ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Содержание и функции социального прогнозирования. 4
2. «Детская беспризорность в Хабаровском крае: состояние, проблемы, прогнозы»…………………………………………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………………17
ВВЕДЕНИЕ
Социальное прогнозирование представляет собой такую форму прогноза, которая строго базируется на научных данных на всестороннем учете всех обстоятельств. Задача науки — открывать закономерности объективного мира, выяснять его имманентную логику развития и механизмы взаимодействия процессов и феноменов. Задача науки вместе с тем состоит в том, чтобы делать какие-то прогнозы предсказывать возможные последствия тех или иных событий и действий. Принято считать, что научное предвидение связано с динамическими и статическими закономерностями объективной действительности. Под первыми обычно подразумевают такие причинные связи и отношения, когда данное состояние обязательно имеет четко определенные последствия. Поэтому, если известны начальные условия, то можно предсказать результат. Если, например, известно, что поезд из Москвы отправляется в Псков и что в нем находится пассажир Сидоров то можно предсказать, что Сидоров прибудет в Псков. Под вторым подразумеваются такие состояния, которые гетерогенны, и уже в силу этого нельзя однозначно предсказать их последствия. Статистические закономерности — это закономерности массовых явлений. В сущности, все закономерности носят статистический характер так как окружающий нас мир сложен и многообразен и никакие динамические законы не могут его охватить. Если взять, например, социум то он очень гетерогенен, он представляет собой продукт взаимодействия людей, поступающих сознательно и преследующих сознательно поставленные цели. Люди индивидуальны и уникальны, невозможно проникнуть в их внутренний мир и предсказать, какие поступки они намерены совершить. Так, пассажир Сидоров может и не попасть в Псков ибо он может выйти на какой-либо станции, заболеть в поезде и т.д.
1. Содержание и функции социального прогнозирования
В самом общем виде социологическое прогнозирование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для использования этих данных в практике социального управления.
Социологическое прогнозирование включает в себя четыре сменяющих друг друга организационно автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа:
• методологическую и методическую подготовку исследования;
• сбор первичной социологической информации1;
• подготовку собранной информации к обработке и ее обработку на ЭВМ;
• математический и содержательный анализ обработанной информации, подготовку отчета, формулирование выводов и рекомендаций[1].
Конкретный вид социологического прогнозирования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глубины, требуемого анализа предмета, масштабности и сложности решаемых задач, и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
«Разведывательное исследование — наиболее простой вид конкретно-социологического анализа. Оно решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии»[2].
Этот вид исследования может использоваться либо как предварительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения. Такая потребность возникает особенно часто тогда, когда предмет социологического исследования относится к разряду мало или вообще не изученных. В частности, разведывательное исследование успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, методического инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном описательном или аналитическом исследованиях, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе их проведения.
Выполняя перечисленные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативной социологической информации. В этом случае можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в выявлении отношения людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также эффективности различных мероприятий. Например, с помощью экспресс-опросов определяется удовлетворенность аудитории качеством прослушанной лекции, содержанием и формой занятия. Нередко к ним прибегают для оценки хода и результатов общесртвенно-политических кампаний, в частности, избирательных.
Обычно в разведывательном исследовании используется один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (к примеру, интервью или анкетный опрос), позволяющий провести его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, уместно прибегнуть к целенаправленному анализу литературы, а также к опросу специалистов (экспертов), компетентных в изучаемой области, либо хорошо знающих особенности объекта. С этой же целью может быть проведено интенсивное групповое интервью методом «фокус-групп».
«Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Такое исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе, с использованием методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем параметрам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой»[3].
Описательное исследование обычно применяется тогда, когда объектом анализа служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди разных профессий и возрастных групп, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т. д., население города, района, области, региона, страны. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сопоставление и сравнение интересующих характеристик, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
«Аналитическое исследование - самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают распространенность, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему черты. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую практическую ценность»[4].
Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между теми или иными параметрами изучаемого социального явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. В первом случае может интересовать, например, наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполняемого труда и его производительностью, а во втором - является ли удовлетворенностью содержанием труда единственной, непосредственной или косвенной причиной, определяющей уровень его производительности.
