Содержание

1.Введение                                                                                        стр 2

2.Подготовительная работа по составлению годовой

отчетности, ее значение в достоверности   отчетных

показателей                                                                                         стр 4  

3.Этапы подготовительной работы, предшествующие

составлению отчетности                                                                    стр 8

3.1.1. Инвентаризация статей баланса                                              стр 8

3.1.2.Проверка записей на счетах бухгалтерского учета                стр 10

3.1.3.Порядок исправления ошибок                                                  стр 12

3.1.4 Закрытие счетов учета затрат                                                   стр 15

3.1.5 Выявление финансового результата от продажи

продукции                                                                                            стр 18

3.1.6. Выявление финансового результата  от прочих

операций.                                                                                             стр 19

3.1.7 Выявление чистой прибыли                                                     стр 21

4.Заключение                                                                                      стр 23

5.Список литературы                                                                         стр 25













Введение

Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но  на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны.

Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения  бухгалтерского учета в Российской Федерацию.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

·        обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

·        составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации и их доходах  и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности  Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней.

К первой группе относятся законодательные документы: федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые Министерством финансов РФ, Центральным  банком, другими ведомствами.

К третьей группе документов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы (инструкции, рекомендации, методологические указания и т.п.)

Рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия в организационных вопросах, составляют четвертую группу.

Цель данной работы - рассмотреть  порядок составления бухгалтерской годовой отчетности. Для этого необходимо решить следующие задачи:

-         определить значение подготовительной работы для достоверности отчетных данных;

-         исследовать систему сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении в учете всех хозяйственных операций.




















1.Подготовительная работа по составлению годовой отчетности, ее значение в достоверности отчетных показателей.

Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета годовую бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.[1]

При формировании отчетности следует руководствоваться,  прежде всего Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21ноября 1996гю № 129-ФЗ. Положением «бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6июля 1999г. №43н. А также Приказом Минфина России от 22 июля 2003г.№67н «О формах бухгалтерской отчетности организации».

В соответствии с приказом Минфина России от 13 января 2000г.№4н, а также ПБУ 4/99 в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:

а) бухгалтерский баланс –форма №1

б) отчет о прибылях и убытках –форма 2

в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, в состав которых входят:

·        отчет об изменении капитала- форма №3

·        отчет о движении средств –форма №4

·        приложение к бухгалтерскому балансу -  форма №5

·        пояснительная записка.

г) итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской отчетности.

Наряду с годовой отчетностью   существует промежуточная бухгалтерская отчетность, которая состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год- с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданной организации первым отчетным годом считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно.

Годовая бухгалтерская отчетность, за исключением бюджетных, представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а промежуточная – в течении 30 дней по окончании квартала.  При этом годовая отчетность представляется не ранее 60дней по окончании отчетного года.

Бухгалтерская отчетность, прежде всего, должна быть полезна пользователям, использующим эту информацию.

Бухгалтерская отчетность наиболее систематизирована  и имеет жесткие внутренние связи. Именно это отчетность – реальное средство коммуникации.

Важнейшей отличительной чертой бухгалтерской отчетности является строгая  иерархическая система обобщения учетных данных.

На самом нижнем уровне- первичные документы с имеющимся в них множеством  натуральных и стоимостных показателей.  Бухгалтерскими методами эти показатели собираются на счетах аналитического учета, с последующим  обобщением на счетах синтетического учета. Отчетность составляется на основе бухгалтерской информации, формируемой с помощью единой системы текущего учета на бухгалтерских счетах.[2]

На всех стадиях обработки поступающей  информации, бухгалтер составляет отчеты в заинтересованные инстанции. В налоговые и контрольно- ревизионные органы, внебюджетные фонды, статистические управления и т.п. организации составляют отчетность по формам и инструкциям, утвержденным Минфином РФ и Госкомстатом РФ.

В Приказе Минфина РФ от 06.07.99г. №43н « Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»»(ПБУ 4/99) отмечается, что бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Бухгалтерская отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности.

Наивысшим уровнем обобщения бухгалтерских данных является баланс с сопутствующими ему формами отчетности, в которых синтезированы показатели нижнего уровня.

