Содержание

Задание 1.2. 3

Задание 1.3. 5

Задание 1.5. 7

Задание 2.1. 9

Задание 2.2. 11

Задание 2.3. 14

Задание 2.4. 16

Задание 3.2. 18

Задание 3.3. 21

Задание 3.5. 23

Задание 4.1. 25

Задание 4.2. 27

Задание 4.3. 29

Задание 5.2. 30

Задание 5.3. 32

Список литературы.. 34













Задание 1.2

Объясните назначение группировки основных фондов предприятий. Приведите примеры группировки (названия групп) основных фондов предприятий различных отраслей (двух или более).

Ответ:

Основные производственные фонды (ОПФ) — это та часть производственных систем, которая участвует в процессе произ­водства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования. Пополняются они за счет дополнительных инвестиций.

Наряду с производственными существуют непроизвод­ственные основные фонды — жилые дома, детские и спортивные учреждения и другие объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся, которые находятся на балансе пред­приятий.

Основные фонды по своему составу неоднородны. В связи с этим, для учета, оценки и анализа основные фонды классифицируются и группируются по ряду признаков.

По отраслевому признаку основные фонды можно разделить на:

·                   Основные средства промышленности

·                   Основные средства в строительстве

·                   Основные средства сельского хозяйства

·                   Основные средства торговли

·                   И т.д.

Основные производственные фонды промышленных предпри­ятий делятся на следующие группы [3, стр. 140]:

·            здания, сооружения;

·            передаточные устройства;

·            машины и оборудование, в том числе силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабора­торное оборудование, вычислительная техника и прочие машины и оборудование;

·            инструменты и приспособления, служащие больше года и стояшие больше одного миллиона рублей за штуку (инструменты и инвентарь, служащие менее года или стоящие дешевле одного миллиона рублей за штуку, относятся к оборотным средствам как малоценные и быстроизнашивающиеся);

·            производственный и хозяйственный инвентарь.

Основой класси­фикации основных фондов строительных организаций служит их назначение и использование [1, стр. 58].

Основные средства строительных организаций делятся на производственные и непроизводственные.

К активным производственным относятся следующие основные средства:

·                   землеройная техника;

·                   грузоподъемные машины;

·                   транспорт­ные средства;

·                   бетоно- и растворосмесительные установки;

·                   штукатур­ные, малярные и компрессорные станции, передвижные электростан­ции;

·                   средства малой механизации и т. д.

В состав пассивного производственного технического имущества вхо­дят:

·                   временные и мобильные здания;

·                   передвижные леса;

·                   подмостки;

·                   ограждения и т. д.

Непроизводственное пассивное имущество строительной организа­ции — это здания и сооружения, используемые для удовлетворения жи­лищных и социально-бытовых потребностей работников строительных организаций.

Задание 1.3

Объясните назначение группировки продукции для предприятий различных отраслей народного хозяйства. Приведите примеры группировки продукции предприятий двух или более отраслей.

Ответ:

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности ока­зывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реа­лизации продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важней­ших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурен­тоспособности.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других - уменьшается.

Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъ­юнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой про­дукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при умень­шении доли низкорентабельной продукции.

При анализе структуры продукции необходимо обеспечить группировку изделий по отраслевым сегментам, на соответст­вующую и не соответствующую профилю данного предпри­ятия, на основную продукцию и продукцию культурно-быто­вого назначения и хозяйственного обихода, сравнимую и несравнимую (новую) продукцию и др.[2, стр. 270].

Группировка продукции важна потому, что сдвиги в структуре про­дукции оказывают влияние на динамику обобщающих показателей хозяйственной деятельности: выпуска и реализации продукции, производительности труда, себестоимости и при­были.

Структурные сдвиги, вытекающие из потребностей покупа­телей и заказчиков, обоснованные техническим прогрессом и экономическими расчетами, получают положительную оцен­ку. Изменения в составе продукции, связанные с неоргани­зованностью в работе, недостатками снабжения и оператив­ного планирования и управления, получают отрицательную оценку.

Приедем группировку продукции двух отраслей.

Продукция энергетической промышленности:

·                   Электоэнерия

·                   Теплоэнергия

·                   Нефть

·                   Нефтепродукты

·                   Газ

·                   Уголь

·                   Продукты переработки угля

·                   Торф

·                   Сланцы горючие

Продукция машиностроения

·                   Машины электрические

·                   Оборудование и материалы электротехнические

·                   Продукция кабельная

·                   Арматура промышленная трубопроводная

·                   Оборудование металлообрабатывающее

·                   Инструмент, абразивные материалы

Задание 1.5

Приведите примеры отраслевых особенностей группировки предметов труда для двух или более видов деятельности.

