Содержание

 

Содержание. 2

Вопрос 20.  Понятие организационной структуры управления и принципы ее формирования. 3

Основные методологические принципы. 5

Процесс формирования организационной структуры. 7

Методы проектирования организационных  структур. 8

Вопрос 31. Органы управления коммерческих организаций: их состав и компетенция. 12

Вопрос 74. Создание открытого акционерного общества. 16

Список использованной  литературы: 22

Приложение. 23

Вопрос 20.  Понятие организационной структуры управления и принципы ее формирования.

Под организационной структурой управления  понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления  определяется форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций организационная структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.[1]

  "Организационная структура - это главный инструмент управления, регламентирующий состав, величину, размещение, профиль деятельности, ответственность, подчиненность производственных и обслуживающих подразделений, объединяемых общим аппаратом управления для выполнения всех целевых функций, зафиксированных в уставе компании"[2]

Основными элементами организационной структуры являются:           - уровни управления;

- подразделения и звенья управления;

- управленческие связи.

Понятно, что организационная структура управления должна быть оптимальной и эффективной. Так эффективную организационную структуру можно определить, например, в терминах затрат. Эффективной организационной структурой будет называться такая организационная структура, затраты на содержание которой не будут превышать выгод получаемых от функционирования данной организационной структуры. То есть, можно сказать, что затраты на содержание такой структуры будут меньше прироста производительности труда в стоимостном выражении. Дело в том, что организационные структуры сами по себе в значительной степени влияют на эффективность работы  предприятий. Следовательно, можно сказать, что в эффективной организационной структуре происходит эффективное использование основных фондов, инвестиций, трудовых ресурсов, активов, акционерного капитала и высока общая эффективность хозяйственной деятельности. Принципом оптимальной технико-экономической деятельности предприятия является минимизация затрат на производство единицы продукции (работ, услуг), которая достигается при наиболее полном соблюдении требований технологии, обеспечения качественных характеристик, а так же при выборе оптимальной для данного предприятия организационной структуры. Эффективная организационная структура, кроме того, дает возможность как согласованного взаимодействия всех отделов, служб и должностных лиц в соответствии с принятыми планами, так и возможность самореализации всех работников, которые обеспечивают развитие, прогресс организации.

При ответе на данный вопрос речь пойдет  о  формировании организационных структур управления, так как это является актуальной  задачей современного этапа адаптации предприятий к рыночной экономике­­­. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы построения организационных структур.

Главные принципы построения  организационной структуры могут быть сформулированы следующим образом:

1. Организационная структура управления должна отражать цели и задачи организации.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на организационную структуру управления.


Основные методологические принципы.

До последнего времени методы построения управления, характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Нередко аппарат управления на самых разных уровнях повторял одни и те же схемы. С научной точки зрения слишком узкую трактовку получали сами исходные факторы формирования структур: численность персонала вместо целей организаций; постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях.

Одним из главных недостатков применявшихся методик являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. Поэтому цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления приобретают более важное значение, чем строгое установление их функциональной специализации.

То есть, предполагается исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления.

Основное назначение большинства производственных организаций, с точки зрения общества, определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах.

В единой системе должны рассматриваться различные методы формирования организационных структур управления. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы и должен применяться в органическом сочетании с другими.

Переход от целей организации к её структуре.


Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижения организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой – насколько её внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.[3]

Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей. Однако довести этот критерий до практически применимых простых показателей, как правило, чрезвычайно трудно. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления: его производительность при переработке информации; оперативность принятия управленческих решений; надёжность аппарата управления; адаптивность и гибкость. При возникновении проблем необходимо формулировать численность персонала как критерий экономической эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимизация результатов по отношению к затратам на управление. Численность аппарата управления, должна быть объективно обоснованной для того, чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы.

Процесс формирования организационной структуры.

Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение, разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации).

Разработка состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно– целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает:  определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.

Методы проектирования организационных  структур.

Методы проектирования организационных структур сочетают в себе как технологические, экономические, информационные, административно-организационные взаимодействия, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, так и социально-психилогическме характеристики и связи.

Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это – количественно-качесвенная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.

Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.[4]

Существуют взаимодополняющие методы:

Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.

Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для каждого типа производственно- хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.

Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщение и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами.

К экспертным методам следует отнести также разработку и применения научных принципов формирования организационных структур управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства, специализации). Примеры формирования организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и програмно-целевого управления и целый ряд других.

Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации. Этому предшествует разработка вариантов организационных решений, направленных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих научным принципам и передовому опыту организации управления, а также требуемому уровню количественно-качественных критериев оценки эффективности организационных структур.

Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:

Разработка системы целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности исходя из конечных результатов;

Экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из взаимосвязей их целей и т.п.;

Составление карт прав и ответственности за достижение целей, как для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, информация, производственные и управленческие ресурсы); конкретные результаты, за достижения которые устанавливается ответственность; права, которыми наделяется для достижения результатов (согласовать, подтверждать, контролировать).

Процесс проектирования организационной структуры управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов.


Вопрос 31. Органы управления коммерческих организаций: их состав и компетенция.


Предприятия могут создаваться как гражданами – физическими лицами, так и другими организациями – юридическими лицами. В момент организации предприятия те, кто принимает решение о его создании, будут по отношению ук этому предприятию учредителями, при этом не важно, в какой организационно правовой форме предприятие создается. После создания юридического лица, в зависимости от его организационно-правовой формы, учредители станут, например, участниками (общество с ограниченной ответственностью, далее - ООО) или акционерами (закрытое акционерное общество, далее - ЗАО).

ООО – высший орган управления – общее собрание участников. Количество голосов пропорционально количеству долей в уставном капитале.

ЗАО – высший орган управления – общее собрание акционеров. Количество голосов пропорционально количеству голосующих акций.

Основные права:

­        изменение уставных документов;

­        назначение и отзыв Генерального директора организации;

­        утверждение финансовых результатов деятельности организации;

­        назначение и отзыв членов ревизионной комиссии (аудитора);

­        принятие решения о реорганизации или ликвидации предприятия.

К компетенции Общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:

Внесение изменений в Устав Общества или утверждение Устава Общества в новой редакции, реорганизация Общества; ликвидация Общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; определение количественного и персонального состава Совета директоров, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий; определение предельного размера объявленных акций; увеличение Уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки; уменьшение Уставного капитала Общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, приобретения Обществом части акций в целях сокращения их общего количества или погашения не полностью оплаченных акций в соответствии со ст.29 Федерального закона РФ “Об акционерных Обществах”, а так же путем погашения приобретенных или выкупленных Обществом акций в соответствии с п.3 ст.72 и абзацем 2 п.6 ст.76 Федерального закона РФ “Об акционерных Обществах”; избрание членов ревизионной комиссии (Ревизора) и досрочное прекращение их полномочий; утверждение аудитора Общества; утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков Общества и распределение его прибылей и убытков; принятие решений о неприменении преимущественного права акционера на приобретение акций Общества или ценных бумаг, конвертируемых в акции, предусмотренного ст. 40 Федерального закона “Об акционерных Обществах”; порядок ведения Общего собрания; образование счетной комиссии; определение формы сообщения Обществом информации акционерам, в том числе определение органа печати в случае сообщения в форме опубликования; дробление и консолидация акций; заключение сделок в случаях, предусмотренных ст.83 Федерального закона “Об акционерных Обществах”; совершение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением Обществом имущества, в случаях, предусмотренных статьей 79 Федерального закона РФ “Об акционерных Обществах”; приобретение и выкуп Обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных Федеральным законом РФ “Об акционерных Обществах”; участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций; решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом РФ “Об акционерных Обществах”

Компетенция Совета директоров.

В компетенцию Совета директоров входит решение вопросов общего руководства деятельностью организации, за исключением вопросов, отнесенных Уставом к исключительной компетенции Общего собрания акционеров.

К исключительной компетенции Совета директоров относятся следующие вопросы:

а)  определение приоритетных направлений деятельности организации;

б)  созыв годового и внеочередного Общих собраний акционеров Общества, за исключением случаев, предусмотренных п.6 ст.55 Федерального закона РФ “Об акционерных Обществах”;

в)  утверждение повестки дня Общего собрания акционеров;

г)  определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в Общем собрании, и другие вопросы, связанные с подготовкой Общего собрания акционеров, отнесенные к компетенции Совета директоров в соответствии с Федеральным законом РФ “Об акционерных Обществах”;

д)  вынесение на решение Общего собрания вопросов, предусмотренных настоящим Уставом;

е)  Решение об увеличении уставного капитала Общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, и внесение соответствующих изменений в Устав, за исключением случаев, предусмотренных в Уставе;

ж)  принятие решений о размещении Обществом облигаций и иных ценных бумаг;

з)  определение рыночной стоимости имущества в соответствии с Федеральным законом РФ “Об акционерных Обществах”.

