МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ














                                  Контрольная работа

                         по дисциплине «Политология»

               на тему: «Теории происхождения государств»




  


     Исполнитель: ст. 4 курса

     Финансово-кредитный  факультет















                                      

                                            Новороссийск 2008




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3

1.ОБЗОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВ.                                                                                                      4

2.ЕСТЕСТВЕННО ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.                                                                                                   10 

 3. ПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА.                                                                           11

а) Общественная власть и социальное регулирование в условиях первобытной

общины.                                                                                                                  11

б) Общие закономерности и формы происхождения государства.                   14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                       23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                    25

 




























 

ВВЕДЕНИЕ

 

           Теория  государства  изучает   разнообразие   первопричин образования и развития государства .  При  этом  особое  значение придается  изменению  организационно-производственной  структуры  общества.

           Кардинально усложнившееся в  период  разложения  первобытнообщинного  строя бытие общества, угроза его ослабления,  распада  и  даже  гибели  порождает необходимость в особой, стоящей над ним,  регулирующей  силе,  а  отсюда  в государстве,  обеспечивающем  его  жизнеспособность  и  целостность.  

           Этот  длительный и сложный процесс  постепенно  приобретал  все  более  отчетливо выраженный политический характер. По мере углубления социального расслоения  населения механизм государства все  более оказывался  в  обладании  верхов общества, ставящих его на службу в первую очередь своим интересам.

           В дальнейшем необходимость государства и права  обуславливается  всей совокупностью причин самого  различного,  прежде  всего,  общенационального порядка. 

          Государство  выступает   как   определенное   выражение  гражданской  общности,  приобретая  при   этом   ту,   или   иную   степень

относительной самостоятельности. Они начинают  функционировать,  во  многом подчиняясь своей внутренней закономерности развития.

          Каждая  страна,  имея свой набор, свое сочетание предпосылок  исторического  развития,  формирует неповторимый, индивидуальный образ  национальной  государственности. 

          Общие закономерности развития государства и права  в  каждой  стране  проявляются неоднозначно.   Теория государства, опираясь  на  научные  результаты историко-юридических исследований, формулирует,  открывает  наиболее  общие закономерности развития и функционирования государства.

 

 

 

 

  1.ОБЗОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВ   

      

      Среди теоретиков государства никогда  не  было  раньше  и  в  настоящее время нет  не  только  единства,  но  даже  общности  взглядов  в отношении процесса происхождения  государства. 

       Не  оспариваются  исторические  факты,  касающиеся происхождения государства. Однако этого нельзя сказать обо всех тех  случаях,  когда  речь  идет  о  причинах,  условиях,  природе  и  характере происхождения государства.

         В мире всегда существовало и  существует множество различных теорий, объясняющих процесс  возникновения  и  развития государства.

         Это вполне естественно и понятно, ибо  каждая  из  них

отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев,  наций  и

других социальных общностей на данный процесс. Или  —  взгляды  и  суждения одной и той же социальной  общности  на  разные  аспекты  данного  процесса возникновения и развития государства.

         Большинство  историков,    различают семь  основных теорий происхождения государства:

  1. теологическая теория;

  2. патриархальная теория;

  3. органическая теория;

  4. теория насилия;

  5. психологическая теория;

  6. теория общественного договора (естественного права)

  7. историко-материалистическая теория.

         Теологическая  теория  была  одной  из  первых  теорий  происхождения

государства и объясняла их  возникновение  божественной  волей.

        Ее представителями  были  многие   религиозные   деятели   Древнего   Востока, средневековой Европы  (Фома  Аквинский  -  XIII  в.),  идеология  Ислама  и современной католической  церкви  (Ж.  Маритен).  Теологическая  теория  не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли  (а она может укладываться в любую другую концепцию).  В  то  же  время  теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от  Бога,  но  вместе  с  тем  и зависимости самого государства от божественной  воли,  которая  проявляется через церковь и другие религиозные организации.