Ответ:

К предметам труда обычно относятся материалы, на которые направлено действие человека (предметы природы), чтобы приспособить их для удовлетворения своих потребностей.

Предметы труда делятся на:

·                     предметы природы, на которые воздействует человек впервые;

·                     предметы труда, на которые воздействовал человек в прошлом  (то есть ранее прошли какую-то обработку).

Они представляются как сырье (сырые материалы). Роль последних возрастает, появляются в качестве сырья такие материалы, как пластмассы, различные сплавы, полуфабрикаты. Следовательно, предметы труда следует рассматривать как развивающийся элемент производства.

Предметы труда промышленного предприятия:

·                   производственные запасы — это предметы труда, подготов­ленные для запуска в производственный процесс; состоят они из сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, горю­чего, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, тары и тарных материалов, запасных частей для текущего ремонт основных фондов;

·                   заделы в процессе производства — это предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, не законченные полностью производством в одних цехах предприятия и подлежащие дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия.



Предметы труда в строительстве

·                   сырье и материалы — это часть имущества, используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи, для нужд управленческого персонала организации.

·                   готовая продукция — часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характери­стики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях установленных законодательством;

·                   товары — часть материально-производственных запасов органи­зации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.















Задание 2.1

Охарактеризуйте сущность маржинального анализа. В чем заключается отраслевая специфика?

Ответ:

Для перехода на качественно новый уровень управления необходимо максимально полно обосновать управленческие решения и четко оценить их эффективность на всех уровнях управления.

В настоящее время в качестве универсального метода анализа, позволяющего свя­зывать микро- и макроэкономические показатели, а также выполнять прогнозные расче­ты, можно исполь­зовать так называемый маржинальный анализ.

По сути, маржинальный анализ в предлагаемом виде представляет собой систему планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия на осно­ве учета сокращенной себестоимости, то есть только переменных затрат на единицу продукции либо вид деятельности. Основным преимуществом маржинального анализа по сравнению с используемой калькуляцией полной себестоимости, является большая обоснованность принятия управленческих решений.

 Преимущества маржинального анализа для предприятия.

Данный анализ необходим в первую очередь самому предприятию для выявления сильных и слабых сторон своей деятельности, определения приоритетных направлений развития, в том числе тех, реализация которых либо затруднительна, либо вовсе невоз­можна без государственной поддержки.

Посредством маржинального анализа можно решать целый ряд производственно-финансовых задач:

·                     определение точки безубыточности;

·                     определение объема производства и реализации продукции, требуемого для получе­ния запланированной прибыли;

·                     установление цены продукции, позволяющей обеспечить спрос и прибыль на запла­нированном уровне;

·                     выбор наиболее эффективных технологий производства;

·                     принятие оптимальной производственной программы и ряд других.

Некоторые особенности имеет расчет безубыточного объема товарооборота в торговле. Это обусловлено:

·                   особенностями формирования валового дохода в торговле (валовой доход определяется как сумма торговых надбавок за вычетом налога на добавленную стоимость);

·                   использованием относительных показателей валового дохода, переменных издержек и маржинального дохода к объему товарооборота в покупных или продажных ценах.



















Задание 2.2

Поясните,   что   является   объектом   управления   в   кибернетической   системе управления. Как отражается в ней отраслевая специфика экономического управленческого анализа?

Ответ:

Управленческий анализ сопровождается выполнением боль­шого объема разнообразных вычислений: абсолютных и от­носительных отклонений, средних величин, дисперсий, про­центных величин и др. Кроме того, в ходе анализа выполняются различные виды оценок, группировок, сравнений и сор­тировок исходных данных; нахождение минимального или максимального значения и ряд других операций. Результаты анализа требуют графического или табличного представления. Все это многообразие видов аналитической обработки эконо­мической информации является объектом автоматизации с применением современных средств связи и вычислительной техники, особенно персональных ЭВМ (ПЭВМ) [2, стр. 90].

ПЭВМ становится неотъемлемой частью рабочего места бухгалтера, экономиста, и их труд приобретает характер авто­матизированного труда.

