Содержание

 

 

 

 

 

 


Введение. 2

Что такое оффшорная компания. 3

Страны регистрации оффшорных компаний. 5

Профили деятельности фирм. 7

Учреждения и регистрация оффшорной компании. 9

Управление компанией. 10

Некоторые проблемы  российского оффшорного бизнеса. 11

Заключение. 15

Список литературы.. 16


Введение

Среди форм международного экономического сотрудничества, которые ныне широко используются для развития отдельных регионов стран, видное место занимают свободные экономические зоны (СЭЗ) и оффшорные компании.

В соответствии с Киотской конвенцией 1973 года под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип “таможенной экстерриториальности”) и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Предприятия организации, работающие в свободных (оффшорных) экономических зонах называются оффшорными компаниями.

Законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ в большинстве стран мира, включает следующее:

-     таможенное регулирование экспортно-импортных операций;

-     налогообложение;

-     лицензирование;

-     визовое оформление;

-     банковскую и страховую деятельность;

-     имущественные и залоговые отношения;

-     трудовые и социальные отношения;

-     управление зоной;

-     другие вопросы, имеющие специфическое отношение к деятельности свободных экономических зон.

Целью данной работы является изучение понятия и компонентов оффшорного бизнеса: сущность оффшорной компании, регистрация , деятельность, управление оффшорной компанией, а также некоторые проблемы развития российских оффшорных компаний.

Что такое оффшорная компания.

Оффшор (offshore – “вне границ”) – юридическое лицо, зарегистрированное в юрисдикции с льготным налогообложением, при отсутствии валютного контроля. Это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний – нерезиденты этих стран[1]. Основой возникновения оффшорных компаний являются законодательства стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, не ведущие бизнес в стране регистрации. Важно заметить, что льготное налогообложение оффшоров существует только в части осуществления деятельности вне страны регистрации. Для полноценной работы оффшора в любой другой стране требуется межстрановое соглашение об избежании двойного налогообложения данной страны со страной регистрации оффшора. В противном случае, оффшор подвергается налогообложению страны, где он ведет свою деятельность.

Для чего нужен оффшор? Существует несколько ответов на этот вопрос[2]:

1.     Сейф. Предположим, что бизнесмен накопил некие средства и хочет положить их в безопасное место, иметь к ним немедленный доступ, свободно распоряжаться ими и свободно перемещать их по всему свету, уберечься от политической нестабильности того государства, где он живет, укрыться от лишних налогов. Для этого нужен банк в надежной, стабильной стране. Но если он откроет счет на свое имя, то, во-первых, это будет нарушение закона (для этого нужна лицензия РФ), во-вторых, очень велика вероятность нарушения конфиденциальности (в платежных поручениях в графе "Получатель" будет стоять его имя; личная кредитная карта с его именем прямо говорит о том, что у него есть счет за границей и т.д.), в-третьих, ограничивает возможности использование счета. Выход – открыть оффшорную компанию, где он являлся бы директором, распоряжался бы счетом компании (о том, что он еще и владелец, никто не узнает), что законом не запрещено.

2.     Участник бизнеса. Если компания ведет внешнеэкономическую деятельность, то нужно оптимизировать налоги, упростить документооборот, ускорить финансовые потоки и обеспечить их надежность, уберечься от произвола фискальных органов. Оффшорная компания – это выход, который позволит решить многие проблемы. Она играет роль посредника между местной компанией и продавцом (покупателем), с которым компания ведет свой международный бизнес.

3.     Участник на рынке ценных бумаг. К примеру, оффшорная компания открывает счет типа "С" в российском банке и работает с государственными облигациями.

4.     Импорт основных средств. Чтобы импортировать, скажем, линию по розливу напитков и не платить таможню и НДС, надо приобрести эту линию на оффшорную компанию и внести эту линию как уставной фонд в СП. Можно также устроить лизинг этого оборудования для российской компании и перечислить за границу проценты по лизингу, а все платежи отнести на расходы.