       Теологическую  теорию   нельзя   доказать,   как   нельзя   и   прямо

опровергнуть:  вопрос  о  ее  истинности  решается  вместе  с  вопросом   о

существовании Бога, Высшего разума, т.е.  это,  в  конечном  счете,  вопрос веры.

       Патриархальная теория также как и  теологическая  теория  возникла  в

древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные

идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и другие).

       Смысл этой теории заключается в том,  что  государство  возникает  из

разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи  становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом - это  продолжение власти  отца,  монарх  же  является  отцом   всех   своих   подданных.   Из патриархальной теории естественно вытекает вывод о необходимости всех людей подчиняться государственной власти.

       Основные положения патриархальной  теории  убедительно  опровергаются

современной наукой. Нет ни  одного  исторического  свидетельства  подобного

способа   возникновения    государства.    Напротив,    установлено,    что

патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе  разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

       Возникновение органической теории связывают с успехами естествознания

в XIX  в.,  хотя  подобные  идеи  высказывались  значительно  раньше.  Так,

некоторые древнегреческие мыслители, в  их  числе  Платон  (IV-III  вв.  до

н.э.), сравнивали государство  с  организмом,  а  законы  государства  -  с

процессами человеческой психики.

       В соответствии  с  органической  теорией  человечество  возникло  как

результат эволюции животного  мира  -  от  низшего  к  высшему.  Дальнейшее

развитие привело  к  объединению  людей  в  процессе  естественного  отбора

(борьба  с  соседями)  в  единый  организм   -   государство,   в   котором

правительство  выполняет  функции   мозга,   управляет   всем   организмом,

используя, в частности, право  как  передаваемые  мозгом  импульсы.  Низшие

классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

       Некорректность органической теории происхождения государства определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления,  бытия и жизнедеятельности.

       Развитие  каждого  уровня  определяется  свойственными  этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.).

       И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя  лишь

из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы  на развитие человеческого общества.

       Теория насилия также  возникла  в  XIX  в.  Ее  представителями  были

Л.Гумплович, К.Каутсткий, Е.Дюринг и другие.  Они  объясняли  возникновение государства и права факторами военно-политического  характера:  завоеванием одним  племенем  (союзом  племен)  другого.

         Для  подавления  порабощенного племени  и  создавался   государственный   аппарат,   принимались   законы.

       Возникновение государства, таким образом,  рассматривается  как  реализация

закономерности подчинения слабого сильному.

        Согласно  его  теории  «вследствие  подчинения  одного  класса людей другому образуется государство», а из потребности  победителей обладать «живыми орудиями» возникли экономическая  основа  античной  семьи,

отношения властвования, существовавшие между господином и его слугою.

       Оценивая  эту  теорию,  следует  отметить,  для  того   чтобы   могло

возникнуть государство, необходим  такой  уровень  экономического  развития

общества, который позволил бы содержать государственный аппарат.

       Если  этот уровень достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут  привести  к возникновению государства.

         И  для  того,  чтобы  государство  появилось  в  результате завоевания, к этому времени должны созреть  внутренние  условия,  что имело место при возникновении германских и венгерского государств.

       Представителями психологической теории,  возникшей  в  XIX  в.,  были

Г.Тард, Л.И.Петражицкий и другие. Они  объясняли  появление  государства  и

права проявлением свойств человеческой психики:  потребностью  подчиняться, подражанием,  сознанием  зависимости  от   элиты   первобытного   общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

       Естественно,  что   социальные   закономерности   реализуются   через

человеческое  поведение  и  деятельность.  Поэтому  свойства   человеческой

психики, оказывающие определенное влияние, не является решающим, а с другой -  сама  человеческая  психика  формируется  под  влиянием  соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь.

       Теория   общественного   договора    (естественного    права)    была

сформулирована в работах  раннебуржуазных  мыслителей:  Г.Гроция,  Т.Гобса, Д.Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева и других, т.е. в XVII XIII вв.