Отчетность представляет собой метод бухгалтерского учета, обобщающий систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, полной и своевременной. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Чтобы отчетность была достоверной и обеспечивала получение реальных показателей для оценки  деятельности предприятий, она должна удовлетворять ряду требований:

·        отражать полноту в учете за отчетный период(с 1января  до последнего числа отчетного года) всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации денежных средств, материальных ценностей, расчетов и других статей баланса.

·        Основываться на единой метрологии, установленной Минфином и Госкомстатом РФ

·        Составляться по единым формам бухгалтерской отчетности, установленным  для всех организаций данной отрасли.

·        Своевременно предоставляться соответствующим органам.

·        Иметь ясность и гласность.

·        Обрабатываться при помощи средств автоматизации и механизации.

Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления и степени обобщения отчетных данных. Организации обязаны составлять отчетность на основе данных всех видов учета: бухгалтерского, статистического и оперативного.

По объему сведений, содержащихся в отчетах, различают внутреннюю и внешнюю отчетность.

Внутренняя отчетность необходима для получения информации о каком-либо участке деятельности и составление ее вызвано потребностями самого предприятия.

Внешняя отчетность необходима для получения информации о каком-либо участке для информации внешних пользователей.  К внешней отчетности относится годовая отчетность организации. Она необходима :

·        Собственникам(участникам, учредителям)- в соответствии с учредительными документами

·        Территориальным органам статистики по месту их регистрации

·        Органу государственной налоговой инспекции

·        Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям.


2.Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению отчетности.

2.1.1 Инвентаризация статей баланса.

Составлению бухгалтерской отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа. Объем работы, предшествующий составлению годовой бухгалтерской отчетности, значительно выше объема работы, проводимой перед формированием промежуточной отчетности. Так, промежуточный (квартальный) баланс составляется обычно на основе книжных данных. Формированию же годового баланса обязательно предшествует следующие подготовительные этапы:

·        уточняется распределение доходов и расходов между смежными отчетными периодами;

·        проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей баланса - движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов(обязательств) и т.п. Заключительными записями декабря образуются оценочные резервы, предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством;

·        выявляется окончательный финансовый результат путем суммирования всех частных результатов, закрывается счет 99 «Прибыли и убытки»;

·        составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи;

·        в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете » обязательно проводится инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с результатами инвентаризации.

Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. В ходе инвентаризации выявляется фактическое наличие имущества, которое сопоставляется  с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно:

·        при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного  предприятия;

·        при смене материально ответственных лиц;

·        при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

·         в случае стихийного бедствия, пожара  или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

·        при реорганизации или ликвидации организации;

·        в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инвентаризацию проводят с той, периодичностью, которая указана в учетной политике организации (ежемесячно, раз в квартал), но в любом случае перед составлением годового баланса ее проведение необходимо.

Выявление при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах в следующем порядке.

1.Излишек имущества приходуется (по рыночной цене на дату проведения инвентаризации), и соответствующая сумма учитывается в составе прочих доходов:

Дт сч.10(41,50…) Кт субсч. 91-1

2.Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на затраты производства:

а) отражена недостача основных средств (по остаточной стоимости), материалов, товаров

Дт сч.94      Кт сч.01(10,41…)

б) недостача сверх норм естественной убыли отнесена за счет виновного лица

Дт суб.73-2    Кт сч. 94

в) отражена разница между балансовой стоимостью недостающих ценностей  и суммой, подлежащей взысканию с виновного лица

Дт субсч.73-2   Кт 98-4

г) удержана из заработной платы работника (поступила в кассу) сумма материального ущерба

Дт сч.70(50)  Кт субсч 73-2

д) соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов

Дт субсч 98-4 Кт субсч 91-1

4.Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются в составе прочих расходов:

Дт субсч 91-2   Кт сч.94


2.1.2 Проверка записей на счетах бухгалтерского учета

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ним требованиям, должны соблюдаться следующие условия:

·        отражение хозяйственных операций в учете только на основании надлежаще оформленных первичных документов;

·        отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризаций;

·        совпадение данных синтетического и аналитического учета.

Цикл учетной работы за любой месяц (в межотчетном периоде) можно разделить на три части:

1)составление бухгалтерских записей (проводок) на основании оформленных накопительных, группировочных ведомостей; это самая главная часть цикла учетной работы в межотчетный период, именно на этом этапе от бухгалтера требуется хорошее знание нормативных бухгалтерских документов, так и налогового законодательства.