В российских условиях непосильного бремени налогообложения, делающего целые сектора экономики нерентабельными, именно оффшорные схемы позволят сделать бизнес высокоприбыльным. Потребность в оффшорной компании в контексте российской экономической жизни, чаще всего возникает у предпринимателей, имеющих потенциально высокие финансовые результаты собственной деятельности, но которые могут измениться, вследствие государственного вмешательства или нестабильности рынка. Ценные бумаги, банковская деятельность, торговые операции на рынках с высокой доходностью и большей доле иностранных контрагентов.


Страны регистрации оффшорных компаний.

Страны, где регистрируют оффшорные компании, условно можно разделить на несколько категорий:

1.     Небольшие государства, острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, но с достаточно высокой политической стабильностью (Багамские острова, Британские Виргинские острова, Вануату, Сейшельские острова и т.д.). Как правило, эти государства не предъявляют никаких требований к отчетности, единственное требование – это внести, как правило, ежегодный фиксированный сбор в казну. На Маршалловых островах даже можно создать компанию без выплаты уставного капитала, с выпуском акций на предъявителя. Обычно в таких странах не ведется реестр акционеров и директоров, конфиденциальность обладания такой компанией очень высокая. Обычно такие компании используют как сейф и для финансовых транзакций.

2.     Государства, где кроме оффшорных компаний, существуют обычные (оффшорные – onshore), которые могут принадлежать нерезидентам, но при условии ведения хозяйственной деятельности внутри этой страны они могут потерять льготный безналоговый статус. Для того, чтобы доказать, что компания не вела такой деятельности, обычно в таких странах ежегодно следует проходить аудит и сдавать отчеты. Со стороны правительств этих государств контроль более жесткий, чем в предыдущем случае, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. Это – Кипр, Ирландия, Гибралтар, Люксембург, Швейцария, Остров Мэн и др.

3.     Откровенно говоря, совсем не оффшорные страны, а совсем даже наоборот, но если правильно там себя вести, то можно работать во вполне приличной компании и платить совсем немного. Это – США, Великобритания, Канада и др. В этих странах все открыто, надо платить налоги и сборы, ведутся регистры директоров и акционеров. Однако, есть организационно-правовые формы, позволяющие спокойно существовать, платя только фиксированные сборы. Такие компании подходят как для ведения солидного бизнеса, так и для простого хранения денег.

На следующей таблице сравниваются страны, в которых можно открыть оффшорную компанию[3]:

Юрисдикция

Британские Виргинские острова

Багамские острова

Панама

Ирландия

Кипр

Делавэр LLC

Делавэр  Corporation

Официальный язык

английский

английский

английский, испанский

английский

греческий, турецкий

английский

Английский

Налогообложение прибыли

нет

нет

нет

нет

4.25%

нет

Нет

Раскрытие реальных владельцев

нет

нет

нет

да

да

нет

Нет

Акции на предъявителя

да

да

да

использование затруднено

нет

нет

Нет

Мин. Оплаченный капитал

нет

нет

нет

ukF 2

cyP 1 000

нет

usD 1

Стандартный объявленный капитал

UsD 50 000

usD 5 000

usD

10 000

irF 1

cyP 5 000

нет

usD

150 000

Валюта объявленного капитала

любая

любая

любая

любая

cyP 1 000

usD

Любая

Мин. Число акционеров

1

1

1

1

2

2

1

Мин. Число директоров

1

1

3

2

1

1

1

Корпоративные директора

да

да

нет

нет

да

нет

Нет

Секретарь

нет

нет

да

да

да

нет

Да

Публичная регистрация директоров

нет

нет

да

да

да

нет

Нет

Публичная регистрация акционеров

нет

нет

нет

да

да

нет

нет

Необходимость ежегодного аудита

нет

нет

нет

да

да

да

да

Требование ежегодного отчета

нет

нет

нет

да

да

да

да

Профили деятельности фирм.

Выбор места расположения оффшорной компании в первую очередь зависит от профиля ее деятельности. В мировой практике фирмы, расположенные в “налоговых гаванях” и местах с льготным налогообложением можно разделить на следующие виды:

1.     Компании финансовой ориентации (оффшорные банки, финансово-посреднические компании, страховые компании);

2.     Торгово-посреднического профиля (экспортно-импортные, закупочные, дистрибьюторские и т.п.).

