Содержание:
|
Введение__________________________________________ |
3 |
1. |
Формулировка гипотезы ____________________________ |
4 |
2. |
Методики исследования ____________________________ |
4 |
3. |
Способ статистической обработки____________________ |
6 |
4. |
Расчет ___________________________________________ |
6 |
5. |
Заключение _______________________________________ |
9 |
|
Литература________________________________________ |
10 |
Введение.
В процессе всей своей жизни человек часто сталкивается с событиями и явлениями, исход которых заранее не определен. Но и в этих ситуациях человек вынужден принимать решения.
Обычно принятию решения предшествует анализ известных данных – на основании опыта, здравого смысла, интуиции и т.п. Первые известные примеры обработки данных описаны в Ветхом Завете (Книга Чисел). Стремясь увидеть и обосновать закономерности в неопределенных процессах, человечество выработало целый арсенал методов, которые называются прикладной статистикой, или математической статистикой .
Цель математической статистики – это получение и обработка данных для статистически значимой поддержки процесса принятия решения, решении задач диагностирования и планирования.
В психологии методы математической статистики используют, чтобы обосновать ответ на вопросы о случайности и закономерности изучаемого явления.
Целью своих исследований мы считаем доказать наличие или отсутствие взаимозависимости между испытываемой женщиной ревностью и удовлетворенностью браком.
Для этого мы используем корреляционно-регрессивный анализ. Этот метод математической статистики позволяет выявить связи и построить модели зависимости одного показателя от другого.
Задачи:
– исследовать проблему;
– изучить методики;
– провести исследования;
– сопоставить результаты;
– провести математический анализ результатов
– сделать выводы.
1. Формулировка гипотезы.
Во многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов при разводе служит именно супружеская неверность. В нашей стране примерно четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности.
Измена затрагивает область супружеских чувств, являясь антиподом любви. Для современной семьи любовь – важнейший мотив для вступления в брак, нередко единственное основание для создания и существование семьи. Измена же отражает разные противоречия, конфликты дисгармонию между супругами. Супружескую неверность можно встретить в семьях с благополучными и устойчивыми отношениями, чаще – в конфликтных проблемных семьях, а также в семьях с критическими, практически разрушенными отношениями супругов.
При выборе проблемы мы остановились на зависимости между уровнем удовлетворенности в браке и ревности у женщин. Мы хотим выяснить, действительно ли, чем выше уровень ревности, тем выше уровень неудовлетворенности в браке.
Отсюда гипотеза Н0: Уровень ревности не влияет на уровень удовлетворенности в браке у женщин.
Гипотеза Н1: Чем выше уровень ревности, тем ниже уровень удовлетворенности в браке у женщин.
2. Методика исследования.
Для проведения исследования, мы взяли две методики, опубликованные в Настольной книге практического психолога в образовании Е.И. Рогова, для определения психологической атмосферы в семье:
1) ТЕСТ-ОПРОСНИК УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко). Предназначен данный тест для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. Он представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
2) РЕВНИВЫ ЛИ ВЫ? Предназначен данный тест для определения степени выраженности ревности. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 36 баллов. Высокий балл говорит о присущей человеку высоком уровне ревности.
Полученные числа внесли в таблицы и произвели вычисления.
Таблица результатов исследования удовлетворенности браком
№ |
Вопросы |
||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
Σ |
|
1. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
43 |
2. |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
1 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
36 |
3. |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
14 |
4. |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
1 |
16 |
5. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
43 |
6. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
44 |
7. |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
20 |
8. |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
30 |
9. |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
15 |
10. |
2 |
1 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
35 |
Таблица результатов исследования ревности
Участ ник |
Вопросы |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Σ |
|
1. |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
31 |
2. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
25 |
3. |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
18 |
4. |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
22 |
5. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
14 |
6. |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
26 |
7. |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
17 |
8. |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
31 |
9. |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
28 |
10. |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
17 |
3. Способ статистической обработки.
Исходя из поставленной задачи, мы провели регрессионный анализ. Регрессионный анализ позволяет простроить рассмотреть ряд зависимостей, существующих между эмпирическим выборками. Основными процедурами регрессионного анализа являются построение линий и нахождение уравнений регрессии. Под линией регрессии понимается линия, соединяющая точки средних значений сгруппированных признаков-факторов. Построенные таким образом линии в общем виде определяют взаимодействие изучаемого показателя и одного (или группы) из объясняющих факторов, позволяют дать предварительную наглядную оценку воздействия фактора на результирующий признак.
