СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Интеграционные аспекты заготовительно-перерабатывающей деятельности потребительской кооперации России и система интегрированных связей между потребительскими кооперативами………………………………….5

1.1. Интеграционные аспекты заготовительно-перерабатывающей деятельности потребительской кооперации России…………….………………………………...5

1.2. Система интегрированных связей между потребительскими кооперативами……………………………………………………………………...10

Глава 2. Современный этап интеграции с участием потребительской кооперации………………………………………………………………………….13

Глава 3. Интеграция потребительской кооперации в социальный процесс общества………………………………………………………………………...…..19

3.1. Интеграция потребительской кооперации в социальный процесс и его роль в обществе……….………………………………………………………………….19

3.2. Возрождение потребительской кооперации…………………..……………..22

Заключение………………………………………………………………………...25

Библиографический список……………………………………………………..26

Приложение………………………………………………………………………..27

Введение

Российская потребительская кооперация прошла сложный исторический путь от добровольного и социально необходимого соединения имущества мелких производителей и потребителей к созданию мощных и независимых региональных и отраслевых объединений кооперативов. В начале XX в, кооперативы наращивали свою собственность, используя ее в частных, коллективных и общественных интересах, объединяя сотни тысяч своих членов. Однако позднее (в 1930-х гг.) наступило время ее огосударствления и номинального владения предприятиями, падения роли потребительских основ кооперации. Вплоть до 1980-х гг, функция производства оставалась доминирующей по отношению к личному потреблению.

Тема данной курсовой работы – «Интеграционные процессы с участием потребительской кооперации» – актуальна в силу того, что, во-первых, эффективность функционирования всех отраслей агропромышленного комплекса может быть достигнута только при наличии интеграционных связей между всеми участниками, во-вторых, именно систему агропромышленного комплекса как функциональную экономическую отрасль, важнейшую часть которой составляет потребительская кооперация.

Объект изучения: интеграция с участием потребительской кооперации.

Предмет исследования: современный этап интеграции с участием потребительской кооперации.

Целью данной работы является описать сущность интеграционных процессов с участием потребительской кооперации.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. показываются интеграционные аспекты заготовительно-перерабатывающей деятельности потребительской кооперации России;

2. описывается суть системы интегрированных связей между потребительскими кооперативами;

3. показывается современный этап интеграции с участием потребительской кооперации;

4. описывается интеграция потребительской кооперации в социальный процесс и его роль в обществе.

Работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения.

В Главе 1 – Интеграционные аспекты заготовительно-перерабатывающей деятельности потребительской кооперации России и система интегрированных связей между потребительскими кооперативами – решаются первые две из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается интеграционные аспекты заготовительно-перерабатывающей деятельности потребительской кооперации России и описывается суть системы интегрированных связей между потребительскими кооперативами.

В Главе 2 – Современный этап интеграции с участием потребительской кооперации – решается третья из промежуточных задач, а именно: показывается современный этап интеграции с участием потребительской кооперации.

В Главе 3 – Интеграция потребительской кооперации в социальный процесс общества – решается последняя из промежуточных задач, а именно: описываются интеграция потребительской кооперации в социальный процесс и его роль в обществе.

В Заключении делаются основные выводы по работе.

Глава 1. Интеграционные аспекты заготовительно-перерабатывающей деятельности потребительской кооперации России и система интегрированных связей между потребительскими кооперативами

1.1. Интеграционные аспекты заготовительно-перерабатывающей деятельности потребительской кооперации России

Агропромышленный комплекс России, являясь сложной функционально-отраслевой структурой, включает в себя большой круг участников, обеспечивающих производство средств производства для сельского хозяйства, организующих переработку сельхозпродукции, непосредственно товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, а также предприятия и организации производственной и социальной инфраструктуры. 1

Эффективность функционирования всех отраслей агропромышленного комплекса может быть достигнута только при наличии интеграционных связей между всеми участниками. Именно наличие интеграционных связей и процессов позволяет определить систему агропромышленного комплекса как функциональную экономическую отрасль, важнейшую часть которой составляет потребительская кооперация.

Деятельность структур агропромышленного комплекса имеет большое значение для потребительской кооперации, функционирующей как в сфере обращения, так и в сфере производства.