      По этой теории, до появления государства, люди находились  в  «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному  (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие  -  «золотой век» и т.п.). Джон Локк (1632-1704) исходил  из  того,  что  всякое  мирное образование государств имело в своей основе согласие народа.

       В большинство  концепций  входит  идея  «естественного  права»,  т.е.

наличия у каждого человека неотъемлемых,  естественных прав, полученных  от Бога или от Природы. Однако в процессе развития  человечества  права  одних  людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную  жизнь,  люди  заключают  между  собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

       Характерно, что  в  работах  многих  представителей  указанной  школы

обосновывалось право  народа  на  насильственное,  революционное  изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и  другие). 

       Отмечая  прогрессивность  многих   положений   теории   общественного

договора,  которая  противостояла   феодальному   сословному   государству,

царящему в  этом  обществе  произволу,  неравенству  людей  перед  законом,

следует указать  все  же  на  то,  что  нет  убедительных  научных  данных,

подтверждающих  реальность  этой  теории.  

        Игнорирует  эта  теория  и  необходимость экономических, материальных предпосылок для того,  чтобы  могло  возникнуть  государство.

       Возникновение историко-материалистической теории связано не только  с

именами К.Маркса и Ф.Энгельса, но и с именами их  предшественников,  таких, как  Л.Морган.

       Смысл  этой  теории  заключается  в  том,  что  государство возникает  как  результат  естественного  развития  первобытного  общества,

развития, прежде  всего  экономического,  которое  не  только  обеспечивает

материальные условия возникновения государства и  права,  но  и  определяет

социальные изменения общества,  которые  также  представляют  собой  важные

причины и условия возникновения государства и права.

       Историко-материалистическая концепция включает два подхода.

       Один из  них,  господствовавший  в  советской  науке,  решающую  роль

отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между  ними, классовой борьбы: государство возникает как  продукт  этой  непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов.

       Второй подход  исходит  из  того,  что  в  результате  экономического

развития   усложняется    само    общество,    его    производственная    и

распределительная сферы. Это требует совершенствования  управления,  что  и

приводит к возникновению государства.

 

 

 

 

 

 

2.ЕСТЕСТВЕННО ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

 

       Как показывает исторический опыт,  главные  причины  возникновения  и

развития государства лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они

коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей.

       Научные  исследования   и   выводы   свидетельствуют   о   том,   что

государственная организация приходит на  смену  родоплеменной  организации.

       И  происходит  это  не  в  силу  самого  по  себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а  в  силу коренных изменений в экономической сфере и в  самом  первобытном  обществе.

       Именно они привели к  разложению  первобытно-общинного  строя  и  к  утрате способности первобытными обычаями  регулировать  общественные  отношения  в новых условиях.

       Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные

с  отделением  скотоводства  от  земледелия,  ремесла  от  земледелия  и  с

появлением торговли и обмена, привели  к  быстрому  росту  производительных  сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем  это было нужно для  поддержания  жизни.  Становится  экономически  выгодным использовать  чужой  труд. 

       В   новых   общественно-экономических   условиях   прежняя    система

организации власти — родоплеменная организация, рассчитанная на  управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального  неравенства, оказалась бессильной  перед  растущими  изменениями  в  сфере  экономики  и социальной жизни, усиливающимися противоречиями  в  общественном  развитии, перед углубляющимся неравенством.

 

 

 

 

 

 

3. ПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА

А) Общественная власть и социальное регулирование в условиях первобытной

общины.

 

       Человечество прошло в своем развитии  ряд  этапов, каждый  из  которых

отличался  определенным  уровнем  и  характером   общественных   отношений: культурных, экономических, религиозных.

        Самым крупным, наиболее  длительным этапом в жизни человеческого общества было  время,  когда  не  существовало государства в современном  смысле  слова. 

        Этот  период  охватывает первое  тысячелетие  от  появления  человека  на  земле,  до  возникновения классовых  обществ  и  государств.  В  науке  за  ним  закреплено  название первобытного общества или общинно-родового строя.

