Организационно-правовые формы предпринимательства в России




Содержание


Введение.............................................................................................................. 3

1. Хозяйственные товарищества и общества................................................. 4

1.1. Полное товарищество........................................................................................................... 4

1.2. Товарищество на вере............................................................................................................ 5

1.3. Общество с ограниченной ответственностью............................................................... 7

1.4. Общество с дополнительной ответственностью.......................................................... 9

1.5. Акционерное общество.......................................................................................................... 9

2. Производственные кооперативы.............................................................. 14

3. Государственные и муниципальные предприятия................................. 16

3.1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения................... 16

3.2. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)............................................................................................................... 17

4. Некоммерческие организации................................................................... 19

4.1. Потребительские кооперативы........................................................................................ 19

4.2. Товарищества собственников жилья............................................................................... 20

4.3. Общественные объединения............................................................................................... 21

4.4. Религиозные организации.................................................................................................... 22

4.6. Фонды..................................................................................................................................... 22

4.7. Учреждения........................................................................................................................... 23

4.8. Государственные корпорации............................................................................................ 23

4.9. Некоммерческие партнерства........................................................................................... 24

4.10. Автономные некоммерческие организации................................................................... 25

4.11. Объединения юридических лиц......................................................................................... 26

Заключение...................................................................................................... 28

Список использованной литературы........................................................... 31


Введение


Становление в России рыночной системы хозяйствования ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются, проявляется эволюция отношений собственности. Как известно, собственность - это форма, в которой производится, обменивается, распределятся, потребляется продукт. Собственность выступает как многосложная категория. Она многовариантна и не является фактором, определяющим характер общественного строя.

Собственность рассматривается не как «естественная» основа непосредственного эффективного управления предприятием, а как один из главных инструментов эффективного контроля и условие свободного перемещения капитала. Вопрос о сравнительных преимуществах различных форм собственности (частной, акционерной, государственной, кооперативной) и об их оптимальном соотношении рассматривается, главным образом, под углом зрения эффективности действия хозяйственного механизма в целом при данной структуре народного хозяйства и с учетом социальных потребностей и условий. Фактически собственником является тот, кто располагает экономической властью, принимает решения, определяет правила игры, распределяет ресурсы.

В соответствии с положениями первой части ГК РФ с 1 января 1995г. могут образовываться предприятия разных организационно-правовых форм.

Цель данной работы рассмотреть организационно-правовые формы предпринимательства в России.

Главной задачей работы является характеристика коммерческих и некоммерческих организаций: Хозяйственные товарищества и общества, Производственные кооперативы, Государственные и муниципальные предприятия, Некоммерческие организации.


1. Хозяйственные товарищества и общества


1.1. Полное товарищество


Хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, называется полным товариществом. Оно возникает на основе договора между несколькими участниками (полными товарищами), в качестве которых могут выступать только предприниматели – индивидуальные или коллективные.

ГК исходит из принципа истинности фирмы, в соответствии с которым фирменное наименование товарищества должно включать в себя истинные имена (названия) всех его участников. Можно ограничиться и указанием имени (названия) одного из полных товарищей с добавлением к нему слов «... и компания» (например: «Полное товарищество «Жданов и компания»). При изменении персонального состава участников такого товарищества необходимо вносить соответствующие изменения в фирму.

Законодатель различает случаи управления полным товариществом (ст. 71 ГК) и ведения дел товарищества (ст. 72 ГК). Управление товариществом осуществляется на основе решений, принятых всеми участниками единогласно или большинством голосов (если последнее предусмотрено учредительным договором). Ведение же дел, т. е. представительство интересов полного товарищества в обороте, по общему правилу, осуществляется каждым из участников. В этом случае полное товарищество как юридическое лицо имеет несколько самостоятельных и равноправных органов (по числу участников). Учредительный договор может устанавливать и другие схемы органов полного товарищества, например: ведение дел всеми участниками совместно (один коллегиальный орган) либо некоторыми из них (один или несколько единоличных органов). Важно отметить, что перечисленные варианты организационной структуры товарищества не могут применяться одновременно. Поэтому возложение ведения дел полного товарищества на одного из участников лишает остальных прав представлять интересы фирмы без доверенности.

Законодательное нормирование размеров складочного капитала полного товарищества имеет значение лишь для его регистрации. В дальнейшем ни уменьшение складочного капитала, ни даже его полная утрата не влекут за собой драматических последствий (см. п. 2 ст. 74 ГК). Это не удивительно, поскольку требования кредиторов товарищества могут быть удовлетворены за счет имущества его участников.

Полному товарищу запрещено выступать в аналогичном качестве более чем в одном предприятии. Это правило, кстати, несвойственное большинству зарубежных законодательств, установлено в интересах кредиторов товарищества. Для защиты интересов самих товарищей предусмотрен запрет для участника совершать без согласия других сделки, однородные с совершаемыми товариществом, т. е. конкурировать с ним (п. 3 ст. 73 ГК).

Ответственность участников по обязательствам полного товарищества отнюдь не подрывает принципа самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица, так как является субсидиарной. В первую очередь требования кредиторов должны предъявляться к самому товариществу и лишь при недостаточности его имущества – к полным товарищам. Общие правила, регулирующие солидарную ответственность, закреплены в ст. 322-325 ГК. Специфика ее в полном товариществе заключается в том, что и первоначальные участники (учредители), и последующие в равной степени отвечают по всем обязательствам независимо от времени их возникновения. Выход или исключение из товарищества также не сразу прекращают общность солидарной ответственности участников: выбывший товарищ продолжает отвечать по обязательствам, возникшим до его выбытия, еще в течение двух лет со дня утверждения отчета предприятия за год, в котором он из него выбыл (п. 2 ст. 75 ГК).

Изменение персонального состава участников (выход, исключение, смерть или утрата полной дееспособности гражданином, признание его безвестно отсутствующим, ликвидация или принудительная реорганизация юридического лица), по общему правилу, влечет ликвидацию полного товарищества. Иное может быть предусмотрено учредительным договором или соглашением оставшихся участников (п. 1 ст. 76 ГК). Аналогичные последствия имеет и изменение имущественного положения участника – объявление его банкротом или обращение кредиторами взыскания на его долю в складочном капитале.

Возможность обращения взыскания на имущество самого участника отчасти размывает границу между имуществом, вложенным в товарищество и не переданным ему (собственным имуществом товарища), лишая последнее своеобразной неприкосновенности. В таких условиях участников мало что удерживает от того, чтобы перевести большую часть своего имущества в капитал предприятия: риск возрастает незначительно. При этом их личные кредиторы могут оказаться в худшем положении, нежели кредиторы товарищества. Во избежание таких казусов ст. 80 ГК устанавливает специальную процедуру удовлетворения требований личных кредиторов полного товарища за счет имущества, соответствующего его доле в складочном капитале.

Будучи по своей природе объединением лиц, полное товарищество не может состоять из единственного участника и, если все же такое случается, должно быть преобразовано в хозяйственное общество или ликвидировано (ст. 81 ГК).


1.2. Товарищество на вере


Хозяйственное товарищество, состоящее из двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия, называется товариществом на вере (или коммандитным товариществом).

Аналогично полному товариществу фирменное наименование товарищества на вере должно содержать имена (названия) всех или, по крайней мере, одного полного товарища (в последнем случае – с добавлением слов – «... и компания»).

