Содержание
1. Учет движения экспортируемой продукции и товаров, основные бухгалтерские записи. 3
2. Порядок таможенного оформления экспортируемых товаров. 6
3. Экспорт с участием посредника. 11
4. Особенности налогообложения экспортируемых операций. 13
5. Особенности договорных отношений по экспорту товаров. 15
Список литературы: 19
1. Учет движения экспортируемой продукции и товаров, основные бухгалтерские записи.
Основой для бухгалтерского учета экспортных операций является контракт на поставку экспортной продукции (выполнение работ, оказание услуг). Поэтому в учете должны найти отражение все моменты исполнения контракта. При этом имеет значение, заключает ли поставщик экспортной продукции внешнеторговый контракт с иностранным покупателем непосредственно сам от своего имени или осуществляет внешнеторговую сделку через посредника по договору комиссии с ним.
Учет экспортных операций по прямому контракту между Российским поставщиком и иностранным покупателем.
Российская организация-поставщик является одной из сторон контракта - продавцом. Такой контракт с иностранным партнером заключает она сама, либо это делает от ее имени посредник по договору поручения, заключенному между ними.
И в том, и в другом случае, как поставку экспортной продукции, так и расчеты с иностранным покупателем осуществляет поставщик.
Бухгалтерский учет исполнения контракта ведется в следующем порядке.
Схема учета движения экспортного товара, от поставщика к покупателю. Для учета отгруженных на экспорт товаров используется субсчет 45.1 «Товары отгруженные экспортные», на котором экспортная продукция находится до отражения в учете реализации (т.е. до момента перехода права собственности к покупателю).
На пути от поставщика к покупателю экспортный товар проходит несколько этапов: сначала идет по территории Российской Федерации, затем при морских отгрузках прибывает в порт, где хранится до его погрузки на борт теплохода; после отгрузки из порта находится в пути за границей. При всех базисных условиях поставки, кроме «ЕХМ» (франко-склад продавца), экспортер должен следить за своевременным прибытием товара в порт или на пограничный железнодорожный пункт, вовремя дать разнарядку на погрузку товара, произвести его поставку в установленные контрактом сроки, принять меры к розыску, если нахождение груза в пути превышает сроки пробега, предъявлять претензии соответствующим организациям за потерю и недостачу товара. Причем на обязанности продавца, вытекающие из базисных условий поставки, момент перехода права собственности не влияет.
Однако субсчет 45.1 не фиксирует конкретное местонахождение отгруженного на экспорт товара. Для отражения в учете экспортных товаров по всем этапам пути от поставщика к грузополучателю потребуются дополнительно субсчета II ряда, коды которых имеют четыре цифры:
45.1.3 - Товары экспортные в пути в Российской Федерации
45.1.4 - Товары экспортные в портах и на пограничных железнодорожных пунктах
45.1.5 - Товары экспортные в пути за границей
45.1.6 - Товары экспортные на складах, в переработке и на комиссии за границей
Отгруженные экспортные товары отражаются в учете по себестоимости.
Учет накладных расходов по экспорту (расходов по реализации экспортной продукции)
При реализации экспортных товаров возникают расходы, связанные с его транспортировкой от пункта отправления до пункта назначения, погрузочно-разгрузочными работами, хранением, с оплатой страхования, таможенных пошлин и сборов, комиссионных вознаграждений посредническим и экспедиторским организациям и другие. Они называются накладными расходами.
Для учета накладных расходов по экспорту выделяются специальные субсчета на счете 44 «Расходы на продажу». Например, субсчет 44.1 «Накладные расходы по экспорту и реэкспорту в рублях» и субсчет 44.2 «Накладные расходы по экспорту и реэкспорту в иностранной валюте».
При отражении накладных расходов в учете должен соблюдаться принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это означает, что накладные расходы нужно отражать в учете в том отчетном периоде, в котором они фактически имели место, независимо от оплаты. Следовательно, фактически имевшие место в данном отчетном периоде, но не оплаченные накладные расходы нужно относить на субсчета 44.1 и 44.2 по начислению. Соответственно в учете накладные расходы оформляются следующими бухгалтерскими записями:
при оплате Дт 44.1 Кт 51
Дт 44.2 Кт 52
по начислению Дт 44.1 Кт 76
Дт 44.2 Кт 76
Отражение в учете реализации экспортных товаров и расчетов с иностранным покупателем.
