Содержание

 

2. Кооператив как средство социальной и экономической защиты населения в рыночной экономике. 3

14. Кооперативное движение в развивающихся странах. 5

26. Законодательство РФ об Уставе потребительского общества. 11

Список литературы.. 13

2. Кооператив как средство социальной и экономической защиты населения в рыночной экономике

 

Кооперативного движения как одного из сильных средств социальной защиты населения от неизбежных издержек рыночной экономики в России пока нет, но сейчас наметились тенденции к его возрождению.

Сейчас особенно важно определить роль и место кооперации, различных ее видов (сельскохозяйственной, потребительской, кредитной, производственной, сбытовых и снабженческих кооперативов) в рыночной экономике страны, поскольку кооперация выступает как реальный выход из создавшегося кризисного положения в сельском хозяйстве.

После принятия Закона «О сельскохозяйственной кооперации» (1995) процесс создания кооперативов активизировался, при этом объединение в кооперативы не инициируется сверху, как это было прежде: оно возникает снизу, стихийно. Товаропроизводители объединяют усилия с целью защиты своих экономических и социальных интересов.

В современных условиях особую роль играют сбытовые и снабженческие кооперативы. Именно сбыт является тем компонентом рыночного крестьянского хозяйства, который труднее всего осуществить в одиночку. Явная недооценка потребительской кооперации имеет место в настоящее время, хотя именно она способна разрушить многие неизбежные издержки формирующегося рынка, стать фактором социальной стабилизации. Ей требуется обязательная поддержка государства: организационная, правовая, информационная, экономическая.

В настоящее время сельская кредитная кооперация имеет чрезвычайно важное значение для сформировавшегося на селе слоя мелких товаропроизводителей. Для сельского малого предпринимательства она является источником первоначального накопления, поскольку денежные средства банков недоступны как фермерским, так и личным подсобным хозяйствам. Накопление же денежных средств физических и юридических лиц в кредитных «денежных» кооперативах благоприятствует развитию сельскохозяйственного производства на основе частной собственности. В России созданы Союз сельских кредитных кооперативов и Фонд развития сельской кредитной кооперации. По самым последним данным информационно-консультационной службы Министерства сельского хозяйства, в России в настоящее время насчитывается около 90 сельских кредитных кооперативов в 29 регионах (Волгоградская, Саратовская, Ростовская, Пензенская, Калужская, Ленинградская, Томская, Московская, Ярославская). Примечательно, что ее создание идет снизу, а не насаждается сверху, как это было раньше, т.е., таким образом, она тоже связана с реальным товаропроизводителем и способствует росту производства. В настоящее время существует необходимость принятия нового законодательства о кооперации (сельскохозяйственной, потребительской, кредитной, производственной).

В нашей стране с развивающейся рыночной экономикой особая роль принадлежит «третьему» сектору - кооперативному, который при реальной опасности индивидуализации производства призван разрешать противоречия рынка, противостоять монополистам, посредникам, вести борьбу за рынок с импортерами, являясь одновременно одним из сильных социальных амортизаторов[1].

Экономическая защита населения

Потребительские хозяйства всегда в той или иной степени оказывали экономическую помощь обществу.

В некоторых случаях экономическая помощь обществу заложена в принципах основания хозяйства, например, все религии в тех или иных формулировках призывают заботится о ближнем.

Но в целом, эта мера вынужденная и не зависит от желаний хозяйства. Она направлена на улучшение отношений между потребительским хозяйством и обществом, в котором оно действует, что приводит к получению дополнительных результатов хозяйством в процессе реализации его целей, не допуская антагонизма, вызванного экономическими причинами.

Социальная защита населения

Все известные потребительские хозяйства оказывали и оказывают социальную помощь обществу.

Частично причины, вынуждающие потребительские хозяйства проявлять социальную заботу об обществе приведены при анализе причин экономической помощи.

Но существуют и другие причины.

Потребительское хозяйство состоит из членов общества и действует в нем. Поэтому, проявляя социальную заботу об обществе - строя школы, больницы, повышая тем или иным способом не только экономический, но и социальный уровень жизни окружающего его общества - потребительское хозяйство опосредованно заботится о себе: улучшается социальный климат, появляется возможность привлечения новых членов, имеющих более высокий профессиональный и культурный уровень[2].

 

14. Кооперативное движение в развивающихся странах


Потребительские кооперативы в регионе классифицируются по четырем типам:

1.          В Японии, Сингапуре и Южной Корее развитые потребительские кооперативы характеризуются эффективностью, мастерством в управлении и рыночной ориентации, взаимозависимостью кооперативов и пайщиков: кооперативы могут продавать только своим членам.

В Японии 670 потребительских кооперативов, насчитывающих около 14 млн. пайщиков и имеющих годовой оборот около 33 млрд. долларов США.

В Сингапуре всего 5 потребительских кооперативов, но все они экономически прочные.