Поскольку реальность нашей жизни такова, что выделить и изучать в «чистом виде» какой-либо один влияющий на нее фактор практически невозможно, почти в каждом аналитическом исследовании рассматривается совокупность факторов, из которой впоследствии вычленяются основные и неосновные, временные и устойчивые, явные и скрытые (латентные), управляемые и неуправляемые факторы.
Подготовка аналитического исследования, в том числе тщательная разработка программы и инструментария, занимает много времени. Необходимые предварительные сведения об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, которые позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углубленного анализа, нередко собирают при помощи разведывательного или описательного исследования.
По методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения «взаимоувязывать» данные, полученные разными методами, придерживаться определенных критериев их интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходами к обобщению и объяснению результатов.
Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения (в той или иной степени) обычных условии функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые свойства.
2. «Детская беспризорность в Хабаровском крае: состояние, проблемы, прогнозы»
Проблема детской беспризорности и безнадзорности , возникшая в последнее десятилетие , в российском обществе явление не столь новое , сколько неожиданное . В отличие от прежних периодов , сопровождавшихся войнами , революциями , большими потерями населения , современная беспризорность - феномен мирного времени . Высокие полюса социального и экономического расслоения общества , разрушение прежних социальных
ценностей и мотивов поведения незамедлительно отразились на жизнедеятельности незащищенных слоев населения , прежде всего детства .
Меры профилактики этого социально опасного явления , принимаемые государством в последние годы , не позволяют преодолеть тенденцию на его усиление в стране и многих регионах . По разным оценкам , в стране насчитывается от 1 млн . до 5 млн . безнадзорных и беспризорных детей . Не является исключением и Хабаровский край , где ситуация с детской
беспризорностью и безнадзорностью остается напряженной .
По данным УВД края , за 2003 год милицией было задержано более одиннадцати тысяч несовершеннолетних "бродяжек " и"попрошаек ", из которых более 30% в возрасте до 13 лет . Численность подростков , состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних , увеличилась на 13% по сравнению с 2002 годом и составила 4458 человек . Более 60% из них дети школьного возраста . За три года (2000- 2003 гг .) численность несовершеннолетних , доставленных в органы внутренних дел за совершение правонарушений , возросла с 9040 чел . до 11041 чел ., то есть на 18,2%. Доля несовершеннолетних в общем числе доставленных в органы внутренних дел края за совершение правонарушений , влекущих меры административного и общественного воздействия , составила в 2003 г . 52% и возросла за три года почти на 60%.
Число осужденных подростков в возрасте 14-17 лет возросло с 1998 по 2003 гг . с 1618 до 2589 человек , т .е . на 37,6%.
Особую озабоченность вызывает рост детской безнадзорности и беспризорности на фоне сложной и неоднозначной демографической ситуации в регионе . Несмотря на некоторое повышение рождаемости с начала 2002 года (на 6,7%), смертности (на 3,5%), естественная убыль населения продолжает оставаться высокой . С начала 2002 года она составила 5,9 тыс . человек и прослеживается на всей территории края . На 7 территориях она остается выше средней по краю . Только за 2003 год население края снизилось на 17 тыс . человек в сравнении с 2002 годом .
Генеральную совокупность безнадзорных и беспризорных детей образуют дети, которые состоят на учете в органах социальной защиты в количестве 14116 человек (на 01.01.2004 г .).
Исследование беспризорных детей показывает, что все они происходят из неблагополучных семей. Показателем неблагополучия являются нарушения в структуре семьи .
Из числа обследованных беспризорных детей не имеют родителей только 7,8% опрошенных . Дети, не имеющие родителей, лишились их по причине смерти , лишения родительских прав или оказались ими брошенными. Основная причина лишения родительских прав
– это злостное уклонение родителей от своих обязанностей . Ежегодно в крае увеличивается число детей , родители которых лишены и ограничены в родительских правах (2000 г . – 799 чел ., 2003 г . – 1009 чел .). По состоянию на 01.07.2004 г . в крае проживает 10813 детей -сирот и детей , оставшихся без попечения родителей .
