Содержание.

1.Задание № 1.4. 3

2.Задание № 2.4. 5

3.Задание № 3.4. 7

4.Задание № 4.4. 9

5.Задание № 5.4. 10

Список литературы. 14

 

1.Задание № 1.4.

 

Приведите примеры отраслевых особенностей группировки структурных подразделений предприятий в организационной или финансовой структуре.

Классификация видов анализа хозяйственной деятельности исходит  из основных функций управления и состоит из разъединения целостной совокупности на отдельные части, изучая которые получают представление о развитии всей совокупности под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.[ 8,565]


В основном внешний финансовый анализ, осуществляемый по данным публичной отчетности состоит из:

-            анализа относительных показателей рентабельности;

-            анализа абсолютных показателей прибыли;

-            анализа эффективности использования заемного капитала;

-            экономической диагностики финансового состояния предприятия;

-            рейтинговой оценки эмитентов и др.

Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. [8,140]


Особенностями внешнего финансового анализа являются:

·         множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;

·         разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

·         наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

·         ориентация на открытость информации;

·         ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора.

·         максимальная открытость результатов анализа для пользователей информацией о деятельности предприятия.


Внутрихозяйственный финансовый анализ используют в качестве источника информации, а так же данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию.

Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено аспектами, значимыми для управления предприятием: анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. [8,142]



В системе управленческого анализа существует возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, т. е. имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности.

Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов,   в системе управления производством, реализации продукции, работ и услуг.


Особенностями управленческого анализа является:

·         ориентация результатов анализа на свое руководство;

·         использование для анализа всех источников информации;

·         рассмотрение всех сторон деятельности предприятия;

·         максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.



Классификация видов анализа хозяйственной деятельности:


1.Информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации);

2.Анализ предшествующего (ретроспективного) и настоящего состояния экономики фирмы;

3.Прогнозирование состояния экономики фирмы;

4.Учет и контроль параметров производства (оперативный, финансовый, статистический);

5.Стимулирование достижения результативности деятельности фирмы (финансовых результатов);

6.Анализ результативности деятельности фирмы и подготовка информации к очередному производственному циклу.


Анализ как функция управления  осуществляется ежедневно, но может проводиться в долгосрочные периоды.

По содержанию  и полноте охвата изучаемых вопросов различают комплексный, системный и локальный анализ.  [ 8,566]


Традиционными общими способами (приемами)  обработки, изучения и обобщения информации при анализе являются сравнение, сводка и группировка, балансовый метод, графический анализ, табличный метод, методы определения относительных и средних величин, моделирование и оптимизация.


Группировка – это прием, с помощью которого генеральная совокупность показателей  разбивается на относительно однородные группы с целью обобщения и типизации признаков, характеризующих группы и всю совокупность анализируемого объекта.

Группировки осуществляются в табличной форме и называются балансовыми таблицами.  [ 8,569]

Например: группировка основных средств предприятий по возрастному составу (до10лет, 10-20 и выше 20лет) дает представление о структуре и возможностях наращивания производственного потенциала.  В то же время группировка основных средств по их типам (здания, сооружения, оборудование, транспорт и т.д.) характеризует соотношение их активной и пассивной  части, прогрессивность производственного потенциала.


Виды анализа классифицируются по множеству признаков. Один из них самый важный  отраслевой признак [ 8,567]


1.Анализ сферы народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт).

2.Анализ комплексных отраслей (металлургия, машиностроение, легкая промышленность).

3.Анализ чистых отраслей.

4.Межотраслевой (теория анализа хозяйственной деятельности, теория анализа экономики).


           

 



2.Задание № 2.4.

 

            Назовите последовательные шаги (части) методики экономического управленческого анализа на основе применения традиционных для России приемов АХД. Как отражаются   в методике отраслевые особенности?

Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, кадрового и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:

·         экспресс – анализ финансового состояния;

детализированный анализ финансового состояния. [1,223]



Экспресс - анализ

Его целью является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процесс анализа можно предложить расчет различных показателей и дополнить его методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.

Экспресс – анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор бухгалтерской отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.


Цель первого этапа – принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению.


Первая задача решается путем ознакомления с аудиторским заключением. Существует два основных типа аудиторских заключений: стандартное и нестандартное.

