Эволюция взглядов на природу и целевую ориентацию фирмы


Содержание


Введение.......................................................................................................... 3

1. Теоретические аспекты деятельности фирмы....................................... 5

1.1. Сущность и свойства фирма........................................................................................... 5

1.2. Теории фирмы..................................................................................................................... 8

2. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде......... 18

2.1. Производственная функция фирмы и ее свойства. Карта изоквант..................... 18

2.2. поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде................................... 20

2.3. Предельная доходность................................................................................................... 30

Заключение................................................................................................ 34

Список использованной литературы....................................................... 35




Введение


В современном экономическом сообществе большое значение имеет даже самый маленький субъект хозяйствования. В условиях экономической напряженности в нашей стране каждый хозяйствующий субъект должен самостоятельно находить выход из кризисных ситуаций. Большой процент среди хозяйствующих субъектов занимает фирма. 

Фирма – это экономическая единица, нанимающая факторы производства для изготовления продукции – товаров или услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству. Фирмы относят к сектору производителей[1].

Основой частного предпринимательства служат фирмы – производственные единицы, которые используют факторы производства, чтобы изготовить товары и услуги, а затем продать их другим фирмам, домохозяйствам или государству. Какие мотивы заставляют, стимулируют каждую фирму участвовать в столь сложном и рискованном процессе как производство товаров и услуг, какими принципами она руководствуется в своей деятельности? Строго говоря, таких мотивов и принципов может быть много - и желание проявить себя, и благотворительность, и нанесение минимального экологического урона, и зависть и т. п. Однако экономисты считают, что главным мотивом любого частного предпринимательства является возможность получения прибыли, а основным принципом деятельности каждой фирмы служит достижение максимальной прибыли. Иными словами, экономическая наука строится на предположении, что любая фирма, принимая свое решение всегда будет придерживаться той альтернативы, которая обещает принести ей максимальную прибыль.

Хотя цель фирмы и не составляет максимизация прибыли, но последняя сохраняет свою функцию - быть движущей силой в экономике и производить товары и услуги.[2] Изменения в спросе и предложении непременно сказываются на величине прибыли, что побуждает фирму перераспределять ресурсы.

Цель работы: исследовать эволюцию взглядов на природу и целевую ориентацию фирмы.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. описать содержание понятия "фирма";

2. дать характеристику основных теориям, раскрывающим природу фирмы: технологический, институциональный и неоинституциональный подход;

3. исследовать производственную функцию фирмы и ее свойства;

4. описать деятельность фирмы в кратко- и долгосрочном периоде;

5. привести практический пример вычисления предельной производительности фирмы.


1. Теоретические аспекты деятельности фирмы


1.1. Сущность и свойства фирма


Фирма – это экономическая единица, нанимающая факторы производства для изготовления продукции – товаров или услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству.

Фирма - это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирмы относят к сектору производителей. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц.

Фирмы бывают разного размера - один частный предприниматель или корпорация, с многотысячным штатом сотрудников. Экономисты выделяют следующие свойства фирм:

1) каждая фирма принимает единое решение, как если бы она состояла из одного человека. Это позволяет экономистам рассматривать фирму как первичную, единую компоненту производственного процесса, а домохозяйства - аналогичной компонентой процесса потребления;

2) большинство своих решении фирмы принимают, преследуя единственную цель - получить максимальную прибыль;

3) фирмы являются полновластными пользователями факторов производства. На ресурсном рынке роль фирм аналогична роли, которую играют домохозяйства на рынке товаров и услуг[3].

Какие мотивы заставляют, стимулируют каждую фирму участвовать в столь сложном и рискованном процессе как производство товаров и услуг, какими принципами она руководствуется в своей деятельности? Строго говоря, таких мотивов и принципов может быть много - и желание проявить себя, и благотворительность, и нанесение минимального экологического урона, и зависть и т. п.

Однако экономисты считают, что главным мотивом любого частного предпринимательства является возможность получения прибыли, а основным принципом деятельности каждой фирмы служит достижение эффективной работы, т. е. получение максимальной прибыли. Иными словами, экономическая наука строится на предположении, что любая фирма, принимая свое решение всегда будет придерживаться той альтернативы, которая обещает принести ей максимальную прибыль или наибольшую эффективность.

Расширение масштабов деятельности фирмы обычно происходит как в результате ее внутреннего роста, так и вследствие слияния или поглощения других фирм. При этом наблюдается эффект масштаба фирмы[4].

Эффект масштаба фирмы проявляется в снижении средних издержек на единицу продукции (услуг) при увеличении размеров фирмы. Если увеличение объема производства начинается с относительно низкого уровня выпуска продукции, то на первом этапе это приводит к уменьшению средних удельных издержек: кривая издержек идет вниз. Однако по мере того как масштаб деятельности фирмы начинает превышать определенный уровень, может возникнуть обратный, отрицательный эффект, проявляющийся в росте средних издержек на единицу продукции.

Эффект масштаба может быть также связан с разделением труда и углублением специализации фирмы по конкретным направлениям деятельности[5]. При этом экономия может быть получена от технико-организационных преимуществ крупномасштабного производства, приводящих к снижению удельных управленческих затрат и затрат на обслуживание производства, так как эти затраты распределяются на большее количество выпущенных изделий; возникающие при крупномасштабном производстве дополнительные затраты не растут пропорционально объему выпуска продукции.

На экономии могут сказаться и внешние факторы, такие, как рост отрасли в целом, который приводит к возникновению новых средств труда, повышающих эффективность деятельности всех фирм отрасли.

Отрицательный эффект масштаба, т. е. убытки при расширении масштабов деятельности фирмы, может проявиться и как следствие избыточности управленческих структур в крупной фирме и возрастающей неспособности эффективно координировать деятельность внутри такой фирмы. Кроме того, при росте размеров фирмы могут размываться побудительные мотивы деятельности персонала: работники начинают чувствовать большую отчужденность от руководящего центра, а при снижении конкуренции исполнительская способность низших управленческих звеньев фирмы может быть недостаточно эффективна.

