Содержание

Введение. 3

1. Содержание и функции социального прогнозирования. 4

2. Статистический анализ проблемы безработицы.. 8

Заключение. 16

Список литературы.. 17

                                                                                                  

Введение


Социальное прогнозирование представляет собой такую форму прогноза, которая строго базируется на научных данных на всестороннем учете всех обстоятельств. Задача науки — открывать закономерности объективного мира, выяснять его имманентную логику развития и механизмы взаимодействия процессов и феноменов. Задача науки вместе с тем состоит в том, чтобы делать какие-то прогнозы пред­сказывать возможные последствия тех или иных событий и действий. Принято считать, что научное предвидение связано с динамически­ми и статическими закономерностями объективной действительности. Под первыми обычно подразумевают такие причинные связи и отноше­ния, когда данное состояние обязательно имеет четко определенные последствия. Поэтому, если известны начальные условия, то можно предсказать результат. Если, например, известно, что поезд из Москвы отправляется в Псков и что в нем находится пассажир Сидоров то можно предсказать, что Сидоров прибудет в Псков. Под вторым подра­зумеваются такие состояния, которые гетерогенны, и уже в силу этого нельзя однозначно предсказать их последствия. Статистические зако­номерности — это закономерности массовых явлений. В сущности, все закономерности носят статистический характер так как окружающий нас мир сложен и многообразен и никакие дина­мические законы не могут его охватить. Если взять, например, социум то он очень гетерогенен, он представляет собой продукт взаимодействия людей, поступающих сознательно и преследующих сознательно постав­ленные цели. Люди индивидуальны и уникальны, невозможно проник­нуть в их внутренний мир и предсказать, какие поступки они намерены совершить. Так, пассажир Сидоров может и не попасть в Псков ибо он может выйти на какой-либо станции, заболеть в поезде и т.д.

1. Содержание и функции социального прогнозирования

В самом общем виде социологическое прогнозирование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для использования этих данных в практике социального управления.

Социологическое прогнозирование включает в себя четыре сме­няющих друг друга организационно автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа:

•   методологическую и методическую подготовку исследо­вания;

•   сбор первичной социологической информации1;

•   подготовку собранной информации к обработке и ее об­работку на ЭВМ;

• математический и содержательный анализ обработанной информации, подготовку отчета, формулирование выво­дов и рекомендаций.

Конкретный вид социологического прогнозирования обуслов­лен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глуби­ны, требуемого анализа предмета, масштабности и сложнос­ти решаемых задач, и различают три основных вида социоло­гического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

«Разведывательное исследование — наиболее простой вид конкретно-социологического анализа. Оно решает весьма ог­раниченные по своему содержанию задачи, охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывает­ся на упрощенной программе и сжатом по объему методичес­ком инструментарии»[1].

Этот вид исследования может использоваться либо как пред­варительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения. Та­кая потребность возникает особенно часто тогда, когда пред­мет социологического исследования относится к разряду мало или вообще не изученных. В частности, разведывательное ис­следование успешно применяется для получения дополнитель­ной информации о предмете и объекте, для уточнения и кор­ректировки гипотез и задач, методического инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широко­масштабном описательном или аналитическом исследовани­ях, а также для выявления трудностей, которые могут встре­титься в ходе их проведения.

Выполняя перечисленные вспомогательные задачи, разве­дывательное исследование служит поставщиком оперативной социологической информации. В этом случае можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в выявлении отношения людей к актуальным событи­ям и фактам (зондаж общественного мнения), а также эффек­тивности различных мероприятий. Например, с помощью эк­спресс-опросов определяется удовлетворенность аудитории качеством прослушанной лекции, содержанием и формой за­нятия. Нередко к ним прибегают для оценки хода и результа­тов общесртвенно-политических кампаний, в частности, из­бирательных.

Обычно в разведывательном исследовании используется один из наиболее доступных методов сбора первичной социо­логической информации (к примеру, интервью или анкетный опрос), позволяющий провести его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широ­комасштабного исследования, уместно прибегнуть к целенап­равленному анализу литературы, а также к опросу специали­стов (экспертов), компетентных в изучаемой области, либо хорошо знающих особенности объекта. С этой же целью мо­жет быть проведено интенсивное групповое интервью методом «фокус-групп».

