Содержание


Введение________________________________________________

3

I.

Ход испытания___________________________________________

4


1. Методики_____________________________________________

4


2. Испытание____________________________________________

4

II.

Результаты работы________________________________________

5

III.

Математическая статистика________________________________

7


Заключение______________________________________________

9


Список литературы_______________________________________

10




















Введение


Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения.

Цель работы:  определить соотношение показателей уровня тревожности (опросник Спилбергера) и агрессивности (вопросник Басса-Дарки).

          Задачи:

§  Подготовить испытания;

§  Диагностировать уровень тревожности;

§  Диагностировать состояние агрессии у подростков;

§  Определить степень отличия полученных результатов.


Гипотеза:

Н0: агрессивность и повышенная тревожность не имеют статистически значимой взаимозависимости.

Н1:  агрессивность и повышенная тревожность взаимосвязаны.

I.       Ход   испытаний.


1.                Методики.

а) ТЕСТ  «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

Данная методика позволяет дифференцированно измерить тревожность и как личностное свойство, и как состояние. Тест содержит 2 шкалы – ситуативной и личной тревожности. Каждая шкала содержит 20 утверждений, которые нужно оценить от 1 до 3 баллов. Расчет проводится с помощью ключа.

б) ВОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ (состояния агрессии).

Данная методика позволяет дифференцировать проявления агрессии и враждебности и содержит 8 шкал: Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Расчет проводится с помощью ключа.


2.                Испытание.

Испытания проводились на 28 учащихся 8-го класса общеобразовательной школы. Исследование было проведено в апреле.

Испытания проводились групповым методом со всем классом одновременно.

II.     Результаты работы.

По результатам исследования составлена таблица. Мы объединили результаты, чтобы можно было их сопоставить.

Таблица результатов исследования агрессивности




Физическая агрессия

Σ=10

Раздражение

Σ=11

Вербальная агрессия

Σ=13

Индекс агрессивности

Обида

Σ=8

Подозрительность

Σ=12

Индекс враждебности

Сумма индексов

1.

6

8

5

19

5

6

11

30

2.

8

5

5

18

4

7

11

29

3.

7

7

10

24

3

9

12

36

4.

6

9

9

24

3

8

11

35

5.

6

5

5

16

6

3

9

25

6.

6

4

4

14

2

6

8

22

7.

8

8

10

26

8

9

17

43

8.

8

7

5

20

5

2

7

27

9.

10

8

11

29

8

10

18

47

10.

5

6

6

17

2

1

3

20

11.

6

8

10

24

7

10

17

41

12.

8

4

6

18

1

2

3

21

13.

7

10

7

24

5

3

8

32

14.

7

5

13

25

8

9

17

42

15.

5

7

8

20

8

5

13

33

16.

7

8

8

23

5

7

12

35

17.

5

5

13

23

4

6

10

33

18.

4

4

6

14

3

3

6

20

19.

5

7

9

21

4

5

9

30

20.

8

6

7

21

2

1

3

24

21.

4

6

11

29

7

12

19

48

22.

6

5

11

22

6

4

10

32

23.

4

5

6

15

1

4

5

20

24.

4

9

12

25

7

8

15

40

25.

8

6

6

30

6

11

17

47

26.

5

8

7

20

6

6

12

32

27.

7

10

10

27

8

11

19

46

28.

6

7

9

22

14

6

20

42


Таблица результатов исследования тревожности

 

Шкала ситуативной тревожности

Шкала личной тревожности

Сумма показателей

1.

47

40

87

2.

38

30

68

3.

64

52

116

4.

37

45

82

5.

60

45

105

6.

37

43

80

7.

39

29

68

8.

56

42

98

9.

49

35

84

10.

40

36

76

11.

37

42

79

12.

68

70

138

13.

30

45

75

14.

37

56

93

15.

71

70

141

16.

59

45

104

17.

32

45

77

18.

60

55

115

19.

49

50

99

20.

48

50

98

21.

60

45

105

22.

37

43

80

23.

39

29

68

24.

56

42

98

25.

49

35

84

26.

40

36

76

27.

37

42

79

28.

32

45

77



Полученные результаты сложно сравнивать между собой, и нет ясного представления о статистической значимости соотношения данных показателей агрессивности и тревожности. Поэтому необходимо воспользоваться критерием Х2 для статистических исследований.


III.   Математическая статистика.


Критерий Х2 отвечает на вопрос о том, с одинаковой ли частотой встречаются разные значения признака в эмпирическом и теоретическом распределениях или двух и более эмпирических распределениях.

Преимущество метода состоит в том, что он позволяет сопоставлять распределения признаков, представленных в любой шкале, начиная от шкалы наименований. При сопоставлении двух эмпирических распределений мы определяем степень расхождения между эмпирическими частотами и теоретическими частотами, которые наблюдались бы в случае совпадения двух этих эмпирических распределений.

Чем больше расхождение между двумя сопоставляемыми распределениями, тем больше эмпирическое значение Х2.

Итак, мы применим критерий Х2 с целью сопоставления двух эмпирических распределений одного и того же признака.

Для анализа используется статистика Х2 – Пирсона с  k - 1 степенями свободы, где k – число групп.


Расчет критерия Xпри сопоставлении результатов исследований

X

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

4

6

11

7

2

2

8

16

*  

Таким образом, мы видим почти нормальное распределение значений и можем вычислить показатель    X2.

,         

где – частоты результатов исследований агрессивности;

- частоты результатов исследований тревожности;

m – общее число групп, на которые разделились результаты наблюдений.

*  




Число степеней свободы      =  4 – 1 = 3.


 По таблице критических точек Х2 – распределения Пирсона определяем:


                                                         7,815 (ρ ≤ 0,05)

                                      X2Кр.   =

                                                         9,837 (ρ ≤ 0,02),     при  = 3.


Полученный коэффициент поможет нам выявить или опровергнуть предполагаемую разницу между показателями уровня тревожности и агрессивности подростков.



Заключение.


Чтобы наглядно увидеть уровень распределения показателей, как они соотносятся друг с другом, построим «ось значимости». Чем больше расхождения эмпирических частот, тем больше будет величина X2. Поэтому зона незначимости расположена слева, а зона значимости – справа


         


На основании этих данных можно заключить, что X2крит. находится левее, чем Х2эмп. Следовательно,  Х2крит.< Х2эмп.

Нулевая гипотеза (Н0) отвергается и считается, что расхождения между распределениями статистически достоверны. Отсюда можно заключить,  что  по результатам исследования данной выборки, агрессивность и повышенная тревожность взаимосвязаны.

Девиантное поведение несовершеннолетних является сейчас наиболее актуальной проблемой. Оно имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка, подростка, юноши. При этом большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности.

Список литературы.

 

1)

Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1980. — 416 с.


2)

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Москва. 1991. – 240 с.


3)

Лупандин В.И. Математические методы в психологии. 1997. – 350 с.


4)

Немов Р.С. Психология, книга 3-я. М. Высшая школа. 2001. – 640 с.


5)

Столяренко Л.Д. Основы психологии. М. 2002. – 740 с.