Исторически эта форма коммерческого предприятия возникла еще в эпоху средневековья и получила широкое распространение как способ привлечения к ведению торгового промысла капиталов анонимных вкладчиков. Принцип анонимности коммандитистов в той или иной форме проводится и в современном зарубежном праве, однако отечественный законодатель сумел довести его до логического завершения. Так, в соответствии с п. 1 ст. 83 ГК товарищи-вкладчики могут даже не участвовать в подписании учредительного договора (хотя, как будет показано далее, это крайне желательно). Но товарищество на вере – договорное объединение лиц, и поэтому учредительный договор является его единственным учредительным документом. На чем же основаны взаимные права и обязанности полных товарищей и коммандитистов? Наряду с учредительным договором в ГК упоминается свидетельство об участии, удостоверяющее внесение вклада в складочный капитал (п. 1 ст. 85 ГК). Указанное свидетельство не является ценной бумагой, поскольку не отнесено к числу таковых законодательством о ценных бумагах (ст. 143 ГК), а также потому, что вклад, удостоверенный свидетельством, может передаваться частично (подл. 4 п. 2 ст. 85 ГК). Значит, свидетельство об участии не может быть единственным документом, удостоверяющим права членства коммандитиста в товариществе. Кроме того, п. 1 ст. 85 ГК определенно говорит от обязанности коммандитиста внести свой вклад, которая, следовательно, существует еще до момента его внесения. Все это приводит к выводу о том, что отношения товарищей-вкладчиков и полных товарищей должны регулироваться договором. И если это не учредительный договор, то, значит, какой-то другой, условно называемый договором об участии в товариществе. Такая юридическая конструкция, действительно, позволяет сохранить абсолютную тайну личности коммандитиста (даже от государства), но все же представляется крайне противоречивой.

Образно говоря, товарищество на вере как бы включает в себя две относительно самостоятельные структуры: полное товарищество и группу (или одного) товарищей-вкладчиков. С одной стороны, коммандитисты полностью отстранены от участия в управлении и ведении дел товарищества. С другой – они распоряжаются своими вкладами совершенно независимо от полных товарищей. Отличительная особенность прав коммандитиста на имущество товарищества заключается в том, что при выходе из предприятия он вправе претендовать лишь на возврат своего вклада, а не на получение соответствующей доли в имуществе фирмы (подп. 4 п. 2 ст. 85 ГК). Однако в случае ликвидации фирмы товарищ-вкладчик участвует в распределении ликвидационного остатка наравне с полными товарищами.

Основания ликвидации товарищества на вере обладают значительной спецификой. В частности, товарищество на вере сохраняется, если в нем остаются по крайней мере один полный товарищ и один коммандитист (ч. 2 п. 1 ст. 86 ГК). Значит, во всех случаях изменений персонального состава участников товарищество, по общему правилу, продолжает существовать.

В части, не затрагивающей правового положения коммандитистов, товарищество на вере аналогично полному товариществу, поэтому все сказанное о полных товариществах относится и к коммандитным (см. п. 5 ст. 82 ГК).


1.3. Общество с ограниченной ответственностью


Коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, называется обществом с ограниченной ответственностью.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются устав и учредительный договор (последний не может заключаться, если в обществе всего один участник). Фирменное наименование общества строится по общим правилам, например: «Общество с ограниченной ответственностью «Апрель». Общество с ограниченной ответственностью относится к числу т.н. «объединений капиталов», и, в отличие от товариществ, личный элемент в нем играет подчиненную роль. Однако в сравнении с акционерными обществами общество с ограниченной ответственностью отличают более тесные отношения участников, более закрытый характер членства. Именно поэтому п. 3 ст. 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью устанавливает максимальное число его участников – 50 человек. При его превышении общество должно преобразоваться в открытое АО, производственный кооператив или ликвидироваться.

ГК и Закон, на первый взгляд, по-разному определяют понятие уставного капитала общества. Кодекс говорит о том, что уставный капитал составляется из стоимости вкладов участников общества (п. 1 ст. 90 ГК). Закон вместо термина «стоимость вкладов» оперирует другим понятием – «номинальная стоимость долей участников» (п. 1 ст. 14). Это противоречие, отмеченное большинством комментаторов Закона, лишь кажущееся. Ведь номинальная стоимость доли участника общества – это денежная сумма, в которую оценен его первоначальный вклад в уставный капитал организации. Смысловое различие здесь можно обнаружить лишь в том, что вклад в уставный капитал всегда представляет собой некое имущество, тогда как доля в уставном капитале – это абстрактная оценочная величина. Но поскольку сам уставный капитал (категория учетно-бухгалтерская) – это не набор конкретных вещей, а денежная оценка внесенных вкладов, постольку Закон более корректен в определении его понятия, нежели ГК. Таким образом, уставный капитал общества с ограниченной ответственностью складывается из номинальных стоимостей долей всех его участников.

Наличие доли в уставном капитале, конечно, не означает каких-либо вещных прав на имущество предприятия. Права участников по отношению к обществу (на участие в управлении, информацию, долю прибыли, ликвидационный остаток и т. п.) реализуются в рамках единого обязательства, которое можно охарактеризовать как долевое обязательство с активной множественностью лиц, поскольку его обязанной стороной выступает само общество, а управомоченной – все участники. Поэтому передача доли в уставном капитале означает на самом деле уступку доли в едином комплексе прав, принадлежащих всем участникам, вместе взятым, т. е. цессию.

Передача участником своей доли (или ее части) в уставном капитале другим участникам общества является его безусловным правом, тогда как ее отчуждение третьим лицам может быть запрещено уставом или обусловлено получением согласия других участников (п. 2 ст. 93 ГК). По общему правилу, само общество не может выступать приобретателем доли (п. 1 ст. 23 Закона). Однако Закон предусматривает так много исключений из этого правила, что логичнее говорить: общество в случаях, предусмотренных Законом, вправе приобретать доли, принадлежащие участникам. Формально это должно вести к уменьшению уставного капитала общества по правилам о прекращении обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК). Однако такие последствия наступят, только если общество не реализует приобретенную долю другим участникам или третьим лицам в установленный срок.

Прекращение членства в обществе может происходить не только в результате отчуждения доли, но и путем выхода участника из общества (ст. 94 ГК). По своим правовым последствиям заявление о выходе означает требование о принудительном выкупе доли участника обществом. Это требование подлежит обязательному удовлетворению, что может привести к уменьшению размера уставного капитала, если участники не решат восполнить убыль имущества.

Правовое положение органов управления обществом детально урегулировано Законом. Высшим органом управления обществом является общее собрание его участников, количество голосов в котором у каждого участника пропорционально его доле в уставном капитале. Исключительная компетенция общего собрания перечислена в п. 2 ст. 33 Закона и включает в себя: изменение устава общества и размера его уставного капитала, образование и прекращение исполнительных органов общества, утверждение годовых отчетов и балансов, распределение прибылей и убытков, реорганизацию и ликвидацию общества, избрание его ревизионной комиссии (ревизора) и ряд других вопросов. Наряду с исключительной компетенцией общего собрания ряд авторов особо выделяет его общую и альтернативную компетенцию. Уставом общества может быть предусмотрено создание Совета директоров (наблюдательного совета), положение которого в целом аналогично статусу наблюдательного совета в акционерном обществе.

