Содержание






1. Дифференциация торговых предприятий по собственности, юридическому статусу, специализации. 2

1.1 Формы собственности. 2

1.2 Организационно-правовые формы предприятий. 6

1.3 Виды торговых предприятий. 13

2.  Роль и значение торговли для современного общества. 15

3.  Практическое задание. 17

Список литературы.. 19



1. Дифференциация торговых предприятий по собственности, юридическому статусу, специализации

1.1 Формы собственности.

Формой собственности будем называть её вид, характеризуемый по признаку субъекта собственности. Иначе говоря, форм у собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы. Исходя из такого определения, выделим следующие формы собственности.

Индивидуальная (индивидуализированная) собственность, в пределах которой субъект собственности персонифицирован как физическое лицо, индивидуум, обладающий полным правом (в рамках законности) распоряжения принадлежащим ему объектом собственности или частью, долей объекта[1]. При такой форме собственности собственник знает, что же принадлежит именно ему.

В пределах индивидуальной собственности в зависимости от природы объекта собственности и характера его использования собственником можно различать личную и частную собственность. Личную собственность отличают от частной двояким образом.

Во-первых, полагая, что личная собственность охватывает объекты индивидуальной собственности, используемые, потребляемые только самим собственником или предоставляемые им другим лицам в бесплатное пользование. Соответственно частная собственность – это объекты индивидуальной собственности, предоставляемые в пользование и потребления за определенную плату другим лицам. Такое определение применимо к объектам в виде имущества и предметов потребления. С другой стороны, можно вообще считать, что личная собственность суть собственности на предметы домашнего обихода, личное имущество, потребительские товары.

Другой подход к частной собственности заключается в том, что это суть объекты индивидуальной собственности, используемые с применением чужого, наемного труда, тогда как личная собственность охватывает только объекты, используемые с применением личного труда собственника. Такое определение распространяется, естественно, в основном на средства производства.

Отметим, что согласно как первому, так и второму определению и обоим вместе взятым знание субъекта и объекта собственности само по себе не даёт возможности отличать личную собственность от частной. Один и тот же объект может быть и личной и частной собственностью в зависимости от характера его использования, применения, потребления. В то же время, используя одно из определений или оба вместе, невозможно четко определить грань, отделяющую  личную собственность от частной, и установить сам факт использования личной собственности как частной, если этим вообще стоит заниматься.

Вторая форма собственности – это коллективная в широком смысле этого слова или многоличная собственность. В пределах многоличностной формы субъект собственности не персонифицирован как индивидуум, а представляет собой совокупность, сообщество, коллектив собственников. Субъект собственности может выступать в виде уполномоченного лица или группы лиц, выражающих собственнические интересы всего товарищества, но гораздо чаще выступает и официально оформляется правовым образом как единое юридическое лицо (хозяйственное общество, предприятия, компания) либо государственный орган, общественная организация. Многоличностную собственность удобней было бы наименовать просто общей, но термин “общая собственность” трактуется в Гражданском кодексе Российской Федерации как имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, то есть как групповая собственность.

Говоря о многоличностной собственности, мы исходим из самого широкого понимания её как многообразия общественных по своей природе форм собственности, охватывающих диапазон от семейной до общенародной. Это любая интегративная, в известном смысле общественная, форма.

Разделение форм собственности на индивидуальную и многоличностную отражает весьма укрупненное структурирование разнообразных форм, охватывающих во всем своем многообразии значительную их совокупность. Отметим, что подобное разделение собственности на две формы: индивидуальную и многоличностную – не является общепринятым ни в экономической науке, ни в практике. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет частную, государственную и муниципальную форму собственности, признавая в то же время возможность существования других форм. В то же время широко известно разделение собственности  на собственность юридических и физических лиц. Последняя форма явно ассоциируется с индивидуальной собственностью.

Думается, что следует выделить такую форму, как общенародная (общественная) собственность на природные богатства, не вовлеченное в общественное производство и обладающие всеобщей доступностью, включая землю, воды, воздушное пространство, флору, фауну[2]. Эти богатства следует назвать общенародным достоянием. Они являются исключительным объектом собственности всего народа. По отношению к этому объекту собственности должна применяться формула: “это то, что принадлежит всем вместе и каждому в отдельности на правах равнодоступности”. На пользование такой собственностью дворник имеет равные права с президентом, все становятся в общую очередь распорядительство общенародной собственностью по поручению её владельца – народа, населения могут осуществлять только органы народовластия.

