Содержание

Введение. 3

1. Основы бухгалтерского управленческого учета. 4

1.1.Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета. Предпосылки появления управленческого учета в РФ.. 4

1.2.Понятие бухгалтерского управленческого учета, его предмет. Влияние организационной структуры предприятия на построение системы управленческого учета. 7

1.3.Объекты исследования, метод и задачи бухгалтерского управленческого учета. 13

1.4. Законодательные основы бухгалтерского управленческого учета. 17

2. Организация бухгалтерского управленческого учета. 21

2.1.Возможные варианты организации управленческого учета: автономная и интегрированная системы.. 21

2.2.Система записей хозяйственных операций, на счетах управленческого и финансового учета. 25

2.2.1.Применение системы интегрированного учета в торговой организации. 25

2.2.2.Применение системы интегрированного учета на промышленном предприятии  28

Заключение. 31

Список литературы.. 32

 

Введение

Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства Российской Федерации, налогового - в первую очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.

В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения, коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.

Бухгалтерам в процессе работы приходится применять новые методики, позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества и взаимоотношений участников. За последнее время в связи с принятием новых нормативных документов произошли существенные изменения в методике учета основных средств, производственных запасов, себестоимости продукции, капитальных вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия, распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и кредитования.

Но, несмотря на все трудности ведения учета на предприятиях, на постоянно меняющееся законодательство и налоги бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

Целью работы является раскрытие вопроса связанного с организацией системы бухгалтерского управления и факторов влияющих на него.

 

 

 

 

 

1. Основы бухгалтерского управленческого учета

1.1. Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета. Предпосылки появления управленческого учета в РФ

В современных условиях, когда предприятиям дана самостоятельность в разработке своих производственных программ, планов производственного и социального развития, в определении стратегии в области ценовой полити­ки, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения. Для выработки эффективных и оперативных решений управляющим необходима достоверная информация как о произ­водственном, так и о финансовом положении предприятия. Решением вто­рой части этой задачи и занимается бухгалтерская служба предприятия.

В самом общем виде бухгалтерский учет — это информационная сис­тема, которая измеряет, обрабатывает и передает финансовые данные. Го­воря о такой системе, в первую очередь следует определить, что именно ею измеряется. Бухгалтерский учет связан с измерением влияния (в денежном выражении) хозяйственных операций на капитал конкретных хозяйствую­щих единиц — организаций. Объектом измерения в бухгалтерском учете яв­ляются хозяйственные операции.

По определению Американской ассоциации бухгалтеров, бухгалтерский учет — это процесс идентификации информации, исчисления и оценки по­казателей и предоставления данных пользователям информации для выра­ботки, обоснования и принятия решений. Другими словами, бухгалтерский учет призван обеспечить определенных лиц информацией, необходимой для принятия правильных решений.

Переход отечественной экономики от административных методов уп­равления к рыночным условиям хозяйствования коренным образом изме­нил запросы пользователей бухгалтерской информации (табл. 1.1).

Пользователи бухгалтерском информации в условиях административной и рыночной экономики

Пользователи

Внутренние пользователи

Внешние пользователи

Административная экономика

Администрация предприятия

Налоговые органы, министерства, органы статистики и иные государственные органы

Рыночная экономика

Управленческий персонал предприятия

Акционеры,   кредиторы, поставщики, покупатели, инвесторы, государство

В условиях рыночной экономики значительно усложнился процесс уп­равления предприятием, которому предоставлена полная хозяйственная и финансовая самостоятельность. Хозяйственная самостоятельность заклю­чается в выборе организационной формы предприятия, вида деятельности, партнеров по бизнесу, в определении рынков сбыта продукции (услуг) и т.д. Финансовая самостоятельность предприятия состоит в его полном само­финансировании, выработке финансовой стратегии, политики ценообразования и др. Следовательно, усложняются и задачи, стоящие перед системой бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет административной системы се­годня не смог бы удовлетворить запросы современного «рыночного» пред­приятия. В этих условиях неизбежным становится появление управленческо­го учета как самостоятельной отрасли бухгалтерской деятельности. Весь бухгалтерский учет начинает делиться на финансовый и управленческий. На выходе бухгалтерской информационной системы формируются отчеты для:

внешних пользователей бухгалтерской информации;

целей периодического планирования и контроля;

принятия решений в нестандартных ситуациях и выбора политики

организации.

Прерогативой финансового учета является составление отчетов первой группы (внешних отчетов). При этом внешними пользователями бухгалтер­ской информации могут быть владельцы акций и кредиторы (настоящие и потенциальные), поставщики, покупатели, представители налоговых служб и внебюджетных фондов, служащие предприятия.

Держатели акций стремятся иметь сведения о стоимости их капиталовло­жений и о том, какая прибыль извлекается из акций. Наемные работники хотят располагать данными о способности предприятия удовлетворять требова­ниям повышения заработной платы и воздерживаться от избытка рабочей силы. Кредиторы и владельцы ссудного капитала нуждаются в информации о спо­собности той или иной фирмы выполнить взятые финансовые обязательства. Такие государственные организации, как Госкомстат России и налоговая инспекция, также собирают бухгалтерскую информацию и при этом уделяют внимание детализированным данным о декларируемой прибыли, начисляемых налогах, об объемах капиталовложений, имуществе и т.д.

Задачей бухгалтерского управленческого учета является составление от­четов второй и третьей групп, информация которых предназначена для соб­ственников предприятия (организации), где проводится учет, и его управляю­щих (менеджеров), т.е. для внутренних пользователей бухгалтерской информации. Эти отчеты должны содержать информацию не только об об­щем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосред­ственно в области производства. Содержание отчетов может меняться в зави­симости от их целевого назначения и должности администратора, для которого они предназначены, например: анализ себестоимости изделия — с целью оп­ределения себестоимости продукции; сметы — для планирования будущих операций; текущие оперативные отчеты центра ответственности (производ­ственного участка) — для оценки результатов его работы; отчеты о понесен­ных затратах — для принятия краткосрочных решений; анализ сметы капи­тальных вложений — для целей долгосрочного планирования и т.д. Менеджеры нуждаются в информации, которая поможет им в принятии решений, контро­ле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации мож­но отнести, например, продажные цены, затраты на производство, спрос, кон­курентоспособность, рентабельность товаров, выпускаемых их предприятием. При составлении отчетов для внешних пользователей в системе финан­сового учета бухгалтер обязан руководствоваться действующими норматив­ными документами, однако принципы отчетности, заложенные в них, не всегда способствуют истинному отражению дел на предприятии, что при­водит к искажению его реального финансового состояния.

Так, в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О бухгалтерском учете» «...бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций орга­низаций ведется в валюте РФ — в рублях». При падении курса ру6ля это занижает реальную стоимость активов и искажает информацию о финансовом состоянии предприятия, поскольку статьи баланса с учетом индекса инфляции не корректи­руются, как это практикуется в странах с развитой рыночной экономикой.

Согласно той же статье бухгалтерский учет по валютным счетам орга­низации и операциям в иностранной валюте ведется на основании пересче­та иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции. Но в условиях нестабильности рубля в стране представление в рублевом эквива­ленте валютных счетов также затрудняет восприятие руководителем финан­совых показателей предприятия.

Статья 12 Закона гласит: «... недостача имущества, и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обраще­ния, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи и порчи списываются на финансовые результаты организации». (В соответствии : действующим законодательством это не ведет к уменьшению налогооблагаемой прибыли организации.) Данное положение позволяет списывать предприятиям недостачи материальных ценностей на издержки обращения толь­ко в пределах установленных законом норм, оставшаяся же часть относится на финансовые результаты, что затрудняет в дальнейшем их анализ.

Данные бухгалтерского учета и составляемой на их основе бухгалтерс­кой (финансовой) отчетности призваны охарактеризовать результаты дея­тельности хозяйствующий) субъекта как самостоятельного юридического лица, без учета вклада в эти результаты отдельных структурных подразделений (сегментов бизнеса). Однако подобной информации для целей управ­ления предпринимательской деятельностью не достаточно.