Органами общества как юридического лица могут быть как единоличный орган (директор, президент и т.п.), так и коллегиальный (правление, дирекция и т. п.) либо оба вместе.

Изменения персонального состава участников общества с ограниченной ответственностью, равно как и их имущественного положения, не приводят к его ликвидации. Общество продолжает функционировать, даже если в нем остался всего один участник.





1.4. Общество с дополнительной ответственностью


Коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал, называется обществом с дополнительной ответственностью.

Специфика общества с дополнительной ответственностью состоит в особом характере имущественной ответственности участников по его долгам. Во-первых, эта ответственность является субсидиарной, а значит, требования к участникам могут быть предъявлены лишь при недостаточности имущества общества для расчетов с кредиторами. Во-вторых, ответственность носит солидарный характер, следовательно, кредиторы вправе в полном объеме или в любой части предъявить требования к любому из участников, который обязан их удовлетворить. В-третьих, участники несут одинаковую ответственность, т. е. в равной мере кратную размерам их вкладов в уставный капитал (п. 1 ст. 95 ПК). В-четвертых, общий объем ответственности всех участников определяется учредительными документами как величина, кратная (двух-, трехкратная и т. п.) размеру уставного капитала.

В остальном этот вид обществ мало чем отличается от обществ с ограниченной ответственностью.


1.5. Акционерное общество


Коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, суставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами – акциями, называется акционерным обществом.

Основное отличие акционерного общества от других юридических лиц заключается в способе закрепления прав участника по отношению к обществу: путем удостоверения их акциями[1]. Это, в свою очередь, обусловливает специфику осуществления прав по акции и их передачи.

Устав признается единственным учредительным документом АО, чем подчеркивается формальный характер личного участия в обществе (п. 3 ст. 98 ГК), и утверждается на собрании учредителей. Вместе с тем ГК говорит и о заключении учредительного договора, регулирующего отношения учредителей в процессе создания АО (п. 1 ст. 98 ГК). Такой договор служит вспомогательным средством, облегчающим создание АО, как правило, не представляется на регистрацию и впоследствии может быть расторгнут без ущерба для самого общества.

Уставный капитал АО[2] равен номинальной стоимости приобретенных акционерами акций – обыкновенных и привилегированных (ст. 99 ГК). Внесение вклада в уставный капитал общества означает в то же время совершение договора купли-продажи акции. Продавцом в этом договоре выступает само общество, которое не вправе отказаться от его заключения с учредителем. Одной из особенностей договора купли-продажи акций является то, что просрочка оплаты акции сверх сроков, определенных уставом АО или решением о размещении дополнительных акций, автоматически приводит к расторжению договора. Причем общество не вправе простить покупателю такую просрочку оплаты, поскольку соответствующая норма ч. 2 п. 4 ст. 34 Закона «Об акционерных обществах» носит императивный характер.

В соответствии с п. 1 ст. 25 и п. 1 ст. 27 Закона «Об акционерных обществах» уставный капитал АО в момент его учреждения должен состоять из определенного числа обыкновенных акций с одинаковой номинальной стоимостью, а также может включать привилегированные акции разных типов (и разной номинальной стоимости), общая доля которых в уставном капитале не должна превышать 25%. Такие акции закон называет размещенными, поскольку их будущие покупатели (акционеры) уже известны. Все держатели акций регистрируются в специальном реестре акционеров, т. е. выпуск акций на предъявителя запрещен. Наряду с размещенными акциями устав АО может предусматривать существование и объявленных акций, т. е. таких, которые общество вправе в дальнейшем разместить среди акционеров (ст. 27 Закона «Об акционерных обществах»).

Обыкновенная (простая) именная акция – это ценная бумага, удостоверяющая права названного в ней лица на участие в общем собрании акционеров общества с правом решающего голоса, на получение информации о деятельности общества, на получение дивидендов, остатка имущества общества при его ликвидации, а также иные права, предусмотренные законодательством и уставом общества. В отличие от обыкновенной акции, привилегированная, как правило, существенно ограничивает возможности ее держателя по участию в голосовании на общем собрании акционеров. Так, владельцы привилегированных акций имеют право решающего голоса лишь при решении вопросов о реорганизации и ликвидации АО и о внесении в устав общества изменений и дополнений, ограничивающих права этих акционеров. Кроме того, закон в ряде случаев предоставляет право решающего голоса владельцам привилегированных кумулятивных и конвертируемых акций. Основной же «привилегией» таких акционеров является их право получать дивиденды. Акция как документ состоит из двух частей; акционерной и купонной. Первая из них (лицевая сторона) содержит все обязательные реквизиты акции, включая имя ее владельца, на второй (оборотная сторона или дополнительный лист) проставляются отметки о выплате дивидендов. Наряду с выпуском акций в натуре, т.е. в виде документов на бумаге, все большее распространение у нас в стране получает т.н. бездокументарная форма акций[3]. Фактически в этом случае акция представляет собой запись о принадлежащих ее владельцу правах, сделанную в специальном реестре.

Уменьшение уставного капитала акционерного общества производится путем снижения номинальной стоимости акций либо сокращения их общего количества (т. е. амортизация акций). В обоих случаях общество обязано уведомить об этом всех своих кредиторов, а последние вправе потребовать досрочного исполнения или прекращения обязательств и возмещения причиненных этим убытков (ст. 30 Закона «Об акционерных обществах»). Уменьшение уставного капитала не допускается, если в результате этого его величина опустится ниже минимального размера уставного капитала АО (существующего на дату регистрации соответствующих изменений в уставе общества).

Увеличение уставного капитала АО производится либо путем увеличения номинальной стоимости существующих акций, либо путем размещения (выпуска) дополнительных акций. В последнем случае процедура размещения акций зависит от типа акционерного общества. Закрытое акционерное общество обязано распределять все акции новых выпусков между конкретными заранее известными лицами. Открытое акционерное общество вправе предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц, т. е. проводить на них открытую подписку (пп. 1 и 2 ст. 97 ГК). Проведение открытой подписки на акции[4] может состоять из следующих основных этапов:

·         принятие общим собранием акционеров решения о дополнительной эмиссии акций и определение ее размера;

·                  внесение в устав общества изменений, касающихся увеличения количества объявленных акций;

·         утверждение проспекта эмиссии и государственная регистрация эмитируемых акций;

·         издание проспекта эмиссии и публикация сообщений в средствах массовой информации о подписке на акции, т. е. совершение публичной оферты—предложения о заключении предварительного договора купли-продажи акций;

·         получение заявлений инвесторов, заинтересованных в приобретении акций, т. е. акцептов публичной оферты, в результате чего с ними заключаются предварительные договоры купли-продажи акций;

·         определение перечня инвесторов, с которыми будет заключаться окончательный договор купли-продажи акций (если сумма заявок на покупку акций меньше планируемого размера эмиссии, то удовлетворяются все заявки; если сумма заявок превышает размер эмиссии, то последние по времени поступления заявки отклоняются);

·         заключение договоров купли-продажи акций с инвесторами, передача им акций и получение платежей, а также утверждение результатов эмиссии и внесение соответствующих изменений в устав АО.

