Содержание

Введение. 3

1. Семья как элемент социальной структуры общества. 4

2. Историческое становление фамилистической культуры.. 5

3. Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи. 8

4. Влияние семейной социализации на формирование личности. 14

Заключение. 16

Список литературы.. 17


Введение

Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации современной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции.

Основное предназначение социального института – обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей.

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальную группу и социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Цель данной работы – рассмотреть семью как социальный институт.

Задачи представленной работы – рассмотреть семью как элемент социальной структуры общества, рассмотреть исторической становление фамилистической культуры, определить функции и структуру семьи, рассмотреть жизненный цикл семьи, изучить влияние семейной социализации на формирование личности.

1. Семья как элемент социальной структуры общества


Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

·               вступление в брак – образование семьи;

·               начало деторождения – рождение первого ребенка;

·               окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

·               «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

·               прекращение существования семьи – смерть одного из супругов[1].

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.

Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.


2. Историческое становление фамилистической культуры


В рамках исторической науки семейные отношения рассматриваются в контексте социальной истории семьи как ведущего института, выполняющего свои специфические функции в конкретных условиях исторического периода. Центральное внимание при этом уделяется описанию форм семьи и особенностям семейного образа жизни, анализу семейных структур. Такое описание характерно для историков XIX - начала XX столетия Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, К.О. Ключевского и др., для ученых советского периода Я.Н Шапова, И.Я. Фроянова, Б.А Романова. В наше время данное направление разрабатывают Ю.Л. Бессмертный, Н.Л. Пушкарева, Ю.Н. Солонин.

В рамках этнографии или антропологии изучается своеобразие бытового уклада семейных отношений, обычаев и традиций, связанных с жизнедеятельностью семьи. Под таким углом зрения русской семью исследовали А. Терещенко, И.О. Костомаров.

С позиций гражданского права рассматривается правовой аспект развития семейных отношений в качестве составной части развития всего русского права. Здесь анализируются следующие правовые вопросы, формы заключения брака, условий заключения брака и совершения развода, имущественные отношения супругов, право наследования, условия усыновления и т.д. Правовой аспект развития семейных отношений анализировали И.Д Беляев, М.Ф. Владимирский-Буданов, А И. Загоровский, С В Пахманн и другие ученые.

Демография теснее всего связана с социологией семьи. В рамках данной науки анализируется семейная структура населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, исследуются вопросы размера и состава семьи, распространенности тех или иных семейных структур, тенденции брачности, детности, разводимости.

Социологический подход аккумулирует в себе все вышеперечисленные научные дисциплины, но вместе с тем направлен на изучение закономерностей «социальных изменений семьи», специфических лишь для семьи функций, на анализ семьи и как института и как первичной группы взаимодействующих личностей[2]. Социологический анализ эволюции семейно-родственных отношений явился составной частью общесоциологического интереса к происхождению общества. Научное изучение социального института семьи началось со второй половины XIX века. В этот период теоретические проблемы, связанные с историческим прошлым социального института семьи, начали привлекать свое внимание социологов и антропологов.

Одни из них считали, что человечество на всех этапах состояло из семей, индивидуальная парная семья существовала и была основной «клеточкой» общества на протяжении всей истории. Так, например, Б. Малиновский отрицал существование на заре человеческого общества промискуитета и любых форм группового брака. Заостряя внимание на радикальном отличии природной человеческой «социетабельности» от животной стадности, Б. Малиновский сделал вывод, что культура сформировала новый тип человеческих связей - семью. Семья являлась тем институтом, которому нет аналога у животных