Контракт как международный договор купли-продажи, заключаемый между двумя сторонами – продавцом и покупателем, предусматривает для продавца обязательство передать в собственность покупателя какое-либо имущество либо оказать ему определенные услуги, а для покупателя обязанность принять имущество либо услуги и уплатить за них определенную денежную сумму или в качестве оплаты передать продавцу другое имущество либо оказать ему иные услуги.
Таким образом, основным признаком договора купли-продажи является переход права собственности на имущество или передача услуги от продавца к покупателю и оплата покупателем переданной ему собственности или услуги.
При наступлении момента перехода права собственности в бухгалтерском учете экспортера должна быть отражена реализация экспортного товара, означающая смену его собственника. На этот момент подлежит списанию с баланса экспортера и отгруженный на экспорт товар как уже не принадлежащее ему имущество.
Учитывая необходимость курса ЦБ РФ на определенную дату для пересчета сумм иностранной валюты в рубли в целях бухгалтерского учета, необходимо позаботиться о том, чтобы и дата перехода права собственности, устанавливаемая в контракте, также была определенной и во избежание споров подтверждалась документом. Например, если право собственности переходит по сдаче товара перевозчику, следует добавить слова: «что подтверждается датой коносамента (или международной железнодорожной накладной, другим документом)». Особенно важно оговаривать подтверждающий документ в том случае, когда момент перехода права собственности устанавливается по передаче товара в каком-либо пункте либо по прибытии в пункт назначения.
2. Порядок таможенного оформления экспортируемых товаров.
В соответствии с пунктом 15 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление представляет собой установленный порядок помещения товаров и транспортных средств под избранный таможенный режим и завершения этого режима.
Рассматривая установленный порядок, как совокупность мероприятий, направленный на достижение определенного результата, таможенное оформление можно представить в ином более развернутом виде, как совокупность последовательно осуществляемых мероприятий, направленных на обеспечение перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. При этом совокупность мероприятий представляет собой:
- во-первых: действия лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации по подаче уведомлений (о перемещении товаров и транспортных средств), документов и сведений, необходимых для таможенных целей, действия по уплате таможенных платежей, а также фактическое представление перемещаемых товаров и транспортных средств для производства таможенного досмотра.[1]
- во-вторых: адекватные действия таможенных органов по приему уведомлений (о перемещении), проверке документов и сведений, необходимых для таможенных целей, взиманию таможенных платежей, досмотру товаров и транспортных средств, а также действия по принятию решения о допустимости применения заявленного таможенного режима, включая документальное отражение принятого решения.
Согласно статье 126 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации и актами законодательства Российской Федерации, в том числе нормативными актами Государственного таможенного комитета России.
Таможенное оформление, будучи установленным, порядком, может быть разделено на несколько стадий: предварительного таможенного оформления и основного таможенного оформления.
Основания для такого разделения содержатся как в Таможенном кодексе Российской Федерации (статьи 137, 138, 143 Таможенного кодекса Российской Федерации), так и в подзаконных документах Государственного таможенного комитета России (приказ Государственного таможенного комитета России от 7 октября 1993 г. № 388 "Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)", приказ Государственного таможенного комитета России от 16 мая 2001 г. № 442 "Об утверждении типовых правил таможенного оформления и таможенного контроля" и др.)
Стадия предварительного таможенного оформления включает в себя производство предварительных операций, то есть действий предшествующих основному таможенному оформлению (статья 137 Таможенного кодекса Российской Федерации). Основным назначением предварительных операций является помощь производству основного таможенного оформления и его ускорение, что получило закрепление в части 1 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Вторая стадия таможенного оформления имеет название основного таможенного оформления. Содержанием данной стадии служат действия по подаче и проверке таможенной декларации, то есть таможенное декларирование. Таможенное декларирование и есть действие, непосредственно направленное на помещение товаров под избранный таможенный режим перемещения, поскольку только в таможенной декларации лицо, перемещающее товар, указывает конкретный таможенный режим перемещения.
Рассмотрим общие положения, относящиеся к таможенному оформлению как к установленному порядку в целом.
Начало таможенного оформления. Статья 132 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет, что таможенное оформление начинается не позднее 30 минут после того, как должностное лицо таможенного органа заявило о своей готовности к производству таможенного оформления в отношении конкретных товаров и транспортных средств, при соблюдении порядка предварительных операций. Кроме того, таможенное оформление не ограничивается лишь действиями сотрудников таможенных органов по проверке документов и регистрации фактов, имеющих юридическое значение.[2] Это ценный комплекс разнообразных взаимообусловленных мер как лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, так и таможенных органов Российской Федерации. Поэтому важно сделать вывод о том, что таможенное оформление начинается с подачи уведомлений уполномоченных лиц о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (пункты 5, 9, 11 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации и статья 139 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Формы такого уведомления могут быть различные, в зависимости от особенностей перемещения товаров и транспортных средств (от устного сообщения до подачи таможенной декларации).