Способами формирования уставного капитала не исчерпываются различия открытых и закрытых акционерных обществ. Число участников закрытого АО не может превышать пятидесяти, а в случае его превышения общество преобразуется в открытое АО либо ликвидируется. Акционеры закрытого АО имеют право преимущественной покупки отчуждаемых другими акционерами акций (аналогично передаче долей в обществе с ограниченной ответственностью). Отмеченные различия открытых и закрытых АО все же не приводят к расщеплению акционерных обществ на две самостоятельные организационно-правовые формы, ибо укладываются в рамки единого понятия АО и не противоречат общим принципам акционерной формы предприятия.

К органам управления акционерным обществом закон относит общее собрание акционеров, а также совет директоров (наблюдательный совет), который обязательно создается, если в обществе более 50 участников. Органами АО как юридического лица, т. е. исполнительными органами, являются единоличный и (или) коллегиальный орган (правление, дирекция и т. п.). Их компетенция, процедура формирования и порядок работы определяются ст. 103 ГК, ст. 47-71 Закона «Об акционерных обществах» и уставом АО. Кроме того, управление обществом может быть по договору возложено и на сторонних управляющих – юридических или физических лиц.

Поскольку акционерная форма предприятия рассчитана на объединение  капиталов множества вкладчиков, Закон «Об акционерных обществах» предусматривает повышенную защиту интересов мелких держателей акций от действий более состоятельных акционеров. Так, приобретение 30 и более процентов голосующих акций крупных открытых АО способно изменить судьбу контрольного пакета акций и тем самым ущемить права большинства акционеров. С другой стороны, Закон не может просто запретить свободную куплю-продажу акций в открытых АО, поскольку это является их обязательным признаком. Решение этой проблемы законодатель видит в том, чтобы в случае скупки контрольного пакета голосующих акций (30% и более) одним лицом предоставить остальным акционерам право потребовать выкупа их обыкновенных акций этим лицом по справедливой цене (ст. 80 Закона «Об акционерных обществах»). Таким образом, акционер, которого не устраивают перемены в контрольном пакете акций, может продать свои акции и тем самым выйти из общества.

Также Закон защищает акционеров и от возможных недобросовестных действий управляющих и других лиц, которые могут влиять на принятие обществом решений. С этой целью ст. 81 Закона «Об акционерных обществах» определяет круг лиц, которые считаются заинтересованными в совершении обществом сделок, и определяет специальный порядок заключения таких сделок.

Кроме того, совершение крупных сделок, связанных с приобретением или отчуждением имущества АО или его акций, обусловлено получением согласия совета директоров (наблюдательного совета) или общего собрания акционеров.

Значительными особенностями отличается правовое положение открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Эти АО регулируются специальным законодательством о приватизации[5], тогда как нормы Федерального закона «Об акционерных обществах» применяется к ним лишь субсидиарно. В отношении АО, созданных в процесс приватизации, государство резервирует за собой ряд специальных прав по участию в их управлении. Такова, например, «золотая акция). Смысл ее в том, что государство, формально не являясь акционером общества, сохраняет за собой большие возможности по участию в управлении им. «Золотая акция» дает право представителям РФ, субъектов РФ или муниципальных образований участвовать в работе совета директоров и ревизионной комиссии АО, причем в состав этих органов они вводятся непосредственно решением государственного органа, а не общего собрания АО. Представители государства таюке могут участвовать и в общих собраниях акционеров общества без права решающего голоса, но с правом вето по основным вопросам деятельности АО (реорганизация или ликвидация общества, изменение его устава или размеров уставного капитала, заключение крупных сделок и т.д.).

Другой способ влияния государства на деятельность АО – это закрепление большей части акций общества в государственной или муниципальной собственности. До тех пор пока государство располагает более чем 25% акций общества, процесс приватизации не считается завершенным, а само АО выпадает из сферы правового регулирования Федерального закона «Об акционерных обществах» (п. 5 ст. 1 Закона). Акционерные общества, в которых все 100% акций закреплены в государственной или муниципальной собственности, отличаются особой структурой органов управления. В этих АО общее собрание акционеров не созывается (до тех пор, пока не будут отчуждены по крайней мере 2% от общего числа акций общества). Полномочия общего собрания осуществляет соответствующий комитет по управлению государственным (муниципальным) имуществом, действующий от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Особый порядок предусмотрен здесь и для формирования совета директоров, а также исполнительных органов общества (п. 1 ст. б Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. (с изменениями от 23 июня 1999 г.)).

Особой разновидностью закрытого акционерного общества является народное предприятие — акционерное общество работников. Появление этого вида юридических лиц вьовано, с одной стороны, желанием защитить работников коммерческих организаций от произвола хозяев-учредителей. С другой стороны, законодатель попытался оградить самих работников от возможных последствий их же собственных «неразумных» поступков. Однако сделана эта попытка так топорно, что ожидать массового появления народных предприятий в сегодняшней России не приходится. Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» зарегулировал все, что только поддавалось правовой регламентации в деятельности народных предприятий, породив в результате совершенно нежизнеспособную конструкцию.

2. Производственные кооперативы

 

Производственный кооператив (артель) — это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.

В производственном кооперативе, как и в хозяйственных товариществах, решающее значение имеет личное участие его членов в деятельности организации. Но нормы о хозяйственных товариществах сконструирован»» основном в расчете на то, чтобы обеспечить полным товарищам возможность непосредственного личного участия в предпринимательской деятельности. В отношении же производственных кооперативов акцент делается на непосредственном трудовом участии, предполагающем включение участника в состав трудового коллектива кооператива. Именно поэтому ст. 7 Закона «О производственных кооперативах»[6] ограничивает количество членов кооператива, не принимающих личного трудового участия в его деятельности, всего 25% от числа членов, участвующих в работе кооператива личным трудом. Решение имущественных вопросов и управление в производственном кооперативе также обладают значительной спецификой.

В фирменном наименовании вместо слов «производственный кооператив» можно использовать слово «артель», поскольку законодатель считает их синонимами.

Участниками производственного кооператива являются, по общему правилу, граждане. Причем, в отличие от полных товарищей, им абсолютно не требуется статуса индивидуального предпринимателя. Наряду с ними участвовать в кооперативе могут и юридические лица, если это допускается уставом кооператива. Число членов кооператива не может быть менее пяти.

Говоря об участии в кооперативе, необходимо отметить, что термин «членство» может употребляться в разных значениях: как синоним вообще участия в организации (и в этом смысле можно говорить, например, о членстве в АО) и как специфическая форма личного участия, совершенно не связанного с участием имущественным. ГК понимает членство в кооперативе именно в последнем его значении. Членство в узком смысле слова означает также, что взаимные правовые связи между членами устанавливаются не напрямую (как это происходит, например, на основе учредительного договора), а опосредуются кооперативом, который выступает своеобразным центром системы этих связей. Поэтому единственно возможным учредительным документом кооператива может быть только его устав.

