Содержание

Введение. 2

Эмоции человека. 3

Творчество человека. 4

Связь физиологии человека с его  эмоциями. 6

Работоспособность и творчество. 7

Заключение. 10

Список литературы.. 11

Введение

Человек – общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, способное производить орудия труда, использовать их в своём воздействии на окружающий мир и обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.

Сущность человека нельзя свести к особенностям его анатомического строения, например, вертикальному поло­жению тела, специфическому строению конечностей, слож­ной организации мозга и т. д., так как всё это есть результат развития его общественно-трудовой дея­тельности, зафиксированной в материальной струк­туре органов тела. Таким образом, специфическое строе­ние тела, сознание и членораздельная речь являются производными   признаками.   Способность   осущест­влять целенаправленную деятельность, ориентиро­ванную   на   создание  предметов  материального,   а также духовного потребления, в условиях общества и с помощью искусственно  созданных  им орудий труда составляет отличительную черту человека.

В ходе онтогенеза человека и формирования его лич­ности анатомо-физиологические задатки не просто раскрываются, а преобразуются в определенные механизмы и процессы нейродинамической и сенсорно-перцептивной организации, обеспечивающей развитие психической деятельности человека и формирование отно­сительно устойчивых психических свойств и их систем, образующих личность.

Человек как личность неотделим от сообщества людей, от Человечества. Природа зародила его частицей себя, в себе самой, наделила Разумом. Через него она осознает свое собственное бытие и саморазвитие.

Поэтому целью работы является рассмотрение человеческих эмоций и творчества, а также работоспособность в их взаимосвязи.

Эмоции человека

В буквальном переводе с французского языка, эмоция - это чувство, переживание (от латинского emovere — волновать, возбуждать). Считается, что эмоции возникают как выражение субъективного отношения че­ловека к удовлетворению его потребностей, к соответ­ствию или несоответствию чего-либо его представлени­ям[1]. Отсюда — важнейшая задача научного анализа эмоций: выработка культуры чувств, способов и приемов воспитания чувств как одного из звеньев формирования гармонично развитой духовно богатой личности.

Всякое внешнее явление, ситуации, даже отдельные предметы, не говоря о людях, с которыми сталкивается человек, вызывают разной степени выражение эмоций: эмоциональное  переживание и соответствующую эмоциональную реакцию.

В перечне положительных эмоций можно назвать – удовольствие, радость, уверенность, уважение, гордость, предвкушение и т.д., общим числом 24. Список отрицательных эмоций гораздо обширнее – отчаяние, горе, тоска, страх, злоба, обида, уныние, ревность, стыд, омерзение, ярость и т.п. всего – 41. Кроме отрицательных и положительных эмоций нужно выделить еще несколько нейтральных чувств: любопытство, удивление, изумление, безразличие, созерцательное состояние.

О выраженности эмоций мы судим по их проявлению у человека - мимике, движениям, вегетатике (покраснел, побледнел, покрылся потом), выражению глаз, величине зрачка. У людей наиболее выражено эмоции проявляются на лице и в различных позах. Эмоции должны правильно отражать внешний мир. Когда смешно – человек должен смеяться, когда горе – горевать. Но человек не всегда эмоционально адекватно отражает ситуацию.

Измененное состояние нервной системы может полностью извратить отношение человека к реальным событиям. В гневе, горе, радости человек все воспринимает иначе и его оценки могут отличаться от реальных. Недаром говорят, что в радости человек все видит в радужных красках, в «розовом цвете».

 Так человек в состоянии глубокого беспокойства за­мечает в себе и вокруг себя все новые поводы для тре­воги, в состоянии обиды — все новые поводы для того, чтобы почувствовать себя оскорбленным, влюбленный — все новые проявления достоинств обожаемого лица, а человек, охваченный чувством вины,— все больше подт­верждений своей «греховности»[2].

Проявление очень сильных эмоций – гнев, страх, отвращение, ревность, любовь, голод, жажда – настолько может менять поведение человека, что его не узнают даже близкие люди – полностью изменяется свойственное данному человеку поведение. Эмоции спасают там, где человек или животное уже не может хорошо отработанными, тонко приспособленными реакциями найти выход, решить задачу в сложной создавшейся ситуации.

