Содержание
|
Введение________________________________________________ |
3 |
I. |
Ход испытания___________________________________________ |
4 |
|
1. Методики_____________________________________________ |
4 |
|
2. Испытание____________________________________________ |
4 |
II. |
Результаты работы________________________________________ |
5 |
III. |
Математическая статистика________________________________ |
7 |
|
Заключение______________________________________________ |
9 |
|
Список литературы_______________________________________ |
10 |
Введение
Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения.
Цель работы: определить соотношение показателей уровня тревожности (опросник Спилбергера) и агрессивности (вопросник Басса-Дарки).
Задачи:
§ Подготовить испытания;
§ Диагностировать уровень тревожности;
§ Диагностировать состояние агрессии у подростков;
§ Определить степень отличия полученных результатов.
Гипотеза:
Н0: агрессивность и повышенная тревожность не имеют статистически значимой взаимозависимости.
Н1: агрессивность и повышенная тревожность взаимосвязаны.
I. Ход испытаний.
1. Методики.
а) ТЕСТ «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).
Данная методика позволяет дифференцированно измерить тревожность и как личностное свойство, и как состояние. Тест содержит 2 шкалы – ситуативной и личной тревожности. Каждая шкала содержит 20 утверждений, которые нужно оценить от 1 до 3 баллов. Расчет проводится с помощью ключа.
б) ВОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ (состояния агрессии).
Данная методика позволяет дифференцировать проявления агрессии и враждебности и содержит 8 шкал: Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Расчет проводится с помощью ключа.
2. Испытание.
Испытания проводились на 28 учащихся 8-го класса общеобразовательной школы. Исследование было проведено в апреле.
Испытания проводились групповым методом со всем классом одновременно.
II. Результаты работы.
По результатам исследования составлена таблица. Мы объединили результаты, чтобы можно было их сопоставить.
Таблица результатов исследования агрессивности
№ |
Физическая агрессия Σ=10 |
Раздражение Σ=11 |
Вербальная агрессия Σ=13 |
Индекс агрессивности |
Обида Σ=8 |
Подозрительность Σ=12 |
Индекс враждебности |
Сумма индексов |
1. |
6 |
8 |
5 |
19 |
5 |
6 |
11 |
30 |
2. |
8 |
5 |
5 |
18 |
4 |
7 |
11 |
29 |
3. |
7 |
7 |
10 |
24 |
3 |
9 |
12 |
36 |
4. |
6 |
9 |
9 |
24 |
3 |
8 |
11 |
35 |
5. |
6 |
5 |
5 |
16 |
6 |
3 |
9 |
25 |
6. |
6 |
4 |
4 |
14 |
2 |
6 |
8 |
22 |
7. |
8 |
8 |
10 |
26 |
8 |
9 |
17 |
43 |
8. |
8 |
7 |
5 |
20 |
5 |
2 |
7 |
27 |
9. |
10 |
8 |
11 |
29 |
8 |
10 |
18 |
47 |
10. |
5 |
6 |
6 |
17 |
2 |
1 |
3 |
20 |
11. |
6 |
8 |
10 |
24 |
7 |
10 |
17 |
41 |
12. |
8 |
4 |
6 |
18 |
1 |
2 |
3 |
21 |
13. |
7 |
10 |
7 |
24 |
5 |
3 |
8 |
32 |
14. |
7 |
5 |
13 |
25 |
8 |
9 |
17 |
42 |
15. |
5 |
7 |
8 |
20 |
8 |
5 |
13 |
33 |
16. |
7 |
8 |
8 |
23 |
5 |
7 |
12 |
35 |
17. |
5 |
5 |
13 |
23 |
4 |
6 |
10 |
33 |
18. |
4 |
4 |
6 |
14 |
3 |
3 |
6 |
20 |
19. |
5 |
7 |
9 |
21 |
4 |
5 |
9 |
30 |
20. |
8 |
6 |
7 |
21 |
2 |
1 |
3 |
24 |
21. |
4 |
6 |
11 |
29 |
7 |
12 |
19 |
48 |
22. |
6 |
5 |
11 |
22 |
6 |
4 |
10 |
32 |
23. |
4 |
5 |
6 |
15 |
1 |
4 |
5 |
20 |
24. |
4 |
9 |
12 |
25 |
7 |
8 |
15 |
40 |
25. |
8 |
6 |
6 |
30 |
6 |
11 |
17 |
47 |
26. |
5 |
8 |
7 |
20 |
6 |
6 |
12 |
32 |
27. |
7 |
10 |
10 |
27 |
8 |
11 |
19 |
46 |
28. |
6 |
7 |
9 |
22 |
14 |
6 |
20 |
42 |
Таблица результатов исследования тревожности
№ |
Шкала ситуативной тревожности |
Шкала личной тревожности |
Сумма показателей |
1. |
47 |
40 |
87 |
2. |
38 |
30 |
68 |
3. |
64 |
52 |
116 |
4. |
37 |
45 |
82 |
5. |
60 |