Под наименьшим экономически эффективным масштабом деятельности фирмы в отрасли понимают минимальный уровень выпуска продукции (оказания услуг), при котором удельные долговременные средние издержки становятся наименьшими[6].


1.2. Теории фирмы

1.2.1.Технологический подход

К изучению фирмы сформировался на базе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. В экономической литературе этот подход часто фигурирует как функциональный, что подчеркивает способ анализа поведения фирмы. В его основе лежит предположение о том, что всегда есть возможность определить функцию, выражающую максимальный объем выпуска при заданном уровне развития техники и технологии, при всех возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии. Такая функция в экономической теории получила название производственной. С ее помощью мы можем определить, посредством какой пропорции между отдельными ресурсами достигается оптимальный объем производства с точки зрения соотношения затрат и выпуска.[7]

В рамках технологического подхода проблема определения оптимального размера, или границ фирмы является центральной. В этом поиске нам нужно прибегнуть к известному эффекту экономии на масштабах производства, или возрастающей отдачи от масштаба. В соответствии с его действием, оптимальным размером фирмы можно считать тот, до достижения которого не происходит резкого роста переменных издержек фирмы. Другими словами, положительный эффект экономии на масштабе производства используется полностью. Так, например, для компании-производителя полиграфической продукции он будет исчерпан, если мощности имеющихся в наличии печатных станков полностью используются, а приобретение новых станков невозможно без строительства или аренды дополнительных производственных помещений.

Неоклассическую фирму справедливо сравнивают с «черным ящиком» - она воспринимается как данность, затем в этот «ящик» опускают порции ресурсов, закрывают крышкой и, наконец, через некоторое время чудесным образом извлекают из него произведенные блага. Но технологический подход не позволяет нам выяснить, откуда взялся этот «ящик» и что происходило внутри него.[8]

Альтернативный технологическому взгляд на проблему поведения фирм был разработан в рамках институциональной экономической теории. Институциональная традиция изучения вопросов, связанных с процессами функционирования фирмы, берет свое начало с классической статьи Р. Коуза «Природа фирмы» (1937 г.). Взгляды Р. Коуза в дальнейшем получили свое развитие в работах таких широко известных ученых, как А. Алчиян, Х. Демсец, Д. Норт, Г. Саймон, О. Уильямсон, К. Эрроу и др.

1.2.2.Институциональный подход

В соответствии с институциональным подходом, центральной проблемой изучения фирмы становятся не условия максимизации прибыли, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономерностей ее дальнейшего развития и, в конечном итоге, исчезновения. Помимо категории института, для объяснения существования и внутренней структуры фирмы в этой теории используются такие ключевые понятия, как трансакционные издержки, оппортунистическое поведение, асимметричность информации, специфичность ресурсов и контракт. Некоторые из них нам уже хорошо известны, но с другими необходимо познакомиться в настоящей главе. При этом мы рассмотрим несколько определений фирмы, отражающих различные стороны этого сложного феномена рыночной экономики.

Вначале определим причины происхождения фирмы. Представим себе экономику, в которой каждый отдельный индивид самостоятельно, вне какой-либо формальной структуры занимается производством благ. В отличие от неоклассической концепции, перед нами мир с ненулевыми трансакционными издержками, минимизировать которые можно только при условии четкого распределения прав собственности каждого экономического субъекта.[9] Следовательно, вступая в отношения с другими лицами в процессе осуществления обмена, нам, как экономическим агентам, просто нужно предусмотреть защиту всех наших интересов путем заключения соответствующего контракта (договора). На первый взгляд, мы все предусмотрели и не нуждаемся в существовании такого института, как фирма. Однако, присмотримся более внимательно к данной ситуации.

Каждая обменная сделка заключается в нашей модели экономики только после проведения переговоров о порядке передачи блага, его цене и г. д., т. е. все наши хозяйственные субъекты, производя блага, договариваются в индивидуальном порядке о поставке сырья, оборудования и продаже конечной продукции. Но при таких условиях большая часть времени будет потрачена именно на переговоры!

Попробуем представить, сколько времени займет производство автомобиля при смоделированном нами устройстве хозяйственной жизни. Каждый отдельный производитель шин договаривается с отдельным контрагентом по производству стекол, электротехнического оборудования, изготовления корпуса, двигателя и т. д. Величина трансакционных издержек при таком способе производства благ была бы огромной! Таким образом, рыночный механизм оказывается весьма дорогостоящим способом координации хозяйственной деятельности.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что, создавая фирмы, индивиды стремятся найти альтернативные способы координации своей деятельности, сокращающие величину издержек. Как же это происходит? Дело в том, что фирма представляет собой субъект рынка, внутреннее построение которой иерархично. Р. Коуз в своем определении фирмы отмечал: «Фирма... есть система отношений, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя».[10]

Например, владелец фирмы, принимая вас на работу после окончания ВУЗа, заключает с вами трудовое соглашение или берет в число штатных сотрудников фирмы, и правоотношения с работодателем регулируются этим соглашением и действующим трудовым законодательством. Помимо этого, все ваши действия будут осуществляться в рамках должностной инструкции, где закреплены ваши права, обязанности и полномочия. В таких условиях у вас отпадает необходимость в заключении контракта с каждым из коллег «по горизонтали», поскольку все вы действуете в рамках единой иерархической единицы - фирмы.

Более пяти десятилетии тому назад, когда в экономической теории рыночный механизм традиционно считался главным средством обеспечения хозяйственной координации, Р. Коуз показал, что именно фирмы дополняют рынок, предложив рассматривать фирму и рынок как альтернативные способы экономической организации. Следовательно, выбор при принятии предпринимателем административного решения состоит в том, чтобы определить, каким образом дешевле осуществлять трансакции (сделки): путем создания фирмы или посредством рыночного механизма.

