Содержание.
1.Задание № 1.4. 3
2.Задание № 2.4. 5
3.Задание № 3.4. 7
4.Задание № 4.4. 9
5.Задание № 5.4. 10
Список литературы. 14
1.Задание № 1.4.
Приведите примеры отраслевых особенностей группировки структурных подразделений предприятий в организационной или финансовой структуре.
Классификация видов анализа хозяйственной деятельности исходит из основных функций управления и состоит из разъединения целостной совокупности на отдельные части, изучая которые получают представление о развитии всей совокупности под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.[ 8,565]
В основном внешний финансовый анализ, осуществляемый по данным публичной отчетности состоит из:
- анализа относительных показателей рентабельности;
- анализа абсолютных показателей прибыли;
- анализа эффективности использования заемного капитала;
- экономической диагностики финансового состояния предприятия;
- рейтинговой оценки эмитентов и др.
Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. [8,140]
Особенностями внешнего финансового анализа являются:
· множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;
· разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
· наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
· ориентация на открытость информации;
· ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора.
· максимальная открытость результатов анализа для пользователей информацией о деятельности предприятия.
Внутрихозяйственный финансовый анализ используют в качестве источника информации, а так же данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию.
Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено аспектами, значимыми для управления предприятием: анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. [8,142]
В системе управленческого анализа существует возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, т. е. имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности.
Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, в системе управления производством, реализации продукции, работ и услуг.
Особенностями управленческого анализа является:
· ориентация результатов анализа на свое руководство;
· использование для анализа всех источников информации;
· рассмотрение всех сторон деятельности предприятия;
· максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Классификация видов анализа хозяйственной деятельности:
1.Информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации);
2.Анализ предшествующего (ретроспективного) и настоящего состояния экономики фирмы;
3.Прогнозирование состояния экономики фирмы;
4.Учет и контроль параметров производства (оперативный, финансовый, статистический);
5.Стимулирование достижения результативности деятельности фирмы (финансовых результатов);
6.Анализ результативности деятельности фирмы и подготовка информации к очередному производственному циклу.
Анализ как функция управления осуществляется ежедневно, но может проводиться в долгосрочные периоды.
По содержанию и полноте охвата изучаемых вопросов различают комплексный, системный и локальный анализ. [ 8,566]
Традиционными общими способами (приемами) обработки, изучения и обобщения информации при анализе являются сравнение, сводка и группировка, балансовый метод, графический анализ, табличный метод, методы определения относительных и средних величин, моделирование и оптимизация.
Группировка – это прием, с помощью которого генеральная совокупность показателей разбивается на относительно однородные группы с целью обобщения и типизации признаков, характеризующих группы и всю совокупность анализируемого объекта.
Группировки осуществляются в табличной форме и называются балансовыми таблицами. [ 8,569]
Например: группировка основных средств предприятий по возрастному составу (до10лет, 10-20 и выше 20лет) дает представление о структуре и возможностях наращивания производственного потенциала. В то же время группировка основных средств по их типам (здания, сооружения, оборудование, транспорт и т.д.) характеризует соотношение их активной и пассивной части, прогрессивность производственного потенциала.
Виды анализа классифицируются по множеству признаков. Один из них самый важный отраслевой признак [ 8,567]
1.Анализ сферы народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт).
2.Анализ комплексных отраслей (металлургия, машиностроение, легкая промышленность).
3.Анализ чистых отраслей.
4.Межотраслевой (теория анализа хозяйственной деятельности, теория анализа экономики).
2.Задание № 2.4.
Назовите последовательные шаги (части) методики экономического управленческого анализа на основе применения традиционных для России приемов АХД. Как отражаются в методике отраслевые особенности?
Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, кадрового и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:
· экспресс – анализ финансового состояния;
детализированный анализ финансового состояния. [1,223]
Экспресс - анализ
Его целью является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процесс анализа можно предложить расчет различных показателей и дополнить его методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.
Экспресс – анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор бухгалтерской отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.
Цель первого этапа – принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению.
Первая задача решается путем ознакомления с аудиторским заключением. Существует два основных типа аудиторских заключений: стандартное и нестандартное.