По результатам исследования , 32,3% беспризорных детей имеют полные семьи ; 32,6% - проживает с одной матерью , с одним отцом – 6,3% детей . Эти дети пережили типичные для неполных семей психотравмирующие обстоятельства : жизнь в конфликтной семье , распад родительской семьи , иногда без формального развода , проживание с отчимом или мачехой . Из
числа обследованных детей в настоящее время проживают в семье, возникшей в результате повторного брака , с отчимом или мачехой 20,7% детей .
Нарушения функций семьи затрагивают несколько поколений . Отсутствие
у старшего поколения семьи, эмоциональной близости, заботы и ответственности за воспитание детей привели к их беспризорности .
От общего количества учащихся общеобразовательных учреждений края 12,8% - это дети из многодетных семей , из них 73,9% - остро нуждающиеся семьи , имеющие от трех до девяти детей , двоих детей имели 36,2% семей , а 36,5% учащихся проживают в малообеспеченных семьях , в т .ч . 51,4% этих семей – остро нуждающиеся
Помимо нормативных стрессов , общих для большинства современных семей , многие семьи на различных стадиях своего существования испытывают влияние таких психосоциальных стрессов , как вынужденное переселение , безработица , болезни и т .д .
Как показал один из важнейших выводов многолетних зарубежных исследований безработицы , главный удар она наносит не по взрослому человеку – он уже защищён опытом и разумом - а по его детям . Когда человек теряет работу , первой жертвой становится его сын -подросток .
Переход в категорию “сын безработного ” вызывает у мальчика стресс , с которым многие не справляются . Они пополняют ряды наркоманов и преступников , даже если материальных лишений семья ещё не испытывает .
По данным опросов, только у 22,2% подростков работают оба родителя , а в 37,7% семей работает один из родителей . По разным причинам родители не работают у 28,1% детей . В то же время не дали ответа или затруднились ответить на вопрос о занятости родителей – 12% опрошенных .
Одной из причин ухода ребенка из семьи является физическое насилие , при котором ребенка жестоко наказывают , избивают , не кормят , насилуют , принуждают . Среди причин , по которым подросток оказался на улице , большая часть беспризорных детей отметила семейные конфликты . Так , 20,1% детей ответили , что родители их пьют , а 18% называют причиной ухода из дома насилие : “дома бьют », «родители выгнали », «не ладим с отчимом » и т .п . В 33,8% случаев дети ответили , что их обижают , а в числе своих обидчиков назвали сверстников (20,7%), родителей (13,8%), родственников (4,8%).
Возможно выделеть условные группы «детей риска » по степени
беспризорности и безнадзорности :
1) «дети безнадзорные », практически всегда живущие дома , но имеющие высокую степень
безнадзорности и склонные к уходу из дома ;
2) "дети беглецы ", которые уходят из дома периодически (от 2-х недель до одного месяца );
3) "дети улицы ", уходящие из дома постоянно или не живущие дома ;
4) "дети правонарушители ", которые уже совершили те или иные противоправные поступки .
В эту группу были включены не только дети , совершившие уголовно наказуемые поступки , осужденные судом , но имеющие отсрочку по возрасту и административно наказуемые . Наибольшая доля правонарушений приходится на возраст 13-14 лет , их доля в 2-3 раза превышает другие возрастные группы . Среди детей -правонарушителей лишь пятая часть всегда живут дома .
Анализ причин ухода детей из дома показывает , что наиболее значимыми причинами являются те , что связаны с семейными обстоятельствами (пьянство родителей , побои и др ).
Возможно выделить следующие социально - психологические состояния свойственные пяти группам безнадзорных и беспризорных детей .
1. В группе «бедных детей » доминируют социально -психологические состояния :
«социальная тревога » и «социальные фобии ». 75% таких детей не удовлетворены жизнью и индивидное состояние тревоги и страха у них
высокое Причина таких социально -психологических состояний в понимании своего социального положения , беспросветной бедности и низкого статуса родителей .