Потребительская кооперация исторически осуществляет товарообменные операции между городом и селом, между промышленностью и сельским хозяйством. Участие предприятий и организаций потребительской кооперации в закупках сельскохозяйственной продукции исторически обусловлено необходимостью максимального приближения широко разветвленной торговой сети предприятий розничной торговли и общественного питания к непосредственным производителям. Поскольку потребительская кооперация занимается не только закупками сельхозпродукции, но и ее хранением, переработкой и сбытом, хозяйственные функции кооперации широко и непосредственно связаны с развитием сельского хозяйства, его инфраструктуры, перерабатывающих отраслей и затрагивают в той или иной мере интересы практически всего населения России. Поэтому агропромышленный комплекс и потребительская кооперация тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Масштабы участия потребительской кооперации в формировании товарных ресурсов рынка в условиях современного агропромышленного комплекса нужно, по нашему мнению, определять с учетом следующих основных экономических предпосылок. Первая – потребительская кооперация выступает как один из крупных потребителей сельскохозяйственной продукции в России. При этом на товарное обеспечение розничного товарооборота направляются сельскохозяйственные продукты, не только закупаемые по договорным ценам, но и необходимые для нужд общественного питания, кроме этого часть продукции сельского хозяйства предназначается для переработки на кооперативных предприятиях. Вторая важнейшая предпосылка активизации участия потребительской кооперации в заготовках непосредственно связана с увеличением доли закупок в малотоварном хозяйстве.

Деятельность заготовительно-перерабатывающего комплекса потребительской кооперации всегда определялась отношениями, связанными с продолжением и завершением процесса производства конечного продукта агропромышленного комплекса в сфере обращения. 1

Роль потребительской кооперации в функционировании агропромышленного комплекса определяется, прежде всего, необходимостью обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией, сырьем собственного производства, потребностей отдельных отраслей промышленности в фармацевтическом сырье, кожевенном сырье, пушно-меховом сырье и т.д.; кроме этого, возможностью выхода на внешний рынок за счет закупок сельхозпродукции. Таким образом, предприятия заготовительно-перерабатывающего комплекса потребительской кооперации имеют широкую сеть интеграционных связей со всеми участникам функционально-отраслевого механизма агропромышленного комплекса, включая сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию и предприятия подсобных отраслей аграрного сектора – строительные, транспортные, складские.

Взаимосвязь заготовительно-перерабатывающего комплекса потребительской кооперации с другими отраслями агропромышленного комплекса представлена на Рис 1.

Image163.gif (12839 bytes)

Рис. 1. Схема интеграционных связей потребительской кооперации с отраслями агропромышленного комплекса. 1

В условиях формирования рыночных отношений сфера заготовок и переработки потребительской кооперации, развиваясь практически в каждом сельском районе, выступает одним из связующих звеньев между сельскохозяйственным производством и потреблением определяет экономическое положение страны, а также уровень продовольственного обеспечения населения основными видами продуктов питания.

Значительная часть конечного продукта агропромышленного комплекса для реализации в торговой сети и общественном питании, а также переработки поступает из предприятий заготовительно-перерабатывающего комплекса потребительской кооперации, в состав которого входят три взаимосвязанных отрасли: заготовки, промышленность, общественное питание с сетью подсобных хозяйств по откорму скота и птицы. Каждая отрасль в отдельности обеспечивает закупку, транспортировку, хранение и переработку сельскохозяйственного сырья, и доведение до потребителей готовой продукции. Они тесно связаны с другими отраслями потребительской кооперации и сферами общественного производства в целом. Успех в организации заготовительно-перерабатывающей деятельности во многом определяется уровнем их взаимодействия с другими формами собственности, развитием вертикальной и горизонтальной интеграции. 1

Заготовительная деятельность потребительской кооперации характеризуется не только широким ассортиментом, но и разнообразием источников поступления сельскохозяйственных продуктов и сырья в счет закупок (коллективные, крестьянские и фермерские хозяйства, личные хозяйства населения, подсобные сельскохозяйственные кооперативные предприятия, дикорастущая продукция, продукция охотничьих промыслов, источники вторичных материальных ресурсов и т.д.). Специфика также выражается и во множестве каналов реализации видов закупаемой продукции: для пополнения федеральных ресурсов и для нужд системы; для торговли в сезон заготовок и межсезонный период; для местных и внеобластных торговых организаций; для простейшей и промышленной переработки на кооперативных предприятиях, для экспорта и др.

