Содержание

Задание 1. 3

Задание 2. 9

Задание 3. 11

Задание 4. 13

Задание 5. 14

Задание 6. 16

Задание 7. 18

Задание 8. 19

Список литературы.. 21

Задание 1

Если бы Вы были президентом России и Вам нужно было бы принять решение по способу преобразования ее экономики, от директивной к основной на рыночных принципах, исходя из двух альтернативных подходов:

–                   управляемый переход к свободному рынку;

–                   обеспечить свободную конкуренцию и рынок сам все расставит по своим места.

Используя сведения о принципах самоорганизации природы, которые она реализовывала на этапе возникновения жизни и биосферы, обоснуйте вариант, которому Вы отдаете предпочтение?

Самоорганизация процесс возникновения, укрепления и сохранения целостности системы.

Начало процессу самоорганизации будет положено, когда структура, ресурсы, «поле плодородия» – пространство существования, – будут «знать», что для этого делать. А это произойдёт, когда она станет пронизываться всем полем критериев, которые автоматически организовывают существование.

Только при таком процессе включения в «поле плодородия» критериев возникают условия для протекания автоматических процессов природного синтеза.

Критерий преобразуется в видимую, хорошо осязаемую по своему напору функциональную доминанту, обладающую не обычным магнетизмом, а скрытым, не обычным притяжением ресурсов, а высшим.

Происходящие изменения в обществе, ломка устойчиво воспроизводившихся на протяжении многих лет социальных структур и общественных отношений, углубление процессов демократизации и гласности создали для человека качественно новые альтернативы выбора жизненного пути и его стратегий. В то же время эти явления оказали воздействие, вызвавшее у многих людей дезориентацию в особенностях современной социальной ситуации и направлениях ее развития, а в связи с этим - неопределенность в представлениях о перспективах собственного жизненного пути.

Наблюдается повышение психической напряженности, на фоне которой происходит дальнейшая ломка ранее устойчивых социальных установок и сложившихся стереотипов поведения.

Ранее стабильные условия и окружение стали динамичными и быстро изменяющимися.

Появляются новые экономические и общественные структуры, политические партии и движения. Формируются еще совсем недавно казавшиеся невозможными типы социальных взаимодействий. Активно и в большом объеме выходят различные законодательные акты и постановления, указы, распоряжения федеральных и местных органов власти и управления, определяющие совершенно иные правила и нормы социальных взаимоотношений в обществе. Разрыв ранее устойчивых связей, ломка сложившихся представлений вызывают ощущение неустойчивости окружающего мира. У человека появляется чувство дезориентации в социальной ситуации и ощущение неопределенности своего места в ней. Резкий переход от зарегламентированных социальных отношений и соответствующего социального поведения к нынешнему состоянию общества вызывает реально ощутимые личностью негативные проявления индивидуальной и общественной психологии, которые субъективно ощущаются как состояния внутренней психической напряженности, сопровождаемые зачастую отрицательными эмоциональными переживаниями.

Средства массовой информации в большинстве своем также не дают возможности сориентироваться в окружающей обстановке, так как заняты борьбой за аудиторию, используя для этого сенсационность и другие приемы привлечения внимания, различные методы манипулятивного воздействия на психику людей.

Человек начинает остро чувствовать свою социальную незащищенность, неуверенность в собственном будущем, угрозу безопасности существования как полноценного гражданина и личности. Многие люди открыто заявляют, что они являются объектами манипулятивного воздействия и, в частности, политических манипуляций, «политической игры». Значительная часть населения России отказывается от активного социального поведения и вместо действий, направленных на социальную и психологическую адаптацию к новым политическим и социально-экономическим условиям, люди отвечают на них раздражением, агрессивностью, нетерпимостью, увеличивая тем самым и без того значительный, практически предельный потенциал разрушительности в общественной психологии.

Если критически рассматривать механизм обратной связи в контексте «автоматизма» самоорганизации общественно-экономического прогресса, получается, с точки зрения психологии, просто страшная вещь: люди - отдельный человек и большие группы индивидов - в принципе не могут разобраться в том, что происходит сейчас в России.

