Анализ соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности налоговым декларациям и статистическим отчетам

           Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Она составляется на основе данных бухгалтерского учета по уставным формам.

          При формировании отчетности следует руководствоваться прежде всего Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ(в редакции Федерального закона от 23 июля 1998г. №123-ФЗ), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998г. №34н (с изменениями и дополнениями), Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999г. №43н, Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом  Минфина России от 28 июня 2000г. №60н. Приказ Минфина России от 22 июля 2003г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации».  В этих нормативных документах изложены принципы и базовые положения по составлению бухгалтерской отчетности. На их основе Минфином России разработаны образцы форм бухгалтерской отчетности.[1] 

Анализ бухгалтерской отчетности – это процесс, при помощи которого можно оценить прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации. Однако при этом по данным налоговой декларации и статистических отчетов можно оценить финансово-хозяйственную деятельность организации отчетного периода, а также спрогнозировать  относительно будущих условий существования. 

Бухгалтерская отчетность- это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и принятой для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

             В соответствии со статьей 13 III главы Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» все организации «…обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, состоит из:

а) бухгалтерского баланса

б) отчета о прибылях и убытках

в) приложениям к ним,  предусмотренных нормативными актами

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации

д) пояснительной записки

            Бухгалтерская отчетность наиболее систематизирована и имеет жесткие внутренние   связи. Именно эта отчетность – реальное средство коммуникации.

Важнейшей отличительной чертой бухгалтерской отчетности является строгая иерархическая система обобщения учетных данных.

На самом нижнем уровне - первичные документы с имеющимся в них множеством натуральных и стоимостных показателей. Бухгалтерскими методами эти показатели собираются на счетах аналитического учета, с последующим обобщением на счетах синтетического учета. Отчетность составляется на основе бухгалтерской информации, формируемой с помощью единой системы текущего учета на бухгалтерских счетах.

          На всех стадиях обработки поступающей информации, бухгалтер составляет отчеты в заинтересованные инстанции. В налоговые и контрольно-ревизионные органы, внебюджетные фонды, статистические управления и т.п.  организации составляют отчетность по формам и инструкциям, утвержденным Минфином РФ и Госкомстатом РФ. Основным нормативным документом является Приказ Минфина РФ от 06.07.99г.№43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)[2]

             Наивысшим уровнем обобщения данных является баланс с сопутствующими ему формами отчетности, в которых синтезированы показатели нижнего уровня.

Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, полной и современной. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

              Чтобы отчетность была достоверной и обеспечивала получение реальных показателей для оценки деятельности, она должна удовлетворять ряду требований:

  • отражать полноту в учете за отчетный период (с 1 января до последнего числа отчетного периода) всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации денежных средств, основных средств (фондов), материальных ценностей, расчетов и других статей баланса.
  • основываться на единой метрологии, установленной Минфином и Госкомстатом РФ
  • составляться по единым формам бухгалтерской отчетности, установленным для всех организаций данной отрасли
  • своевременно предоставляться соответствующим органам
  • иметь ясность и гласность
  • обрабатываться при помощи средств автоматизации и механизации

             Формы бухгалтерской отчетности, а также инструкция о порядке их заполнения утверждаются Минфином и Госкомстатом РФ.

Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за квартал и год нарастающим итогом с начала года, если иное не установлено законодательством РФ. При этом квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.

В бухгалтерской отчетности организации должна быть обеспечена сопоставимость отчетных данных с показателями за соответствующий период предыдущего года исходя из изменений учетной политики, законодательных и иных актов.

              Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием  ее причин.[3]

             В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Исходя из того, что бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу, в левой части которой(актив) показывается имущество организации по составу и размещению, а  в правой (пассив)- по источникам формирования. Итоги актива и пассива (валюта баланса) должны быть равны.