2) перенос всех факторов хозяйственной деятельности организации за месяц из первичных документов в регистры бухгалтерского учета.

3)формирование информации об объектах бухгалтерского учета на счетах Главной книги на основании итоговых данных учетных регистров.

В конце отчетного периода по всем счетам главной книги подсчитываются  дебетовые и кредитовые   обороты, по подавляющему большинству счетов выводится конечное сальдо. По некоторым счетам, например 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», надо исчислять развернутое сальдо.

Отражение развернутого сальдо в балансе (в активе дебетового, в пассиве кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения организации. Взаимное погашение дебиторской и кредиторской  задолженности ( свертывание сольдо) приводит к фальсификации баланса.

Счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг), 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, их обороты по Дт и Кт обязательно равны, сальдо отсутствует.

Счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» закрываются один раз в конце года.

Показатели Главной книги (обороты по дебету и кредиту счетов, остатки) используются  для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы  убедиться в точности и полноте этих показателей, необходимо периодически проверять записи по счетам.

Для проверки полноты и правильности записей по счетам используются различные приемы, которые зависят от применяемой в организации формы учета.

Обычно проверку записей по счетам Главной книги проводят по следующим направлениям:

·        сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основанием для записей;

·        сравнивают между собой обороты и остатки или только остатки по всем счетам синтетического учета;

·        сверяют обороты и остатки или только остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.

Для сверки данных аналитического и синтетического учета, а также для сличения оборотов по всем синтетическим счетам составляют оборотно-сальдовые ведомости отдельно по всем синтетическим счетам и отдельно по аналитическим, объединяемым одним синтетическим счетом, т.е. составляется несколько оборотно-сальдовых ведомостей по аналитическим счетам и одна – по синтетическим счетам. Имеющиеся в ней три пары колонок должны отражать дебетовые и кредитовые итоги, соответственно равны друг другу.



2.1.3 Порядок исправления выявленных ошибок.

Способ исправления ошибочно сделанных записей в первичных документах, учетных регистрах зависит от момента их выявления и характера ошибки. Исправление может производиться одним из следующих способов: корректурным способом, способами дополнительной и сторнировочной бухгалтерских записей.

Сущность корректурного способа состоит в зачеркивании ошибочной записи и в случае необходимости в написании правильного текста  или суммы. Исправление должно быть подтверждено подписью ответственного лица.

Способ дополнительных бухгалтерских записей (дополнительных проводок) применяется тогда, когда фактически разнесенная в учетные регистры сумма меньше правильной .на разницу делается дополнительная проводка. При этом составляют бухгалтерскую справку, на основании которой исправляют ошибку во всех регистрах.

Способ сторнировочной бухгалтерской записи(«Красное сторно») применяется в следующих случаях:

·        если в регистрах записана большая, чем следовало, сумма;

·        если составлена и разнесена по счетам ошибочная бухгалтерская запись.

Исправления в бухгалтерский учет за прошлый год не вносятся, а отражаются  в году, в котором были обнаружены ошибки в учете.

Рассмотрим порядок исправления ошибок допущенных в ООО «Вектор».

В декабре 2002г. бухгалтер начислил единый налог и страховые взносы от несчастных случаев на производстве с суммы материальной выгоды-526руб., в том числе ЕСН в Фонд социального страхования (69/1/1) -56руб., страховые платежи от несчастных случаев(69/1/2) -25руб., в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (69/3/2)- 48руб.При этом были сделаны следующие записи:

Дт 26 Кт 69-1-1  56руб

Дт 26 Кт 69-1-2  25руб

Дт 26 Кт 69-2    394 руб

Дт 26  Кт 69-3-1  3руб

Дт 26  Кт 69-3-2  48руб

Перечень затрат, включаемых в себестоимость, определяется ПБУ 10/99. Организации имеют право относить на себестоимость продукции (работ, услуг) затраты, если последние непосредственно связаны с производством продукции(выполнением работ, оказанием услуг).

