Сибирский Университет потребительской кооперации

Кафедра маркетинга






Курсовая работа.


по дисциплине__________________________________

на тему  Маркетинговые исследования: принципы, методология, направления.


                                                                        

                                                      Студентки I курса

                                                      Беляевой Татьяны Александровны


                                                      Руководитель_____________________

_________________________________

_________________________________

                     

                        Оценка после защиты

_________________________________


    Состав комиссии__________________

_________________________________

_________________________________


 Дата защиты______________________


 

 

Новосибирск 2004 Содержание:


Введение. 3

1. Сущность  и задачи маркетинговых исследований. 4

2. Виды маркетинговых исследований. 8

3. Формы  организации маркетинговых исследований. 12

4. Пример маркетингового исследования. Рынок домашних  компьютеров. 27

Заключение. 31

Список литературы: 32

Приложение. 33

Введение


В настоящее время проблема маркетинговых исследований рынка является чрезвычайно актуальной для любой фирмы, даже не очень крупной. Переход экономических отношений на международный, всемирный уровень привёл к тому, что маркетинговые исследования стали неотъемлемой частью маркетинговой деятельности любой фирмы, нацеленной на получение значительной прибыли, то есть фактически каждой более или менее видной фирмы. Если её руководство заинтересовано в увеличении  прибыли, оно в современных условиях должно переориентировать производственную деятельность своей фирмы, нацеливая её на большее соответствие нуждам потребителей. Для этого необходимо исследовать текущую ситуацию на рынке, включая изучение предпочтений потребителей и их отношение к товарам конкурирующих фирм. Для изучения рыночной ситуации и организуются маркетинговые исследования рынка, в результате которых руководство фирмы получает информацию об отношении потребителей к её продукции и, исходя из неё, может принять решение о дальнейшем поведении фирмы на рынке. При таких исследованиях очень важно, чтобы полученная информация была максимально точной и достоверной, потому что в обратном случае, есть риск принятия неверного решения.
Цель данной работы – освещение сути, целей, средств, методов, видов и форм организации маркетинговых исследований.
Задачи данной курсовой работы следующие: рассмотрение причин необходимости проведения маркетинговых исследований, порядка их подготовки, способов проведения и получения результатов.
 

1.    Сущность  и задачи маркетинговых исследований


Сначала рассмотрим суть понятий маркетинговое исследование.

Маркетинговое исследование –  это аналитическая функция маркетинга, связывающая потребителей, конкурентов и общественность с маркетологами посредством информации, которая используется для распознавания и определения возможностей и проблем; выработки, оптимизации и оценки маркетинговых действий, определения эффективности комплекса маркетинга и улучшения понимания маркетинга как процесса. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности, они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга, внешней и внутренней среды предприятия. По Котлеру маркетинговое исследование - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ, отчет о результатах.[1]

У Эриашвили есть довольно сходное определение, согласно которому маркетинговые исследования – это объективный сбор, учёт и анализ всех данных, касающихся проблем продажи и перемещения товаров от производителя к потребителю.[2]  

По Голубкову, маркетинговые исследования – это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынком, потребителями, конкурентами, т.е. со всеми элементами внешней среды маркетинга.[3]

Если совсем коротко, то маркетинговые исследования – это сбор данных и информации о рынке.[4]

Фирма может проводить исследование сама, а может заказать его у специализированных фирм. Вот наиболее типичные вопросы, решаемые в ходе маркетинговых исследований:

-                    изучение характера рынка,

-                    замеры потенциальных возможностей рынка,

-                    анализ распределения долей рынка между фирмами,

-                    анализ сбыта,

-                    изучение тенденций деловой активности,

-                    изучение товаров конкурентов,

-                    краткосрочное прогнозирование,

-                    изучение реакции на новый товар и его потенциала,

-                    долгосрочное прогнозирование,

-                    изучение политики цен.

«История развития маркетинговых исследований показывает, что их необходимость связана с активным процессом расширения производства и появления новых технологий во всех сферах производства и обращения товаров и услуг, информатизацией производства и распределения продуктов, ростом социальных и культурных потребностей потребителей, с эволюцией маркетинга как философии и инструментария предпринимательства».[5]
«В условиях рыночных отношений для предпринимателя имеют большое значение коммуникации с покупателем, со всеми заинтересованными в той или иной сделке субъектами, возрастает роль информационных технологий в разработке и ускорении принятия решений. Необходимо заведомо знать ориентацию покупателя на покупку, его мотивы, нужды и потребности. Важнейшее значение приобретает конкурентоспособность продукции, необходимо постоянно обновлять технологии, ассортимент выпускаемой продукции, создавать новые рынки, расширять производство, изменять организационные структуры управления, адаптируя их к основным изменениям характеристики рынка и поведения потребителя».[6]
Из изложенного ясно, что теперь уже не достаточно на предприятии или фирме иметь информацию только о внутреннем состоянии фирмы, ее производственно-экономической деятельности, также не выдерживают требований времени отделы сбыта, которые долгое время были ответственными за связи с потребителями, рекламу и распределение продукции. Требуется постоянное планирование всей производственной, маркетинговой и коммерческой деятельности фирмы, основанное на достоверной маркетинговой информации.
Главная цель маркетинговых исследований заключается в разработке концепции общего представления о структуре и закономерностях динамики рынка и обосновании необходимости и возможностей конкретной фирмы для более эффективной адаптации ее производства, технологий и структуры, а также выводимой на рынок продукции или услуг к спросу и требованиям конечного потребителя.[7]
«Главное назначение (результат) маркетинговых исследований - это генерирование маркетинговой информации для принятия решений в области взаимодействия (коммуникаций) субъектов маркетинговой системы, таких решений, которые обеспечивали бы требуемое рынком количество и качество товарных и сервисных сделок, соблюдая требования основных факторов внешней среды и потребителя».[8]
Основные задачи маркетингового исследования формируются в соответствии с общей функцией:
1.                Обеспечивать работу руководства предприятия;
2.                Заблаговременно оценивать шансы и риск;
3.                Содействовать на каждой фазе поиска решений объективности и представительности деловой ситуации;
4.                Способствовать пониманию при выработке целей и процесса обучения на предприятии.