Например, если владелец предприятия столкнулся с недобросовестностью своего контрагента, он должен найти оптимальное решение из следующих альтернатив:

а) заключить договор с юридической фирмой (рыночная сделка);

б) пригласить юриста на постоянную работу в свою компанию, т. е. включить его в иерархию.

Очевидно, что его выбор будет зависеть от величины трансакционных издержек в каждом из названных случаев, а также от того, насколько вероятным предприниматель считает возникновение подобных неприятных проблем в будущем. Результат выбора при этом должен определяться сопоставлением величин предельных трансакционных издержек для каждого из вариантов. Иначе говоря, сравниваются предельные трансакционные издержки рыночной организации производства благ и предельные трансакционные издержки функционирования фирмы.

Фирма не уничтожает трансакционные издержки вообще, иначе все общественное производство было бы организовано как огромная фирма в масштабе национального хозяйства (предмет утопических мечтаний сторонников социалистической идеи). Внутри фирмы существуют трансакционные издержки административного (бюрократического) управления, издержки измерения выполняемых работником функций, издержки на защиту от оппортунистического поведения работников фирмы после заключения с ними трудового соглашения и т. д. Асимметричность информации не позволяет предпринимателю абсолютно точно узнать качество услуг нанимаемого работника: ведь нанимающийся на работу субъект знает о своих деловых качествах значительно больше (исключим возможность самообольщения), чем беседующий с ним при первой встрече работодатель. Неисполнительность, некомпетентность и просто дурной характер проявятся позже, уже после подписания контракта. Выявление и наказание во всех указанных случаях также связано с внутрифирменными трансакционными издержками.

1.2.3.Неоинституционная теория фирмы

В неоинституциональной теории фирмы рассматривается и проблема «принципал - агент», непосредственно связанная с теорией трансакционных издержек. Для нас в данной главе важно исследовать эту проблему в связи с асимметричной информацией и оппортунистическим поведением. Принципал - это собственник ресурсов, в то время как агент - это субъект, который наделяется принципалом правом пользования ресурсами. Другими словами, принципал делегирует определенные правомочия агенту. В свою очередь, агент должен представлять интересы принципала за определенную плату. Примеров отношений «принципал-агент» мы видим множество: собственники корпорации (см. о них следующий параграф) и ее менеджеры, землевладельцы и арендаторы, избиратели и законодательный орган (например, Государственная дума, которой мы делегировали право представлять наши интересы).[11] Агент обладает большей информацией, нежели принципал, т. е. информация между ними распределена асимметрично. В этих условиях принципал не может полностью контролировать действия агента. Следовательно, у последнего возникают стимулы к оппортунистическому поведению и использованию своих правомочий исключительно в собственных интересах.

Например, Вы и Ваш компаньон как принципалы удовлетворены работой ООО (общества с ограниченной ответственностью) «Коржик», производящего печенье. Ваш партнер давно мечтал совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре, и по этой причине собирается сделать перерыв в трудовой деятельности на один год. Вы же, в свою очередь, хотели бы переключиться на коммерческую деятельность в другой области, скажем, заняться закупками товаров народного промысла у коренного населения одного северо-восточного полуострова России с целью дальнейшей продажи на экспорт. На время вашей занятости вы решаете взять на должность руководителя фирмы наемного управляющего (агента), назначив ему фиксированную заработную плату и оставив инструкции по работе. Однако вскоре обнаруживается, что рыночные позиции вашей фирмы ухудшились. Допустим даже, что управляющий обладает порядочностью и профессионализмом. Но, переложив на его плечи ответственность по принятию оперативных решений, вы поставили перед ним сложный вопрос: зачем прилагать сверхусилия, идти на риск, работая «на дядю», если он все равно получает стабильный уровень оплаты труда? Отрыв функции собственника от функции управляющего порождает так называемое отлынивание, т. е. оппортунистическое поведение ex post (после заключения договора о найме).

На основе рассмотренных нами проблем можно дать следующее определение фирмы: фирма - это структура деятельности, направленная на поиск наиболее выгодного способа производства в условиях неопределенности. Именно неопределенность, возникающая ввиду существования асимметричной информации в условиях рыночного хозяйства, порождает. выражаясь образно, желание индивидов искать спасения от высоких волн трансакционных издержек в океане спонтанного порядка на островах иерархий, т. е. фирм.[12]

Современная неоинституциональная теория, одним из наиболее ярких представителей которой является американский экономист О. Уильямсон, предлагает еще более глубокое погружение в сущность экономической природы фирмы. Для выяснения этой природы нам необходимо ввести в анализ, наряду с известными (оппортунистическое поведение), и новые категории: специфичность активов (ресурсов) и типы контрактов.

Принцип полной рациональности, подразумевает обладание всеми участниками рынка полной и неискаженной информацией. При этом у экономических агентов отсутствуют стимулы улучшить свое благосостояние за счет других. Однако в реальной экономике мы, как правило, имеем дело с ограниченной рациональностью. Ситуация неопределенности и постоянное столкновение взаимных интересов субъектов рынка порождают их оппортунистическое поведение. Эта модель поведения, о которой мы говорили ранее, характеризуется стремлением агентов максимизировать прибыль вне зависимости от возможного ущемления прав партнеров и нарушения принципов деловой этики. Следовательно, вступая в договорные отношения с другими субъектами рынка, необходимо предусмотреть механизм защиты своих прав от подобных посягательств. Можно сказать, что фирма возникает и как реакция на оппортунистическое поведение экономических агентов, от которого несвободен рыночный механизм[13]. '

Объединяя свои усилия в стремлении к минимизации трансакционных издержек, экономические агенты соединяют имеющиеся у них активы в рамках фирмы. Актив - это объект собственности, имеющий денежную оценку. Активы могут быть физическими (машины, оборудование), финансовыми (акции, облигации и другие ценные бумаги), нематериальными (авторские права, «человеческий капитал», т. е. накопленные профессиональные знания. Исходя из сравнения фирмой ценности активов, которыми она обладает, можно выделить три типа активов: общие, специфические и интерспецифические.

