Содержание
1. Объекты анализа финансовой отчетности, оценка информативности финансовой отчетности с позиций основных групп ее пользователей. 2
11. Анализ состава и движения капитала организации 8
3. Анализ соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности налоговым декларациям и статистическим отчетам. 14
13. Анализ прочей информации, содержащейся в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в пояснительной записке, подлежащей обязательному раскрытию в финансовой отчетности. 19
Список литературы 26
Работа №1
1. Объекты анализа финансовой отчетности, оценка информативности финансовой отчетности с позиций основных групп ее пользователей.
Развитие и углубление экономического анализа является необходимым условием стабильной работы предприятия и позволяет предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию для достижения конечной цели предприятия, как правило, получение максимальной прибыли. Методику анализа целесообразно переориентировать на исследование таких сторон деятельности предприятия, которые приобретают особую важность в условиях рынка, конкуренция и обострение проблемы выживаемости, финансовой устойчивости при надежности предприятия как партнера. В условиях рынка экономики приобретут вес методы, направленные на прогнозирование производственно-хозяйственной деятельности, на выработку рекомендаций для принятия продуманных и обоснованных решений. [1]
Одним из новейших направлений в развитии теории и практики учета, контроля и АХД предприятия за рубежом является контроллинг, который определен как концепция информации и управления. Контроллинг как наука связан с управлением регулирования деятельности, причем не только предприятия, но и в более широком понимании - бизнеса.
В наст время контроллинг определяют как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы. В отличие от ревизии он ориентируется на текущие результаты деятельности и не связан с документальной проверкой, необходимостью выхода на места совершения хозяйственных активов и операций.
В разных странах и фирмах по-разному подходят к системе структурной организации контроллинга. Так, в США в большинстве случаев контролер - это коммерческий директор предприятия, которому подчинены отделы и службы внешнего учета (финансовая бухгалтерия), производственной бухгалтерии, ревизии, организации производства, страхования и, зачастую, информационно-вычислительные центры.
На наибольших предприятиях с ограниченной ответственностью главный контролер является руководителем фирмы, ее менеджером, основная служба контроллинга - это бухгалтерия. Основная задача контролеров заключается в поиске и предложении идей, позволяющих концерну повысить экономической эффективность своей хозяйственной деятельности.
С развитием рыночных отношений и спецификой деятельности форм предпринимательства назрела необходимость в проведении анализа показателей, характеризующих финансовую деятельность предприятия на основе отчетных документов - баланса и приложений к нему.
Существует несколько групп людей, которые должны или хотят знать информацию о деятельности предприятия:[2]
1) Руководство компании: это люди, назначаемые владельцами компании для осуществления оперативного управления ее деятельностью. Им необходима информация о финансовом состоянии компании - как о текущем, так о об ожидаемом. Имея такую информацию, они обеспечивают эффективное управление предприятием и принимают действенные управленческие и плановые решения.
2) Акционеры компании, т.е. ее владельцы. Они оценивают, насколько эффективно администрация выполняет свои функции. Им необходимо знать, насколько прибыльно менеджеры ведут дела компании и сколько прибыли они могут себе позволить изъять из дела для собственных нужд.
3) Коммерческие партнеры: поставщики, у которых компания приобретает товары в кредит, и потребители, которые покупают у компании товары и услуги. Поставщикам необходимо иметь информацию о том, способна ли компания оплатить свои долги; клиенты должны быть уверены в том, что компания является надежным источником поставок и ей не грозит крах.
4) Кредиторы компании: это может быть банк, позволяющий компании иметь овердрафт и представляющий долгосрочную ссуду. Банку необходимо быть уверенным в том, что компания сможет выплачивать % и в конечном итоге погасить ссуду.
5) Налоговое управление: ему необходимо иметь информацию о прибыли компании для определения сумм налогов, которые компания обязана уплатить.
6) Служащие компании: они должны иметь право на информацию о финансовом положении компании, так как от него зависят и карьера и размер з\п.
7) Финансовые аналитики и консультанты, которым необходима информация для их клиентов и публики. Например, торговцам фондовыми ценностями необходима информация для консультирования инвесторов по вопросам приобретения акций и др. ц\б; агентствам кредитной информации необходимы данные для консультирования потенциальных поставщиков компании; журналистам - для их читателей и т.д.
8) Общественность имеет законное право на информацию о компании, так как деятельность последней влияет на членов общества - налогоплательщиков, потребителей, местных жителей - в вопросах экологии, занятости и т.д.
