Содержание
|
Введение ___________________________________________ |
3 |
1. |
Используемые методики_______________________________ |
5 |
2. |
Проведение эксперимента_____________________________ |
5 |
3. |
Определение соотношения результатов__________________ |
7 |
|
Заключение__________________________________________ |
10 |
|
Литература __________________________________________ |
11 |
Введение
Труд человека – условие существования общества. Человек является главным элементом системы производительных сил. Как субъект труда человек осуществляет трудовую деятельность в определенных условиях и использует определенные средства. Для этого он должен быть подготовлен. В процессе воспитания должна формироваться потребность в общественно полезной трудовой деятельности. Мотивация, направленная на удовлетворение этой потребности, выражается готовностью к труду. Таким образом, потребность и готовность к труду должны образовывать единый комплекс, поддерживаемый всей системой официальных и неофициальных морально-нравственных норм и императивов общества. Профориентация как социальное регулирование профессиональной направленности может быть эффективной только при учете интересов и индивидуально-психологических качеств каждого человека действительно, выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии. Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества.
Знание своих особенностей и способностей может помочь человеку наиболее успешно освоить профессию, развивая те качества, которые необходимы для карьерного роста.
Успешное взаимодействие психолога с клиентами и другими заинтересованными людьми, предполагает наличие у него следующих психологических качеств и способностей: интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества, способность эмоциональной эмпатии и понимания людей, гибкость, оперативно-творческое мышление и т.п.
Обратим внимание на два профессионально-значимых для психолога качества: самоконтроль в общении и умение слушать.
На наш взгляд, эти качества взаимосвязаны, и умение контролировать себя в общении помогает слушать собеседника более внимательно.
Таким образом, целью нашей работы является – исследовать и проанализировать, существует ли зависимость между уровнем самоконтроля в общении и умением слушать собеседника на примере студентов-психологов.
Задачи
· проанализировать литературу по теме, подготовить исследование.
· определить уровень развития способности контролировать себя в общении.
· определить степень развития умения слушать собеседника.
· определить степень статистической значимости полученных результатов.
Гипотезы:
Н0: Хорошо развитый самоконтроль в общении не влияет на умение слушать собеседника. Коэффициент корреляции близок нулю.
Н1. Хорошо развитый самоконтроль в общении тесно связан с умением слушать собеседника. Корреляция между показателями достоверно отличается от нуля.
В процессе работы с помощью корреляционного анализа мы докажем одну из гипотез.
1. Используемые методики
· Тест на оценку самоконтроля в общении (разработан М. Снайдер)
Тест направлен на изучение коммуникативного контроля, умения сдерживать свои эмоциональные проявления в процессе общения с людьми. Состоит тест из 10 утверждений, на которые нужно ответить – «верно» или «неверно». По одному баллу начисляется на ответ, совпадающий с ключом.
· Тест на оценку умения слушать (использовался по Е.И. Рогову)
Тест также направлен на изучение коммуникативных умений, на изучение направленности индивида на работу с человеком. На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются:
«почти всегда» – 2 балла,
«в большинстве случаев» – 4 балла,
«иногда» – 6 баллов,
«редко» – 8 баллов,
«почти никогда» – 10 баллов.
Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель «выше среднего уровня». Средний балл слушателей 55.
2. Проведение эксперимента
В нашем исследовании приняли участие 10 человек (студенты-психологи) третьего курса. В состав группы вошли 6 девушек и 4 юношей. Работа проводилась в группе, текст тестов воспроизводился экспериментатором и воспринимался студентами на слух, после чего ответы заносились ими на обычный листок.
Результаты исследований занесены в таблицы и проанализированы.
Анализ результатов изучения самоконтроля в общении
№ участника |
Номера вопросов |
Результат |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
7 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
5 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
9 |
4 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
9 |
6 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
7 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
7 |
8 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
9 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
6 |
10 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
№ участника |
Номера вопросов |
Результат |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1 |
4 |
6 |
2 |
6 |
8 |
10 |
8 |
8 |
6 |
6 |
64 |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
6 |
6 |
4 |
2 |
8 |
56 |
3 |
2 |
2 |
6 |
8 |
10 |
8 |
2 |
4 |
2 |
4 |
48 |
4 |
4 |
4 |
2 |
6 |
6 |
2 |
6 |
4 |
6 |
10 |
50 |
5 |
6 |
8 |
6 |
6 |
8 |
2 |
4 |
2 |
4 |
10 |
56 |
6 |
4 |
2 |
2 |
4 |
6 |
2 |
2 |
4 |
6 |
10 |
42 |
7 |
8 |
2 |
6 |
6 |
8 |
8 |
10 |
2 |
8 |
10 |
68 |
8 |
4 |
2 |
6 |
8 |
6 |
8 |
8 |
4 |
2 |
8 |
56 |
9 |
8 |
2 |
2 |
4 |
6 |
8 |
2 |
4 |
6 |
10 |
52 |
10 |
6 |
8 |
6 |
6 |
8 |
2 |
4 |
2 |
4 |
10 |
56 |
В данном случае мы можем видеть, что нормального распределения значений нет – очевидно, что профессиональные качества выражены у большинства студентов-психологов.