Для общих активов характерна равная оценка их ценности как для использования в пределах данной фирмы, так и для рынка. Иначе говоря, альтернативная стоимость общего актива одинакова как внутри фирмы, так и вне ее. Так, скажем, бензин стандартной марки является для нефтеперерабатывающего предприятия общим активом.

Специфические активы для внутреннего использования оцениваются фирмой выше, чем на рынке (альтернативная стоимость специфического актива выше в рамках фирмы, чем вне ее). Примером такого актива могут служить навыки программиста, который досконально знает специально созданное для данной фирмы программное обеспечение.

Уникальные, взаимодополняемые только в рамках данной фирмы активы называют интерспецифическими. Вне фирмы они даже могут не найти рыночной оценки, поскольку являются неотъемлемой составляющей других активов фирмы, они как бы «созданы друг для друга». Например, авторский коллектив настоящего учебника и специалист, создающий дизайн графических иллюстраций, вполне подпадают под характеристику интерспецифических активов (ресурсов). Это не означает, что каждый из субъектов таких ресурсов в нашем примере не сможет продать свои услуги труда на рынке. Отдельный автор отдельной главы может найти издателя и опубликоваться. Но речь идет о создании такого блага, как учебник экономической теории, и знание законов спроса и предложения отдельным преподавателем без умения создать графический материал на компьютере не будет иметь на рынке ценности.

Все отношения владельцев активов по поводу их обмена или использования регулируются контрактами.

Контракт - это соглашение по поводу обмена между экономическими агентами, специфицирующее права и обязанности сторон.[14]

В основе классификации контрактов лежат четыре существенных характеристики:

• устойчивость экономических связей между сторонами (разовые, периодические или непрерывные сделки);

• степень неопределенности (низкая или высокая);

• типы активов, или ресурсов (общие, специфические или интерспецифические);

• наличие (или отсутствие) гарантий выполнения сторонами своих обязательств.

Таким образом, в соответствии с неоинституциональным подходом мы можем определить фирму как сеть долгосрочных отношенческих контрактов между собственниками интерспецифических активов с целью минимизации трансакционных издержек в условиях неопределенности и оппортунистического поведения агентов.

Поскольку мы имеем дело с непрогнозируемым количеством вероятных ситуаций, предусмотреть которые заранее невозможно, природу фирмы можно характеризовать как долгосрочный неполный контракт.[15]

Как нетрудно заметить, институциональная теория фирмы изучает вопросы, связанные не только с поиском оптимального размера фирмы, но и с причинами ее происхождения, а также механизмами внутренней координации ее деятельности. Эти механизмы во многом определяют лицо фирм -их организационные формы.


2. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде


2.1. Производственная функция фирмы и ее свойства. Карта изоквант


Главное содержание предпринимательской фирмы в сфере производства заключается в нахождении и формировании спроса на продукты (выполненную работу, оказанные услуги) и удовлетворении его путем изготовления (создания) и продажи продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара.

Безразлично, сам ли предприниматель организует производство этих товаров или выступает в качестве посредника между производителем и потребителем. Главное, что отличает предпринимательскую деятельность от других некоммерческих структур, — это прибыль, получаемая как разница между доходами и затратами предпринимателя. Предприниматель не обязательно должен быть собственником предприятия, поэтому надо отличать доход предпринимателя от дохода собственника.

Дивиденд на акции, процент по депозитам, арендная плата за землю есть доход на собственность. Но этот доход образуется только потому, что его выплачивает предприниматель из своего дохода. Получив в свое распоряжение заимствованнную собственность, предприниматель действует на рынке: организует выпуск новой продукции, налаживает эффективные коммерческие связи, пускает в оборот чужой капитал, извлекает из этого прибыль для себя.

Собственник на рынке — фигура пассивная; предприниматель же, наоборот, активный агент рынка, который формирует и развивает производство, устанавливает рыночные связи.

Не каждый субъект рынка, в том числе бизнесмен, может быть назван в полной мере предпринимателем. Таковым нельзя, к примеру, считать рантье, отдающего капитал банку под проценты, или владельца фирмы, которая из года в год производит один и тот же товар (предоставляет одни и те же услуги). Эти субъекты осуществляют не предпринимательские, а репродуктивные функции, но в обыденной жизни часто называют предпринимателями всех, кто занят бизнесом.

В строгом смысле слова предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характером. Поиск нового, организация работы персонала предприятия, направленная на выявление новых возможностей для хозяйственной активности, освоение новых рынков, переход к производству новых товаров и услуг — это и есть предпринимательская деятельность.

Любое производство связано с затратами или издержками производства. Издержки, которые несет фирма для обеспечения заданного объема выпуска, являются одним из основных ограничений, определяющих тот или иной выбор.

Поэтому целесообразно построить теорию изменения издержек фирмы в связи с изменением объема выпускаемой продукции. Графическая зависимость, устанавливающая различные соотношения затрат и объема выпускаемой продукции называется картой изоквант.

Изокванта - линия представляющая собой различные сочетания затрат, при которых может быть произведен заданный выпуск продукции.

Наше обсуждение теории издержек будет разделено на две части в соответствии с двумя временными горизонтами, которые были названы нами краткосрочными и долгосрочными временными интервалами.



2.2. поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде


2.2.1. Совокупный, средний и предельный продукты переменного фактора


Большинство фирм осуществляет затраты сразу нескольких видов, к тому же одновременно изменяющихся даже в течение краткосрочного временного интервала. Однако для упрощения вопроса мы начнем с изучения динамики лишь одного вида затрат — количества занятых рабочих.