В большей или меньшей степени учетно-бухгалтерская информация оформляется в виде финансовых отчетов для удовлетворения информационных потребностей этих групп. Руководителям предприятия необходима наиболее полная информация для принятия планово-управленческих решений - естественно, они имеют особый доступ к информации предприятий, так как одной из их функций является организация подготовки всех необходимых внутренних отчетов.
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлый период.[3]
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам по всему народному хозяйству в целом.
Отчетность организации классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени- сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую - промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность- это отчетность за год.
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основе первичных отчетов.
В настоящее время организации предоставляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
Форму №1 «Бухгалтерский баланс»
Форму №2 «Отчет о прибылях и убытках»
Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96г. №129-ФЗ)и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключение отчетности бюджетных организаций, состоит из:
А) Бухгалтерского баланса
Б) Отчета о прибылях и убытках
В) Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами
Г) Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организаций, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту
Д) Пояснительной записки
Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкций о порядке их заполнения не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.
В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынка сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
Все большая часть отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление достаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.
11. Анализ состава и движения капитала организации
При анализе состава и движения капитала предприятия необходимо учитывать особенности каждого его составляющего.
Собственный капитал характеризуется простотой его привлечения, обеспечением более устойчивого финансового состояния и снижением риска банкротства.
Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой их самостоятельности и независимости. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем выше его доля в общей сумме капитала и меньше доля заемных средств, тем выше буфер, который защищает кредиторов от убытков, а следовательно, меньше риск потери.[4]
Однако нужно учитывать, что собственный капитал ограничен в размерах. Кроме того, финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, когда производство имеет сезонный характер. Тогда в отдельные периоды будут накапливаться большие средства на счетах в банке, а в другие будет недоставать. Следует также иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платить за кредитные ресурсы, то привлекая заемные средства, оно может контролировать более крупные денежные потоки, расширить масштабы своей деятельности, повысить рентабельность собственного (акционерного) капитала. Как правило, предприятия берут кредит, чтобы усилить свои рыночные позиции.
В то же время следует учитывать, что пропорционально росту удельного веса заемных средств предприятия возрастает риск снижения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, снижается доходность совокупных активов за счет выплачиваемого ссудного процента. К недостаткам этого источника финансирования следует отнести также сложность процедуры привлечения, высокую зависимость ссудного процента от конъюнктуры финансового рынка и увеличение в связи с этим риска снижения платежеспособности предприятия.
От того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия. В процессе последующего анализа необходимо более детально изучить состав собственного и заемного капитала, выяснить причины изменения отдельных его слагаемых и дать оценку этих изменений за отчетный период.
Факторы изменения собственного капитала не трудно установить по данным отчета ф. № 3 «Отчет об изменениях капитала» и данным аналитического бухгалтерского учета, отражающим движение уставного, резервного и добавочного капитала, нераспределенная прибыль, целевого финансирования и поступлений.
Прежде чем оценить изменения суммы и доли собственного капитала предприятия в общей валюте баланса, следует выяснить, за счет каких составных частей произошли эти изменения. Очевидно, что прирост собственного капитала за счет инвестирования прибыли и за счет переоценки основных средств предприятия будет рассматриваться по разному при оценки способности предприятия к самофинансированию и наращиванию собственного капитала. Капитализация (реинвестирование) прибыли способствует повышению финансовой устойчивости, снижению себестоимости капитала, так как за привлечение альтернативных источников финансирования нужно платить довольно высокие проценты.[5]
Темпы роста собственного капитала (отношение суммы реинвестированной прибыли к собственному капиталу) зависят от следующих факторов:[6]
· Рентабельности оборота – отношение чистой прибыли к выручке;
· Оборачиваемости капитала – отношение выручки к среднегодовой сумме капитала;
· Мультипликатора капитала, характеризующая финансовую активность предприятия по привлечению заемных средств (отношение среднегодовой суммы активов баланса к среднегодовой сумме собственного капитала);
· Доли отчислений чистой прибыли на развитие производства (отношение реинвестированной прибыли к сумме чистой прибыли).
Два первых фактора отражают действие тактической, а два последних – стратегической финансовой политики. Правильно выбранная ценовая политика, расширение рынков сбыта приводят к увеличению объема продаж и прибыли предприятия, повышению уровня рентабельности продаж и скорости оборота капитала. В то же время национальная инвестиционная политика может снизить положительный результат первых двух факторов.