Функционирование заготовительно-перерабатывающего комплекса потребительской кооперации России происходит в условиях жесткой конкуренции, несбалансированности ценового механизма, многоканальности источников закупки и сбыта сельхозпродукции, возникновения и функционирования рыночной инфраструктуры. Развитие системы интеграционных организационно-хозяйственных взаимоотношений участников заготовительно-перерабатывающего комплекса может быть достигнуто, на наш взгляд, только при условии решения ряда проблем, характерных для системы потребительской кооперации, которые можно определить следующим образом. Существующее отставание развития материально-технической базы кооперативного хозяйства от требований научно-технического прогресса привело к отсутствию или замедлению внедрения прогрессивных технологий производства и переработки сельхозпродукции. Имеет место недостаточный уровень развития предпринимательства в системе заготовок и переработки, что в значительной степени снижает эффективность данной отрасли. Несмотря на разнообразие каналов сбыта продукции сельского хозяйства, наблюдается снижение уровня коммерческой работы со сдатчиками и производителями сельскохозяйственной продукции, механизм установления цен на закупаемую продукцию и сырье не отражает реального соотношения спроса и предложения на аграрном рынке. Большой резерв в развитии рынка сельхозпродукции для системы потребительской кооперации имеется в предоставлении комплекса услуг сельским товаропроизводителям по приобретению сельскохозяйственной техники, оборудования, инвентаря, автотранспорта, строительных материалов, малых технологий по переработке произведенной продукции, проведению консультационного обслуживания населения по вопросам агрохимии, животноводства, механизации, внешнеторговым операциям. Решение указанных проблем возможно только при установлении интеграционных взаимоотношений предприятий потребительской кооперации с другими участниками системы агропромышленного комплекса, обеспечивающими функционирование аграрного рынка.

1.2. Система интегрированных связей между потребительскими кооперативами

Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы, созданные для выполнения одного или нескольких видов деятельности.

Деятельность сельскохозяйственных кооперативов регламентирована Федеральным законом от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в редакции изменений и дополнений), а также Федеральным законом от 07.08.01 № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан». 1

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы следует отличать от сельскохозяйственных производственных кооперативов – под последними понимается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. При этом производственный кооператив является коммерческой организацией. Видами сельскохозяйственных производственных кооперативов являются сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (коопхоз), а также иные кооперативы, созданные для целей производственной деятельности.

К перерабатывающим потребительским кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, изделий и полуфабрикатов из льна, хлопка и конопли, лесо– и пиломатериалов и других).

Сбытовые (торговые) потребительские кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.

Обслуживающие кооперативы осуществляют мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные и эколого-восстановительные работы, телефонизацию и электрификацию в сельской местности, ветеринарное обслуживание животных и племенную работу, работу по внесению удобрений и ядохимикатов, осуществляют ревизионную деятельность, оказывают научно-консультационные, информационные, медицинские, санаторно-курортные услуги и другие.

Снабженческие потребительские кооперативы образуются в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки сельскохозяйственным производителям необходимых им потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других). 1

Садоводческие, огороднические и животноводческие потребительские кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства.

Кредитные потребительские кооперативы образуются для кредитования и сбережения денежных средств членов данного кооператива.

Страховые потребительские кооперативы образуются для оказания различного рода услуг по личному и медицинскому страхованию, страхованию имущества, земли, посевов. 1

Потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее двух юридических лиц и не менее пяти граждан. При этом юридическое лицо, являющееся членом кооператива, имеет один голос при принятии решений общим собранием, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

Следует отметить, что два или более производственных и (или) потребительских кооперативов могут образовывать потребительские кооперативы последующих уровней, вплоть до российских и международных потребительских кооперативов.

При организации деятельности потребительских сельскохозяйственных кооперативов следует учитывать, что не менее 50 процентов объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами должно выполняться для членов данных кооперативов.


Глава 2. Современный этап интеграции с участием потребительской кооперации

Современный этап развития потребительской кооперации и формирования собственности как его организационно-экономической основы осуществляется в условиях формирования новой системы экономических отношений в России. Сама система потребительской кооперации в этих условиях выступает как социальная и экономическая система мелких трудящихся собственников и их домохозяйств.

Кооператив, как таковой, представляет собой объединение семейных хозяйств мелких собственников для совместного достижения целей производства, обмена, распределения и потребления, а кооперативная собственность - та доля частной собственности, которую они образуют и воспроизводят как общую, совместную. Тем самым члены кооператива вступают в специфические трудовые, собственнические и другие отношения. Если непосредственная цель кооператива - производство товаров для внешнего потребителя, то кооператив является производственным, а члены кооператива - его работниками; между ними распределяются и ими потребляются получаемые доходы. При этом личное потребление собственных доходов, -основная цель производственного кооператива, а прибыль, наращивание капитала и расширение производства и пр. носят подчиненный характер

Если же непосредственной и вместе с тем основной целью является потребление его членов, то этот кооператив становится потребительским, обеспечивающим их предметами потребления и в определенной степени работой. Производство, торговля и пр. являются не доминирующими целями, а средствами удовлетворения потребностей членов коллектива.

Одна из главных характеристик потребительской кооперации - это ее трактовка как системы организационных и экономических отношений между домохозяйствами по поводу минимизации их потребительских затрат, достигаемых за счет эффекта масштаба хозяйственной деятельности. Объединяя мелкие семейные хозяйства, создавая такой эффект, кооператив обеспечивает снижение производственных затрат, прежде всего, в снабжении сбыте и в обеспечении личного потребления членов кооператива. Одновременно сохраняя в себе автономию домохозяйства как собственника средств производства и трудящегося, кооператив сохраняет и преимущества мелкого производства, органически необходимого в аграрном секторе.