Рассмотрим пример фирмы «Филдком».. На рис. 1 показано, что происходит с уровнем ежедневного производства, измеренным в физических единицах (или с совокупным физическим продуктом), при изменении количества рабочих от нуля до восьми. Если рабочих нет, то и производство невозможно. В данной фирме один рабочий также не в состоянии ничего произвести: некоторые участки работ требуют наличия как минимум двух человек, работающих совместно. Двое рабочих уже в состоянии начать производственный процесс, но ввиду того, что им требуется масса времени на включение в работу и смену рода работ, они задень могут сделать только один компьютер. Когда к ним присоединяется третий рабочий, становится возможной определенная степень специализации, и производство возрастает до трех единиц в день. При наличии четырех рабочих дела и вовсе идут на лад: производство возрастает до семи единиц в день. Включение в производственный процесс пятого, шестого и седьмого рабочих доводит выпуск продукции до максимума, равного тринадцати компьютерам в день. Начиная с этой точки увеличение количества рабочих лишь ухудшает результат. Причина проста: инструменты и оборудование заняты, а потому дополнительные рабочие вынуждены простаивать в ожидании того, когда же в них появится надобность.

Разумеется, выпуск продукции можно было бы увеличить, увеличив другие затраты помимо увеличения числа рабочих — поставить больше сборочных стендов, тестирующего оборудования и т.д. Однако сейчас мы рассматриваем увеличение только одного вида затрат при неизменности всех остальных их видов.

Предельный физический продукт. График в части (б) и колонки 1 и 2 в части (а) на рис. 1 демонстрируют соотношение между затратами труда и ежедневным выпуском продукции. В диапазоне от одного до семи рабочих с ростом затрат труда выпуск растет, но не с постоянной скоростью. В колонке 3 таблицы и на графике в части (в) рисунка продемонстрировано насколько изменяется выпуск продукции на каждого дополнительного рабочего. Это количество называется предельным физическим продуктом, приходящимся на конкретный вид изменяющихся затрат.

Как обычно, прилагательное «предельный» означает эффект малого изменения количества — в данном случае — количества переменных затрат данного рода. Увеличение числа рабочих на одного, как это показано в таблице, сопровождается ростом предельного физического продукта, что продемонстрировано в части (в) рис. 1.

В нашем примере при увеличении затрат труда с одного до двух рабочих предельный физический продукт составляет одну единицу выпуска продукции: при переходе от двух рабочих к трем он увеличивается до. двух единиц выпускай т.д. Переход от трех рабочих к четырем дает максимальный рост выпуска. Затем с привлечением каждого последующего дополнительного рабочего рост выпуска замедляется. Как только число рабочих достигает семи, предельный физический продукт падает до нуля.

Итак, совокупный физический продукт это совокупный выпуск продукции фирмы, измеренный в физических единицах, предельный физический продукт это выраженный в физических единицах прирост выпуска продукции, произведенный каждой дополнительной единицей переменных затрат данного рода при неизменности всех других видов затрат.


2.2.2. Закон убывающей предельной отдачи факторов производства


Закон убывающей предельной отдачи факторов производства или закон убывающей доходности - принцип, гласящий, что при увеличении одного и неизменности всех других видов затрат, будет достигнута точка, за которой предельный физический продукт переменных затрат начнет сокращаться.

Приведенный выше пример демонстрирует модель, которую экономисты считают типичной для кривой предельного продукта, если речь идет о единственном виде изменяющихся затрат (например, о затратах труда). Сначала, по мере роста числа рабочих, предельный продукт растет. Увеличение предельного продукта отражает преимущества кооперации: превосходство группового производства и достоинства специализации. Однако за определенной точкой увеличение количества рабочих сопровождается прекращением роста, а затем и сокращением предельного продукта. В случае, когда речь идет об одном виде переменных затрат, главной причиной окончательного сокращения предельного физического продукта является «перенаселение» дополняющих постоянных затрат. В нашем случае это — рабочее пространство, инструменты, контрольно-измерительное оборудование.

Нисходящая часть кривой предельного физического продукта иллюстрирует принцип, известный как закон убывающей доходности. Согласно этому принципу, по мере увеличения затрат одного типа при сохранении неизменными объемов всех остальных видов затрат, в известный момент времени будет достигнута точка, за которой предельный физический продукт будет уменьшаться.

Закон убывающей доходности применим ко всем известным производственным процессам и всем переменным затратам. Приведенный пример относится к обрабатывающей промышленности, однако его действие может быть с тем же успехом продемонстрировано, скажем, на примере сельского хозяйства, когда в качестве переменной затраты берутся удобрения. С внесением большего количества удобрений выпуск продукции растет, но с определенного момента прирост на каждую дополнительно внесенную тонну будет снижаться. В действительности же переизбыток удобрений может просто отравить посадки, а в этом случае предельный физический продукт становится уже отрицательным. Нефтеочистные сооружения, электростанции, парикмахерские, правительственные учреждения — любой производственный процесс может быть использован для иллюстрации действия закона убывающей доходности.


2.2.3. Производственное поведение фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства


Как уже говорилось, разным видам деловых решений соответствуют разные виды издержек. Переменные издержки относятся к решениям, касающимся краткосрочных изменений объема выпуска продукции при использовании заданного количества постоянных затрат. Например: сколько кукурузы может вырастить фермер при заданном объеме посевных площадей и имеющемся количестве сельскохозяйственного оборудования? На сколько бумажная фабрика данного размера должна сократить объем выпуска продукции в период циклического спада производства?

Любое изменение цен и объемов предложения, которое не влечет за собой изменения размеров постоянных затрат, используемых в производстве, будет осуществляться с учетом положения кривых издержек данной фирмы на краткосрочных временных интервалах.

В других случаях, однако, внимание владельцев фирмы должно быть сосредоточено на планах долгосрочного расширения или сокращения объемов постоянных затрат фирмы. Каким образом, например, следует реагировать владельцам молочных ферм на постоянное сокращение дотаций, выделяемых правительством с целью поддержания цен на молоко на постоянном уровне? Или, как изменится добыча угля с изменением цен при наличии достаточного времени для открытия новых шахт и закрытия старых? Отвечать на подобные вопросы следует лишь с учетом долгосрочных издержек, к рассмотрению которых мы и обращаемся в этой части работы.