Первое представляет собой подготовительный в достаточно унифицированном виде и кратком изложении документ, содержащий положительную оценку аудитора о достоверности представленной в отчете информации и ее соответствии действующим нормативным документам.  [8,139]


Нестандартное аудиторское заключение обычно более объемно и, как правило, содержит некоторую дополнительную информацию, которая может быть полезна пользователям отчетности и рассматривается аудитором как целесообразная к публикованию исходя из принятой технологии аудиторской проверки. Нестандартное аудиторское заключение может содержать либо безоговорочную положительную оценку представленной отчетности и финансового положения, подтверждаемого ею, либо положительную оценку, но с оговорками. [5,120]


Проверка готовности отчетности к чтению носит менее ответственный характер и в определенной степени технический характер. Эту работу часто приходится делать, работая с отчетностью небольших предприятий.


Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей; выверяется правильность и ясность заполнения отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги; проверяется взаимная увязка показателей отчетных форм и основные контрольные соотношения между ними и т.п.


Цель второго этапа – ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта. Составляя первое представление о динамике приведенных в отчетности и пояснительной записке данных, необходимо обращать внимание на алгоритмы расчета основных показателей. [8,140]



Третий этап – основной в экспресс – анализе; его цель – обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей.  [8,141]



В общем виде методикой экспресс – анализа отчетности предусматривается анализ ресурсов и их структуры, результатов хозяйствования, эффективности использования собственных и заемных средств. Смысл экспресс – анализа – отбор небольшого количества наиболее существенных и сравнительно несложных в исчислении показателей и постоянное отслеживание их динамики. Отбор субъективен и производится аналитиком.

Одним из вариантов отбора аналитических показателей для определения экономического потенциала предприятия и оценки результатов его деятельности может быть следующим:

1.      Оценка экономического потенциала предприятия:

·         оценка имущественного положения;

·         оценка финансового положения;

·         наличие “больных” статей в отчетности.

2.      Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности:

·        оценка прибыльности;

·        оценка динамичности;

·        оценка эффективности использования экономического потенциала.


Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.


Экономический эффект – показатель, характеризующий результат деятельности.

Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. [5,180]


Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.

Детализированный анализ финансового состояния.


Его цель – более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс – анализа.


В общем виде программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия выглядит следующим образом.


1.Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования

1.1.Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности

1.2.Выявление “больных” статей отчетности


2.Оценка и анализ экономического потенциала предприятия

2.1.Оценка имущественного положения

-Построение аналитического баланса-нетто

-Вертикальный анализ баланса

-Горизонтальный анализ

-Анализ качественных сдвигов в имущественном положении

2.2.Оценка финансового положения

-Оценка ликвидности

-Оценка финансовой устойчивости

-Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия


3.Оценка производственной деятельности

4.Анализ рентабельности [8,210]


Информационную основу данной методики составляет система показателей. Ряд из указанных выше процедур будет реализован в данной выпускной квалификационной работе и подробно представлен в третьей части.


3.Задание № 3.4.

Приведите примеры детерминированных моделей для характеристики взаимосвязи показателей и оценки влияния факторов при анализе трудовых ресурсов и их использовании. Укажите, для каких отраслей применяется данная модель.

К детерминированным методам  факторного анализа относятся метод цепных подстановок, интегральный метод, метод разниц процентов, метод процентных чисел.

Метод цепных подстановок – это один из главных инструментов анализа влияния факторов на результативный показатель, что объясняется его простотой и естественностью. Значение влияний факторов на результативный показатель зависит от последовательности подстановок. С ростом числа факторов количество возможных подстановок растет чрезвычайно быстро. Можно построить примеры, в которых последовательность подстановки меняет влияние фактора.[1,7]


Интегральный метод. Этот метод анализа влияния факторов на результативный показатель является обобщением метода цепных подстановок. В случае изменения последовательности вычисления влияний факторов в отличие от метода цепных подстановок он не оказывает влияния на конечные результаты расчета. Он заключается в том, что для точного определения вклада факторов в изменение результативного показателя  необходимо знать динамику изменения факторов в пределах одного отчетного периода. Только при наличии точных данных о промежуточных значениях факторов в пределах отчетного периода и только с помощью интегрального метода можно рассчитать однозначные и научно обоснованные оценки влияния факторов на результативный показатель. Для данного анализа применяют специальные компьютерные программы.[1,13]


Трудовые ресурсы являются необходимым элементом производства. От эффективности использования труда в процессе производства во многом зависят показатели объема производства продукции, уровень себестоимости и качества выпускаемой продукции. Поэтому анализ использования трудовых ресурсов представляет собой важный раздел системы комплексного экономического анализа деятельности предприятий.  Трудовые показатели тесно связаны  с заработной платой и показателями производственной программы. 