Кроме того, для инвестирования за рубежом фирмы с международными активами могут создавать оффшорную компанию холдингового типа. К таким компаниям можно отнести оперативно-холдинговые компании, инвестиционные, компании по владению интеллектуальной собственностью (лицензионные), недвижимостью, судами.

В зависимости от сферы деятельности создаваемой компании проводится анализ налоговых условий по странам, на основе которого разрабатывается схема проведения торговых и финансовых операций с вовлечением оффшорной фирмы. Так финансовые компании обычно регистрируются в районах с низким налогом на прибыль и на распределение банковского процента. При открытии же страховой фирмы главным условием при выборе юрисдикции является не столько наличие налоговых льгот, сколько упрощенный порядок лицензирования и регулирования страховой деятельности, в частности более низкие требования к минимальному размеру уставного капитала, резервных и гарантийных фондов. Также при регистрации фирмы учитываются условия предоставления отчетности, стоимость регистрации и обслуживания фирмы в различных “налоговых гаванях”. Однако создание оффшорных фирм оправдывает себя только при условии осуществления широкой сети операции, иначе затраты на содержание компании не окупают себя.

На сегодняшний день наибольшей популярностью из оффшорных зон пользуются: Кипр, остров Мэн, Гибралтар, Мальта, Багамские острова, Панама, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург и др.

Для российских же фирм одной из причин создания оффшорных компании является возможность открытия корпоративного счета в зарубежном банке, что дает дополнительные возможности по управлению денежными средствами (например, ускорение расчетов, отсутствие ограничений в валютных платежах, конфиденциальность и т.д.). В России деятельность оффшорных компаний широко распространена в высокодоходной финансовой сфере: банковская деятельность, сделки с ценными бумагами, "фирмы-прикрытия" и "стеллс-фирмы" для сделок с природными ресурсами (особенно с нефтью), холдинговые структуры. Однако при создании оффшорной компании российские учредители сталкиваются с рядом трудностей административно-правового характера. Во-первых, самого понятия “оффшор” в российском законодательстве нет. В соответствии же с законом “О валютном регулировании и валютном контроле” внесение средств в уставный капитал (прямые инвестиции) и приобретение ценных бумаг (портфельные инвестиции) рассматриваются как “валютные операции, связанные с движением капитала” и требуют лицензирования со стороны Центрального банка России. Таким образом, достаточно трудно создать оффшорную компанию, не нарушив положений валютного контроля и таможенных норм. Несмотря на это в настоящее время, по данным журнала Offshore Express, из 1,5-3 млн. оффшорных компаний, зарегистрированных в мире, около 50 тысяч российских.

Однако стоит отметить, что во многих европейских странах введено противооффшорное законодательство, предусматривающее дискриминационные меры по отношению к компаниям открытым в “налоговых гаванях”, некоторые же банки стараются не открывать счета оффшорным компаниям.


Учреждения и регистрация оффшорной компании

Инкорпорация оффшорной компании обычно осуществляется по индивидуальным заказам с учетом инвестиционных намерений клиента. Местная администрация и юридические компании ради экономии времени предельно упростили и стандартизировали эту процедуру.

Создание и регистрация оффшорной компании могут проводиться как самими учредителями, так и по их доверенности местными и международными юридическими фирмами.

В первом случае требуется личное участие всех учредителей-акционеров в составлении, оформлении и представлении учредительных и регистрационных документов в местный регистр компаний, найме местного персонала, аренде юридического адреса, средств связи и помещения для проектируемой компании, установлении необходимых контактов с местной администрацией и т.п. Очень редко учредителям удается с первой попытки зарегистрировать свою компанию без юридических накладок, возврата документов и потерь времени.

Во втором случае учредителям достаточно после внесения определенного задатка в юридическую фирму сообщить ей необходимый минимум информации о себе и создаваемой компании и ждать регистрационное свидетельство. Большинство инвесторов предпочитает пользоваться услугами юридических фирм, так как в их исполнении учреждение и регистрация обходится без осложнений и не требует личного выезда учредителей в страну регистрации компании.

