Содержание
11. Основные направления экономической деятельности потребительской кооперации СССР. 3
23. Характеристика основных отраслей хозяйственной деятельности потребительской кооперации. 10
35. Законодательство РФ о прекращении членства в потребительском обществе 16
Список использованной литературы.. 18
11. Основные направления экономической деятельности потребительской кооперации СССР
Реорганизация существующей потребительской кооперации началась большевиками немедленно после захвата власти. Уже в декабре 1917 г. В.И. Ленин подготовил проект декрета о потребительских коммунах, положения которого явились основой всей последующей деятельности потребительской кооперации в СССР. Экономические цели кооперативов и средства их достижения он видел в следующем:
· кооперативы – «...единственный аппарат, созданный капиталистическим обществом, который мы и должны использовать».
· Существующие потребительские общества национализируются, обязуясь включить в свой состав все население данной местности поголовно.
Позицию партии большевиков по отношению к кооперации можно сформулировать следующими положениями:
· получение компенсации пайщиками кооператива приводит к эксплуатации посторонних покупателей, партия потребовала ее отменить;
· кооперативная собственность не может быть признана социалистической и потому рано или поздно должна быть национализирована так же как и частная собственность;
· кооперативный аппарат должен быть преобразован в государственное ведомство по распределению и заготовке продовольствия под руководством партии.
Декретом Совнаркома от 10 апреля 1918 г. «О потребительских кооперативных организациях» потребительская кооперация объединена в рабочий и общегражданский кооператив, которому поручены функции распределения продуктов. Все жители России становятся членами потребительской кооперации.
Декретом Совнаркома от 20 марта 1919 г. создан единый аппарат продовольственного снабжения населения, Центросоюз подчинили Наркомпроду. 27 января 1920 г. Декретом Совнаркома объединены все виды кооперативов в составе Центросоюза.
Декретом Совнаркома от 7 апреля 1921 г. «О потребительской кооперации» на потребкооперацию дополнительно возложено:
· заготовка продуктов для государства через государственный товарообменный фонд (продразверстка);
· распределение предметов потребления и продуктов через кооператив.
Декретом Совнаркома от 12 мая 1921 г. «Об обменном фонде рабочих и служащих» образован фонд премирования членов кооперации, который поступал в распоряжение временного рабочего кооперативного комитета при Центросоюзе (Церабкоп). Это отклонение от генеральной линии партии вызвано подготовкой к вступлению Центросоюза в Международный кооперативный альянс на X конгрессе 1921 г., что имело для России следующие экономические и политические последствия:
· Центросоюз РСФСР признан правопреемником дореволюционного Центросоюза;
· принята резолюция МКА «Об оказании помощи голодающим в России», на основании которой России передано 13 тыс. ф. ст.;
· Высший совет Антанты предоставил льготы Центросоюзу для торговли со странами Антанты, частично отказавшись таким образом от экономической блокады Советской России.
После достижения этих целей Церабкоп был ликвидирован.
Декретом ЦИК и СНК «О порядке учреждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и порядке надзора над ними” от 3 августа 1922 г. создан учетно-распределительный отдел ЦК РКП (б) при Центросоюзе и других крупных союзах. Функции этого отдела - назначение и перемещение ответственных работников.
В местных организациях созданы комиссии по плановому пересмотру состава кооперативных кадров, что привело к замене руководства кооперативов на всех уровнях партийными и профсоюзными активистами. К весне 1923 г. завершился переход от надзора за персональным составом кооперативных центров к жесткому контролю за всей кооперацией. Постановлением ЦИК СНК СССР от 28 декабря 1923 г. отменена обязательная приписка граждан к ЕПО.