Имущество кооператива первоначально складывается из паевых взносов его членов, которые не идентичны долям в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ. Права члена в отношении кооператива отнюдь не обусловлены величиной его пая. Так, независимо от величины пая каждый член кооператива имеет один голос на общем собрании участников (п. 4 ст. 110 ГК, ч. 3 п. 2 ст. 15 Закона «О производственных кооперативах»). Распределение прибыли и ликвидационного остатка между членами кооператива обычно производится в соответствии с их трудовым участием (п. 4 ст. 109 ГК, п. 1 ст. 12 Закона «О производственных кооперативах»). В случае образования неделимого фонда пай и вовсе перестает соответствовать доле в имуществе кооператива. При выходе из кооператива его член имеет право лишь на выплату ему пая, но никак не на выплату доли во всем имуществе.

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по всем его обязательствам в порядке и размерах, установленных уставом и законом о производственных кооперативах (п. 2 ст. 107 ПС).

Система кооперативных органов состоит из общего собрания его членов (высший орган), наблюдательного совета (образование которого, в отличие от АО, не обязательно) и исполнительных органов: правления и (или) председателя (ст. 110 ГК). Обязательным для кооперативов является принцип комплектования его органов только из числа членов, что чересчур категорично.

Члену кооператива принадлежит безусловное право выхода из его состава. По общему правилу, передача пая другому члену кооператива не требует согласия остальных участников. Переход пая к третьим лицам означает их прием в члены кооператива и поэтому возможен лишь по решению общего собрания.

Исключение из членов кооператива возможно в качестве санкции за ненадлежащее исполнение членских обязанностей (п. 2 ст. 111 ГК). Причем, в отличие от хозяйственных товариществ, такое исключение производится по решению общего собрания членов кооператива.

3. Государственные и муниципальные предприятия


3.1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения


Оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Согласно постановлению Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения»[7], принятому в соответствии с «Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», сохранение предприятий в форме унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, допускается в случаях, установленных Правительством РФ. К ним, в частности, относятся случаи: использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения национальной безопасности, функционирования воздушного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации; осуществления деятельности, направленной на решение социальных задач, включая реализацию определенных товаров и услуг по минимальным ценам, а также на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности государства; производства отдельных видов продукции, которые изъяты из гражданского оборота или применение которых в гражданском обороте ограничено и т.д.

Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК. Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности. Он вправе: а) принимать решение о его создании, реорганизации и ликвидации; б) определять содержание его специальной правоспособности (предмет и цели деятельности); в) назначать на должность и освобождать от должности руководителя (директора) предприятия; г) осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Кроме того, собственник имеет право на часть прибыли унитарного предприятия. Сделки, которые унитарное предприятие совершает со своим недвижимым имуществом, требуют согласия собственника.

До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается. Минимальный размер уставного фонда должен быть определен в законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 114 ГК).

Гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия является его уставный фонд. В случае снижения стоимости чистых активов предприятия ниже размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Для такого предприятия наступают последствия, аналогичные реорганизационным, т. е. его кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является предприятие, и возмещения убытков (ср.: п. 2 ст. 60 и п. 6 ст. 114 ГК).

Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие подлежит ликвидации.

Лишь применительно к унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, в ГК используется понятие дочернего предприятия. Его не следует отождествлять с понятием дочернего общества. Отличительные черты дочернего предприятия таковы:

1. Единственным учредителем дочернего унитарного предприятия может быть только «материнское» унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Имущество дочернего предприятия принадлежит на праве хозяйственного ведения как самому дочернему предприятию, так и его учредителю. В этом случае возникает некое вторичное право хозяйственного ведения на имущество, ранее закрепленное государством или муниципальными образованиями за унитарным предприятием-учредителем. Содержание такого права должно ограничиваться как рамками первичного права хозяйственного ведения, которые установлены ГК и уставом учредителя, так и теми пределами осуществления вторичного права, которые будут заданы «материнским» унитарным предприятием для дочернего. При этом для учредителя, несомненно, обязателен принцип «никто не может передать больше прав, чем имеет сам».

2. Учредитель самостоятельно утверждает устав дочернего предприятия. Однако для передачи имущества в хозяйственное ведение дочернего предприятия требуется получить согласие собственника имущества (п. 2 ст. 295 ГК).

3. Учредитель назначает на должность и освобождает от должности руководителя дочернего предприятия.

4. Ответственность учредителя по обязательствам дочернего предприятия аналогична ответственности собственника унитарного предприятия по обязательствам последнего (п. 8 ст. 114 ГК).

3.2. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)


Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом, правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК). При этом устав казенного предприятия является его учредительным документом и утверждается Правительством (п. 2 ст. 115 ГК). В постановлении Правительства от 12 августа 1994 г. № 908 было указано, что устав казенного завода утверждается федеральным органом исполнительной власти на основе Типового устава. Федеральные казенные заводы могут создаваться либо заново для решения конкретной задачи, либо в большинстве случаев на базе реорганизованного федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. В последнем случае запрещаются сокращение рабочих мест, отказ в приеме на работу работников реорганизованного предприятия и передача имущества другим лицам. Не допускается создание федеральных казенных предприятий на базе имущества предприятий, имеющих кредиторскую задолженность (денежные обязательства с истекшим сроком).

Права казенного завода на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с правилами ГК об оперативном управлении (ст. 297,298): он вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Следовательно, согласие собственника требуется для распоряжения любым имуществом такого предприятия, как движимым, так и недвижимым. В Указе Президента России от 23 мая 1994 г. № 1003 установлено, что Правительство вправе изымать у казенного завода неиспользуемое им или используемое не по назначению имущество (п. 9).


4. Некоммерческие организации


4.1. Потребительские кооперативы

 

Объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов, называется потребительским кооперативом.

Правовое положение потребительских кооперативов определяется ст. 116 ГК и рядом специальных законов, наиболее важными из которых являются Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. (в ред. от 11 июня 1997 г.)[8] и Закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. Сравнение этих нормативных актов ставит вопрос о том, как соотносятся понятие «потребительский кооператив», используемое ГК, и термины «потребительское общество» и «союз потребительских обществ», применяемые Законом о потребкооперации. В отличие от первоначальной редакции этого Закона, которая фактически ставила знак равенства между потребительскими кооперативами и обществами, в новой редакции от 11 июня 1997 г. проводится попытка разграничить эти понятия. Так, потребительскими обществами могут называться лишь организации, подпадающие под действие Закона о потребительской кооперации. Все иные потребительские кооперативы (к ним, в частности, относятся кооперативы в области сельского хозяйства и другие специализированные потребительские кооперативы) не вправе использовать в своем наименовании слово «общество». Таким образом, в рамках единой организационно-правовой формы потребительского кооператива, предусмотренной ГК, выделяются две главные разновидности: потребительские общества (регулируемые Законом о потребкооперации) и собственно потребительские кооперативы. Деятельность последних, как правило, невозможна без использования объектов недвижимости (земля, жилье) и регулируется рядом специальных законов (например, Законом о сельскохозяйственной кооперации). Другую организационно-правовую форму представляют собой союзы потребительских обществ, которые являются одной из разновидностей объединений (союзов) юридических лиц.

Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» предусматривает создание единой централизованной системы организаций потребкооперации. Она состоит из низовых потребительских обществ, а также районных, областных, краевых (республиканских) и центрального союзов потребительских обществ. Наряду с ними система потребкооперации включает также юридические лица других организационно-правовых форм (например, учреждения или хозяйственные общества), единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы.

Участниками потребительских кооперативов могут быть как граждане, так и юридические лица, причем наличие хотя бы одного гражданина обязательно, в противном случае кооператив превратится в объединение юридических лиц. Основным учредительным документом любого потребительского кооператива является его устав.