Нет вредных или полезных эмоций. Эмоции – это жизнь. Трудно представить себе человека без эмоций. Без эмоции человек может быть только при нарушении психики.

Социальные взаимоотношения людей определяются не только словами, но и поведением, в которое немалой составной частью входит эмоциональное отражение лич­ности, то есть выражение всего облика человека. Эмо­циональная экспрессия, выражение поведением своего чувственного отношения, влияет на формирование меж­личностных связей. А как это важно для психологиче­ского климата в коллективе! И чем коллектив меньше, тем большее значение имеет эмоциональное отражение взаимоотношений каждым человеком в этой группе. Вспомним, сколь часто в нашей памяти возникает облик человека, его поведение в наиболее острых и сложных, стрессовых ситуациях.

Творчество человека

Раньше при изучении творчества ограничивались искус­ством и научной деятельностью. Ныне все более распро­страненным становится взгляд, согласно которому творчество неотделимо от труда. Существует один ключевой вопрос при изучении творчества, на котором замыкаются все остальные. Это вопрос о носителе творческого начала, о личности, которая творит. Все другие проблемы явля­ются подчиненными по сравнению с этой — стержневой. До сих пор не изжиты легенды о родстве гениальности и без­умия. Существует взгляд, согласно которому творческие способности сочетаются с психопатологическими чер­тами. Однако есть и другое мнение. Творческие, задатки в какой-то мере присущи каждому человеку, и лишь реализация творческого потенциала, каковы бы ни были его масштабы, делает человека психически нормальным[3]. Некоторые психоневрологи считают, что целью всякой психотерапии  должно быть излечение неврозов путем пробуждения творческих сил пациента. Воспитание творческих способностей они уподобляют психотерапевтиче­ской процедуре выработки поведения, позволяющего невротическим субъектам справляться с трудными для них ситуациями. Занятия по выработке стратегии реше­ния жизненных задач повышают психическую устойчи­вость человека. Главную роль играют при этом не при­обретенные знания, а гибкость, позволяющая менять тактику и тем самым нормализующая поведение. Согласно этой точке зрения понятия  «творчески одаренная личность» и  «психологически нормальный человек» равнозначны.

Что такое нормальный в психологическом отношении индивидуум?

Еще в прошлом веке венский хирург А. Бильрот пришел к выводу, что психически нормальный человек эмоционален в любом виде деятельности. Чем бы он ни занимался, он ничего не делает равнодушно, а в любую работу вкладывает живое чувство.

Из многочисленных определений «психической нормы» критерий Бильрота самый простой и самый практичный. Правда, он нуждается в двух уточнениях. Эмоциональность в любом виде деятельности должна быть сораз­мерной. Это означает, что человек ликует в радостных ситуациях и грустит в печальных, а не наоборот; слабый раздражитель вызывает слабую эмоциональную реакцию, а сильный — сильную.

Связь физиологии человека с его  эмоциями

Человек живет благодаря тонко организованным взаимосвязанным физиологическим процессам, обеспечивающим жизнедеятельность и развитие организма. В их числе процессы пищеварения и, более широко, обмена веществ; процессы регуляции жизнедеятельности со стороны эндокринной и вегетативной нервной системы; деятельность центральной нервной системы.

Состояние каждого из многочисленных внутренних органов тела, обеспечивающих эти процессы, может откладывать свой отпечаток на эмоции и чувства человека. Так, давно уже замечено, что раздражения желудочно-кишечного тракта связанны с депрессивным настроением и пессимистическими чертами характера, печени – с большой раздражительностью и «желчным» темпераментом, а сердца – с проявлением страха и боязливостью. Данные о гормональном регулировании обмена веществ послужили в свое время основой для выделения двух типов телесной конституции.

Первый из них складывается под воздействием повышенной активности мозгового придатка и характеризуется хорошим развитием скелета, нормальным кровообращением и нормальным функционированием щитовидной железы. Второй      тип составляют люди, у которых повышена функция щитовидной железы и гипофиза, а иногда – надпочечников и половых желез. Внешне они выглядят физически нескладными гигантами с увеличенными конечностями, зачастую им свойственна повышенная умственная активность.