На основе Декрета СНК СССР от 20 мая 1924 г. «О порядке регистрации потребительских обществ и их союзов» принят «Нормальный Устав потребительского общества» и практические разъяснения к нему:
· партконференция признала за потребительской кооперацией значение, главным образом, как основного звена в товаропроводящей цепи в интересах обслуживаемого ею населения, а равно, в интересах государственной промышленности;
· первоочередной задачей сельскохозяйственной и кредитной кооперации признано устройство кооперативного кредита, устройство переработки и сбыта продуктов сельского хозяйства, развитие всех возможных форм коллективного земледелия (колхозы, коммуны). Именно этот декрет явился законодательной базой последующей коллективизации.
Постановлением СТО от 18 августа 1926 г. «О взаимоотношениях государственной промышленности с потребительской кооперацией» установлено, что потребительской кооперации принадлежит роль основного распределителя промышленных товаров среди потребителей.
Заслуживает внимания трактовка открытости кооперативов: членами потребительского общества, в соответствии с Конституцией РСФСР 1925 г., могут быть граждане, пользующиеся избирательным правом в Советы. Таким образом, из системы распределения продуктов исключены более десяти ненужных партии социальных категорий населения.
Законодательно установлено распределение прибыли в кооперативах :
· собрание уполномоченных может постановить увеличить оборотные средства путем отчисления сумм по дивиденду и премии на составление паевых взносов;
· в то же время рекомендуется премии на забор товаров и дивиденды не выдавать, а перечислять в паевой фонд.
Так впервые опробованы на практике основы последующего обнищания населения, впоследствии реализованные в виде практически безвозвратных внутренних займов.
Для потребительской кооперации эти решения имели далеко идущие последствия: исчезла мотивация населения к участию в потребительской кооперации и, соответственно, исчезла социальная база кооперации.
Укрепив свои позиции, партия приняла следующие решения:
· циркуляром ЦК ВКП (б) от 26 июля 1928 г. началась «Чистка кооперативного аппарата от классово чуждых и разложившихся элементов». При оценке работников должны быть использованы материалы КК РКИ и ГПУ;
· постановлением ЦК ВКП (б), в целях усиления непосредственного руководства кооперацией со стороны партии и советских органов, ликвидированы центральный кооперативный совет и кооперативные советы на местах;
· циркуляром ЦК ВКП (б) повышен удельный вес бедноты в руководстве кооперативов, началось движение 25-тысячников;
· резолюцией 16 съезда ВКП (б) приняты «Марксистско-ленинские принципы колхозного движения», отступление от которых считалось тягчайшим преступлением против диктатуры пролетариата и суть которых сводилась к следующему: «Требовать, чтобы крестьяне, вступая в артель, немедленно отказались от всяких индивидуальных навыков и интересов, от возможности вести добавочное к общественному личное хозяйство (коровы, овцы, птица, приусадебный огород), от возможности использования для себя заработков на стороне».
Следует отметить эффективность принимаемых мер, особенно в первые годы Советской власти: благодаря потребительской кооперации обеспечивалось распределение продуктов для основной массы населения; через потребительскую кооперацию РСФСР вышла на международный рынок.
Регулируя по классовому признаку распределение продуктов через потребительскую кооперацию и исключая из системы распределения продуктов неугодные партии большевиков категории людей, партия достигла следующих целей:
· обеспечила требуемый классовый состав общества;
· запрещением личного производства продуктов питания поставила в зависимость от себя оставшееся в живых население страны.
Окончательно сформировались три основных элемента внутренней политики, которые обеспечивали единство советского общества:
· идеология;
· распределение продуктов и товаров;
· репрессивная система.
Завершившийся первый этап индустриализации страны позволил сократить закупки оборудования за рубежом, в связи с чем в 1935 г. отказались от карточной системы распределения хлеба, муки и крупы.
Перед этим, для усиления позиции государственного распределения продуктов, в 1933 - 1935 гг. проведена национализация собственности потребительской кооперации в городах и на ее базе организованы закрытые рабочие кооперативы (впоследствии преобразованные в отделы и управления рабочего снабжения). Это позволило гибко управлять развитием нужных государству отраслей промышленности посредством распределения продуктов и товаров. Наряду с сохранением монопольного их распределения на селе с помощью потребительской кооперации и с введением в СССР паспортной системы это обеспечило зависимость большинства населения страны от государственного распределения продуктов вне зависимости от места проживания и работы.