Таким образом, маркетинговое исследование и его результаты служат эффективной адаптации производства или посреднической деятельности фирмы к состоянию рынка и требований конечного потребителя. «Результаты маркетинговых исследований предназначены руководству фирмы для принятия предпринимательских решений, связанных с неопределённостью поведения субъектов маркетинговой системы и сопровождающихся риском».[9] Проведение маркетинговых исследований связано с необходимостью уменьшения риска предпринимательской деятельности.

2. Виды маркетинговых исследований


По мнению автора данной курсовой работы, проведение маркетинговых исследований в скором времени станет массовой практикой. В то же время, может показаться, что маркетинговые исследования доступны не для всех - слишком трудоемкое, а значит дорогое удовольствие. Во многом из-за этой причины маркетинговые исследования существуют в настоящее время в двух видах: синдикативные и корпоративные.

Синдикативное исследование посвящено определенному рынку (например, рынку шоколада или рынку стройматериалов). При этом заказчиками одного исследования и, соответственно, потребителями результатов выступают не одна, а несколько фирм - порядка десяти. Это позволяет существенно снизить финансовые затраты корпораций на проведение исследования и, в тоже время, получить интересующую информацию о рынке.

Предполагается, что исследование позволит ответить на вопросы, представляющие интерес для всех производителей данной отрасли. Такими вопросами могут быть: емкость рынка, доля отдельных участников рынка, предпочтения потребителей, приверженность к марке и другие.

Как проводятся синдикативные исследования. Содержание такого исследования, как правило, определяется исследовательской фирмой. Перед его проведением фирма согласовывает с потенциальными заказчиками круг вопросов, предполагаемых к изучению.

В качестве методов, используемых для проведения синдикативных исследований, как правило, избираются: кабинетные исследования, фокусирование в группе и глубинное интервью. Подробно эти и другие методы описаны в разделе "методы корпоративных исследований".

Результаты синдикативных исследований являются собственностью исследовательской фирмы и могут быть приобретены фирмой-заказчиком по подписке (в случае проведения регулярных, ежеквартальных исследований), либо путем одноразовой покупки отчета с результатами конкретного исследования.

Преимущества и недостатки синдикативных исследований. Среди очевидных достоинств синдикативных исследований является их низкая стоимость и достаточно емкая информативность. К недостаткам можно отнести общедоступность и достаточно "общий" характер информации. Вполне возможно, что фирма-заказчик нуждается в более детальной, "частной" информации, и синдикативного исследования будет недостаточно.

В решении этой задачи может помочь участие заказчика в маркетинговом опросе. Маркетинговый опрос обычно проводится вместе с синдикативными исследованиями и по похожим принципам. Анкета для маркетингового опроса составляется на основе вопросов, сформулированных заказчиками. Результаты опроса являются собственностью исследовательской фирмы и доступны для всех его участников.

В качестве респондентов такого опроса, как правило, выступают потребители интересующей нас отрасли. Количество вопросов в анкете ограничено, поэтому каждая фирма-заказчик имеет возможность разместить в анкете только 1-2 вопроса.

Таким образом, синдикативное исследование с использованием опроса дает возможность заказчику при сохранении низких затрат получить более индивидуальные данные.

В случае, когда фирма-заказчик хочет получить более глубокие, специфические сведения и, к тому же, сохранить их конфиденциальный характер, лучшим решением станет проведение корпоративного исследования.

Корпоративное исследование представляет собой исследование по заказу и в интересах единственной корпорации. Степень участия исследовательской фирмы в корпоративном исследовании может быть разной.

Самый простой вариант, когда фирма-заказчик предоставляет уже разработанное техническое задание и анкету, заказывая только "полевые" исследования. Сложный, когда все этапы маркетингового исследования осуществляет исполнитель.

Как проводятся корпоративные исследования. Содержание корпоративного исследования, в конечном счете, определяется заказчиком. И подобно тому, как нет одинаковых фирм-заказчиков, каждое корпоративное исследование непохоже одно на другое.

Первоначально для определения задач исследования исполнителю требуется несколько уточняющих встреч-консультаций с заказчиком. После этого исполнитель определяет методы проведения исследования и составляет техническое задание.

Методы для проведения корпоративного исследования определяются в соответствии со сложностью и характером задачи. Чаще других используются: фокусирование в группе, массовый опрос, эксперимент, глубинное интервью. Подробно эти и другие методы описаны в разделе "методы корпоративных исследований".

Преимущества и недостатки корпоративных исследований. К очевидным преимуществам корпоративных исследований следует отнести индивидуальный подход, "закрытый характер" информации. К недостаткам - относительно высокую стоимость выполняемых работ.

Таким образом, синдикативные и корпоративные исследования решают похожие, даже близкие задачи, имея в то же время существенные, принципиальные для заказчика, отличия. Вместе с тем, конкретный инструментарий, используемый как в синдикативных, так и в корпоративных исследованиях, опирается на общие методы маркетинговых исследований.

 Маркетинговые исследования можно разделить по предметам исследования:

1. Исследование конкуренции. После такого исследования фирма получает таблицу конкурентов, карту конкурентов исследуемого региона, таблицу сравнительного анализа с товарами-конкурентами и товарами- заменителями, характеристику данного товарного рынка по конкуренции и тенденции изменения конкуренции на данном рынке.

 2. Исследование потребителей. После такого исследования фирма может определить выбор критериев сегментации, сегменты организаций, сегменты индивидуальных покупателей, тенденции изменения покупательского поведения на данном товарном рынке.

 3. Общее исследование рынка заданного товара. После такого исследования фирма получает общую характеристика товарного рынка, конъюнктуру рынка данного товара (товарной группы), может определить факторы, влияющие на спрос и предложение, и их значимость, прогноз спроса и предложения на заданный срок.