В общественной психологии налицо противоречие между определенной совокупностью общественно-психологических явлений, сформировавшихся за советский период и в последнее время, между прежними и новыми ценностями, социальными установками, взглядами, традициями и т.д. Это отражается, в том числе, на уровне изменений в личностных характеристиках. В обществе присутствуют одновременно субъекты со «старыми» и «новыми» ценностями, установками, взглядами, а также с внутренне противоречивой их системой.

Происходят глубокие изменения в структуре общей мотивации жизнедеятельности, в иерархии ведущих потребностей, социальных установок и жизненных ценностей, устойчивых мотивов поведения личности. В определенной мере эти тенденции демонстрируют, в частности, результаты полученные К.А. Абульхановой-Славской и рядом других исследователей по формированию разных типов личности, характеризующихся соответствующими различиями в сознании, способах мышления и стиле жизни в условиях кардинальных общественных изменений.

Наблюдается известное социально-психологическое явление - противоречие между противоположными ценностями, социальными установками, взглядами и т.п., обусловливает конфликтный характер общественно-психологической атмосферы.

Главной проблемой нового регионального строительства государства является то, что невозможно преобразовать старые «административные» регионы в новые «культурно-экономические». Оборотной стороной этой проблемы является невозможность «переселения» всего населения страны в новые экономические регионы. «Административные» и «культурно-экономические» регионы и далее будут существовать параллельно, конкурируя между собой за право управлять природными ресурсами, активностью людей, соперничая в определении направлений развития общества. Поэтому есть все основания утверждать, что процесс экономической регионализации станет в ближайшие годы чуть ли не основным источником социальных противоречий и конфликтов в России. Причем многие из этих противоречий и конфликтов будут новыми для страны, их появление способно предъявить серьезный вызов устойчивости консервативного государственного управления, не рассчитанного на урегулирование новых социальных конфликтов.

В новом региональном строительстве выделятся три группы акторов и три группы стратегий, которые государство может поддерживать или противодействовать им, но уж во всяком случае, влиять на их реализацию и управлять тем самым процессом:

Стратегии экономических игроков, создающих пространство новых экономических регионов. Прежде всего, это - стратегии гуманитарного проектирования, имущественно-корпоративные и финансовые, так как именно они несут в себе образ Будущего и определяют развитие.

Стратегии населенных пунктов, территорий по включению их в новые экономические регионы. Прежде всего, это - стратегии городов или городских конгломератов.

Стратегии населения – стратегии адаптации к социальным изменениям, освоения инновационных техник поведения.

В соответствии с этим в государственной региональной политике российского государства, федерального центра должны быть выделены три новых блока:

Стимулирование строительства на территории страны новых экономических регионов.

Политика в отношении «административных» регионов (субъектов федерации и муниципальных образований).

Политика в отношении населения.

Необходимо признать, что общим вектором развития для глобализирующегося мира стал вектор движения к постиндустриальному обществу, что регионы, в которых данное общество воплощается, основаны на определенном типе культуры. Поэтому если Россия намеревается строить на своей территории новые «культурно-экономические» регионы, она должна использовать для этого в первую очередь гуманитарные технологии. Технологический выигрыш в конкуренции с подобными регионами, локализованными на территории других стран, будет достигнут в том случае, если Россия создаст и применит новые гуманитарные технологии – технологии организации социальной активности людей, технологии самоорганизации.

Целью и показателем пространственного развития страны, государственных и муниципальных образований должна стать концентрация на территории человеческого капитала. Старая система статистических показателей должна быть существенно реформирована.

В обществе должны быть созданы «зоны для эксперимента», в которых люди смогут апробировать новые социальные практики, не совершая радикального отказа от сложившихся типов действия. Это - страховка общества на переходный период.

Осознанная социально-демографическая политика (демографическая политика как способ управления проектированием и строительством Будущего). Старение населения и его уменьшение должно рассматриваться как еще одна серьезная угроза переходу к новой культурно-экономической регионализации России и постиндустриальной экономике. Меняется характер спроса со стороны населения на экономических рынках, подвергаются «склерозу» образы Будущего. Таким образом, социально-демографическая политика (включая образовательную, профессиональную и пр. составляющие) должна быть ориентирована на быстрый карьерный рост нового поколения.