       Современная  антропология   доказала,   что   человек   современного,

кроманьонского  типа  существует  около  40  тыс.  лет.   В   этот   период

человеческий  род  совершал  уже  преимущественно   не   биологическую,   а

социальную эволюцию. Между тем первые государственные образования появились лишь около пяти тысяч лет тому назад.

      Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного типа существовали не зная  государства. Первой  клеточкой человеческой самоорганизации была община или ее  еще  называют  первобытно- родовой общиной - род, племя, их объединения. У  большинства  народов  мира

родовой строй проходит два основных этапа - матриархат и патриархат.

       Матриархат, характерен  для  периода  становления  и  первоначального

развития родового строя. Женщина  занимает  в  этот  период  главенствующее

положение в родовой общине, так как она, во-первых, играет  важную  роль  в

добывании средств к жизни,  а  во-вторых  родство  определяется  только  по

женской  линии,  и  все  члены  рода  считаются  потомками  одной  женщины.

        Патриархат, становится основной формой общественной организации позднее. Он возникает   с   появлением   общественного   производства   -   земледелия, скотоводства, плавки  металлов.  В  этой  ситуации  мужской  труд  начинает преобладать над женским.

       Материнская община, род уступает  место  общине  патриархальной,  где

родство ведется по отцовской линии.

       Первобытная родовая община представлена собой  объединение  людей  на

основе   кровного   родства,   совместного   коллективного   труда,   общей

собственности на орудия труда и  продукты  производства.  Из  этих  условий

проистекали  равенство  социального   положения,   единство   интересов   и

сплоченность  членов  рода.  В  общей  собственности,  не  имевшей  никакой

юридической формы, первобытной общины находились  определенные  территории, орудия труда, хозяйственная утварь, жилище. Производственные продукты, пища - распределялись поровну всеми членами рода, с учетом заслуг каждого рода.

       В известном объеме существовало личное владение  собственность

на оружие, украшения, и некоторые другие предметы. Производственные силы  и орудия  труда  были  крайне  примитивны:  охота,  собирательство  продуктов

природы, рыбная ловля.

       Организация общественной власти  и  система  управления  делами  рода

соответствовали    первобытно-коммунистическим     отношениям.     Органами

общественной власти  при  общественном  строе  являлись  родовые  собрания:

старейшины, вожди, военачальники выполнявшие свою функцию во  время  войны.

     Власть носила сугубо  общественный  характер.  Ее  носителем  являлась  вся родовая община в целом, которая также  непосредственно  формировала  органы  самоуправления.

        Высшей властью было общее собрание  /совет/  всех  взрослых членов рода. Совет  решал  все  важные  вопросы  жизни  общины,  касающиеся

производственной деятельности. религиозных обрядов, разрешения споров между отдельными членами рода и т.д. Специального аппарата, который занимался  бы только управлением, общими делами рода, не  было.             Повседневное  управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый на собрании  всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами. Власть  старейшины,  а  также власть военачальника и жреца не являлась наследственной. 

  Они  осуществляли  на них полномочия контролем собрания рода, и в любой момент они могли  быть заменены другими членами рода. Старейшины и  выбираемые  на  время  военных  действий  военачальники  -  участвовали  в  производственной   деятельности родовой общины наравне с другими ее членами.

       Общественная  власть  при  первобытном  строе  была   эффективной   и

авторитетной. Она опиралась на сознательность всех членов рода и  моральный

авторитет  старейшин. 

       Род  являлся  основной,  самостоятельной  общностью.  Отдельные  рода

объединялись  в  более  широкие   объединения   -   фратии.  

       Фратия   была расчленившимся на несколько дочерних родов и объединившим их первоначальным родом, указывающим на  происхождение  их  всех  от  общего  родоначальника.

         Несколько родственных фратий составляли племя. Ф. Энгельс отмечал, что род, фратия и племя представляли собой три естественно связанные друг  с  другом степени кровного родства.