2. По группе с условным названием «фрустрированные дети» увеличивается количество видов социально -психологических состояний (СПС ). Добавляются такие СПС , как «зеркальное восприятие », «приобретенная беспомощность », «когнитивный диссонанс » и «эмоциональная невоспитанность ». это как правило характеризуется психологической неразрешенностью личных проблем родителей , создаются ситуации негативного психологического семейного климата (ссоры , эмоциональная холодность , постоянные конфликты , оскорбления , непонимания , а иногда и прямая физическая агрессия ).
"зеркального восприятия " свидетельствует о наличии у детей этой группы негативного представления как в семье друг о друге , так и о других в группах своих сверстников .
"Приобретенная беспомощность " – это социально -психологическое состояние безнадежности и покорности , приобретаемое в случае , если ребенок не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятными событиями .
3. Социально -психологические состояния третьей группы - "бегунков " - еще более жесткие и пагубные . Только 40% таких детей удовлетворены своей жизнью . Пьянство и безнравственность их родителей полностью разрушают семью , нивелируются и отодвигаются воспитательно -образовательные функции отца , особенно матери , которые ставят свои
потребности и интересы выше детских , лишая детей всех видов поддержки . Дети этой группы психологически стремятся к временному замещению родительской фигуры людьми с социально значимыми статусами . Они периодически уходят из семьи , каждый раз еще труднее возвращаясь в нее . К СПС "эмоциональной невоспитанности " и "социальных фобий "
добавляются "реактивное сопротивление " и "социальное давление ". "Реактивное сопротивление " – это социально -психологическое состояние , направленное на защиту или восстановление своего ощущения свободы . Оно возникает , когда что -то угрожает свободе действий , восстановлению своего ощущения свободы . В случае с детьми -«бегунками » эта защита своей "мнимой " свободы просматривается как единодушное сопротивление представителей этой группы , когда их пытаются устроить в специальные государственные учреждения , где их накормят , обогреют и защитят
4. Социально -психологические состояния четвертой группы – "дети улицы" дополняются по сравнению с предыдущими группами состояниями "деперсонализации ", "огруппления мышления ", "социальной агрессией ", "внутригрупповой пристрастностью " поддержка группы , возможно , как элемент замещения отсутствующей родительской заботы , любви и поддержки . Это выражается в появлении такого социально –психологического состояния , как «внутригрупповая пристрастность », т .е . благосклонное отношение к собственной группе .
5. Социально -психологические характеристики пятой группы - "детей -
правонарушителей " - мало чем отличаются от "детей улицы ", поскольку состоят -то из самих беспризорных и безнадзорных детей . Отличительная черта состояний этой группы – появление СПС "социальной фобии ", страхов перед ответственностью . Для сравнения следует заметить : если у беспризорных , по опросам , выявлено 36% страдающих от тревоги и страха , то у «правонарушителей » – это уже 78%, то есть их количество удваивается .
Таким образом , исследования показывают прямую связь неблагополучия семьи с переходом детей в антисоциальные слои населения .
Оценки характера изменения ситуации с беспризорностью и безнадзорностью детей говорят о четко выраженной тенденции ухудшения (60,5% - значительного , 17% - незначительного). Стагнацию ситуации за годы реформ фиксируют 12% респондентов. Только десятая часть специалистов отмечает ее улучшение . На значительное ухудшение ситуации с беспризорниками в большей степени указывают работники органов опеки и попечительства (88,9%) и руководители специализированных учреждений для этой категории детей (80,0%).
При общем доминировании негативной оценки ситуации с беспризорниками , среди ряда категорий специалистов отмечается большой разброс мнений . Так , на некоторое оздоровление ситуации с беспризорностью в большей мере обратили внимание работники органов внутренних дел (30% среди этой группы ). Трудно судить , насколько эти мнения отражают объективное состояние беспризорности и безнадзорности детей . Возможно , эти мнения являются отражением того , что этой категории опрошенных приходится чаще других рапортовать о результатах борьбы с безнадзорностью и беспризорностью .