Что же касается государственной собственности, то она вовлечена в общественное производство и потому не может принадлежать всем на равных началах. В итоге в укрупненном представлении совокупность форм собственности охватывает[3]:

-     общенародную – в виде природных богатств общенародного пользования, обладающей общей и равной доступностью для всех членов общества (к сожалению, эта форма собственности не выделена в принятых российских законодательных актах о собственности);

-     государственную – природные богатства, основные производственные средства, оборотные средства, информация, представляющие часть общенародной собственности – переданную по воле народа и решению органов народовластия в ведение и распоряжение государственных органов на определённых условиях использования с одновременным делегированием ответственности;

-     региональную государственную, преданную в ведение и распоряжение региональных государственных органов (собственность субъектов федерации);

-     коммунальную, муниципальную, переданную в распоряжение местных органов;

-     коллективную, представляющую неделимую часть общенародной, государственной, региональной собственности, преданную на определенный или неограниченный срок коллективу лиц, а также арендованную и используемую в соответствии с системой правил и норм, установленных законом, договором, уставом. Это, по сути, производная форма собственности, возникающая в результате передачи прав собственности;

-     общую – в виде имущества, ценностей, денежных средств, ценных бумаг, созданных, приобретенных, первоначально принадлежащим двум или нескольким лицам, членам ассоциированной группы, используемых ими по своему усмотрению при соблюдении общих установленных законом правил и ограничений (к таким формам в определенной степени относятся акционерная, коллективно-долевая, кооперативная собственность). Общая собственность делится на совместную, в рамках которой объект собственности принадлежит всем участникам, лицам на равных началах, без выделения долей, и долевую собственность, при которой определена доля каждого из отдельных собственников, участников, лиц в общем праве собственности;

-     индивидуальную, представляющего имущество, предметы, информацию, принадлежащие лично индивидууму и используемые им по собственному усмотрению при соблюдении правовых норм, распространяющихся на граждан-собственников.

Целесообразно также выделять собственность общественных организаций и групповую, семейную собственность. На рисунке представлена дифференциация форм собственности, на основе которой формируется хозяйственная деятельность организаций

Исходя из дифференциации форм собственности, можно классифицировать торговые предприятия по этому признаку.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, торговые предприятия можно классифицировать по критерию собственность следующим образом[4]:

По форме собственности:

-     государственные торговые предприятия;

-     частные торговые предприятия, которые могут быть образованы в форме юридического лица или в форме индивидуального предпринимательства с разными организационно-правовыми формами.

По праву собственности:

-     хозяйственные товарищества в форме полного или коммандитного товарищества;

-     хозяйственные общества в форме ООО, ЗАО, ОАО;

-     унитарные предприятия.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

1.2 Организационно-правовые формы предприятий

Согласно Гражданскому Кодексу в РФ существуют следующие организационно-правовые формы предприятий: хозяйственные товарищества и общества.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Полное товарищество

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников.

Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. Каждый участник товарищества независимо от того, уполномочен ли он вести дела товарищества, вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению участников товарищества, ничтожны.

Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

 

 

Товарищество на вере

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере.  Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере. Полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества.

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Порядок управления и ведения дел такого товарищества его полными товарищами устанавливается ими по правилам Гражданского Кодекса о полном товариществе.

Общество с ограниченной ответственностью

Согласно статье 87 ГКРФ, обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников[5].

Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.

Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью должны содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 Гражданского Кодекса, условия о размере уставного капитала общества; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Общество с дополнительной ответственностью

Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с дополнительной ответственностью".

Акционерное общество (закрытое и открытое)

Акционерное общество - добровольная организация юридических лиц и граждан (в т.ч. и иностранных) для совместной деятельности путем объединения их вкладов и выпуска акций на всю стоимость уставного фонда.

  Акционерные общества обеспечивают три важные цели[6]:

-     Привлечение временно свободных капиталов для организации производства, товаров и услуг;

-     Оформление такой структуры производства, которая работает непосредственно на потребителя, обеспечивает «перелив» акционерных капиталов из отрасли и предприятий малоэффективных в более эффективные отрасли;

-     Усиление мотивации труда.

Выпуск акций предприятием с целью мобилизации денежных средств не меняет его статуса, то есть не преобразуются организационно-правовые процедуры: собрание будущих участников, определение уставного фонда, разработка устава и его государственная регистрация.

         В зависимости от того, кому принадлежат акции, акционерные общества могут быть государственными, кооперативными, общественными, смешанными.

Акционерные общества создаются двух типов - закрытие и открытые.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Такое акционерное общество вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти.

            Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью не имеют принципиальных различий. Разница лишь в том, что акционерные общества формируют уставный фонд путем выпуска акций, владельцы которых могут быть заранее неизвестны. Общества с ограниченной ответственностью создают такой фонд только за счет пайщиков. Если существующие общества начнут выпускать акции, они превратятся в акционерные общества. Понятие «ограниченная ответственность» означает, что пайщик несет ответственность только в размере своего пая. На остальное его имущество ответственность не распространяется, в отличие от кооператива, члены которого отвечают за обязательства всем своим имуществом. Вклады (акции) участников акционерного общества (товарищества) с ограниченной ответственностью могут переходить от одного собственника к другому только с согласия других собственников (акционеров) в порядке, предусмотренном уставом.

Государственные и муниципальные унитарные

предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ)

Это наиболее простая форма осуществления коммерческой деятельности. Она удобна в том случае, если сфера деятельности индивидуального предпринимателя довольно узка, рынок и объем продаж не слишком обширен, а количество наемных работников невелико.

Индивидуальный предприниматель самостоятельно, от собственного лица и на свой риск вступает в хозяйственный оборот. Традиционно индивидуальный предприниматель относится к субъектам малого предпринимательства, что позволяет использовать предоставляемые законодательством льготы. Однако при увеличении объемов своего участия на рынке, расширении сферы деятельности, такая форма предприятия ограничивает возможности по привлечению инвестиционных вложений, становится неудобной из-за необходимости вступать в хозяйственные отношения от собственного имени гражданина, а также полной (неограниченной) имущественной ответственности, которая создает существенные предпринимательские риски.


1.3 Виды торговых предприятий

Торговые предприятия по видам торговли подразделяются[7]:

-         предприятие оптовой торговли: Торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров.

-         предприятие розничной торговли: Торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

Под оптовой торговлей понимается торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу. Оптовая торговля осуществляется через сеть оптовых и мелко - оптовых покупателей-посредников (дилеров) по ценам, предусматривающим дилерские скидки и отличающимся от розничных в сторону уменьшения. Среди торговых компаний определенное их число занимается только оптовой торговлей.

Оптовая торговля, в основном, осуществляется по договору поставки, где поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Под розничной торговлей понимается торговля товарами поштучно или в небольших количествах для личного, некоммерческого использования конечным потребителем.

Розничная торговля в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ осуществляется по договору розничной купли-продажи, который считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. При этом продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже.

 

Классификация розничных торговых предприятий[8]

  Признак классификации

 Характеристика

1. По виду реализуемого ассортимента.



2. По формам торгового обслуживания. 3. По методам продажи.



4.  По типам.
















7. По формам и видам интеграции

8. По концентрации по месторасположению  

— Универсальные — Специализированные (в том числе узкоспециализированные) — С комбинированным ассортиментом — Со смешанным ассортиментом — Индивидуальное обслуживание или продажа товаров через прилавок (традиционный метод продажи) — С открытой выкладкой — По образцам или каталогам — По предварительным заказам — Полное самообслуживание — Прямая продажа — Прямой маркетинг — Электронный маркетинг — Дисконтные магазины — Магазины «Кэш энд кэрри» — Комиссионные магазины — Магазины «Секонд-хэнд» — Бутик — Универмаг — Универмаг «Детский мир» — Гипермаркет — Универсам (супермаркет) — Гастроном — Продукты (минимаркет) — Товары повседневного спроса — Промтовары — Специализированные магазины — Торговый дом — Торговое объединение — Торговый комплекс — Горизонтальная (отраслевая) интеграция — Вертикальная (межотраслевая интеграция) — Изолированное месторасположение — Групповое размещение торговых точек одной специализации — Групповое размещение торговых точек разной специализации — Городского значения — В жилых районах


Ассортимент товаров — важный признак классификации предприятий розничной торговли. В зависимости от вида ассортимента различают следующие виды магазинов: универсальные; специализированные; магазины с комбинированным ассортиментом; магазины со смешанным ассортиментом товаров.

Универсальные магазины — магазины, реализующие универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров. Примером универсальных продовольственных магазинов являются: универсам, супермаркет, гипермаркет; универсальных непродовольственных — универмаг, торговый дом.

Специализированные магазины — магазины, реализующие одну группу товаров («Одежда», «Культтовары», «Мясо») или часть товарной группы («Детская одежда», «Спортивные товары», «Колбасы»). Последние принято называть узкоспециализированными магазинами.

2.  Роль и значение торговли для современного общества


В торговле, как сфере товарного обращения, выполняется большой комплекс различных процессов и операций, которые имеют огромное значение для современного общества. По характеру выполняемых в сфере товарного обращения функций процессы и операции, совершаемые в торговле и раскрывающие ее значение, можно подразделить на два вида[9]:

-     производственные или технологические;

-     коммерческие (или чисто торговые).