При анализе производительности труда:


-дается оценка степени выполнения бизнес-плана по росту производительности труда;

-изучается динамика роста производительности труда;

-исследуется влияние роста производительности труда на величину достигнутого прироста выпущенной продукции;

-определяется влияние на изменение производительности труда интенсивных факторов;

-определяется степень напряженности и мера выполнения плана по мероприятиям, обеспечивающим снижение трудоемкости производства продукции;

-рассчитываются резервы увеличения производительности труда.  [1,220]


Методы факторного анализа применяются во всех отраслях народного хозяйства.


В число основных задач анализа труда и заработной платы включаются:

1.В области использования рабочей силы – изменение показателей численности, динамики и причин движения рабочей силы, состава, структуры, квалификационного уровня ее, данных об использовании рабочего времени, трудоемкости продукции; определения влияния численности рабочих на выполнение плана по выпуску продукции.


2.В области производительности труда – исследование достигнутого уровня производительности труда, его динамики; определение экстенсивных и интенсивных факторов изменения производительности труда; выявление резервов роста производительности труда; оценка влияния изменения производительности труда на выполнение плана по выпуску продукции.


3.В области использования фонда оплаты труда – оценка степени обоснованности применяемых форм и систем оплаты труда; определение размеров и динамики средней заработной платы; исследование эффективности действующих форм премирования; изучение соотношений темпов роста оплаты и производительности труда; выявление резервов повышения эффективности использования средств на оплату труда. [1,209]



Источниками анализа  труда и заработной платы на предприятиях являются данные формы № 5 годового отчета, отчета о численности, заработной плате и движении работников; Форма № 1-т (квартальная) за год, штатные расписания специалистов и служащих, расчеты потребности в основных производственных рабочих, данные табельного учета о движении рабочей силы и т. д.  [1,210]



4.Задание № 4.4.

 

Выполнить анализ влияния отдельных факторов на изменение затрат на материальные элементы оборотных фондов.

Сведения о расходе строительных материалов компании «Стройка» за июнь.



Виды и объем выполненных работ


Наименование материала и единица измерения

Удельный расход материала на единицу объема работ

Планово-расчетная цена за единицу материала, руб.


Фактическая себестоимость единицы материала, руб.


По норме

Фактич.

Кладка фундамента 2680 куб.метров

Бетон м3

Кирпич тыс.шт.


0,80

0,04

0,75

0,05

11,0

32

10,5

30,0

Настилка полов 1860 кв.метров

Гудрон, кг

Линолеум, кв.м.

0,2

1,0

0,18

1,04

1,2

3,8

1,3

3,6

Результативный показатель в данном анализе себестоимость единицы объема выполненных работ.

Факторы, влияющие на результативный показатель, – это расход материала на единицу объема работ в натуральном выражении и стоимость единицы материала в рублях.

Анализ проводим методом цепных подстановок.


Расход материала на единицу объема работ


Себестоимость единицы объема работ, руб

Абсолютное изменение.

 

Изменение себестоимости за счет расхода материалов

 

Изменение себестоимости за счет цены  

материалов

  

Норма

факт

Норма

факт

факт

 


1

2

3

4

5

6

7

8

 Бетон м3

.2144

2010

23584

21105

+2479

(2144-2010)* 10,5 =  +1407

(11-10,5)*2144 =+1072

Кирпич тыс.шт

107

134

3424

4020

-596

(107-134)*30 =

 -810

(32-30)*107=

+214

Гудрон, кг


372

335

446

436

+10

(372-335)*1,3 =

+ 48

(1,2-1,3)*372=

-38

Линолеум, кв.м.