Фактором увеличения значений удовлетворенности в браке, на наш взгляд является уровень ревности (Х), поэтому результативным признаком (У) является значение уровня удовлетворенности в браке.
Согласно принятым условиям построим график зависимости. Расположение точек на графике показывает, что зависимость между признаками может выражаться линейным уравнением регрессии y = a + bx.
4. Расчет.
Параметры уравнения регрессии найдем методом наименьших квадратов, для чего сначала рассчитаем xy, x2, y2 для всех показателей и их суммы, а затем найдем показатели линейных уравнений регрессии.
Таблица расчета коэффициентов корреляции и регрессии
№ |
x (ревность) |
y (удовлетворение браком) |
xy |
x2 |
y2 |
|
1 |
31 |
15 |
465 |
961 |
225 |
20,16 |
2 |
12 |
44 |
528 |
144 |
1936 |
36,12 |
3 |
19 |
16 |
304 |
361 |
256 |
30,24 |
4 |
22 |
30 |
660 |
484 |
900 |
27,72 |
5 |
14 |
43 |
602 |
196 |
1849 |
34,44 |
6 |
26 |
35 |
910 |
676 |
1225 |
24,36 |
7 |
17 |
20 |
340 |
289 |
400 |
31,92 |
8 |
31 |
14 |
434 |
961 |
196 |
20,16 |
9 |
28 |
36 |
1008 |
784 |
1296 |
22,68 |
10 |
17 |
27 |
459 |
289 |
729 |
31,92 |
Среднее значение |
21,7 |
28 |
571 |
514,5 |
901,2 |
27,97 |
Сумма |
217 |
280 |
5710 |
5145 |
9012 |
279,7 |
Решив систему уравнений, получим:
a = 46,212, b = - 0, 84.
Коэффициент регрессии показал, что с увеличением показателя ревности, показатель удовлетворенности браком изменяется на 1,05 единицы.
Уравнение регрессии имеет вид:
Подставив в уравнение регрессии значение факторного признака (Х), найдем для каждого участника расчетные значения удовлетворенности браком, которые наносятся на график.
Для оценки тесноты связи между признаками рассчитаем коэффициент корреляции:
.
;.
; .
Полученный коэффициент детерминации показывает, что здесь есть существенная зависимость между показателями уровня ревности и удовлетворенностью браком.
Вывод.
Коэффициент корреляции показывает, что некоторая зависимость между ревностью и удовлетворенностью браком в данном случае у женщин существует. Коэффициент детерминации (r2) свидетельствует о том, что 26% различий удовлетворенности объясняется различием показателей ревности.
Учитывая, что коэффициент корреляции отрицательный (–0,512), следовательно, присутствует эффект обратной связи, можно сделать вывод, что нулевая гипотеза Н0 не подтвердилась: уровень ревности некоторым образом влияет на уровень удовлетворенности в браке у женщин.
Подтвердилась альтернативная гипотеза Н1: чем выше уровень ревности, тем ниже уровень удовлетворенности в браке у женщин.
5. Заключение.
Надо сказать, что измена – суровое испытание для любого человека, для любого супружеского союза. Тот, кто к ней относится легко, с безразличием - скорее всего не любит или вряд ли вообще способен любить. Когда измена происходит на фоне конфликтных отношений, она воспринимается как естественное следствие. Переживание измены зависит от того, насколько часто встречался с подобными ситуациями.
Попустительство, безнадежность или непримиримость - это крайности в восприятии супружеской неверности. Прежде чем делать выводы, необходимо внимательно и по возможности объективно взглянуть на ситуацию измены. Если это ошибка человека, пусть жестокая, ее надо уметь простить (кстати, жены прощают чаще; мужья возбуждают дела о разводе по причине неверности жены). Если измена вызвана искаженными взаимоотношениями в семье, в них надо разобраться. Т.е. в любом случае надо искать причины, а не обвинять других.
Литература.
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.
Словарь-справочник по математической диагностике. Киев, 1989. – 200 с.
2. Немов Р.С.
Психология. Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3-х книгах. – М.: Гуманист, 2003. – кн. 3: Психодиагностика. – 640 с.
3. Носенко И.А.
Начала статистики для лингвистов. – М.: Высшая школа, 1981, 157 с.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996. – 529 с.
5. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А.
Анализ данных на компьютере./ Под ред. В.В.Фигурнова. М.: Финансы и статистика, 1995. – 384 с.