Содержание

Введение. 3

1. Сущность электронной коммерции. 4

2. Рынок Интернет-продукции. 5

2.1. Виды Интернет-магазинов. 6

2.2. Электронный магазин изнутри. 7

2.3. Преимущества электронной торговли. 8

3. Использование электронной коммерции. 9

Практическая часть. 11

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 17

Введение

Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды «электронных торговцев» и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в on-line режиме.

Электронная коммерция -  это такая форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.

Сейчас электронный рынок предлагает огромное количество разнообразных товаров и услуг. Со всем этим можно быстро, не выходя из дома ознакомиться через Интернет. Электронный рынок раскрывается через Интернет-магазины, где вся продукция представленна в удобном для покупателя виде.

Целью данной работы является рассмотрение электронного рынка для с точки зрения продавца и потребителя.

Задачами данной работы является рассмотрение:

1. Понятия электронной коммерции;

2. Электронного рынка;

3. Того, как используется электронная коммерция.

1. Сущность электронной коммерции

Электронная коммерция (e-commerce) - это ускорение большинства бизнес-процессов за счет их проведения электронным образом. В этом случае информация передается напрямую к получателю, минуя стадию создания бумажной копии на каждом этапе.[1]

Термин «электронная коммерция» объединяет в себе множество различных технологий, в числе которых - EDI (Electronic Data Interchange - электронный обмен данными), электронная почта, Интернет, интранет (обмен информацией внутри компании), экстранет (обмен информацией с внешним миром). Таким образом, электронную коммерцию можно характеризовать как ведение бизнеса через Интернет.

Под определение электронной коммерции подпадают не только системы, ориентированные на Internet, но также и «электронные магазины», использующие иные коммуникационные среды - BBS, VAN и т.д. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту.

На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги (digital cash), микроплатежи и электронные чеки.

Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих.


2. Рынок Интернет-продукции.

Взаимосвязь продавцов и потребителей

Одним из «измерений», характеризующих многомерный мир электронной коммерции, является тип потребителя продукции. Требования, вытекающие из задачи обслуживания частных («физических» - в отечественной терминологии) лиц, сильно отличаются от требований, возникающих при работе с корпоративными клиентами - фирмами и компаниями. Корпоративные клиенты - бизнес-партнеры - должны быть определены заблаговременно, расширение их круга - достаточно деликатный процесс. (Для обозначения формы электронной коммерции, ориентированной на корпоративных клиентов, в англоязычных источниках используется термин business-to-business, в отличие сектора business-to-consumer, ориентированного на работу с частными лицами). В то же время целесообразность увеличения числа частных клиентов не вызывает сомнений - чем больше, тем лучше (конечно, в разумных пределах).[2]

Электроный рынок объединяет в себе различные виды товаров и услуг, которые потребитель может приобрести через Интернет. Потребителем, покупающим товар или услугу через Интернет может быть как юридическое, так физическое лицо.

Какие же типы товаров продаются сегодня через Web? Мы не сделаем открытия, сказав, что заметную часть в этом списке занимают программные продукты и средства вычислительной техники. Действительно, WWW основывается на компьютерных технологиях, и для полнокровной работы с мультимедийными Web-разделами необходимы наиболее современные программные и технические средства. Более неожиданным представляется взлет других секторов рынка, особенно таких, как путешествия и финансовые услуги.

2.1. Виды Интернет-магазинов

Для того, чтобы купить товар через Интернет, нужно воспользоваться элетронным магазином. В таком магазине и происходит встреча продавца и покупателя. Причем, независимо от типа Интернет-магазина, их отличают от обычных магазинов несколько отличительных особенностей, а именно:

·                   сниженные цены (магазины избавляются от излишков и сокращают свои накладные расходы);

·                   усовершенствованный сервис (индивидуальный подход, ясность и простота) с организацией виртуальных витрин;

·                   доступность (можно воспользоваться Интернет-магазином даже не выходя из дома).

Как и в реальном рынке, в виртуальном существует несколько видов магазинов. Каждый вид использует собственную конкуренцию на рынке, что, естественно, сказывается как на цене, так и на качестве продукта. В целом можно выделить три основных типа электронных магазинов: электронные супермаркеты, специализированные магазины и мелкорозничные магазины. У многих понятие интернет - магазина до сих пор ассоциируется с небольшой комнатой, где сидят операторы, принимающие заявки. Однако интернет - магазин — это достаточно сложный механизм, у которого должна быть грамотно поставлена логистика. Необходима координация многих служб, обеспечивающих работу магазина. Это менеджеры по работе с поставщиками, маркетологи, горячая линия технической поддержки и, конечно же, курьерская служба. При создании интернет – магазина нередко возникают проблемы, причем в большинстве случаев, у разных предпринимателей, они одни и те же. Имея представление о таких проблемах, предприниматель может существенно уменьшить шанс потерпеть неудачу в интернет.

