2.Чистая монополия.

Один продавец, много покупателей Продавец- полное господство на на рынке. Доступ к рынку блокирован. Цены фиксированные. Контроль за ценами значителен. Моноп-ты вне конкуренции. он сам может опред. цены и кол-во товара, но почти во всех странах цены на продукцию чистых моноп-в должны согласовываться с властями. Прим: Газпром, РЖД.  При ценоообраз. могут устанавливаться дифференц. цены, в зависимости о территории, то времени, от группы покупателей(юр. или физ л.)

3. Свободная (чистая) конкуренция.

Много прод. и много покупателей одного и того же товара. Прод-цы имеют малые доли на рынке. Доступ к рынку открыт, отсутст. ценовые ограничения и контроль за ценами. Цена формируется в прцессе конкуренции и участники рынка не могут оказывать прямого влияния на цену, если продавец запрашивает очень высокую цену, то покупатель переходит к его конкурентам. Поэтому прод-ц решает. какое кол-во товара, он захочет продать по данной цене. Прим: междун. рынки хлопка, золота и т.д.


17. Классификация цен в зависимости от территории действия.

В соответствии с этим признаком различают:

цены единые или поясные;

цены региональные (зональные, местные и т.д.).

Единые или поясные цены устанавливаются и регулируются госу­дарственными органами. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как, например, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые другие. Региональные и местные цены регулируются региональными орга­нами власти и управления. В процессе формирования эти цены ори­ентируются на издержки производства и реализации, складывающи­еся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказы­ваемых населению. Региональными являются закупочные цены на продукцию сельс­кого хозяйства.




















21.Скользя. и долговр. ц.

Скользящая или падающая цена — устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения- По мере

насыщения рынка она снижается (особенно оптовая цена; розничная цена может быть относительно стабильной). Такой метод становления цены применяется чаше всего по отношению к товарам первой необходимости. В этом случае тесно взаимодействуют цены на товары и объем их производства. Чем больше объем выпуска продукта тем обширнее у фирмы возможности для снижения издержек и в конечном счете — цены.                                      Однако при таком методе определения цены требуется:

 затруднить появление на рынке конкурента;

 постоянно повышать качество товаров;

 сокращать издержки производства.

Долговременная цена — устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого вре­мени. Однако в зависимости от рыночной конъюнктуры в товара могут вноситься изменения (уменьшаться их размер, незначительно ухудшаться качество) при неизменной цене.

4. Олигополия.

Мало продавцов, но много покупателей. Про-цы имеют большие доли на рынке. Доступ к рынку затруднен. Участники взаимозависимы и предпринимают совместные действия. Контроль за ценами ограниченный. Олигополисты стремятся согласовывать цены, чтобы избежать ценовой конкуренции. Цен. конк. –это вид конкурентной борьбы путем изменения цен на товары. Производ-ль устанавливает цены ниже рыночных, с целью привлечения покупателей. Для этого нужно иметь низкие издержки и знать резервы их снижения. Конкурент имеющий высокие затраты разоряется. При неценовой конкур-покупатель привлекает технической надежностью, качеством товара, рекламой. Цена не превышается как правило. нецен. конкурен. стимулирует научно-технич. прогресс. Прим: автомобилестроение,

нефтяной рынок.

 

5.Функция сбалансирования спроса и предложения Выражается в том, что через цены осущ. связь между произ-ом и потреблением, предл. и спросом. Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах произ-тва и обращения и требует принятия необходимых мер по их пре­одолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соот­ветствия между спросом и предл.. При появлении диспропор­ций в развитии хозяйства, несоответствии между предл. и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением / сокращением прои-тва товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем и другим методами одновременно. Цена должна заинтерес. производителя в повышении ка­чества и расширении ассортимента, необходимых рынку товаров пользующихся спросом. В условиях админ.-командной си­стемы управления сбалан-ность между спросом и предл. регулировалась планами пр-ва и мат-техн. снабжения. Спрос лишь частично регулировался установлением относительно более высоких цен на особо модные товары и снижени­ем цен на товары, не пользующиеся спросом, — так называемые се­зонные цены (уценки). В условиях рыночных отношений цена в этой функции как бы выполняет роль стихийного регулятора общес. производства: сокращается пр-во товаров, не пользующихся спросом, а ма­териальные и ден. ресурсы направляются на увеличение выпус­ка товаров, необх. для рынка и пользующихся спросом. Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Практически это выражается в установлении обратной зависимости между рыноч­ной ценой и количеством приобретаемых товаров. При прочих рав­ных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено поку­пателем, след-но, объем проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. При повышении спро­са, когда имеет место дефицит товаров, пены на них неизбежно рас­тут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при сни­жении цен.