           В бухгалтерском балансе  активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства  представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12месяцев, то все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

           В баланс по каждому числовому показателю включаются данные как минимум за два  года:  в графе «На начало отчетного года» показываются данные на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным графы «На конец отчетного периода»предыдущего года(заключительный баланс). В  графе «На конец отчетного периода» показываются данные о стоимости активов, капитала, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода(месяц, квартал, год)[4]

           В формах бухгалтерской отчетности приводятся все предусмотренные в них показатели. В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья прочеркивается.

Для того, чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предоставляемым налоговым декларациям и статистическим отчетам, необходимо отражение хозяйственных операций в учете только на основании надлежаще оформленных первичных документов(накопительных, группировочных  ведомостей), отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации, совпадение данных синтетического и аналитического учета. Проводя анализ бухгалтерской отчетности производим сопоставление первичных документов записям в регистрах бухгалтерского учета.(например, журнал регистрации хозяйственных операций, т.к. формирование информации на счетах Главной книги основывается на основании итоговых данных учетных регистров.

            В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по подавляющему большинству счетов выводится конечное сольдо. По некоторым счетам , например, 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками» ,62 «расчеты с покупателями и заказчиками» ,68 «Расчеты по налогам и сборам», 75 «Расчеты с учредителями», 76« Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», надо исчислять развернутое сальдо.

Отражение развернутого сальдо в балансе (в активе дебетового, в пассиве кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения организации. Взаимное погашение дебиторской и кредиторской задолженности(свертывание сальдо) приводит к фальсификации баланса.

Счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сольдо отсутствует. Счет 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «прибыль и убытки» закрываются один раз в конце года.

           Показатели Главной книги (обороты по дебету и кредиту счетов, остатки) используются для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы убедится в полноте этих показателей, необходимо осуществлять проверку записей по счетам. Обычно проверку записей по счетам  Главной книги проводят по следующим направлениям:

·         сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основанием для записей

·         сравнивают между собой обороты и остатки  или только остатки по всем счетам синтетического учета

·         сверяют обороты  и остатки или только остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета

Проверка учетных записей на синтетических счетах осуществляется по итогам оборотно-сальдовой ведомости.

           При обнаружении ошибочно сделанных записей в первичных документах, учетных регистрах  исправление может производится  одним из способов: корректурным, дополнительной и сторнировочной бухгалтерской записи. Порядок исправления ошибок регламентирован Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности(п.39 и п.80), в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности(далее-методический рекомендации), а также в НК РФ.

           К наиболее типичным бухгалтерским ошибкам относятся: необоснованное отнесение на себестоимость расходов, не связанных с производством, неправильное начисление и отражение в бухгалтерском учете налогов и сборов, необоснованное отнесение различных сумм на финансовые результаты, занижение полученной выручки.

          В случае обнаружения ошибки необходимо составить бухгалтерскую справку, где фиксируется выявленная ошибка, отражаются причины ее возникновения и способы исправления при составлении учетных регистров и бухгалтерской отчетности. О факте обнаружения ошибки следует сообщить в налоговую инспекцию соответствующим письмом.

Согласно п.1 ст.54 НК РФ, если организация обнаружила ошибку за прошедший период, исправления следует внести в налоговую декларацию того периода, когда была совершена ошибка. Если же невозможно определить конкретный период совершения ошибки, организация должна откорректировать налоговые обязательства отчетного периода, в котором была обнаружена ошибка.

           Анализ соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности налоговым декларациям и статистическим отчетам заключается в проверке правильности отражения  в регистрах бухгалтерского учета хозяйственных операций, верно сформированной информации об объектах бухгалтерского учета на счетах Главной книги на основании данных учетных регистров, а   также соответствие данных счетов Главной книги данным бухгалтерского баланса.





Анализ прочей информации, содержащейся в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и в пояснительной записке, подлежащей обязательному раскрытию в финансовой отчетности


Анализ  приложения к бухгалтерскому балансу

          Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» заполняют на основании регистров бухгалтерского учета: журналов-ордеров, ведомостей, оборотных ведомостей, и т.д. При заполнении формы нужны данные не только синтетического, но и аналитического учета. Информация, содержащаяся в данной форме, дополняя «Отчет о финансовых результатах», позволяет произвести достаточно детальный анализ финансового состояния организации и увидеть движение средств и их источников за отчетный период.