Практически во всех оффшорных центрах разработана типовая документация, в том числе стандартные учредительный договор, устав и другие учредительные документы и формы, и если время позволяет, учредителям достаточно заказать юридической фирме заказную оффшорную компанию, которая в зависимости от оффшорной юрисдикции будет создана в течение нескольких дней или недель. Заказная компания создастся и в том случае, если у учредителей имеются особые нестандартные пожелания по ее названию, учредительному договору, уставу, а учет таких пожеланий требует дополнительных согласований, экспертиз и расходов. В этом случае особенно вероятны случаи возврата регистрационных документов для уточнения, переоформления и обоснования, поскольку особые пожелания могут и не совпадать с нормами местного оффшорного режима.


Управление компанией.

Оперативное управление компанией, а точнее, ее активами, производится директором или, в случае номинального директора, поверенным на основании доверенности. У вновь испеченной оффшорной компании может быть один вид актива: банковский счет. То есть вопрос сводится к управлению банковским счетом. Как правило, большинство банков допускают управление счетом по факсу или с помощью программного обеспечения для персонального компьютера – по модему. Для этого существуют специальные способы защиты от несанкционированного доступа к счету.

Открытие банковского счета наиболее тонкая и ответственная часть всего процесса работы с оффшорной компании. Счет можно открыть[4]:

1.     Лично, т.е. явится в банк с документами и печатью компании и, представ перед клерком банка, попытаться произвести на него благоприятное впечатление. Надо иметь в виду, что почти все банки в мире озабочены проблемой отмывания денег и, надо доказать, что поступление денег будет совершено из чистых источников. Надо будет рассказать как можно подробнее о бизнесе, где и что покупается, кому и где продается, где у компании есть еще счета, какая имеется российская компания, сколько времени она функционирует и т.д. При этом могут потребоваться какие-нибудь дополнительные рекомендации. Даже при выполнении всех этих условий, никто не гарантирует, что счет все-таки будет открыт.

2.     Через посредника. Посредник – это адвокатская или юридическая фирма, которая достаточно хорошо знакома банку, чтобы доверить ей функции клерка по открытию счетов, т.е. заверение копий, учредительных документов, копии паспорта, подписей на формах и карточках образцов. Обычно посреднику доверяется и заполнение ответов на вопросник, в котором должна содержаться исчерпывающая информация о новом клиенте лично и его бизнесе. Рекомендация, выданная посредником, зачастую играет решающую роль в решении банка об открытии счета.

Как бы не открывался счет для компании, лично или через посредника, необходимо представить учредительные документы компании, полномочия выступать от имени компании (назначение директором или доверенность), паспорт. Если компании больше чем один год, то надо представить также выписку из торгового реестра не старше 6 месяцев (Certificate of Good Standing). Все документы компании должны быть легализованы, т.е. иметь юридическую силу в стране, где находится банк. Легализацию можно провести через консульство той страны, где находится банк.

Можно открыть счет в российском банке. Существует несколько режимов рублевых счетов для компаний – нерезидентов России, но для всех них надо провести процедуру аккредитации и встать на учет в налоговую инспекцию, встать на учет в фонды и получить коды в Госкомстате. Для открытия валютного счета необходимости в аккредитации нет, достаточно только зарегистрироваться в налоговой инспекции. Учет необязательно вести по установленной форме, отчет по прибыли в форме декларации – раз в году, по НДС, если есть, – ежеквартально.


Некоторые проблемы  российского оффшорного бизнеса

При разработке и принятии закона о СЭЗ, что является самой насущной задачей для развития зональной практики, прежде всего, необходимо разрешить следующую проблему.

Функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности принципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участков государственной территории РФ (площадью в несколько кв. км), не говоря уже о регионах размером с целую область, поскольку Конституция Российской Федерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны: "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств". Исключения допускаются лишь в целях "...обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей"[5]. Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании различных СЭЗ и оффшорных компаний на территории России.