Одним из распространенных нарушений правил ПБУ 10/99 является включение в состав затрат начисленных страховых взносов в той части, которая была начислена на выплаты не включаемые в себестоимость продукции.

Поскольку сумма материальной выгоды не включается в себестоимость продукции, то и отчисления в государственные внебюджетные   социальные фонды, так же не могут быть туда отнесены, а должны быть отнесены на увеличение прочих расходов.[3]

а) сторнировочные записи:

Дт 26 Кт 69-1-1  56руб

Дт 26 Кт 69-1-2  25руб

Дт 26 Кт 69-2     394 руб

Дт 26 Кт 69-3-1  3руб

Дт 26 Кт 69-3-2 48руб

б) сторнировочные записи:

Дт 91-2  Кт 69-1-1 56руб

Дт 91-2  Кт 69-1-2  25руб

Дт 91-2  Кт 69-2    394руб

Дт 91-2 Кт 69-3-1  3руб

Дт 91-2 Кт 69-3-2  48руб


В марте 2003  года бухгалтер обнаружил ошибку: в декабре 2002г. была начислена амортизация в сумме 1000руб. по поступившим в  декабре основным средствам ( Дт 25 Кт 02 1000руб). В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» амортизационные отчисления по объектам основных средств начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их принятия к бухгалтерскому учету.

В нашем случае амортизационные отчисления по поступившим в декабре 2002г. средствам были начислены не в январе следующего года, как это требуют нормативные акты по бухгалтерскому учету, а в декабре, т.е. в месяце принятия их к бухгалтерскому учету. В результате было излишне начислено амортизационных отчислений на сумму 1000руб, что привело к завышению себестоимости и соответственно  к занижению налогооблагаемой прибыли в размере 1000руб.

Ошибка произошла в 4квартале, но обнаружена в следующем отчетном году(в марте) после утверждения отчета за прошлый год. Исправления в бухгалтерский учет, бухгалтерскую отчетность за прошлый год не вносятся, поэтому их следует внести  в 1-ом квартале отчетного года, в котором и была обнаружена ошибка, путем составления записи:

Дт 02 Кт 91/1 1000руб

В налоговую инспекцию организация дополнительно представляет исправленный расчет налога от фактической прибыли за прошлый год.

Если бы ошибка была обнаружена в 4-ом квартале прошлого года до сдачи расчета налога от фактической прибыли за год, то следовало сделать только сторнировучную запись на излишне начисленной суммы амортизации по поступившим основным средствам:

Дт 25 Кт 02 (1000 руб)-сторно 

2.1.4Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой  и проданной  продукции.

  Составлению промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности предшествует процедура закрытия счетов, причем при формировании годовой бухгалтерской отчетности она является более сложной. Условно весь этот процесс можно разбить на следующие этапа:

·        списание себестоимости работ со сч.23

·        закрытие сч.25 и 26

·        списание себестоимости готовой продукции

·        определение финансового результата от продаж сч.90

·        определение сальдо прочих доходов и расходов на счете 91

·        определение остатка сч.99

Рассмотрим порядок закрытия счетов учета затрат и формирования себестоимости готовой и проданной продукции (работ, услуг).

В течение отчетного месяца на счетах 20«Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство» собираются прямые затраты, непосредственно связанные с изготовлением конкретных видов продукции, осуществлением работ, оказанием услуг. Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, в течение отчетного месяца учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

На дебете счета 25 отражаются затраты по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, заработная плата цехового персонала, амортизация, затраты по содержанию, ремонту зданий, сооружений и прочих основных средств, расходы по охране труда, расходы по проведению испытаний, опытов и прочие расходы цехового характера. Собранные на дебете счета 25 расходы в конце  месяца полностью списываются на счета 20 и 23, т.е. счет 25 ежемесячно закрывается и остатка на конец месяца на нем не должно быть.

На дебете счета 26 отражаются затраты на заработную плату персонала заводоуправления, расходы на командировки и служебные разъезды, амортизация, затраты на содержание ремонт зданий и сооружений, другие расходы. Накопленные в течение месяца расходы на дебете счета 26 в конце месяца полностью перечисляются с его кредита в зависимости от выбранной учетной политики или в дебет счета 20 «Основное производство» или в дебет счета 90 «Продажи». На этом счете на конец месяца остатка быть не должно.