Предл. харак. прямой зависимостью между ценой и кол-вом товаров, представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. Т.О. уравновешивающую функцию между спросом и предл. выполняет цена, стимулирующая увеличение предл. при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке това­ров. По мере становления рыночных структур и развития конкуренции, по мере достижения сбалан-ности между спросом и предл. повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров. С развитием рыночных отношений, свободного предприниматель­ства и конкуренции эта функция цены будет все более усиливаться и со временем станет доминирующей при формировании цен на това­ры в рыночном хозяйстве.



13. Принципы ценообр.

Принципы ценообразования — это постоянно действующие ос­новные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

Важнейшими принципами ценообразования являются;

научность обоснования цен;

целевая направленность цен;

непрерывность процесса ценообразования; единство процесса ценообразования и контроля за соблюдени­ем цен..

Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости знания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующих экономике системы цен. При этом необходимо выявить тенденцию развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек спроса, качества товаров и др.

Научность обоснования цен во многом зависит от полноты формационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической

Принцип целевой на правлен и ости цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, кот. должны решаться с помощью цен, например, проблемы социал. зашиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества. С этой целью у нас (и за рубежом, например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально но виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль. Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляет следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда-чугун-сталь- прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в госуда. регулировании цен на продукцию и услуги отраслей и предприятий-монополистов в сфере транспорта, связи, газа, электроэнергии и некоторых других. Такой контроль осуществляется и по тем товарам, в отношении которых действует режим свободных цен. Цель контроля — проверка правильности применения установленных законодательством, общих всех принципов и правил ценообразования. Различают два вида контроля:

1. Государственный, осуществляемым государственными органа­ми ценообразования — федеративными и региональными, при кото­рых имеются инспекции но ценам- Кроме того, контроль могут про­водить государственные инспекции но торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах.

2. Общественный, проводимый обществами потребителей. Приня­тым в Российской Федерации законом о -защите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ потребителей.




12. Методология ценообр.

Методология ценообразования есть совокупность общих правил, принципов и методов разработки концепции ценообразования, оп­ределения и обоснования цен, формирования системы цен, управле­ния ценообразованием.

Методология едина для всех уровней установления цен, т.е. основ­ные положения и правила формирования пен не меняются в зависи­мости от тою. кто и на какой срок устанавливает цены. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действую­щей в экономике страны. Но нельзя ставить знак равенства между методологией и методи­кой. Они существенно отличаются друг от друга: на основе методо­логии разрабатывается стратегия ценообра-ювания. а методики со­держат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для реализации этой стратегии на практике. Отсюда следует, что методи­ки — это составные элементы методологии, которые объединяют це­лый ряд методов формирования цен. Есть, например, методика опре­деления цен на новые вилы продукции, методика учета в ценообразо­вании природно-географического фактора и др. Существующие методики различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Каждая методика имеет свои особенности. Но эти особенности и различия не должны выходить ча рамки требо­ваний единой методологии. Таким образом, методики являются пер­вым важнейшим элементом методологии. Вторым важным составным элементом методологии являются принципы ценообразования. Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответству­ющих методов(ме годик). Следовательно, принципы и методы тесно между собой связаны и образуют методологию.

При переходе к рынку методология ценообразования должна ос­таваться единой, что сделает возможным постепенное формирование по единым принципам и правилам системы цен, адекватной рыноч­ным отношениям.


20. Преим. ц. и на изделие снятые с пр-ва.

Преимущественная цена. Метод определения этой цены предус­матривает для фирм, занимающих доминирующее положение (доля рынка 70—80%) на рынке, определенное снижение цен на свои това­ры. Такие фирмы могут обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов выпуска и сокращения расходов по реализации товаров. Главные цели, которые при этом ставятся фирмой:

предотвратить внедрение на рынок новых конкурентов;

заставить конкурентов платить большую цену за право внедрения на  рынок, а это доступно далеко не каждому конкуренту. Цены на изделия, выпуск которых прекращен. Речь идет не о распродаже по сниженным ценам, а о продаже снятых с производства товаров ограниченному кругу потребителей, нуждающихся именно в них. Цены на такие товары (например, запасные части к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей, выпуск которых завершен) выше, чем на обычные.

