешние, случайные признаки; внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом.
Слабость памяти заключается не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении.
Задержанное психическое развитие – синдромы временного отставания развития психики. В отличие от умственно отсталых, у детей с задержкой психического развития по результатам проведенного исследования более высокая обучаемость, лучше используют помощь и способны осуществить перенос показанного способа действия на аналогичное задание.
Дети с задержкой психического развития всегда пытаются понять задание либо услышанное, либо прочитанное, в то время как у умственно отсталых нет желания понять, вследствие чего при выполнении той или иной методики логика была непоследовательна и нелогична.
Вследствие непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный, хаотичный характер.
У умственно отсталых детей наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала (методика «Заучивание 10 слов»), так как опосредованная смысловая память малодоступна.
У умственно отсталых детей отмечаются трудности и в воспроизведении образов восприятия – представлений (методика «Последовательные картинки»). Страдает произвольное и непроизвольное внимание, это связано с отсутствием волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей.
Определенные трудности для детей с задержкой психического развития представляет звуковой анализ. У умственно отсталых все эти недостатки выражены грубее.
Таким образом, подводя итоги анализа показателей в подгруппах детей с разным уровнем нарушения интеллекта можно сделать следующие выводы:
1. В нашем случае дети с нарушением интеллектуальной сферы, а именно умственно отсталые и с задержкой психического развития, проявляется в неспособности к абстрактному мышлению, недоразвитию речи, крайне скудном запасе слов, бедности представлений и фантазии, слабости памяти, ограниченном запасе приобретенных знаний, незначительных возможностях их приобретения.
2. недифференцированность, фрагментарность и иные нарушения представлений у умственно отсталых детей отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности.
Список литературы
1. Дубровина И.В. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми», Москва 2001г., 160с.
2. Исаев Д.Н. «Психопатология детского возраста», Спб.: СпецЛит, 2001г., 463с.
3. Клиническая психология, под ред. Карвасарского Б.Д., Спб.: Питер, 2002г., 960с.
4. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития, под ред. Астапова В.М., Микадзе Ю.В., Спб.: Питер 2002г., 384с.
5. Смирнова Е.О. «Детская психология», Москва 2003 г., 368с.
6. Шаграева О.А. «Детская психология», Москва 2001г., 368 с.