Для того чтобы центры новых экономических регионов локализовались на территории страны, она должна выступить в рамке глобального мира как самостоятельное культурное сообщество, ценности и нормы поведения которого вписаны в формирующийся политический, социальный и экономический ландшафт данного мира. Главной задачей внешней политики России должна быть задача культурного признания, а также обеспечения конкурентоспособности российских «культурно-экономических» регионов (а не «сырьевых хвостов» чужих технологических цепочек) в глобальной культуре и глобальной экономике. Российские ценности должны стать легко конвертируемыми в мировые.

Есть все основания рассматривать создание «русского мира» в качестве одного из основных направлений преодоления российскими «культурно-экономическими» регионами территориальной замкнутости в рамках страны.

Новая экономическая регионализация России уже началась. В ее ходе неизбежно будет переструктурировано политическое, экономическое и социо-культурное пространство страны. Государство должно быть готово изменить собственную политику развития, освоить новые практики управления.

Таким образом, делая вывод из вышесказанного будет логично признать, что я являюсь сторонником обеспечения свободной рыночной конкуренции.

Задание 2

Согласно второму закону термодинамики в природе все стремится к состоянию равновесия.

Поскольку этому закону подчиняются и экономические процессы, то дифференциация по доходам на душу населения между развитыми и развивающимися странами должна со временем уменьшаться, а она растет.

На основе анализа процессов: «перекачки мозгов», «кредитной иглы», «неуправляемого роста народонаселения в развивающихся странах», рассмотрите принципы функционирования, так называемого «дьявольского насоса», обеспечивающего  перераспределение энтропии в обществе.

Среди различных определений энтропии, с моей точки зрения, самое лучшее дано Зоммерфельдом, который сравнил ее с директором, направляющим работу. Можно дополнить это сравнение и указать, что для закрытой системы энтропия – это мера той энергии, которую мы не можем использовать для работы.

Если мы обратимся к доходам отдельной семьи и вычтем из них расходы на образование и прожиточный минимум в данной стране, то можно найти по этим данным энтропию общества. Расходы на образование следует исключить, поскольку они для семьи «мертвый капитал». Если это расходы на образование детей, то семья уже никогда не вернет эти расходы. Они вложены в детей и в их, детей, будущие семьи. Если ж глава семьи тратит доходы на свое образование, то есть шансы, что он вернет эти расходы путем увеличения будущих доходов. Вот эти будущие доходы будут приняты во внимание уже при расчете будущей энтропии.

Прожиточный минимум в данной стране – это порог, который семья должна перескочить, чтобы можно было говорить об энтропии. Энтропия – это мера свободы. Ни о какой свободе не может быть речи, если доходы семьи ниже прожиточного минимума. Отсчет меры свободы следует вести от нулевого уровня, а не от какой-то отрицательной величины, называемой прожиточный минимум.

Для вычисления энтропии следует воспользоваться данными о доходах населения. Обычно эти данные имеются в каждой стране и их представляет налоговое управление. Не имеет значения в какой валюте измеряется этот доход, поскольку, как мы увидим ниже, нас интересуют относительные величины.

Из данных о доходах следует вычислить две величины, из которых одна – это средний доход на душу населения. Обозначим эту величину как Дср. (Эта величина, как правило, тоже фигурирует в статистических данных каждой страны).

Разница в определении доходов может внести ошибку в расчеты. Мой метод не учитывает «скрытые доходы», которые в некоторых странах могут быть значительными. Я приведу в качестве примера скрытых доходов разного рода льготы предостовляемые только олигархии в виде специальных лечебниц, магазинов, мест отдыха и развлечений. Такие льготы широко практикуются в социалистическом обществе.

Итак, сделанное здесь предложение может быть принято только как первый шаг.

После того как энтропия общества Э вычислена, ее можно принять в качестве меры для построения графика энтропия-сплоченность в относительных по отношению к Э величинах.  Относительное измерение более удобно если мы захотим сравнивать между собой различные общества, начиная от первобытных и кончая самыми современными. В качестве меры для вычисления относительной энтропии следует использовать минимальный прожиточный минимум[1].