45 |
105 |
6. |
37 |
43 |
80 |
7. |
39 |
29 |
68 |
8. |
56 |
42 |
98 |
9. |
49 |
35 |
84 |
10. |
40 |
36 |
76 |
11. |
37 |
42 |
79 |
12. |
68 |
70 |
138 |
13. |
30 |
45 |
75 |
14. |
37 |
56 |
93 |
15. |
71 |
70 |
141 |
16. |
59 |
45 |
104 |
17. |
32 |
45 |
77 |
18. |
60 |
55 |
115 |
19. |
49 |
50 |
99 |
20. |
48 |
50 |
98 |
21. |
60 |
45 |
105 |
22. |
37 |
43 |
80 |
23. |
39 |
29 |
68 |
24. |
56 |
42 |
98 |
25. |
49 |
35 |
84 |
26. |
40 |
36 |
76 |
27. |
37 |
42 |
79 |
28. |
32 |
45 |
77 |
Полученные результаты сложно сравнивать между собой, и нет ясного представления о статистической значимости соотношения данных показателей агрессивности и тревожности. Поэтому необходимо воспользоваться критерием Х2 для статистических исследований.
III. Математическая статистика.
Критерий Х2 отвечает на вопрос о том, с одинаковой ли частотой встречаются разные значения признака в эмпирическом и теоретическом распределениях или двух и более эмпирических распределениях.
Преимущество метода состоит в том, что он позволяет сопоставлять распределения признаков, представленных в любой шкале, начиная от шкалы наименований. При сопоставлении двух эмпирических распределений мы определяем степень расхождения между эмпирическими частотами и теоретическими частотами, которые наблюдались бы в случае совпадения двух этих эмпирических распределений.
Чем больше расхождение между двумя сопоставляемыми распределениями, тем больше эмпирическое значение Х2.
Итак, мы применим критерий Х2 с целью сопоставления двух эмпирических распределений одного и того же признака.
Для анализа используется статистика Х2 – Пирсона с k - 1 степенями свободы, где k – число групп.
Расчет критерия X2 при сопоставлении результатов исследований
X |
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
4 |
6 |
11 |
7 |
|
2 |
2 |
8 |
16 |
Таким образом, мы видим почти нормальное распределение значений и можем вычислить показатель X2.
,
где – частоты результатов исследований агрессивности;
- частоты результатов исследований тревожности;
m – общее число групп, на которые разделились результаты наблюдений.
Число степеней свободы = 4 – 1 = 3.
По таблице критических точек Х2 – распределения Пирсона определяем:
7,815 (ρ ≤ 0,05)
X2Кр. =
9,837 (ρ ≤ 0,02), при = 3.
Полученный коэффициент поможет нам выявить или опровергнуть предполагаемую разницу между показателями уровня тревожности и агрессивности подростков.
Заключение.
Чтобы наглядно увидеть уровень распределения показателей, как они соотносятся друг с другом, построим «ось значимости». Чем больше расхождения эмпирических частот, тем больше будет величина X2. Поэтому зона незначимости расположена слева, а зона значимости – справа
На основании этих данных можно заключить, что X2крит. находится левее, чем Х2эмп. Следовательно, Х2крит.< Х2эмп.
Нулевая гипотеза (Н0) отвергается и считается, что расхождения между распределениями статистически достоверны. Отсюда можно заключить, что по результатам исследования данной выборки, агрессивность и повышенная тревожность взаимосвязаны.
Девиантное поведение несовершеннолетних является сейчас наиболее актуальной проблемой. Оно имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка, подростка, юноши. При этом большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности.
Список литературы.
1) |
Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1980. — 416 с. |
2) |
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Москва. 1991. – 240 с. |
3) |
Лупандин В.И. Математические методы в психологии. 1997. – 350 с. |
4) |
Немов Р.С. Психология, книга 3-я. М. Высшая школа. 2001. – 640 с. |
5) |
Столяренко Л.Д. Основы психологии. М. 2002. – 740 с. |