На современном этапе реформ развитие отношений собственности охватывает правовое и экономическое оформление новых и радикальное преобразование ранее существовавших институтов собственности. Цель реформ заключается в обеспечении базовых условий для нормального функционирования и самовоспроизводства рыночной системы, формирования новых структур собственности и мотиваций хозяйствующих субъектов, предпосылок для рационального изменения структуры производства как ключевых условий экономического роста. Решающую роль играют формирование устойчивой правовой базы собственности, ее инфраструктуры и механизмов. 1

Акционерная собственность основана на групповой частной собственности в виде объединения множества индивидуальных капиталов; предприятие, полностью принадлежащее работникам, базируется на их трудовой собственности; акционерное общество, где заметная часть акций принадлежит работникам, основано на смешанной трудовой и нетрудовой частной собственности.

Своего частного собственника как «физического лица» ни кооперативный, ни акционерный капитал юридически не имеют. С правовой точки зрения и тот, и другой являются собственностью юридического лица, то есть нераспределенной, неперсонифицированной общей собственностью. Это — тоже частная собственность, как и единоличная, индивидуальная, субъект которой располагает теми же правами. Но частная собственность такого юридического лица, как акционерное и потребительское общество, имеет ту особенность, что никто из его членов формально не является собственником капитала общества.

Вместе с тем, собственность акционерною общества - это не собственность ею члена. Акционер, купив акцию, теряет свои деньги, уходящие в акционерный капитал и не составляющие в нем долю акционера. В кооперативе же наоборот - пайщик, вкладывая свой труд и деньги в паевой фонд и общую собственность, сохраняет свою долю денег и имущества и в любое время может ее вернуть. Эти вклады в их реальной форме становятся собственностью общества, но у акционера взамен денег появляется ценная бумага, номинальная стоимость которой утрачивается после изменения ее цены на фондовом рынке, а у пайщика его пай всегда сохраняется как в денежной, так и в натуральной форме.

Кооперативная и акционерная формы в законченном своем виде резко противоположны друг другу. Это формы хозяйствования на основе объединения материальных средств отдельных собственников и организаций. Но суть акционерных обществ заключается в том, что предпринимательская деятельность и распределение прибыли осуществляется на основании денежных вкладов его членов, которые могут быть отчуждены. Суть же кооперативных отношений заключается в том, что деятельность и распределение осуществляется на основании неотчуждаемых вкладов. 1

Между базовыми секторами аграрной экономики и потребительской кооперацией в отношениях собственности также имеется определенное сходство и не менее существенные различия - по наличию долевой собственности и неделимого фонда в кооперативе и их отсутствию в собственности семьи и акционерного предприятия, по коллективным и индивидуальным формам хозяйствования и т.д.

Совместная собственность, как и долевая, характеризуется множественностью субъектов присвоения, но без определения долей каждого из них. Участники общей совместной собственности обладают равными правами (но не долями) на общее имущество, хотя ни у одного из них нет конкретной доли. Право собственности целиком принадлежит нескольким лицам одновременно. В силу этого, подчеркну следующее обстоятельство, которое говорит о том, что потребительская кооперация по самой своей природе способствует формированию широкого слоя мелких собственников и вместе с тем создает общественный капитал, используемый для воспроизводства кооперативных отношений.

Производственные отношения по поводу соединения рабочей силы с кооперативными средствами производства не отличались от отношений по поводу государственных средств производства. Поэтому полагаю, что собственность потребительской кооперации является особым видом кооперативной собственности, имеющим существенные видовые отличия от производственно-кооперативной, главным из которых выступает связь потребкооперации с обращением и личным потреблением, определяющая ее сущность.

Собственность потребительской кооперации, сама по себе является весьма многообразной. Масштаб хозяйственной деятельности, который позволяет минимизировать потребительские затраты, предполагает функционирование потребительской кооперации как системы организационных и экономических отношений между домохозяйствами, которое базируется на общей собственности. Сама потребкооперация относится к частной и выступает в виде общей собственности Она проявляется и как долевая, с выделением доли каждого собственника в праве собственности, как совместная, без определения таких долей Такому делению соответствует подразделение собственности потребкооперации на делимую часть и неделимые фонды. 1