В Южной Корее потребительские общества имеют достаточную уверенность для того, чтобы выдержать давление как со стороны рынка, так и со стороны политики.

2.          Потребительские кооперативы всех стран рассматриваемого региона ориентированы на открытый рынок, продавая продукцию как своим членам, так и посторонним.

Потребительские кооперативы Австралии, Таиланда, Малайзии и частично Индии настроены на открытый рынок, нацелены на поиск преимуществ в конкурентной борьбе, сохраняя в то же время членскую благонадежность.

Потребительский кооперативный сектор Австралии - самый большой, но как и в Западной Европе, столкнулся с конкуренцией предпринимателей.

Своеобразны выходы из кризиса. Для производителей найдены торгово-экономические ниши: винные кооперативы, кооперативы производителей. Интересен тот факт, что именно студенческие кооперативы поддержали традиции национального кооперативного движения. С 1958 г. студенты-кооператоры, начиная с открытия кооперативного книжного магазина, распространили свое влияние на 30 университетских городков, а число членов этого движения достигло 695 тыс. человек.

Таиланд имеет более 400 потребительских обществ со средним количеством членов 1800 человек, и большинство из этих обществ преуспевает.

В Индии 25 тысяч потребительских кооперативов и около 700 центральных оптовых магазинов. Они добились разных результатов, но кооперативные рынки в этих странах поддерживают принцип «улучшение условий жизни» и снижают возросший разрыв между «городом и деревней» посредством организации традиционных праздников, программ здравоохранения и семейного благосостояния.

Японское кооперативное движение может многому научить не только азиатские, но так же европейские и североамериканские кооперативы в плане управления и контроля.

После войны потребительское кооперативное движение слилось в единую федерацию. Законодатели Японии долгое время препятствовали развитию кооперативного движения, но побеждая своей репутацией оппозицию предпринимателей, японские кооператоры добились признания своих прав на ведение кооперативной торговли.

Торговые ниши, которые освоили кооператоры Японии, Новой Зеландии, Австралии и других аналогичных коопераций:

·              обеспечение товарами и услугами (иногда совсем необычными, например, разведение бойцовских рыбок) именно своих пайщиков;

·              дешевая продукция;

·              доступность цен товаров для посторонних;

·              значительная часть пайщиков не пользуется услугами кооперативов, но продолжает свое членство в них, обеспечивая тем самым возможность поддержания уровня жизни в случае потери работы и т.п.

3.          Кооперативы ориентированы на распределение, т.е. продают товары в розницу. Большинство национальных кооперативных движений относится именно к этой категории.

Правительства оказывают экономическое влияние на развитие потребительской кооперации в своих странах. Например, Шри-Ланка.

Парадоксально, но сегодня именно эта страна - страна с наиболее кооперированным населением в мире. Кооперация Шри-Ланки состоит из 286 многоцелевых обществ с более чем 8 тыс. розничных магазинов, охватывающих практически все население страны.

Существуют наименее развитые потребительские кооперативы, характеризующиеся отдаленностью друг от друга, отсутствием распределительной системы, недостаточной экономической надежностью и отсутствием демократических форм управления и контроля. Примеры - Бангладеш, Индонезия, Филиппины, Непал и Афганистан.

Следует отметить осторожность экспертов в оценке потребительской кооперации Российской Федерации: она находится в развитии и не может быть отнесена ни к одной из рассматриваемых групп, хотя, по внешним признакам, ее обычно относят к двум последним группам.

В общем виде, вклад потребительских кооперативов в азиатскую экономику достаточно ограничен и наблюдается тенденция к снижению их поддержки государствами.

В то же время в Индии существуют государственные программы поддержки потребительской кооперации, которые направлены на подготовку управленческого состава, организацию семинаров, обеспечение консультационными услугами и созданию образцовых кооперативных магазинов для качественного улучшения кооперативного сектора.

Особое место в мировой кооперативной структуре занимает китайская потребительская кооперация.

Китайские потребительские кооперативы образуются на средства государства и паевые взносы пайщиков. Формально они независимы и исключены из системы директивного планирования.

Иерархия кооперативов и их фактическая подчиненность: городские, районные власти, на верхнем эшелоне союзы кооперативов управляются государством, текущей деятельностью управляет согласованное с государственными органами правление кооператива.

Налоговые льготы:

·              выплата с момента получения прибыли;

·              освобождение от налогов до 5 лет, далее льготные ставки.

Величина выплачиваемого на пай дивиденда (тантьема) для руководства не может превышать 15% в год и общий заработок не выше 4 - 6 средних заработных плат.

Фактическое кредитование государством не превышает 10%.

Для подведения итогов анализа потребительских коопераций стран рассматриваемого региона приведем пример развития Японской потребительской кооперации, как наиболее успешной.

В течение последних 20 лет потребительские кооперативы Японии разделились на региональные кооперативы, кооперативы при компаниях и на множество школьных, студенческих и пригородных кооперативов.