Рассмотрим для начала лишь постоянные издержки, подлежащие в случае прекращения фирмой работ, возмещению данного направления или же непрерывного сокращения масштабов операций. Безвозвратные издержки будем считать равными нулю.

Расположение кривой средних и полных (совокупных) издержек фирмы для краткосрочных временных интервалов зависит от размеров предприятия. На долгосрочном временном интервале фирма вправе выбирать размеры предприятия самостоятельно. Для каждого размера предприятия может быть построена своя U-образная кривая полных (совокупных) средних издержек для краткосрочного временного интервала. На графике представлены пять таких кривых. Вновь образованная фирма может начать с предприятия, описываемого кривой полных средних издержек для краткосрочного интервала, обозначенной на графике ATC1. Затем, по мере того, как спрос на продукцию расширяется, фирма может перейти к одной из следующих кривых, расположенных на графике правее. График полных средних издержек фирмы на долгосрочном временном интервале огибает линии всех «краткосрочных» полных средних издержек. Это—гладкая кривая, построенная таким образом, что она только касается краткосрочных кривых, не пересекая их.

Из рис. 2, следует, что для каждого данного объема выпуска продукции, запланированного фирмой на долгосрочную перспективу, существует лишь один оптимальный масштаб предприятия. Может оказаться вполне реальным выпускать данный объем продукции и на предприятии иного размера, но это будет сопряжено с потерями, т.е. с ростом издержек, приходящихся на единицу выпуска. В примере, представленном на рис. 2, уровень выпуска Q1 достигается с минимальными издержками на предприятии, размер которого соответствует кривой краткосрочных издержек ATC1. Такой же объем выпуска возможен и на предприятии больших размеров, например, на том, которому соответствует кривая краткосрочных издержек АТС2. Но в этом случае издержки, приходящиеся на единицу выпуска продукции, будут выше, чем в первом, поскольку предприятие большего размера недоиспользует свой проектный потенциал. С другой стороны, предприятие, для которого характерна кривая АТС2 имеет оптимальные размеры для выпуска продукции объемом Q2. Этот большой выпуск может быть достигнут и на меньшем предприятии, но лишь путем эксплуатации его с темпом, превосходящим проектный.

Рис. 2. Кривые средних издержек для краткосрочных и долгосрочных временных интервалов


В терминах издержек на единицу выпуска, потери отражаются в том, что кривая ATC1 лежит выше, чем кривая АТС2 при одинаковом объеме выпуска продукции Q2.

Если фирма хочет поддерживать объем выпуска в течение сравнительно короткого промежутка времени на необычно высоком или необычно низком уровне, ей следует просто «переместиться» вдоль краткосрочной кривой, соответствующей размерам ее предприятия. Типичным примером такой ситуации может стать фирма, принявшая решение о сверхурочной работе для выполнения исключительно большого заказа или фирма, наполовину сократившая объемы выпуска продукции с целью пережить временный спад деловой активности. В том случае, когда рассматриваются устойчивые изменения объемов выпуска продукции, минимизация издержек осуществляется путем строительства предприятия больших размеров. Аналогичным образом фирма, планирующая постоянное уменьшение выпуска продукции, скорее пойдет на закрытие какого-нибудь своего предприятия, чем на то, чтобы продолжать эксплуатацию его производственных мощностей на уровне ниже проектного. Решения такого рода связаны с перемещением вдоль кривой долгосрочных полных средних издержек фирмы.

Экономия, обусловленная масштабом производства. Перемещения вдоль кривой долговременных средних издержек фирмы, в ходе которых фирма свободна в выборе объемов всех используемых ею видов затрат, получили название изменений в масштабе производства. Для описания того, каким образом изменяются долговременные средние издержки с изменением масштаба производства, используется специальная терминология. Если в каком-либо диапазоне выпуска долговременные средние издержки падают с ростом выпуска, говорят, что фирма имеет экономию, обусловленную ростом масштабов производства. Если в каком-либо диапазоне выпуска долговременные средние издержки растут, фирма несет ущерб от роста масштабов производства. Наконец, если в каком-либо диапазоне выпуска долгосрочные средние издержки вообще не изменяются с изменением объемов выпуска, то говорят, что фирма имеет постоянный эффект от изменения масштабов производства.

Зависимость долговременных средних издержек от объема выпуска, отображенная графически на рисунке 2, имеет вид гладкой U-образной кривой. На ней отсутствуют зоны постоянного эффекта изменения масштабов производства. Однако эмпирические наблюдения позволяют заметить, что кривая средних издержек для долгосрочных временных интервалов у некоторых фирм может иметь достаточно протяженные ровные участки в средней своей части, где средние издержки изменяются весьма незначительно при изменении выпуска. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства, проявляется у такого рода фирм лишь в области, где объемы выпуска продукции невелики, а ущерб, вызванный ростом масштабов производства — только при очень больших объемах выпуска. Для фирмы, кривая долговременных средних издержек которой имеет подобный вид, справедливо следующее определение. Тот уровень выпуска, начиная с которого эффект экономии за счет роста масштабов производства перестает действовать, но при этом возникает постоянный эффект от изменения масштабов производства, может быть назван наименьшим эффективным масштабом.

Источники экономии, обусловленной изменением масштабов производства. Откуда же возникает экономия, обусловленная размерами производства? Если бы рост фирм осуществлялся путем простого увеличения постоянных и переменных затрат в определенной пропорции, так, что большое предприятие представляло бы собой множество мелких, можно было бы справедливо ожидать, что изменения масштаба не повлияют на средние издержки. Однако реальные фирмы растут иначе. По мере роста они изменяют производственные технологии и методы внутренней организации для того, чтобы реализовать преимущество крупного производства. Эти изменения и создают эффект экономии за счет масштабов выпуска продукции.