От характера воспроизводства источников собственности зависит экономическая природа доходов потребительской кооперации. Автор показывает, что финансовой основой личных доходов пайщика служит его денежный взнос в потребительское общество в виде паевого взноса или предоставления займа. Источником доходов в виде дивидендов и процентов на заемный капитал служит прибыль кооператива, которая, в общем случае, непостоянна, а в современной российской потребительской кооперации практически отсутствует. Отсутствует и важнейшая составляющая доходов пайщиков - бонус на товарооборот. Заемный капитал пайщиков обычно вкладывается в кооператив в виде дополнительного паевого взноса, по которому выплачиваются дивиденды, а разовые займы вознаграждаются в виде процентов. Хотелось бы отметить то, что источник бонуса принципиально отличается от источников дивидендов, включая дополнительное экономическое участие пайщика в деятельности кооператива. Сочетание дохода (прибыли) и бонуса придает доходу потребкооперации и его распределению социальный характер.

Переход к рыночным отношениям объективно требует реформирования потребительской кооперации. Но именно положительные результаты, достигнутые в советский период, сыграли, по нашему мнению, негативную роль при ее переходе к рынку. Во-первых, потребительская кооперация лишилась поддержки государства в прежних объемах. Во-вторых, потеряны хозяйственные связи с поставщиками и крупными потребителями продукции и услуг, из-за чего потребкооперация оказалась не способной быстро адаптироваться к рынку. Поэтому, оставаясь на позициях крупной мощной корпорации и резко снизив объемы товарооборота и производства, система потребительской кооперации оказалась мало приспособленной к конкуренции и вместе с тем начала медленно адаптироваться к возникающей рыночной экономике.

Основной задачей потребительской кооперации является определение стратегии выхода из сложившейся ситуации, восстановление управляемости системой и освоения товарных рынков. Эффективное функционирование потребительской кооперации возможно лишь при условии ее реструктуризации реструктуризации активов и пассивов, структур организации и управления всех без исключения кооперативных институтов, а нейтрализация снижения доходов и покупательной способности населения возможна за счет территориальной диверсификации деятельности и отраслей потребительской кооперации.

В реформировании потребкооперации должны быть использованы различные организационно-правовые формы, в том числе производственные и неформальные кооперативы. Должна быть проведена отраслевая и территориальная диверсификация, а в рамках структурных преобразований изменены организационные формы предприятий., сформированы новые подходы к ликвидации убыточных торговых предприятий, в создании многофункциональных производственно-торговых предприятий и т.п.

И перед потребкооперацией, и перед государством стоит задача обеспечения социальной защиты различных слоев населения. Потребительская кооперация выступает формой социальной самозащиты малообеспеченных слоев населения. В данном контексте она выполняет функцию экономического и социального стабилизатора и должна поддерживаться властными структурами всех уровней.

Для решения задач реформирования потребительской кооперации в России важен опыт организации и функционирования зарубежных кооперативов. В курсовой работе показано, что они представляют собой неоднозначное социально-экономическое образование. Играя значительную положительную роль в решении многих хозяйственных задач, они остаются весьма противоречивыми средствами достижения целей повышения уровня доходов своих членов и развития производства. Кооперативы эффективны в основном в определенных экономических нишах, неприемлемых для частного капитала и государственных предприятий. Они служат созданию и сохранению рабочих мест, формированию производственной демократии, и вместе с тем члены кооперативов только при достаточно твердом положении своего предприятия, высокой зарплате, дивидендах (бонусах) сохраняют заинтересованность в кооперативной собственности и не преобразуют ее в акционерную.

Глава 3. Интеграция потребительской кооперации в социальный процесс общества

3.1. Интеграция потребительской кооперации в социальный процесс и его роль в обществе

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко – вместе и операри - работать. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей (взаимная выгода). Главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

Потребительская кооперация у членов малых групп – настолько обычное явление, что история жизни большинства индивидов может быть определена в основном как их попытка стать частью таких групп, а также регулировать кооперативную групповую жизнь. Даже наиболее ярко выраженные люди вынуждены соглашаться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в группах проведения досуга и в группах на работе.

Потребительская кооперация во вторичных группах выступает в виде многих людей, работающих совместно в крупных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обуславливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. 1

О возможностях и функциях потребительской кооперации, многообразии ее форм свидетельствует опыт зарубежных стран, дореволюционной России, опыт развертывания кооперации в период НЭПа и быстрого ее возрождения во второй половине 80 – х годов.

Расширение кооперативного движения поддерживалось надеждой на быстрое реформирование всей экономики. Новая потребительская кооперация стала первым прорывом в цепи государственного хозяйства, на этой базе и происходило быстрое наращивание кооперативной деятельности в разных сферах народного хозяйства.

Кооперативы начали выполнять чрезвычайно важную функцию, создавая основы развития отраслей по производству товаров народного потребления и услуг. Появились кооперативы по выпуску товаров производственно – технического назначения. Увеличилось число строительных, сельскохозяйственных и научно-технических кооперативов. 1

Вместе с ростом кооперативного движения появились ряд крупных проблем и противоречий.