Побуждаемые растущей конкуренцией предпринимателей, потребительские кооперативы развиваются по пути роста своего членства, результатом чего явилось увеличение их товарооборота на 30%.

Интересно сравнить японские и британские кооперативы: технологически они развивались одинаково - магазины самообслуживания, супермаркеты и т.п.

Но японские кооператоры оказались более восприимчивы к изменению рыночной обстановки. В период спада кооперативного движения (80-е годы) японские кооператоры начали реструктуризацию своей деятельности: появилось новое поколение кооперативов, которые начали использование предпринимательских методов управления и контроля региональными обществами и освоение городских территорий. Эти потребительские общества стали социально-значимыми как для населения, так и для государства.

Это был смелый шаг. Потребительские объединения временно раздробились, чтобы потом объединится на новой основе (нет ничего нового в кооперации, вспомним Финляндию).

Так же как и в европейских потребительских кооперативах, в японской кооперации наступил спад 60-80-х годов.

Причины - те же что и в Европе.

Но демократизация кооперативного движения Японии зашла слишком глубоко и коллективистский менталитет японского общества не позволил предпринимателям подчинить себе кооперативное движение.

Все же, это сказалось на рынке: сегодня потребительская кооперация Японии занимает около 2% рынка.

Но эта цифра совершенно не отражает истинное положение японской потребительской кооперации: достаточно высокий уровень жизни позволяет японцам рассматривать потребительскую кооперацию как резерв для поддержания своего уровня жизни в сложных житейских ситуациях.

Привлекательность потребительской кооперации японцы видят в пяти ключевых факторах:

·              чистота и надежность кооперативной продукции;

·              оптово-закупочная система;

·              прямые поставки сельскохозяйственной продукции;

·              вовлечение пайщиков в распространение продукции;

·              социально-культурная значимость кооперативов для населения.

Интересен тот факт, что попытки улучшить деятельность кооперативов европейскими методами - укрупнение кооперативов, привлечение сторонних инвестиций и тому подобные меры в Японии не увенчались успехом. Основа японского кооперативного движения - небольшие по численности, но экономически устойчивые региональные общества, пользующиеся полной поддержкой населения.

Результат: членами только потребительских кооперативов Японии сегодня является каждый шестой житель страны. Государство осознает влияние потребительской кооперации на обеспечение жизнедеятельности населения и регулирует ее чисто экономическими методами - налоговые льготы, субсидии и т.п.

Подводя итоги обзору деятельности потребительской кооперации в странах Азии и Тихого океана, можно отметить разнообразие ее форм деятельности и национальных уровней развития.

Но есть общие черты: в Австралии, Гонконге, Японии, Индии или другой стране кооперативы создаются населением и действуют для населения. Государство оказывает поддержку кооперативному движению в зависимости от его вклада в развитие общества: настоящие кооперации получают поддержку, кооперации предпринимательского типа от этой поддержки устраняются[3].


26. Законодательство РФ об Уставе потребительского общества

            В уставе потребительского общества должны определяться: 

·       наименование потребительского общества;

·        место его нахождения;

·        предмет и цели деятельности потребительского общества;

·       порядок вступления пайщиков в потребительское общество;

·       порядок выхода пайщиков из потребительского общества, в том числе порядок выдачи паевого взноса и кооперативных выплат;

     Федеральным законом от 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ в абзац седьмой пункта 1 статьи 9 Закона «О потребительских кооперативах в Российской Федерации» внесены изменения[4].

·        условия о размере вступительных и паевых взносов, состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;

·        состав и компетенция органов управления и органов контроля потребительского общества, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

·        порядок покрытия пайщикам убытков, понесенных потребительским обществом;

·        порядок реорганизации и ликвидации потребительского общества;      сведения о его филиалах и представительствах;

·         иные сведения.

Уставом потребительского общества может быть предусмотрено, что для граждан, не имеющих самостоятельного заработка, а также для граждан, получающих только государственные пособия, пенсию или стипендию, общее собрание потребительского общества может установить меньший размер паевого взноса, чем для остальных пайщиков.

Список литературы

 

1.                       Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации»» от 28 апреля 2000 г., / Российская газета от 30 апреля 2000 г.

2.                       Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике: Проблемы членских отношений. – Новосибирск: ВО «Наука», 1993.

3.                       Макаренко А.П., Крашенников А.И., Кизилевич А.В. и др. Теория кооперации. – М.: Экономика, 1982.

4.                       Масленников В.П. Кооперация в странах Азии и Африки. – М.: Экономика, 1988.

5.                       Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. – Томск, 1988.




[1] Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике: Проблемы членских отношений. – Новосибирск: ВО «Наука», 1993. С. 142.


[2] Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике: Проблемы членских отношений. – Новосибирск: ВО «Наука», 1993. С.98-100.


[3] Масленников В.П. Кооперация в странах Азии и Африки. – М.: Экономика, 1988. С.109-110.

[4] Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации»» от 13 июня 1997 г., / Российская газета от 17 июля 1997 г.