 

Задание 3

Вода при стекании в ванне вращается по часовой стрелке; время полета из Москвы в Новосибирск на полчаса короче, чем из Новосибирска в Москву. Есть ли что-то общее у этих явлений? Помогло бы Вам понимание происходящих процессов в этих явлениях при обсуждении вопроса о соотношении трансграничных переносов вредных веществ со стороны Европейских стран и в обратную сторону в Европарламент?

Предсказать направление вращения заранее невозможно. Направление вращения вихря при стоке жидкости зависит от многих обстоятельств: формой дна резервуара, неровностями и т.д. Вихри, которые могли бы быть обусловлены вращением Земли (действием так называемой силы Кориолиса) должны иметь гораздо больший диаметр, чем маленькие водовороты в ванне.

То же самое можно сказать и про время полета из Москвы в Новосибирск и обратно. Предсказать направление воздушных потоков, которые влияют на скорость полета, заранее невозможно.

В какой-то степени эти знания мне бы помогля понять происходящие процессы при обсуждении вопроса о соотношении трансграничных переносов вредных веществ со стороны Европейских стран и в обратную сторону в Европарламент.

Использование в 1990-х годах в виде топлива для котельных жилых районов фенолосодержащих нефтепродуктов типа BHT, способствующих отравлению дыхательных путей.

Отсутствие контроля трансграничного переноса вредных веществ из стран Европейского союза – последняя станция, контролирующая этот перенос, была закрыта в 1999 году ввиду невозможности финансирования ее деятельности.

Отсутствие Программы улавливания токсических отходов предприятий на территории России – по данным Госкомстата за 2000 год, обезврежено загрязняющих токсических веществ, выбрасываемых в атмосферу, всего 17,8%. Обезврежено токсичных отходов в сточных водах 13,4%[2].

Задание 4

Освещенность от каждой звезды обратно пропорциональна квадрату расстояния до звезды. Плотность звезд во Вселенной достаточно равномерна, то есть количество звезд, от которых с расстояния R приходит излучение, пропорционально его кубу.

Таким образом, количество света, пропорционально R, а так как Вселенная огромна, то небо ночью должно быть не черным, а ярко светиться.

Выдвиньте гипотезы, почему это не так?

 

Фотометрический парадокс, ныне несколько подзабытый, был сформулирован еще в 1744г. швейцарским астрономом де Шезо, но нам более известен в формулировке Ольберса 1826 года. Представим себе, что пространство вокруг Земли бесконечно, вечно, неизменно и равномерно заполнено звездами. Тогда в каком бы направлении мы ни посмотрели на небо, взгляд наш рано или поздно встретит звезду. Т.е. получается, что каждая точка на небе должна светиться – полное количество света, приходящее на Землю от звезд, должно быть бесконечным, из-за чего ночное небо должно было бы быть не черным, а залитым ослепительно ярким светом. Чего, однако, мы не наблюдаем. А это говорит о том, что какое-то из этих условий не выполняется: т.е. либо Вселенная конечна во времени или в пространстве; либо она не неизменна; либо звезды (галактики) распределены в пространстве неравномерно; либо какие-то ее свойства качественно иные, еще не понятые нами. Причем предположение о существовании в пространстве протяженных непрозрачных областей – туманностей, не решает проблемы, т.к. поглощая свет, туманности бы нагревались и в дальнейшем переизлучали свет не хуже самих звезд.

Задание 5

Качественно рассмотрите движение тела, брошенного в отверстие просверленного сквозь Землю.

 

Тело двигается с равномерной горизонтальной скоростью V относительно Земли.

Рассматриваемые проекции тела показывают, что в горизонтальном направлении относительно Земли свободные коэлы движутся вместе с телом, проникая сквозь него вертикально вниз.

Внешняя сила F, придающая телу ускорение, отсутствует, поэтому сила тяжести - вектор Р соответствует весу тела G : Р = G.

Cвободные коэлы 1.1 движутся относительно Земли с такой же горизонтальной скоростью V как и тело, и вниз с ускорением g.