Первое представляет собой подготовительный в достаточно унифицированном виде и кратком изложении документ, содержащий положительную оценку аудитора о достоверности представленной в отчете информации и ее соответствии действующим нормативным документам. [8,139]
Нестандартное аудиторское заключение обычно более объемно и, как правило, содержит некоторую дополнительную информацию, которая может быть полезна пользователям отчетности и рассматривается аудитором как целесообразная к публикованию исходя из принятой технологии аудиторской проверки. Нестандартное аудиторское заключение может содержать либо безоговорочную положительную оценку представленной отчетности и финансового положения, подтверждаемого ею, либо положительную оценку, но с оговорками. [5,120]
Проверка готовности отчетности к чтению носит менее ответственный характер и в определенной степени технический характер. Эту работу часто приходится делать, работая с отчетностью небольших предприятий.
Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей; выверяется правильность и ясность заполнения отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги; проверяется взаимная увязка показателей отчетных форм и основные контрольные соотношения между ними и т.п.
Цель второго этапа – ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта. Составляя первое представление о динамике приведенных в отчетности и пояснительной записке данных, необходимо обращать внимание на алгоритмы расчета основных показателей. [8,140]
Третий этап – основной в экспресс – анализе; его цель – обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей. [8,141]
В общем виде методикой экспресс – анализа отчетности предусматривается анализ ресурсов и их структуры, результатов хозяйствования, эффективности использования собственных и заемных средств. Смысл экспресс – анализа – отбор небольшого количества наиболее существенных и сравнительно несложных в исчислении показателей и постоянное отслеживание их динамики. Отбор субъективен и производится аналитиком.
Одним из вариантов отбора аналитических показателей для определения экономического потенциала предприятия и оценки результатов его деятельности может быть следующим:
1. Оценка экономического потенциала предприятия:
· оценка имущественного положения;
· оценка финансового положения;
· наличие “больных” статей в отчетности.
2. Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности:
· оценка прибыльности;
· оценка динамичности;
· оценка эффективности использования экономического потенциала.
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект – показатель, характеризующий результат деятельности.
Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. [5,180]
Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.
Детализированный анализ финансового состояния.
Его цель – более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс – анализа.
В общем виде программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия выглядит следующим образом.
1.Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования
1.1.Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности
1.2.Выявление “больных” статей отчетности
2.Оценка и анализ экономического потенциала предприятия
2.1.Оценка имущественного положения
-Построение аналитического баланса-нетто
-Вертикальный анализ баланса
-Горизонтальный анализ
-Анализ качественных сдвигов в имущественном положении
2.2.Оценка финансового положения
-Оценка ликвидности
-Оценка финансовой устойчивости
-Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
3.Оценка производственной деятельности
4.Анализ рентабельности [8,210]
Информационную основу данной методики составляет система показателей. Ряд из указанных выше процедур будет реализован в данной выпускной квалификационной работе и подробно представлен в третьей части.
3.Задание № 3.4.
Приведите примеры детерминированных моделей для характеристики взаимосвязи показателей и оценки влияния факторов при анализе трудовых ресурсов и их использовании. Укажите, для каких отраслей применяется данная модель.
К детерминированным методам факторного анализа относятся метод цепных подстановок, интегральный метод, метод разниц процентов, метод процентных чисел.
Метод цепных подстановок – это один из главных инструментов анализа влияния факторов на результативный показатель, что объясняется его простотой и естественностью. Значение влияний факторов на результативный показатель зависит от последовательности подстановок. С ростом числа факторов количество возможных подстановок растет чрезвычайно быстро. Можно построить примеры, в которых последовательность подстановки меняет влияние фактора.[1,7]
Интегральный метод. Этот метод анализа влияния факторов на результативный показатель является обобщением метода цепных подстановок. В случае изменения последовательности вычисления влияний факторов в отличие от метода цепных подстановок он не оказывает влияния на конечные результаты расчета. Он заключается в том, что для точного определения вклада факторов в изменение результативного показателя необходимо знать динамику изменения факторов в пределах одного отчетного периода. Только при наличии точных данных о промежуточных значениях факторов в пределах отчетного периода и только с помощью интегрального метода можно рассчитать однозначные и научно обоснованные оценки влияния факторов на результативный показатель. Для данного анализа применяют специальные компьютерные программы.[1,13]
Трудовые ресурсы являются необходимым элементом производства. От эффективности использования труда в процессе производства во многом зависят показатели объема производства продукции, уровень себестоимости и качества выпускаемой продукции. Поэтому анализ использования трудовых ресурсов представляет собой важный раздел системы комплексного экономического анализа деятельности предприятий. Трудовые показатели тесно связаны с заработной платой и показателями производственной программы.