 

   

 

 

 

 

  3. Формы  организации маркетинговых исследований


Вопросы правильной организации маркетингового исследования приобретают на сегодняшний день особое значение в условиях перехода отечественной экономики к стабильной экономической формации, базирующейся на рыночных взаимоотношениях. Достаточно очевидны для нас неудачи многих промышленных предприятий (особенно в рамках конверсии военно-промышленного комплекса) выйти на отечественный и зарубежный рынок с новыми товарами и услугами. В большинстве случае причиной неудач являлась неточная оценка потенциального рынка и не реалистичное не маркетинговое отношение к позиционируемым товарам или услугам. Очевидным "камнем преткновения" для многих практикующих экономистов и маркетологов стало отсутствие адекватных методических и алгоритмических отечественных разработок по оценке товаров и рынков в процессе их выведения на рынок. Зарубежные разработки в этом вопросе не всегда адекватны той экономической ситуации, которая сложилась на отечественном рынке, поэтому их применимость без соответствующей адаптации крайне ограниченна. Именно этот вопрос является одним из главных при разработке маркетинговых исследований.

При формировании нового продукта или услуги, а также в случае их репозиционирования на рынке компания сосредотачивает свои усилия на решении двух основных вопросов. Во-первых, необходимо знать рынок продукта и все составляющие: начиная от емкости и кончая особенностями позиционирования на нем товаров и услуг. И, во-вторых, необходимо уяснить "природу" продукта, его маркетинговую первооснову. Эти обе проблемы создают целый ряд трудностей в процессе их рассмотрения, особенно в тех случаях, когда природа рассматриваемого продукта имеет несколько несовместимых свойств, каждое из которых привлекательно для различных по численности потребительских групп с различными интересами (сегментов). Помимо фундаментальных нужд, реализованных в продукте, продукт на рынке должен содержать и дополнительные, часто трудно учитываемые свойства, которые для успешного позиционирования продукта маркетолог должен в нем воплотить. Но как развиваются эти потребности? Как маркетолог совершенствует свойства изделия, которые потребители считают наиболее важными? Для того чтобы позиционировать товар на рынке наиболее эффективно маркетолог должен ответить на эти вопросы, а также на все те, что возникнут в процессе разработки товара и выведении его на рынок. Обе эти вышеозначенные проблемы имеют общую основу, состоящую в том, что компании и их маркетологи часто сталкиваются с целым рядом проблем, в попытках обрисовать себе то, что потребители хотят видеть в товаре или услуге.

Вышеозначенная задача подразумевает разработку способа обработки характеристик, который бы сводился к анализу потребительской удовлетворенности в системе стандартизированного маркетинга. Поставленной целью при создании способа анализа является формирование экономико-математической базы, позволяющей проводить комплексную количественную оценку многокомпонентной рыночной системы для ситуационного определения оптимальной рыночной ниши по критериям емкости и удовлетворенности. Принцип описания многокомпонентной рыночной системы должен учитывать принципиальную возможность включения в рассматриваемую систему одновременно всех компонентов рынка: товар, в его количественной и качественной оценке; сегментированных потребителей; конкурентов. Алгоритм способа должен иметь реализацию в рамках математического программирования и реализован в виде программы для ЭВМ. Способ анализа основных компонентов рыночной системы для ситуационного определения оптимальной рыночной ниши по критериям емкости и удовлетворенности, включающий выделение сбытовых сегментов и определение их емкости, анализ хозяйственного профиля основных конкурентов и исследование перспективности сегментов, должен отличаться от существующих аналогов тем, что с целью создания экономико-математической базы, позволяющей проводить комплексную количественную оценку многокомпонентной рыночной системы для ситуационного определения оптимальной рыночной ниши по критериям емкости и удовлетворенности должно реализовываться сведение всего комплекса вышеуказанного анализа к единому алгоритму, отражающему состояние рыночной системы в рамках общей таблично визуальной схемы, позволяющей рассматривать рыночную систему как динамическую модель при изменении исходных данных для расчета алгоритма.

Процесс организации  маркетинговых исследований включает в себя несколько стадий:

Определение проблемы и целей исследования.


Нельзя начинать какие-либо исследования до тех пор, пока не определена суть (природа) проблемы. Стадия распознавания и определения проблемы является первым шагом в процессе нахождения решения. Невыполнение задач по сбыту, растущее число неоплаченных счетов и низкий оборот – все это является сигналом, или симптомом, более серьезных проблем. Исследователи должны распознать и определить проблемы, скрытые за этими симптомами. Неправильное определение проблемы может привести к неправильному решению.

Цели маркетинговых исследований вытекают из сформулированных проблем. Цели должны быть ясно и четко сформулированы, быть достаточно детальными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения.

Определение объектов исследования.


Когда определена проблема, можно сформулировать задачи исследований. Как правило, исследование включает в себя решение одной из четырех задач: разработать, описать, проверить гипотезы и предсказать.

Исследование с целью разработки проводят, когда необходимо получить больше информации по данной проблеме, более четко сформулировать гипотезы, или когда необходимы новые гипотезы. Исследования с целью описания проблем, проводятся, когда нужно описать такие объекты, как рынок или его часть (сегмент), определяя его характеристики на основе статистических данных.

Если задачей маркетинговых исследований является проверка гипотез относительно взаимосвязи между независимыми и зависимыми переменными, фирмы проводят исследования с целью выявления причин, вызвавших возникновение проблемы. Например, исследование, проведенное с целью описания проблемы, может выявить, что фирма снизила цены на свою продукцию, и одновременно с этим на рынке возрос спрос на нее, но оно не может определить, было ли снижение цены причиной роста объемов продаж. Объем продаж мог вырасти вследствие других факторов – увеличения покупательной способности потребителей или снижения маркетинговых усилий конкурентов. Исследования с целью выявления причин, вызвавших возникновение проблемы, призваны показать, или что снижение цены (независимая переменная) является причиной роста объемов продаж (зависимая переменная), или что снижение цены не является причиной роста объемов продаж.

