Содержание:
|
Введение………………………………………………………….. |
3 |
1. |
Ход исследования ……………………………………………….. |
4 |
2. |
Статистическая обработка результатов работы………………... |
8 |
|
Вывод……………………………………………………………... |
9 |
|
Литература………………………………………………………... |
10 |
Введение
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, – важнейший вопрос социальной психологии. Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.
Адаптация личности в группе предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.
Чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. Исходя из данного утверждения, выясним, есть ли связь между уровнем тревожности, которая возникает чаще всего при недостаточной уверенности и адаптированности человека в группе, и психологическим климатом в группе.
Цель работы: исследовать взаимосвязь между показателями психологического климата в малой группе и уровнем тревожности членов данной группы.
Задачи:
a. Провести исследования;
b. Проанализировать результаты диагностических исследований;
c. Определить степень отличия полученных результатов.
Гипотеза:
Н0: Между психологическим климатом в группе и уровнем тревожности членов группы нет статистически значимой связи.
Н1: Чем выше положительная оценка психологического климата в группе, тем ниже тревожность члена данной группы.
1. Ход исследования.
В исследовании принимали участие работники крупной торгово-промышленной фирмы. В исследовании принимало участие 15 человек. Исследования проводились в несколько этапов, в разное время, с помощью специальных бланков двух методик:
1) тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
Данная методика позволяет дифференцированно измерить тревожность и как личностное свойство, и как состояние. На русском языке данная шкала была адаптирована Ю.Л. Ханиным.
2) «Изучение психологического климата коллектива» [5].
Позволяет исследовать персональное отношение каждого члена коллектива к межличностным взаимоотношениям в коллективе по 13 различным свойствам, в том числе: конфликтности, активности, отношению к новичкам, сплоченности и т.д. Результаты проведенных исследований представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Изучение психологического климата
№ |
Оценка |
Сумма |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
А |
В |
А+В |
|
1. |
1А |
0 |
1А |
2В |
0 |
2А |
1В |
3В |
2А |
1В |
2В |
0 |
1В |
6 |
10 |
16 |
2. |
2А |
3А |
3А |
2А |
1А |
2В |
1В |
1В |
1А |
0 |
3В |
3В |
2В |
12 |
10 |
22 |
3. |
1А |
0 |
1В |
1В |
1В |
0 |
1А |
0 |
2А |
1В |
1А |
2А |
0 |
7 |
4 |
11 |
4. |
1А |
1А |
0 |
1В |
1А |
2А |
1А |
2В |
2А |
2В |
2А |
2А |
1А |
13 |
5 |
18 |
5. |
1В |
2А |
2В |
1А |
1А |
2А |
2А |
0 |
2А |
0 |
1В |
3В |
1В |
10 |
8 |
18 |
6. |
2А |
2А |
1А |
0 |
1А |
2В |
2В |
1В |
3А |
3В |
1В |
1А |
3В |
10 |
12 |
22 |
7. |
3А |
2А |
3А |
1В |
1В |
0 |
1В |
0 |
2А |
0 |
3В |
2А |
1В |
12 |
7 |
19 |
8. |
2А |
0 |
3А |
1В |
3В |
1А |
0 |
2А |
3А |
1В |
2А |
1В |
0 |
13 |
6 |
19 |
9. |
3А |
2А |
1А |
0 |
1В |
2А |
1В |
2В |
2А |
1А |
1А |
1А |
1А |
14 |
4 |
18 |
10. |
2А |
1А |
2А |
0 |
2В |
0 |
2В |
1А |
1А |
2А |
1В |
2В |
0 |
9 |
7 |
16 |
11. |
3А |
2А |
1А |
1В |
1В |
2В |
1В |
2В |
2А |
2А |
1А |
1В |
2В |
11 |
8 |
19 |
12. |
2А |
1А |
0 |
1В |
2В |
1В |
1А |
1А |
1А |
1В |
1В |
2А |
0 |
8 |
6 |
14 |
13. |
2А |
1А |
0 |
1В |
2В |
3В |
2А |
2В |
3А |
2В |
1А |
2В |
3В |
9 |
15 |
24 |
14. |
1А |
0 |
1А |
1В |
1В |
0 |
1В |
2В |
2А |
2В |
3В |
2А |
3В |
6 |
13 |
19 |
15. |
0 |
1А |
0 |
2А |
0 |
1В |
0 |
1В |
2А |
2А |
1А |
2В |
0 |
8 |
4 |
12 |
Сумма А = 148.
Сумма В = 119.
Психологический климат в группе (С) = А – В = 148 – 119 = 29.
В целом положительный результат разности сумм А и В (28 > 25) показывает, что психологический климат в данном коллективе благоприятный.
Мы в своих исследованиях будем использовать индивидуальные оценки членов данной группы, сопоставляя их с показателями тревожности.