Правовое положение потребительского кооператива и в плане организационной структуры, и с точки зрения прав участников во многом сходно с производственным кооперативом. Высшим органом управления потребительским кооперативом является общее собрание его членов. В промежутках между заседаниями общего собрания его функции выполняет совет (в сельскохозяйственных кооперативах—наблюдательный совет). Коллегиальный исполнительный орган потребительского кооператива называется правлением. В отличие от производственных кооперативов члены потребительского кооператива не обязаны принимать личное трудовое участие в его деятельности и, по общему правилу, не отвечают по его долгам (единственное исключение предусмотрено п. 4 ст. 116 ГК).


4.2. Товарищества собственников жилья


Некоммерческое объединение лиц — собственников помещений для совместного управления и эксплуатации единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума) называется товариществом собственников жилья.

Приватизация жилья и развитие рыночных отношений в других сферах экономики поставили перед законодателем проблему адекватного урегулирования отношений общей собственности на недвижимое имущество. Как объединить разнообразные интересы множества собственников помещений в многоквартирных домах? Одной из возможных форм такого объединения и выступает товарищество собственников жилья[9]. Оно создается для согласования домовладельцами порядка осуществления принадлежащих им прав на недвижимое имущество (прав по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом в кондоминиуме), а также для обеспечения содержания, сохранения и приращения недвижимости в кондоминиуме.

Товарищество собственников жилья создается не менее чем двумя домовладельцами (собственниками помещений), однако во вновь создаваемых кондоминиумах закон допускает образование товарищества единственным участником (например, заказчиком строительства или застройщиком). С момента государственной регистрации товарищества его участниками автоматически становятся все домовладельцы кондоминиума, на базе которого создано товарищество (включая и тех, кто формально вообще не участвовал в создании этой организации либо голосовал за выбор другой формы управления кондоминиумом). Действительность этой нормы вызывает серьезные сомнения, поскольку она вступает в противоречие с п. 2 ст. 30 Конституции РФ.

Высшим органом управления товариществом является общее собрание его членов. Исполнительных органов у товарищества два: коллегиальный — правление и единоличный — председатель правления. Вопросы разграничения компетенции между этими органами решаются в уставе — основном учредительном документе товарищества.

Имущество товарищества образуется в основном за счет вступительных и иных взносов участников, других обязательных платежей, в том числе на содержание аппарата товарищества, а также доходов от собственной хозяйственной деятельности. В отличие от потребительских кооперативов в товариществах собственников жилья не предусмотрено образование паевого фонда. Другой отличительной особенностью является освобождение членов товариществ а от субсидиарной ответственности по долгам последнего.


4.3. Общественные объединения


Некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей называется общественным объединением.

Общественное объединение — это родовое понятие, обозначающее целую группу самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. К их числу Закон об общественных объединениях (ст. 8—13) относит[10]:

общественные организации (объединения на основе членства);

общественные движения (массовые объединения, не имеющие членства);

общественные фонды (не имеющие членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества и его использовании на общественно полезные цели. Впрочем, законодатель делает оговорку о том, что общественный фонд является одной из разновидностей некоммерческих фондов и действует в порядке, предусмотренном ГК. Очевидно, общественный фонд не рассматривается в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческих организаций);

общественные учреждения (не имеющие членства организации, цель которых — в оказании конкретного вида услуг в интересах участников);

органы общественной самодеятельности (не имеющие членства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы).





4.4. Религиозные организации


Объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками, называется религиозной организацией. В таком понимании религиозная организация является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, имеющей свои разновидности: общины, монастыри, братства, миссии и т. п. Деятельность в области религии осуществляют и другие организации, например духовные образовательные учреждения или объединения религиозных организаций (централизованные религиозные организации). Их правовое положение весьма неопределенно. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» относит указанные организации к числу собственно религиозных, что противоречит понятию религиозной организации, сформулированному этим же Законом.

Так, с одной стороны, религиозная организация — это объединение не менее чем десяти граждан (п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 9 Закона). С другой стороны, централизованные религиозные организации образуются не гражданами, а местными религиозными организациями (п. 4 ст. 8). Кроме того, признаются религиозными и организации, учрежденные одним юридическим лицом, например духовные академии или семинарии (п. 6 ст. 8).

Наряду с правосубъектными религиозными организациями Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» упоминает и религиозные группы, не обладающие правами юридического лица. Представляется, что взаимные права и обязанности участников религиозных групп должны регулироваться нормами о договорах простого товарищества.


4.6. Фонды


Некоммерческая организация, не имеющая членства, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями, называется фондом.

Образовав фонд и передав ему в собственность определенное имущество, учредители утрачивают все имущественные права в отношении него. После этого фонд начинает «жить» своей собственной жизнью, руководствуясь лишь теми целями, которые учредители определили ему в уставе, и положениями законодательства. Возможна даже такая ситуация, когда устав фонда не предусматривает возможности его изменения органами фонда. Это может послужить прочной гарантией того, что имущество учредителей будет использовано должным образом, даже когда они перестанут его контролировать. В этом случае внесение каких-либо изменений в устав фонда допустимо лишь по решению суда.

Высшим органом фонда является его попечительский совет, действующий на общественных началах (п. 3 ст. 7 Закона «О некоммерческих организациях»).

4.7. Учреждения


Организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, называется учреждением.

Подавляющее большинство учреждений, существующих сегодня в России, — это государственные учреждения. Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности. Местные и центральные органы государственного управления, правоохранительные органы, обладающие широкими полномочиями в области административного, финансового, уголовного права, оказываются достаточно скромными субъектами в сфере имущественно-стоимостных отношений. Закон также допускает создание учреждений и любыми другими субъектами. Ограничения этого права могут содержаться в нормативных актах, регулирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц.

Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя.

Меньший, нежели у других некоммерческих организаций, объем прав на имущество (ст. 296, 298 ГК) компенсируется субсидиарной ответственностью собственника по обязательствам учреждения. Взыскание по долгам учреждения может быть обращено лишь на его денежные средства и самостоятельно приобретенное им имущество. Таким образом, имущество, переданное учреждению собственником, забронировано от взысканий, что совершенно естественно.

Учредительным документом учреждения является только его устав, утверждаемый собственником. Наименование учреждения должно включать в себя указание на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А. А. Корнеева».


4.8. Государственные корпорации


Некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией путем издания специального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, называется государственной корпорацией.

Закон РФ «О некоммерческих организациях» посвящает всего одну статью этому виду юридических лиц, однако значение ее довольно существенно. Ведь законодатель впервые практически отказался от нормативного регулирования правового положения некоммерческой организации. Дело в том, что ст. 7.1 Закона говорит лишь о том, что государственная корпорация является некоммерческой организацией, обладающей правом собственности на переданное ей имущество. Никаких других императивных или диспо-зитивных норм, относящихся к государственным корпорациям, Закон не содержит. Значит, правовой режим такой корпорации должен в каждом конкретном случае определяться специальным законом, которым и будет создаваться корпорация. Следовательно, здесь нормативное регулирование будет вынужденно подменяться индивидуально-правовым. Более того, для создания и деятельности государственных корпораций даже не потребуется никаких учредительных документов — все вопросы должен разрешить специальный закон.