Снижение трудоспособности, раздражительность, общая слабость развиваются при нарушении функций поджелудочной железы, в частности при весьма распространенном заболевании сахарным диабетом.

Если мы заговорили о состояниях внутренних органов в их связи со свойствами личности, то нельзя не сказать о нервной системе – верховной правительнице организма и главном органе всех психических процессов. Начать, конечно, следовало бы с головного мозга. Но лучше поговорить о нем особо, поподробнее, что мы и сделаем ниже.

Он посылает импульсы, замедляющие сердцебиение, побуждающие действие пищеварительных желез, сужение зрачка, сокращение мочевого пузыря и т.п. Положительные эмоции – радость, уверенность, нежность, блаженство, доверие и т.д. – связываются преимущественно с этим отделом нервной системы.

Считается, что вегетативная нервная система не подчинена прямому контролю со стороны сознания, что вегетативные реакции, как правило, непроизвольны (например, расплакаться от обиды или облиться холодным потом при сильном испуге). Однако известно, что нет правил без исключений[4].

Работоспособность и творчество

Совершенствование личности в ходе общественного развития приводит к тому, что одной из первейших потребностей человека становится труд, а процесс труда превращается в источник положительных чувств. Кому случалось сделать своими руками какую-нибудь вещь, тому знакомо чувство радости и душевного подъема не доступное бездельникам.

Человек не может существовать вне трудовой деятельности. Овладение способами деятельности, вхождение в профессию, выявление в труде способностей, формирование мотивов деятельности, притязаний на успех – эти и многие другие вопросы составляют предмет изучения деятельности человека. В деятельности человек использует орудия труда и создает продукт, удовлетворяющий человеческую потребность.

Включение человека в трудовую деятельность формирует его способности. Число профессий велико, и возможности овладения разными видами деятельности у людей различны.

Важный социально-психологический аспект деятельности — уро­вень притязаний и объективных возможностей личности. Уровень притязаний — одна из движущих сил развития личности и выявле­ния ее способностей. На основе соотношения притязаний с реально достигнутыми результатами формируется отношение личности к деятельности и к собственному я. Расхождение между завышенны­ми притязаниями и реальными возможностями личности приводит либо к усиленной работе над собой, чтобы развить свои способности до желаемого уровня, либо к выработке защитных компенсаторных механизмов психики.

Известно, что всякая деятельность приводит к утомлению, физиологическому явлению, вызванному затратой энергии и необходи­мостью ее восстановления. Однако, преломляясь через социально-личностные структуры, утомление выступает в комплексе эмоцио­нально-волевых отношений личности к деятельности. Эти пережива­ния выражаются в полярных чувствах удовлетворенности или не­удовлетворенности деятельностью. В связи с этим возникает состоя­ние усталости или бодрости. Так, человек может переживать уста­лость при неинтересной, монотонной, безразличной для него работе еще задолго до того, как у него наступит утомление. И наоборот, утомление может быть приятным при интересной работе, и усталый человек будет чувствовать себя бодрым. Решающим фактором, оп­ределяющим отношение личности к деятельности, выступает не утом­ление, а общественная оценка значимости деятельности и сложив­шаяся на этой основе позиция личности.

Таким образом, работоспособность человека тесно связана с его деятельностью, что непосредственно отражается на здоровье, эмоциональном состоянии и творческом потенциале. Для повышения работоспособности важно направить творческие способности человека в нужное русло, где он мог бы выкладываться полностью.

Творчески одаренные люди обладают обычно высоким интеллектом.

Особенность творческой личности — готовность к риску. Она вытекает из того, что человек, имеющий много идей, должен иметь смелость высказать их вслух. Но, будучи склонен к широким обобщениям и к принятию решений в условиях неполной информации, он больше подвержен риску ошибиться. «Бесстрашие мысли» как раз и позволяет высказывать догадки, даже если нет абсолют­ных доказательств их правильности. Бездарность доби­вается спокойствия и уверенности именно тем, что ста­рается иметь дело лишь с теми заданиями, для которых у нее выработаны устойчивые навыки. Талант же не ограничивает себя одним ремеслом, одной тематикой, одной научной дисциплиной одним жанром, он не боится выйти за рамки привычного.

Импульсивность, порывистость, независимость мнений и оценок также считаются признаками творческой личности.

