Оглавление

Введение. 3

1.    Понятие потребительской кооперации. 5

1.1. Система потребительской кооперации как субъект рынка. 7

1.2.     Конкуренция  с  участием  предприятия  потребительской  кооперации  на рынке. 10

2. Место и роль потребительского кооператива в системе рыночных отношений. 14

3. Участие потребительской кооперации в формировании региональных рынков. 18

4. Направления деятельности потребительской кооперации на местных региональных рынках. 24

Заключение. 32

Список используемой литературы.. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С началом рыночных отношений в Российской Федерации возник вопрос о введении основных элементов рынка, благодаря которым функционирует рыночная экономика. Многообразие организационно-правовых форм, регламентируемых Гражданским Кодексом Российской Федерации, позволяет понять общие принципы построения рынка и рыночных отношений. Поскольку потребительские кооперативы и их союзы сформировались как равноправные субъекты рыночных отношений, потребительская кооперация играет важную роль в экономике России в целом и в развитии местных региональных рынков. Этим обоснована актуальность выбранной темы.

Потребительские кооперативы выступают формой разрешения противоречий, которые возникают на рынке.  Это одна из наиболее эффективных форм функционирования предприятия. Поэтому исследование деятельности предприятий потребительской кооперации, их сильных и слабых сторон, описание их организационных форм, изучение материально-технической базы и выявление перспектив их дальнейшего развития на территории региональных рынков являются главными задачами данной работы.

Роль потребительской кооперации в развитии местных региональных рынков будет рассматриваться с той позиции, при которой потребительский кооператив функционирует как равноправный субъект рынка и имеет свои конкурентные преимущества.

 В качестве источников информации выступали научная литература (Потребительская кооперация Российской Федерации //Теория и история кооперативного движения. СибУПК, 1999;  Кооперативы по производству товаров и оказанию услуг: Справочное пособие/под ред. П.В. Савченко. – М.: Экономика, 1991; Сипко Л.А. Научно-организационные основы совершенствования экономических отношений потребительской кооперации в условиях формирования рыночной экономики села. – Новосибирск: ИЭ и ОПП СОРАН, 1999), статьи из периодических изданий («Илин», «Вестник ТИСБИ, Некоммерческие организации в России и др.), законы РФ о потребительской кооперации, сеть Интернет.

1.     Понятие потребительской кооперации.

 

Слово «кооперация» обозначает совместное ведение дел. Суть кооперации представляет собой способ или форму ведения хозяйственной деятельности, характеризуемую, прежде всего, совместным участием заинтересованных в этой деятельности лиц. Прямая задача кооперации – получение хозяйственного материального результата, выгоды участников кооперации. [5, с. 288]

         Потребительская кооперация — система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Потребительским кооперативом признается добровольно объединение граждан и юридических лиц на основе членства (целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Отличие потребительских кооперативов от других субъектов рынка состоит в том, что целью их предпринимательской деятельности является удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов, более справедливое распределение доходов, развитие демократических форм управления. Предпринимательская деятельность осуществляется в сфере торговли, услуг питания, заготовительной, производственной деятельности. Организации потребительской кооперации  имеют транспортное хозяйство, ведут строительство, развивают сельское хозяйство, занимаются промысловой деятельностью. [9, с. 17] Они имеют мощные источники финансирования,  такие как фонд развития потребкооперации, заемные средства населения, фонд подготовки кадров, средства из денежной выручки на закупки сельхозпродукции у населения.

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

·        создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

·        закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

·        производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

·        оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг. [3, с. 2]

1.1. Система потребительской кооперации как субъект рынка.

Российский опыт, как и мировой, подтверждает, что кооперация – компонент рыночных отношений. В качестве составной части рыночной системы она заполняет уготованную ей «нишу», обслуживая тех производителей или потребителей, у которых есть потребность и возможность выхода на рынок, но которым затруднительно и разорительно это делать без взаимодействия с другими носителями таких же потребностей. Довольно четко прослеживается связь условий и масштабов кооперативной деятельности, ее хозяйственной и социальной эффективности с уровнем и глубиной развития  товарных отношений, других компонентов рыночной экономики. [6, с. 47]

Рассматривая рыночную экономику, следует учитывать ее непосредственную связь с процессами обращения, то есть с торговлей, с деятельностью многообразных форм собственности и хозяйствования, к которым относится и потребительская кооперация.

Функционирование рыночной экономики осуществляется через рынок, изучение которого позволяет обеспечивать эффективное ведение хозяйства. Эффективность же, в свою очередь, может определяться скоростью обращения товарной массы, для чего необходимо изучать факторы: сколько, что и для кого производить.

Отметим, что индикатором определения товародвижения и потребления является торговля. В данной сфере решаются вопросы специализации торговли, формирования товарного ассортимента, развиваются различные формы реализации товаров. Торговля занимается процессами распределения и перераспределения подавляющего большинства товаров. Переход к рыночной экономике неразрывно связан с созданием современной конкурентоспособной торговой системы, сориентированной на рынок и коммерческую деятельность, нацеленной на раскрепощение экономической инициативы, использование различных форм товарного обращения. Рыночные отношения предъявляют требования к развитию приемлемых форм торговой системы. В настоящий период наиболее ответственный момент - формирование субъекта рынка. Таким субъектом является система потребительской кооперации.