и)  принятие решения о приобретении размещенных Обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом “Об акционерных Обществах”;

к)  назначение генерального директора и досрочное прекращение его полномочий, установление генеральному директору вознаграждения и компенсаций;

л)  определение размера оплаты услуг аудитора, рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии Общества вознаграждений и компенсаций;

м)  рекомендации по размеру годового дивиденда по обыкновенным акциям и порядку его выплаты;

н)  принятие решения об использовании резервных и иных фондов Общества;

о)  утверждение внутренних документов Общества, определяющих порядок деятельности его органов управления;

п)  принятие решения о создании филиалов и открытии представительств Общества, утверждение положений о них;

р)  принятие решения об участии Общества в других организациях и их объединениях, за исключением случаев, предусмотренных в Уставе;

с)  принятие решений о заключении крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением Обществом имущества, в случаях, предусмотренных Федеральным законом РФ “Об акционерных Обществах”;

т)  принятие решений о заключении сделок, в которых имеется заинтересованность, в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ “Об акционерных Обществах”;

у)  решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом РФ “Об акционерных Обществах” и настоящим Уставом.


Вопрос 74. Создание открытого акционерного общества.


Акционерное общество – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права акционеров по отношению к акционерному обществу.

Учредителями акционерного общества могут быть граждане и (или) юридические лица (органы государства и местного самоуправления).


Необходимые учредительные документы для создания ОАО.

·         Устав ОАО (Пример устава приведен в Приложении)

·         Положение о генеральном директоре ОАО

·         Положение о совете директоров ОАО

·         Положение об общем собрании акционеров ОАО


Органы управления:

1. Общее собрание акционеров

2. Совет директоров

3. Генеральный директор.

·         В своей деятельности генеральный директор общества подотчетен общему собранию акционеров и совету директоров общества.

·         С целью максимального учета мнения всех акционеров избрание генерального директора общества осуществляется общим собранием акционеров общества. При этом общество осознает необходимость и будет оказывать всемерное содействие, чтобы генеральный директор общества ежегодно избирался в состав совета директоров общества.

Компетенция генерального директора общества

К компетенции генерального директора целесообразно отнести:

§     представление интересов общества в деловых отношениях;

§     организация и контроль выполнения финансово-хозяйственного плана общества;

§     решение вопросов найма и увольнения персонала общества;

§     распоряжение средствами общества и заключение сделок в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об акционерных обществах", уставом общества и внутренними документами общества;

§     организация и контроль раскрытия информации об обществе;

§     предоставление отчетности совету директоров общества.

Функции, права и ответственность органов управления:

 

Акционерами общества являются лица, в отношении которых принято решение о передаче им какого либо количества акций Общества.  Данное решение принимается первоначально собранием учредителей, а в дальнейшем – общим собранием акционеров. Решение о принятии в Общество нового акционера (передаче дополнительных действующему акционеру после полной оплаты ранее приобретенных им акций) утверждается на общем собрании простым большинством голосов от числа присутствующих.

 Акционер, владеющий обыкновенными именными акциями Общества, имеет право:

  • обращаться в судебные органы с заявлением о признании недействительным решения собрания акционеров, вынесенного в нарушении закона или учредительных документов;
  • на совершение других действий, предусмотренных федеральным законодательством или настоящим Уставом.
  • участвовать в управлении Обществом путем использования права голоса на собрании акционеров;
  • избирать и быть избранным в органы управления Общества, быть назначенным или иметь своего представителя в составе Правления;
  • получать часть прибыли от деятельности Общества в форме дивидендов в установленном настоящим Уставом порядке и согласно нормам, утверждаемым общим собранием;
  • получать информацию о деятельности Общества, в том числе знакомиться с данными бухгалтерского учета и статистической отчетности, другой документацией, для чего необходимые документы должны быть представлены Участнику Ревизионной комиссией Общества в течении 10 дней после его запроса;
  • уступать свои акции физическим и юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом;
  • получать, пропорционально количеству принадлежащих ему акций, долю в имуществе Общества в случае его ликвидации;

Акционер общества обязан:

·         оплатить акции в порядке и сроки, установленные настоящим Уставом;

·         соблюдать Устав общества;

·         не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну Общества;

·         исполнять установленные федеральным законом и Уставом общества обязательства по отношению к Обществу;

·         нести риск убытков и ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации Общества.