Другой проблемой при создании интернет магазина является привлечение внимания аудитории. При создании электронных торговых центров под одной крышей не учли, что в Интернете имеется возможность легко и мгновенно переключиться с одной страницы на другую и группировка разнородных вещей на одном сервере теряет смысл В отличие, скажем, от реальных торговых центров, где объединение под одной крышей обусловлено экономией на торговых издержках, времен и т п.[3]

2.2. Электронный магазин изнутри

Итак, что же видит пользователь, зашедший в магазин? Во-первых, список товаров, находящихся на складе. Так как онлайновый “прилавок” как правило привязан к системе автоматизации какого-либо предприятия, то этот список содержит те же изделия, что имеются в продаже и в обычных (не виртуальных) магазинах. Содержимое склада представляется обычно в виде иерархической древовидной структуры, базовыми элементами которой являются группы товаров. Если щелкнуть мышью на группе, то она разворачивается, открывая список подгрупп или конкретных изделий определенного типа. Иногда покупатель может посмотреть картинку с изображением товара и его характеристики, а также добавить его в свою корзинку. Наполнив корзинку, клиент отдает команду “Выполнить заказ” и выбирает удобную для него форму оплаты. Если он покупает в магазине впервые, то его обычно просят указать некоторые сведения о себе — имя, телефон, адрес и др. Корпоративный покупатель сообщает название предприятия, номер расчетного счета, имя и телефон контактного лица. На этом этапе покупателю присваивается определенный идентификационный код. Это делается для того, чтобы когда он зайдет в магазин в следующий раз, всю указанную выше информацию можно будет не вводить — достаточно указать свой код. Затем клиенту пересылается счет, по которому он может оплатить и получить товар в магазине в течение определенного времени.  Онлайновый магазин позволяет осуществлять оплату и по кредитной карточке. В этом случае вместе с информацией о себе или своим кодом клиент сообщает номер кредитной карты, после чего происходит авторизация кредитной карточки в процессинговом центре. В случае успеха деньги на счету клиента блокируются, а товар на складе резервируется. После этого сотрудники фирмы связываются с покупателем по телефону и отправляют ему товар с курьером; при желании клиент может приехать в магазин и забрать покупку сам. В момент передачи товара кредитная карточка клиента прокатывается, и он закрепляет сделку своей подписью на слипе. Так как авторизация карты осуществляется в момент резервирования товара, то при ее прокатке взаимодействие с процессинговым центром уже не требуется. В завершение операции слип передается в банк, а деньги списываются со счета покупателя и переводятся на счет магазина. Корпоративному клиенту может просто высылается счет с указанием всех реквизитов. Товар может быть получен в магазине или доставлен заказчику после перевода денег по этому счету.

2.3. Преимущества электронной торговли

Если розничные электронные магазины для российского рынка это все еще экзотика, то преимущества ведения деловых операций через Интернет многие компании почувствовали уже сейчас. Занимаясь электронной коммерцией, в отличие от традиционных продаж товаров и услуг,  у фирмы есть масса преимуществ, вот лишь некоторые из них:

·                   значительно увеличивается оперативность получения информации;

·                   значительно сокращается цикл производства и продажи, т.к. больше нет необходимости каждый раз вводить полученные документы, к тому же снижается вероятность возникновения ошибок ввода;

·                   значительно снижаются затраты, связанные с обменом информацией за счет использования более дешевых средств коммуникаций;

·                   использование интернет-технологий электронной коммерции позволяет компании стать более открытой по отношению к клиентам;

·                   позволяет легко и быстро информировать партнеров и клиентов о продуктах и услугах;

·                   позволяет создавать альтернативные каналы продаж, например, через электронный магазин на корпоративном сайте.


3. Использование электронной коммерции

Применение современных Интернет-технологий в бизнесе не ограничивается созданием Web-сайта или электронного каталога с возможностью заказа, а подразумевает использование технологии и накопленного опыта для глубинной перестройки способов ведения деловых операций при помощи Интернет и сопутствующих сетевых компьютерных технологий. Электронная коммерция - это процесс зарабатывания денег с использованием Интернет-технологий[4].

Успех реализации модели электронной торговли в Сети определяется тремя составляющими:

·  Выбор верной технологической платформы

·  Наличие конкурентоспособного продукта

·  Наличие необходимой инфраструктуры и бизнес-процессов

 Если отсутствует хотя бы одно из этих звеньев, то внедрение современных технологий не приведет к успеху.