Коммерческие процессы - это процессы, связанные со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров. К коммерческим относятся и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное осуществление операций купли и продажи товаров в сфере товарного обращения (изучение покупательского спроса, организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров, рекламирование товаров, оптовые закупки и продажа товаров и др.).


Промежуточное положение между этими двумя видами процессов, выполняемых в торговле, занимают так называемые дополнительные торговые услуги, оказываемые покупателям при продаже товаров. В цивилизованной торговле именно эти дополнительные услуги по своей сущности становятся все более доминирующими по массе затрачиваемого на них труда (доставка товара на дом, установка купленных технически сложных товаров на дому у покупателей, прием заказов у покупателей и др.).

Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств. Кроме того, коммерческая работа торговых предприятий включает организацию оптовой и розничной продажи товаров, установление договорных связей с покупателями товаров (в опте), формирование оптимального ассортимента, управление товарными запасами, рекламно-информационную деятельность, организацию торгового обслуживания, оказание торговых услуг и другие торговые операции

По степени открытости мировому рынку и свободе движения отечественного капитала Россия признана мировым сообществом страной с рыночной экономикой. Однако, если в передовых странах с рыночной экономикой торговля развивается в соответствии с потребностями реального, производственного сектора (что свидетельствует о внутреннем единстве торговли и производительного бизнеса), то такие внутренние связи с производством у российской торговли нам еще только предстоит сформировать, учитывая при этом и историческую эволюцию торговли в России.

3.  Практическое задание

Стоит ли, по вашему мнению, магазину салону, реализующему дорогие модные товары, торговать по методу самообслуживания?

  Розничная торговля в бутиках имеет свои особенности: бутики торгуют преимущественно эксклюзивной одеждой, обувью, украшениями и другими аналогичными товарами. Поэтому выбор метода торговли зависит от вида товара, которым предстоит торговать магазину.

Самообслуживание - способ продажи товаров, в процессе которого покупатель имеет свободный доступ к товарам; самостоятельно их осматривает  и выбирает, рассчитывается за подобранные товары в узле расчета и контроля и выносит из магазина купленные товары.

Поэтому, если магазин реализует одежду, целесообразно торговать по методу самообслуживания. Если же, к примеру – дорогими украшениями или косметикой – то нет.

За рубежом и в ряде российских магазинов при продаже товаров методом самообслуживания широко применяется технология штрихового кодирования. Наличие штрихкода на всех товарах делает более простым их учет в магазинах и позволяет вести расчетно-кассовые операции с использованием электронного торгового оборудования: терминалов, сканеров, портативных терминалов.

Главным недостатком торговли методом самообслуживания является то, что открытый доступ к товарам в торговом зале магазинов самообслуживания не исключает возможности кражи товаров покупателями. Эффективность контроля зависит от правильной организации целого комплекса мер: разработки и выполнения правил поведения покупателей и персонала магазина, организации действенных форм и систем контроля, правильного установления норм списания потерь товаров, а также проблемы дополнительных расходов на "забывчивость" покупателей. Но эта проблема решается таким методом как установление видеокамер и телевизионных систем, передающих изображение на экран, когда работник магазина в специальном помещении следит за тем, чтобы своевременно пополнялись товарные запасы и покупатели не покидали магазин, не рассчитавшись за приобретенный товар. 

Список литературы


1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.

2.     Курс экономической теории. Учебник под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: «АСА», 2001.

3.     Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4.     Основы экономики. Учебник. Под ред. Райзберга Б. А.. М.: Инфра-М, 2002.

5.     Радыгин А., Архипов С. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность Журнал «Вопросы экономики» - №11, 2000.

6.     Эсмаков В.В. Экономика торгового предприятия. – М.: Инфра-М, 2001.



[1] Курс экономической теории. Учебник под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: «АСА», 2001. с. 75-87.

[2] Основы экономики. Учебник. Под ред. Райзберга Б. А.. М.: Инфра-М, 2002. с. 84-104.

[3] Экономическая теория. Учебник. Под ред. Добрынина А. И., Тарсевича Л. С. М: Литера, 2000. с. 67-75.

[4] Эсмаков В.В. Экономика торгового предприятия. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 81.

[5] Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994. – ст 88

[6] Экономическая теория. Учебник. Под ред. Мчерного С. В. и др.  М.: При, 2000. с.131-150.

[7] Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99. Утвержден постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 г. №242-ст, - пп.16, 22


[8] Экономическая теория. Учебник. Под ред. Мчерного С. В. и др.  М.: При, 2000. с.131-150.

[9] Эсмаков В.В. Экономика торгового предприятия. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 215 – 217.