С появлением этого вида юридических лиц возникает множество правовых проблем. Почему эта организация именуется корпорацией? Ведь членство в ней невозможно в силу прямого указания закона, а учредитель только один—Российская Федерация. Видимо, здесь законодатель использовал термин «корпорация» не в традиционном смысле (когда корпорация противопоставляется учреждению), а просто как синоним понятия «организация», к тому же звучащий весьма солидно. Сложен и другой вопрос: является ли некоммерческая корпорация единой организационно-правовой формой юридического лица или это родовое понятие (аналогичное общественному объединению), охватывающее несколько различных видов организаций? Ответ на него можно будет дать, когда сформируется устойчивая практика создания и деятельности государственных корпораций. Остается лишь надеяться, что в дальнейшем законодатель попытается не смешивать государственные корпорации, с одной стороны, и фонды, а также автономные некоммерческие организации, с другой. Создание государственной корпорации путем издания специального закона позволяет усомниться в необходимости ее государственной регистрации. Быть может, законодатель решил возродить существовавший ранее распорядительный порядок образования юридических лиц? Однако ст. 51 ГК, устанавливающая обязательность государственной регистрации всех юридических лиц, не знает исключений. Следовательно, государственные корпорации подлежат регистрации в органах юстиции на общих основаниях с другими юридическими лицами. При этом положение регистрирующих органов незавидно: в их задачу входит проверка соответствия учредительных документов юридического лица закону. А в случае с государственной корпорацией учредительные документы вообще отсутствуют, их место заступает сам закон.

Появление государственных корпораций в ряду некоммерческих организаций — опасный симптом размывания всей системы некоммерческих юридических лиц. Законодатель начинает утрачивать всякие ориентиры, последовательно отказываясь от каких-либо классификационных критериев системы юридических лиц. Статья 7.1. Закона отличается такими лаконичными и в то же время каучуковыми формулировками, что ее толкование практически лишено смысла. Какие объективные экономические потребности вызвали к жизни появление государственных корпораций, если таковые вообще существовали? Закон РФ «О некоммерческих организациях» ответов на эти вопросы не дает.

4.9. Некоммерческие партнерства


Некоммерческая организация, члены которой сохраняют права на ее имущество, созданная для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности, называется некоммерческим партнерством.

Этот вид юридических лиц неизвестен ГК и впервые введен в оборот Законом «О некоммерческих организациях». Можно полагать, что содействие в ведении членами некоммерческого партнерства общеполезной деятельности будет в основном заключаться в выполнении тех или иных хозяйственных функций, не ориентированных на извлечение прибыли. Так же как и общественные организации, некоммерческие партнерства базируются на принципе членства. Но если первые создаются для достижения тех или иных общеполезных целей, то последние играют лишь роль вспомогательного инструмента в достижении этих целей. Кроме того, члены общественных организаций, по общему правилу, не имеют никаких прав в отношении имущества этих организаций. Тогда как в некоммерческом партнерстве объем имущественных прав участников весьма велик. В частности, в случаях выхода, исключения из партнерства или его ликвидации участник вправе требовать выдачи ему части имущества, которое ранее было передано членами в собственность некоммерческого партнерства (если иное не предусмотрено его уставом).

Некоммерческое партнерство является собственником переданного ему имущества и не отвечает по обязательствам своих членов, а последние не отвечают по обязательствам партнерства. Высшим органом его управления является общее собрание членов.

Согласной. 1 ст. 17 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию, что говорит об известной близости этих правовых форм.

Типичными представителями этой организационно-правовой формы юридических лиц являются садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие партнерства[11] а также фондовые биржи.


4.10. Автономные некоммерческие организации


Учрежденная на основе добровольных имущественных взносов некоммерческая организация, имеющая целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам, называется автономной некоммерческой организацией.

Закон РФ «О некоммерческих организациях» весьма лаконичен в характеристике этого вида юридических лиц. В отличие от некоммерческих партнерств эти организации не имеют членства, а их участники не обладают никакими правами на имущество, переданное в их собственность.

В области управления автономными некоммерческими организациями Закон содержит минимум обязательных предписаний (говоря лишь о коллегиальном высшем органе управления) и, тем самым, предоставляет учредителям максимальную свободу выбора. Очевидно, что любая схема управления, избранная учредителями и не оперирующая понятием членства, будет удовлетворять нормам Закона.

Существенно важно, что учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Закона «О некоммерческих организациях»). Эта норма способна несколько умерить «эгоизм» учредителей организации, пусть и ценой снижения привлекательности для них этой организационно-правовой формы.

Учредительным документом такой организации является ее устав, хотя Закон не запрещает участникам заключить еще и учредительный договор.

Так же, как и некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд. Однако преобразоваться собственно в некоммерческое партнерство нельзя, что выглядит вполне логичным: невозможно установить членские отношения в структуре, где круг участников формально не определен и документально не зафиксирован.


4.11. Объединения юридических лиц


Некоммерческая организация, образованная несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах, называется объединением юридических лиц (ассоциацией или союзом). Участниками такого объединения не могут выступать граждане или государство. Из содержания ст. 121 ГК вытекает, что объединяться в ассоциацию или союз могут либо коммерческие, либо некоммерческие организации, но не те и другие вместе. Это положение представляется вполне оправданным, поскольку слишком различны их цели деятельности в сфере хозяйствования. Если же коммерческие и некоммерческие организации хотят объединиться для достижения целей, которые действительно могут быть общими для них (общесоциальные, политические), то им придется избрать организационно-правовую форму общественного объединения того или иного вида, некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации.

Запрет на ведение предпринимательской деятельности (в качестве основной цели), установленный для объединений юридических лиц, предполагает, что необходимая имущественная база будет сформирована объединяющимися участниками. В ГК отсутствуют специальные нормы, посвященные образованию имущества объединений, поскольку в них главную роль играет элемент личного участия (как ни парадоксально это звучит применительно к юридическим лицам). Этот вывод основывается и на том, что вступление в ассоциацию нового участника обусловлено согласием других членов (п. 3 ст. 123 ГК). Кроме того, в случаях, предусмотренных учредительными документами, участник может быть исключен из ассоциации.

Учредительными документами объединений юридических лиц являются устав и учредительный договор, основное содержание которых определено п. 2 ст. 122 ГК и ст. 14 Закона «О некоммерческих организациях». Законодатель предоставляет учредителям ассоциаций большую свободу в выборе организационной структуры объединения, регулировании взаимных прав и обязанностей участников.

Наименование объединения юридических лиц должно включать в себя указание на предмет деятельности его членов и слова «ассоциация» или «союз», например: «Ассоциация торговых фирм Санкт-Петербурга «Гермес».

Участники не обладают какими-либо имущественными правами в отношении своих объединений, поэтому передача вклада участника другим лицам, равно как и требование выдела доли при выходе из объединения, невозможны.

Ответственность участников ассоциации по ее обязательствам является субсидиарной и продолжается даже в случае выхода из нее участника в течение двух лет с момента выхода. По общему правилу, новое лицо, вступающее в ассоциацию, не отвечает по обязательствам ассоциации, возникшим до момента его вступления, однако учредительными документами может быть установлено иное правило.