«Описательное исследование - более сложный вид социоло­гического анализа. По своим целям и задачам оно предпола­гает получение эмпирических сведений, дающих относитель­но целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Такое исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе, с ис­пользованием методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая оснащенность делает возмож­ным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем параметрам, которые выделены в качестве су­щественных в связи с изучаемой проблемой».

Описательное исследование обычно применяется тогда, ког­да объектом анализа служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди разных профессий и возрастных групп, имею­щие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т. д., население города, района, области, регио­на, страны. В таких ситуациях выделение в структуре объек­та относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сопоставление и сравнение интересую­щих характеристик, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

«Аналитическое исследование - самый углубленный вид со­циологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславлива­ют распространенность, устойчивость или изменчивость и дру­гие свойственные ему черты. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую прак­тическую ценность»[2].

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между теми или иными параметрами изучаемо­го социального явления, то в ходе аналитического выясняет­ся, носит ли обнаруженная связь причинный характер. В пер­вом случае может интересовать, например, наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполня­емого труда и его производительностью, а во втором - является ли удовлетворенностью содержанием труда единственной, не­посредственной или косвенной причиной, определяющей уро­вень его производительности.

Поскольку реальность нашей жизни такова, что выделить и изучать в «чистом виде» какой-либо один влияющий на нее фактор практически невозможно, почти в каждом аналитичес­ком исследовании рассматривается совокупность факторов, из которой впоследствии вычленяются основные и неосновные, временные и устойчивые, явные и скрытые (латентные), управляемые и неуправляемые факторы.

Подготовка аналитического исследования, в том числе тща­тельная разработка программы и инструментария, занимает много времени. Необходимые предварительные сведения об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, которые позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углуб­ленного анализа, нередко собирают при помощи разведыва­тельного или описательного исследования.

По методам сбора социологической информации аналити­ческое исследование носит комплексный характер. В нем, до­полняя друг друга, могут применяться различные формы оп­роса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения «взаимоувязывать» данные, полученные раз­ными методами, придерживаться определенных критериев их интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием подготовитель­ного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходами к обобщению и объяснению результатов.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем  изменения (в той или иной степени) обычных условии функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе  эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые свойства.



2. Статистический анализ проблемы безработицы

В 2000 г. впервые с 1989 г. в России отмечена позитивная динамика валового внутреннего продукта. Можно дискутировать по вопросу о том, насколько корректны эти данные, где и за счет каких факторов произошло увеличение объемов производства, какую роль сыграла здесь “теневая экономика”, насколько устойчив наметившийся рост и т.д., но факт приближения экономики страны к стадии экономического роста нельзя отрицать.

Наметившиеся признаки экономического роста по-новому ставят ряд проблем экономической практики, требуют в ряде случаев смены приоритетов экономической и социальной политики. В полной мере это относится и к государственной политике на рынке труда, поскольку ситуация, которая складывается сегодня на российском рынке труда представляет собой, по оценке специалистов, “совокупность серьезных отклонений от существующих в рыночном хозяйстве норм”.

С точки зрения проблем обеспечения условий для экономического роста особую значимость приобретает сегодня ряд моментов.

Первый. Наличие сложившейся широкомасштабной и разнообразной по формам выражения, главное, потенциальной безработицы. Реализация этого потенциала и активизация высвобождения рабочей силы - одна из наиболее необходимых предпосылок экономического роста.

Уровень безработицы в России начиная с 1992 г. неуклонно повышался (Табл.1). Хотя в 2003 г. абсолютная численность и уровень безработицы несколько снизились, согласно прогнозам Министерства труда и социального развития РФ, в 2003-2005 гг. прирост численности трудоспособного населения составит 1,6 млн. человек, а занятого —  400 тыс. В результате число безработных за три года увеличится на 1 млн.чел. (с 6,7 до 7,7 млн.чел.), и ее уровень превысит 10% экономически активного населения.

Таблица 1

Таблица 1. Динамика уровня безработицы (в % к численности экономически активного населения)


1998

1999

2000

2001

2002

2003

Уровень безработицы по методологии МОТ


2,9


5,1


7,3


8,3


9,4


9,0

Из них зарегистрировано службой занятости


0,8


1,1


2,2


3,2


3,4


2,8


В октябре 2002 г. доля занятых неполное рабочее время или находившихся в вынужденных отпусках превысила 10% рабочей силы, в т.ч. 4,4% трудились в условиях неполной занятости; 2,5% находились в принудительных административных отпусках; 4,1 % имели месячный заработок в размере 150 тыс. руб., что составляло 1/3 прожиточного минимума. Госкомстат РФ считает такой заработок одной из форм скрытой безработицы.