На сегодняшний день общепризнанным является факт выделения налого­вого учета в самостоятельное направление бухгалтерской деятельности. Стать­ей 313 главы 25 НК РФ цель налогового учета определена как «формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложе­ния хозяйственных операций». При осуществлении этого вида учета органи­зация должна руководствоваться специально разработанной учетной полити­кой для целей налогообложения и использовать аналитические регистры (в ряде случаев отличные от регистров финансового учета). Несмотря на то, что первичная база всех трех видов учета (финансового, управленческого и налогово­го) должна быть одинакова, каждый факт хозяйственной деятельности класси­фицируется и отражается ими по-своему, в соответствии с требованиями данного вида учета. Это совершенно разные направления бухгалтерской деятельности, отличающиеся собственными целями, задачами и конечными информационны­ми результатами. Все вышеизложенное предопределило необходимость разде­ления отечественного учета на управленческий, финансовый и налоговый.[1]

1.2. Понятие бухгалтерского управленческого учета, его предмет. Влияние организационной структуры предприятия на построение системы управленческого учета

Управленческий учет можно определить как самостоятельное направ­ление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управ­ленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управле­ния, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием ин­формации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его фун­кций. Управленческий учет представляет собой одновременно и систему, и область исследований. Он является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.

Бухгалтерский управленческий учет—это связующее звено между учет­ным процессом и управлением предприятием. Предметом бухгалтерс­кого управленческого учета является производственная деятельность организации и ее отдельных структурных подразделений (сегментов), назы­ваемых центрами ответственности.

В управленческом учете под центром ответственности понимают струк­турное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, конт­ролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент биз­неса, — показатель, определяемый для данного подразделения руководством.

Сегменты бизнеса, деятельность которых является предметом бухгалтер­ского управленческого учета, могут обладать юридической самостоятельнос­тью или входить в состав организации на правах структурных подразделений. В первом случае в качестве примера можно сослаться на холдинг, со­стоящий из материнской компании, зависимых и дочерних организаций. Постановка системы управленческого учета, единого для всех организаций, входящих в состав такого образования, позволяет более эффективно вести хозяйственную деятельность как на отдельных предприятиях, так и по хол­дингу в целом, оперативнее получать необходимую бухгалтерскую инфор­мацию, учитывать интересы всех участников бизнеса, а в конечном счете — избегать ошибочных управленческих решений.

Во втором случае речь идет об организациях, имеющих в своем составе отдельные структурные подразделения, например заочный вуз со множе­ством филиалов; строительный трест, в состав которого входят строитель­но-монтажные управления; издательский дом, имеющий ряд направлений деятельности, и т.д. Как правило, это менее крупные (в сравнении с выше­приведенными) центры ответственности.

Кроме того, предметом управленческого учета может стать деятельность отдельных цехов завода, отделов магазина, отделений больницы, т.е. совсем мелких сегментов бизнеса. При этом надо иметь в виду, что каждое струк­турное подразделение имеет своего руководителя.

Независимо от размеров структурного подразделения в управленческом учете выделяют четыре типа центров ответственности:

•     центры затрат;

•     центры доходов;

•     центры прибыли;

•     центры инвестиций.

В основе этой классификации лежит критерий финансовой ответствен­ности их руководителей, определяемый широтой предоставленных им пол­номочий и полнотой возложенной на них ответственности.

Рассмотрение вопроса начнем с такого сегмента предприятия, как центр затрат. Его руководитель обладает наименьшими управленческими полно­мочиями и поэтому несет минимальную ответственность за полученные результаты. Он отвечает лишь за произведенные затраты. Система управ­ленческого учета нацелена в этом случае лишь на измерение и фиксацию затрат на входе в центр ответственности. Результаты деятельности центра ответственности (объем произведенной продукции, оказанных услуг, выпол­ненных работ) не учитываются, тем более что во многих случаях измерять их либо невозможно, либо не нужно.

Другими словами, центром затрат является то структурное подразделе­ние предприятия, в котором имеется возможность организовать нормирова­ние, планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, кон­троля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.

Определение центра ответственности как центра затрат не всегда озна­чает, что его менеджер несет ответственность только за управление затрата­ми. Например, начальник отдела снабжения также ответствен за оценку и выбор поставщиков, качество поставляемых материалов и т.д.

При определении структурного подразделения как центра затрат в усло­виях промышленного производства рекомендуется учитывать следующие моменты:

а)  каждый центр затрат, возглавляемый мастером или начальником отде­ла, который оказывает помощь руководству предприятия в планировании и контроле затрат, должен являться отдельной сферой ответственности;

б)        центр затрат должен объединять приблизительно однотипные машины и рабочие места, обусловливающие издержки однородного характе­ра. Это облегчает определение совокупности факторов, оказывающих влияние на величину расходов данного центра затрат, и выбор базы распределения расходов по носителям затрат. Поскольку основным фактором, определяю­щим величину затрат на производственных участках, является загрузка производственных мощностей, то она чаще всего выбирается в качестве базы распределения в центрах затрат;

в) все издержки по их видам должны без особых сложностей списывать­ся на центры затрат. С углублением деления предприятия на такие центры возрастает доля расходов, являющихся общими по отношению к нескольким центрам затрат, что вызывает необходимость их распределения.

Центр затрат может быть как достаточно большим (завод или админис­трация крупной фирмы), так и малым (рабочее место). Следовательно, круп­ные центры затрат могут состоять из более мелких. Степень детализации центров затрат от предприятия к предприятию различна и зависит от целей и задач, поставленных руководством перед менеджером по контролю зат­рат, закрепленных за центром ответственности. Как правило, чем больше размер центра затрат, тем выше степень ответственности.

Иногда требуется укрупнение центров ответственности, и тогда несколь­ко рабочих мест можно объединить в цех (отдел), также представляющий собой центр затрат.

Формирование центров затрат следует осуществлять на основе изуче­ния и анализа организационных и технологических особенностей предприя­тия. Как правило, предприятия с централизованной организационной струк­турой управления представлены несколькими центрами затрат.

Центры затрат могут работать в двух направлениях. Согласно принципу эффективности оптимальным будет решение, позволяющее реализовать одну из двух задач:

1) получить максимальный результат при определенном заданном уровне вложений;

2)   довести до минимума вложения, необходимые для достижения задан­ного результата.

В качестве примера возьмем два центра затрат крупного промышлен­ного предприятия — отдел маркетинговых исследований и библиотеку. Ос­новной задачей отдела маркетинговых исследований, работающего на ос­нове заранее утвержденной сметы затрат, является получение максимально возможного результата при использовании выделенных ему ресурсов. Зада­чей библиотеки предприятия является обеспечение художественной и про­изводственной литературой максимального количества сотрудников при использовании выделенных руководством предприятия на эти цели средств. В обоих случаях руководителям центров затрат предоставлена возможность принимать самостоятельные решения о том, как использовать выделенные ресурсы для достижения заданной цели и нести ответственность за выпол­нение поставленных задач.

Однако руководителям центров затрат не разрешено самостоятельно определять цены и объемы производства. Так, отдел маркетинга не может увеличивать объем продаж путем повышения цен, а библиотека не имеет права сокращать расходы путем уменьшения числа обслуживаемых читателей.

Издержки, учитываемые и планируемые для данных центров затрат, являются для них прямыми. Подобным образом организованный учет дает представление о горизонтальной структуре затрат и создает предпосылки для контроля за их формированием и их целесообразностью.

Для оценки деятельности центра затрат недостаточно лишь финансо­вых показателей. Такой подход может, например, стимулировать менедже­ров к уменьшению затрат за счет снижения качества продукции. Поэтому, формируя структуру организации исключительно как совокупность цент­ров затрат, в системе управленческого учета необходимо наладить дополни­тельное наблюдение за качеством продукции, выпускаемой структурными подразделениями.

Обязательным условием планирования и оценки деятельности любого центра ответственности, в том числе и центра затрат, является разделение его издержек на две категории — контролируемые и неконтролируемые.

Центр доходов — это центр ответственности, менеджер которого от­вечает за получение доходов, но не несет ответственности за издержки. При­мером может послужить отдел оптовых продаж торговой организации, от­дел распространения в издательстве и т.д.

Деятельность руководителей подобных подразделений обычно оцени­вается на основе заработанных ими доходов, поэтому задачей управленчес­кого учета в данном случае будет фиксация результатов деятельности цент­ра ответственности на выходе.

Это, однако, не означает, что в подразделении отсутствуют расходы. Любой центр доходов, даже самый малый, несет затраты. В системе управ­ленческого учета он квалифицируется как центр доходов потому, что адми­нистрация организации по каким-либо причинам принимает решение не воз­лагать на менеджера ответственность за затраты его подразделения.

Центр прибыли — это сегмент, руководитель которого отвечает одно­временно как за доходы, так и за затраты своего подразделения. Менеджер центра прибыли принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли. Поэтому управленчес­кий учет должен предоставить информацию о стоимости издержек на входе в центр ответственности, о затратах внутри этого центра, а также о конечных результатах деятельности сегмента на выходе. Прибыль центра ответствен­ности в системе управленческого учета может рассчитываться по-разному. Иногда в расчетах участвуют лишь прямые затраты, в других случаях вклю­чаются полностью или частично также косвенные издержки.