Из полученных результатов мы видим, что показатели уровня отношения к психологическому климату в группе распределяются следующим образом:
Уровень выраженности |
Частота встречаемости |
Низкий |
0 |
Средне-низкий |
2 |
Средний |
9 |
Средне-высокий |
4 |
Высокий |
0 |
В данном случае мы видим нормальное распределение значений.
График распределения показателей отношения к
психологическому климату группы
Таблица 2. Исследование уровня тревожности
№ |
Шкала тревожности |
Сумма |
|
ситуативной |
личной |
||
1. |
40 |
36 |
76 |
2. |
38 |
30 |
68 |
3. |
64 |
52 |
116 |
4. |
37 |
45 |
82 |
5. |
48 |
50 |
98 |
6. |
37 |
43 |
80 |
7. |
39 |
29 |
68 |
8. |
56 |
42 |
98 |
9. |
49 |
35 |
84 |
10. |
68 |
70 |
138 |
11. |
37 |
42 |
79 |
12. |
60 |
45 |
105 |
13. |
30 |
45 |
75 |
14. |
49 |
50 |
99 |
15. |
71 |
70 |
141 |
Из полученных с помощью предложенной методики результатов мы видим, что в данном случае показатели уровня тревожности в группе распределяются следующим образом:
Уровень выраженности |
Частота встречаемости |
Низкий |
0 |
Средне-низкий |
1 |
Средний |
8 |
Средне-высокий |
5 |
Высокий |
1 |
В данном случае мы видим распределение значений близкое к нормальному.
График распределения показателей тревожности
Таким образом, мы получили возможность сопоставить полученные результаты между собой с помощью математических методов исследования.
2. Статистическая обработка результатов работы.
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков.
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей отношения к психологическому климату группы и уровня тревожности у членов одной рабочей группы (n=20)
№ |
Отношение к психологическому климату в группе |
хi |
Уровень тревожности |
уi |
di = xi-yi |
di2 |
1. |
16 |
6,5 |
76 |
4 |
2,5 |
6,25 |
2. |
22 |
18,5 |
68 |
1,5 |
17 |
289 |
3. |
11 |
1 |
116 |
18 |
-17 |
289 |
4. |
18 |
8,3 |
82 |
8 |
0,3 |
0,09 |
5. |
18 |
8,3 |
98 |
12,5 |
-4,2 |
17,64 |
6. |
22 |
18,5 |
80 |
7 |
11,5 |
132,25 |
7. |
19 |
12,2 |
68 |
1,5 |
10,7 |
114,49 |
8. |
19 |
12,2 |
98 |
12,5 |
-0,3 |
0,09 |
9. |
18 |
8,3 |
84 |
9 |
-0,7 |
0,49 |
10. |
16 |
6,5 |
138 |
19 |
-12,5 |
156,25 |
11. |
19 |
12,2 |
79 |
6 |
6,2 |
38,44 |
12. |
14 |
4,5 |
105 |
16 |
-11,5 |
132,25 |
13. |
24 |
20 |
75 |
3 |
17 |
289 |
14. |
19 |
12,2 |
99 |
14 |
-1,8 |
3,24 |
15. |
12 |
2 |
141 |
20 |
-18 |
324 |
Суммы |
151,2 |
152 |
1792,48 |
Для определения взаимосвязи в данной выборке мы используем метод непараметрической статистики.
Найдем коэффициент ранговой корреляции Спирмена - rs .
,
где di2 – квадраты разности рангов, n – число наблюдений.
Разности рангов, их квадраты и суммы мы поместили в таблицу, содержащую и показатели исследованных параметров.
В результате получено значение коэффициента
Мы помним, что для определения значимости rs неважно, является ли он положительным или отрицательным, важна лишь его абсолютная величина. Полученное эмпирическое значение rs близко к единице.
Теперь определим критические значения rs при n = 20 по таблице критических значений выборочного коэффициента корреляции рангов (по В.Ю.Урбаху, 1964):
0,45 (ρ ≤ 0,05)
rs =
0,57 (ρ ≤ 0,01), rs кр.< rs эмп.
Исходя из полученных результатов, мы можем заключить, что ранговая корреляция между показателем уровня тревожности и отношением к психологическому климату в группе статистически значимо отличается от нуля.
Вывод.
Таким образом, полученный коэффициент ранговой корреляции Спирмена доказывает, что в данном исследовании есть прямая связь между психологическим климатом в коллективе и уровнем тревожности членов данного коллектива. Подтверждается гипотеза Н1: чем выше положительная оценка психологического климата в группе, тем ниже тревожность члена данной группы. Н0 не подтвердилась, между психологическим климатом в группе и уровнем тревожности членов группы есть статистически значимая связь.
Литература:
1. Бызова В.М. Основы психодиагностики, учебное пособие, Сыктывкар, Гос. университет, 1992, 59 с.
2. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 174с.
3. Герасимович А.И. Математическая статистика. – Минск, 1978. - 200 с.
4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: «Речь», 2002. – 350 с.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов на дону, 1996. – 736 с.