Кооперативы создавались на государственных предприятиях, где происходила теневая перекачка части государственных ресурсов в кооператив.

В кооперативах применялся труд наемных работников, ориентир был на максимальную прибыль и доход. Под кооперативы стали передавать помещения бывших государственных магазинов, столовых и т.п. Выросли цены на продукцию кооперативов. Между государственным хозяйством и потребительской кооперацией возникла конкуренция за трудовые ресурсы, в которой кооперация выиграла. Стало расти недовольство низкой зарплатой в государственной сфере.

Противоречия и проблемы развития самой потребительской кооперации, так же, как и той среды, в которой она развивалась, быстро сказались на ее структуре и тенденциях движения.

Эти противоречия и трудности практически затронули все виды кооперативов. Материальное обеспечение кооперативов усложнилось. Кооперативы вынуждены были искать такие виды деятельности, которые не требуют крупных материальных затрат. Происходила быстрая замена невыгодных видов деятельности выгодными, наметилась тенденция к расширению видов деятельности в рамках одного кооператива.

Усилилось социальное расслоение потребительской кооперации и начался ее распад на ряд самостоятельных некооперативных форм.

В середине 1991 года новая кооперация вступила в этап ее свертывания и перерождения кооперативной формы. Этому способствовало отсутствие культуры кооперативной деятельности и многое другое. Фактически исчезла правовая база развития кооперации.

Иногда товарищество с ограниченной ответственностью или акционерное общество закрытого типа отождествляют с кооперативом. Но кооператив основан на членстве, связанном с трудом самого члена  кооператива, в то время как владение долей капитала вовсе не предполагает обязательности труда. Кроме того, сущность кооперации связана не только с достижением коммерческих целей, получением дохода кооперативом в целом и каждым его членом, но и с достижением других экономических и социальных целей. Кооператив – это открытая хозяйственная форма.

Новая потребительская кооперация послужила базой ряда частных и частно-коллективных хозяйственных форм сферы малого бизнеса. Основная часть превратилась в частные предприятия и товарищества с ограниченной ответственностью, остальные или распались или ликвидировались. Лишь незначительная часть кооперативов, не нацеленных на максимизацию прибыли, а способствовала повышению благосостояния, сохранили форму и суть кооперации. В начале 90-х годов размах кооперативного движения в России сменился его свертыванием. Сейчас потребительская кооперация как особая хозяйственная форма не упоминается в официальных документах. Столь быстрая перемена в кооперативном движении – от взлета до распада – явилась следствием ряда сложных и противоречивых обстоятельств сложившихся в стране.

Однако следует отметить, что само по себе выделение из нее разных социальных форм хозяйства вполне закономерно. Новая потребительская кооперация сыграла важную историческую роль как источник воссоздания в стране частного и всего негосударственного сектора, но нельзя признать закономерным то обстоятельство, что в очередной раз не был реализован экономический и социальный потенциал самой кооперативной формы.

Новая потребительская кооперация не смогла закрепиться в реформируемой экономике, превратиться в ее кооперативный сектор.

3.2. Возрождение потребительской кооперации

Потребительская кооперация, зародившаяся в крае еще в XIX веке и пришедшее было в упадок. В 90-х годах прошлого века, вновь становится на ноги и доказывает свою жизнеспособность. Этот вывод можно сделать, изучив основные показатели работы крайпотребсоюза за последний год. 1

Система потребительской кооперации создавалась еще в 80-х годах позапрошлого века с целью обеспечения людей (в основном - крестьян) всем необходимым. То есть с помощью потребительской кооперации решались вопросы снабжения, взаимопомощи, взаимовыгодного обмена и т.д.. Основы этой кооперации работали и в советское время. Сегодня эта система несколько видоизменилась, но главными задачами остались снабжение населения в сельской местности, закупки товаров у селян, организация бытовых услуг. Потребительская кооперация - это добровольное объединение граждан путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (из Закона О потребительской кооперации). 2

К сожалению, в начале девяностых взращенная в течение десятилетий система потребительской кооперации в крае (да и во всей стране) стала приходить в упадок. Руководство Крайпотребсоюза потихоньку принялось растаскивать собственность. К 2001 году состояние потребительской кооперации в крае стало настолько плачевным, что мы могли вообще ее лишиться. Она выжила только благодаря руководителям на местах, которые думали о будущем и сохранили потребительскую кооперацию.