Согласно эволюционному подходу, идея семьи эволюционировала, проходя ряд последовательных стадий. Анализируя первобытное общество, Л. Морган пришел к выводу, что по своей структуре оно было родовым Родовые объединения, где бы они географически не располагались, оказывались идентичными по структуре и принципам действия Вместе с тем, они трансформировались от низших форм к высшим, проходя ряд последовательных стадий2. П. Сорокин, анализируя институт брака, сделал вывод, что в его эволюции наблюдается постепенное накопление нормативных ограничений широкой сексуальной свободы. М.М. Ковалевский, рассматривая общинно-родовой строй в качестве общеисторического явления, отмечал широкое распространение общинно-родовых порядков и взглядов в России вплоть до XIX века4. Специфические особенности семейно-родственных связей, существовавших в России, привлекли внимание Э Дюркгейма, который в классической работе «О разделении общественного труда» связывал причины замедленной социально-экономической модернизации российского общества с существовавшим в России до конца XIX века общинным способом жизнедеятельности. Исторически в России сложился такой тип семейных связей, при котором общинный человек был полностью погружен в систему родственных отношений, служивших основой хозяйственной деятельности расширенной семьи и крестьянской общины, и не стремился выделиться из этой организации, чтобы самостоятельно «зарабатывать себе на хлеб». Главное, чем обеспечивала человека община - своеобразная «семья семей» - был психологический комфорт, уверенность в «социальной» защите и в получении необходимого прожиточного уровня. Следствием этого феномена была недостаточная активность личности за пределами общины и связанная с этим узость предпринимательской деятельности на фоне общей неразвитости капиталистических отношений в России. Некоторые ученые, анализируя состояние современного российского общества, также видят зародыш наших проблем в исторически сложившихся особенностях семейно-брачных отношений в России.

Семейная община (задруга) - факт социальной реальности, характерный не только для восточного славянства, но и для южного - сербов и болгар, а также для германцев, римлян, кельтов, французов. В зависимости от уровня развития этих народов, домашние хозяйства типа семейных общин имели место в разные исторические периоды, имели неодинаковое время существования и разную степень распространенности. У восточных и южных славян (сербов и болгар) задруги имели наибольший период существования и самое широкое распространение.

Факт семейно-общинных отношений на Руси объясняется особенностями географического положения страны и обширными земельными пространствами. Общинные отношения стабильнее и продолжительнее там, где топографические условия не вынуждали выделение частного лица и частной собственности. По-видимому, частная собственность интенсивнее заявляла о себе   вследствие стесненного количества земли.   Вэтом случае всякий лишний член рода или семьи, на долю которого не приходилось пустопорожнего участка, был в тягость всем остальным членам и вызывал у последних стремление навсегда удержать за собой свои участки, не допуская передела. Тогда в сознании людей зарождалось понятие частной собственности. Другим фактором, оказавшим влияние на специфику общественных отношений в Древней Руси, явилась низкая плотность населения. Возможно, обширность земельных угодий и низкая плотность русского населения способствовали более продолжительному сохранению системы общинных родственных связей по сравнению с Западной Европой. Одновременно тормозились процессы нуклеаризации семьи и отделения личности от общины. В консерватизме семейных форм следует видеть не только отрицательные стороны с точки зрения плохой готовности общества к модернизации, но и положительный момент, связанный с защитой членов семьи и общины от непосредственных воздействий социальных институтов.


3. Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи


Большинчтво россиян живут в семьях, общее их число более 40 млн. Массовая семья состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми. Неполные семьи без супружеской пары составляют около 19 %[3]. Это чаще всего социальная семья матери с детьми. Современная массовая семья получила в социологии название нуклеарная.

Нуклеарная семья состоит из одной брачной пары, т.е. ее основной признак – автономность. Вторая ее черта – малодетность. Соотношение удельного веса между основными типами семьи в России по структурному признаку следующие:

                        нуклеарная семья – около 80%;

                        неполная семья – около 19%;

                        сложная семья;

                        с несколькими брачными парами и многодетная – 1%[4].

В России сохраняется стойкая ориентация населения на брак. За последнее десятилетие существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целемудрие.

Изучая добрачное поведение студен о периоде ухаживания, сущности добрачных отношений. Почти 94% студентов особого пола допускают добрачной сексуальный опыт. При этом среди 6% принципиально не допускающих добрачную сексуальность связывает женщин в 4 раза больше, чем мужчин[5]. Четвертая часть взрослых респондентов – родители, бабушки, дедушки – решительно настроены против добрачного секса.

В специальном исследовании, посвященном особенностям брачного выбора в России, выявлена современная ориентация молодежи на брак не с целью создать семью, а узаконить сексуальные отношения[6]. Это наводит на размышления о том, что при всей эволюции отношений между полами в сторону демократизма российская традиция толкает молодежь на заключение брака ради соблюдения приличий.