Теперь необходимо проверить, есть ли тесная зависимость между самоконтролем в общении и умением слушать. Для этого рассчитаем коэффициент корреляции. Корреляционный анализ – комплекс методов статистического исследования взаимозависимости между переменными, связанными корреляционными отношениями.
Корреляционными считаются такие отношения между переменными, при которых выступает преимущественно нелинейная их зависимость, т. е. значению любой произвольно взятой переменной одного ряда может соответствовать некоторое количество значений переменной другого ряда, отклоняющихся в ту или иную сторону от среднего.
Существующие процедуры корреляционного анализа позволяют определить степень значимости связи, установить меру и направление влияния одного из признаков (Х) на результирующий признак (У) при фиксированном значении отдельных переменных (корреляция частная), выявить степень и направленность связи результирующего признака (У) с совокупностью переменных х1, х2, ... , хk (корреляция множественная).
3. Определение соотношения результатов
С помощью вспомогательной таблицы вычислим и зафиксируем полученные значения для нахождения коэффициента корреляции.
График линейной регрессии строится с помощью программы Microsoft Excel и позволяет видеть достаточно тесную связь между значениями эмпирических выборок.
Далее по формуле следует рассчитать коэффициент корреляции:
№ |
X |
Y |
XY |
X² |
Y² |
1 |
7 |
68 |
476 |
49 |
4624 |
2 |
5 |
42 |
210 |
25 |
1764 |
3 |
9 |
64 |
576 |
81 |
4096 |
4 |
5 |
52 |
260 |
25 |
2704 |
5 |
9 |
56 |
504 |
81 |
3136 |
6 |
7 |
50 |
350 |
49 |
2500 |
7 |
7 |
56 |
392 |
49 |
3136 |
8 |
8 |
56 |
448 |
64 |
3136 |
9 |
6 |
48 |
288 |
36 |
2304 |
10 |
8 |
56 |
448 |
64 |
3136 |
Сумма |
71 |
548 |
3952 |
523 |
30536 |
Среднее значение |
7,1 |
54,8 |
395,2 |
52,3 |
3053,6 |
Исходя из полученных данных, рассчитаем стандартные отклонения в сопоставляемых рядах.
; .
;
Таким образом, мы получили составляющие значения формулы для вычисления коэффициента корреляции между показателями оценки самоконтроля в общении и уровня умения слушать собеседника.
;
Коэффициент корреляции (r) показывает, что зависимость между показателями оценки самоконтроля в общении и уровня умения слушать собеседника довольно тесная. Если r стремится к 0, то подтверждается нулевая гипотеза. Если r стремится к 1, то подтверждается альтернативная гипотеза.
Коэффициент детерминации (r2) свидетельствует о том, что в данной выборке 41% различий значений умения слушать объясняется различиями значений оценки самоконтроля в общении.
Заключение
По результатам исследования мы можем заключить, что коэффициент корреляции имеет положительный знак, а степень, сила или теснота корреляционной связи определяется по величине коэффициента корреляции. Максимально возможное абсолютное значение коэффициента корреляции r = 1,00; минимальное r = 0.
Общая классификация корреляционных связей (по Ивантер Э.В., Коросову А.В.,1992):
1) сильная, или тесная при коэффициенте корреляции r >0,70;
2) средняя при 0,50 < r < 0,69;
3) умеренная при 0,30 < r < 0,49;
4) слабая при 0,20 < r < 0,29;
5) очень слабая при r < 0,19. (4)
У нас коэффициент корреляции r = 0,64. Следовательно, 0,50 < r < 0,69.
Отсюда можно предположить, что в данной выборке корреляция средняя. Подтверждается Н1 гипотеза – хорошо развитый самоконтроль в общении тесно связан с умением слушать собеседника.
Нулевая гипотеза Н0 не подтвердилась – корреляция между значениями выборки достоверно отличается от нуля.
Литература:
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб. ПИТЕР, 2004. – 520 с.
2. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б.А. Федоришина. Киев, 1980. – 273 с.
3. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта,1998. – 264 с.
4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. – 529с.
5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2002. – 350 с.
Выводы
Цель математической статистики – это получение и обработка данных для статистически значимой поддержки процесса принятия решения, решении задач диагностирования и планирования.