При наличии производственного брака    на счете «Брак в производстве» выявляются окончательные потери от брака. Они определяются так: (Себестоимость окончательного брака + затраты на исправления брака) – (Удержания с виновников брака + стоимость возвратных отходов по цене возможного использования). Окончательные потери от брака, определенные по счету 28, списываются с кредита данного счета в дебет счета 20(23), т.е. на этом счете на конец месяца остатка также не бывает.  Таким образом, на калькуляционных счетах 20 и 23 в конце месяца будут учтены все прямые и косвенные затраты на производство продукции, работ, услуг.

Расходы вспомогательного производства по выполнению, оказанию услуг для основного производства списываются с кредита счета  23 в дебет счета 20(25 и др). Конечный остаток по дебету счета 23 показывает стоимость незавершенного производства.

В  конце месяца по данным счета 20 «Основное производство» исчисляют фактическую себестоимость готовой продукции(выполненных работ, оказания услуг). Она определяется так:

Незавершенное производство на начало месяца +  Затраты за месяц – Незавершенное производство на конец месяца – Стоимость возвратных отходов- Себестоимость окончательного брака.

В зависимости от выбранного в учетной политике варианта учета готовой продукции фактическая себестоимость списывается с кредита счета 20 или в дебет счета 40 «Выпуск продукции», или в дебет счета 43 «Готовая продукция»

Учет готовой продукции  в течение месяца ведут по учетным ценам. В конце месяца выявляют отклонения по готовой продукции, которые списывают следующим образом.

При учете   готовой продукции по нормативной себестоимости:

·        на превышение фактической себестоимости над нормативной себестоимостью (перерасход) Дт 90/2 Кт 40

·        на превышение нормативной себестоимости над фактической себестоимость (экономия) Дт 90/2 Кт 40-сторно

При учете готовой продукции по фактической себестоимости :

·        на превышение фактической себестоимости над учетной стоимостью(перерасход) Дт 43 Кт 20

·        на превышение учетной стоимости готовой продукции над ее фактической стоимостью  Дт 43 Кт 20-сторно

·        на фактическую (нормативную, плановую) себестоимость отгруженной покупателю продукции : Дт 90/2 Кт 43.


2.1.5 Выявление финансового результата от продажи продукции (работ, услуг). Закрытие счета 90 «Продажи»

На  счете 90 «Продажи» накапливается информация о выручке от продажи по обычным видам деятельности организации.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, отражается по кредиту счета 90 и дебету счета 62 «расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41«Товары», 44 «Расходы  на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90.

К счету 90 могут быть открыты субсчеты:

90-1 «Выручка»

90-2 «Себестоимость продаж»

90-3 «Налог на добавленную стоимость»

90-4 «Акцизы»

90-5 «Экспортные пошлины»

90-6 «Общехозяйственные расходы»

90-7 «Расходы на продажу»

90-8 «Налог с продаж»

90-9 «Прибыль/убыток от продажи»

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка» , 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и др.производятся накопительно в течение года, т.е.все субсчета 90в течение года не закрываются, на субсчете 90-1 в конце каждого месяца   всегда будет кредитовое сальдо, а на субсчетах 90-2 -90-8 дебетовое сольдо.

В конце каждого месяца на счете 90 выявляется финансовый результат (прибыль или убыток)от продажи товаров, продукции, работ, услуг, для чего сумму выручки от продаж за отчетный месяц сравнивают с себестоимостью продаж. Выявленный таким образом финансовый результат отражают на специальном субсчете 90-9«Прибыль/убыток от продаж»

Если выручка от продаж превышает затраты, в отчетном месяце организация получила прибыль  ДТ 90/9 Кт 99

Если выручка меньше затрат на продажу, в отчетном месяце организация понесла убыток   Дт 99 Кт 90/9

Иными словами, в конце каждого отчетного месяца на субсчете 90/9 может быть или дебетовым(прибыль),  или кредитовым(убыток). В целом же синтетический счет 90сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года (31 декабря) все субсчета, открытые к счету 90(кроме субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90/1[4]


2.1.6 Выявление финансового результата от прочих операций, не относящихся к обычным видам деятельности. Закрытие счета 91 «Прочие доходы и расходы»

      На счете 91 «Прочие доходы и расходы» обобщается информация о прочих доходах и расходах, кроме доходов и расходов от обычных видов деятельности и чрезвычайных доходов и расходов.