Целью центра прибыли является получение максимальной прибыли пу­тем оптимального сочетания параметров вкладываемых ресурсов, объема выпускаемой продукции и цены. Менеджеры центров прибыли, в отличие от руководителей центров затрат, не заинтересованы в снижении качества продукции, так как это сокращает их доходы, а следовательно, и прибыль — показатель, по которому оценивается эффективность их работы.

Однако на практике встречаются случаи, когда сталкиваются интересы двух или более центров прибыли.

Пример. Высшее учебное заведение, имеющее ряд филиалов в разных городах России, оказывает платные образовательные услуги. Прием абиту­риентов ведется для обучения разным специальностям. Факультеты в дан­ном случае могут рассматриваться как центры прибыли, доходная часть кото­рых зависит от количества зачисленных студентов. Однако при неизменном количестве мест на платное обучение в масштабе всего вуза увеличение приема студентов на один из факультетов ведет к сокращению числа абитуриентов, зачисляемых на другие факультеты. Рост прибыли одного центра ответственности является следствием ухудшения результатов другого центра. В подобных случаях рекомендуется считать факультеты как центры затрат и предусматривать создание центра прибыли на более высоком иерар­хическом уровне управления, объединив эти центры ответственности в единый центр прибыли. Так, центрами прибыли в нашем случае могут стать филиалы института.

Менеджеры центров прибыли могут нести ответственность за достижение определенных нефинансовых результатов, таких, как доля завоеванного рынка, уровень удовлетворенности потребителя и др.

Рост прибыли структурного подразделения может стимулироваться правильным подбором показателя, характеризующего деловую активность сегмента.

При всех своих преимуществах центры прибыли не заинтересованы в значительном использовании выделенных им инвестиций. Этого недостатка лишены центры инвестиций — сегменты предприятия, чьи менеджеры не только контролируют затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств.

Руководители центров инвестиций, в сравнении со всеми вышеназван­ными центрами ответственности, обладают наибольшими полномочиями в руководстве и, следовательно, несут наивысшую ответственность за прини­маемые решения. В частности, им делегировано право принимать собствен­ные инвестиционные решения, т.е. распределять выделенные администра­цией предприятия средства по отдельным проектам.

Деление организации на центры ответственности и их ранжирование называют организационной структурой предприятия. От построения орга­низационной структуры зависит система управленческого учета предприя­тия. Администрация решает, какому сегменту предоставить те или иные полномочия, как распределить ответственность между исполнителями, как должна выглядеть иерархическая структура управления организацией, дру­гими словами, устанавливает организационную структуру предприятия.

Следовательно, организационную структуру предприятия можно оп­ределить как разделение предприятия на отдельные структурные подразде­ления и службы (центры ответственности), предполагающее распределение между ними функций по решению задач, возникающих в ходе производ­ственной деятельности, таким образом, чтобы обеспечить эффективное до­стижение целей, стоящих перед предприятием в целом.

В экономической литературе встречается и другая трактовка организа­ционной структуры — это совокупность линий ответственности внутри организации, каждая из которых показывает направление движения инфор­мации (в частности, отчетной).

Организационная структура предприятия может быть охарактеризована как централизованная или децентрализованная — в зависимости от степе­ни ответственности, возложенной на ее менеджеров.

Централизованные организации имеют иерархическую, пирамидальную структуру, построенную по функциональному принципу (администрация, финансы, снабжение, производство, маркетинг и т.п.). В основе системы управленческого учета таких предприятий лежат главным образом центры затрат. Такая система управления по своей сути является консервативной, предполагает максимум принуждения и не обеспечивает свободы действия сотрудникам предприятия. Централизованная система управления была свой­ственна практически всем предприятиям СССР.

В переходный период, переживаемый российской экономикой, «перестроеч­ные» процессы происходят не только на макро-, но и на микроуровне. Исследова­ния показывают, что в ряде случаев жестко централизованная система управле­ния, доставшаяся российским предприятиям в наследство от административной экономики, становится тормозом их развития. Она снижает инициативу исполни­телей, препятствует гибкости и оперативности в управлении.

Выход из создавшегося положения руководство предприятий видит в предоставлении своим структурным подразделениям большей хозяйствен­ной самостоятельности и как следствие — в возрастании их ответственнос­ти за принимаемые решения.

Рыночные отношения требуют новых подходов к организации внутри­фирменного управления. В условиях быстро меняющейся рыночной среды существенно возрастает поток информации, которую необходимо обрабо­тать для принятия единственно правильного управленческого решения. Рас­ширяется спектр управленческих задач, решаемых руководителями произ­водств. Появляется потребность в разделении всех полномочий, в том числе и в части принятия управленческих решений. Порой отдельные структур­ные подразделения начинают работать как мини-предприятия, не являясь при этом самостоятельными юридическими лицами. Другими словами, на­чинается процесс формирования децентрализованной организационной структуры предприятия. (Конечно же, организационная структура большинства российских организаций по-прежнему остается высокорегламентированной в сравнении с западными предприятиями. Российским организациям предстоит еще долгий путь в этом направлении, но движение уже начато). Децентрализованная структура характеризуется наличием центров при­были и инвестиций. Как отмечалось, их руководители имеют более широ­кий круг прав и обязанностей, чем менеджеры центров затрат. С одной стороны, менеджеры в компаниях с такой структурой несут большую ответственность, обладают расширенными полномочиями и могут прини-1ать значительную часть решений без предварительного согласования с администрацией предприятия. С другой стороны, при децентрализованной структуре между управляющими распределяется ответственность в части планирования и контроля затрат и результатов деятельности отдельных структурных подразделений.

Таким образом, формирование децентрализованной структуры управ­ления предприятием предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

1) распределение ответственности среди исполнителей;

2)   контроль за качеством их работы.

Существует и обратная зависимость: эти задачи не могут быть успеш­но решены в отсутствии поставленной системы управленческого учета.

Основным преимуществом децентрализованной системы управления является свобода руководителей центров ответственности в принятии уп­равленческих решений. Менеджер структурного подразделения, как прави­ло, располагает более точной и детализированной информацией по вверенным ему направлениям деятельности, чем высшее руководство. Это поло­жительно влияет на обоснованность и оперативность принимаемых на бо­лее низком управленческом уровне решений. Администрация предприятия, освободившись от текущих задач, необходимости выполнения рутинной ра­боты, получает возможность сконцентрироваться на решении перспектив­ных вопросов, на разработке стратегии организации.

Однако успешное функционирование децентрализованной системы воз­можно при соблюдении, по крайней мере, двух условий:

1) наличия высокопрофессионального управленческого персонала;

2)        согласованности целей и интересов организации в целом и ее отдель­ных структурных подразделений.

Независимо от типа избранной организационной структуры — центра­лизованной и децентрализованной — ответственность за финансирование компании в целом лежит обычно на высшем руководстве. Иначе говоря, финансовые функции будут централизованы в любом случае.

Если администрация формирует организационную структуру своего предприятия на основе центров прибыли и инвестиций, то далее ей пред­стоит принять решение, по какому принципу следует создавать структур­ные подразделения: по видам выпускаемой ими продукции; по обслуживае­мым ими географическим регионам; по группам покупателей? Создавая организационную структуру, следует учитывать, облегчит ли она процесс оценки деятельности сегментов. Это в свою очередь зависит от количества общих затрат, отождествляемых с каждой альтернативной структурой, ведь затраты, связанные с построением той или иной структуры управления, дол­жны окупиться. Если каждое предприятие холдинга работает на опре­деленный регион и производит различные изделия, то более разумной будет сегментация по различным регионам, чем по видам изделий. Если каждое предприятие холдинга производит какое-то определенное изделие и постав­ляет его в различные регионы, то деление по видам изделий будет более разумным.

Существующую организационную структуру предприятия следует ре­гулярно анализировать и пересматривать с учетом изменений, происходя­щих в хозяйственной деятельности предприятия (освоение производства новых видов продукции, изменение технологий, смена менеджеров и т.д.), и достижений научно-технического прогресса. Совершенствуя организацион­ную структуру предприятия, необходимо соответствующим образом менять подходы к составлению внутренней отчетности и оценке результатов дея­тельности подразделений.[2]

1.3. Объекты исследования, метод и задачи бухгалтерского управленческого учета.

Объектами бухгалтерского управленческого учета являются зат­раты (текущие и капитальные) предприятия и его отдельных структурных подразделений — центров ответственности; результаты хозяйственной дея­тельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственнос­ти; внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфер­тных цен; бюджетирование и внутренняя отчетность.