Если учесть и эту категорию работников, то реальная и потенциальная безработица охватит уже 20% экономически активного населения. Так, в частности (20-25%), оценивает ее первый заместитель министра труда и социального развития, а это уже почти четверть трудового потенциала страны. Однако это еще не весь потенциал безработицы. Сюда следует добавить тех, кто занят на неэффективных, нерентабельных и неплатежеспособных предприятиях, занятость на которых не только не сокращается, а даже растет.

О масштабах потенциальной безработицы свидетельствуют не только имеющиеся оценки, но и сопоставление динамики ВВП и численности занятых в экономике.

Таблица 2. Динамика валового внутреннего продукта и численности занятых (среднегодовые данные, %)


1999

2000

2001

2002

2003

Сокращение объемов валового внутреннего продукта


14,5


8,7


12,7


4,1


5,6

Сокращение численности занятых в экономике


2,0


2,0


3,0


3,0


0,9


В целом за 1999 - 2003 гг. объем российского производства сократился в 2 раза, а численность занятых уменьшилась лишь примерно на 9% (с 75,3 млн. в 1999 г. до 66 млн. чел. в 2003 г.), то есть падение производства сопровождалось непропорционально низким сокращением численности работников.

Увеличивается длительность безработицы и ухудшается соотношение численности безработных и количества заявленных вакансий. Так, среднее время поисков работы увеличилось с 5,8 месяцев в 2000 г. до 8,3 в 2003 г.; 33%  безработных искали новое место работы более года; нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию выросла с 3,2 в 2000 г., 5,8 в 2001 г., 8,2 в 2002 г. до 10,8 в 2003 г. Эти данные свидетельствуют о наличии тенденции к образованию застойной безработицы, что сужает возможности попадающих в нее работников найти новое рабочее место.[3]

В структуре безработицы беспрецедентно велика доля квалифицированных работников. Доля лиц с высшим и средним специальным образованием в общей численности безработных составляет около 40%. Для сравнения отметим, что в США среди административно-управленческих работников и специалистов различного профиля, включая инженеров и ученых, общая численность которых среди занятых в 2003 г. достигла 29%, безработица не поднималась выше 2,2%. Как это ни странно, в России в наиболее выигрышном положении оказывается неквалифицированная рабочая сила, что свидетельствует о сохранении старого, технологически отсталого производства, разбазаривании интеллектуального потенциала.

В среднем в РФ 35,5% безработных — молодежь в возрасте 16-29 лет, что представляет собой крайне негативное и социально опасное явление.

Вполне очевидно, экономический рост невозможен без высвобождения потенциально излишних масс труда. Необходимо переходить от политики сохранения рабочих мест и сдерживания высвобождения работников к политике, обеспечивающей условия для свертывания  и ликвидации убыточных производств с одновременным развитием эффективных и конкурентоспособных видов деятельности, активизации процесса признания предприятий несостоятельными (банкротами).

В этой связи интересен опыт стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), осуществляющих однотипные с Россией экономические преобразования. В большинстве стран на начальных этапах реформы произошло массовое высвобождение избыточной рабочей силы. В результате уже в 2000 г. уровень безработицы составил в Болгарии 17% экономически активного населения, в Польше — более 16%, в Словакии — 15%, Венгрии — 13%, Румынии — 10%. Исключением стала Чехия, где максимальный уровень безработицы не превышал 3,5%. Представляя потенциально важный фактор социальной напряженности, высокий уровень безработицы ни в одной из стран не привел к социальному взрыву. Причин здесь несколько. Прежде всего — это стимулирование и активная поддержка государством мелкого предпринимательства, которое, как показывает опыт ряда стран, прежде всего Чехии, позволило поглотить примерно половину потенциальной безработицы. использовались и другие меры экономической и социальной политики для смягчения последствий безработицы вплоть до регулирования потребностей в рабочих местах со стороны женщин (за счет расширения альтернативных форм занятости, сохранения в условиях инфляции реальной стоимости пособий по уходу за ребенком и других мер).

Начиная с 1993-1994 гг. в большинстве стран ЦВЕ возобновился экономический рост. Вслед за этим стала сокращаться и безработица, в 2000 г. доля безработных в общей численности экономически активного населения снизилась во  всех странах на несколько процентных пунктов. Естественно, что проблема безработицы не теряет своей остроты, более того, экономический рост ставит новые, не менее сложные, проблемы, связанные с эффективностью использования трудового потенциала. Тем не менее, специалисты стран ЦВЕ считают, что активное высвобождение излишних масс труда на начальных этапах реформ стало одним из факторов, расчистивших путь экономическому росту.