Таким образом, государство полностью завершило создание системы потребительской кооперации в том виде, в котором с небольшими изменениями она просуществовала до распада СССР.
Критическим для существования советской кооперации в мировом сообществе явился 1937 г.
На ХV конгрессе МКА повестка дня включала обсуждение подготовленного специальной комиссией доклада «Применение в современных условиях кооперативных принципов», в ходе обсуждения которого МКА поставил под сомнение возможность существования подлинной кооперации в СССР.
Такая постановка вопроса мотивировалась следующим: комиссией МКА в 1921 г. был сделан вывод о том, что кооперативное движение в СССР соответствует принципам МКА в рамках особого, ранее не существовавшего государственного строя. Но после того, как фашистские государства реализовали у себя такие же методы решения кооперативных проблем как и в СССР, возникло принципиальное противоречие: фашистские и национал-социалистические союзы в МКА не приняты, а основанный на коммунистической платформе Центросоюз является членом МКА.
Советская делегация добилась принятия резолюции, подтверждающей истинность кооперации в СССР на базе собственных принципов, сформулированных в 1932 г. Это был последний предвоенный конгресс МКА.
С началом Великой отечественной войны опыт нормированного снабжения помог быстро и четко организовать снабжение населения, вновь введена карточная система. Обстоятельства вынудили партию частично отказаться от запрета на ведение личных подсобных хозяйств и к концу войны объемы заготовок возросли более чем в 2 раза.
Получение крестьянами паспортов в середине 50-х годов положило конец их фактической полукрепостной зависимости от местных властей, что позволило им отлучаться из деревни на срок более 1,5 суток и осуществлять покупки в городах. Это привело к изменению целей потребительской кооперации: в 1956 г. начался ее переход от распределения товаров к организации торговли ими. Для усиления роли государства в распределении продуктов принято решение о запрещении личных хозяйств как в городе, так и в деревне.
В последующие периоды стратегических изменений в потребительской кооперации СССР не происходило, изменения касаются в основном согласования способов ведения ее хозяйственной деятельности с изменяющимися методами ведения всего народного хозяйства.
За годы советской власти кооперация стала неотъемлемой составной частью политической и экономической системы СССР.
В 1988 г. вышел закон «О кооперации в СССР», который подвел итоги ее развития: «Основным в деятельности кооперации является удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в продовольствии, товарах народного потребления развитие трудовой и социальной активности членов кооператива, рост их материального благосостояния, культурного уровня и профессионального мастерства».
Несмотря на то, что потребительская кооперация СССР строилась на особых, взаимоисключающих друг друга принципах, социально-экономическая модель указывает на ее высокую устойчивость: потребительская кооперация являлась частью государственной структуры и ее устойчивость определялась устойчивостью самого государства[1].
23. Характеристика основных отраслей хозяйственной деятельности потребительской кооперации
Реакцией потребительской кооперации на ухудшение экономической ситуации явилось улучшение ее работы. Особую роль в этом сыграл новый Закон о потребительской кооперации, который внес кардинальные изменения в построение системы потребительской кооперации и повысил роль пайщиков в управлении кооперативным хозяйством.
Тем не менее в 1997 г. положение потребительской кооперации оставалось напряженным.
Торговля
К концу 1997 г. удалось снизить темпы падения розничного товарооборота. Тем не менее, товарооборот в фактических ценах был выше, чем в соответствующем периоде 1996 г. и снижался не более чем на 5-7%. Доля розничного товарооборота потребкооперации в товарообороте страны опустилась до 4,4%[2].
Некоторое улучшение в развитии розничного товарооборота вызвано тем, что кооперативные организации с принятием Закона о потребительской кооперации активизировали свою деятельность, стали настойчивей вытеснять с рынка конкурентов, а также выплатой задолженностей по зарплате и пенсиям.