Среди большинства опрошенных , указавших на изменение ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью , более трех четвертых (78,5%) считают , что она в той или иной степени контролируется . В то же время значительное число специалистов (18,5%) придерживаются категоричного мнения – ситуация совершенно не контролируется . Среди последних - представители Хабаровского района (100%), г . Хабаровска (26,2%), г . Амурска и Амурского района (19,0%), г . Комсомольска и Комсомольского района (17,3%), Нанайского района (3,0%).
На неконтролируемость ситуации с детской безнадзорностью больше всего
указывают депутаты разных уровней (37,5%), меньше всех – работники органов социальной защиты (5,0%).
Обобщенный анализ ответов экспертов о контроле ситуации с безнадзорными и беспризорными детьми указывает на то , что в целом органам управления не удается полностью овладеть ситуацией , особенно в г . Хабаровске , г . Комсомольске -на -Амуре , г . Амурске .
Ранжирование основных причин детской беспризорности показало , что на первое место подавляющее большинство экспертов (86,5%) поставили «падение жизненных условий , бедность ». Второе место заняла «алкоголизация и наркомания в семье » (79,0%); третье - «кризис общественных ценностей и морали » (63,0%). К разряду объективных факторов , одинаковой значимости опрошенные отнесли «особую структуру семьи » (37,0%) и отсутствие.
Таким образом, возможно сделать выводы о неблагоприятном прогнозе в вопросе детской беспризорности. Имеет место тенденция роста числа детей беспризорников. Вопрос стоит скорее о создании системы «контролируемой беспризорности», чем о ее сокращении. В основе сокращения беспризорности лежит система не только социально – экономических мер в стране, но и возвращения к опыту советской власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предвидение общественных процессов и явлений базируется на данных истории, социологии, статистики, демографии, политики, философии и других наук. Отсюда и сложность социального предвидения, отсюда и нередко появление утопических теорий и концепций. «Город Солнца» итальянского мыслителя Кампанеллы читается с большим интересом, но изложенная в нем теория носит утопический характер. Утопическими были и воззрения Сен-Симона, Фурье, Оуэна и многих других социальных мыслителей, потому что они не базировались на строго научном анализе социальных феноменов и процессов. Но можно привести пример научного предсказания, оказавшегося безошибочным.
Находясь в ссылке на о. Святой Елены, Наполеон I предсказывал, что в будущем мир будет либо американской республикой, либо всеобщей русской монархией. В целом не ошибся бывший французский император, ибо в биполярном мире действительно доминировали США и СССР. Гениальный Наполеон такого рода прогнозы делал на основе того, что он отлично знал политическую жизнь современного ему мира.
Однако следует подчеркнуть, что всякое предвидение носит вероятностный характер. Чтобы точно предсказать то или иное будущее событие, необходимо выполнение многих условий, что практически невозможно в постоянно изменяющемся мире. Тем не менее, человек потому и человек, что он постоянно стремится к предвидению возможных последствий своих поступков.
Список литературы
1. Абрамов К.О. Прогнозирование и планирование в условиях рынка // «Полис» №2, 1999.
2. Байков Н.М. Детская беспризорность состояние проблемы// Грант 2003.
3. Васько М.Д. Прогноз населения России до 2020 года // «Проблемы прогнозирования» №4, 2002.
4. Дети улицы: растущая трагедия городов сборник статей, исследований,. М 2002
5. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., и др. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М., 1993.
6. Постановление губернатора Хабаровского Края «Об утверждении краевой программы профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Хабаровском крае в 2003-2005гг.» от 16.01.03// Сборник нормативных актов Хабаровского края
7. Социология: Учебное пособие/Удальцова М.В., Попкова Т.В,, Булыгина А.А, и др. – Новосибирск:, НГАЭиУ, 2001.
8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995.
[1] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 56.
[2] Казаринова Н.В., Филатова О.Г., и др. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М., 1993, с. 56.
[3] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995, с. 62.
[4] Казаринова Н.В., Филатова О.Г., и др. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М., 1993, с. 58.