В настоящее время все предприятия испытывают насто­ятельную потребность в расширении аналитических работ, связанных с переходом к рынку, разработкой перспектив раз­вития, комплексной оценкой эффективности применения раз­личных форм хозяйствования, своевременной выработкой оперативных управленческих решений. В связи с этим автомати­зация экономического анализа на базе ПЭВМ становится объективной необходимостью. Она обусловлена ростом значе­ния качественного информационного обслуживания процесса управления хозяйственной деятельностью, бурным развитием технических возможностей современных ПЭВМ, особенностя­ми настоящего периода развития экономики.

Методика экономического анализа, ориентированная на применение ПЭВМ, должна удовлетворять требованиям си­стемности, комплексности, оперативности, точности, прогрес­сивности, динамичности. Только на основе выполнения этих требований обеспечиваются познание состояний управляемого объекта и тенденций его развития, систематическое и целенап­равленное повышение эффективности хозяйственной деятель­ности по результатам анализа.

ПЭВМ является технико-технологическим средством осво­ения стратегических информационных ресурсов предприятия, обусловливающих его способность к успешному развитию. ПЭВМ позволяет перевести данные о работе предприятия из пассивной в активную форму, преобразовать их в новые зна­ния, в источник новых подходов и решений, материализуя информацию в повышение эффективности производства.

ПЭВМ, соединенные в единую вычислительную сеть, по­зволяют перейти к комплексной компьютеризации экономи­ческого анализа.

Комплексная компьютеризация анализа обеспечивает:

- во-первых, сохранение целостности (системности) анализа при условии децентрализованной обработки информации. В те­ории анализа хозяйственной деятельности уже созданы основы системного комплексного анализа, обеспечивающие функци­ональную, техническую, методическую и информационную сов­местимость составных частей анализа как единого целого. Благодаря этому достигаются объективность анализа и его достоверность. В условиях децентрализованной обработки ин­формации целостность анализа не разрушается, не отменяется единство целей и задач анализа с точки зрения его системных свойств. Поэтому можно говорить о том, что развитой сети распределенных баз данных соответствует система распреде­ленных задач хозяйственной деятельности; однако отдельные задачи АХД, промежуточные результаты и т.д., как бы важны они ни были, должны проходить через призму общей системы комплексного анализа, реализующей все частные задачи;

- во-вторых, ПЭВМ обеспечивает соединение процесса об­работки информации с процессом принятия решения. Цент­рализация обработки информации в мощных ВЦ, характерная для АСУ старших поколений, приводила к «отчуждению» информации от непосредственного пользователя. Самые необ­ходимые справочные и нормативные данные, плановые и от­четные показатели после переноса их на машинные носители исчезали в архивах ВЦ, и оперативный доступ к ним ограни­чивался. Практически пользователь не мог воздействовать на ход расчетов, на методику анализа и обобщения.

ПЭВМ позволяют управляющему решать задачи анализа непосредственно на своем рабочем месте. Он ведет личный контроль над всеми стадиями процесса обработки инфор­мации, имеет возможность оценить полученные результаты, грамотно использовать их для обоснования принимаемых решений;

- в-третьих, ПЭВМ обеспечивает повышение оперативности и действенности анализа. Компьютерный анализ непосредст­венно следует за учетом, а также выполняется в ходе хозяй­ственного учета и, таким образом, превращает подсистему аналитического обеспечения управления хозяйственной деяте­льностью в постоянно действующий фактор повышения эф­фективности производства за счет актуализации всего инфор­мационного фонда предприятия.

В наибольшей степени компьютерный анализ в настоящее время получил развитие в банковской сфере и для различных сегментов финансового рынка: денежного обращения, кредит­ного, фондового, валютного рынков, рынка инвестиций и ка­питалов.










Задание 2.3

Как вы представляете содержание комплексного экономического анализа? В чем заключается отраслевая специфика?

Ответ:

Комплексный анализ предусматривает изучение объектов ана­лиза, которые описываются множественностью факторов и от­ражают причинно-следственные связи многих взаимосвязанных сторон деятельности предприятия [3, стр. 166].

Комплексный многофактор­ный анализ требует:

·                   детализации (выделения составных частей) тех или других явлений в той степени, в которой необходимо выяснение их наиболее существенных и главных характеристик;

·                   систематизации анализируемых элементов на основе изуче­ния их взаимосвязи, взаимодействия, взаимозависимости и взаимоподчиненности с целью построения модели изучаемого объекта (системы), определения его главных компонент, функ­ций, соподчиненности, раскрытия логико-методической схемы анализа, которая соответствует внутренним связям изучаемых факторов.