Для оценки структуры формирования капитала предприятия рассматривают также коэффициент самофинансирования – отношение суммы самофинансируемого дохода (капитализированная прибыль + амортизация) к общей сумме внутренних и внешних источников финансовых доходов.
Данный коэффициент можно рассчитать также отношением самофинансируемого дохода к добавленной стоимости. Он показывает степень самофинансирования деятельности предприятия по отношению к созданному богатству. Можно определить также, сколько самофинансируемого дохода приходится на одного работника предприятия. Такие показатели в западных странах рассматриваются как одни из лучших критериев определения ликвидности и финансовой независимости предприятия.
Большое влияние на финансовое положение предприятия оказывает состав и структура заемных средств, т.е. соотношение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных финансовых обязательств.
Привлечение заемных средств в оборот предприятия – явление нормальное. Это содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что они не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что в конечном итоге приведет к выплате штрафов и ухудшению финансового положения предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности предприятия, наличие, частоту и причины образования просроченной задолженности поставщикам ресурсов, персоналу предприятия по оплате труда, бюджету, определить сумму выплаченных пеней за просрочку платежей. Для этого можно использовать данные отчетной формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», а также данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.
Качество кредиторской задолженности может быть оценено также удельным весом в ней расчетов по векселям. Доля кредиторской задолженности, обеспеченная выгодными векселями, в общей ее сумме показывает ту часть долговых обязательств, несвоевременное погашение которых приводит к протесту векселей, выданных предприятием, а следовательно, к дополнительным расходам и утрате деловой репутации.
Фактическое значение продолжительности вексельного долга сравнивают со средними сроками платежей по векселям, а также сумму дополнительно уплаченных санкций.
При анализе долгосрочного заемного капитала, если он имеется на предприятии, интерес представляют сроки востребования долгосрочных кредитов, так как от этого зависит стабильность финансового состояния предприятия. Анализирую кредиторскую задолженность необходимо учитывать, что она является одновременно источником покрытия дебиторской задолженности. Поэтому надо сравнить сумму дебиторской и кредиторской задолженности.
Если дебиторская задолженность превышает кредиторскую, то это свидетельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность. На данном предприятии сумма кредиторской задолженности на начало и на конец периода превышает сумму по счетам дебиторов, однако срок ее погашения меньше, чем дебиторской задолженности, что может вызвать не сбалансированность денежных потоков.
Таким образом, анализ структуры собственных и заемных средств необходим для оценки рациональности формирования источников финансирования деятельности предприятия и его рыночной устойчивости. Этот момент очень важен, во-первых, для внешних потребителей информации при изучении степени финансового риска и, во-вторых, для самого предприятия при определении перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии.
Особое внимание уделяется изучению состояния, динамики и структуры основных средств, так как они занимают большой удельный вес в долгосрочных активах предприятия. Изменение суммы по этой строке может произойти как за счет увеличения (уменьшения) количества машин, оборудования, зданий, сооружений, так и за счет повышения стоимости вновь приобретенных объектов и переоценки старых в связи с инфляцией.[7]
В процессе анализа изучают также динамику, состав инвестиционного портфеля, его структуру и изменение за отчетный период. Значительную долю в составе основного капитала могут занимать нематериальные активы. К ним относятся патенты, лицензии, торговые марки и товарные знаки, права на пользование природными ресурсами, приносящие выгоду в процессе их эксплуатации.
Оборотные активы занимают большой удельный вес в общей валюте баланса. Это наиболее мобильная часть капитала, от состояния и рационального использования которого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности и финансовое состояние предприятия.
Основная цель анализа – своевременное выявление и устранение недостатков управления оборотным капиталом и нахождение резервов повышения интенсивности и эффективности его использования.
Анализируя структуру оборотных активов следует иметь ввиду, что устойчивость финансового состояния в значительной мере зависит от оптимального размещение средств по стадиям процесса кругооборота: снабжения, производства и сбыта продукции. Размеры вложения капитала в каждую стадию кругооборота зависят от отраслевых и технологических особенностей предприятий.
В процессе анализа прежде всего необходимо изучить изменения в наличии и структуре оборотных активов. При этом следует иметь в виду, что стабильная структура оборотного капитала свидетельствует об его стабильном, хорошо отлаженном процессе производства и сбыта продукции. Существенные его изменения говорят о стабильной работе предприятия.
Работа № 2
3. Анализ соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности налоговым декларациям и статистическим отчетам.
Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления пользователем обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в установленной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений.
Кроме функции источника информации, финансовая отчетность выполняет контрольную функцию, которая заключается в наблюдении, как внешних, так и внутренних органов управления за правильностью отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Внутренними пользователями являются непосредственно бухгалтера предприятия, управленческий персонал и другие лица, которые используют отчетность в своей работе. Внешними пользователями выступают субъекты, которые используют публикуемую информацию для получения сведений о предприятии. Ими являются акционеры, инвестиционные компании, банки, партнеры и клиенты фирмы.[8]
На сегодняшний день существуют три вида отчетности: оперативная, статистическая и бухгалтерская. Термин бухгалтерская аналогичен финансовой. Оперативную, другими словами, можно назвать повседневной. Финансовая отчетность содержит сведения про реализованную продукцию, запасы готовой продукции и товаров, про состояние хозяйственных средств и источников их формирования, про финансовые результаты работы предприятия.
Финансовое состояние предприятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Оно напрямую зависит от результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат формы финансовой отчетности №1,2,3, а если анализ проводят внутренние пользователи, то еще и данные текущего бухгалтерского учета.
В состав квартальной отчетности входят: баланс предприятия, (форма №1) и отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2). Годовая финансовая отчетность включает три типовые формы: форма №1, форма №2, форма №3 - отчет о финансово-имущественном состоянии предприятия и пояснительную записку. Эти формы составляются путем подсчета, группировки и специализированной обработки данных текущего б/у и являются завершающей его стадией. Финансовую отчетность обязаны составлять и подавать предприятия, объединения и организации, являющиеся юридическими лицами (кроме банков), и выделенными на отдельный баланс филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятий и организаций (кроме банков и бюджетных учреждений), независимо от видов деятельности и форм собственности. Для заполнения служат единые формы, утвержденные Минфином. Отчетным годом для всех предприятий устанавливается период с 1 января по 31 декабря включительно. [9]
Для выполнения возложенных на финансовую отчетность функций она должна отвечать следующим основным требованиям:[10]
- гарантировать реальность и достоверность данных, которые обеспечиваются документальным обоснованием всех записей, проведением инвентаризации, придерживания правил оценки статей баланса, распределением прибылей и убытков за соответствующие отчетные периоды;
- обеспечивать своевременность получения данных, на основе регламентации сроков сопоставления отчетных данных для оперативного управления хозяйственной и финансовой деятельностью организаций и предприятий.
Основными условиями правильности составления финансовой отчетности является:
- полнота отражения всех хозяйственных операций за отчетный период;
- соответствие данных синтетического и аналитического учета;
- соответствие показателей финансовой отчетности данным синтетического и аналитического учета.
Если финансовая отчетность представляет собой завершающую стадию обобщения бухгалтерской информации, то главной задачей аналитика является представить действительность, которая воплощена в изучаемой отчетности. Для этого, он должен обладать способностью логически восстановить хозяйственные операции, суммированные в отчетности, способностью повторить работу бухгалтера в обратном порядке. Таким образом, анализ финансового состояния основывается: во-первых, на полном понимании бухгалтерского учета; во-вторых, на специальных приемах анализа, с помощью которых изучаются наиболее важные вопросы для получения основных выводов.
Одним из приемов анализа финансового состояния является чтение баланса и изучение абсолютных величин. Однако, информация только в абсолютных величинах недостаточна для принятия решений, так как на ее основании нельзя оценить динамику показателей. Поэтому, наиболее используются коэффициенты или отношения, представляющие собой показатели финансового состояния предприятия. Полезность анализа отношений для принятия решений зависит от правильности их интерпретации. Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. Существуют такие виды сравнительного анализа:[11]
- горизонтальный, с помощью которого определяются абсолютные и относительные отношения статей по сравнению с началом отчетного периода;
- вертикальный, который используется для изучения структуры средств и источников, путем расчета удельного веса отдельных статей в итоговых показателях.
- трендовый, который базируется на расчете относительных отклонений показателей за ряд лет от уровня базисного года.
Методика анализа включает: анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, анализ структуры имущества и средств, вложенных в него, анализ оборачиваемости оборотных средств, анализ деловой активности и эффективностью управления.
Для формирования профессионального мнения относительно форм отчетности экономисты должны провести следующие процедуры:[12]
· Проверка соответствия показателей отчетности остаткам по синтетическим счетам на конец периода.
· Проверка отчетности на соответствие законодательству.
· Проверка полноты отражения показателей отчетности.