С началом производства таможенного оформления соприкасается место его проведения. И в том случае Таможенный кодекс Российской Федерации дает определение места производства таможенного оформления без учета последнего. Так согласно части 1 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором находятся отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение. В тоже время такая трактовка устанавливает не место таможенного оформления в целом, а место производства таможенного декларирования. Поэтому при определении места производства таможенного оформления, необходимо учитывать как место производства предварительного таможенного оформления, так и место производства основного таможенного оформления (таможенного декларирования).
При вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации таможенное оформление начинается в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель товаров (часть 1 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации), и завершается в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, где находится место вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации (часть 2 статьи 139 Таможенного кодекса Российской Федерации).
В случае если лицо, перемещающее товар (отправитель либо получатель товара), находится в регионе деятельности так называемого пограничного таможенного органа Российской Федерации, тогда место ввоза и место декларироваия товаров, либо наоборот, место декларирования и место ввоза товара, как правило, совпадают.
Кроме выделенных закономерностей существует ряд исключений, устанавливающих иные возможные места производства таможенного оформления. Таких исключений несколько, и зависеть они могут как от волеизъявления заинтересованного лица, так и от решений Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Все процедуры, связанные с заявлением сведений о товарах и транспортных средствах с целью перемещения их через таможенную границу в соответствии с определенным таможенным режимом, изменения таможенного режима или завершения действия таможенного режима определяется понятием таможенное декларирование.То есть для того, что бы оформить экспорт товаров необходимо заполнить таможенную декларацию.
Таможенное декларирование осуществляется в форме заявления точных сведений о товарах и транспортных средствах, необходимых для таможенного контроля, в таможенных декларациях, документах доставки товаров и иных документах, применяемых при таможенном декларировании, а также в устной форме, в форме электронной передачи данных, предъявления таможенному органу товаров и транспортных средств и иным действием.
Форма и порядок таможенного декларирования, а также перечень необходимых сведений, заявляемых в таможенной декларации, документах доставки товаров и иных документах, применяемых при таможенном декларировании, определяются Таможенным Кодексом и нормативными правовыми актами Федеральной таможенной службы.
Декларацию заполняют на русском или английском языках, а с разрешения таможенного органа - и на других языках, которыми владеют должностные лица таможенного органа. Записи в декларации должны производиться шариковой, чернильной ручкой или другими письменными принадлежностями. Записи, сделанные в декларации, не должны поддаваться стиранию или исправлению обычным способом без оставления видимых следов.
3. Экспорт с участием посредника.
Очень часто организации, осуществляющие внешнеторговую деятельность, прибегают к услугам посредников. Особенностью учета договоров посредничества на реализацию товаров за пределы Российской Федерации является наличие курсовых разниц по расчетам с покупателями.
На основании анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод, что сумма выручки от реализации товаров за минусом комиссионного вознаграждения является доходом комитента, так же как и положительные курсовые разницы, возникшие по этой сумме. Для посредника эта сумма не будет являться доходом, а будет представлять собой кредиторскую задолженность, увеличенную на сумму этих курсовых разниц (в рублевом эквиваленте)
В соответствии с п.11 ст.250 Налогового Кодекса РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;
В состав внереализационных расходов, не связанных с производтвом и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам согласно пп. 5 п.1 ст. 265 Налогового Кодекса РФ относятся : расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;
Согласно 25 главе Налогового Кодекса курсовые разницы, возникающие при расчетах с иностранным поставщиком, не учитываются при определении налоговой базы в составе доходов и расходов посредника. В соответствии с пп.9 п.1 ст.251 при определении налоговой базы не учитываются средства, поступившие комиссионеру: в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Рассмотрим экспорт товара с участием посредника на конкретном примере:
По договору комиссии ООО «Комитент» поручает организации ООО «Комиссионер» продать товар иностранному покупателю за 1000 $ США. Вознаграждение посредника оставляет 60 $ и удерживается им из валютной выручки, поступившей от покупателя. ООО «Комитент» поручает ООО «Комиссионер» осуществить обязательную продажу части экспортной выручки, причитающейся после начисления ему комиссионного вознаграждения в свою пользу, и перевести оставшуюся после обязательной продажи часть валютной выручки на свой валютный счет в уполномоченном банке.