·                   обобщения (синтеза) результатов анализа из всего множества изучаемых факторов с отделением типичных от случайных, главных и решающих, от которых зависят результаты деятельно­сти, от второстепенных;

·                   разработки и использования системы показателей, отражаю­щих комплексность системного исследования причинно-следст­венных связей, экономический смысл явлений и процессов в хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, в комплексный анализ включают основные блоки хозяйственной деятельности предприятия.

При выполнении комплексного экономического анализа выделяются следующие этапы:

1. Осуществляется уточнение объектов, целей и задач анализа, а также составляется план аналитических мероприятий.

2. Разрабатывается система синтетических и аналитических показателей.

3. Сбор и подготовка информации (источники, планы, данные бухгалтерского учета, статистическая отчетность. сопоставляемость показателей).

4. Осуществляется сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана. с фактическими данными прошлых лет, с достижениями других предприятий и т.д.

5. Осуществляется факторный анализ, т.е. в процессе определяются факторы и определяется их влияние на конечный результат.

6. Осуществляется выявление неиспользованных и перспективных резервов эффективности права.

7. Оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявления неиспользованных резервов.
















Задание 2.4

Назовите последовательные шаги (части) методики экономического управленческого анализа на основе применения традиционных для России приемов АХД. Как отражаются в методике отраслевые особенности?

Ответ:

Метод АХД предусматривает использование ряда конкретных ме­тодик аналитического исследования. Под методикой понимается со­вокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономических явлений и процессов хозяйственной деятельности, подчиненных достижению цели анализа.

Различают общую и частные методики анализа.

Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении разных объектов экономичес­кого анализа в различных отраслях национальной экономики. Част­ные методики конкретизируют общую относительно определенных отраслей экономики, типов производства, объектов исследования, видов анализа.

Любая методика анализа будет представлять собой указания или методологические советы по исполнению аналитического исследо­вания. Она содержит следующие моменты:

·                   формулировка задач и целей анализа;

·                   объекты анализа;

·                   система показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

·                   советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;

·                   описание способов и методики исследования изучаемых объектов;

·                   источники данных, на основании которых производится анализ;

·                   указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части исследования);

·                   технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации;

·                   порядок оформления результатов анализа;

·                   потребители результатов анализа.

При выполнении комплексного АХД выделяются следующие этапы:

·                   на первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы;

·                   на втором этапе разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа;

·                   на третьем этапе собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.);

·                   на четвертом этапе проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фак­тическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, средними по отрасли и т.д.;

·                   на пятом этапе выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат;

·                   на шестом этапе выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства;

·                   на седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неисполь­зованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Такая последовательность выполнения аналитических исследований является наиболее целесообразной с точки зрения теории и практики АХД.

Задание 3.2

Приведите примеры детерминированных моделей для характеристик взаимосвязи показателей и оценки влияния факторов при анализе эффективности. Укажите для каких отраслей применяется каждая модель.

Ответ:

Детерминированный факторный АХД - методика исследования влияния фактора, связь которого с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть определен в виде произведения частного или алгебраической суммы факторов.

Эффективность является сложной категорией, которая складывается на предприятии (в отрасли и т.п.) под влиянием множества внутренних и внешних факторов: экономических, правовых, социальных и др. Это обстоятельство и тот факт, что эффективность использования представлена в различных видах (эффективность хозяйственной деятельности предприятия, эффективность использования различных ресурсов, эффективность производства и т.п.), являются причинами для ее количественной оценки множества показателей. Их упорядоченность, расположение образует определенную систему показателей.

1.              Эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Определяется полученными результатами (в процессе этой деятельности), которые отражают достижение целей развития (повышение доли на рынке в виде достигнутого объема реализованной продукции или получение прибыли как эффекта и т.п.), и конкурентным успехом на рынке (выражаемом в качестве продукции и цене, по которой стала возможна реализация), представленным в виде объема реализованной продукции или эффекта и соотнесенным с величиной совокупных, примененных и потребленных ресурсов.

2.              Эффективность использования отдельных видов ресурсов. Характеризуется соотношением объема выпуска продукции или прибыли от хозяйственно-финансовой деятельности с соответствующей величиной ресурсов (отдельных видов или отдельными видами затрат, связанными с рабочей силой, с использованием основных фондов или оборотных средств).

3.              Эффективность производства товаров. Состоит в использовании минимального количества ресурсов для производства данного объема товаров и оказания услуг и в снижении расходов на единицу продукции (работ, услуг).

Для комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности в торговле предлагается использовать следующую формулу:

Эхд   =                    О                 .               