Акционер не может быть освобожден от обязанности оплаты акций Общества, в том числе и путем зачета его требований к Обществу.

В случае не внесения акционером своего вклада за распределенные в его пользу акции в установленные сроки, Совет директоров (в случае его образования) или правление Общества принимает решение о начислении на неоплаченную часть 100% годовых и извещает Акционера о необходимости погашения долга в течение 15-ти дней.

В случае невыполнения Акционером данного требования Общее собрание Акционеров в любой момент может принять решение об аннулировании акта передачи неоплаченных акций данному лицу, после чего акции поступают в распоряжение организации, о чем делается соответствующая запись в реестре акционеров.

Высшим органом организации является Общее Собрание Акционеров (в дальнейшем – Общее собрание).

К компетенции Общего Собрания относятся:

1)внесение изменений и дополнений в Устав общества или утверждение Устава общества в новой редакции;

2)реорганизация общества;

3)ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационного баланса;

4)определение количественного состава Совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;

5)определение предельного размера объявленных акций;

6)увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций путем размещения дополнительных акций;

7)уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, приобретение обществом части акций в целях сокращения их общего количества или погашения не полностью оплаченных акций, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций;

8)образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий;

9)избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;

10)утверждение аудитора общества;

11)утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков общества, распределение его прибылей и убытков;

12)принятие решения о неприменении преимущественного права акционера на приобретение акций общества или ценных бумаг, конвертируемых в акции;

13)порядок ведения общего собрания;

14)образование счетной комиссии;

15)определение формы сообщения обществом материалов (информации)акционерам, в том числе определение органа печати в случае сообщения в форме опубликования;

16)дробление и консолидация акций;

17)заключение сделок, в заключении которых имеется заинтересованность;

18)совершение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества;

19)приобретение и выкуп обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных федеральным законом;

20)участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций;

21)решение иных вопросов, предусмотренных федеральным законом и настоящим Уставом.

      Решения по вопросам, перечисленным в пунктах 1-18 настоящего Устава, являются исключительной компетенцией Общего собрания и не могут быть переданы на рассмотрение           Совета директоров или исполнительного органа Общества.

      Общее собрание признается правомочным, если на момент окончания регистрации для участия в общем собрании зарегистрировались акционеры, владеющие в совокупности более чем половиной голосующих акций Общества. В случае, если у Общества один Акционер, функции Общего собрания осуществляются его решениями без учета норм о кворуме и большинстве, установленных настоящим Уставом.

Решения по вопросам, перечисленным в п.п. 1-3,5 и 18 пункта 8.1 на собрании принимаются большинством в ¾ голосов владельцев голосующих акций, принимающих участие в работе Общего собрания, а по остальным вопросам - простым большинством голосов.

      

  


Список использованной  литературы:

1.     Волосатых Н., Сухинина Т., Хаймович М Регистрация и ликвидация предприятий в России – М.: Просвещение, 2001 – 236с.

2.     Елекоев С., Зондхоф Г., Кролл Х. Реструктуризация промышленных предприятий.// Вопросы экономики. 1997. № 9. С. 13 – 22.

3.     Закупень Т.В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей– М.: Просвещение, 2001 – 467с.

4.     Коноков Д.Г., Рожков М.А., Смирнов А.О., Яниковская О.Н. Организационная структура предприятий, издание второе – М.: ИСАРП, 1999 – 256с.

5.     Румянцева З.Н., Соломатин Н.А., Акбурдин Р.З. Менеджмент организации – М.: Инфра-М, 1997 – 544с.

6.     Семь нот менеджмента. 3-е издание. М. Эксперт. 2000 г.

7.     Гражданский кодекс Российской Федерации — М.: Проспект, 2001.

8.     Закон РФ “Об акционерных обществах” от 26 декабря 1995 г. (с изменениями от 13 июня 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. С. 1; № 25, С. 2956

9.     Закон РФ “Об обществах с ограниченной ответственностью” от 8 февраля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 7. С.785









Приложение

Образец устава открытого акционерного общества

1.Общие положения

1.1 Открытое акционерное общество, именуемое далее Общество, учреждено юридическими лицами и гражданами Украины, данные о которых приведены в учредительном договоре №________ от _____________.

1.2                  Настоящий Устав разработан в соответствии с положениями Гражданского Кодекса РФ.

1.3                 Общество является юридическим лицом.