Иной раз изучение высокоодаренных людей открывает в них совершенно неожиданные черты. Дело в том, что эти исследования носят эмпирический характер. За ними нет разработанной теории, не всегда ясно, какие черты первичны, а какие вторичны, и неожиданные находки не всегда поддаются объяснению. Так, группа исследовате­лей обнаружила, что у творчески одаренных студентов родители зачастую играли на музыкальных инструментах и регулярно читали научно-популярную литератур[5]у. Сами эти студенты (физики и биологи) в детстве предпочитали дружить с детьми либо моложе себя, либо старше и плохо ладили со сверстниками.

Склонность к «игре» — еще одна особенность одарен­ного человека. Он ценит юмор и восприимчив к смеш­ному. При проведении специальных тестов на юмор и остроумие, как правило, показывает высокие резуль­таты.

Чувство юмора сочетается с одним существенно важным свойством личности. Раскованность мышления, легкость ассоциирования, безбоязненная «игра идеями». Это свойство  трудно поддается  определению — поясним  его примером.

Еще одно отличительное качество творческой личности — оригинальность, но без вычурности, без стремления подчеркнуть свою необычность. Эти люди хорошо чувствуют себя в сложных, неопределенных ситуациях, не спешат выносить окончательное суждение и приклеивать ярлыки.   (Привычка   к  преждевременным  категорическим суждениям  ограничивает  восприимчивость к новому и обедняет личный опыт.) Они отличаются жизнелюбием, широтой интересов, впечатлительностью и любознательностью.

Заключение

В данной работе рассмотрены человеческие эмоции и творчество, а также работоспособность в их взаимосвязи.

Личность это нечто большее, чем просто индивид как носитель сознания, субъект деятельности. Чтобы стать личностью и быть ею, надо располагать развитым сознанием это бесспорно. Когда мы говорим о сознании, подразумевается вся совокупность его проявлений – самых разнообразных и настолько тесно переплетающихся друг с другом.  Это и: мышление, словесно – понятийное и образное;  необходимый для этого запас знаний в памяти; многогранный комплекс личных взглядов, убеждений, потребностей, привычек, интересов, определяющих направленность мышления и мотивацию поведения; определенное сочетание знаний и убеждений, характеризующих нравственные начала сознания, его моральную сторону. 

К проявлениям развитого сознания относится: эмоциональная окрашенность сознания; увлеченность игрой воображения; неудовлетворенная любознательность; чувство ответственности долга; озабоченность  предстоящим делом, вины за содеянное; энергетические и волевые компоненты сознания, от которых зависят его текущие состояния, целеустремленность, решительность действий или сомнения и колебания.       

Человек должен обладать теми чертами сознания, которые определяют степень его приобщенности к духовной культуре. Человек не должен оставаться бездуховным в своей жизни, бездуховность его разрушает. Формальное отношение к работе, учебе, к товарищам, знакомым, - это и есть бездуховность, жизнь механизма, ничего не чувствующего, не способного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

Наш внутренний мир можно условно назвать нашей «душой». Все, что сделано с душой, от всей души, нужно нам для души, - это и есть духовная культура. Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интересней жить, сама жизнь приобретает для него подлинную содержательность.

Список литературы

1.     Лук А.Н. Эмоции и личность. – М.: Знание, 1992.

2.     Ильюченок Р.Ю. Эмоции и память. – Новосибирск.: Новосибирское книжное издательство, 1988.

3.     Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1998.

4.     Практикум по общей Психологии. Учебное пособие для педагогических институтов. / Под редакцией профессора Щербакова А.И. – М: Просвещение, 1990.


[1] Лук А.Н. Эмоции и личность. – М.: Знание, 1992. стр. 14.

[2] Лук А.Н. Эмоции и личность. – М.: Знание, 1992. – с. 39.   

[3] Ильюченок Р.Ю. Эмоции и память. – Новосибирск.: Новосибирское книжное издательство, 1988. -  с. 15.

[4] Лук А.Н. Эмоции и личность. – М.: Знание, 1992. -  с. 172.

[5] Практикум по общей Психологии. Учебное пособие для педагогических институтов. / Под редакцией профессора Щербакова А.И. – М: Просвещение, 1990. с. 89-90.