Учет у ООО «Комиссионер»
Дебет 004 –29 500 руб. (1000 $ х 29,50 руб.) – учтены на забалансовом счете товары, переданные собственником товара.
Несмотря на то, что товар предполагается продать за валюту, запись по счету 004 «Товары, принятые на комиссию» производится только в рублях, пересчет можно произвести по курсу Центрального Банка России на дату поступления товаров. В дальнейшем в связи с изменением курса рубля оценка счета не меняется.
ООО «Комиссионер» заключило контракт с иностранным покупателем на сумму 1000 $ США.
Дебет 62«Расчеты с покупателем» Кредит 76 «Расчеты с комитентом в валюте» -29 600 (1000 $ х 29,60 руб.) – отражена задолженность иностранного покупателя по курсу ЦБ России на дату перехода права собственности на товар к иностранному покупателю;
Кредит 004 –29 500 руб. – списана стоимость комиссионного товара, отгруженного иностранному покупателю;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с комитентом в валюте» Кредит 90.1 «Выручка» - 1776 руб.(60$ х 29,60 руб.)- отражена сумма комиссионного вознаграждения посредника по курсу ЦБ России на дату продажи товаров;
Дебет 90.3 Кредит 68 (НДС)- 296 руб. – начислен НДС с выручки от реализации посреднической услуги;
4. Особенности налогообложения экспортируемых операций.
В Российской Федерации таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с установленными ставками, тарифными льготами и преференциями. Они устанавливаются, изменяются и отменяются в соответствии с Законом “О таможенном тарифе”. Таможенный тариф РФ - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Основными целями таможенного тарифа являются:
* рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
* поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
* создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
* защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
* обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию и вывоза товаров с этой территории. При этом хотелось бы отметить, что существует отдельно экспортный таможенный тариф с экспортными таможенными пошлинами.
Регулирующая функция вывозных таможенных пошлин проявляется в дифференциации их ставок. Одной из форм таможенно - тарифного регулирования является предоставление тарифных льгот и преференций. Под тарифной льготой или преференцией понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке льгота в отношении товара или транспортного средства, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставок пошлин, установления определенного количества товара, вывоз которого в пределах этого количества освобождается от пошлин или облагается пониженными пошлинами.
Таможенный тариф предусматривает список товаров, на которые не распространяется преференциальный режим. В перечень этих товаров входят такие, как соки, пиво, вино, спирт этиловый, бензин, одежда, обувь, ювелирные изделия, легковые автомобили, часы, их запчасти и другие.
Помимо дифференциации таможенных пошлин в зависимости от степени обработки изделий, в мировой внешнеторговой практике применяется целый набор эффективных регулирующих тарифных мер, вводимых национальными правительствами для защиты национальной промышленности. В частности, такими мерами являются введение специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин для защиты национальных экономических интересов. Закон РФ “О таможенном тарифе” также предусматривает использование таких пошлин.
5. Особенности договорных отношений по экспорту товаров.
Договор международной купли – продажи товаров имеет следующие основные признаки:
· расположение коммерческих предприятий (организаций) сторон на территории различных государств;
· при исполнении договора товар (продукция) перемещаются через государственные границы;
Факультативными признаками договора международной купли-продажи товаров являются:
· различная государственная принадлежность партнеров (сторон договора);
· использование иностранной валюты в качестве платежа за товар;
Обычно договор международной купли-продажи товаров содержит вводную часть, реквизиты сторон (юридический адрес и банковские реквизиты), а также следующие основные условия:
· предмет и объект поставки (наименование и количество товара);
· способы определения качества и количества товара;
· срок и место поставки;
· базисные условия поставки;
· цена и общая стоимость поставки;
· условия платежа;
· порядок сдачи-приемки товара;
· транспортные условия;
· условия о гарантиях и санкциях;
· порядок разрешения споров;
· обстоятельства освобождения от ответственности, форс-мажор;
· применимое право;
Как разновидность письменного договора внешнеторговый контракт купли-продажи имеет определенную структуру и содержание, которые вырабатывались на протяжении длительного времени в ходе развития и совершенствования международной коммерческой практики, для обеспечения которой данного вида контракт и был создан.