К губернатору неоднократно обращались члены Крайпотребсоюза, пайщики, жители края. По поручению главы администрации края была проведена работа по изучению состояния дел в Крайпотребсоюзе, специалисты администрации выезжали на места, встречались с руководителями потребительских обществ, пайщиками. После анализа ситуации, обсуждения ее на собрании, на Совете Крайпотребсоюза осенью прошлого года решили поменять руководство этой организации. Были избраны председатель Совета В.Самохин и председатель правления В. Харламов. Харламов сформировал дееспособную команду, рекомендовав избрать в состав правления опытных специалистов.

Кадровые изменения пошли на пользу. Резко поменялась тактика работы в Крайпотребсоюзе, прекратилось отчуждение собственности, приостановлена реализация около сотни магазинов. В его собственность были возвращены три хлебозавода. Крайпотребсоюз перестал сдавать в аренду львиную долю своего имущества, получая за это копейки. Был взят ориентир на развитие заготовительной деятельности. Новоизбранное руководство занялось возвратом многочисленных долгов, уже вернули около 10 млн. рублей. Оздоровление Крайпотребсоюза пошло по всем направлениям. Это дало в конечном счете результаты, цифры говорят сами за себя. Товарооборот Крайпотребсоюза вырос за последний год на 38% в сопоставимых объемах, мяса закуплено больше на 46%, молока - на 37%, яйца - 60%, меда в четыре раза больше закупили, хлебопродуктов - в шесть с половиной раз и так по многим позициям. Эти цифры говорят о том, что потребительская кооперация необходима, она востребована.

В текущем году Крайпотребсоюзом сформирована серьезная программа развития потребительской кооперации края, направленная на максимальное удовлетворение потребностей сельского населения в необходимых товарах и услугах. Мы теперь с полной уверенностью можем говорить о том, что Крайпотребсоюз возрождается.

Потребительская кооперация Ярославской области - старейшая некоммерческая организация, имеющая 110-летнюю историю.

Пайщиками потребительской кооперации являются свыше 100 тысяч человек, объединенных в 44 потребительских общества. Она действует в интересах своих членов и всего сельского населения, осуществляя свою деятельность более, чем в 4000 сельских и городских населенных пунктах, где проживает свыше 300 тыс. человек.

Основные функции потребительской кооперации: организация торгового обслуживания населения; закупка сельскохозяйственной продукции, продажа ее и переработка; производственная деятельность; оказание членам-пайщикам производственных и бытовых услуг.

Для выполнения Уставных целей и задач в облпотребсоюзе имеется 1000 предприятий розничной торговли и общественного питания.

Облпотребсоюз занимается оптовой торговлей товарами народного потребления, продовольственными, промышленными, хозяйственными товарами.

На балансе облпотребсоюза имеется структурное подразделение - Универсальная база, которая располагает 10 складами площадью 17 тыс. м2 и холодильником емкостью 700 тонн, и автотранспортное предприятие.

В последние годы потребительская кооперация выполняет не только хозяйственные функции, но развивается как социально-ориентированная система. Магазины становятся культурно-просветительскими центрами на селе. В помещениях магазинов организованы центры кооперативных участков, уголки пайщиков, бесплатные чайные столы, библиотеки, выписывается газета "Российская кооперация", устанавливаются игровые автоматы. Через магазины организуется доставка товаров на дом инвалидам, престарелым, больным жителям сел с привлечением школьников. За последние годы в организациях потребительской кооперации создано дополнительно более тысячи рабочих мест, 1,5 тыс. сельских жителей привлечено к сезонной работе и работе на дому. Потребительская кооперация ежегодно расходует более 18 млн. рублей на социальную поддержку пайщиков и сельского населения. Она отпускает товары населению в долг, содержит убыточные магазины в малонаселенных и отдаленных деревнях, предоставляя населению торговые и бытовые услуги по тем же ценам, что и в районных центрах, оказывает материальную помощь больным и малоимущим жителям села.

Заключение

Эффективность функционирования всех отраслей агропромышленного комплекса может быть достигнута только при наличии интеграционных связей между всеми участниками. Именно наличие интеграционных связей и процессов позволяет определить систему агропромышленного комплекса как функциональную экономическую отрасль, важнейшую часть которой составляет потребительская кооперация. Деятельность структур агропромышленного комплекса имеет большое значение для потребительской кооперации, функционирующей как в сфере обращения, так и в сфере производства.

Масштабы участия потребительской кооперации в формировании товарных ресурсов рынка в условиях современного агропромышленного комплекса нужно, по нашему мнению, определять с учетом следующих основных экономических предпосылок. Первая – потребительская кооперация выступает как один из крупных потребителей сельскохозяйственной продукции в России. При этом на товарное обеспечение розничного товарооборота направляются сельскохозяйственные продукты, не только закупаемые по договорным ценам, но и необходимые для нужд общественного питания, кроме этого часть продукции сельского хозяйства предназначается для переработки на кооперативных предприятиях. Вторая важнейшая предпосылка активизации участия потребительской кооперации в заготовках непосредственно связана с увеличением доли закупок в малотоварном хозяйстве.