Хозяйственные операции, носящие исключительно финансовый харак­тер (операции с ценными бумагами, продажа или покупка имущества, арен­дные и лизинговые операции, инвестиции в дочерние и зависимые обще­ства и т.п.), выходят за рамки предмета управленческого учета.

Как отмечалось, предметом управленческого учета является производ­ственная деятельность центров ответственности (сегментов организации), поэтому иногда управленческий учет называют учетом по центрам ответ­ственности, или сегментарным учетом. Однако отождествлять эти понятия неправомерно, поскольку сегментарный учет является важнейшей состав­ляющей у правленческого учета.

Сегментарный учет можно определить как систему сбора, отражения и обобщения информации о деятельности отдельных структурных подразде­лений организации.

В рыночной экономике трудно переоценить значение учета по сегмен­там бизнеса. На базе информации сегментарного учета строится система управленческого контроля предприятия. Данные сегментарного учета удов­летворяют информационные потребности внутрифирменного управления, позволяют контролировать затраты и результаты на разных уровнях управ­ления, составлять сегментарную отчетность. Анализируя последнюю, мож­но судить об эффективности функционирования того или иного структурно­го подразделения организации. Кроме того, основываясь на информации сегментарного учета и отчетности, администрация предприятия может при­нимать различные управленческие решения, например о целесообразности разукрупнения (децентрализации) бизнеса. Остановимся на этих вопросах подробнее.

В современных условиях контрольный аспект бухгалтерского учета выд­вигается на первый план, все более приобретая не государственный харак­тер, а внутреннюю направленность, связанную с поиском и мобилизацией резервов повышения эффективности производства. Учет, не используемый для контроля, бесцелен, а контроль, не основанный на данных документаль­ного учета, беспредметен. Система управленческого контроля, основанная на информации сегментарного учета и отчетности, позволяет руководите­лям всех уровней реализовывать одну из своих управленческих функций — функцию контроля за выполнением принятых решений.

Основная задача управленческого контроля состоит в обеспечении со­гласованности поставленных задач, когда интересы каждого отдельно взято­го сотрудника совпадают с интересами всей организации. Для реализации этой цели менеджеры должны надлежащим образом распределить обязанности своих подчиненных и разработать соответствующие критерии оценки их дея­тельности на основе данных сегментарного учета и отчетности.

Управленческий контроль включает ряд правил и процедур, используе­мых менеджерами для измерения результатов деятельности центров ответ­ственности и определения того, соответствуют ли полученные результаты запланированным показателям, а если нет — для разработки корректиро­вочных мер. Другими словами, речь идет о контроле и регулировании дохо­дов и расходов по отдельным структурным подразделениям (или продук­там) на основе экономического анализа планов и фактических данных сегментарного учета.

Первым шагом на пути формирования в организации системы управ­ленческого контроля является сегментарное планирование — разработка смет (бюджетов) для структурных подразделений. В отсутствии обоснован­ного плана процесс контроля невозможен. Иначе говоря, сегментарное пла­нирование является одной из составляющих системы информационного обеспечения управленческого контроля. В качестве других составляющих выступают сегментарный учет и сегментарная отчетность.

Информационное обеспечение—это сбор, обработка и передача финансо­вой и нефинансовой информации, используемой менеджерами для планирова­ния и контроля за ходом деятельности вверенных им подразделений, измере­ния и оценки полученных результатов. Эта информация отличается регулярностью, своевременностью, емкостью, простотой формы и восприятия. Информационное обеспечение в системе управленческого контроля предполагает:

•  идентификацию затрат и результатов с деятельностью конкретного структурного подразделения;

•  персонализацию учетных документов;

•  составление менеджерами смет на будущее и отчетов о результатах деятельности за отчетный период. Эти отчеты должны быть понятны как тем, кто оценивает, так и тем, чья деятельность оценивается.

Система управленческого контроля основана на принципах доверия, контролируемости и наличия у менеджеров соответствующих полномочий и эффективна при выполнении двух основных условий:

•  на предприятии имеются такие критерии оценки деятельности испол­нителей, при которых интересы работников совпадают с интересами фирмы;

•  управленческий контроль реализуется через систему сегментарного учета и отчетности, которой доверяют работники организации.

Следствием управленческого контроля является принятие менеджера­ми адекватных управленческих решений по функционированию вверенных им структурных подразделений. В частности, это может проявиться в кор­ректировке разработанных ими планов на будущее.

Вся рассмотренная система является прерогативой бухгалтерского уп­равленческого учета, поэтому его содержание следует трактовать шире, чем собственно учет. Помимо учетных функций здесь имеется в виду плановая, аналитическая работа, результаты которой предназначены для использова­ния внутри предприятия с целью выработки эффективных управленческих решений. Ведение сегментарного планирования, учета и отчетности входит в должностные обязанности бухгалтера-аналитика.

Помимо названных функций важнейшей задачей бухгалтерского управлен­ческого учета является калькулирование. На базе выполненных рас­четов в системе управленческого учета можно просчитывать различные аль­тернативные варианты решения одной задачи, выбирать из них оптимальный и оперативно принимать эффективные управленческие решения.

Методы, используемые в бухгалтерском управленческом учете, весьма разнообразны:

•  элементы метода бухгалтерского финансового учета (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение и отчетность);

•  индексный метод (применяемый в статистике);

•  приемы экономического анализа (в частности, пофакторный анализ);

•  математические методы (корреляции, линейного программирования, наименьших квадратов и др.). Управленческий учет сегодня немыслим без использования ЭВМ.

Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием.

В современной экономической литературе часто отождествляются по­нятия «управленческий» и «производственный» учет, но с этим согласиться нельзя. Исторически производственный учет является предшественником управленческого учета. Системы производственного учета ранее развива­лись по существу как расчетные, основной целью которых было определе­ние затрат на производство и выручки на единицу продукции. В настоящее время к производственному учету предъявляются большие требования.

Производственный учет сегодня призван следить за издержками про­изводства, анализировать причины перерасхода по сравнению с предыду­щими периодами, сметами или прогнозами, а также выявлять возможные резервы экономии. Он должен четко и детально отражать все процессы, свя­занные с производством и реализацией продукции на предприятии. Основ­ными разделами современного производственного учета являются:

•  «учет издержек по видам;

•  учет издержек по местам их возникновения;

•  учет издержек по носителям.

Учет издержек по видам показывает, какие группы издержек возникли на предприятии в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в отчетном периоде.

Учет издержек по местам их возникновения позволяет распределить их между отдельными подразделениями предприятия (центрами ответствен­ности), в которых они были осуществлены.

Наконец, учет издержек по носителям предполагает определение всех издержек, связанных с производством единицы какой-либо конкретной про­дукции или с выполнением определенного заказа.

Таким образом, только в рамках производственного учета удается рас­считать себестоимость единицы продукции, приходящуюся на нее прибыль и уровень рентабельности.

С течением времени процесс управления предприятием претерпел су­щественные изменения как с точки зрения постановки задач, так и с точки зрения методов их решения. Производственный учет в современных усло­виях не является самоцелью. Его информация необходима менеджерам для принятия оперативных производственных решений. Следовательно, бух­галтерский управленческий учет включает производственный учет.

Производственный учет является «базой» управленческого учета. Его «надстроечная» часть представляет собой бюджетирование, управленческий контроль и управленческий анализ дея­тельности организации и ее сегментов, принятие оперативных управленчес­ких решений, а также составление внутренней отчетности.

Управленческий учет пересекается с финансовым в части учета издер­жек, различие лишь в методах учета затрат: в первом случае речь идет об аналитическом учете, во втором — о синтетическом.

На сегодняшний день общепризнанным является факт выделения налого­вого учета в самостоятельное направление. Однако информация финансового и управленческого учета может использоваться в налоговых расчетах.

Рассмотрение особенностей бухгалтерского управленческого учета по­зволяет сформулировать его важнейшие цеди:

•  оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;

•  контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;

•  информационная поддержка в принятии эффективных управленческих решений;

•  выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.

На сегодняшний день отечественный профессиональный бухгалтерский язык пополнился таким новым термином, как эккаунтинг (accounting). Это чрезвычайно емкое экономическое понятие, в основе которого лежит счето­водство — ведение бухгалтерского учета в соответствии с общепринятыми принципами. Однако счетоводство — это лишь фундамент, база эккаунтинга. На основе счетоводства формируется информационная база, необходимая любому предпринимателю в условиях рыночной экономики. Ведением сче­товодства и формированием связанной с ним информационной базы заняты специалисты в области бухгалтерского учета. На западных предприятиях нет плановых отделов, работающих изолированно от бухгалтерской службы, но есть бухгалтеры, занимающиеся планированием и прогнозированием на базе оперативной бухгалтерской информации. Данный вид профессиональной де­ятельности также является составной частью эккаунтинга. Таким образом, вся информация, необходимая для управления предприятием, готовится бух­галтерами, а связанная с этим профессиональная деятельность называется эккаунтингом. Сюда входит и работа по составлению отчетности предприя­тия, анализу его финансовых показателей, плановая работа, а также все, что связано с контролем за деятельностью предприятия.