Структура внешнеторгового контракта, (как и любого другого письменного договора) представляет из себя расположенные в определенной последовательности друг за другом и пронумерованные контрактные условия (положения), каждое их которых представляет из себя самостоятельный (отдельный) раздел, регулирующий конкретный вопрос, связанный с исполнением внешнеторговой сделки. Таких контрактных условий – разделов в тексте внешнеторгового контракта обычно бывает от 11 до 15[3].
Последовательность расположения контрактных условий в классическом варианте должна соответствовать принципу «от общего к частному», когда сначала располагаются условия, содержащие общие, исходные сведения и данные (что, сколько, какого качества, по какой цене, на каких условиях/базисе/продается), а затем, условия, отвечающие на вопрос, как практически осуществить сделку (сдача-приемка товара, условия платежа/расчетные операции/, транспортные условия, штрафы и претензии, арбитраж/суд/и т.д.).
Условия договора, прежде всего подразделяются на условия обязательные и дополнительные, из которых наибольшее значение имеют первые.
Обязательные условия – это минимально необходимый набор условий (положений), которые регулируют наиболее важные, принципиальные вопросы, связанные с исполнением сделки, и которые поэтому всегда обязательно содержатся в тексте контракта, поскольку отсутствие (или неточное, некорректное изложение) хотя бы одного из них приводит к тому, что сделка становится трудноисполнимой, а иногда, неисполнимой вообще.
Иными словами, это та база, основа, без которой контракт не может считаться внешнеторговым контрактом купли-продажи в общепризнанном смысле этого слова.
При этом следует иметь в виду, что нормальный внешнеторговый контракт не должен ограничиваться и не ограничивается набором только обязательных условий. В нем традиционно содержатся так же дополнительные условия, то есть «сверхминимум», который призван в максимальной степени облегчить исполнение сделки, предусмотрев, по возможности, все нюансы, которые могут встретиться в ходе ее исполнения.
Дополнительные (возможные) условия договора по экспорту товаров.
1. Качество товара (условие, расшифровывающее, детализирующее сведения качестве, указанные в «Предмете контракта»);
2. Упаковка и маркировка;
3. Сдача-приемка товара;
4. Транспортные условия (регламентируют технические вопросы, связанные с транспортировкой товара);
5. Форс-мажор, или обстоятельства непреодолимой силы;
6. Прочие условия (набор итоговых, заключительных формулировок, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением контракта и пост - контрактными отношениями).
Все контрактные условия, кроме того, можно разделить на условия типовые и индивидуальные, из которых первые носят универсальный характер и представляют собой набор общепринятых, стандартных формулировок, переносимых из контракта в контракт без каких либо существенных изменений или вообще без изменений, а вторые присущи только данной конкретной сделке, данному конкретному контракту (наименование Продавца и Покупателя, предмет контракта, его количество и качество, сроки поставки, цена, и др.).
Список литературы:
1. План счетов бухгалтерского учета на 2000 год. – М., ИД ФБК - ПРЕСС, 2001 – 176 с.
2. Таможенный кодекс РФ;
3. Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” №2128-1 от 27. 12.91 года;
4. Письмо Министерства РФ по налогами сборам от 02.03.2000г. № 02-01-16/27 "Об учете дл целей налогообложения выручки от продажи валюты"//Журнал «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», № 10 май 2000.
5. Вииес А.Р., Шубина Т.Б. Бухгалтерский учет операций в иностранной валюте //Журнал «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», № 1 январь 2000.
6. Рамзайцев Д. Ф. Договор купли-продажи во внешней торговле. М., 1999 – 319с.
7. Томило Н.Н. Новое в бухгалтерском учете операций в иностранной валюте в 2000 году (Коментарий к ПБУ 3/2000) // Журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации», №4 апрель 2000.
8. Халипова С. В. Таможенное право: Учебное пособие – М., ИКД Зерцало-М, 2001 – 272с.
9. Шалашева Н.Т. Учет валютных операций - М., ЗАО Бизнес школа «Интел - Синтез, 1999. – 384с.
[1] Таможенное право: Учебное пособие / под ред. С. В. Халипова.-М.: ИКД Зерцало-М, 2001.- 132с.
[2] "Об официальном объяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года по делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 131 и части 1 статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации". Определение Конституционного суда Российской Федерации от 27 ноября 2001 г. № 202-0 // Российская газета. № 186 / 1895, 2001, 5 декабря.
[3] Рамзайцев Д. Ф. Договор купли-продажи во внешней торговле СССР. М., 1961. С. 37.