В условиях формирования рыночных отношений сфера заготовок и переработки потребительской кооперации, развиваясь практически в каждом сельском районе, выступает одним из связующих звеньев между сельскохозяйственным производством и потреблением определяет экономическое положение страны, а также уровень продовольственного обеспечения населения основными видами продуктов питания.

Библиографический список

1. Аркатьев В. П., Волков С. Ф. «Бухгалтерский учет и налоги» № 3., 2002 г. С. 113 – 124. «Организация и ведение хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах».

2. Бланк Г. Я. Основы теории и истории потребительской кооперации СССР: Учебное пособие для вузов. – М.: Цетросоюз, 1963 г.

3. Вахитов К. Н. История потребительской кооперации России: Учебное пособие. – М., 1998 г.

4. Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации». от 19.06.92 г.

5. Каширин В. В. Вестник МГУ: Экономика. 1998 г. № 2. «Собственность потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям».


6. Кооперация в общественно-политической жизни России в начале 20 века // Отечественная история. – 1992 г. - № 4. Кооперация в общественно-политической жизни России в начале 20 века // Отечественная история. – 1992 г. - № 4.

7. Кооперативы по производству товаров и оказанию услуг: Справочное пособие / Под общ ред. П. В. Савченко. – М.: Экономика, 1991 г.

8. Кооперативы в России: Их роль в рыночной экономике. – Окфорд, 1995 г.

9. Коротких И. Ю. «Интеграционные аспекты заготовительно-перерабатывающей деятельности потребительской кооперации России. г. Белгород, 2001 г.

10. Социально-экономическое положение потребительской кооперации России за 1995 г. – М.: Госкомстат РФ, 1996 г.

11. Федеральный закон от 07.08.01 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан».

Приложение


От 20.03.2003 № 730

Об информации администрации области

о реализации областной целевой программы

«Развитие сельскохозяйственной потребительской

кооперации и интеграции в Тюменской области»

за 2002 год

Рассмотрев информацию администрации области о реализации областной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и интеграции в Тюменской области" за 2002 год, решение постоянной комиссии областной Думы по экономической политике и природопользованию, в соответствии с пунктом 32 статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Информацию администрации области о реализации областной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и интеграции в Тюменской области" за 2002 год принять к сведению.

2. Рекомендовать администрации области продолжить работу по реализации областной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и интеграции в Тюменской области".

3. Направить настоящее постановление и указанную информацию для опубликования в редакции газет «Парламентская газета» «Тюменские известия» и «Тюменская правда».


И.о. председателя областной Думы                             Н.П. Барышников



1 Коротких И. Ю. «Интеграционные аспекты заготовительно-перерабатывающей деятельности потребительской кооперации России. г. Белгород, 2001 г.

1 Коротких И. Ю. «Интеграционные аспекты заготовительно-перерабатывающей деятельности потребительской кооперации России. г. Белгород, 2001 г.

1 Коротких И. Ю. «Интеграционные аспекты заготовительно-перерабатывающей деятельности потребительской кооперации России. г. Белгород, 2001 г.

1 Коротких И. Ю. «Интеграционные аспекты заготовительно-перерабатывающей деятельности потребительской кооперации России. г. Белгород, 2001 г.

1 Федеральный закон от 07.08.01 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан».

1 Аркатьев В. П., Волков С. Ф. «Бухгалтерский учет и налоги» № 3., 2002 г. С. 113 – 124. «Организация и ведение хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах».

1 Аркатьев В. П., Волков С. Ф. «Бухгалтерский учет и налоги» № 3., 2002 г. С. 113 – 124. «Организация и ведение хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах».

1 Каширин В. В. Вестник МГУ: Экономика. 1998 г. № 2. «Собственность потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям». С. 93 – 112.

1 Каширин В. В. Вестник МГУ: Экономика. 1998 г. № 2. «Собственность потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям». С. 93 – 112.

1 Каширин В. В. Вестник МГУ: Экономика. 1998 г. № 2. «Собственность потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям». С. 93 – 112.

1 Кооперация в общественно-политической жизни России в начале 20 века // Отечественная история. – 1992 г. - № 4. – С. 118 – 125.

1 Кооперация в общественно-политической жизни России в начале 20 века // Отечественная история. – 1992 г. - № 4. – С. 118 – 125.

1 Вахитов К. Н. История потребительской кооперации России: Учебное пособие. – М., 1998 г. С. 78 – 93.

2 Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации». от 19.06.92 г.