Госдума РФ приостановила ввиду этой неясности процесс прохождения через российский парламент федерального Закона "0 свободных экономических зонах", направив весной 1995 г. по инициативе Комитета по экономической политике соответствующий запрос в Конституционный суд РФ с просьбой дать официальное толкование указанной статьи российской Конституции.

Вторая проблема состоит в отсутствии четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, кто же тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом?

Между тем, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Более того, при нынешних широких масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Существеннее в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур. Там же высказано мнение, что первые российские зоны могут привлечь иностранных инвесторов "не широтой фискальных льгот и даже не дешевизной рабочей силы, но, скорее, перспективой освоения обширного отечественного рынка. Именно последнее должно быть поставлено в центр конкретных зональных проектов".

В-третьих, все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для нормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно-торговой. Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории - 432 тыс.кв. км, или Алтайский край - 262 тыс.кв. км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв.км, или 7% территории России.)[6]

Вот почему большая часть действующих в мире СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае - небольшого по территории города или района. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств.

В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие (например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но эти три рассмотренные - неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие четко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство создаваемой зоны - являются, по моему мнению, основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ[7].

В результате, в настоящее время из 18 формально учрежденных в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, можно назвать "работающими" лишь две зоны - в Калининградской области и Находке. Да и то не как экспорто-производящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, в основном, как экспорто-вывозящие, т.е. используемые российским и иностранным капиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья.


Заключение.

Таким образом, в результате проделанной работы было изучено понятие свободных экономических зон и сущность оффшорного бизнеса.

Рассмотрена сущность оффшорных компаний: понятие, регистрация, деятельность, управление и т.д.  Оффшорная компания  – это юридическое лицо, зарегистрированное в юрисдикции с льготным налогообложением, при отсутствии валютного контроля. Это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний – нерезиденты этих стран. Оффшорная компания - это термин, характеризующий особый организационно-юридический статус предприятия, который обеспечивает ему максимальное снижение налоговых платежей в стране регистрации (или их полное отсутствие). Такой статус обычно связан с необходимостью проведения деловых операций только за пределами страны регистрации. Иными словами, оффшорная компания (в большинстве случаев) не может быть резидентом своей официальной юрисдикции.

Пожелания большинства клиентов к зоне регистрации довольно лаконичны, и ждут они от нее примерно того же, что и от брака - чтобы все по закону, свобода максимальная, никакой отчетности и денег поменьше просили.

На стандартной оффшорной территории так дело и обстоит, деятельность разрешается любая, не запрещенная законом (а это торговля оружием и наркотиками) и не требующая лицензии (страховые компании и банки регистрировать несколько сложнее и дороже).

В целом создание оффшорных компаний является эффективным инструментом налогового планирования, валютной деятельности. В будущем, с подъемом промышленного производства и дальнейшей концентрации капитала, стоит ожидать нового всплеска создания российскими фирмами оффшорных компаний.

Список литературы


1.     Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 2000, N 11.

2.     Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12.

3.     Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3.

4.     Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив. - Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ, М., 2002, вып. 3.

5.     Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь, 1997, N 12.

6.     Гордеев Г.Д. Основы внешнеэкономической деятельности. – Екатеринбург.: АСН, 2001.

7.     П.Х. Линдерт. Экономика мирохозяйственных связей – М.: Прогресс, 2002 г.

8.     Кохно П. А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. - М.:  Финансы и  статистика, 2003.

9.     Буглай В.Б. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2003.

10.           Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы. Учебник для вузов /. Под ред. Строва Л.Е. – М.: ИНФРА-М, 2003.

11.           Ворст Й., П.Ревентлоу  “Экономика фирмы”. – М.: “Высшая школа”, 2003.

12.           http://www.holbi.com.ua/of.htm

13.           http://www.icsl.ru/rus/offshore.html




[1] Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 2000, N 11, с.34-44.

[2] Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 2000, N 11, с.35.

[3] Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 2000, N 11. – с.50

[4] Гордеев Г.Д. Основы внешнеэкономической деятельности. – Екатеринбург.: АСН, 2001. с. 211.

[5] Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.133.

[6] Буглай В.Б. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 135.

[7] Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12,  с.139.