Разработка плана исследования

Создание проекта исследования является возможно самой важной стадией процесса маркетинговых исследований. Проект исследования -– это общий план проведения маркетинговых исследований; он определяет потребности в различных данных и процедуру сбора, обработки и анализа этих данных. Со стороны исследователя разработка плана требует больших способностей. Эта стадия включает в себя не просто выбор определенных методов проведения маркетинговых исследований, а разработку в рамках маркетинговых исследований специфических задач.

На этом этапе также определяется потребность в информации, тип требуемой информации, источники и методы ее получения.

Сбор данных

С точки зрения организации процесса существует по крайней мере три альтернативных подхода к сбору данных: осуществление данного процесса силами сотрудников маркетинговой службы, силами специально созданной группы или с привлечением компаний, специализирующихся на сборе данных. Процесс сбора информации обычно является самым дорогим этапом исследования. Кроме того при его реализации может возникнуть достаточно большое количество ошибок (Подробнее см. в конце данного раздела).

Анализ данных

Анализ данных начинается с преобразованием исходных данных (введение в компьютер, проверка на наличие ошибок, кодирование, представление в матричной форме). Это позволяет перевести массу необработанных данных в осмысленную информацию. Далее проводится статистический анализ (рассчитываются средние величины, частоты, коэффициенты регрессии и корреляции, осуществляется анализ трендов и т.д.).

 

 

Представление результатов

Полученные в результате проведенного исследования выводы оформляются в виде заключительного отчета и представляются руководству фирмы. Не всем менеджерам для принятия решений нужны все полученные результаты. Менеджеров могут не посвящать в тонкости проведенного исследования, но доверять полученным результатам они должны. Помимо написания отчета можно сделать его устную презентацию. В данном случае имеется возможность ответить на возникшие вопросы.

 И так, фирма может заказать проведение маркетинговых исследований несколькими способами. В научной литературе, а также и на практике употребляются самые различные понятия, относящиеся в той или иной степени к содержанию маркетинговых исследований: исследование рынка, исследование сбыта, исследование мотивов, исследование потенциала, маркетинговая разведка, социальные исследования, исследование лучшего опыта организации производства и путей повышения производительности на предприятиях своих партнеров и конкурентов, включая смежные отрасли (бенчмаркинг) и другие. Исследования производятся во многих сферах: реклама, коммерческая деятельность, ответственность фирмы, разработка товаров, сбыт и рынки.

 Наиболее типичные решаемые задачи: изучение характеристик рынка, замеры его потенциальных возможностей, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его потенциала, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.[10]

Методы проведения маркетинговых исследований, по Джобберу, делятся на 5 видов:

Методы анализа документов

Методы опроса потребителей

Экспертные оценки

Экспериментальные методы

Экономико-математические методы


У Эриашвили есть несколько иное деление:

Общенаучные методы (системный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование)

Аналитико-прогностичесие методы (линейное программирование, теория массового обслуживания, теория связи, теория вероятностей, сетевое планирование, экономико-статистические методы, экономико-математическое моделирование, экспертиза)

Методы, заимствованные из разных областей знаний – социологии, психологии, эстетики, дизайна, экологии.

Классическое маркетинговое исследование включает регулярное исследование рынков сбыта собственной продукции и включает в себя процесс по выработке пакета документов о потенциале предприятия, его взаимосвязь с внешней средой, о характере конкуренции, конкурентах на рынке, о характеристиках их производства, состоянии маркетинга, коммерции и работе с потребителями. Современное маркетинговое исследование - это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений в системе предпринимательства. Классическое определение маркетингового исследования дополняется теперь необходимостью использования внешних факторов, влияющих или могущих оказать влияние на поведение фирмы и ее продукции на рынке, на ее взаимодействие с партнерами и конкурентами. Таким образом, маркетинговое исследование представляет собой более широкое понятие, которое включает в себя исследование рынка сбыта, исследование внутренней среды фирмы, исследование маркетингового инструментария, его разработанности и эффективности использования, исследование рынка производительных сил (рабочая сила, сырье и материалы, денежный рынок и рынок капитала), исследование внешней среды, организацию исследований на основе бенчмаркинга и проведения маркетинговой разведки.[11]

При выделении частных задач маркетингового исследования следует ориентироваться на главные цели и структурные элементы процесса принятия маркетинговых решений, основными из которых являются:

Фаза побуждения и инициативы исследования, где выявляются и анализируются маркетинговые проблемы;

Фаза поиска, в рамках которой определяются альтернативные маркетинговые мероприятия, обосновываются и формируются цели, а также устанавливается необходимый перечень данных о рынке;

Фаза оптимизации, где на основе принятых альтернативных маркетинговых возможностей и их анализе в рамках предполагаемых результатов выбираются наиболее благоприятные маркетинговые мероприятия;

Фаза реализации, которая предполагает передачу выбранных маркетинговых мероприятий для использования;

Фаза контроля, где осуществляется наблюдение за внедрением маркетинговых мероприятий и их результативностью. При обнаружении отклонений между плановыми и контрольными значениями результативных показателей маркетинговых мероприятий информация, получаемая в результате ревизии передается обратно лицу, принимающему решение. Затем проводятся мероприятия по устранению обнаруженных отклонений, а при необходимости вырабатываются новые решения с учетом адаптации к требованиям окружающей среды. После фазы контроля процесс принятия решений закрывается и переходит к новому началу - к фазе побуждения и инициативы.