1860

1934

7068

6962

+106

(1860-1934)*3,6=

-266

(3,8-3,6)*1860

+372




34552

32523

+1999

+379

+1620


Сдвиг структуры   материала   

Бетон- (2144-2010)*100 =  1,34%

Кирпич (107-134): 100= -0,27%

Гудрон (372-335):100 = +0,37%

Линолеум (1860-1934): 100 =-0,74%

Итого  +0.7%

Сдвиг структуры   цены материала   

Бетон- (11-10,5): 100 = + 0,005%

Кирпич (32-30): 100=+ 0,02%

Гудрон (1,2-1,3):100 = -0,001%

Линолеум (3,8-3,6): 100 =-0,002%

Итого   +0,022%

Вывод:  В результате сдвига структуры стоимости материала на 0,022%    экономия денежных средств на возведение объекта составила +1620 руб. В результате сдвига структуры количества  материала на 0,7 % экономия денежных средств на возведение объекта составила +379 руб.  

Сложив влияние факторов, имеем сумму,  равную абсолютному изменению себестоимости объема работ в целом +379+1620 =+1999=34552-32523.


5.Задание № 5.4.

Дать описание   методики управленческого анализа. Имеются данные – исходные и расчетные.

Влияние структуры товарооборота на валовой доход

№ п/п

Товары

Товарооборот

Тыс.руб

Удельный

Вес в т/об %

Средний

уровень

торговой надбавки,%

Средний валовой доход от реализации товаров тыс.руб.

%-ные числа (гр.4* *гр.5)

Базисный уровень торговой надбавки при отчетной структуре товарооборота (гр.9:100)

Пред-

шест-

вую-

щий

пери-

од

Отч.

пери-

од


Пред-

шест-

вую-

щий

пери-

од

Отч.

пери-

од

Пред-

шест-

вую-

щий

пери-

од

Отч.

пери-

од

Пред-

шест-

вую-

щий

пери-

од

Отч.

пери-

од

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Ткани

1410

1298

9

8

13

23,6

183

306

104

1,04

2

Галантерея

4700

5679

30

35

16

20

752

1136

560

5,6

3

Обувь

1567

1460

10

9

28

30

439

438

252

2,52

4

Хоз товары

5013

5355

32

33

24

22

1203

1178

792

7,92

5

Платья

2976

2435

19

15

18,66

21

555

511

280

2,8


В целом по предприятию

15666

16227

1001

1002

203

224

3133

3570

19885

19,88

Влияние структурных сдвигов товарооборота на изменение уровня валового дохода

[(в целом…по гр.10)-(в целом…по гр.5)],%


-0,12

Влияние прочих факторов [(в целом…по гр.6)-(в целом…по гр10)],%

2,12

Сумма влияния факторов,%

2

Проверка сумма влияния факторов = [(в целом…по гр.6)-(в целом…по гр.5)],%

2

5 величину находят суммированием данных гр.9 по группам товаров.


Анализ финансовых результатов в имеющемся коммерческом предприятии проведен методом процентных чисел.

Он заключается в определении влияния структурных сдвигов товаров, изменений среднего уровня торговых надбавок и товарооборота на валовой доход (в динамике), с последующими выводами.

1.Рассчитывают  общие суммы товарооборота за каждый из периодов.

2.Определют  удельный вес каждой из групп товаров в общем объеме продаж делением товарооборота по соответствующим группам периода на общий объем товарооборота с последующим умножением на 100.

1Уд.вес(%) =   гр.1*100/в целом = 1410*100/15666 = 9 предшествующий период;

2Уд.вес (%) = гр.2*100/в целом = 1298*100/16227 = 8 отчетный период.


3. Исчисляют средний валовой доход от реализации товаров: товарооборот умножают на средний уровень торговой надбавки, и полученное произведение делят  на 100 по соответствующим периодам.  Затем подсчитывают сумму среднего валового дохода товаров в целом по предприятию.

ВДср =1410 *13/100=183  предшествующий период;

ВДср =1298*23,6/100= 306  отчетный период.


4.Общий средний уровень торговой надбавки в целом по предприятию находится соответственно отношением суммы среднего валового дохода от реализации  в целом по предприятию к объему продаж в покупных ценах с последующим умножением на 100.