                   ОФ + ОС + ФОТ

Где Эхд – комплексный показатель эффективности хозяйственной деятельности организации;

О – объем деятельности организации;

ОФ – среднегодовая величина основных средств;

ОС – среднегодовая величина оборотных активов;

ФОТ – расходы на оплату труда.

В числителе этой формулы можно использовать:

1.           Оборот розничной торговли организации как конечный показатель, в котором находит отражение деятельность всех его отраслей;

2.           Выручку от реализации товаров, работ, продукции, услуг.

Показатель Эхд дает оценку эффективности использования экономического потенциала при осуществлении хозяйственной деятельности общества. Он показывает, сколько получено оборота с каждого рубля хозяйственного потенциала.

Чем выше его значение, тем лучше осуществляется хозяйственная деятельность и эффективнее используются ресурсы предприятия.

Аналогичный показатель может быть исчислен и изучен для комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации (Эфин).

Показатель Эфин показывает, при каких ресурсах достигнут финансовый результат (прибыль) и насколько эффективно эти ресурсы используются:

Эфин =                    П            .               

                   ОФ + ОС + ФОТ

Где П – сумма прибыли по всем отраслям деятельности.

Для оценки эффективности трудовой деятельности необходимо определить уровень производительности труда на каждый рубль средней заработной платы (Этруд):

Этруд =      ПТ               

                   СЗ

Где ПТ – производительность труда работников (объем деятельности на одного работника);

СЗ – средняя заработная плата одного работника потребительского общества.

Показатель эффективности трудовой деятельности может быть исчислен также отношением объема деятельности к сумме расходов на оплату труда, т.е. дается оценка по зарплатоодаче.

Для обобщающей оценки эффективности всех сторон хозяйственной деятельности целесообразно определить интегральный показатель эффективности хозяйствования (Эхоз.):

Эхоз = 3ÖЭхд * Эфин * Этруд

Интегральный показатель эффективности хозяйственной деятельности целесообразно анализировать в динамике, в этом случае определяются его изменения, и по полученным результатам можно делать выводы о повышении или снижении эффективности всей хозяйственной деятельности потребительского общества.






Задание 3.3

Приведите примеры детерминированных моделей для характеристик взаимосвязи показателей и оценки влияния факторов при анализе основных фондов предприятия. Укажите, для каких отраслей применяется каждая модель.

Ответ:

Детерминированный факторный АХД - методика исследования влияния фактора, связь которого с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть определен в виде произведения частного или алгебраической суммы факторов.

Задачами анализа использования средств труда на пред­приятиях являются:

·                   изучение состава и динамики основных средств (фондов), технического состояния и темпов обновления активной их части (рабочих машин, оборудования, приборов, транспорт­ных средств), технического перевооружения и реконструкции предприятия, внедрение новой техники, модернизации и заме­ны морально устаревшего оборудования;

·                   определение показателей использования производствен­ной мощности и основных производственных фондов — фо­ндоотдачи и фондоемкости, а также факторов, влияющих на них;

·                   выявление влияния использования средств труда на объем производства, себестоимость продукции и другие показатели;

·                   установление степени эффективности применения средств труда, характеристика экстенсивности и интенсивности работы важнейших групп оборудования.

Важнейшими показателями использования основных про­изводственных фондов являются фондоотдача и фондоем­кость.

Фондоотдача определяется отношением стоимости го­дового объема продукции к среднегодовой стоимости основ­ных производственных фондов.

На изменение уровня фондоотдачи оказывает влияние разных факторов. Факторами 1-го уровня являются: 

- изменение доли активной части фондов в общем их сумм (УД);

- изменение фондоотдачи активной части фондов (ФО).

Влияние этих факторов может определить при  помощи метода абсолютных разниц:

ФО=УДа х Фа,

где ФО - фондоотдача всех ОС,

УДа - удельная доля активов.

Фондоемкость — показатель, обратный фондоотдаче.

Об эффективности использования основных производствен­ных фондов в отраслях материального производства судят по таким показателям, как динамика фондоотдачи (фондоем­кость), относительная экономия основных производственных фондов.

На размер фондоотдачи или фондоемкости влияют различ­ные факторы. Общая фондоотдача на 1 д.е. среднегодовой стоимости основных производственных фондов зависит от выхода продукции на 1 д. е. среднегодовой стоимости машин и оборудования (как наиболее активной части основных фон­дов), а также от удельного веса машин и оборудования в об­щей стоимости основных производственных фондов.