На практике применяют различные формы проведения маркетинговых исследований, классификация которых осуществляется по следующим критериям:

По виду объекта исследования - например, при исследовании рынка это исследование рынков сбыта, рынков производительных сил, рынка капитала и т.д.; исследование внутренней среды фирмы; исследование окружающей среды;

По территориальному признаку - например, при исследовании рынка это региональное, национальное, интернациональное исследование;

По временному признаку - например, для исследования рынка это ретроспективное, оперативное (текущее), диагностическое, прогнозное исследование;

По продуктивному (вещевому) признаку - например, для исследования средств производства, средств потребления, услуг;

По виду показателей, характеризующих объект исследования, которые делятся на объективные исследования, например, для исследования сбыта - это цена, объем продаж, структура спроса и на субъективные исследования, например, для исследования сбыта - это возраст, пол, профессия;

По способу получения данных и информации - различают первичные, полевые, и вторичные, кабинетные.[12]

В существующей практике считается возможным проведение поиска данных о состоянии рынка, или уровня маркетингового потенциала, например, сразу же как менеджер поставил проблему исследования. Однако это не совсем так. Для начала исследовательского процесса должны быть определены потенциальные причины, симптомы проблемы и общая потребность в информации для решения этой проблемы. Таким образом необходимая потребность в информации должна быть сначала переведена на язык исследовательской задачи. Требуется установить в каком виде необходима информация, для чего она будет использована, для решения проблем с состоянием вещей, продукта, например, или для выявления причинно-следственных связей между переменными, различными факторами, которые оказывают или могут оказывать влияние на состояние продукта с точки зрения маркетинга.[13]

В процессе организации маркетингового исследования обычно выделяют несколько основных этапов:

Первый этап - ознакомление с проблемой ситуации и задачами, которые поставлены менеджером перед маркетологом-исследователем. Здесь формируется первое представление о возможностях исследования, о наличии аналогичных исследований, их затратности, о возможных трудностях, которые могут быть связаны с видом, объемом и качеством маркетинговогоисследования. Выясняются следующие вопросы:

объём исследования

соизмеримость эффекта результатов исследования с затратами на него

существование для исследуемой или аналогичной проблемы готовых решений

значимость получаемой в результате исследования информации

обоснование и формирование постановки задач исследования

временные ограничения по представлению результатов исследования.

Выясняются цели исследования, которые могут быть поисковыми (предусматривающими сбор предварительных данных), описательными (предусматривающими описание определённых явлений) и экспериментальными (предусматривающими проверку гипотезу о какой-то причинно-следственной связи).

Второй этап - предварительное планирование исследования, а именно проверка полученных на первом этапе представлений о методическом и временном процессе исследования. Решаются такие вопросы, как содержание, количество и качество требуемой информации, имеющиеся в наличии источники информации, необходимость организации первичных исследований наряду с вторичными и в случае их необходимости – привлечение специализированных организаций, применяемые для анализа и прогноза методики, возможность применения ЭВМ для получения и обработки данных исследования, затраты средств и времени при заданном объёме исследований.

После ознакомления с исходной ситуацией следует выяснить, возможно ли достижение информационных целей собственными силами или же требуется подключение специализированных организаций к частичному маркетинговому исследованию. Это целесообразно, когда необходимо дополнительное первичное маркетинговое исследование, когда имеется опасность субъективного влияния на результаты исследований или когда исследование должно остаться анонимным.

При обосновании необходимости привлечения внешней научной организации (института) для проведения маркетинговых исследований можно использовать следующие критерии:

В какой области маркетинговых исследований наиболее известен специализированный институт?

Какие специалисты занимаются исследованиями маркетинговых систем?

Является ли институт членом специализированного исследовательского объединения?

Публикует ли институт результаты своих исследований в открытой печати?

Как институт осуществляет коммуникации с заказчиками? Работает по переписке или сразу же предлагается беседа?

Когда институт представляет на рассмотрение смету и график проведения исследования?

Предлагает ли институт заказчикам запланированный график исследования. Как он реагирует на требования заказчика о недопустимости превышения сроков исследования?

Как оперативно институт подготавливает необходимую дополнительную информацию?

Имеет ли институт собственные вычислительные программы и тесты, а также информационно-вычислительные технологии?

Как будет проводиться презентация отчета об исследовании? Какова структура отчета? Сопровождается ли отчет таблицами и графиками? Имеется ли сравнение информации со сведениями из других источников?

Выделяется ли институтом представитель для решения текущих вопросов, которые могут возникать у заказчиков?[14]

Третий этап - разработка рабочей концепции проведения исследования, осуществляется независимо от того будет ли исследование проводиться собственными силами или же будет привлекаться специализированная организация. Рабочая гипотеза проведения исследования структурно может включать такие разделы как:

продукт, номенклатура продуктов, системы установки. Здесь обращается внимание на то, имеются ли на рынке такие товары или выводятся на рынок новые товары аналогичного назначения;

определение главного назначения товаров: инвестиционного или производственного назначения, средств потребления длительного (автомобили, телевизоры, стиральные машины и др.) и краткосрочного потребления (продукты питания, услуги и др.);

система обеспечения качества: уровень техники, показатели производительности, дизайн, цены, отношение цен и производительности и другие свойства;

потенциальные покупатели (потребители): промышленность, торговля, общественные заказчики и прочие, включая конечных пользователей товаров, потребительские группы, отдельных покупателей;

характеристика снабжения рынка: время ввода на рынок и вывода с рынка товаров, с учетом динамики процесса их производства;

система сбыта продукции (пути сбыта, сбытовые организации): самостоятельная поставка конечному потребителю, торговля в розницу, оптовая торговля. Характеристика специалистов или предприятий сбыта, отраслевая направленность сбыта, система распределения, региональные трудности и проблемы сбыта.

конкуренция: общая ситуация конкурентной среды, положение на рынке основных конкурентов.

На четвертом этапе осуществляется предварительное обоснование и выбор путей и методов сбора маркетинговой информации. Обращается внимание на экономичность путей получения информации, представительность источников информации, важность и необходимость проведения первичных и вторичных исследований в системе сбора информации.

Вторичные данные  - данные, которые уже существуют, например, от предыдущих исследований, собираются из внутренних источников, вроде различных отчётов, и внешних, к которым относятся издания государственных источников, периодика, книги, услуги коммерческих организаций. Они дешевле и доступнее, чем первичные данные, однако могут оказаться устаревшими, неполными или ненадёжными.