В некоторой своей части экономия, обусловленная масштабом, проистекает из действия упомянутых ранее человеческих факторов. Речь идет о преимуществах совместного группового производства (кооперации) и специализации. Фирма может вырасти до очень крупных размеров, прежде чем она полностью исчерпает возможности кооперации и специализации. В мелкой фирме, например, функции маркетинга могут занимать у ее владельца ежедневно не более часа. Фирма больших размеров в состоянии нанять специалиста-маркетолога, который посвятит этому вопросу все свое рабочее время. В фирме еще более крупных размеров специализация углубляется: под управлением маркетинг-менеджера оказываются управляющий по торговле, начальник производственного отдела, занятого разработкой новой продукции, специалист по рекламе. В очень крупных фирмах уже сам отдел рекламы может состоять из специалистов по печати рекламы, телерекламы и т.д.

Другим источником экономии, обусловленной масштабом производства, является технология. На подавляющем большинстве производственных линий, например, машина, способная сделать двойную работу по сравнению с меньшей, дешевле двух менее производительных машин. Мелкой фирме, которая не в состоянии полностью использовать крупную машину или станок, разумно довольствоваться менее внушительной техникой. Но по мере роста размеров фирмы техническая экономия все ощутимее снижает средние издержки.

Более того, рост фирмы отнюдь не означает постоянного увеличения размеров отдельного предприятия. Функционирование множества отдельных предприятий может привести к дальнейшей экономии на масштабах производства даже после достижения каждым отдельным предприятием наименьшего эффективного масштаба, при котором исчезает эффект технической экономии.

Источники ущерба, обусловленного изменением масштабов производства. Хотя существует множество источников экономии, обусловленной масштабом производства, число их не беспредельно. По мере того, как масштабы деятельности фирмы увеличиваются, она сталкивается как с экономией, так и с ущербом, причем как одно, так и другое являются результатом изменения масштабов производства. Технические источники ущерба нередко могут быть устранены. Так, растущая авиакомпания может на первых порах приобретать самолеты все более крупных размеров. На этом пути фирму подстерегает опасность экономической неэффективности их использования. Тогда она начинает закупать все большее количество самолетов оптимального для компании размера. В прочих областях бизнеса фирмы могут избежать потенциального технического ущерба путем строительства сети предприятий оптимального размера.

Большинство наиболее важных видов ущерба имеет организационную природу. По мере роста фирма оказывается во все большей и большей зависимости от иерархических методов координации деятельности ее персонала. С ростом иерархии увеличиваются издержки передачи информации, необходимой для принятия деловых решений. Более того, стимулы к проявлению личной инициативы в больших разветвленных организационных структурах имеют тенденцию к ослаблению. Все больше и больше управленческого мастерства требуется для поддержания лояльности и должного уровня мотиваций у персонала. Растет риск того, что отделы и подразделения будут действовать, исходя из локальных групповых интересов, отличных от интересов фирмы в целом.








2.3. Предельная доходность


Деятельность фирм в условиях рыночного ценообразования на факторы производства строится на экономических расчетах предельной эффективности затрат и выпуска продукции.

Критерием здесь выступает предельная доходность ресурсов. Она измеряется показателями изменения доходов фирмы от продажи выпускаемой продукции, произведенной с помощью использования дополнительной единицы каждого ресурса.

Рыночное ценообразование на факторы производства, особенности их предложения и спроса формируют условия, укладывающиеся в классическую «модель» поведения фирмы. В экономической теории производства они получили название закона «затраты - выпуск» и представляют собой систему инженерных расчетов производственной функции фирмы.

Каждая фирма осуществляет экономические расчеты объема выпуска продукции и количества необходимых для этого ресурсных затрат. В наиболее общем виде - это расчет фирмой собственной производственной функции. Производственную функцию можно представить в следующем виде:

Q = y (L, K)

где Q - объем выпуска продукции; L - количество используемого труда; K - объем капитала (технических средств) фирмы.

Таблица 1

Числовой пример производственной функции фирмы

L/C

1

2

3

4

5

1

6

11

15

18

20

2

11

15

18

20

21

3

15

18

20

21

22

4

18

20

21

22

23

5

20

21

22

23

24

В таблице 1 представлен гипотетический производственный процесс, технология которого предполагает сочетание только двух факторов - капитала и труда.

По вертикали указано количество капитала, по горизонтали - численность работников. Размеры выпуска продукции показаны на пересечении каждой единицы и капитала труда.

Данный пример производственной функции показывает возможные сочетания количественно изменяющихся затрат факторов производства и максимально возможный результат такого сочетания - выпуск продукции.

Современная национальная экономика - это десятки миллионов производственных функций. Для каждой фирмы вычисление своей производственной функции означает нахождение наиболее оптимального соотношения факторов производства для определенного объема выпуска продукции. Для этого необходима информация о производительности привлекаемых в производство факторов, ценах и издержках на их приобретение, а также ценах и спросе на продукцию, выпускаемую с помощью этих факторов (табл. 2).

Таблица 2

Производственная функция и динамика результатов экономической деятельности фирмы

Труд, число работаю- щих

Капи- тал, число еди- ниц тех- ники

Физи- ческий объем выпус- ка

Предель- ный продукт

Цена за единицу продук- ции

Общая выручка в денеж- ном выраже- нии

Предель- ный доход в денеж- ном выра- жении

0

0

0


6

2

0

0

1

1

6


5

2

12

12

1

2

11


4

2

22

10

1

3

15


3

2

30

8

1

4

18


2

2

36

6

1

5

20


2

40

4


Как видно из таблицы 2 (колонки 1 и 2), изменение производственной функции отражает изменяющуюся техническую оснащенность труда, поскольку численность работников не изменилась. Вследствие этого возрастает объем выпуска (колонка 3). При стабильности спроса и рыночной цены за единицу продукции (колонка 5) возрастает выручка от продаж продукции (колонка 6).