1.4                 Общество в своей деятельности руководствуется настоящим Уставом.

1.5                 Общество имеет круглую печать со своим наименованием, угловой штамп и бланк.

1.6                 Юридический адрес Общества:______________________________________________ .

1.7                 Общество отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое согласно Законам РФ, может быть обращено взыскание.

1.8                 Полное наименование Общества: ____________________________________________ .

2       Предмет, основные задачи и цели деятельности

Предметом деятельности Общества является производственно-хозяйственная деятельность.

3       Права Общества и Участников

3.1 В соответствии с предметом и основными задачами деятельности Общество имеет право:

-         строить, приобретать, отчуждать, всякого рода движимое и недвижимое имущество;

-         реализовывать свою продукцию;

-         приобретать в установленном порядке;

-         осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность;

-         пользоваться кредитами банков;

4       Правовой статус

4.1 Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.

4.2                  Общество является собственником принадлежащего ему имущества.

4.3                  Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

4.4                  Общество имеет право создавать самостоятельно и совместно с другими юридическими лицами в Украине и за рубежом дочерние предприятия, филиалы, представительства.


5       Уставный капитал (фонд)

5.1 Уставный капитал Общества образуется из номинальной стоимости простых именных и привилегированных акций Общества, приобретенных Учредителями и другими акционерами, круг которых определятся Учредителями.

5.2                  Уставный капитал Общества определяется минимальным размером имущества Общества.

5.3                  Уставный капитал может быть увеличен или уменьшен по решению общего собрания акционеров.


6       Права и обязанности акционеров

 

6.1 Акционер имеет право:

-   получать пропорциональную числу акций прибыль;

-   принимать участие в общих собраниях акционеров;

-   избирать и быть избранными в органы управления;

-   получать протокол общего заседания;

-   уступать право голоса другому акционеру.

6.2                  Акционер обязан:

-   выполнять требования настоящего Устава;

-   не разглашать конфеденециальную информацию;

-   нести ответственность по обязательствам Общества в пределах стоимости принадлежащих ему акций.


7       Общее собрание акционеров


7.1 Высшим органом Общества является общее собрание акционеров.

7.2                  Собрание может быть обычным и внеочередным.

7.3                  Обычные собрания созываются не реже одного раза в год.

7.4                  Внеочередные собрания созываются правлением.


8       Ревизионная комиссия


8.1Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляется ревизионной комиссией.

8.2                 Ревизионная комиссия избирается собранием из числа акционеров.

8.3                 Ревизионная комиссия ведет протоколы всех своих заседаний.


9       Акции


9.1Акции Общества приобретают акционеры путем покупки.

9.2                 Акции неделимы.

9.3                 Независимо от формы оплаты вклада стоимость акции выражается в гривнах.


10  Имущество, фонды и прибыль


10.1Общество является собственником имущества, переданного ему участниками, произведенной им продукции, доходов, полученных в результате хозяйственной деятельности.

10.2            Общество может объединить часть своего имущества с имуществом иных юридических и физических лиц.

10.3            Имущество Общества может быть изъято только по вступившему в законную силу решению компетентного суда.

10.4            Порядок образования и расходования различных фондов предприятия определяется общим собранием акционеров.

10.5            Балансовая и чистая прибыль Общества определяется в порядке, предусмотренном Законами Украины.


11  Учет и отчетность


11.1Общество осуществляет контроль за ходом производства, ведет оперативный бухгалтерский и статистический учет в соответствии с требованиями Законов Украины.


12  Дивиденды


12.1Дивидендом является часть прибыли Общества, распределяемая среди акционеров пропорционально числу акций, которые находятся в их собственности.

12.2            Дивиденды выплачиваются чеком, платежным поручением или почтовым переводом.


13  Ликвидация и реорганизация


13.1Реорганизация общества производится по решению собрания.

13.2            Ликвидация Общества производится по решению собрания.

Ликвидация Общества приводится ликвидационной комиссией.


[1] Елекоев С., Зондхоф Г., Кролл Х. Реструктуризация промышленных предприятий.// Вопросы экономики. 1997. № 9. С. 13 – 22.

[2] Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. Справочное пособие для специалистов и предпринимателей. - М.: Высшая школа, - 2000.

[3] Румянцева З.Н., Соломатин Н.А., Акбурдин Р.З. Менеджмент организации – М.: Инфра-М, 1997, с 324.

[4] Семь нот менеджмента. 3-е издание. М. Эксперт. 2000 г, с 124.