          Форма состоит из разделов, в которых более подробно раскрываются некоторые статьи актива и пассива баланса. В этих статьях отражен состав внеоборотных активов, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности.

1.В  разделе  «Движение заемных средств» организация показывает наличие и движение средств, взятых взаймы как в виде кредитов банков, так и у других организаций. В пояснительной записке организация может проводить характеристику заемных обязательств по срокам (годам) погашения.

          Заемные средства представляют собой правовые и хозяйственные обязательства организации перед третьими лицами.

          Заемные средства классифицируют в зависимости от степени срочности их погашения и способа обеспеченности. По степени срочности погашения подразделяют обязательства на долгосрочные и текущие.Средства, привлекаемые на долгосрочной основе , обычно направляют на приобретение активов длительного пользования , а текущие пассивы, как правило являются источником формирования оборотных средств.

          Для оценки структуры заемных средств весьма существенно их деление на обеспеченные и необеспеченные. 

2.В разделе «дебиторская и кредиторская задолженность» отражаются данные о дебиторской и кредиторской задолженности организации, учитываемой на счетах учета расчетов, включая обязательства, обеспеченные векселями, и авансы. Организации, определяющие в бухгалтерском учете в соответствии с законодательством Российской федерации выручку от реализации продукции(работ, услуг) по мере ее оплаты, в состав данных о дебиторской задолженности включают задолженность, учтенную на счете 45 «Товары отгруженные», в оценке по договорной цене.

           К  краткосрочной задолженности относится задолженность со сроком погашения согласно заключенному договору до одного года(начиная с даты принятия обязательств в бухгалтерском учете), а к долгосрочной – со сроком погашения более одного года.

           По срокам, характеризующим данные о просроченной задолженности, отражаются показатели задолженности, по которой истекли сроки погашения задолженности, включая установленные в соответствии с Указом  Президента Российской Федерации  от 20 декабря 1994г. № 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку (выполнение работ и оказание услуг)

            При заполнении статьи «Обеспечения» следует руководствоваться заключительным в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ договорами, а также указаниями к соответствующим забалансовым счетам, приведенным в инструкции по применению Плана счетов  финансо-хозяйственной  деятельности предприятия.

           Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации. Для улучшения финансового состояния организации необходимо следить за дебиторской и кредиторской задолженностью. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования.                                     Необходимо контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям, ориентироваться на увеличение заказчиков. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности следует проводить в сравнении с предыдущим отчетным периодом. Средняя оборачиваемость дебиторской задолженности организации рассчитывается по формуле

                                 

                                          Выручка от реализации

                     ОДЗ= _____________________________

                                   Средняя дебиторская задолженность



ОДЗ- оборачиваемость дебиторской задолженности




                                          360дней

ОДЗ (в днях) = ------------------------------------------

                             Оборачиваемость дебиторской задолженности




              Дебиторская задолженность               

Удз = ________________________________ *     100%

              Текущие активы         


        

Методика анализа кредиторской задолженности аналогична методике анализа дебиторской задолженности.

3.В справке к разделу «Дебиторская и кредиторская задолженность» показываются данные о списании на финансовый результат дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек по законодательству Российской Федерации, а также дебиторской задолженности, по которой истек предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары. На ряду с этим отражаются данные о движении векселей.

4.Анализ  амортизируемого имущества. К амортизируемому имуществу организации относятся нематериальные активы, основные средства, Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Источниками информации является баланс и бухгалтерские справки.

           Нематериальные активы представляют собой права на получение прибыли в будущем. Отличительным признаком этих активов является то, что они не имеют физической формы и зависят от ожидаемой прибыли. Расширенный анализ нематериальных активов включает анализ объема , динамика, структуры и состояния нематериальных активов, анализ по видам и срокам полезного использования и правовой защищенности, анализ эффективности использования нематериальных активов. При анализе структуры нематериальных активов по источникам поступления можно их сгруппировать следующим образом- приобретенные за плату, внесенные учредителями, полученные безвозмездно,  субсидии государства. При анализе структуры выбытия нематериальных активов их можно оценить по следующим признакам- списание после окончания срока полезного использования, списание ранее срока службы, продажа и обмен, безвозмездная передача.