Однако нетрудно заметить снижающуюся динамику показателей предельного продукта (колонка 4) и получаемого от его продажи предельного дохода (колонка 7). Эти снижения не являются «казусом» условного числового примера, представленного в таблице 2. Подобная тенденция означает действие закона снижающейся доходности.

Такая тенденция обнаружится и в том случае, если осуществлять дополнительные приращения труда, оставляя неизменным капитал. Относительное снижение выпуска, улавливаемое показателями предельного продукта, происходит потому, что на каждую добавочную единицу приращиваемого фактора производства приходится все меньшее количество оставшихся неизменными других факторов.

Снижение предельного продукта приостановится, если осуществлять дополнительные приращения не одного, а всех предусмотренных технологией факторов производства. В результате возрастает не только абсолютный объем выпуска, но и его относительный прирост, то есть предельный продукт. Единственным ограничителем здесь может служить рыночная цена на выпускаемую продукцию. Если она удовлетворительна для фирмы, то противодействовать тенденции снижающейся доходности можно только за счет расширения масштаба производства, объема выпуска продукции. Достигается это вследствие пропорционального приращения всех факторов производства. На рынках факторов производства возрастет спрос, а следовательно, и цена необходимых для производства факторов и ресурсов.

Заключение


Итак, фирма - самое общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, коммерческой организации. Многообразие существующих форм организации бизнеса, порождает широкий спектр возможностей для реализации предпринимательской функции в рыночной экономике.

Несмотря на то, что каждая фирма является в своем роде уникальной и неповторимой, есть некоторые общие критерии, дающие возможность классифицировать фирмы по признакам, отличным от их организационно-правовых форм. Наиболее распространенный подход к классификации фирм - разделение их на малые, средние или крупные.

В общем случае успех фирм различных размеров в отрасли определяется такими факторами, как исторические предпосылки деятельности фирм, регулирующие и законодательные ограничения, а также географическая сконцентрированность фирм этой отрасли и взаимосвязанных отраслей. Как было указано выше, значительным фактором наряду с уровнем конкуренции является характер эффекта масштаба деятельности в отрасли.

Экономический смысл производственной функции заключается в том, что любой фактор из множества существующих имеет важное значение. Пренебрежение хотя бы одним из них, т.е. сведение любого фактора производства к нулю, чревато общим нулевым результатом. Производственная функция для предприятия служит основой для разработки стратегии развития производства и выбора наиболее эффективных технологий.


Список использованной литературы


            Брю С., Макконнелл К., Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1995.

            Видяпина В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М., 1995.

            Ворст, П. Ревентлоу Экономика фирмы. – М.: «Высшая школа» 1993. - 297 с.

            Гуськова М.Ф. Стерликов П.Ф. Экономика: 100 вопросов-100 ответов. - М.: Владос, 1999.

            Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. - М., 1996.

            Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика. Переходная экономика: Учебное пособие /Под ред. А. В. Сидоровича. - М.: ДИС, 1997. - 374 с.

            Курс экономической теории: Учебник под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: АСА, 1999. - 480 с.

            Лившиц А. Введение в рыночную экономику. - М.: Высшая школа, 1994.

            Макконнелл К. Р., Брю С. Л. «Экономикс: Принципы, проблемы и политика». В 2 т.: Т. 1. - М, 1996.

            Мамедов О.Ю. Современная экономика. - Ростов на Дону, 1996.

            Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязноваой и А.Ю. Юданова. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д»,2000. – 544с.

            Овчинников Г. П. Микроэкономика. Макроэкономика. - СПб.: Михайлов В. А., 1997. - 319 с.

            Пиндайк Р., РусинфелдД. Микроэкономика. – М.,1992. –592с.

            Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. 2-го изд. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 352 с.

            Экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова. - М.: БЕК, 1997. - 350 с.


[1] Брю С., Макконнелл К., "Экономикс: принципы, проблемы и политика". - М.: Республика, 1995.

[2] Экономика: Учебник /Под ред. доц. А. С. Булатова. - М.: БЕК, 1997. - 350 с.

[3] Гуськова М.Ф. Стерликов П.Ф. Экономика: 100 вопросов-100 ответов. - М.: Владос, 1999.

[4] Гуськова М.Ф. Стерликов П.Ф. Экономика: 100 вопросов-100 ответов. - М.: Владос, 1999.

[5] Экономика: Учебник /Под ред. доц. А. С. Булатова. - М.: БЕК, 1997. - 350 с.

[6] Гуськова М.Ф. Стерликов П.Ф. Экономика: 100 вопросов-100 ответов. - М.: Владос, 1999.

[7] Брю С., Макконнелл К., "Экономикс: принципы, проблемы и политика". - М.: Республика, 1995.

[8] Экономика: Учебник /Под ред. доц. А. С. Булатова. - М.: БЕК, 1997. - 350 с.

[9] Брю С., Макконнелл К., "Экономикс: принципы, проблемы и политика". - М.: Республика, 1995.

[10] Коуз Р. Фирма, рынок и право. М. 1993. С. 38.

[11] о проблеме «принципал-агент» в отношениях между избирателями и законодателями в работе: Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. С. 70.

[12] Брю С., Макконнелл К., "Экономикс: принципы, проблемы и политика". - М.: Республика, 1995.

[13] Следует обратить внимание, что в настоящей главе мы рассматриваем оппортунистическое поведение и в рамках рыночной координации, и в рамках фирмы. В последнем случае защитой от оппортунистического поведения является административный контроль за деятельностью работников фирмы со стороны предпринимателя. Однако, если бы на практике этот контроль был всеохватывающим, исчезли бы и стимулы к оппортунистическому поведению. А поскольку такового не наблюдается, и в рамках фирмы не удается полностью изжить оппортунистическое поведение.

[14] Брю С., Макконнелл К., "Экономикс: принципы, проблемы и политика". - М.: Республика, 1995.

[15] Экономика: Учебник /Под ред. доц. А. С. Булатова. - М.: БЕК, 1997. - 350 с.