Таким образом, бухгалтерский управленческий учет является неотъем­лемой частью эккаунтинга.

1.4. Законодательные основы бухгалтерского управленческого учета

С принятием в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на при­нятую в международной практике систему учета разработан ряд норматив­ных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения бух­галтерского управленческого учета в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают вопросы как бухгалтерского учета в целом, так и управленческого учета в частности.

К настоящему времени сложилась система нормативного регулирова­ния бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом РФ «О бухгалтерском учете»  и представлена тремя уровнями.

1.  Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2); Федеральный закон РФ «О бух­галтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности в РФ  и нормативные акты Правительства РФ.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ве­дение учета хозяйственных операций организаций, своевременное составление и представление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

2. Нормативные акты, методические указания и рекомендации, в основ­ном Министерства финансов РФ. На этом же уровне нормативного регули­рования находится План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению.

Однако особое место среди документов второго уровня занимают положения по отдельным вопросам имущества, обязательств, капитала, определяющие единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете фактам и явлениям, обязательный для всех предприятий и организа­ций независимо от форм собственности. Это национальные российские бух­галтерские стандарты — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). К на­стоящему времени утверждены и действуют 15 ПБУ. Предполагается дальнейшая разработка стандартов.

Общепринятые правила бухгалтерского учета, определенные докумен­тами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учет­ной политики. При этом учитываются размер, специфика, отраслевая при­надлежность предприятия. И это уже третий уровень системы регулирования бухгалтерского учета.

3. Документы организаций, разрабатываемые ими при формировании учетной политики.

Перечень документов, которые должны утверждаться приказом или рас­поряжением руководителя организации о принятой учетной политике, со­держится в Законе РФ «О бухгалтерском учете». К ним относятся:

•  рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в со­ответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

•  формы первичных документов, применяемых для оформления хозяй­ственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первич­ных учетных документов, а также формы документов для внутренней бух­галтерской отчетности;

•  порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имуще­ства и обязательств;

•  правила документооборота и технология обработки учетной информации;

•  порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие ре­шения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Анализ нормативной базы целесообразно начинать с Закона РФ «О бух­галтерском учете». В гл. 1, ст. 1, п. 3 сформулированы такие основные зада­чи бухгалтерского учета, как:

•  формирование полной и достоверной информации о деятельности орга­низации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользо­вателям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участни­кам и собственникам имущества организации, так и внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

•  обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользо­вателям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодатель­ства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

• предупреждение отрицательных последствий хозяйственной деятель­ности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспече­ния ее финансовой устойчивости.

Следовательно, официально закрепляются функции бухгалтерского учета по обслуживанию информационных потребностей внутренних пользователей.

Далее предприятиям предоставляются широкие полномочия в организации бухгалтерского учета, т.е. предприятием самостоятельно ут­верждаются:

•   рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соот­ветствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности;

•   формы первичных документов, применяемых для оформления хозяй­ственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первич­ных учетных документов, а также формы документов для внутренней бух­галтерской отчетности;

•   порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие ре­шения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Той же статьей (п. 4) предусмотрена самостоятельная разработка учет­ной политики предприятия: «Принятая организацией учетная политика при­меняется последовательно из года в год».

О порядке разработки учетной политики речь идет и в ст. 5, п. 3: «Орга­низации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бух­галтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгал­терский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

Следовательно, Законом РФ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ под­тверждаются права предприятия, предоставленные ранее, самостоятельно разрабатывать рабочий счетный план и учетную политику.

Необходимо отметить, что Закон РФ «О бухгалтерском учете» явился первым официальным документом, провозгласившим конфиденциальность бухгалтерской информации: «содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» (ст. 10, п. 4). Здесь речь идет об информации управленческого учета и о ре­гистрах аналитического учета затрат.

В Плане счетов бухгалтерского учета предприняты шаги к разделе­нию финансового и управленческого учета, к реализации варианта учета с двумя системами счетов. В частности, счета 30-39 оставлены свободными и предназначены для организации учета затрат по элементам. Связь между финансовой и производственной бухгалтериями рекомендуется организо­вывать с помощью так называемых отражающих счетов (счетов-экранов). По существу предприятию предоставляется возможность организации уп­равленческого учета в режиме автономии, т.е. в системе счетов, изолиро­ванной от счетов финансового учета.

Не все из принятых к настоящему времени ПБУ имеют отношение к управленческому учету. Применение положений ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обес­печивает достоверность внешней финансовой отчетности, что не является задачей управленческого учета. О других ПБУ этого не скажешь.

Так, учетная политика предприятия является своеобразным фундамен­том производственного учета на предприятии, а производственный учет - важнейшим элементом управленческого учета. Правила формирования учет­ной политики организации определены ПБУ 1/ 98,

В соответствии с ПБУ 5/01 организациям предоставлена возможность выбора одного из методов оценки материалов, израсходованных в производ­ственном процессе, — ЛИФО, ФИФО, средней. В учетной политике описы­ваются методы оценки приобретенных материалов — по фактической себес­тоимости или по учетным ценам; методы оценки готовой продукции — по фактической полной или неполной производственной себестоимости или по нормативным затратам (с использованием счета 40 «Выпуск продукции (ра­бот, услуг)»). Использование плановой, или нормативной, себестоимости для оценки готовой продукции является одним из элементов системы «стандарт-кост», весьма популярной в западном управленческом учете.

В учетной политике фиксируется перечень и порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей, учета и финансирования ремонта основ­ных средств. Очевидно, что все эти вопросы являются прерогативой управ­ленческого учета, так как напрямую связаны с производственным учетом и калькулированием себестоимости продукции.

С 1995 г., в соответствии с приказом Минфина РФ от 27 марта 1996 г. № 31  все предприятия получили возможность калькулировать производственную себестоимость, что должно оговариваться в учетной политике предприятия. С 1995 г. отечественный бухгалтерский язык пополнился новым термином управ­ленческого учета — «периодические затраты», а российский учет сделал оче­редной шаг в направлении международных бухгалтерских стандартов.[3]

2. Организация бухгалтерского управленческого учета

2.1. Возможные варианты организации управленческого учета: автономная и интегрированная системы

Организация на предприятии системы управленческого учета, занимающе­гося учетом и анализом издержек производства, предполагает отделение счетов по их учету от общей системы счетов. По существу, речь идет о создании специ­ального счетного плана, используемого бухгалтерским управленческим учетом, или о выделении в общем, плане специальных разделов, обобщающих счета управленческого учета. В других странах этот вопрос решается по-разному. В нашей стране, как известно, выбран второй путь.

Обособление счетов управленческого учета, помимо улучшения инфор­мационного обслуживания различных управленческих структур, создает ус­ловия для сохранения коммерческой тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных видов выпускаемой продукции.

Исторически управленческий учет появился в капиталистическом об­ществе именно как следствие коммерческой тайны, потому в литературе его иногда называют «секретным учетом».. Не случайно исследова­тели бухгалтерского учета, в частности Р. де Рувер, показали, что, начи­ная с XIV-XV вв. венецианские торговцы время от времени кроме поло­женных бухгалтерских книг, заполняемых служащими, сами вели секретные книги, чтобы отразить самые конфиденциальные операции (ка­сающиеся чаще всего движения капитала и величины общей прибыли). В конце XIX — начале XX в., когда государство и профсоюзы рабочих стали активно интересоваться прибылями предпринимателей и требовать публикации финансовых отчетов, предприниматели, опираясь на идеи сво­их счетных работников, создали специальные методологические приемы, что привело к введению двух параллельных видов бухгалтерского учета: открытого — для «нескромных глаз», и закрытого, секретного, предназ­наченного только для предпринимателя.

Возможные варианты организации управленческого учета и взаимо­действия его с системой финансового учета подробно рассматривались В.Ф. Палием  и С.А. Николаевой. Речь идет о двухкруговой (вариант автономии, или дуализма) и однокруговой (интегрированной, или вариант монизма) системах организации бухгалтерского учета.

При варианте автономии  каждая из систем учета — финансо­вого и управленческого — является замкнутой. В финансовой бухгалтерии затраты группируются по экономическим элементам, в управленческой -по статьям калькуляции.