           Полнота и достоверность результатов анализа основных средств зависит от степени совершенства бухгалтерского учета, полноты заполнения учетных документов. Задачами анализа основных средств являются анализ структурной динамики, анализ воспроизводства и оборачиваемости, анализ эффективности использования, анализ эффективности затрат на содержание и эксплуатацию оборудования.

           Анализ движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. Долгосрочные инвестиции и финансовые вложения осуществляются, в основном, за счет собственных средств организации. В отдельных случаях для этих целей привлекаются кредиты банков, займы от других организаций. В 4-м разделе формы №5 рассматривается движение и состояние источников подобных финансирований. Следует отметить , что относительный прирост остатков собственных источников долгосрочных инвестиций и финансовых вложений должен превышать относительный прирост привлеченных средств.


Анализ формы №2 «отчет о прибылях и убытках»

           

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия  имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому, что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации. Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:

1)      Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период

2)      Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений

3)      Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов(трендовый анализ)

4)      Исследование влияния факторов на   прибыль(факторный анализ)

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели(рассмотрим некоторые из них):


1.Абсолютное отклонение

                                              

∆П  = П1- По, где


По- прибыль базисного периода;

П1- прибыль отчетного периода;

∆П- изменение прибыли.



                          Прибыль отчетного года

2.Темп роста= ___________________________  *   100 %

                           Прибыль базисного года


3.Изменение структуры

 

 

∆У = УП1- УПо;


(уровень отчетного года- уровень базисного года).

При поведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Выручка от реализации в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна 


                            В= В1/ Iц, где


В- выручка от реализации в сопоставимых ценных;

В1-выручка о реализации продукции в отчетном периоде;

Iц- индекс цены.


Для расчета коммерческих расходов используется формула:



                    В1(УР1-УКРо)

∆Пр(кр)= _______________,

                             100


где

УКР1 и УКРо- соответственно уровни коммерческих расчетов в отчетном и базисном периодах.

Для расчета фактора «Управленческие расходы» используем формулу:



                        В1(УУР-УУРо)

∆П р(УР)= ____________________,

                                100


где УУР1 и УУРо – соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.


           Основные показатели- факторы от прочей и внереализационной деятельности – не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной деятельности. Однако их влияние на сумму и прибыль можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки, факторная модель прибыли отчетного периода аддитивного вида. Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель-фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы)влияют на сумму прибыли наоборот. Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации и, следовательно, на прибыль отчетного периода.[5]

Анализ информации содержащейся в пояснительной записке.

         

 Пояснительная записка- такая же самостоятельная часть бухгалтерской отчетности, как и остальные ее формы. Содержание пояснительной записки составляют в первую очередь обязательные сведения, раскрытие которых предусмотрено Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и приказами Минфина России. Кроме того, в нее может быть включена информация, уточняющая, дополняющая сведения, представленные в других формах бухгалтерской отчетности. Так, в пояснительной записке должны быть приведены:

·         Показатели, которые не нашли отражения в годовой бухгалтерской отчетности(например , сведения об объемах продажи продукции, работ , услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта)

·         Расшифровки прочих пассивов и активов, кредиторов и дебиторов, иных обязательств, отдельных  видов прибылей и убытков в случае их существенности в общей сумме итогов форм №1 и №2

·         Основные показатели деятельности организации и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты работы организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли

·         Сведения о местонахождении дочерних предприятий

·         Основные мероприятия проводимые в области окружающей среды

Пояснительная записка должна выполнять следующие основные задачи:

·         Раскрыть существенную информацию, содержащуюся в статьях бухгалтерской отчетности

·         Обеспечить информационную разгрузку форм бухгалтерской отчетности

·         Подлежат раскрытию существенные способы ведения бухгалтерского учета

Пояснительную записку можно разделить на три основные части:

1)      Общие сведения об организации

2)      Расшифровка важнейших статей форм бухгалтерской отчетности

3)      Аналитические показатели, характеризующие деятельность организации

           Каждая организация самостоятельно определяет объем информации, приводимой в пояснительной записке, и форму передачи материала.