При анализе производительности труда:
-дается оценка степени выполнения бизнес-плана по росту производительности труда;
-изучается динамика роста производительности труда;
-исследуется влияние роста производительности труда на величину достигнутого прироста выпущенной продукции;
-определяется влияние на изменение производительности труда интенсивных факторов;
-определяется степень напряженности и мера выполнения плана по мероприятиям, обеспечивающим снижение трудоемкости производства продукции;
-рассчитываются резервы увеличения производительности труда. [1,220]
Методы факторного анализа применяются во всех отраслях народного хозяйства.
В число основных задач анализа труда и заработной платы включаются:
1.В области использования рабочей силы – изменение показателей численности, динамики и причин движения рабочей силы, состава, структуры, квалификационного уровня ее, данных об использовании рабочего времени, трудоемкости продукции; определения влияния численности рабочих на выполнение плана по выпуску продукции.
2.В области производительности труда – исследование достигнутого уровня производительности труда, его динамики; определение экстенсивных и интенсивных факторов изменения производительности труда; выявление резервов роста производительности труда; оценка влияния изменения производительности труда на выполнение плана по выпуску продукции.
3.В области использования фонда оплаты труда – оценка степени обоснованности применяемых форм и систем оплаты труда; определение размеров и динамики средней заработной платы; исследование эффективности действующих форм премирования; изучение соотношений темпов роста оплаты и производительности труда; выявление резервов повышения эффективности использования средств на оплату труда. [1,209]
Источниками анализа труда и заработной платы на предприятиях являются данные формы № 5 годового отчета, отчета о численности, заработной плате и движении работников; Форма № 1-т (квартальная) за год, штатные расписания специалистов и служащих, расчеты потребности в основных производственных рабочих, данные табельного учета о движении рабочей силы и т. д. [1,210]
4.Задание № 4.4.
Выполнить анализ влияния отдельных факторов на изменение затрат на материальные элементы оборотных фондов.
Сведения о расходе строительных материалов компании «Стройка» за июнь.
Виды и объем выполненных работ |
Наименование материала и единица измерения |
Удельный расход материала на единицу объема работ |
Планово-расчетная цена за единицу материала, руб. |
Фактическая себестоимость единицы материала, руб. |
|
По норме |
Фактич. |
||||
Кладка фундамента 2680 куб.метров |
Бетон м3 Кирпич тыс.шт. |
0,80 0,04 |
0,75 0,05 |
11,0 32 |
10,5 30,0 |
Настилка полов 1860 кв.метров |
Гудрон, кг Линолеум, кв.м. |
0,2 1,0 |
0,18 1,04 |
1,2 3,8 |
1,3 3,6 |
Результативный показатель в данном анализе себестоимость единицы объема выполненных работ.
Факторы, влияющие на результативный показатель, – это расход материала на единицу объема работ в натуральном выражении и стоимость единицы материала в рублях.
Анализ проводим методом цепных подстановок.
|
Расход материала на единицу объема работ |
Себестоимость единицы объема работ, руб |
Абсолютное изменение.
|
Изменение себестоимости за счет расхода материалов
|
Изменение себестоимости за счет цены материалов
|
||
Норма |
факт |
Норма |
факт |
факт |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Бетон м3 |
.2144 |
2010 |
23584 |
21105 |
+2479 |
(2144-2010)* 10,5 = +1407 |
(11-10,5)*2144 =+1072 |
Кирпич тыс.шт |
107 |
134 |
3424 |
4020 |
-596 |
(107-134)*30 = -810 |
(32-30)*107= +214 |
Гудрон, кг |
372 |
335 |
446 |
436 |
+10 |
(372-335)*1,3 = + 48 |
(1,2-1,3)*372= -38 |
Линолеум, кв.м. |
1860 |
1934 |
7068 |
6962 |
+106 |
(1860-1934)*3,6= -266 |
(3,8-3,6)*1860 +372 |
|
|
|
34552 |
32523 |
+1999 |
+379 |
+1620 |
Сдвиг структуры материала Бетон- (2144-2010)*100 = 1,34% Кирпич (107-134): 100= -0,27% Гудрон (372-335):100 = +0,37% Линолеум (1860-1934): 100 =-0,74% Итого +0.7% |
Сдвиг структуры цены материала Бетон- (11-10,5): 100 = + 0,005% Кирпич (32-30): 100=+ 0,02% Гудрон (1,2-1,3):100 = -0,001% Линолеум (3,8-3,6): 100 =-0,002% Итого +0,022% |
Вывод: В результате сдвига структуры стоимости материала на 0,022% экономия денежных средств на возведение объекта составила +1620 руб. В результате сдвига структуры количества материала на 0,7 % экономия денежных средств на возведение объекта составила +379 руб.