Выход продукции на 1 д.е. стоимости машин и оборудования харак­теризует эффективность использования орудий труда. При анализе выясняется влияние на этот показатель выхода проду­кции на 1 д. е. стоимости действующего оборудования и коэф­фициента использования наличного оборудования (в свою оче­редь, зависящего от размера неустановленного оборудования и установленного, но бездействующего).



Задание 3.5

 Приведите примеры детерминированных моделей для характеристик взаимосвязи показателей и оценки влияния факторов при анализе предметов труда. Укажите для каких отраслей применяется модель.

Ответ:

Детерминированный факторный АХД - методика исследования влияния фактора, связь которого с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть определен в виде произведения частного или алгебраической суммы факторов.

Задачами анализа использования предметов труда яв­ляются:

·                   определение уровня обеспеченности предприятия, объеди­нения необходимыми материальными ресурсами;

·                   выявление сверхнормативных или дефицитных видов материальных ценностей;

·                   установление степени ритмичности поставок, а также их объема, комплектности, качества, сортности;

·                   выяснение своевременности заключения хозяйственных до­говоров на поставки средств производства;

·                   исчисление транспортно-заготовительных расходов;

·                   изучение показателей рациональности использования материальных ресурсов в производстве;

·                   выявление потерь вследствие вынужденных замен матери­алов, а также простоев оборудования и рабочих из-за отсутст­вия нужных материалов;

·                   оценка влияния организации материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов на объем выпуска и себестоимости продукции и т.д.

Обобщающую характеристику использования предметов труда позволяет дать отношение величины их затрат на произ­водство продукции к стоимости продукции, произведенной из этих предметов труда, в виде показателей материалоотдачи и материалоемкости.

Об эффективности использования материальных ресурсов в отраслях материального производства судят по следующим показателям:

·                   динамике материальных затрат (без амортизации) на 1 руб. продукции (работ и услуг);

·                   относительной экономии материальных затрат (без амор­тизации);

·                   расходу важнейших видов материальных ресурсов в нату­ральном выражении на стоимостную сумму продукции;

·                   отношению темпов прироста материальных затрат (без амортизации) к темпам прироста продукции.


















Задание 4.1

Примените приемы управленческого анализа (назовите их), чтобы охарактеризовать политику крупной подрядной организации по имеющимся данным (табл 4.1).

Таблица 4.1

Выполнение плана строительной организацией (фрагмент)



Условное обозначение


По плану на год

Фактически за год

Абсолютное изменение

1. Объем произведенной строительной продук­ции, тыс. руб.

Q

6202

6820

618

2. Объем         реализуемой строительной     продукции, тыс. руб.

Qсд

6510

6510

0

3. В том числе по вводи­мым в действие объектам, тыс. руб.

Qоб

4650

3720

930

4. Коэффициент      сданных работ (стр. 2 : стр. 1)

Кс

1,05

0,954

-0,1

5.Коэффициент выхода конечной строительной продукции (стр. 3: стр. 2)

Кв

0,71

0,57

-0,14


Ответ:

Сравнение показателей - важнейший технический прием АХД. Сравнение показателей осуществляется для выявления отклонений фактических показателей от плановых, для выявления сдвигов в работе предприятия.

Анализ таблицы 4.1. показал, что фактический объем произведенной строительной продук­ции предприятия превысил планируемый на 618 тыс.руб., а  фактический объем реализуемой строительной продукции предприятия составил 6510 тыс.руб. как и было запланировано.

Экономические явления, когда изучаются в АХД, имеет, как правило, количественную определенность, которая выражается в абсолютных и относительных величинах. Абсолютные - показывают количественные размеры в единицах меры, веса, объема и т.д. Относительные величины - отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо иного явления или величиной этого же явления, но взятого за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают делением одной величины на другую, которая и принимается за базу сравнения. Относительные показатели выражаются в форме %.

Анализ относительных величин  таблицы 4.1. показал, что по плану объем реализуемой строительной продукции превышает объем произведенной строительной продук­ции на 5 %, фактически же объем реализуемой строительной продукции меньше объема произведенной строительной продукции на 4,6 %. Абсолютное отклонение фактического коэффициента      сданных работ от планового составило – 10 %.


















Задание 4.2

Примените приемы управленческого анализа (назовите их), чтобы охарактеризовать обеспеченность материалами за сентябрь месяц строительной компании по имеющимся данным (табл. 4.2., 4.3)

Таблица 4.2

Степень обеспечения плановых поставок материалов договорами с поставщиками

Наименование материалов

Единица измерения

Объем поставки материалов

Процент плановых поставок, обеспе­ченных договорами (гр.3: гр.2) 100






по плану-

всего

обеспеченной

договорам»

с поставщиками (гр.2-гр.3)

не обеспеченной договорами с поставщиками (гp.2-гр.3)

Пиломатериалы Шифер

Балки

куб. м

шт.