В ближайшей перспективе в России следует ожидать ускорения темпов высвобождения рабочей силы. Этому, помимо структурной перестройки, будут способствовать начавшаяся реформа бюджетной сферы, сокращение армии, активизация с вступлением в действие с 1.03.98 г. нового Закона о несостоятельности (банкротствах) процессов санации убыточных предприятий.

Второй. Ухудшение качественных характеристик трудового потенциала. Падение реального уровня доходов населения, а отсюда ухудшение всех параметров жизненного уровня привело к снижению качественного уровня рабочей силы, вызвало столь глубокие негативные изменения, для преодоления которых уже недостаточно лишь простого увеличения доходов.

В мировой практике комплексным показателем для межстрановых сопоставлений уровня благосостояния населения является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он рассчитывается по принятой ПРООН методике и представляет собой функцию трех индикаторов: валовый внутренний продукт на душу населения (ресурсы для потребления); средняя ожидаемая продолжительность жизни (состояние здоровья нации) и образовательный потенциал (среднее количество лет обучения населения старше 25 лет).

За годы реформ индекс развития человеческого потенциала в России снизился с 0,848 в 1999 г. до 0,780 в 2003 г., то есть почти на 70 пунктов. В результате по данному показателю Россия откатилась на 25-30 лет назад и перешла из группы высокоразвитых стран в группу стран со средним уровнем развития и занимает вместо 52-го (2002 г.) 114-е место среди 174 государств, индекс развития человеческого потенциала которых рассчитывается.

Такая тенденция обусловлена в первую очередь падением ВВП, но также сокращением продолжительности жизни и, хотя и в меньшей степени, снижением образовательного уровня. Согласно данным международных статистических служб, по уровню квалификации кадров России находится сегодня в конце четвертого десятка государств мира и потеряла за 90-е годы около 1/3 своего интеллектуального потенциала. Экономический спад снижает также качество обучения, - как отмечают авторы “Доклада о развитии человеческого потенциала в РФ. 2003”, хотя это не фиксируется используемым ПРООН для расчета ИРЧП индексом образования.

Снижение жизненного уровня, ухудшение структуры питания, психологические стрессы, а также кризис здравоохранения негативно сказались на состоянии здоровья нации, что обусловило снижение средней продолжительности жизни, а также рост заболеваемости и смертности среди населения наиболее трудоспособных возрастов.

Третий. Широкое распространение неформальной занятости, что позволяет говорить о формировании в стране двух параллельных рынков труда. Имеются различные оценки ее масштабов. По данным Госкомстата, доля “теневой” экономики составляет около 25% ВВП, однако имеются и другие оценки — до 60%. Уже это позволяет судить о возможных объемах неформальной занятости населения.

По данным социологических обследований ВЦИОМ, примерно 22,8% респондентов имеют дополнительные источники дохода, при этом доля безработных, имеющих не учитываемую занятость также составляет около 20%.

Некоторые исследователи считают, что в России сегодня существуют два разномасштабных рынка труда: курируемый государством с помощью Федеральной службы занятости и “скрытый” неофициальный рынок труда, обслуживающий подавляющую массу национальных трудовых ресурсов, неконтролируемый государством и уходящий от налогообложения. Эти рынки труда находятся, согласно оценкам, в соотношении 1:5.

Любая из этих оценок может быть подвергнута сомнению и требует обоснования. Неформальный рынок труда — наименее исследованный его сегмент.

Бесспорно одно — масштабы неформальной занятости в России велики, и она оказывает заметное воздействие на экономику и жизненный уровень населения.

Это влияние можно оценивать по-разному. С одной стороны, эта сфера чрезвычайно важна для населения. Она выполняет функцию его жизненного самообеспечения, выживания. Неформальная занятость позволяет ослабить негативные последствия безработицы и падения жизненного уровня  и тем самым смягчить социальную напряженность.

С другой стороны, неформальную занятость можно оценивать исходя из интересов экономического роста, как факт, что “миллионы людей занимаются неэффективной формой экономической деятельности, заведомо убыточной с точки зрения национальной экономики, в терминах экономического роста это называется прямым вычетом из валового внутреннего продукта”. Кроме того, как показывает мировая практика, рабочая сила, занятая в неформальном секторе экономики, выпадает из сферы правового регулирования трудовых отношений.