19. Ц. с возмещением издеожки пр-ва и пристиж. ц.

Цена с возмещением издержек производства. В данном случае фирма устанавливает цену на свой товар, основываясь на фактичес­ких издержках производства и средней норме прибыли на рынке или в отрасли. Цена устанавливается по формуле: Ц=И+Р+Н(И+Р),

где И — издержки производства; Р— административные расходы и расходы по реализации;

Н — средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.  Престижная цена — устанавливается на высококачественные товары известной фирмы (одежда модельеров Зайцева, Юдашкина), обладающие уникальными свойствами (в данном случае модель-Выбор одного из названных методов определения цены осуществ­ляется руководством фирмы; при этом должны учитываться многие факторы, основными из которых являются:  скорость внедрения на рынок нового товара; доля рынка сбыта, контролируемая этой фирмой;

характер реализуемого товара (степень новизны, взаимозаменяемость с другими товарами и др.);                             период окупаемости инвестиций конкретные условия рынка (степень монополизации, ценовая эластичность спроса, круг потребителей к др.);                   положение фирмы в соответствующей отрасли (финансовое положение, связи с другими производителями и др.).

26. Цена проник. внедрения на рынок.

Цена «проникновения (внедрения) на рынок». С помощью этого метода предприятие (фирма) устанавливает значительно более низ» цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать обшей массой прибыли потер на отдельном изделии. А это, в свою очередь, требует значительных

финансовых затрат, что делает цену «проникновения на рынок» почти неприемлемой для мелких и средних предприятий (фирм), не полагающих такими финансовыми возможностями. Использование этого метода дает эффект при эластичном спросе, а также при условии, что рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.

18,25 В зависимости от сферы тов.обращ.

Цены подразделяются: ц. продук. промыш-ти; ц. на строител-во прод.; ц. на закупочные (с/х); тарифы на грузовые, пассажирские перевозки; тарифы на услуги связи; ц. обслужив. внешторговый оборот. в строит-ве ц. бывают: сметные, по кто. расчитыв. сметная ст-ть строит-ва   в процессе проектирование объекта и договорные, кот. устанавл. между заказчиком и подрядчиком. 25.Цены  обслужив. внешторговый оборот наз. экспортными и импортными. Почти все импорт. ц и часть экспорт. включают особый косвенный налог- таможенные пошлины.


32. Виды ц. в зависимости от порядка, возмещением потребит. ТР. 

1. франко-станция отправления; 2. франко-стан. назначения. 3.франко-склад поставщика или потребителя.

Термин «Франко» означ. свободен и показ-т тот пункт до которого покупатель свободен  от уплаты трансп. расх. При  цене ф-ст. отправления покупатель оплач. прод. и трансп. расх. до станции отправления. могут устанавливать ц. с включенными  транс. расх на основе базисного пункта. Выбирают    вместо базиса несколько пунктов и трансп. расх. до этого пункта включ. в цену.  

24. Виды ц. на тов-ры реал. на рынке относит.длительное время.

Скользящая ц, (вопр21) долговременная ц(вопр.21), , преимущественная ц. (вопр 20),  ц. на изделия снятые с пр-ва (вопр.20), гибкая ц.)вопр 22)


29. Виды ц. на новые тов-ры

ц. снятия сливок(вопр 28); ц. проникновения на рынок(вопр26); ц. следование за лидиром (вопр 27); психологическая ц (вопр27);ц с возмещением издержек пр-ва(вопр19)

22. Ц. потребит. сигмента и гибкая цена.

Цены потребительского сегмента рынка. Суть этого метода оп­ределения цены состоит в следующем: на примерно одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным груп­пам населения с разным уровнем доходов, устанавливаются неодинаковые цены — например, на различные модификации легковых авто­мобилей, на авиабилеты, на билеты в театры и т.д. Основная пробле­ма в этом случае состоит в определении правильных соотношений цен на различные по качеству товары и услуги.  Гибкая цена — меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке. Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например, в течение дня при продаже отдельных скоропортя­щихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цве­тов и т.д.). Применение этой цены дает эффект тогда, когда право по приня­тою решения по пенам дано самому нижнему уровню управления (не­посредственно продавцу).

Чем больше уровнен управления у фирмы, тем больше времени требуется ей для принятия решений и тем меньше шансов добиться успеха при использовании этой цены.