т

3100

8400

1260

3100

6800

840

-

1600

420

100,0

81,0

66,7

Таблица 4.3

Сведения о поставках пиломатериалов за месяц

Дата поставки

Поступление пиломатериалов, куб, м

Засчитано в счет

ритмичного снабжения

по плану

фактически

по плану

фактически

2

3

26

20

-

6

6

30

30

30

10

10

24

22

99

14

14

20

23

20

19

20

24

21

-

22

22

20

26

20

26

26

32

30

30

30

30

30

34

30

Всего за месяц

206

206

152


Ответ:


Для анализа обеспеченности материалами за сентябрь месяц строительной компании применим метод сравнения показателей.

Сравнение показателей - важнейший технический прием АХД. Сравнение показателей осуществляется для выявления отклонений фактических показателей от плановых, для выявления сдвигов в работе предприятия.

Уровень обеспеченности предприятия материалами определяется сравнением фактического количества закупленного материала с плановой потребностью.

Анализ таблицы 4.2. показал, что план поставки пиломатериалов выполнен на 100 %, шифера – на 81 %, балок – 66,7 %.

Таблица 4.3. показала, что фактически было закуплено 206 куб. м. материалов, как и требовалось по плану. При этом в счет ритмичного снабжения засчитано 152 куб. м.

































Задание 4.3

Примените приемы управленческого анализа (назовите их), чтобы охарактеризовать динамику показателей строительной организации и причины изменения среднегодовой стоимости производственных основных фондов.

Таблица 4.4

Характеристика использования основных фондов строительной организации.

Показатели

Предыду­щий год

Отчетный

Абсолютное отклонение

Сметная  стоимость  строительно - монтажных работ, тыс. руб.

Среднегодовая стоимость производст­венных основных фондов, тыс. руб.

Фондоотдача, руб.

Фондоемкость

1320,2


1435


0,92

1,087

1352,8


1424


0,95

1,053

32,6


-11


0,03

-0,034


Ответ:

Сравнение показателей - важнейший технический прием АХД. Сравнение показателей осуществляется для выявления отклонений фактических показателей от плановых, для выявления сдвигов в работе предприятия.

Анализ таблицы 4.4 показал, что сметная  стоимость  строительно - монтажных работ в отчетном периоде превышает сметную  стоимость  строительно - монтажных работ в предыдущем периоде на 32,6 тыс.руб.

Увеличение в отчетном году фондоотдачи на 0,03 руб. по сравнению с предшествующим и уменьшение фондоемкости основных фондов предприятия на 0,034 вызвали сокращение среднегодовой стоимости производственных основных фондов в отчетном году на 11 тыс.руб. по сравнению с предшествующим годом.


Задание 5.2

Имеются данные (табл. 4.8)

Заполните недостающие данные в таблице. Определите методом разниц и интегральным методом влияние величины и эффективности использования торговой площади на товарооборот. Сделайте выводы.

Таблица 4.8

Анализ влияния факторов на объем товарооборота магазина

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Абсолютное изменение

Темп роста, %

Влияние факторов, тыс.руб.

Метод разниц

Интегральный

Товарооборот, тыс.руб.

17680

11210





Торговая площадь, м2

140

132





Товарооборот, приходящийся на 1 м2 торговой площади, тыс.руб.







Проверка







 

Решение:


Анализ влияния факторов на объем товарооборота магазина

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Абсолютное изменение

Темп роста, %

Влияние факторов, тыс.руб.

Метод разниц

Интегральный

Товарооборот, тыс.руб.

17680

11210

-6470

-36,6

-

-

Торговая площадь, м2

140

132

-8

-5,7

-1010,28

-844,84

Товарооборот, приходящийся на 1 м2 торговой площади, тыс.руб.

126,2857

84,9242

-41,3615

-32,8

-5459,72

- 5625,16

Проверка

-

-

-

-

-6470

-6470


Определим влияние величины и эффективности использования торговой площади на товарооборот методом разниц:

То = Тп * То/м2

∆ То (Тп) = ∆ Тп * То/м2 (баз) = -8 * 126,2857 = - 1010, 28 тыс.руб.

∆ То (То/м2) = Тп (отч) * ∆ То/м2 = 132 * (- 41,3615) = - 5459,72 тыс.руб.