       Власть во фратии и племени основывалась на тех же принципах что  и  в

родовой общине. Совет фратии  представлял  собой  общее  собрание  всех  ее

членов и в ряде  случаев  формировался  из  старейшин  родов,  входивших  в

фратию. Во главе племени  стоял  совет,  в  которые  входили  представители

фратий - старейшины, военачальники, жрецы.

 

Б) Общие закономерности и формы происхождения государства.

 

        Важнейшей  ступенью  человеческого  прогресса  явилась  неолитическая

революция, имевшая  место  10-15  тысяч  лет  тому  назад.  В  этот  период

появились  весьма  совершенные  шлифованные   каменные   орудия,   возникли скотоводство и земледелие, произошло заметное повышение  производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял,  появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств,  создания запасов.

       Человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело  к

значительному росту населения. Но  вместе  с  тем  возникла  и  возможность

эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств. С этого времени появляется объективная возможность  обеспечить  содержание  большой группы  людей,  специализирующихся  на  выполнении  каких-либо  общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в  материальном производстве уже не принимает.

       Именно  в  этот  период,  в  эпоху   неолита,   началось   разложение

первобытнообщинного  строя  и   постепенный   переход   к   государственно-

организованному обществу. Прогрессирующее   общественное  разделение  труда изменяет содержание и формы организации общественной  жизни  в  семейных  и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах.

 Родо-племенная  структура  усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.

        В  это  время  наряду  с  развитием  экономики  происходят  и  социальные

изменения.   Поскольку   все   произведенное   обобществляется,   а   затем

перераспределяется  и  это  перераспределение  осуществляется   вождями   и

старейшинами, то именно в их  руках  оседает  и  скапливается  общественное

достояние. Возникают родоплеменная знать и такое  социальное  явление,  как

«власть-собственность»,   суть   которого   в   распоряжении   общественной

собственностью  в  силу  нахождения  в  определенной  должности   (оставляя

должность,  человек  теряет  собственность).  В  связи  со   специализацией

управления  и   повышением   его   роли   постепенно   увеличивается   доля

родоплеменной знати при  распределении  общественного  продукта.    Управлять  становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью  всех  от  вождей  и старейшин  «по  должности»  появляется  и  экономическая  зависимость,   то продолжающая существовать  «выборность»  этих  лиц  становиться  все  более  формальной. Это  приводит  все  к  дальнейшему  закреплению  должностей  за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

       Постепенно возникает особая стадия  развития  общества  и  форма  его

организации, которая получила название «протогосударство».

       Для  этой  формы  характерны:   общественная   форма   собственности,

существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати на основе  «власти-собственности»,  быстрый  рост населения,    его    концентрация,    появление    городов,    становящихся административными, религиозными и культурными  центрами. 

       Именно в  этот  период,  который  у  разных  народов  по  времени  не

совпадал, произошло «разделение» путей развития человечества на «восточный» и «западный». Причины такого разделения заключались в том, что на востоке в силу ряда обстоятельств сохранились общины и, соответственно,  общественная собственность на землю.

       На западе же таких  работ  не  требовалось,  общины распались, и земля оказалась в частной собственности.

       Восточный путь возникновения государства.

       Самые древние государства возникли около 5 тысяч лет назад в  долинах

крупных рек, например Нила,  Тигра и Евфрата, Инда, Ганга,  Янцзы,  т.е.  в

зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности  резко повысить производительность труда. Именно там  были  впервые  созданы условия  для  возникновения   государственности:   появилась   материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для  успешного развития  общества  аппарат  управления. 

       Восточный путь  формирования  государственности  отличался  тем,  что

политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, должности.

       В рамках общины основным назначением  власти  становилось  управление

особыми резервными  фондами,  в  которых  концентрировалась  большая  часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению  внутри  общиныособой   группы   должностных    лиц,    выполняющих    функции    общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Извлекая из своего положения ряд   выгод   и   преимуществ,    общинные    администраторы    оказывались

заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились  сделать

свои должности наследственными.