28.Ц. снятия сливок

.Цена «снятия сливок». Согласно этому методу, с самого начала изготовления и появления нового товара «а рынке, на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене. Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной оказывается удовлетвор. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи - привлечь новых покупателей.. Преимущества метода «снятия сливок»:

1) высокая цена обеспечивает достаточно большой размер прибыли даже при существенных издержках в первый период выпуска товара; 2) высокая цена позволяет сдерживать покупательский спрос, так как при более низкой цене предприятие (фирма) не смогло бы полностью удовлетворить потребность в товаре в связи с ограниченности своих производственных возможностей; 3) высокая первоначальная цена способствует созданию «имиджа качественного товара, что может в дальнейшем существенно облегчить его реализацию при снижении цены; 4) повышенная цена способствует увеличению спроса на престижный товар; 5) ошибка завышенной цены может быть исправлена путем ее снижения — покупатели более благосклонно относятся к снижению цен нежели к ее повышению.

Основным недостатком этой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цену «снятия сливок» можно успешно использовать при определенном ограничении конкуренции. Условием успеха метода является также достаточный спрос.


33. Виды ц. взависим.  от степени возд.гос.:

свободные и регулируемые.

Свободные ц устан. бе вмешательства гос., но для введения свободных ц. необходимо определить условия:1. хоз. самост-ти предприятия.2 отсутст. дефецита тов-в.3 отсут. монополии тов-в производителей.4 обеспечение единого эк. пространства в рамках гос.  Регулирование ц. устан. гос., кот. их ограничивает: 1. установ. предельных цен и тарифов. 2. установ. предельных коэффиц. в изменении цен. 3. путем установ. предельного уровня рентабельности.4. Путем установл. фиксированной торговой наценки5 5. Установ. фиксированных цен..

 

31. Группировка ц. в зависимости от новизны товара. Вопрсы № 24,29, 20,21,22,28,26027,19

27. Псих.ц. и ц. следование за лидером

«Психологическая» цена. Устанавливая цену. продавец должен учитывать психологию восприятия цепы покупателем. «Психологическая» цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы. Многие маркетологи уверены, что цена должна обязательно выражаться нечетным числом. Например. 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т.д. В результате у покупателя создается впечатление: а) очень точного оп­ределения затрат на производство и невозможности обмана; б) более низкой цены, уступки покупателю и выигрышности покупки. Учиты­вается также и другой психологический момент: покупатели любят получать сдачу. В действительности в выигрыше остается продавец: количество проданных товаров и соответственно сумма полученной прибыли у него возрастают. Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке. В соот­ветствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанав­ливается примерно на уровне цены главного конкурента — как пра­вило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. глав­ным конкурентом. На взаимозаменяемую продукцию (бензин) уста­навливается одинаковая цена. Если товары близки друг другу по по­требительским характеристикам (автомобили), то в ценах могут быть некоторые различия. Лидерство в ценах обеспечивается только в том случае, если фирма имеет явные преимущества перед конкурентами либо по объемам производства товаров, либо по уровню издержек.

30. Регулир.ц  и их хар-ка

Регул. цены — складываются под влиянием спроса и пред-я, но испытывают при своем формировании определен­ное воздействие гос. органов, кот. осущ. методами либо прямою ограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации рентабельности, либо путем установления пре­дельных надбавок или коэфф. к фиксированным ценам прей­скуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.

14.Этапы процесса ценообр.

Ценообр. вкдючает в себя несколько этапов: определ. целей ценооб; опред. спроса; анализ фактора влияющих на установление цен; выбор метода ценообр; установление окончательной цены. 1) Цели: приу становление цели ориентир на общие цели предлож. : получение мах прибыли; удержание позиции на рынке; обеспечение спросом.2) Ни одна фирма не может игнорировать изменение спроса. Определяя величину спроса на прод., фирма должна провести его оценку при разных ценах и попытаться выяснить причины его изменения. 3) Анализ факторов: должен производится 3 уровневый анализ 1у-уровень экономике в целом-налогооблож., принципы распред. прибыли, порядок отнесение затрат на пр-во. 2 у -отраслевой, прогноз ынка сбыта, анализ цен конкурентов.  3у-предприят, факторы снижение затрат, уровень рентабельности 4)Наиболее распраст. етодами установлю ц. след:  на основе издержек пр-ва,  дохода на капитал; определение ц. с ориетациейи на спрос;установление ц. на уролвне текущих ц..5) установл. оканч. цены: подрузум. установление надбавок и скидок.  Надбавка- увеличение цены в зависимости от особых требований покуп-ля ( при выполнении индивид. заказа, за рассрочку платежа), скидки-уменьшение цены ( за платеж наличными деньгами, за большой обьем покупаемого товара, дилерские скидки, сезонные ск., сервисные ск. – они предоставлены предприятиями. на имеющие сервисные сети обслуживания, клубные ск. –когда члены Кл.