Аналитический счет по счету 91 ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же операции, должно обеспечивать возможность  выявления финансового результата. В конце месяца на счете 91 выявляется финансовый результат – сальдо прочих доходов и расходов, для чего сумму прочих доходов сравнивают с суммой прочих расходов. Выявленный таким образом финансовый результат отражают на специальном субсчете 91/9.

 Если сумма прочих доходов (кредит субсчета 91/1) превышает сумму прочих расходов  (дебет субсчета 91/2), сальдо прочих доходов и расходов означает прибыль:

Дт 91/9 Кт 99

Если сумма прочих доходов меньше суммы прочих расходов, сальдо прочих доходов и расходов обозначает убыток

Дт 99  Кт 91/9

По окончании отчетного года (31 декабря) все субсчета, открытые к счету 91(кроме субсчета 91/9 «Сальдо прочих доходов и расходов»), закрываются внутренними записями на субсчет 91/9.

Рассмотрим порядок определения сальдо прочих доходов и расходов и закрытия счета 91 на конкретном примере( ООО «Вектор»)

В ООО «Вектор» сумма прочих доходов в декабре 2002г. составила 333800руб (120000-доход от продажи основных средств,1100- стоимость оприходованных материалов, оставшихся от списания основных средств, и др.) Сумма прочих расходов составила в декабре 340602 руб (98400-остаточная стоимость списанных основных средств, 1374-затраты, связанные с демонтажем списанных основных средств, 20000- НДС по проданным основным средствам. и др.) Сальдо  по субсчетам счета 91 на 1 декабря :

кредитовое сальдо по субсчету 91/1 -250760руб

дебетовое   сальдо по субсчету  91/2-427220руб

кредитовое сальдо по субсчету 91/9-176460руб

В декабре (в конце месяца) должны быть сделаны следующие бухгалтерские записи:

1) выявлен в конце отчетного месяца финансовый результат(убыток)

Дт 99 Кт 91/9 6802руб(333800-340602)

31декабря (после определения сальдо прочих доходов и расходов за декабрь) субсчета 91/1 и 91/2 закрываются  

закрытие субсчета 91/1

Дт 91/1 Кт 91/9 584560руб(250760+333800)

Закрытие субсчета 91/2

Дт 91/9 Кт 91/2 767822 руб(427220+340602) 


2.1.7 Выявление чистой прибыли (непокрытого убытка).

Закрытие счета 99 «Прибыли и убытки» (реформация баланса)

Счет 99 «прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. Аналитический учет по счету 99 должен быть организован так, чтобы обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках. Записи ведутся накопительно в течение года.

В конце каждого месяца финансовый результат (прибыль и убыток) от продажи (работ, услуг) и сальдо доходов и расходов со счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» переносятся на счет 99 «Прибыли и убытки»:

·        прибыль от продажи продукции (работ, услуг)  Дт 90/9 Кт 99

·        убыток от продажи продукции (работ, услуг)  Дт 99 Кт 90/9

·        прибыль от прочих видов деятельности Дт 91/9 Кт 99

·        убыток от прочих видов деятельности Дт 99 Кт 91/9

Непосредственно на счете 99 отражаются доходы и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами в деятельности организации, а также суммы налога на прибыль и экономических санкций за нарушение налогового законодательства.

  Начислен налог на прибыль:

Дт 99 Кт 68 

Отражены суммы штрафных санкций, начисленных за нарушение налогового законодательства:

Дт 99  Кт 68

Списана стоимость имущества (оборудования, материалов, товаров и др), утраченного в результате чрезвычайных обстоятельств:

Дт 99   Кт 07,10,41 и др.

Оприходованы материалы от разборки имущества, испорченного в результате чрезвычайных операций:

Дт 10   Кт 99

Аналогично учитываются другие доходы и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, т.е. по дебиту счета 99 отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту – прибыли организации.

Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период позволяет определить конечный  финансовый результат отчетного периода- чистую прибыль или убыток:

Чистая прибыль (убыток) за отчетный период = прибыль(убыток) от продаж ± Сальдо прочих доходов и   расходов  ± Чрезвычайные доходы и расходы – Налог на прибыль.