Сложив влияние факторов, имеем сумму, равную абсолютному изменению себестоимости объема работ в целом +379+1620 =+1999=34552-32523.
5.Задание № 5.4.
Дать описание методики управленческого анализа. Имеются данные – исходные и расчетные.
Влияние структуры товарооборота на валовой доход
№ п/п |
Товары |
Товарооборот Тыс.руб |
Удельный Вес в т/об % |
Средний уровень торговой надбавки,% |
Средний валовой доход от реализации товаров тыс.руб. |
%-ные числа (гр.4* *гр.5) |
Базисный уровень торговой надбавки при отчетной структуре товарооборота (гр.9:100) |
||||
Пред- шест- вую- щий пери- од |
Отч. пери- од |
Пред- шест- вую- щий пери- од |
Отч. пери- од |
Пред- шест- вую- щий пери- од |
Отч. пери- од |
Пред- шест- вую- щий пери- од |
Отч. пери- од |
||||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Ткани |
1410 |
1298 |
9 |
8 |
13 |
23,6 |
183 |
306 |
104 |
1,04 |
2 |
Галантерея |
4700 |
5679 |
30 |
35 |
16 |
20 |
752 |
1136 |
560 |
5,6 |
3 |
Обувь |
1567 |
1460 |
10 |
9 |
28 |
30 |
439 |
438 |
252 |
2,52 |
4 |
Хоз товары |
5013 |
5355 |
32 |
33 |
24 |
22 |
1203 |
1178 |
792 |
7,92 |
5 |
Платья |
2976 |
2435 |
19 |
15 |
18,66 |
21 |
555 |
511 |
280 |
2,8 |
|
В целом по предприятию |
15666 |
16227 |
1001 |
1002 |
203 |
224 |
3133 |
3570 |
19885 |
19,88 |
Влияние структурных сдвигов товарооборота на изменение уровня валового дохода [(в целом…по гр.10)-(в целом…по гр.5)],% |
-0,12 |
||||||||||
Влияние прочих факторов [(в целом…по гр.6)-(в целом…по гр10)],% |
2,12 |
||||||||||
Сумма влияния факторов,% |
2 |
||||||||||
Проверка сумма влияния факторов = [(в целом…по гр.6)-(в целом…по гр.5)],% |
2 |
||||||||||
5 величину находят суммированием данных гр.9 по группам товаров. |
Анализ финансовых результатов в имеющемся коммерческом предприятии проведен методом процентных чисел.
Он заключается в определении влияния структурных сдвигов товаров, изменений среднего уровня торговых надбавок и товарооборота на валовой доход (в динамике), с последующими выводами.
1.Рассчитывают общие суммы товарооборота за каждый из периодов.
2.Определют удельный вес каждой из групп товаров в общем объеме продаж делением товарооборота по соответствующим группам периода на общий объем товарооборота с последующим умножением на 100.
1Уд.вес(%) = гр.1*100/в целом = 1410*100/15666 = 9 предшествующий период;
2Уд.вес (%) = гр.2*100/в целом = 1298*100/16227 = 8 отчетный период.
3. Исчисляют средний валовой доход от реализации товаров: товарооборот умножают на средний уровень торговой надбавки, и полученное произведение делят на 100 по соответствующим периодам. Затем подсчитывают сумму среднего валового дохода товаров в целом по предприятию.
ВДср =1410 *13/100=183 предшествующий период;
ВДср =1298*23,6/100= 306 отчетный период.
4.Общий средний уровень торговой надбавки в целом по предприятию находится соответственно отношением суммы среднего валового дохода от реализации в целом по предприятию к объему продаж в покупных ценах с последующим умножением на 100.