37.Взаимод. цен  и налогов.

Налоги по-разному отраж. в составе цены. Одни  из них входят в состав затрат (ЕСН, земельный  и  водный налоги)

Другие налоги уменьш. прибыль до ее налогоообл.  3-й уплач. из прибыли (налог на прибыль организ). 4-й  включ.  в цену тов-ра в идее надбавки  (НДС, акцизы, таможенные пошлины)- косвенные налоги. НДС - основная ставка 18% и10% на некот. виды продовольст. и детских питаний. нал. базой явл. ст-ть реализ. прод. с учетом акцизов. акцизами облагаются определенные группы тов-в(алкогол. прод, табак, легковые авто, нефть, газ)


23.скидкис дейтв. цен .

В качестве вознаг-ния покупателей за опред. действия многие фирмы изменя­ют исходные цены на свои товары. Сущ. неск. видов скидок, примен. для вознаг-ия покуп-й. Скидки за оплату наличными предост. тем покупателям,  кот. расплачиваются наличными деньгами. Такие скидки помогают улучшить финан. положение и состояние ликвидности про­давца, сократить расходы в связи с взысканием безнадежных долгов. В нашей стране имеет место дефицит наличности. Скидка за кол-во покупаемого товара означ. понижение цены для потребителей, покупающих большие партии товара. Эти скидки предлагаются всем покупателям и не превышают суммы эко­номии издержек продавца в связи с реализацией больших партий то­вара. Экономия складывается за счет снижения издержек по продаже, хранению запасов и транспортировке товара. Названные скидки сти­мулируют потребителя делать закупки у одного продавца. Функциональные скидки фирмы предоставляют службам товародви­ж., выполн. определ. ф-ции по реализ. т-ра, его хранению и т.д. Фирма может предлагать различные торговые скидки равным торговым каналам, так как они оказывают ей разные по характеру услуги. Но она обязана предоставлять единую скидку всем службам, входящим в состав каждого отдельного канала. Сезонные скидки есть снижение цены для покупателей, осущ. внесезонные закупки товаров или услуг. Они позволяют фир­ме обеспеч. стабильный уровень пр-ва в течение всего года. Зачеты — это особые виды скидок с цены. Напр., товарооб­менный зачет — понижение цены нового товара при сдаче старого или выплаты, или скидки с цены в качестве вознаг-ия дилеров, а участие в рекламе и поддержание сбыта тов-в.

35. Метод регулиров. цен

История подтвердила нефективность как плановой так и чисто рыноч. эк-ки. предпочтение должно отдаваться эк-ке смешанного типа, представ. собой систему гос.и  негос. актов, а также систему регулирования.  Целью гос. регулиров. цен являя. : недопущение инфляции; создание нормальной конку-и; поддержание прожиточного минимума в определ-х слоях населения. Гос.может вмешиваться в ценооб. косвенно и прямыми путями При косвенном гос. воздейств. на спрос и предл-е. К мерам косвенного вмешательства относится: создание запасов, установление определен. налоговой системы, выплата пособий физ.л., дотации, и юр.л. При прямом вмешат. гос непосредственно влияет на уровень цен определенными методами. Гос. регулирование цен в РФ осущ. в соответс. с постановлением правительства №29 от7 марта 1995г.. кот. наз. « О мерах по упорядочев. гос. регулир. цен ( тармфах) В этом постановлении утвержд. 3 пречня прод. и услуг на кот. распространено гос. регулиров. и  перечень прод., на кот. регулир. правит-во и фед. органы власти РФ.  Третий перечень услуг транс., снабжение -  сбыт и торговых организ. по кот.органы власти субъектов РФ предостав. право вводить гос. регулир. тарифов и надбавок  (наценки в студенческих столовых) Все предложения и организ. пр-ва и реализац. прод. по регулир. цен обязаны предоставлять в соотв. органов ценооб, данные  обоснов. уровень цен. Предлож-е реализ. прод. по регулир. цен имеет право на возмещение их убытков и соотв.  бюджетов.

38. Взаимод. ц и  кредита

Рост цен на сырье материалы увеличивает оборотные ср-ва предприятий  для пополнения кот. привлекаются кредиты банка.. Когда увеличивается спрос на кредитные ресурсы, то в соответствии с законами рынка должна повышаться плата за кредит, что в свою очередь увеличивает себестоимость прод. и соответст. повышает цену.