       Постепенно   осуществлявшая   эти   функции    родоплеменная    знать

превратилась в обособленную социальную  группу  (класс,  сословие,  касту),

которая  все  более  отделяясь  от  остальных  членов  общества,  приобрела

собственные интересы.

       Экономика  основывалась  на  государственной  и  общественной  формах

собственности.  Существовала  там   и   частная   собственность.   Верхушка

государственного  аппарата  имела  дворцы,  драгоценности,  рабов,   однако

частная собственность не  оказывала  существенного  влияния  на  экономику:

решающий вклад в  общественное  производство  вносился  трудом  «свободных» общинников. Помимо всего «частный» характер этой собственности  был  весьма условен,  поскольку  свою  должность  чиновник  терял   обычно   вместе   с  имуществом, а нередко и вместе с головой.

       Постепенно, по мере роста масштабов кооперации коллективной  трудовой

деятельности,  зародившиеся  еще  в  родоплеменных   коллективах   «зачатки

государственной власти» превращаются в органы управления и  господства  над суммами  общин,  которые  в  зависимости  от  широты  экономических   целей складываются   в   микро-   и    макрогосударства,    объединяемые    силой  централизованной  власти

       Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались

друг от друга. В одних, как в  Китае,  рабство  носило  домашний,  семейный

характер.  В  других  -  Египте  -  было  много  рабов,  которые  наряду  с

общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако,  в  отличие  от европейского, античного рабства, основанного на  частной  собственности,  в

Египте большинство рабов  были  собственностью  государства  (фараона)  или

храмов.

       Западный (европейский) путь возникновения государства.

       В  отличие  от  восточного  пути,  имевшего  универсальный  характер,

западный путь был явлением своего рода  уникальным.  Однако  надо  иметь  в

виду, что именно западное  общество  стало  «локомотивом  истории»,  именно

европейские государства в короткий исторический срок  обогнали  значительно раньше возникшие  восточные  и  в  решающей  степени  определили  весь  ход человеческого прогресса.

       Ведущим государствообразующим  фактором  на  территории  Европы  было классовое разделение общества. Здесь  на  стадии  протогосударства,  формой которого была «военная демократия»,  происходило  интенсивное  формирование частной собственности на землю, а также на другие средства  производства  - скот, рабов.

       По  мере  развития  частной   собственности   растет   влияние экономически сильной группы,  которая  стремится  ослабить  роль  народного

собрания,  базилевса  (выступавшего   военачальником,   верховным   жрецом,

верховным судьей) и передать власть своим представителям.

       Трения между  наследственной  аристократией  и  массами,  принимавшие

порой весьма острые формы, отягощались  борьбой  за  власть  другой  группы

обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей.  В конечном  счете,  наиболее   богатые   собственники   и   начали   занимать

ответственные государственные должности -  господство  родовой  знати  было

ликвидировано.

       Следовательно, для генезиса Афинского государства характерно то,  что

оно возникло непосредственно и, прежде  всего  из  классовых  антагонизмов.

Постепенно формируемая частная собственность стала базой,  фундаментом  для утверждения экономического господства имущих классов. В свою  очередь,  это

позволило овладеть институтами  публичной  власти  и  использовать  их  для

защиты своих интересов. В литературе Афины нередко называются  классической  формой возникновения государственности.(

       В  Древней  Спарте   особенности   возникновения   государства   были

обусловлены рядом иных обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории, население которых превратилось в общинных, а не личных, рабов - илотов, численность которых многократно превышала  численность  спартанцев.

        Необходимость руководить ими и держать в повиновении  потребовала  создания новых органов власти, нового аппарата. Вместе с тем стремление не допустить имущественного неравенства, а, следовательно,  и  социальной  напряженности среди  «коренных»  спартанцев,  недопущение   в   этих   условиях   частной собственности на рабов и на землю,  которая,  оставаясь  в  государственной собственности, делилась на равные участки по  числу  полноправных  жителей.