· Проверка взаимоувязки показателей отчетности.
· Проверка правильности разнесения остатков по строкам и разделам отчетности.
Также, при анализе соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности налоговым декларациям и статистическим отчетам можно провести аналитический анализ основанный на сопоставлении одинаковых показателей различных форм отчетности. Например, нераспределенная прибыль в «Отчете о прибылях и убытках» должна быть равна нераспределенная прибыль (убыток) «Бухгалтерского баланса».
13. Анализ прочей информации, содержащейся в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в пояснительной записке, подлежащей обязательному раскрытию в финансовой отчетности.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. при этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.[13]
Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия -это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.
Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов- это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа
Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот. В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга информацией.
Особенностями внешнего финансового анализа являются:[14]
- множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;
- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
- наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
- ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
- ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;
- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успеха фирмы.
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:[15]
- анализ абсолютных показателей прибыли;
- анализ относительных показателей рентабельности;
- анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
- анализ эффективности использования заемного капитала;
- экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.
Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и пр.
Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных- управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.
Особенностями управленческого анализа являются:[16]
- ориентация результатов анализа на свое руководство;
- использование всех источников информации для анализа;
- отсутствие регламентации анализа со стороны;
- комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
- интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;
- максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Состав представляемой финансовой отчетности, в зависимости от периода отчетов, состоит из баланса предприятия, формы №1, формы №2, формы №3 и пояснительной записки. В пояснительной записке поясняется основные факторы, которые повлияли на хозяйственные и финансовые результаты работы предприятия, освещается финансовая и имущественное состояние предприятия, какая часть уставного фонда на дату составления отчета фактически оплачена учредителями, в каком порядке определена стоимость нематериальных активов, внесенных участниками в УФ, каким органом и когда рассмотрено и утверждена годовая финансовая отчетность.
В пояснительной записке приводятся сведения о намерении изменить на будущий год методологию отражения отдельных хозяйственных операций, и включается ведомость результатов инвентаризации имущества, средств и расчетов, приводится курс пересчета иностранной валюты в национальную денежную единицу.
В пояснительной записке, также может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынка сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
Повышение эффективности хозяйствования во многом зависит от обоснованности, своевременности и целесообразности принимаемых управленческих решений. Всё это может быть достигнуто в процессе анализа финансового состояния предприятия.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.
Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.
Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Правила составления, сроки предоставления, порядок рассмотрения и утверждения бухгалтерских отчетов регламентирована Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и указаниями Министерства финансов РФ.
В соответствии с этими документами при составлении бухгалтерских отчетов и балансов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий:[17]
· Полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всего имущества, ресурсов, готовой продукции и расчетов;
· Полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов;
· Запись хозяйственных операций в бухгалтерском учете должна осуществляться только на основании надлежащего оформления документов или приравненных к ним технических носителей информации;
· Правильная оценка статей баланса.
При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченные дебиторскую и кредиторскую задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, полноту перечисления соответствующих налогов в бюджет, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом. Также следует обратить внимание на оценку положения организации на рынке ценных бумаг и причины имевших место негативных явлений.
При оценке финансового положения на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и пр. Дается характеристика динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций.
Кроме того, может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и иная информация; степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения); уровень эффективности использования ресурсов организации. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности.
Список литературы
1. Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г.
2. Бланк И.А. Управление денежными потоками. Киев: Ника-Центр; Эльга, 1999г.
3. Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1993г.
4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 1998г.
5. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Мн.: Высш. Шк., 2000г.
6. Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-448с.
[1] Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1993г.с.-8.
[2] Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г.с.-5.
[3] Бухгалтерский учет:Учеб.пособие.-4-е изд., перераб. И доп.- М.: ИНФРА-М, 2002- 543-545.с.
[4] Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г.с.-244.
[5] Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-108с.
[6] Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г.с.-251.
[7] Бланк И.А. Управление денежными потоками. Киев: Ника-Центр; Эльга, 1999г.
[8] Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1993г.с.-87.
[9] Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-317с.
[10] Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г.с.-329.
[11] Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г.с.-335.
[12] Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-331с.
[13] Бланк И.А. Управление денежными потоками. Киев: Ника-Центр; Эльга, 1999г.с.-267.
[14] Бланк И.А. Управление денежными потоками. Киев: Ника-Центр; Эльга, 1999г.с.-276.
[15] Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1993г.с.-126.
[16] Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1993г.с.-93.
[17] Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1993г.с.-146.