39.Издержки и ц., их взаим.

Основной частью ц. явл.. : издержки( затраты, себестоимость) –это совокупность расходов на пр-во и реализ. прод.. Есть несколько классификаций затрат:1. по эк. содержанию (матер. затраты, сырье, топливо) 2. по оплате труда. 3. по амортизации 4. по отчислениям на соц. нужды 5. прочие затраты. Все это относ. к элементам затрат.

Классиф.затрат.1.по месту возникновения затрат: а) по центрам ответственности(по пр-м ,цехам, участкам) б) по х-ру пр-ва: основные и вспомог.2. по эк.элементам: а)элементные, состоят из 1 элемента (мат., затраты на о.т.) б) комплексные, состоят из группы элементов(ОПР, ОХР) 3.по способу включения в себестоимость: а)прямые, прямо относятся на себ.конкретного вида прод.(з/п, мат.) б) косвенные, включаются  в себест. через распределение  пропорцион.условия УП (ОПР, ОХР) 4. по отношению к технологии пр-ва: а)основные (ЕСН, з/п, мат.,брак) б)накладные (ОПР,ОХР) 5. в связи с изменением объема производств а)условнопеременные –изменяются в связи с изменением объема пр-в, но не изменяются на ед.прод. б)условнопостоянные – изменяются на ед.прод.(амортизация, ОХР, ОПР) 6. по составу затрат: а) мат.затраты(за вычетом возвратных отходов) б) затраты на о.т. в) отчисления на соц.службы г)амортизация о.с.  д) прочие затраты 7. по статьям калькуляции:

Мат.затраты – возвратные отходы(мат) +ТЗР+ полуфабрикаты = материалы + з/п рабочих + ЕСН +расходы по освоению продукции + резерв на гаран.ремонт + потери от брака +ОПР+ОХР= произв.себестоимость+ коммерч. расх. = полная себ.

Себ-ть- денежное выражение затрат связанное с пр-м прод. и реализации прод.

15.Информ. необх. для принятия решения по ц.

Решая вопрос о цене товара, фирма должна собрать достоверную информация. Данные надо собирать, будучи уверенным, что они являются потенциальным источником информации. Компании собирают информацию по следующим основным направлениям: рынок товара

(тип конкуренции), отрасль промышленности, в которой действует фирма, конкурирующие отрасли, правительственная деятельность. Фирме-производителю необходима информация о конкурентах, конкурирующих товарах, производстве и затратах, соотношении между выручкой от реализации товара и прибылью, о политике пра­вительства в области предпринимательства, налоговой политике. Собирая и обрабатывая информацию по ценам, фирма должна изучить:

• рынок, на котором она продает свои товары; • все потенциальные возможности производимого товара; • свою и смежные отрасли для выявления существующих и потен­циальных конкурентов;

• решения правительства. Для принятия верного и обоснованного решения по ценам необ­ходимо иметь следующий перечень информации: Рынок и товар

сегменты рынка, в которых реализуется товар;

• требование, предъявляемое покупателем к товару;

• географическое положение;

• новизна товара; • емкость рынка; • качество товара по сравнению с товаром конкурентов; • основные конкуренты; • соответствие товаров товарам конкурентов по ценам; • перспективы роста объема продаж; • способность удовлетворять потребности покупателя, в том чис­ле перспективные; • конъюнктура рынка в течение двух лет;

• необходимость модификации, в том числе в соответствии с тре­бованиями покупателей;                           

• восприятие цены товара покупателем. Конкуренция па рынке. Политика правительства влияние на рынок политики правительства;

• конкурирующие товары в продаже; • доля рынка конкурентов; • влияние на отдельные фирмы; • возможности изменения цен; • финансовое положение конкурентов;  • предполагаемые действия конкурентов в случае изменения условий рынка; • официальные данные о прибылях и убытках.

Производство и затраты. Выручка от реализации и прибыль • объемы производства и складские запасы товаров у фирм в на­стоящее время; • соотношение между выручкой от продажи, прибылью и затра­тами по различным товарам, выпускаемым фирмой; • затраты, соответствующие данному уровню складских -запасов;

• влияние объемов производства на выручку от продажи и прибыль; • влияние на затраты изменения объемов производства и складс­ких запасов; • удельный вес прибыли в цене единицы товара фирмы и отличие его от аналогичного показателя конкурентов; • затраты, имеющие отношение к принятию решения по вопросам цен. Фирма должна принимать все меры для получения приведенной информации. Если она не сможет собрать и проанализировать ин­формацию собственными силами, то необходимо обратиться к услу­гам фирм, специализирующихся на аналогичных исследованиях.