В первую очередь, использование технологий онлайновой торговли необходимо компаниям, имеющим развитую региональную партнерскую сеть, так как позволит значительно снизить стоимость обработки заказов.

После внедрения методики работы с региональными партнерами через Интернет, компания смогла сократить затраты на оформление и обработку заказов более чем в 2 раза.

На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги (digital cash), микроплатежи и электронные чеки.

Практическая часть

Для выполнения практической работы были посещены различные сайты фирм, занимающихся реализацией различного торгового оборудования через Интернет. Здесь представлены товары электронного рынка, предоставляющего различные плиты, газовые конфорки, торговые стилажи, витрины, весы, кассовые кабины и боксы, прилавки, морозильные камеры и так далее. Для более глубоко анализа были взяты шесть различных сайтов и рассмотрены с точки зрения различных показателей, приведенных в таблице 1.

1. На сайте http://www.alekc.ru/info-30-1.htm  представлено выставочное и торговое оборудование.


2. Сайте http://www.tot.ru представлено весовое оборудование (автономные весы).

3. На сайте можно  http://www.vistaplus.ru можно приобрести кассовые кабины и боксы.

4. На http://www.consonance.ru сайте продается торговое оборудование – прилавки.


5. На сайте http://www.holodneva.ru/katalog/vozd/vozd.htm представлены Островные ванны.

6. На сайте http://www.3to.ru можно найти замечательные электрические плиты.

 


Краткие итоги по практической части работы:

В приведенной ниже таблице проведена оценка посещенных сайтов по некоторым критериям.

Критерии

Сайты

1

2

3

4

5

6

Поисковая система

ya.ru

aport. ru

ya.ru

ya.ru

aport. ru

google. ru

Адреса посещенных сайтов

http://www.alekc.ru/info-30-1.htm

http://www.tot. ru

http://www.vistaplus.ru

http://www.consonance. ru

http://www.holodneva.ru/katalog/vozd/vozd.htm

http://www.3to.ru

Цены на интересующие изделия

5`008.50 руб.

2`213 руб.

1`430 руб.

12`820 руб.

9`752 руб.

7`388 руб.

Оформление сайтов (по пятибалльной шкале)

3

3

4

2

4

5

Существует ли служба послепродажной поддержки

+

-

-

+

+

+

Использует ли данная фирма возможности электронной коммерции в полном объеме

+

+

+

+

+

+

Таблица 1. Критерии оценки сайтов торгового обрудования.

 

Заключение

Итак, в условиях рыночной экономики в России появился новый вид бизнеса – интернет бизнес. Он коренным образом отличается от обычного – он развивается так же стремительно как и сама среда интернет позволяет работать на виртуальном рынке; позволяет существенно расширить круг потенциальных клиентов.

Ситуация с электронной коммерцией в России остается довольно сложной. Это происходит из-за несовершенства и противоречивости отечественного законодательства, а так же из-за малой покупательской способности граждан нашей страны. Большинство интернет-магазинов в России держаться, если можно так сказать, исключительно на энтузиазме.

Кроме этого большое количество российских виртуальных магазинов на данный момент являются лишь каталогами: при оформлении покупки они высылают пользователю счет, который нужно самостоятельно оплатить, придя в банк. При этом теряется одно из главных достоинств электронной коммерции — возможность купить какой-либо товар не выходя из дома.

И тем не менее, благодаря электронной коммерции покупатель может приобрести нужный ему товар, который предоставляет электронный рынок, а продавец выгодно его продать. Стоит лишь надеется, что наша страна вскоре сможет принимать электронный бизнес, как и традиционный, в полном объеме, тем самым обеспечивая население качественным товаром, быстро, надежно и точно в срок.

Список использованной литературы

1. Балабанов В. Ю. Электронная коммерция. Русская деловая мысль, 2000г.

2. Дэвид Козье Электронная коммерция. Microsoft Press/Русская редакция, 1999г.

3. Кантарь И.Л. «Автоматизированные рабочие места управленческого аппарата». - М.: 1990г.

4. Международный компьютерный еженедельник «Computer World» Россия, 4, 5, 6, 2001г.

5. Соколова А. Н., Геращенко Н. И. Электронная коммерция. Мировой и российский опыт. Открытые системы, 2000г.





[1] Балабанов В. Ю. Электронная коммерция. Русская деловая мысль, 2000г.

[2] Балабанов В. Ю. Электронная коммерция. Русская деловая мысль, 2000г.

[3] Соколова А. Н., Геращенко Н. И. Электронная коммерция. Мировой и российский опыт. Открытые системы, 2000г.

[4] Международный компьютерный еженедельник “Computer World” Россия, 4  2001г.