3 в целом…по гр.5 = [(в целом…по гр.7):(в целом…по гр1)]*100 предшествующий период;

4 в целом…по гр.6 = [(в целом…по гр.8):(в целом…по гр2)]*100 отчетный период;

гр.5 = 183/1410*100 = 13,0 предшествующий период;

            гр.6 = 306/1398*100 = 23,6 отчетный период.

В целом по пр-тию = 3133/15666*100 =20 предшествующий период;

В целом по пр-тию = 3570/16227*100=22 отчетный период.


5.Находят процентные числа умножением удельного веса каждой товарной группы отчетного периода на средний уровень торговой надбавки предшествующего периода по этой группе:  35*16=560 и т.д.


6.Далее рассчитывают процентное  число в целом по предприятию  суммированием процентных чисел по каждой группе товаров  104+560+252+792+280=1988.

7.Разделив сумму процентных чисел на 100, получают общий уровень валового дохода (в целом по предприятию) при отчетной структуре товарооборота и базисном (предшествующем) уровне торговых надбавок = 1988/100 = 19,88 – расчетный уровень.

8.Разность между расчетным уровнем и общим средним уровнем торговых надбавок предыдущего периода показывает изменение уровня валового дохода под влиянием изменения структуры товарооборота:  19,88 – 20,00 = -0,12 %

            При сохранении надбавок  на уровне предшествующего периода и фактическом изменении отчетной структуры товарооборота уровень валового дохода к товарообороту снизился на 0,12%.

9.Находят абсолютное изменение валового дохода под влиянием структурных сдвигов в товарообороте. Для этого  отчетный объем реализации в покупных ценах  умножают на полученный уровень влияния структуры (-0,12) и делят на 100 =  16227  * (-0,12):100  = -19  т.руб.

10.Вычитая из отчетного уровня надбавок расчетный их уровень, получим влияние изменения уровня торговой надбавки по товарам имеющегося ассортимента на уровень валового дохода = 22-19,88  = 2,12%.

11.Влияние повышения надбавки на абсолютное изменение дохода находят умножением отчетного объема реализации товаров в покупных ценах на полученный уровень влияния надбавки с последующим делением на 100 =[ 16227  *2,12/100] =344 тыс.руб.


            Следовательно, увеличение торговой надбавки на товары, повысило уровень дохода на 2,12%, или на 344 тыс.руб.

12. Определяем влияние товарооборота  на сумму валового дохода. Отчетный объем реализации в покупных ценах,  как произведение абсолютного изменения объема продаж в покупных ценах на средний уровень торговой надбавки предшествующего периода =   (16227-15666) *20/100 = 112 тыс.руб.


 Сложив влияние факторов  по уровням, имеем сумму,  равную величине изменения среднего уровня торговой надбавки в целом по предприятию:-0,12+2,12 = 2,0=22-20.


Сложив влияние факторов по абсолютным значениям, получаем величину, равную абсолютному изменению валового дохода  в целом по предприятию:                                             -19 +344+112=3570 -3133= 437 тыс. руб.


Полученные (с точностью до округлений) равенства подтверждают верность расчетов.

В целом по предприятию под влиянием всех факторов изменение среднего уровня торговой надбавки на 2%  повлияло на  увеличение среднего валового дохода   на 437тыс. руб.

Список литературы.

1.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.— М.: Финансы и статистика, 1993.— 288 с.

2.Бухгалтерский анализ. (Рекомендовано институтом банковского дела). Перевод с англ. / Под ред. М.А. Гольцберга и Л.М. Хасан-Бек. Киев, 1993.—428 с.

3.Патров В.В., Ковалев В.В. Как читать баланс.— М.: Финансы и статистика, 1993.— 256 с.

4.Статистика. Курс лекций. Л.П. Харченко, В.Г. Ионин и др. Новосибирск, НГАЭиУ, 1997.

5. Финансовый менеджмент.— Под ред. Е.С. Стояновой.— М.: Перспектива, 1993. — 268 с.

6. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов.— М.: Дело, 1992.— 320 с.

7. Шеремет А.Д. и др. Методика финансового анализа предприятия.—М.: Дело, 1992.— 320 с.

 8.Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под редакцией проф. И.О. Волкова и доц. О.В.Девяткина. -3-е изд., переработ. И доп. – М.: ИНФРА-М,2003. – 601с.