36. Виды контроля и санкция за нарушение цен.

Гос. ценовая политика не м.б. реализована без эффективного контроля за соблюдением порядка применения регулирования цен После ликвидация российского комитета  по ценам система  органов ценообраз.  и контроля распалась. Функции фед. органа  по ценовой политике сейчас выполняет департамент цен, при министерстве эк. развития и торговли РФ. У него нет своих территориальных органов.  За контролем цен на региональном уровне созданы спец. органы, как  в Яр. области существует департамент цен при правительстве Яр. области. Контроль за ценами в настоящ. время не имеет законод. базы. Уже несколько лет в гос. Думе находится закон, кот.  наз. « О гос. контроле  за соблюдением порядка примененеи регулир цен и тарифах» В наст. время сущ. эк. санкции за нарушение гос. дисциплине цне, кот. прописаны в кодексе об административных правонарушениях. Основной санкцией явл. штраф в размере от 50 до 100 МРОТ. Контролируемые органы проверяют только те цены, кот. регулируют гос.  


40.Цена и прибыль

 Целью любого коммерческого предприятия  в рыноч. условиях явл. получение прибыли. Сущ. несколько видов прибыли: валовая, прибыль от реализации прод. ( от продаж), чистая, прибыль до налогообложения.

Ц =З + П     П=Ц – З.

В ценообразовании использ. относит. показатель прибыльности: рентабельности продукции

R= П рп/З * 100%
























16.Определение системы ц. и признаки.

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков взаимозависимых и взаимодействующх цен. Наиболее важными и основными блоками единой системы цен являются: • оптовые пены;• закупочные цены;• розничные цепы;  тарифы па услуги транспорта. Основные блоки цеп в свою очередь включают в себя ряд подбло­ков. Бок оптовых цеп подразделяется па два подблока — опто­вые (отпускные) цены предприятия и оптовые цепы промышленнос­ти. А блок тарифов транспорта состоит из нескольких подблоков -тарифы ж/д транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы реч­ного транспорта, тарифы автотранспорта и т.д.

Ведущую и определяющую роль во всей системе цеп играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относится топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, элек­троэнергетика), а также отрасли металлургии. Так, изменение цен на энергоносители находит быстрое отражение в уровне цеп всех без ис­ключения отраслей экономики. Большое влияние на цепы в отрасли легкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на продукцию отраслей сельского хозяйства Взаимосвязь  обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами. Все цены формируются на единой методологической основе. Этой основой являются законы стоимости, спроса и предложения. 1 Все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хоз. .деят. которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и влияют в конечном счете единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязь предприятий, отраслей может быть самой разнообразной: производ. экономической, технологической и др. Необходимо отметить довольно тесную связь между системой цен экономической средой, в которой действуют цены. Эта среда вклю­чает: товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию, которые и составляют основу рыночной экономики. Система цен характеризуется такими показателями, как уровень цен, структура цен,  динамика цен.

                         


6,7,8,9 Спрос, предложение, равнов. ц , эластичность спроса.

Рын. отнош. имеют место по всюду, где спрос и предложения противостоят др.др. Спрос- платежеспособная потребность. Объем спроса –сумма денег, кот. покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары.. На величину спроса влияет много факторов, основной из кот. явл. цена продаваемого товара. При росте ц. будут меньше покупать данный товар и наоборот. цена и кол-во товара находятся в обратной пропорц. зависимости и эту связь наз. законом спроса. Предложение- совокуп. товаров и услуг, кот. находятся на рынке или м.б. доставлены на него. Предложение зависит от многих факторов, осн. явл. цена на предлагаемый товар. Зависимость  объема предложение и  цены фиксируется законом предложения. Объем предложения – кол-во товара, кот. продавец желает продать при данных условиях. Спрос и предлож. постоянно движутся в направлении равновесной  цены . Этот процесс получил назв. механизм цен.  Равновесие на рынке достигается тогда, когда кол-во предлог. и покуп. товаро совпадают.  Равновесие встречается в редких случаяз, но если оно достигается, то на короткое время.  Покупатель реагирует на изменение в ценах или доходов, сооответ-но меняя кол-во покупаемых товаров.  Для того, чтобы знать, в какой мере покупатель реагирует на изменение цен, определяют эластичность спроса по цене. Эластичность спроса –процентное соотношение между изменением цены и количеством проданного товара. Показатель отражающий эти изменения  наз. коэффиц. эластичности.

