Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово – экономический институт
Дневная группа
Факультет: менеджмента и маркетинга
Специальность: маркетинг
Контрольная работа
по дисциплине: Политология.
Вариант №12.
Выполнила:
Курс II.
Преподаватель:
Владимир 2007
1. В чем суть политического плюрализма? Каково его значение в политическом процессе? Как реализуется принцип оппозиционности и плюрализма в России?
Российская многопартийность пока еще
находится в стадии становления. Немногочисленные партии, не имеющие прочных
корней в обществе и апеллирующие к абстрактным идейным ценностям, а не реальным
интересам социальных групп, скорее всего исчезнут с политической карты.
Выдержать конкуренцию смогут только те политические партии, которые найдут
поддержку широких социальных слоях российского общества, будут представлены во
властных, а также финансово-промышленных структурах, смогут выдвинуть из своей
среды и “поддержать” сильных и ярких политических лидеров, пользующихся
влиянием у всех основных слоев и групп населения России.
Демократия в Российской
Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия. Принцип
политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей
оказывать влияние на политический процесс всем социально- политическим или иным
организациями, деятельность которых имеет политический аспект и находится в
рамках Конституции.
Политический плюрализм
способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую
деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую
оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами
тоталитаризма.
Предварительным условием
признания принципа политического плюрализма в нашем обществе стала ликвидация
монополии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла дорогу
не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации,
прежде всего путем постепенного создания в Российской Федерации многопартийной
системы.
Становление принципа
политического плюрализма, способствующее демократизации общества, не имеет
ничего общего с попытками ввести «многовластие», нарушить стабильность в
обществе или навязать ему эгоистические цели отдельных социальных групп,
вызвать распад социального управления и анархию.
Преимущества принципа
политического плюрализма могут быть в полной мере раскрыты только в рамках
конституционности. То есть, для реализации принципа политического плюрализма
необходимо, чтобы все социально-политические структуры, способные в полной мере
гарантировать право граждан на объединение в общественные организации и
защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в
судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих
этим устоям, функционировали на четкой правовой, прежде всего конституционной,
основе.
В Российской Федерации,
указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 13) признаются политическое
многообразие. Многопартийность, политическое многообразие и многопартийность
стали неотъемлемой частью общественной жизни России. Закрепление этого
положения в Конституции означает необратимость процесса становления
гражданского общества, в котором партии играют как бы роль посредника между
гражданским обществом государством. Положения части третьей статьи 13
сформулированы в точном соответствии с нормами международного права и отвечают
стандартам изложенным в принципах и положениях Заключительного акта Совещания
по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки.
11 июля 2001 года Президент Р.Ф. подписал Федеральный Закон «О политических партиях». В преамбуле этого закона говорится следующее: В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах, идеологий, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий. Закон детально регламентирует: создание политической партии; государственную регистрацию политической партии; внутреннее устройство политической партии; права и обязанности политической партии; государственную поддержку политических партий; государственной финансирование политических партий; участие политических партий в выборах и референдумах; приостановление деятельности и ликвидацию политических партий. Согласно этому закону под политической партией понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Деятельность политических партий в Российской Федерации основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления. законности и гласности. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Взаимодействие между государством и политическими партиями выражается также в следующем: В рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служат власть, авторитетное влияние, история к тому же показывает, как, всегда использует силу организация. В качестве такой силы могут выступать партии, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов, и являющиеся мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации.
2. Каковы основные функции политологии (прокомментируйте их)? Какова роль политической науки в политической социализации личности?
Политология является междисциплинарной наукой. На ее формирование и развитие оказали влияние многие науки. Эта связь имеет пограничный, междисциплинарный характер, особенно ярко проявляющийся в методах и средствах политологического исследования. Политология не разрабатывает собственно специфических методов исследования, а использует для изучения политической реальности методы различных наук, на которых она базируется. Так политическая философия опирается на философскую методологию постижения реальности, существо которой представляет умозрительная рефлексия с ярко выраженными ценностно-нормативными оценками политических реалий с позиций определенного социального идеала.
Широко используется в политологии исторический метод — изучение политических явлений в процессе их становления и развития, в связи с прошлым.
Значительное место в политологических исследованиях занимает системно-функциональный метод. С позиций этого метода политика рассматривается как функциональная система, которая специализируется на такой функциональной проблеме, как целедостижение. Важнейшая функция любой системы — устойчивость, которая обеспечивается функционированием в ней различных элементов. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Системный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия политических систем. В качестве систем может быть рассмотрен любой политический институт или организация, государство, партии, профсоюзы, Церковь.
Но системный подход не учитывает таких существенных особенностей политической жизни, как национальная, этническая, религиозная и иные особенности. Дополнением и корректировкой системно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления политического поведения, поскольку в политической жизни, политической системе, культуре различных народов много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: государственного устройства, политических партий, электоральных систем и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.