Сбор первичных данных производится несколькими способами: наблюдение, эксперимент, опрос.[15] Наблюдение – способ, при котором исследователь ведёт непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой. Эксперимент требует отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля за переменными составляющими и установления степени значимости наблюдаемых различий. Опрос – способ где-то между наблюдением и экспериментом.

При сборе первичных данных есть два орудия исследования: анкета и механические устройства. Анкета – ряд вопросов, на которые должен ответить опрашиваемый. Она требует тщательной разработки, опробования и устранения найденных недостатков до начала её широкого использования. Вопросы могут быть закрытыми (включающими в себя все возможные варианты ответов) и открытыми (дающими возможность отвечать своими словами).

Для связи с аудиторией есть несколько способов. Интервью по телефону – лучший способ быстрого сбора информации, однако применим только к тем, у кого есть телефон, разговор должен быть кратким и не носить личного характера. Рассылаемая по почте анкета пригодна для вступления в контакт с людьми, которые могут не согласиться на личное интервью или попасть под влияние интервьюера, однако требуются простые, чётко сформулированные вопросы, а процент и скорость возврата таких анкет обычно низки. Личное интервью – самый универсальный метод, при котором результаты беседы могут дополняться личными наблюдениями интервьювера. Интервью бывают индивидуальными и групповыми.

Сбор данных обычно разделяют на два направления: данные и информация о внутренней среде фирмы и данные и информация о внешней (окружающей) среде.

Как правило, сведения о внутренней среде базируются на отчетных данных и имеющейся информации о перспективах деятельности фирмы, особенно, в системе сбыта продукции, ее поведения на рынке с учетом жизненного цикла.

Данные и информацию о внешней среде получают благодаря интенсивному изучению различных источников, как опубликованных, так и получаемых в результате бесед со специалистами и экспертами статистических организаций, из сообщений и отчетов специальной прессы,  публикаций министерств экономики, торговых палат.

Пятый этап - обработка информации. Она осуществляется в тесной связи с целями исследования и применяемых методов оценки. При этом, по надобности, усиливается количественный или качественный аспект анализа информации, чтобы она стала исходным базисом для осуществления прогнозов. Обработанная информация должна быть готова для введения в компьютерные системы с целью детальной обработки и дальнейшего хранения на тех или иных информационных носителях.

Шестой этап - подведение итогов, обобщение, предполагает проведение причинно-следственного анализа полученной информации, который позволяет сделать оценку достижения главной цели исследования, а именно достаточность полученной информации и ее достоверность. Здесь же обсуждается вопрос о надобности дополнительной информации.

Седьмой этап - оформление и презентация исследования. Отчет о проведенном исследовании составляется по произвольной форме, однако его структура может формироваться с учетом следующих рекомендаций:

указатель содержания отчета, что необходимо для облегчения поиска отдельных разделов, включает наиболее значимые этапы исследования;

реферат включает краткое описание важнейших и базовых результатов. Приводимые выводы и рекомендации подкрепляются извлечениями, фрагментами из таблиц и рисунков. Показываются важнейшие показатели объектов исследования;

постановка задач и обоснование целей исследования. В этом разделе указываются заказчик исследования, исходная ситуация, основания и цели исследования, время проведения исследования, оценочные показатели и их размерность;

представление отдельных результатов исследования. В соответствии с указателем содержания осуществляется описание важнейших результатов, рекомендации комментируются в соответствии с методикой исследования. Методические выводы, большие числовые таблицы и схемы используются при необходимости доказательства спорных вопросов, в других случаях их приводят в приложении;

приложение включает весь исходный и результативный цифровой материал, таблицы, схемы, рисунки, методы исследования, используемые опросные анкеты и средства, статистические таблицы о состоянии объектов исследования, указатель употребляемых сокращений и понятий, список встреч и интервью с респондентами, перечень приложений по вторичному исследованию.

4. Пример маркетингового исследования. Рынок домашних  компьютеров.


    В настоящее время,  в  Новосибирске  насчитывается  более  250 магазинов (предприятий), которые занимаются продажей, обслуживанием, ремонтом персональных компьютеров. Большинство из них, это предприятия мелкого и среднего бизнеса,  которые  имеют  похожее  товарное предложение, московских поставщиков, оказывают  похожие  дополнительные  услуги  и  так далее.  Единственное  их отличие, это цены на предоставляемые товары. 

    Далее рассмотрим три фирмы этого рынка. Это  “дорогой”  CompuLink,  “приемлемая”   ООО “Компьютеры и комплектующие”  и  “доступный”  Техмаркет.

CompuLink


Площадь торгового зала,  приблизительно 200 кв/метров. Основные поставщики находятся в Москве. CompuLink является  официальным  дилером  корейской  кампании CLR. Средний  объем продаж в день 1-3 компьютера, в неделю около 7-9,  а  в  месяц,  свыше  25  компьютеров. Основные покупатели

частные  лица, которые покупают примерно следующую конфигурацию компьютера  Pentium 200 MMX, 16, 2100, SVGA 2MB, Keyb/mouse. Товарное предложение приведено в таблице 1.

Таблица 1.

 №

                               Товарное предложение на 05. 04. 2004                            

       Цена

  1

Pentium 166 MMX, 16, 2100, SVGA 1MB, 14CLR, Keyb/mouse

  3339 руб.

  2

Pentium 200 MMX, 16, 2100, SVGA 1MB, 14CLR, Keyb/mouse

  3586 руб.

  3

Pentium 200MMX, 16, 2100, SVGA 2MB, 14CLR, Keyb/mouse

  5117 руб.

  4

Pentium 233 MMX, 16, 2100, SVGA 2MB, 14CLR, Keyb/mouse

  5301 руб.

  5

Pentium 333 MMX, 16, 2100, SVGA 2MB, 14CLR, Keyb/mouse

  5787 руб.

  6

Pentium III  MMX, 32, 2100, Sound, SVGA 2MB, 15CLR

  7571 руб.