Е =∆Q% / ∆P %

Коэф. эластичности показывает на сколько % изменится объем спроса при изменении цены на 1% . При расчете коэф. эластичности математич. знак не учитывается , берется только абсолютная величина.

∆Р= Р2 –Р1 / ½( Р21)

∆Q= Q2 –Q1 / ½( Q2+Q1)

Если коэф. эластич. >1, то спрос счит. эластичным.; если <1, то неэластичным. При эластичном спросе рост цен не выгоден, а выгодно снижение цен. При неэластич. спросе можно повышать цену.

Кривая спроса показ., что между ценой товара и его колич-м устанавл. обратно-пропорц. связь. Чем выше ц. тем меньше товаров м.б. куплено Шкала предложения показ., что при высоких ценах продавцы стремятся выставить на продажу большее кол-во товара, чем при низких. Это происходит из-за стремления получить большую прибыль.

 

1.Условия необх.для ведения свободных цен.

В рыноч. учловиях цена (в основном) формируется под воздействием спроса и предложения, т.е устанавл. по соглашению сторон, кот. участвуют в обмене товаров. Такие ц. наз. свободными или договорными. В плановой эк. ц. устан. гос., они не могут меняться без согласия го. органов.

 10.Факторы влияющие на уровень цены.

При выборе цеповой стратегии фирма должна выявить и проанализ. все факторы, которые могут оказать влияние на цены, таких факторов достаточно много. Одни из них способствуют снижению цен, другие вызывают рост последних. Факторы, способствующие снижению цен: Рост пр-ва. Технич. прогресс

Снижение издерж.пр-ва и обращения рост произв-ти труда Конкур-я Снижение налогов Расширение прямых связей.

Факторы, вызыв. рост цен: Монополия предпр. Ажиотажный спрос Увеличение массы денег в обращении Рост налогов Рост з/п Увеличение прибыли предпр. Улучшение качества товара Соответствие моде Рост цены рабочей силы Низкая эффект. использования капитала, оборудования, рабочей силы, земли Спад производства Нестабильность экономической ситуации

В большой степени на уровень и динамику цен влияет финансово-кредитная сфера, при этом непосредственное воздействие на цены ока­зывает изменение покупательной способности денежной единицы России. В нормально функционирующей экономике, когда существу­ет достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабиль­но. При отсутствии такого условия в системе «количество денег — сумма цен» начинает изменяться сумма цен. Потребители товаров оказывают значительное влияние на при­нятие фирмой решения по ценам. Отношения между ценами и коли­чеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснить двумя причинами. Первая состоит во взаимодействии законов спроса и предложения и ценовой эластичности. Другая — в неодинаковой ре­акции покупателей различных сегментов рынка на цену.

Конкуренция - важный элемент. Три вида: сред: 1. контролируемая грынкрм, высокая степень конкуо., Именно в этой среде фирме важно правильно установить цены.. 2. контрол. фирмами  - ограниченная конкур. Роще функционировать фирме получая наибольшую прибыль 3. контрол гос.. распраст. на транспорт, связь коммун. услуги  и т.д. Конечная ц. зависит от издержек  на приобретение сырья, раб. силы и т.д. Указанные затраты не могут контрол. фирмами


34.Оптовые ц. предприятия и ц. промышленности

Оптовая пена предприятия (отпускная цена) - цена изготовителя продукции, ни которой предприятие реализует произведенную про­дукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать воз­можность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по опто­вым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издерж­ки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль являет­ся важнейшим элементом цены. Необходимый размер прибыли для предприятия (фирмы) опреде­ляется потребностями его развития и не может быть меньше мини­мально допустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В противном случае в условиях жесткой конкурен­ции предприятие может разориться и стать банкротом. На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) производит­ся планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Оптовая (отпускная) цена предприятия состо­ит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибы­ли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС. Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя являет­ся трансфертная цена.

Трансфертная цена применяется при совершении коммерчески? операций между подразделениями одной и той же фирмы или пред­приятия. Она может использоваться как в отношении готовых изде­лий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит. В последние годы трансфертные цены получают большое распро­странение, поскольку внутрифирменная торговля становится все бо­лее важным элементом международной торговли. Оптовые цены промышленности — цены, по которым предприя­тия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям. Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скид­ку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка — это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль. Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предус­мотренного биржевым контрактом.