3 в целом…по гр.5 = [(в целом…по гр.7):(в целом…по гр1)]*100 предшествующий период;
4 в целом…по гр.6 = [(в целом…по гр.8):(в целом…по гр2)]*100 отчетный период;
гр.5 = 183/1410*100 = 13,0 предшествующий период;
гр.6 = 306/1398*100 = 23,6 отчетный период.
В целом по пр-тию = 3133/15666*100 =20 предшествующий период;
В целом по пр-тию = 3570/16227*100=22 отчетный период.
5.Находят процентные числа умножением удельного веса каждой товарной группы отчетного периода на средний уровень торговой надбавки предшествующего периода по этой группе: 35*16=560 и т.д.
6.Далее рассчитывают процентное число в целом по предприятию суммированием процентных чисел по каждой группе товаров 104+560+252+792+280=1988.
7.Разделив сумму процентных чисел на 100, получают общий уровень валового дохода (в целом по предприятию) при отчетной структуре товарооборота и базисном (предшествующем) уровне торговых надбавок = 1988/100 = 19,88 – расчетный уровень.
8.Разность между расчетным уровнем и общим средним уровнем торговых надбавок предыдущего периода показывает изменение уровня валового дохода под влиянием изменения структуры товарооборота: 19,88 – 20,00 = -0,12 %
При сохранении надбавок на уровне предшествующего периода и фактическом изменении отчетной структуры товарооборота уровень валового дохода к товарообороту снизился на 0,12%.
9.Находят абсолютное изменение валового дохода под влиянием структурных сдвигов в товарообороте. Для этого отчетный объем реализации в покупных ценах умножают на полученный уровень влияния структуры (-0,12) и делят на 100 = 16227 * (-0,12):100 = -19 т.руб.
10.Вычитая из отчетного уровня надбавок расчетный их уровень, получим влияние изменения уровня торговой надбавки по товарам имеющегося ассортимента на уровень валового дохода = 22-19,88 = 2,12%.
11.Влияние повышения надбавки на абсолютное изменение дохода находят умножением отчетного объема реализации товаров в покупных ценах на полученный уровень влияния надбавки с последующим делением на 100 =[ 16227 *2,12/100] =344 тыс.руб.
Следовательно, увеличение торговой надбавки на товары, повысило уровень дохода на 2,12%, или на 344 тыс.руб.
12. Определяем влияние товарооборота на сумму валового дохода. Отчетный объем реализации в покупных ценах, как произведение абсолютного изменения объема продаж в покупных ценах на средний уровень торговой надбавки предшествующего периода = (16227-15666) *20/100 = 112 тыс.руб.
Сложив влияние факторов по уровням, имеем сумму, равную величине изменения среднего уровня торговой надбавки в целом по предприятию:-0,12+2,12 = 2,0=22-20.
Сложив влияние факторов по абсолютным значениям, получаем величину, равную абсолютному изменению валового дохода в целом по предприятию: -19 +344+112=3570 -3133= 437 тыс. руб.
Полученные (с точностью до округлений) равенства подтверждают верность расчетов.
В целом по предприятию под влиянием всех факторов изменение среднего уровня торговой надбавки на 2% повлияло на увеличение среднего валового дохода на 437тыс. руб.
Список литературы.
1.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.— М.: Финансы и статистика, 1993.— 288 с.
2.Бухгалтерский анализ. (Рекомендовано институтом банковского дела). Перевод с англ. / Под ред. М.А. Гольцберга и Л.М. Хасан-Бек. Киев, 1993.—428 с.
3.Патров В.В., Ковалев В.В. Как читать баланс.— М.: Финансы и статистика, 1993.— 256 с.
4.Статистика. Курс лекций. Л.П. Харченко, В.Г. Ионин и др. Новосибирск, НГАЭиУ, 1997.
5. Финансовый менеджмент.— Под ред. Е.С. Стояновой.— М.: Перспектива, 1993. — 268 с.
6. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов.— М.: Дело, 1992.— 320 с.
7. Шеремет А.Д. и др. Методика финансового анализа предприятия.—М.: Дело, 1992.— 320 с.
8.Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под редакцией проф. И.О. Волкова и доц. О.В.Девяткина. -3-е изд., переработ. И доп. – М.: ИНФРА-М,2003. – 601с.