Взгляды студентов на характер добрачных отношений коррелирует с мотивацией вступления в брак. Социологи отмечают нерациональный подход к заключению брака со стороны российской молодежи.

Ранжировка мотивов вступления в брак[7]

Женщины:

1.     Любовь

2.     Расчет

3.     Беременность

4.     Желание создать семейный очаг и иметь детей

5.     Самостоятельность от родителей

Мужчины:

1.     Любовь

2.     Желание создать семейный очаг и иметь детей

3.     Беременность

4.     Самостоятельность от родителей

5.     Расчет

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, восстановительная, воспитательная, экономическая, сфера первичного социального контроля, функция духовного общения, социально-статусная, досуговая и эмоциональная.

1) Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего  из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но если смотреть на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не  есть позитивная сторона.

2) Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

3) Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких.  Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

4) Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

5) Сфера социального первичного контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.

6) Духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

7) Социально-статусная – представление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

8) Досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

9) Эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия[8].

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах[9].

Для понимания семьи как социальной группы и социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец) детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения от него, какого поведения от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях[10].

Семейный цикл жизни может строиться по различным критериям, но при их отборе следует учесть, что это именно цикл, т.е. должна быть отражена повторяемость, регулярность семейных событий (точнее говоря: цикличность обнаруживается при смене семейных поколений, но при переходе к нуклеарным семьям с разводами и повторными браками регулярность событий также вполне обнаружима). Стадии семейного цикла должны также отражать семейную специфику событий (не индивидуальные события, присущие лишь индивидам, и не изолированные от триединства супружества-родительства-родства отдельные события) [11].


4. Влияние семейной социализации на формирование личности


Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Но главную и решающую роль в социализации личности и в дальнейшем ее формировании играет семья.

Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имеют сходный групповой опыт? Потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

Психоаналитики утверждают, что некоторые инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Известен, например, случай травматического значения маленького эпизода, когда у пятилетней девочки чужой дядя отнял и выкинул любимую куклу. Впоследствии этот эпизод повлиял на общение ставшей взрослой женщины с мужчинами. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей[12].

Заключение


В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений.

Так почему все-таки семья является социальным институтом?

Основное предназначение социального института – обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, регулирует отношения между полами, поколениями и т.д.

Семья также является социальной группой, т.к. в семье люди объединяются по общему участию проявляющемуся в общности целей, интересов или других социальных или социально-психологических характеристик.

Список литературы:


1.                              Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. М.: Финансы и статистика, 1981.

2.                              Васильева Э.К. Семья в социалистическом обществе. М.: Наука, 1995.

3.                              Гурко Т.А., Игнатов И.В. Особенности брачного выбора в России. // Семья в России. 1997. № 3.

4.                              Кочетов А.И. Начала семейной жизни. Минск: Полымя, 1989.

5.                              Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.: Центр, 2003.

6.                              Савинов Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992.

7.                              Синельников А.Б. Демографические факторы изменения социально-экономического потенциала семьи // Семья в России, 1997, № 1.

8.                              Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы // Социологические исследования. 1994, №6.

9.                              Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. 

10.                         Черняк Е.М. Семья глазами студентов. М.: ИНФРА-М, 2003.

11.                         Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.





[1] Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998.  С. 424.

[2]  Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Знание, 1996. С. 44-45.

[3] Синельников А.Б. Демографические факторы изменения социально-экономического потенциала семьи // Семья в России, 1997, № 1. С. 103.

[4] Там же.

[5] Черняк Е.М. Семья глазами студентов. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 58.

[6] Гурко Т.А., Игнатов И.В. Особенности брачного выбора в России. // Семья в России. 1997. № 3. С. 51.

[7] Черняк Е.М. Семья глазами студентов. М.: ЮНФРА-М, 2003. С. 60.

[8] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.: Центр, 2003. С. 155.

[9] Савинов Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. С. 324.


[10] Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы // Социологические исследования. 1994, №6. С.16-17.

[11] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.: Центр, 2003. С. 150-156.


[12] Васильева Э.К. Семья в социалистическом обществе. М.: Наука, 1995. С. 220-222.