Для учета издержек выбраны свободные коды счетов — 30, 31, 32 и 33. Это так называемые счета-экраны (или транзитные, зеркальные счета). Фи­нансовая бухгалтерия занимается лишь синтетическим учетом издержек, а потому содержит информацию об обшей сумме затрат на производство гото­вой продукции (ГП), не учитывая место их возникновения. Так, из системы финансового учета можно почерпнуть сведения о суммарных материальных затратах за период. Они составили 1500 руб. (проводка 6).

Управленческая бухгалтерия детализирует данную информацию 700 руб. — это материалы, ушедшие в основное производство (проводка 2), 250 руб. — на общепроизводственные цели (проводка 3), 100 руб. — на общехозяйственные нужды (проводка 4). Остаток материалов на складе — 450 руб.

Аналогичным образом организован учет заработной платы, начисление на нее, амортизации основных средств (ОС).

Информация о выручке от продаж присутствует как в финансовой, так и в управленческой бухгалтерии (соответственно проводки 5 и 16).

Таким образом, финансовая бухгалтерия содержит информацию, как доходах, так и об общей сумме расходов. Это позволяет заинтересованным внешним пользователям проверить правильность налоговых расчетов, не углубляясь в тайны калькулирования. (Сформулированное положение спра­ведливо лишь в том случае, когда перед налоговыми органами не стоит 31 дача проверить, не было ли у предприятия продаж продукции по ценам ниже себестоимости. Подобные фискальные функции государствам с рыночной экономикой не свойственны).

В управленческой бухгалтерии на счете 49 (из плана счетов выбран незанятый код) выводятся два финансовых результата производственной деятельности — маржинальный доход и прибыль. Если условно допустить, что  все издержки, собранные на счете 25, являются переменными, то 1900 руб.  (проводка 16) — себестоимость проданной продукции (ПП), рассчитанная по переменным издержкам. Тогда маржинальный доход составит 1100 руб.  (3000-1900). В конце периода постоянные издержки, собранные на счете как периодические, списываются на себестоимость продаж (проводка 17) В результате выводится конечный финансовый результат производственной деятельности — прибыль (705 руб.).

В финансовой бухгалтерии на счете 99 формируется балансовая при­быль, учитывающая помимо прибыли от основной деятельности внереали­зационные доходы и расходы, прибыль (убытки) от прочих операций. В дан­ном упрощенном примере никаких иных видов деятельности, кроме основной, предприятием не осуществлялось, операционных и внереализа­ционных доходов (расходов) предприятие не имело. Поэтому прибыль фи­нансовой бухгалтерии совпадает с прибылью, рассчитанной в системе уп­равленческого учета (705 руб.).

Представляет интерес порядок расчета прибыли в финансовой бухгалте­рии. Запасы товарно-материальных ценностей (ТМЦ) регистрируются в ней всего один раз в конце финансового года после проведения инвентаризации, необходимая информация берется из управленческой бухгалтерии (проводка 11). Финансовый результат рассчитывается как разница между полученной вы­ручкой, увеличенной на сумму оприходованных в конце года остатков товарно-материальных ценностей, и общей суммой затрат. В данном случае получим

3000 + 1005 - 3300 - 705 руб.

При однокруговой (интегрированной') системе учета счета-эк­раны не применяются, и используется единая система счетов и бухгалтерс­ких проводок.

Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся одновременно к управленческому и финансовому учету. Для сохранения коммерческой тайны на счетах финансового учета регистрируется лишь сальдо, а обороты, показыва­ющие хозяйственные операции, отражаются в системе управленческого учета. (Счета, принадлежащие системе управленческого учета, отмечены звездочкой.) Из схемы  видно, что, например, по счету 43 «Готовая продукция» в финансовой бухгалтерии отражается лишь конечное сальдо, переданное из системы управленческого учета, — 100 руб. (проводка 9), а вся информация, на основе которой это сальдо получено, содержится в управленческой бухгалтерии (проводки 13,15). Аналогично в систему финансового учета передается инфор­мация о конечных остатках незавершенного производства (проводка 19), о фи­нансовом результате от основной деятельности (проводка 17).

Передача данных из одной системы в другую осуществляется через спе­циально выделенный передаточный счет — в данном случае счет 79 «Внут­рихозяйственные расчеты». На каждую отчетную дату счет 79 закрывается и сальдо не имеет.

Важнейшим фактором при создании системы управленческого учета является ее экономическая эффективность. Это те выгоды, которые пред­приятие получает от наличия системы учета за счет улучшения качества принимаемых решений. Внедрение и эксплуатацию системы управленческого учета только тогда можно считать оправданными, когда полученный в результате положительный эффект превосходит необходимые для создания данной системы затраты. При этом необходимо понимать, что, хотя отдача от внедрения системы учета пойдет немедленно, срок окупаемости затрат на ее внедрение может быть достаточно продолжительным. Экономическая эффективность в значительной мере диктует как масштаб системы управ­ленческого учета, так и степень ее компьютеризации.

Традиционно отечественный бухгалтерский учет осуществляется в рамках единого счетного плана, т.е. по интегрированной схеме.

Многие российские предприятия, понимая важность проблем, решае­мых управленческим учетом, уже сейчас пытаются самостоятельно органи­зовать такой учет на базе ныне действующего счетного плана. Ниже рас­сматривается один из таких примеров.

Пример. Холдинг состоит из головной материнской компании и несколь­ких дочерних предприятий, занимающихся:

•   торговлей;

•   оказанием услуг;

•   производственной деятельностью.

В материнской компании существует ряд подразделений, обслуживаю­щих предприятия холдинга: автохозяйство, юридическая, финансовая, стро­ительная служба и др.

Перед внедрением интегрированной системы было проведено исследо­вание состояния учета на предприятиях холдинга, результаты которого сво­дились к следующему:

•  бухгалтерская служба занималась налоговым учетом, и основной ее за­ дачей была сдача отчетов в налоговую службу и во внебюджетные фонды;

•  отсутствовала продуманная система документооборота на предприятиях, между предприятиями и холдингом;

•  руководство холдинга получало информацию путем личного наблюдения и на основе подаваемых руководителями предприятий справок о произведенных расходах, а также в результате оперативных выездов на предприятия;

•  управленческие решения принимались на основании разобщенной и часто противоречивой информации, основанной на субъективном мнении руководства, т.е. без предварительного анализа;

•  бухгалтерский учет на предприятиях велся вручную по журнальноордерной системе;

•  при принятии инвестиционных решений со стороны руководства хол­динга нерационально использовались ресурсы предприятий из-за отсутствия необходимой оперативной информации;

•  выявлен дефицит средств у одного из предприятий, тогда как остальные имели их излишек;

•  бухгалтеры подчинялись непосредственно руководителям своих пред приятий, в результате чего каждый из них вел бухгалтерский учет, не прини­мая во внимание интересы холдинга в целом;

•  на предприятиях отсутствовала система текущего финансового и централизованного налогового планирования в рамках всего холдинга, что при­водило к выплате больших налогов в бюджет.

Таким образом, основной целью разработки, создания и внедрения ин­тегрированной системы учета являлось обеспечение руководства холдинга полной, достоверной, оперативной информацией для анализа и принятия грамотных управленческих решений. Кроме того, необходимо было устра­нить выявленные недостатки в постановке и организации бухгалтерского учета на предприятиях холдинга.

Разработчики системы интегрированного учета при решении поставлен­ных задач руководствовались такими основными принципами, как:

•  унификация применяемых финансовых схем деятельности предприятий холдинга;

•  обеспечение достоверности и оперативности учета;

•  превышение эффекта от внедрения системы интегрированного учета над затратами на ее разработку, внедрение и содержание.

В процессе разработки системы решались следующие задачи:

1) создание централизованной управленческой структуры бухгалтерской службы;

2)   организация документооборота для сбора оперативной управленческой информации;

3)        автоматизация системы учета;

4)   обеспечение сохранности и конфиденциальности управленческой информации;

5)        создание системы отчетности, удобной для принятия управленческих решений;

6)        интеграция бухгалтерского финансового и управленческого учета. Создание интегрированной системы финансового и управленческого учета предполагает, прежде всего, разработку плана счетов. Система коди­ровки счетов финансового учета принята на основании действующего пла­на счетов, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 31 ок­тября 2000 г. № 94н. Рабочий план бухгалтерских счетов холдинга, включающий счета финансового и управленческого учета, приведен в при­ложении 5.

Система кодировки счетов, используемых в управленческом учете, показа­на на примере счетов 01 «Основные средства» и 51 «Расчетный счет». В управ­ленческом учете они могут иметь следующий вид: 01*1,51*2, что означает:

01,51 — название счета (в данном случае — «Основные средства», «Рас­четный счет»);

*         —счет принадлежит системе управленческого учета;

1   — счет ведется в долларах США;

2   — счет ведется в рублях.