  7

Pentium III  MMX, 32, 2100, Sound, SVGA 2MB, 15CLR

  9502 руб.

  8

Pentium IV  MMX, 32, 2100, Sound, SVGA 2MB, 15CLR

10867 руб.


Дополнительные услуги:

1)  Гарантия на все компьютеры, 12 месяцев.

2)  Станция технического обслуживания.

3)  Прием заказов по телефону.

4)  Бесплатная доставка в черте города.

5)  Скидки на программное обеспечение.

6)  Бесплатная настройка компьютеров.

Плюсы: хорошее обслуживание, большой торговый зал, привлекательные дополнительные услуги.

Минусы: достаточно высокие цены, небольшое товарное предложение (людям которые в области компьютерной техники недостаточно компетентны, выбрать наиболподходящий товар достаточно сложно).


ООО “Компьютеры и комплектующие”

Площадь  торгового  зала,  по  сравнению  с  CompuLink,  здесь  в  два  раза  меньше,  100  кв/метров.  Фирма работает на рынке 4 года. Основные потребители частные лица. Средний объем продаж в день 1  машина,  в неделю  3-4, в месяц 15-20 компьютеров. Товарное предложение приведено в таблице 2.

Таблица 2


 №             

                                  Товарное предложение на 05. 04. 2004

   Цена

  1  

Pentium 166 MMX, 16, 2100, SVGA 1MB, Keyb/mouse

3801 руб.

  2

Pentium 200 MMX, 16, 2100, SVGA 1MB, Keyb/mouse

3968 руб.

  3

Pentium 200 MMX, 32, 2500, SVGA 1MB, Keyb/mouse

4210 руб.

  4

Pentium 233 MMX, 32, 3200, SVGA 1MB, Keyb/mouse

4378 руб.

  5

Pentium 366 MMX, 64, 4300, SVGA 4MB, Keyb/mouse

8439 руб.

  6

Pentium III MMX, 32, 3200, SVGA 4MB, Keyb/mouse

7812 руб.

  7

Pentium IVMMX, 16, 4300, SVGA 1MB, Keyb/mouse

4241 руб.


ООО “Компьютеры и комплектующие” предоставляет следующие дополнительные услуги:

1)  Гарантия на все компьютеры, 12 месяцев, и более.

2)  Возможны любые изменения конфигурации по желанию заказчика.

3)  Возможность последующей модернизации компьютеров.

Плюсы:  относительно не высокие цены, приемлемый сервис обслуживани

Минусы: не самое  подходящее помещение (подвал),  нет доставки товаров на дом, нет после продажной установки компьютеров.

Техмаркет


Помещение площадью около  40 - 50 кв/метров.  Техмаркет  торгует компьютерами уже 1,5 года и за это относительно недолгое время,  зарекомендовал  себя как очень хорошее предприятие. Ассортимент товарного предложения приведен в таблице 3. Основные поставщики г. Москва,  предприятия ELCO, Intell, FORMOZA.

Таблица 3

 №  

                                      Товарное предложение на 05. 04. 2004                               

     цена

  1 

Pentium 166 MMX, 16, 1080, SVGA 1Mb

 3775 руб.

  2

Pentium 166 MMX, 16, 1600, SVGA 1Mb

 3887 руб.

  3

Pentium 166 MMX, 16, 2100, SVGA 1Mb

 3918 руб.

  4

Pentium 166 MMX, 32, 1080, SVGA 1Mb

 3943 руб.

  5

Pentium 166 MMX, 32, 1600, SVGA 1Mb

 4054 руб.

  6

Pentium 266 MMX, 32, 2100, SVGA 1Mb

 4085 руб.

  7

Pentium 266 MMX, 32, 2500, SVGA 1Mb

 4172 руб.

  8

Pentium 266 MMX, 32, 3200, SVGA 1Mb

 4408 руб.

  9

Pentium 266 MMX, 32, 4300, SVGA 1Mb

 4507 руб.

 10

Pentium 266 MMX, 32, 5200, SVGA 2Mb

 4786 руб.

 11

Pentium 200 MMX, 16, 1080, SVGA 2Mb

 3930 руб.

 12

Pentium 200 MMX, 16, 1600, SVGA 2Mb

 4042 руб.

 13

Pentium 200 MMX, 16, 2100, SVGA 2Mb

 4073 руб.

 14

Pentium 200 MMX, 32, 1080, SVGA 1Mb

 4098 руб.

 15

Pentium 200 MMX, 32, 1600, SVGA 1Mb

 4209 руб.

 16

Pentium 200 MMX, 32, 2100, SVGA 1Mb

 4240 руб.

 17

Pentium 200 MMX, 32, 2500, SVGA 1Mb

 4327 руб.

 18

Pentium 200 MMX, 32, 3200, SVGA 1Mb

 4563 руб.

 19

Pentium 200 MMX, 32, 4300, SVGA 2Mb

 4662 руб.

 20

Pentium 200 MMX, 32, 5200, SVGA 2Mb

 4941 руб.

 21

Pentium 233 MMX, 16, 1080, SVGA 2Mb

 4389 руб.

 22

Pentium 233 MMX, 16, 1600, SVGA 2Mb

 4501 руб.

 23

Pentium 333 MMX, 16, 2100, SVGA 1Mb

 4532 руб.

 24

Pentium 333 MMX, 32, 1080, SVGA 1Mb

 4557 руб.

 25

Pentium 333 MMX, 32, 1600, SVGA 1Mb

 4668 руб.

 26

Pentium 333 MMX, 32, 2100, SVGA 1Mb

 4699 руб.

 27

Pentium III MMX, 32, 2500, SVGA 2Mb

 4786 руб.

 28

Pentium III MMX, 32, 3200, SVGA 2Mb

 5022 руб.

 29

Pentium IV MMX, 32, 4300, SVGA 2Mb

 5121 руб.

 30

Pentium IV MMX, 32, 5200, SVGA 2Mb

 5400 руб.