            Кроме того, каждая организация  вправе самостоятельно  определять периодичность представления пояснительной записки в составе бухгалтерской отчетности.

             Пояснительную записку могут не составлять субъекты малого предпринимательства, не имеющие в соответствии с законом Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности  и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерского учета; общественные организации, не осуществляющие предпринимательской деятельности.

            Процесс составления пояснительной записки можно условно разделить на три этапа

1)         анализ требований к содержанию записки, установленных действующим нормативным актам

2)         выбор необходимых материалов

3)         составление и подписание окончательного варианта записки, утверждение ее в составе годовой отчетности высшим органом управления организацией

           Кроме пояснительной записки и вспомогательных форм отчетности в состав пояснений также должны быть включены расшифровки и комментарии по отдельным формам бухгалтерской отчетности.

В настоящее время организациям представлено право самостоятельно выбирать способ формирования пояснений, они могут включаться как непосредственно в отчетности , так и в виде отдельных расшифровок и пояснений.

          Варианты раскрытия информации бухгалтерской отчетности

·         организация использует формы отчетности, содержащиеся к  приложении к приказу Минфина России от 13 января 2000г. № 4н. Информация, включаемая в формы отчетности, представляется в детализированном виде.

·         Организация использует формы отчетности, разработанные самостоятельно на  основе предложенных отчетных таблиц в приказе Минфина России №4н. Допускается раскрытие близких по экономическому содержанию статей в объединенном виде, например статей краткосрочной дебиторской задолженности (строки 231-235 баланса) в рамках группы статей «Дебиторская задолженность»(платежи по которым ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты). При этом пояснения оформляются в следующем виде, т.е. составляются комментарии к отдельным статьям отчетности.

         Все коммерческие организации (за исключением кредитных) обязаны представлять в пояснительной записке информацию для обеспечения сопоставимых данных за отчетный период.[6]


Список литературы



1.Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Анализ бухгалтерской отчетности»; Москва1998г.; Издательство «Дело и Сервис».

2.В.Д.Новодворский, Л.В. Пономарева «Бухгалтерская отчетность организации»; Москва «Бухгалтерский учет», 2002г.

3.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа»- М, Инфра –М, 1995г.

4.Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г., № 129-ФЗ.

5.Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина  РФ №10 от 08 февраля 1996г .(ПБУ 4/96)

6.Ю.Н.Самохвалова «Бухгалтерский учет»; Москва, ИНФРА-М, 2003г.

7.В.Д.Новодворский, Л.В.Пономарева «Бухгалтерская отчетность организации»; Москва, «бухгалтерский учет», 2002г.


 


  




[1] В.Д.Новодворская , Л.В.Пономорева «Бухгалтерская отчетность организации» ;  М,  библиотека журнала «Бухгалтерский учет» 2002г.

[2] Н.В.Пошерстник,М.С.Мейксин «Бухгалтер торгового предприятия»; М-Санкт-Петербург; «Издательский дом Герда» 2002г.

[3] Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Анализ бухгалтерской отчетности»- М.; Издательство «Дело и Сервис», 1998.-224с

[4] Ю.Н.Самохвалова «Бухгалтерский учет»; М., ИНФРА-М 2003г.; серия основана в 1996г.

[5] Донцова Л.В. Никифорова Н.А. «Анализ бухгалтерской отчетности» , Москва 1998г. , Издательство «дело и Сервис,224с

[6] В.Д.Новодворский ,Л.В.Пономарева «бухгалтерская отчетность организации»; М. «Бухгалтерский учет», 2002г.