Тело, двигаясь горизонтально с постоянной скоростью V, столкнулось с вертикальной поверхностью.

В момент столкновения тело обладало горизонтальной скоростью V, и соответственно с этой же скоростью, родившиеся в этот момент коэлы, продолжают двигаться, проникая сквозь тело (t2 и t3)

Вектор Р1 показывает, что вес тела в момент столкновения меньше силы тяжести.

Вектор Р2 показывает, с какой силой действует на стену тело, которая противодействует ему - вектор F.

Из приведённых выше примеров становится понятно, что инертная и гравитационная массы эквивалентны потому, что они являются проявлением одной и той же силы - силы тяжести Р. Всё это справедливо при условии, что тело находится в такой системе отсчета, как Земля и околоземное пространство. Но масса тела, как и эквивалентность масс, могут быть различными, в зависимости от того, в какой системе отсчета находится тело. Рассмотрим на примерах, в чём проявляется это различие[3].

Задание 6

Когда свет падает на предмет, то часть света отражается. Объясните, куда деваться остальная часть и как свет взаимодействует с веществом?

Свойства предметов бесконечно разнообразны. Если предмет отражает свет, то это может происходить самым различным образом. Прямое отражение (случайное отражение) образует все те картины, которые мы видим. Свет, не поглощенный предметом, имеющим шероховатую поверхность, отражается от него во всех направлениях (диффузное отражение). Освещенный фарой кирпич в стене дома так же хорошо виден под углом 60° в обе стороны от направления падающего света, как и в направлении от источника света. Таким образом свет, падающий на кирпич только в одном направлении, отражается во всех направлениях.

Если же поверхность гладкая, большая часть света может преимущественно отражаться под углом, равным углу падения, и лишь небольшая часть рассеивается. Поверхность должна быть достаточно гладкой, чтобы значительное число лучей попало на ее одинаково ориентированные грани. В результате происходит зеркальное отражение (блеск), при котором свет частично поляризуется. Отраженный таким образом свет можно ослабить с помощью соответственно ориентированного поляризационного светофильтра.

Зеркальное отражение возможно от поверхности листьев, кожи, гладкого камня, влажных предметов, поверхности воды, полированного дерева, пластмассы и многих других обычных предметов. Оно может меняться от слабого блеска до зеркального изображения, неяркого, но отчетливого, напри­мер, на гладкой водной поверхности. При таком отражении ничего не происходит с цветом (спектральным составом) света - отраженный свет содержит те же цвета, что и падающий.

Важно понимать разницу между светом, диффузно отраженным от поверхности предмета, и светом, отраженным под углом зеркального отражения без взаимодействия с поверхностью. Никакое смещение угла зрения или использование поляризованного света или светофильтров не может изменить количество или спектральный состав света, отраженного от какой-либо поверхности в соответствии с ее поглощающими и отражающими свойствами. Перемена точки наблюдения, применение поляризованного света или светофильтров могут оказать заметное влияние на зеркальное отражение и блеск, сильно меняя видимую яркость предмета. Даже сильно рассеянный блеск может скрыть истинный цвет и детали предмета, которые проявляются лишь при освещении без отражения от поверхности.

Следует также обратить внимание на частичную прозрачность некоторых объектов. Кожа на лице человека полупрозрачна, она пропускает рассеянный свет. Профиль лица четко выявляется при контровом освещении не только благодаря нормально отраженному свету, но и в результате полупрозрачности кожи. Пластмассы, листья растений, жидкости, цветы, одежда тоже пропускают свет.

В отличие от полупрозрачного прозрачный предмет про­пускает световые лучи полностью или частично, сохраняя их первоначальное взаимное расположение. Сквозь такой предмет можно отчетливо видеть изображения. Окна, шлифованные стекла, полиэтиленовая пленка, чистая вода более или менее прозрачны. В отличие от полупрозрачных предметов, они не могут быть «наполнены» светом за счет неупорядоченного вну­треннего отражения и пропускания света.