Подробный план счетов управленческого учета холдинга приведен в приложении 6.

Для ведения учета принимаются следующие допущения:

• учет начисления налогов, отчислений во внебюджетные фонды и рас­ четов по социальному страхованию ведется только в финансовом учете с

использованием балансовых счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». В управленческом учете налоги учитываются как затраты по моменту их перечисления в бюд­жет на счетах учета затрат с использованием расширенного аналитического учета. Например, счет 26* 1.007 — «Расходы по выплате налогов в бюджет и другим обязательным платежам»;

•   при использовании схем оптимизации налогов (например, работа со страховой компанией по страхованию работников с дальнейшей выплатой им страховых сумм) в финансовом учете данные операции отражаются на счетах в соответствии с действующим законодательством, а в управленчес­ком учете учитываются на счетах расчетов с дебиторами-кредиторами и на счетах расчетов с персоналом;

•   расширенный аналитический учет по счетам продаж, учета затрат и издержек и т.д. ведется только на счетах управленческого учета;

•   при расчете себестоимости выпущенной продукции в финансовом уче­те на счета учета затрат по производству относятся только те расходы, кото­рые согласно действующему законодательству разрешено относить на счета учета затрат. В управленческом учете себестоимость формируется согласно методике, принятой на предприятии, и отражается на конкретных счетах рас­ходов на производство и в валюте, удобной руководству.[4]

 

2.2. Система записей хозяйственных операций, на счетах управленческого и финансового учета

2.2.1. Применение системы интегрированного учета в торговой организации

Организация аналитического учета затрат в компьютерной программе, разработанной специально для холдинга, рассматривается на примере од­ного из его предприятий, занимающегося торговой деятельностью:

•  поставкой вычислительной техники, программного обеспечения к ней;

•  оказанием прочих услуг.

Все многообразие хозяйственных операций предприятия подразделяет­ся в компьютерной программе на три группы:

1) операции, отражаемые только в управленческом учете;

2)   операции, отражаемые только в финансовом учете;

3)   операции, отражаемые в финансовом и управленческом учете.

В связи с тем, что на предприятии расходы необходимо группировать не только по статьям, но и по структурным подразделениям, а общие затраты (на рекламу, управленческие расходы и т.д.) распределять по видам деятель­ности в определенном соотношении, учет ведется с использованием специ­альных признаков — аналитических счетов (иногда их называют признака­ми аналитического учета, аналитическими данными к счетам и т.п.). В разработанной программе предусмотрена возможность ведения аналитичес­ких счетов до третьего порядка. Описание используемых счетов:

•  учет выручки от продажи продукции ведется на счете управленческого учета 90* 1 (в долларах США) и одновременно на счете финансового уче­та 90;

•  учет прихода и отпуска вычислительной техники и программного обеспечения ведется на счете управленческого учета 41*1 и счете финансового учета 41;

•  учет расходов, относимых на издержки обращения, ведется на счете управленческого учета 44*1 и счете финансового учета 44.

Для управленческого счета 90* 1 «Продажи» введены аналитические сче­та первого порядка «Виды деятельности»:

001 — продажи вычислительной техники,

002— продажи программного обеспечения,

999 — прочие продажи.

Для управленческого счета 44*1 «Расходы на продажу» введены анали­тические счета первого порядка «Виды деятельности»:

001 — расходы на продажу вычислительной техники,

002— расходы на продажу программного обеспечения,

999  — прочие затраты,

а также введены аналитические счета второго порядка «Статьи расходов»:

000— материальные затраты;

001— заработная плата персонала;

002— социальное страхование;

999 — прочие статьи.

Для ведения расширенного аналитического учета необходимо при реги­страции хозяйственных операций производить разделение управленческого счета по аналитическим счетам.

Данная система позволяет использовать стандартные проводки, вести автоматический учет себестоимости: в финансовом учете — методом пол­ной себестоимости, а в управленческом — с использованием системы «директ-костинг» (при этом операция вводится одной проводкой в оба вида уче­та). Более того, система позволяет в управленческом учете вести расчет себестоимости одновременно несколькими способами с последующим от­несением данных в различные отчетные формы.

Для ведения расширенного аналитического учета в программе исполь­зуются такие возможности, как:

•  определение аналитических счетов при регистрации хозяйственной операции;

•  ввод входящих остатков;

•  подготовка типовых отчетных документов;

•  специальная обработка и предоставление управленческой информации с использованием аналитических счетов.

Одной из возможностей компьютерной программы, применяемой хол­дингом, является разработка бюджетов на различные сроки. С этой целью используется подпрограмма «Финансовые планы», которая позволяет плани­ровать на любой срок предстоящие доходы и расходы, объединяя их в бюдже­ты, осуществлять контроль платежей, проводить анализ фактического испол­нения сметы, оптимизировать финансовую деятельность предприятия.

Планирование осуществляется на заданный интервал времени. Бюджет формируется на основе как разовых (например, ремонт помещений, покуп­ка мебели и т.д.), так и повторяющихся событий (например, перечисления налогов, взносов в Пенсионный фонд, арендной платы и т.д.). Событием является любой факт финансово-хозяйственной деятельности предприятия, связанный с приходом или расходом денежных средств на определенном бухгалтерском счете. Каждому событию соответствует операция, отражаю­щая такой приход или расход денежных средств.

Для повторяющихся операций задается период действия и период повторения.

Период действия позволяет установить для определенной повторяющей­ся операции начало и конец срока ее действия (например, перечисление арен­дной платы в течение одного года с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г.). При необ­ходимости можно не задавать конец срока действия. В этом случае считается, что операция не имеет ограничения по сроку действия (например, планиро­вание уплаты налогов осуществляется без установления конца срока дей­ствия этой операции, т.е. до тех пор, пока существует предприятие).

Период повторения позволяет сформировать операцию, которая долж­на повторяться в плане через определенный интервал времени (например, выплата заработной платы пятого числа каждого месяца). В качестве пери­ода повторения могут быть выбраны один или несколько дней, недель, ме­сяцев, лет. Планирование повторяющейся операции осуществляется по за­данным числам и дням недели.

Для каждого финансового плана компьютерная программа хранит от­дельный список повторяющихся операций. После включения повторяющихся операций в финансовый план она автоматически переводит эти операции в разряд разовых, запланированных на конкретные даты плана.

Программа позволяет создавать стратегические планы на основании предварительных данных (годовые, квартальные), после чего данный пери­од разбивается на более мелкие и проводится уточненное планирование.

В дальнейшем, по мере необходимости, происходит возврат к ранее сфор­мированному финансовому плану и в него вносятся коррективы в зависи­мости от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия за прошедшее с момента составления плана время. Например, сформировав вначале финансовый план на I квартал года, по истечении первого месяца можно вернуться к нему и, не меняя в целом квартального плана, уточнить план на второй месяц, добавив или удалив из первоначального плана неко­торые операции (события) либо скорректировав суммы предстоящих плате­жей в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия за первый месяц квартала.

На основании операций, включенных в финансовый план, готовятся платежные документы. По мере отражения результатов совершения опера­ций (отработки платежных документов) в учете программа включает в фи­нансовый план информацию о фактических суммах прихода и расхода денежных средств по датам платежей. В соответствии с данными бухгал­терского учета программа автоматически формирует входящие остатки (пла­новый и фактический) на даты начала и конца периода планирования, фак­тический приход и фактический расход денежных средств на начальную и конечную даты, суммарный приход и суммарный расход денежных средств по данным отработанных платежных документов.

На основании этой информации, изменяя начальную и конечную даты периода планирования, осуществляется контроль прохождения платежей за установленный период, оперативно проводится анализ фактического выпол­нения финансового плана по конкретному бухгалтерскому счету, вносятся при необходимости изменения в план операций текущего периода, и таким образом оптимизируется финансовая деятельность предприятия в течение всего времени планирования.

2.2.2. Применение системы интегрированного учета на промышленном предприятии

Структура бизнеса холдинга, как упоминалось выше, состоит не только из торговой, но и из производственной деятельности.

На промышленном предприятии холдинга ведутся два вида учета: фи­нансовый и управленческий

В управленческом учете налоги учитываются на счетах затрат на момент их перечисления в бюджет. Расширенный аналитический учет по счетам уче­та расходов и доходов от продаж ведется только в управленческом учете.

При расчете себестоимости выпускаемой продукции в финансовом уче­те на счета учета затрат на производство относятся только те расходы, кото­рые согласно действующему законодательству разрешено относить на из­держки производства и обращения.

В управленческом учете себестоимость формируется согласно методи­ке, принятой на предприятии.