Четвертый. Большие региональные контрасты в уровне использования рабочей силы (например, дифференциация регионов по уровню безработицы 20 раз) при почти полном отсутствии административных, правовых и институциональных  условий, снимающих ограничения с межрегиональной мобильности работников. Практически в России еще не сформирован такой важный элемент рынка труда как свободный переток рабочей силы. Потенциально свободная рабочая сила привязана к своим рабочим местам из-за отсутствия условий миграции по стране, в частности, рынка жилья, высокой стоимости переезда, сохранения института прописки, отсутствия системы информации об имеющихся вакансиях в общенациональном масштабе.

Анализ позиций современных реалий российского  рынка труда с позиций потребностей обеспечения экономического роста позволяет сделать следующие выводы:

1. Глубокие изменения на рынке труда являются важнейшим условием обеспечения экономического роста в России. В значительной мере под воздействием процессов на рынке труда будут формироваться в ближайшей перспективе темпы и качество экономического роста, социальная и политическая ситуация в стране.

2. Становление полноценного, адекватного рыночной экономике рынка труда ставит задачу изменения сложившихся приоритетов экономической и социальной политики, необходимо обеспечить сочетание активизации процессов высвобождения рабочей силы и повышение эффективности ее использования с обеспечением переподготовки высвобождаемых работников и социальной защитой лиц, испытывающих трудности с трудоустройством.

3. При всем значении политики занятости в повышении эффективности использования трудового потенциала кардинальные сдвиги на рынке руда возможны лишь на основе целенаправленной  инвестиционной политики.[4]

Заключение

Предвидение общественных процессов и явлений базируется на данных истории, социологии, статистики, демографии, политики, фи­лософии и других наук. Отсюда и сложность социального предвидения, отсюда и нередко появление утопических теорий и концепций. «Город Солнца» итальянского мыслителя Кампанеллы читается с большим ин­тересом, но изложенная в нем теория носит утопический характер. Утопическими были и воззрения Сен-Симона, Фурье, Оуэна и многих других социальных мыслителей, потому что они не базировались на строго научном анализе социальных феноменов и процессов. Но можно привести пример научного предсказания, оказавшегося безошибочным.

Занятость надо  рассматривать  в числе важнейших социальных явлений, а происходящие в ней процессы - в числе фундаментальных, т.к. эти проблемы касаются  самой  материальной основы всех явлений и процессов общественной жизни - производства.  Занятость - это не только социальная, но и важнейшая производственная категория, поскольку она отражает экономические и правовые условия,  в которых осуществляется  труд  как важнейший фактор всякого производства. Только эффективная,  продуктивная занятость создает  материальную основу для реализации любых социальных программ. Из этого следует, что в ряду социальных явлений, которые в основной своей  массе имеют потребительский характер, занятости как категории, имеющей производственную сторону,  принадлежит базовое  место. И намечая меры  социальной  политики  в сфере занятости в первую очередь следует сконцентрировать внимание на вопросах повышения ее  продуктивности, эффективности.  Но  как  раз  с этой стороны проблемы занятости почти не решаются.  Как показывают данные научных исследований мотивация высокопродуктивного труда не получила должного развития. Существуют сферы деятельности,  где из-за чрезмерно низкой  заработной  платы сохраняются незаполненные рабочие места.  И это положение усугубляется задержками выплаты зарплаты.

Список литературы

1.                     Васько М.Д. Прогноз населения России до 2020 года // «Проблемы прогнозирования» №4,  2002.

2.                     Вопросы экономики, 2004, № 3, с.145.

3.                     Госкомстат РФ. Россия в цифрах. 2004. Статистический сборник. -  М., 2004, с.13.

4.                     Социология: Учебное пособие/ Попкова Т.В. и  Булыгина А.А. – Новосибирск:  НГАЭиУ, 2003.

5.                     Филатова О.Г. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М.: Дело, 2003. – 351 с.





[1] Филатова О.Г.  Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М.: Дело, 2003, с. 56.


[2] Филатова О.Г. Социология: Учебник для вызов/ Под общ. реакцией Г.С. Батыгина. М.: Дело,  2003, с. 58.


[3] Госкомстат РФ. Россия в цифрах. 2004. Статистический сборник. -  М., 2004, с.13.


[4] Вопросы экономики, 2004, № 3, с.145.