 

  

Бесплатные дополнительные услуги Техмаркета:

1)  Гарантия на все компьютеры, 12 месяцев и более.

2)  Станция технического обслуживания.

3)  Прием заказов по телефону.

4)  Бесплатное программное обеспечение.

5)  Возможность модернизации.

6)  Любые изменения конфигурации.

7)  Доставка, и установка на дому.

Плюсы: хорошее обслуживание, низкий уровень цен, широкий ассортимент, услуги.

Минусы: небольшой торговый зал.


                      Сравнительный анализ предприятий.

 

       CompuLink

  Компьютеры и кп.

         Техмаркет

Товарное предложение

        8 единиц  

        7 единиц

        30 единиц

Цены на товары

            дорого

          доступно

             дешево

Обслуживание

           хорошее

          хорошее

            хорошее

Площ. торг. зала

     200 кв/метров

      100 кв/метров

     40-50 кв/метров

Возраст на рынке

               5

          4 года

          1,5 года

Основ. покупатели

       частные лица

       частные лица

        частные лица

Дополнитель. услуги

              6

              3

                7

                       

Данное маркетинговое исследование можно завершить анкетным опросом, потенциальных потребителей. Пример анкеты приведен в приложении.

Заключение


Маркетинговые исследования являются неотъемлемой частью маркетинговой деятельности современной фирмы. Они позволяют укрепить рыночное положение фирмы за счёт адаптации её производства к предпочтениям потребителей. Перед проведением исследования нужно разработать дизайн маркетингового исследования – проект его организации и исследования. При этом нужно учитывать наличие результатов аналогичных исследований, значимость результатов, их соответствие затратам на исследование, временные ограничения. Можно воспользоваться для проведения исследования услугами специализированных организаций. Результаты исследования должны быть представлены руководству фирмы для принятия соответствующих маркетинговых решений.
Маркетинговые исследования являются совершенно необходимыми для существования любой современной фирмы. В условиях конкурентной борьбы, являющейся основой всей современной экономики, могут выжить лишь фирмы, которые ориентируются на нужды и предпочтения потребителей, а не на свои собственные. Ведь в конечном итоге именно предпочтениями потребителей определяется «живучесть» фирмы и тем более её процветание.

Список литературы:


1.                Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга: Учебное пособие. – СПб.: СПб УЭФ, 2000 – 703с.
2.                Бондарев А.К., Черенков В.И. Международный маркетинг: Учебное пособие. – СПб.: СПб УЭФ, 1998 – 502 с.
3.                Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология. – М.: Финпресс, 2000 – 416с.
4.                Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга – М.: Изд. дом «Вильямс», 2000 – 325с.
5.                Котлер Ф. Основы маркетинга – М.: Прогресс, 1999 – 1056с.
6.                Котлер Ф. Маркетинг менеджмент – Спб: Питер, 1999 – 896с.
7.                Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. и др Маркетинг: Учебник  – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999 – 455с.
8.                Эриашвили Н.Д., Ховард К., Цыпкин Ю.А. и др. Маркетинг: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 – 566с.
9.                Маслов В. "О роли маркетинга в деятельности предприятия"//Маркетинг в России и за рубежом", июль - август, 1999, с. 35-39.
10.           www.cfin.ru
11.           www.marketing.spb.ru
 

Приложение.

Пример анкеты.


1.  У вас дома есть персональный компьютер ?

a) Есть

б) Нет

в) Планирую приобрести

2.  Для каких целей вы используете персональный компьютер ?

a) Для работы

б) Для развлечения

в) _________________________________________________

3.  Какую сумму денег вы заплатили за персональный компьютер,

                   или планируете заплатить ?

               от _______________ до ___________________

4.  Что привлекает вас в этом товаре ?

     а) Это престижно

     б) Это необходимо (для работы, для развлечения)

     в)  _________________________________________________


5.  Какую роль играет компьютер в вашей жизни ?

     а) Первоочередную

     б) Второстепенную

     в) __________________________________________________

6.  У ваших знакомых (друзей) есть дома компьютеры ?

     а) Есть

     б) Нет

7. Расскажите, немного о себе.

     а) Возраст ___________________________________________

     б) Профессия ________________________________________

     в) Средний доход (в месяц) ____________________________

8.  У вас какие-нибудь интересы в сфере Компьютерного мира ?

     а) игры

     б) обучение, самообразование

     в) компьютерная графика

     г) компьютерные информационные сети (INTERNET)

     д) творчество (музыка, рисование)

     е) ___________________________________________________


[1] Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: «Прогресс», 1998, с 118.

[2] Эриашвили Н.Д., Ховард К., Цыпкин Ю.А. и др. Маркетинг: Учебник для вузов /– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000С 600.

[3] Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология. – М.: Финпресс, 2000, c 85.

[4] Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга – М.: Изд. дом «Вильямс», 2000, с 662.

[5] Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. и др Маркетинг: Учебник  – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999, с 17.

[6] Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга: Учебное пособие. – СПб.: СПб УЭФ, 2000, с 24.

[7]  Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга: Учебное пособие. – СПб.: СПб УЭФ, 2000, с 14.

[8] Бондарев А.К., Черенков В.И. Международный маркетинг: Учебное пособие. – СПб.: СПб УЭФ, 1998, с 16.

[9] Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология. – М.: Финпресс, 2000, с 66.

[10] Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: «Прогресс», 1998, с 118.

[11] Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга: Учебное пособие. – СПб.: СПб УЭФ, 2000, с 26.

[12] Бондарев А.К., Черенков В.И. Международный маркетинг: Учебное пособие. – СПб.: СПб УЭФ, 1998, с 36.

[13] Бондарев А.К., Черенков В.И. Международный маркетинг: Учебное пособие. – СПб.: СПб УЭФ, 1998, 52

[14] Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга: Учебное пособие. – СПб.: СПб УЭФ, 2000, с 125

[15] Котлер Ф. Основы маркетинга – М.: «Прогресс», 1999, с 125.