       В Риме процесс формирования классов и государства в силу ряда  причин

тормозился, и переходный к государству период  растянулся  на  столетия.  В

длившейся 200 лет борьбе между двумя  группами  свободных  членов  римского

родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой.

      В результате  этих  побед  общественная  организация  Рима  стала  обладать

значительной демократичностью.  К  примеру,  утвердилось  равноправие  всех

свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому  всякий  гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и  весомое  социально- политическое  значение  общинной  земли.   Все   это   замедляло   развитие имущественного и  социального  неравенства  в  среде  свободных  граждан  и формирование частной собственности как важного фактора классообразования.

       Положение изменилось лишь к концу II в. до н.э. с  началом  массового

обезземеливания  крестьян-общинников.  С  другой  стороны,   в   результате

непрекращающихся завоеваний в городах и  сельских  местностях  скапливается  такая  масса  рабов,  что  римская  семья,  которая  традиционно  выполняла децентрализовано функцию подавления, удержания и  повиновения  несвободных,оказалась не в состоянии ее осуществлять. (Между II в. до н.э. и II в. н.э. из 60-70 млн. Населения всей Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2  млн.  человек.)  В  конце  концов,  необходимость умерять  столкновения  различных  социальных  групп  необъятной  империи  и  удерживать в повиновении подвластные  и  зависимые  эксплуатируемые  народы  привела во II в. до н.э. к созданию мощной государственной машины.

         Несколько  иным  путем  шло  становление  франкского   государства.

Германские племена долгое время служили поставщиками для могучего соседа  - Рима.  Если  положение  Греции  и  Рима  способствовало  ускоренной   ломке

патриархального  стоя,  то  эти  же  естественные  условия  в  Германии  до

определенного  момента  создавали  возможности  для   некоторого   развития

производительных сил в рамках родового общества. Рабовладение в  том  виде,

как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже не  выгодно.

        Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не  в  рабство, что    способствовало    длительному    сохранению    коллективной    формы хозяйствования.  Военные  потребности,  а  также   полукочевое   земледелие способствовали  сохранению  коллективной  формы   общественно-хозяйственной  организации, в которой рабам  просто  не  могло  быть  места.  Поэтому  там имущественная дифференциация и социальное расслоение постепенно  привели  к формированию протофеодального общества.

       Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с  одной

стороны, со всей очевидностью показало неспособность  родоплеменного  строя обеспечить господство на них, а  это  подстегнуто  образование  государства

раннефеодального  типа

       Данный  пример  возникновения  феодального  государства  не  является

исключительным. Таким же путем шло развитие и многих других  государств  на  территории Европы, таких как Ирландия, Древняя Русь и другие.  Рассматривая процесс возникновения государств в разных странах и на  разных  континентах можно  заметить,  что  при  всем  разнообразии   форм  и  путей  существуют некоторые общие закономерности, характерные для всех общественных формаций.

       Основные причины появления государств были следующие:

       — Необходимость совершенствования управления обществом,  связанная  с

его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано  с  развитием

производства, появлением  новых  отраслей,  разделением  труда,  изменением

условий  распределения  общественного  продукта,  обособлением   социальных структур, их укрупнением, ростом  численности  населения,  проживающего  на определенной территории, и т.п.

        Старый аппарат управления не мог обеспечить

успешное руководство этими процессами.

       — Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в

этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где

основой  производства   было   поливное   земледелие,   которое   требовало

строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем  состоянии

и т.п.

       —    Необходимость    подавления    сопротивления    эксплуатируемых.

Происходящие при разложении первобытного общества процессы с  неизбежностью

приводят  к  разделению  общества,  к  появлению  богатых   и   бедных,   к

возникновению эксплуатации меньшинством  большинства,  а  вместе  с  тем  к

появлению социальных  антагонизмов  и  сопротивлению  той  части  общества,

которая подвергается эксплуатации.