Термин «непрозрачный» не означает поглощения всего света. Посеребренное зеркало совершенно непрозрачно (если, конечно, оно не предназначено для скрытого наблюдения). Термин «непрозрачность» относится лишь к способности не пропускать свет за счет его поглощения либо его полного отра­жения[4].

Задание 7

Когда португальцы приплыли на своих утлых суденышках в XVII веке в Китай, то обнаружили, что, там уже имеются огромные корабли водоизмещением до 10000  тонн с бассейнами и достаточно точным новигационным оборудованием. Почему китайцы приплыли в Китай, а не наоборот?

 

Не жители Китая, знавшие крупнотоннажный флот и навигационные средства, приплыли в Европу, а португальцы на их утлых лодочках-каравеллах открыли путь в Поднебесную. Не японцы открыли Сахалин, Курильские острова и Аляску, а русский землепроходец. Это он прошел пешком всю Сибирь, добрался до Аляски, а затем, также пешком, пришел в Калифорнию. Вот это стремление к свободе проявления индивидуальности, отсутствие ощущения самодостаточности, как в плане личности, так и цивилизации в целом, толкающее людей не на воспроизведение существующих структур, а на поиски нового, и было источником современной техногенной цивилизации Европы. И оно совершенно необходимо сегодня, когда успех, само выживание определяются интенсивностью поисков. И такая пассионарность неотделима от христианской традиции. Однако это вовсе не означает ее однозначного принятия. Христианская традиция за две тысячи лет своего существования претерпела значительную метаморфозу[5].

Задание 8

Человек, как homo sapiens, существует на Земле, по крайней мере, не менее миллиона лет. Почему естествознание начало развиваться только в последние два тысячелетия, а основные результаты получены за последние столетия?

Развитие естествознания как любой науки связано с ее историей и логикой. История любой науки характеризуется определенными заметными открытиями и достижениями, которые дотированы по времени в рамках исторических эпох. Это положение очевидно и не требует доказательств. Логика любой науки неявна. В этом заключаются определенные трудности. Как правило, логику связывают с установлением определенных основанных на фактическом материале тенденций, основополагающих идей и их взаимосвязи. Иначе логика развития науки предопределяет знание закономерностей причин и сил научного прогресса. Естествознание в своем развитии носит закономерный систематический характер. Систематическим называют такое развитие науки, которое является безостановочным, непрекращающимся и имеющим характер прогрессивно развивающейся системы. Ответ на вопрос, каким образом происходит развитие науки, необходим для сопоставления данного состояния науки с существующими и предыдущими. Зачем нам надо понять логику науки? На определенном историческом этапе определяющее значения для любой отрасли, мировоззрения имели место определенные идеи, которые доминировали некоторое время, они оказали влияние и на все остальные науки. Это значит, что при определенном состоянии доминанты происходило интенсивное развитие (прорыв) знаний. Мы можем назвать определенные исторические периоды прорывов в химии, физике. Знания логики развития позволяет обществу сориентировать общество в необходимости прорыва в той или иной области. Суть в прогнозе тенденций науки. В этой ситуации мы можем не только координировать развитие, но и стимулировать (финансово). От периода открытия до использования лежит продолжительный промежуток времени. Именно поэтому естествознание начало развиваться в последние два тысячелетия, а основные результаты получены за последние два столетия[6].

Список литературы

1.     Губаев В.Н. Философия теории Вселенной // Вопросы философии, № 9, 1998.

2.     Моисеев Н.Н. Мир ХХI века и христианская традиция // ЭКО, № 1, 2003.

3.     Потев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб.: Питер, 1999.

4.     Семенов В.В. Энтропия общества // ЭКО, № 5-6, 2003.

5.     Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. М.: Наука, 1979.


[1] Семенов В.В. Энтропия общества // ЭКО, № 5-6, 2003. С. 111.

[2] Потев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб.: Питер, 1999. С. 100.

[3] Губаев В.Н. Философия теории Вселенной // Вопросы философии, № 9, 1998. С. 22-23.

[4] Потев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб.: Питер, 1999. С. 120-121.

[5] Моисеев Н.Н. Мир ХХI века и христианская традиция // ЭКО, № 1, 2003. С. 25.

[6] Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. М.: Наука, 1979. С. 56-58.