Заключение


В ходе проведения теоретического исследования были сделаны следующие выводы.

Коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством. По общему правилу, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК).

Хозяйственные товарищества и общества – это родовое понятие, обозначающее несколько самостоятельных видов коммерческих юридических лиц, общим для которых является то, что их уставный (складочный) капитал разделяется на доли. Именно это отличает хозяйственные товарищества и общества от других коммерческих организаций.

Гражданский кодекс РФ предусматривает достаточно широкий спектр правовых форм коллективного хозяйствования, который отвечает как современным международным стандартам, так и отечественным экономическим реалиям. Организационно-правовые формы хозяйственных товариществ или обществ способны обслуживать интересы и индивидуальных коммерсантов, и малых семейных коллективов, и гигантских групп незнакомых друг с другом акционеров.

Хозяйственные товарищества в российском законодательстве понимаются как договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем.

Хозяйственные общества – это организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения (обособления) их имущества для ведения предпринимательской деятельности.

Главное действующее лицо любого товарищества – полный товарищ – несет неограниченную ответственность по обязательствам фирмы всем своим имуществом. Поэтому в товариществах, в отличие от обществ, учредители, как правило, принимают личное участие в делах предприятия. По этой же причине лицо может являться полным товарищем лишь в одном товариществе. Круг учредителей обычно гораздо уже, чем в обществах, в силу лично-доверительных отношений между ними. Принципиальные положения, определяющие возможный состав участников хозяйственных обществ и товариществ, содержатся в п. 4 ст. 66 ГК. Предпринимательство всегда связано с повышенным имущественным риском, поэтому законодатель считает правовое положение граждан и некоммерческих организаций несовместимым со статусом полного товарища.

Для хозяйственных обществ характерным является объединение не столько личных усилий участников, сколько их имуществ. Участники не отвечают по обязательствам фирмы (за исключением обществ с дополнительной ответственностью), и их предпринимательский риск ограничен суммой вкладов в уставный капитал. Поэтому именно размер уставного капитала общества является основной гарантией интересов кредиторов и приобретает особое значение, нехарактерное для товариществ. Уменьшение размера уставного капитала общества возможно лишь после уведомления всех его кредиторов, которые в этом случае приобретают право требовать досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения убытков (как и при реорганизации).

Итак, в хозяйственных обществах и товариществах: а) личное участие постепенно сокращается по мере возрастания капиталистического элемента; б) объем ответственности уменьшается по мере усиления капиталистического элемента».

Специфика государственных и муниципальных предприятий состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника, как правило, его представителя в лице соответствующего органа Министерства имущественных отношений (далее — Минимущество РФ), и устав. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» утверждение уставов федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), по согласованию с Минимуществом РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены его уставом.

Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК).

Установление в законе сразу двух критериев, характеризующих некоммерческую организацию, безусловно, оправданно. В сегодняшней России большинство некоммерческих организаций, не исключая и финансируемые собственником учреждения, просто вынуждено заниматься предпринимательством, чтобы свести концы с концами. Законодатель должен обеспечить такой правовой режим их деятельности, при котором неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратится в самоцель. Зарубежный опыт показывает, что именно запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица является самым действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса.

Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций, как отмечалось в литературе[12], является слабым местом современного гражданского законодательства. Но проблема кроется не столько в выборе подходящих критериев разграничения этих видов организаций, сколько в последовательном применении выбранных критериев к тем или иным видам юридических лиц. Отмеченные законодателем признаки некоммерческих организаций вполне обоснованны и в совокупности с соответствующими методами статистического и бухгалтерского учета работоспособны. Вопрос лишь в том, сможет ли законодатель построить стройную, внутренне непротиворечивую систему некоммерческих организаций, опираясь на их общее понятие. Пока, к сожалению, сделать это не удается2.

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, предусмотренный ст. 116-123 ГК, не является исчерпывающим. Он уже существенно расширился за счет множества специальных нормативных актов, регулирующих деятельность отдельных видов организаций. Такое законодательное решение представляется весьма плодотворным, хотя и потенциально опасным. Уже история первых лет действия нового Гражданского кодекса дает множество примеров лавинообразного появления все новых и новых разновидностей юридических лиц. Но можно ли считать эти разновидности самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц? Отнюдь не всегда.

Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных. Поэтому, если особенности организационной структуры юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же организационно-правовой формы.

Подводя итоги анализу организационно-правовых форм предпринимательства в России, можно сказать, что в нашей стране существует множество форм предприятия. Среди негосударственных форм собственности в настоящее время наибольшее распространение получили акционерные общества, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. Самой распространенной и самой перспективной формой является акционерное общество.

Список использованной литературы


1.      Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г.)

2.      Комментарии к I части Гражданского кодекса РФ. /Под ред. О.Н. Садикова - М.: «Инфра-М», 1997.

3.      Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1948.

4.      Гражданское право. Учебник. Часть II/ Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого.—М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.

5.      Гражданское право: Учебник /Под ред. С.П. Гришаева. - М.: Юристъ, 1998.

6.      Иванов В. И. Коллективная собственность общины // Закон 1996. № 5.

7.      Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1.

8.      Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. - М.: Бек, 1994.

9.      Пугинский Б. И., Сафиуллин Д. Н. Правовая экономика: проблемы становления. - М., 1991.

10.    Тархов В. А. Гражданские права и их осуществление // Вестник Саратовской Гос. Академии права. 1995. № 3.

11.    Шкредов В. П.: 1) Метод исследования собственности в «Капитале» К. Маркса. М., 1973; 2) Экономика и право, 2-е изд. М., 1990.

12.    Энциклопедический юридический словарь /Под ред. В.Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1998.



[1] Подробнее о правовой природе акций см.: Бушев А. Ю., Скворцов О. Ю. Акционерное право. Вопросы теории и судебно-арбитражной практики. М., 1997.

[2] О природе уставного капитала АО см.: Ковалевский М. А. Природа уставного капитала акционерного общества. М., 1997.

[3] Статья 149 ГК вводит новеллу об общих правилах выпуска и обращения бездокументарных ценных бумаг. Эта статья, ориентированная в первую очередь на выпуск акций, не получила, однако, дальнейшего развития в Законе «Об акционерных обществах».

[4] Закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. (с изменениями от 26 ноября 1998 г.) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; 1998. № 48. Ст. 5857; Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1163.

[5] Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ (с изменениями от 23 июня 1999 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3595;

[6] Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.

[7] СЗ РФ. 1999. № 50. Ст. 6230

[8] Закон РФ «О потребительской кооперация в Российской Фсдерацин»от 19 июня 1992 г. (в ред. от 11 июня 1997 г.) // Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1788; СЗ РФ. 1997. № 28. Or. 3306; 2000. № 18. Or. 1910.

[9] Федеральный закон «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г. (СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2963) продекларировал этот принцип в ст. 20. К сожалению, в последующих статьях Закон свел к минимуму возможность выбора домовладельцами других, помимо товарищества, форм управления кондоминиумом.

[10] Ст. 8—13 Закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (с изменениями от 17 мая 1997 г. и 19 июля 1998 г.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст.1930; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998. № 30. Ст. 3608.

[11]  Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.

[12] Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая/Под ред. О. Н. Садико-ва. М, 1996. С. 61—62, 92—93.