Политология стала подлинной наукой с тех пор, когда она от умозрительных рассуждений и построения теоретических конструкций перешла на почву реальной жизни. А исследование этой жизни требует использования эмпирических методов: наблюдения, опроса, изучения статистических материалов и документов, лабораторных экспериментов. Использование этих методов позволяет проводить квантификацию, т.е. количественное измерение выраженности политических явлений, а следовательно, появляется возможность использования математических методов и компьютерной техники. Политология задействует эти методы из арсенала методов конкретно-социологического исследования
Наиболее доступным и не требующим больших финансовых и трудовых затрат является контент-анализ. Он предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституций, законодательств, партийных программ, инструкций, выступлений в печати или электронных средствах информации политических лидеров). Иначе говоря, контент-анализ в политологии — это количественный анализ любого рода политической информации. В современных условиях применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода — в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом явлении на основе объективной информации.
К контент-анализу тесно примыкает факторный анализ, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим. Этот методический прием позволяет создавать когнитивные карты, фиксирующие наиболее типичные проявления того или иного политического явления.
Анализ документов удовлетворяет исследователя лишь в том случае, если для решения проблемы достаточно фактографической информации. В тех случаях, когда задача перед политологом поставлена шире, необходимо прибегнуть к таким методам сбора информации, как наблюдение, опрос. Под наблюдением понимают метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты отслеживаются как бы со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности организаций и т. д. Наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав или руководство партии, движения и т.д.
Одним из самых распространенных методов сбора политической информации является опрос. Опрос — это устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы проводятся для изучения общественного мнения по самому широкому кругу проблем.
Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей, и поэтому все ее развитие, разработка той или иной проблематики направлены на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества.
Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает прежде всего прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания политических явлений, так и непосредственные эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.
С познавательной функцией тесно связана функция рационализации общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т.д. Благодаря этому политические действия приобретают ясный и доступный сознанию индивида характер.
Политология как научная дисциплина, отражающая многообразие политической жизни общества, выполняет следующие функции: мировоззренческую, практически-прогностическую.
Мировоззренческая функция политологии тесно связана с познавательной и выражается в создании целостной картины политического развития общества, осмыслении места и роли политики в развитии всего общества и его сфер, в том числе экономической, правовой, духовной. Усвоение этого лежит в основе формирования политической культуры людей.
Сегодня наше общество особенно нуждается в повышении уровня политической культуры народа, в воспитании у каждого гражданина навыков активного участия в политической жизни общества, умения правильно анализировать происходящие бытия, чтобы понять их подлинный смысл и значение в жизни общества и государства, самостоятельно ориентироваться в политическом мире и успешно действовать в нем. Цена ошибок в политике сегодня исключительно велика. Чтобы свести их к минимуму, необходима, в частности, мировоззренческая подготовка всех граждан нашего общества. Практически-прогностическая функция политологии и выражается в том, что, опираясь на научные знания, она разрабатывает рекомендации, касающиеся различных вариантов и способов политической деятельности, составляет прогнозы развития политических процессов для их использования в политической практике субъектов, вырабатывает предложения и рекомендации, необходимые для эффективного руководства и управления политической жизнью общества.
В политической жизни, как отмечалось ранее, действуют люди, ставящие перед собой определенные цели, отстаивающие определенные интересы. А там, где речь идет о целях и интересах, непременно присутствуют ценности и идеалы. Политология призвана вырабатывать определенные ценности и идеалы политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов.
В качестве таких ценностей могут выступать ценности свободы, социальной справедливости, братства и т.д. В качестве идеала — построение того или иного типа общества, создание наиболее эффективной или гуманистически ориентированной политической системы и т.д. В этом реализуется нормативно-ценностная функция политологии.
Практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция политологии. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д.
Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.
Тесно взаимодействуют между собой политология и социология. В частности, социология предоставляет в распоряжение политологии многие конкретные данные, связанные с функционированием общества как целостной социальной системы. Политология использует эти данные при анализе собственно политических явлений, а также их связи с другими явлениями общественной жизни. Так, в политическом анализе всегда учитываются данные социологии о настроении масс, мотивах поступков отдельных личностей и социальных групп, партий, классов, наций и т.д.
3. Регулярно проводимые демократические выборы – это:
a. Механизм реализации естественного права народа на свободный выбор «вождей» и их периодическую ротацию.
b. Своего рода социальный барометр отношения масс к политике государства и его ключевым институтам – правительству и парламенту.
c. Некий предохранительный клапан, позволяющий «спустить пар» недовольства и снять или существенно уменьшить социальную напряженность.
d. Средство ограничения вмешательства народных масс в управленческие и политические процессы.
Правильный ответ «а». Выборы – самый демократический способ как формирование органов власти, так и опосредованного контроля за их деятельностью. Самая массовая форма участия граждан в процессе управления общественными делами. Выборы – механизмы реализации представителей организации, состоящей в делегировании политических прав граждан избранным ими представителем. Выборы – процесс формирования органов власти, путем воли изъявления граждан и голосования.
Список литературы.
1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс,
2.
Мельников М. Е. Политология. Учебник. Мн.,
3. Лавриненко В.Н. Политология. Учебник. Москва, 1999г.
4. Гаджиев К.С. Введение в политологию. М., 1993