В конце отчетного года (31 декабря) при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается (реформация баланса). Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года переносится со счета 99 в кредит (дебит) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», т.е. на 1-е число следующего за отчетным года остатка по счету 99 быть не должно.

Рассмотрим порядок выявления чистой прибыли на счете 99 и его закрытия примере ООО «Вектор».

ООО «Вектор» в декабре 2002г. получило прибыль от продажи в сумме 121650руб. В этом же месяце был получен убыток  от прочих видов деятельности в сумме 6802руб. Сумма начисленного налога на прибыль составила 49813руб. сальдо на 1 декабря на счете 99 составило 361537руб.

В конце декабря должны быть сделаны следующие бухгалтерские записи:

1) отражена прибыль от продаж

Дт 90/9   Кт 99  121650руб

2) списан убыток от прочих видов деятельности

Дт 99 кт 91/9 6802руб

3)начислен налог на прибыль

Дт 99 Кт 68   49813руб

4) выявлена чистая прибыль за отчетный год(закрыт счет 99)

Дт 99 Кт 84  426572 руб (361537+121650-6802-49813)



Заключение

Таким образом, в данной работе рассмотрен порядок составления бухгалтерской годовой отчетности. При этом установлено, что для получения достоверных данных бухгалтерской отчетности необходимо:

-         подготовить распорядительные документы о подготовке к составлению годового бухгалтерского отчета;

-         провести инвентаризацию счетов и имущества организации;

-         провести выверку взаиморасчетов по дебиторской и кредиторской задолженности;

-         в случае выявления ошибок в регистрах бухгалтерского учета провести корректировку учетных данных.

Необходимо особо отметить, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.  Если  при выявлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатов в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие показатели и пояснения.

К годовой бухгалтерской отчетности предъявляются строгие требования со стороны разных пользователей.  Так, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ст.75,120,1220и другие) в случае обнаружения ошибок при проведении проверки к организации могут быть применены финансовые санкции.  Во избежание применения штрафных санкций, которые отрицательно повлияют на финансовое положение любой организации необходимо уделять большое внимание подготовительной   работе по составлению годовой отчетности, т.к. подготовительная работа является основным источником информации для заполнения отчетности. 

  


Литературы

    1.Ю.Н.Самохвалова «Бухгалтерский учет»; М.: ИНФРА-М, 2003г.-144с

   2.В.Д.Новодворский, Л.В. Пономарева «Бухгалтерская отчетность     организации» ; Москва «бухгалтерский учет», 2002г.-286с

    3.Н.В.Пошерстник, М.С.Мейксин «Бухгалтер торгового предприятия»; М-      Санкт-Петербугрг, «Издательский дом Герда», 2002г.736с

4.Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Анализ бухгалтерской отчетности», Москва1998г., Издательство «Дело и Сервис»

5. В.Д.Новодворский, Л.В. Пономарева «Бухгалтерская отчетность организации»;Москва «Бухгалтерский учет», 2002г.

6. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа»; М, Инфра –М, 1995г.

7. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г., № 129-ФЗ.

8.Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н.

«Бухгалтерский учет»; Учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2004.-576с(Серия «высшее образование»)

9.«Учет по новому Плану счетов», разъяснения и рекомендации. Типовые проводки/Под ред. И.Д.Юцковской.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.,ИД ФБК-ПРЕСС,2002,-368с

10.Аудит:Законодательные и нормативные документы/ Составитель Р.И.Рябова.-М.,ЗАО «Бухгалтерский бюлютень»,1998.-320с



[1] Ю.Н. Самохвалова «Бухгалтерский учет»; Москва , ИНФРА-М, 2003г.

[2] Н.В.Пошерстник, М.С.Мейксин  «Бухгалтер торгового предприятия»; Москва-Санкт-Петрбург, «Издательский дом Герда», 2002г.

[3] В.Д.Новодворский , Л.В.Пономарева «Бухгалтерская отчетность организации»; Москва, «бухгалтерский учет», 2002г., 283с.


[4] В.Д.Новодворский ,Л.В.Пономарева «бухгалтерская отчетность организации»; Москва, «Бухгалтерский учет», 2002г.,283с