Все счета финансового учета являются балансовыми и ведутся в руб­лях. Для удобства анализа и принятия руководством управленческих решений предусмотрено вести все счета управленческого учета в долларах США. В целях совмещения в автоматизированной бухгалтерской программе финансового и управленческого учета счета управленческого учета представлены как забалансовые.

Учет материалов (сырья). Учет материалов (сырья) ведется по фактической себестоимости. При отпуске в производство материалы оцениваются по фактической средней себестоимости. Ее определяют по себестоимости остатка материалов на начало месяца и себестоимости материалом, заготовленных в отчетном месяце.

Учет затрат. В управленческом учете счет 20 «Основное производство» расширен. Затраты на производство и общехозяйственные расходы расписываются по своим счетам (расход материалов, расход комплектующих, заработная плата, коммунальные платежи, налоги и т.д.). Это позволяет разле­пить переменные и постоянные затраты для использования системы «директ-костинг».

Постоянные затраты собираются на отдельном счете и по окончании 111 четного периода списываются на себестоимость продаж (в дебет счета 90 "Продажи, субсчет «Себестоимость продаж»). Это позволяет изучать взаи­мосвязь между объемом производства, затратами и прибылью, а следовательно, прогнозировать изменение себестоимости или отдельных видов рас­ходов в зависимости от объема производства, находить наиболее выгодные комбинации цены и объема, проводить эффективную политику цен.

Для контроля за работой руководителей центров ответственности учет затрат на производство ведут по нормативному методу, т.е. в рабочий план счетов включен счет 40* 1 «Выпуск продукции». По де­исту этого счета собираются все фактические затраты, а по кредиту отража­ется готовая продукция по нормативной себестоимости. Счет 40 позволяет обобщать информацию о выпущенной в течение месяца продукции и выявлять отклонения фактической производственной себестоимости от ее нор­мативной (плановой) величины.

Выявленное на счете 40 отклонение списывается прямой или сторнировочной записью в дебет счета 90. Остатка по счету 40 на конец месяца не бывает. Если нормативная себестоимость больше фактической, то это поло­жительный момент. Если нормативная себестоимость меньше фактической, то существует возможность проанализировать причины возникшего пере­расхода благодаря детальному аналитическому учету затрат. Это в свою оче­редь позволяет определить виновных в превышении сметы, так как пред­приятие разбито на центры ответственности.

Продажа готовой продукции. Процесс продаж представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Продажа продукции осуществляется в соответствии с заклю­ченными договорами с покупателями и заказчиками. Целью отражения хозяйственных операций по продаже на счетах финансового и управленчес­кого учета является выявление финансового результата от продаж продукции.

Существует возможность учета продаж по двум методикам: на дату оп­иаты продукции или на день отгрузки и предъявления расчетных докумен­тов к оплате. На промышленном предприятии холдинга учет продаж ведет­ся вторым способом, т.е. по мере отгрузки продукции и предъявления расчетных документов в управленческом учете составляется запись:

Д-т счета 62*1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т счета 90*1 «Продажи», субсчет «Выручка».

Учет процесса продаж готовой продукции ведется по счету 90*1, осо­бенностью которого является то, что проданная продукция отражается на нем одновременно в двух оценках:

•  на кредите — по продажной цене;

•  на дебете — по нормативной себестоимости (К-т счета 40* 1).

Это позволяет определить и списать результат продажи продукции — прибыль:

Д-т счета 90* I «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж» К-т счета 99* 1 «Прибыли и убытки»

или убыток (Д-т счета 99* 1, К-т счета 90* 1).

Отчетная документация. Бухгалтерский управленческий учет имеет цель обеспечить необходимыми сведениями всех заинтересованных внут­ренних пользователей. К такой информации относятся:

•  расчет себестоимости — для менеджеров по продажам;

•  отчет о расходе материалов — для отдела закупок;

•  отчет о расходе комплектующих — для отдела комплектации;

•   производственный отчет, отгрузка, движение денежных средств — для генерального директора.

Данные управленческого учета запрашиваются администрацией немед­ленно, как только появляется необходимость. Поэтому управленческие от­четы составляют ежедневно, еженедельно или ежемесячно.

Ежедневно составляются и запрашиваются:

• отчеты по кассе, банку, по выписанным счетам (ожидаемым поступлениям);

•   отчет о движении денежных средств за день. Еженедельно составляются и запрашиваются отчеты:

•   производственный;

•   по продаж;

•   о выполнении бюджета предприятия.

Ежемесячно внутренние пользователи нуждаются в информации, со­держащейся в:

•   балансе;

•   отчете о затратах;

•   отчете о прибыли и убытках;

•   отчете о движении денежных средств.

Информация, содержащаяся в этих отчетах, позволяет рассчитать не только финансовые показатели, но и показатели деловой активности, эф­фективности управления предприятием.[5]

Заключение

Учетная информация отражает фактическое состояние хозяйственного объекта или бюджетного учреждения. Полнота, достоверность и своевременность учетной информации определяют действенность управления  производством, способствуют предотвращению принятия неоправданных решений. Это требует постоянного совершенствования методологии бухгалтерского учета как основного поставщика информации.

До недавнего времени бухучет в основном использовался как инструмент внешнего административного контроля за государственными предприятиями. Все отчетливее проявлялось  возрастающее расхождение между отечественной системой бухгалтерского учета и Западной Европы.

За последние годы улучшились методология и организация бухгалтерского учета. Изданы новые нормативные документы, регламентирующие постановку бухгалтерского учета в различных отраслях и ведомствах: План счетов бухгалтерского учета; Положение о бухгалтерском учете и отчетности; Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг); Положение о порядке начисления амортизации (износа) на полное восстановление по основным фондам; Порядок ведения кассовых операций и другие.

Основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета определены с учетом перехода к рыночной экономике.

Важным является приведение отечественной практики бухгалтерского учета в сопоставимость с практикой западных  стран, для чего необходимо совершенствовать бухгалтерский учет, внедрять прогрессивные формы и методы учета.

Чтобы усовершенствовать организацию бухгалтерского учета, следует повысить его оперативность и аналитичность. Для этого надо упорядочить, унифицировать и стандартизировать процесс документирования с учетом требований автоматизированной обработки на ЭВМ. Необходимо ликвидировать несоответствие системы документации средством автоматизации учета, максимально упростить первичные документы, совместить с машинными носителями, выбрать оптимальную периодичность их составления. Сокращение затрат времени и труда на сбор, регистрацию, накопление, хранение, обработку и передачу информации в условиях автоматизации достигается благодаря широкому применению новейших технических средств непосредственно в процессе совершенствования хозяйственных операций. Созданные средства вычислительной техники и разработанные специальные методики регистрации первичной информации позволяют осуществлять сбор исходных данных, минуя стадию выписки бумажного документа.

 

Список литературы

1.  Вил Р.В., Палий В.Ф. Управленческий учет. М.: ИНФРА-М, 2002.  - 354 с.

2.            Иидлз Б. Принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2001. – 427 с.

3.               Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2002. – 378 с.

4.  Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Одоб­ рена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгал­ теров 19 декабря 1997 г.//Финансовая газета ЭКСПО. 2000. №3.

5.            Мизиковскип Е.А. Нормативная база в управленческом учете // Бухгал­ терский учет. 2002. № 5.

6.            Нестеров В., Важное А. Управленческий учет как основа для принятия эффективных решений // Экономика и жизнь. 2003. № 31.

7.            Николаева О.Е., Шишкова ТВ. Управленческий учет. М.: УРСС, 2001.  -390 с.

8.            Николаева С.А. Управленческий учет: Проблемы адаптации к российс­ кой теории и практике / Бухгалтерский учет. 2002.№ 12; 2003.№ 1.

9.            Николаева С.А. Учетная политика предприятия. М.: ИНФРА-М, 2001.  -296 с.

10.   Хонгрен Ч. Т., Форстер Док. Бухгалтерский учет: управленческий ас­пект. М.: Финансы и статистика, 2002.  -375 с.


[1] Иидлз Б. Принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2001. – 427 с.

[2] Вил Р.В., Палий В.Ф. Управленческий учет. М.: ИНФРА-М, 2002.  - 354 с.

[3] Мизиковскип Е.А. Нормативная база в управленческом учете // Бухгал­ терский учет. 2002. № 5.

[4] Николаева С.А. Управленческий учет: Проблемы адаптации к российс­ кой теории и практике / Бухгалтерский учет. 2002.№ 12; 2003.№ 1.

[5] Хонгрен Ч. Т., Форстер Док. Бухгалтерский учет: управленческий ас­пект. М.: Финансы и статистика, 2002.  -375 с.