       —  Необходимость  поддержания  в  обществе  порядка,  обеспечивающего

функционирование  общественного   производства,   социальную   устойчивость

общества,  его  стабильность,  в  том  числе  и  по  отношению  к  внешнему

воздействию со стороны соседних государств или племен. Это  обеспечивается,

в частности, поддержанием правопорядка, применением различных  мер,  в  том

числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали  нормы

зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими  как  не

отвечающие их интересам, несправедливые.

       —   Необходимость   ведения   войн,   как   оборонительных,   так   и

захватнических.

           Происходящее в этот период накопление общественных богатств

приводит к тому, что становится выгодным  жить  за  счет  грабежа  соседей,

захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью,  порабощая  их.  В

плане подготовки и ведения войн государство обладает  значительно  большими возможностями, чем  первобытное  общество.  Поэтому  появление  какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются  или,  в свою очередь, организуются как государства.

       В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных  сочетаниях. 

      При  этом  в  различных   условиях   (исторических,

социальных, географических, природных, демографических  и  иных)  главными,

решающими  могли  становиться  различные  из  указанных  причин.  Так,  для

большинетва восточных государств наибольшее  значение  имела  необходимость

совершенствования управления и организации крупных общественных работ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       В идеале  государство  должно   служить   человеку,   создавать   все

необходимые  условия  для  того,  чтобы  он  мог  максимально  проявлять  и

развивать свои способности и дарования,  ибо  человек  –  высшая  из  всех

мировых ценностей, мера всех вещей.

        В  действительности  отношения  между человеком и государством куда более сложны и  противоречивы. 

       Веками  между  человеком и государством складывались отношения отчуждения  и  вражды.

        Для раба и подданного рабовладельческое и феодальное государство выступало  как чуждая и враждебная сила. Они не  имели  прав  и  свобод,  а  только  несли  обязанности  перед  государством  и  поэтому  не  могли стать   личностями.

       С  наступлением  эры  капитализма  отношения  между  человеком-гражданином   и государством  круто  меняются.

       Гражданин  становится  носителем  прав  и свобод, которые придают ему автономный, независимый от государства  статус.

     На государство же возлагается  обязанность  защищать  и  гарантировать  эти права и свободы.

       На  развитие  гражданских  прав  и  свобод  большое  влияние  оказала

либерально-демократическая  доктрина,  которая  акцентировала  внимание  на

личностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и  свобод  человека, на ограничении вмешательства государства в личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с жалобой на государство и его  органы  в независимый   суд.  

       Правда, оснований   идеализировать   отношения    между гражданином  и  капиталистическим  государством  не  наблюдается. 

 И здесь возникали антидемократические(фашистские  и  авторитарные)режимы,  которые  превращали  человека  в  придаток   государственной   машины;   не   всегда  государство  защищает  человека  от  нищеты,  социальной   и   национальной дискриминации.

       Конституция  Российской  Федерации  закрепила  такие  взаимоотношения

человека и государства, которые в  целом  отвечают  современному  пониманию демократии.

      В демократическом государстве силовые органы власти  необходимы

для того, чтобы любой человек был защищено произвола и насилия, ощущал свое достоинство,  выступал  как  полноправный  партнер   государства.   Другими словами, вся мощь государства должна  обеспечивать  охрану  и  защиту  прав личности.

     В Конституции подчеркивается,  что  общепризнанные  принципы  и  нормы

международного права и международные договоры Российской федерации являются  составной частью ее правовой  системы.  А  потому  государственные  органы, должностные лица обязаны строить свою деятельность в соответствии с ними.




















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Виноградов В.Д., Головин Н.А. Политическая социология.- Спб.,2004.

2.Голосов Г.В., Сравнительная политология. – 2005.

3.Омеличкин О.В. Гражданская культура. – Москва 2002.

4.Политология/ Под редакцией Г.В.Полутиной, - 2000.

5.Политическая культура: Теория и национальные модели / Под редакцией

К.С. Гаджиева,- М.,2004.

6.Политология Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко / М.,2001.