Это привело к тому, что 13 потребсоюзов получили прирост товарооборота в товарообороте своих областей.
На протяжении года структура розничного товарооборота в целом по потребительской кооперации оставалась неизменной: 81-82% приходится на продовольственные товары и 18-19% - на непродовольственные, причем продажа отдельных товаров первой необходимости возросла на 15-16%[3]. После длительного спада наметился некоторый рост продажи товаров культурно-бытового назначения.
Товарные запасы в системе сократились на 400 млрд. руб. и составили 37 дней против 45 дней на начало года (до 65-80 дней на начало перестройки), оборачиваемость товаров ускорилась на 5 дней.
С большим напряжением проходит торговля в потребсоюзах Крайнего Севера: товарные запасы в этих регионах составляют 63 дня торговли, а в некоторых - 48 и менее дней. Это ставит под угрозу жизнеобеспечение этих территорий.
Общественное питание
За 1997 г. розничный оборот общественного питания в действующих ценах увеличился на 4,5%[4]. Доля оборота общественного питания во всем розничном товарообороте потребительской кооперации возросла более чем на 5%.
В то же время отдельный потребсоюзы увеличили розничных товарооборот общественного питания на 20 и более процентов.
Платные услуги населению
Общий объем платных услуг увеличился на 25,8%[5].
Произошли существенные изменения в их структуре. Наибольший удельный вес - 51,7% занимают услуги системы образования. Но втором месте по объему - бытовые услуги.
Но, если услуги системы образования активно развиваются (их объем увеличился почти в 2 раза), то бытовые услуги сократились на 15%[6]. Это связано с высокой конкуренцией в сфере ремонта и технического обслуживания радиоаппаратуры, изготовление и ремонт мебели, ремонт и строительство жилья и т.п. Одновременно в 1,5-2 раза выросли услуги парикмахерских, ремонт и пошив обуви, швейных, меховых и кожаных изделий.
Промышленность
Спад объемов в этой отрасли продолжается. Так, производство товаров народного потребления снизился на 14,6%, производство хлебобулочных изделий и безалкогольных напитков сократилось на 17-18%. Только по кондитерским изделиям достигнут подъем в 13%[7].
Однако на фоне общего спада отдельным потребсоюзам удается удерживать производственную отрасль на высоком уровне, а некоторые потребсоюзы даже увеличили прирост объема продукции в 1,7-2,4 раза.
Тем не менее кооперативной продукции по-прежнему не достает уровня качества и широты ассортимента, чтобы выдержать конкуренцию со стороны частных предпринимателей.
Заготовительная деятельность
В этой отрасли продолжается спад, хотя его темпы несколько замедлились.
Закупки мяса сложились на уровне 94% в сравнении с 1996 г., уменьшение объемов закупок картофеля и овощей составило 8%[8].
Но в то же время вырос объем закупок яиц, молока и хлебопродуктов.
Капитальное строительство
С 1995 г. государственные инвестиции в быстроокупаемые высокоэффективные коммерческие проекты выделяются на возвратной основе и только на конкурсной основе. Потребительская кооперация, как правило, не имеет возможности получать государственные инвестиции по конкурсам, предоставляемые для завершения строительства объектов, так как ее стройки по мощности не могут конкурировать с объектами агропромышленного комплекса.
Дополнительно осложняет положение этой отрасли задолженность государства за уже выполненные объемы строительных работ, финансирование которых должно было бы осуществляться за счет федерального бюджета на общую сумму 3,7 млрд. руб[9].
Но, несмотря на это построено и реконструировано магазинов торговой площадью 4444 кв. м., складских площадей 1540 кв. м., холодильников на 620 т., а также предприятия хлебопечения, цехи безалкогольных напитков, колбасные и рыбокоптильные цехи. Продолжается строительство жилья для работников.