Определим влияние величины и эффективности использования торговой площади на товарооборот методом интегральным методом:

Алгоритм расчета интегральным методом следующий:

∆ То (Тп) = -8 * 126,2857 + ½ (-8) * (-41,3615) = - 1010, 28 + 165,45 = -844,84 тыс.руб.

∆ То (То/м2) = (- 41,3615) * 140  + ½ (-8) * (-41,3615) = - 5625,16 тыс.руб.

Выводы:

В отчетном периоде по сравнению с базисным товарооборот сократился на 6470 тыс. руб. или на 36,6 %. В том числе за счет сокращения торговой площади на 8 %, товарооборот сократился на 1010,28 тыс. руб., если рассчитывать методом разниц и на 844,84 тыс.руб. если рассчитывать интегральным методом. Также за счет снижения эффективности использования торговой площади на 32,8 % товарооборот сократился на 5459,72 тыс. руб., если рассчитывать методом разниц и на 5625,16 тыс.руб. если рассчитывать интегральным методом.

Использование интегрального метода позволяет получать более точные результаты расчета влияния факторов по сравнению со способом разниц, поскольку дополнительный при­рост результативного показателя от взаимодействия факторов присо­единяется не к последнему фактору, а делится поровну между ними.


Задание 5.3

Имеются данные (исходные и расчетные).

Рассчитайте коэффициент равномерности реализации товаров по двум торговым подразделениям за I квартал. Сделайте сравнительные выводы о равномерности работы каждого из них.

Таблица 4.9

Анализ равномерности реализации товаров


Товарооборот за периоды

Магазин

январь

февраль

март

Итого

за квартал


1-15

16-31

1-15

16-28

1-15

16-31

1. Реализовано тыс. руб.

29

41

15

90

50

55


% к величине за квартал








Отклонение от

среднего процента продаж








Квадраты отклонений








Среднее квадратическое отклонение                 

Коэффициент вариации

Коэффициент равномерности

2. Реализовано тыс. руб.

19

31

22

25

20

20


% к величине за квартал








Отклонение от

среднего процента продаж








Квадраты отклонений








Среднее квадратическое отклонение                 

Коэффициент вариации

Коэффициент равномерности


Решение:

 

Приведем расчеты для первого магазина:

Для определения коэффициента равномерности необходимо предварительно найти среднее квадратическое отклонение (σ) и коэффициент вариации или неравномерности (V).

Среднее    квадратическое отклонение:

где (х – х)2 – квадратическое отклонение от среднемесячной реализации

n- число периодов

Хпл – среднемесячный объем реализации продукции

коэффициент вариации:

Среднее квадратическое отклонение позволяет оценить колебание в развитии изучаемого показателя.

Коэффициент равномерности (Кр) рассчитывают по формуле

Кр = 100 -V.

Кр = 100 – 12,3 = 87,7

Для второго магазина расчеты аналогичны.






 

 

Анализ равномерности реализации товаров


Товарооборот за периоды

Магазин

январь

февраль

март

Итого

за квартал


1-15

16-31

1-15

16-28

1-15

16-31

1. Реализовано тыс. руб.

29

41

15

90

50

55

280

% к величине за квартал

10,36

14,64

5,36

32,14

17,86

19,64

100,00

Отклонение от

среднего процента продаж

-6,31

-2,03

-11,31

15,47

1,19

2,97

-0,02

Квадраты отклонений

39,85

4,11

127,98

239,41

1,41

8,84

421,60

Среднее квадратическое отклонение                  2,05

Коэффициент вариации                                           12,3

Коэффициент равномерности                               87,7

2. Реализовано тыс. руб.

19

31

22

25

20

20

137

% к величине за квартал

13,87

22,63

16,06

18,25

14,60

14,60

100,00

Отклонение от

среднего процента продаж

-2,80

5,96

-0,61

1,58

-2,07

-2,07

-0,02

Квадраты отклонений

7,85

35,49

0,37

2,49

4,29

4,29

54,79

Среднее квадратическое отклонение               0,74  

Коэффициент вариации                                         4,4

Коэффициент равномерности                            95,6

Полученные данные свидетельствуют о том, что реализация продукции во втором магазине (95,6 %) более равномерная, чем в первом (87,7).







Список литературы

1.                Адамов Н.А. Бухгалтерский учет в строительстве. – СПб.: Питер, 2003. – 542 с.

2.                Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономическогоанализа. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 416 с.

3.                Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия. М.: Юнити, 2000. – 360 с.

4.                Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 344 с.

5.                Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 1997. – 348 с.