Финансовое положение
Все отрасли деятельности потребительской кооперации, кроме промышленности, убыточны, при этом 80% убытков дает торговля.
Но 35 потребсоюзов рентабельны, что и дало возможность в целом по Центросоюзу получить 21 млрд. руб. прибыли.
В 1997 г. 16 потребсоюзов получили прибыль.
Но в то же время практически не уменьшается число убыточных предприятий. При снижении общего числа хозрасчетных организаций и предприятий число убыточных составляет 63% от общего числа, или 5967 предприятий.
Высок уровень издержек обращения и производства. В 1997 г. в оптовой торговле он составил 22,8%, в розничной торговле - 24,8%, в общественном питании - 39%, в заготовках - 19,4%[10]. В составе издержек обращения наибольший удельный вес занимают транспортные расходы, расходы по оплате труда, тепло-электроэнергии, амортизационные расходы.
На снижение доходности организаций и предприятий помимо высокого уровня издержек обращения в немалой степени повлияло уменьшение льгот, предоставленных потребительской кооперации местными органами исполнительной власти. Так, в 1997 г. потребсоюзами были заключены соглашения о сотрудничестве и предоставлении налоговых льгот с администрациями только 25 регионов против 75 в 1996 г.
Наличие собственных оборотных средств один из показателей финансовой устойчивости. Однако организации потребительской кооперации испытывают все больший их недостаток. Если к началу 1996 г. недостаток собственных оборотных средств составлял 1683 млрд. рублей, то к концу 1997 г. уже 2976 млрд. рублей[11].
И все-таки такое положение не везде: 18 потребсоюзов сохранили собственные оборотные средства, величина которых достигает от 17 до 53 процентов в общей сумме оборотных средств.
Привлечение заемных средств как один из путей покрытия дефицита оборотных средств также проводится слабо. В 1997 г. привлечено и направлено в оборотные средства только 330 млрд. рублей[12].
Важнейший фактор, отрицательно влияющий на финансовое положение организаций и предприятий - их неплатежеспособность. Дебиторская задолженность к концу 1997 г. возросла на 19,5% по сравнению с 1996 г., а кредиторская на 14,2%, в том числе задолженность по бюджету возросла на 5%. Особую озабоченность вызывает нарастание задолженности бюджету[13].
Тем не менее в организациях и предприятиях потребительской кооперации имеются внутренние резервы для преодоления кризисной ситуации и дальнейшего развития, о чем свидетельствуют примеры эффективной деятельности, имеющиеся в каждой кооперативной организации[14].
Подводя итог анализу деятельности потребительской кооперации Российской Федерации, можно сделать вывод, что жизнеспособность потребительской кооперации, как формы объединения людей для удовлетворения своих потребностей, подтвердило то, что в отличие от государственный структур она не распалась, а сохранилась как система, хотя и понесла невосполнимые потери: снижение объемных показателей в торговле, заготовках, кооперативной промышленности, массовом питании, резкое сокращение числа пайщиков, которые являются социальной базой потребительской кооперации[15].
35. Законодательство РФ о прекращении членства в потребительском обществе
Что касается специфики отношений по труду рядовых членов потребительского общества, то применительно к ним Федеральный закон о потребительской кооперации содержит лишь нормы, связанные с ответственностью пайщиков и прекращением членства в потребительском обществе, которое приводит и к прекращению действия договора о труде, предпосылкой к заключению которого послужил факт членства в потребительском обществе[16].
Членство в потребительском обществе прекращается в случаях:
добровольного выхода пайщика;
исключения пайщика;
ликвидации юридического лица, являющегося пайщиком;
смерти гражданина, являющегося пайщиком;
ликвидации потребительского общества.
Заявление пайщика о добровольном выходе из потребительского общества рассматривается советом общества. Выход пайщика осуществляется в порядке, предусмотренном уставом потребительского общества.
Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случае неисполнения им без уважительных причин перед обществом своих обязанностей, установленных настоящим Законом или уставом потребительского общества, либо совершения действий, наносящих ущерб обществу.
Пайщик должен быть извещен в письменной форме не позднее чем за 20 дней советом потребительского общества о причинах вынесения на общее собрание потребительского общества вопроса о его исключении из потребительского общества и приглашен на указанное общее собрание, на котором ему должно быть предоставлено право высказать свое мнение. В случае отсутствия пайщика без уважительной причины на общем собрании потребительского общества оно вправе принять решение о его исключении из потребительского общества.
В случае смерти пайщика его наследники могут быть приняты в потребительское общество, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества. В противном случае потребительское общество передает наследникам его паевой взнос и кооперативные выплаты в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального Закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации. Т.е. пайщику, выходящему или исключенному из потребительского общества, выплачиваются стоимость его паевого взноса и кооперативные выплаты в размерах, в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом потребительского общества на момент вступления пайщика в потребительское общество.
Уставом потребительского общества может быть предусмотрена выдача паевого взноса в натуральной форме в случаях, если паевым взносом были земельные участки или иное недвижимое имущество.
Наследникам умершего пайщика его паевой взнос и кооперативные выплаты передаются в порядке, предусмотренном уставом потребительского общества. Право участия в общих собраниях потребительского общества и другие права пайщиков указанным наследникам не передаются[17].
Список использованной литературы:
1. Федеральный Закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 № 97-ФЗ, от 28.04.2000 № 54-ФЗ).
2. Вахитов К.И. Потребительская кооперация СССР. Учебник для кооперативных техникумов. Изд. 3-е, перер. М.: Экономика, 1991.
3. Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской кооперации // Экономист. 1995 - № 6.
4. Потребительская кооперация Российской Федерации (Информационно-аналитические материалы). М.: Экономика, 1996.
5. Скачкова Г.С. Договоры о труде в потребительском обществе // Кадры предприятия. 2002 - № 3.
6. Шаль Ж., Шаль Р. История экономических учений. – М.: Экономика, 1998.
[1] Вахитов К.И. Потребительская кооперация СССР. Учебник для кооперативных техникумов. Изд. 3-е, перер. М.: Экономика, 1991. С. 22-27.
[2] Шаль Ж., Шаль Р. История экономических учений. – М.: Экономика, 1998. С.113.
[3] Шаль Ж., Шаль Р. История экономических учений. – М.: Экономика, 1998. С. 113-114.
[4] Шаль Ж., Шаль Р. История экономических учений. – М.: Экономика, 1998. С. 114.
[5] Шаль Ж., Шаль Р. История экономических учений. – М.: Экономика, 1998. С. 114
[6] Шаль Ж., Шаль Р. История экономических учений. – М.: Экономика, 1998. С. 115.
[7] Шаль Ж., Шаль Р. История экономических учений. – М.: Экономика, 1998. С. 116.
[8] Шаль Ж., Шаль Р. История экономических учений. – М.: Экономика, 1998. С. 116.
[9] Шаль Ж., Шаль Р. История экономических учений. – М.: Экономика, 1998. С. 116-117.
[10] Шаль Ж., Шаль Р. История экономических учений. – М.: Экономика, 1998. С. 117.
[11] Шаль Ж., Шаль Р. История экономических учений. – М.: Экономика, 1998. С. 118.
[12] Шаль Ж., Шаль Р. История экономических учений. – М.: Экономика, 1998. С. 118.
[13] Шаль Ж., Шаль Р. История экономических учений. – М.: Экономика, 1998. С. 119.
[14] Там же.
[15] Потребительская кооперация Российской Федерации (Информационно-аналитические материалы). М.: Экономика, 1996. С. 220-222.
[16] Скачкова Г.С. Договоры о труде в потребительском обществе // Кадры предприятия. 2002 - № 3. С. 21.
[17] См. ст. ст. 13, 14 Федерального Закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 № 97-ФЗ, от 28.04.2000 № 54-ФЗ).