Решающим этапом практического реформирования экономики является создание цивилизованного рыночного хозяйства, сориентированного на социальные цели. Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности наталкивается на социальные и экономические противоречия. Большинство рыночных структур коммерциализируется. Их основная цель - извлечение прибыли. В этих условиях потребительская кооперация остается некоммерческой структурой и ставит социальные задачи по защите интересов своих членов посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения. Потребительская кооперация предназначена задумываться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах. С одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя, с другой - рыночные условия заставляют потребительскую кооперацию развивать предпринимательскую деятельность. Для развития потребительской кооперации в условиях рыночной экономики и возможности по выполнению социальных функций необходимо соблюдение основного требования рыночных отношений: они должны развиваться в правовой среде, которая регламентирует деятельность всех хозяйствующих субъектов. [8, с. 34]

Для реализации поэтапного стимулирования государством перехода предприятий ПК на рыночные принципы функционирования необходимо:

1) определить требования (оценочные критерии), предъявляемые к реформируемому предприятию, включая:

·   ведение реестра акционеров;

·   наличие бизнес-планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

·   отсутствие текущей задолженности по уплате налогов;

·   снижение не денежных форм расчетов;

2) разработать комплекс мер по стимулированию выполнения предприятиями предъявляемых требований;

3) создать условия для реформирования предприятий, имея в виду значительное увеличение уставного капитала для обеспечения гарантий удовлетворения возможных требований кредиторов:

·  повышение ответственности руководителей предприятия за сокрытие от участников (соучредителей), акционеров информации:

·  организация подготовки и переподготовки руководителей и специалистов предприятий;

4) способствовать улучшению экономического положения предприятий, повышению конкурентоспособности их продукции, стимулированию инвестиционной деятельности на основе мер, предусматривающих:

·   изменение амортизационной политики в части обеспечения свободного выбора методов амортизационной политики;

·   организовать переподготовку по специально разработанным программам обучения бухгалтеров, экономистов предприятий. [12, с. 26]

Переход к рыночной экономике требует серьезного финансового оздоровления всех звеньев и отраслей кооперативного хозяйства. В наибольшей мере это касается сельских потребительских обществ и основной сферы их деятельности - торговли. Неотъемлемой частью коммерческого расчета в потребительской кооперации является режим экономии, который заключается в рациональном расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Важной проблемой для финансового оздоровления торговой деятельности сельских потребительских обществ является оптимизация объемов и состава издержек обращения. [12, с. 27]

1.2.         Конкуренция  с  участием  предприятия  потребительской  кооперации  на рынке.

 

Предприятие потребительской кооперации может успешно функционировать, если оно готово к конкурентной борьбе за потребителя и способно предложить ему высококачественный конкурентоспособный товар. Чтобы завоевать и сохранить превосходство на рынке, недостаточно просто предложить товар, но и необходимо обладать эффективно функционирующей системой сбыта. Для длительной успешной работы предприятия необходимо разрабатывать собственную стратегию в области управления конкурентоспособностью. При этом следует учесть экономическое состояние рынка района, региона, сегментацию рынка, расчетный уровень цен, ожидаемый уровень конкуренции, перспективные рынки.

Конкурентоспособность - это многоаспектная категория, включающая ряд взаимосвязанных и взаимообуславливающих элементов - информационный, управленческий, маркетинговый, финансовый потенциал и т.п. Достижение приоритетов по каждому из этих направлений обеспечивает бесспорное преимущество предприятия в конкурентной борьбе. Для предприятий ПК такой суммарный эффект в ближайшее время маловероятен в силу множества объективных и субъективных причин. В связи с этим важна концентрация сил на достижении стратегических, наиболее важных преимуществах системы, а также использование новых способов конкуренции.

Имеющиеся конкурентные преимущества (разветвленная материально-техническая база, опытные кадры, сложившиеся хозяйственные связи, возможность совершенствования сервисного обслуживания) реализуются не в полной мере. [11, с. 79]

Конкурентоспособность предприятия – реализация     его детально проработанной экономической стратегии. Она предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами. В условиях рынка каждое предприятие разрабатывает свою экономическую стратегию. Отправной точкой служит определение стратегической цели хозяйствования. Стратегической целью и основной линией развития предприятий ПК должно стать достижение финансовой устойчивости. То есть на данном этапе развития системы ПК приоритетным аспектом должен стать финансовый, так как достаточность реального собственного капитала, обеспеченность собственными оборотными средствами и безубыточность обеспечивают и могут обеспечить возможность решения всех других вопросов в жизнедеятельности системы, в том числе решение социальных задач, внедрение эффективного маркетинга, развитие инвестиций.

Потребительская кооперация имеет конкурентные преимущества, которые обуславливают перспективы ее развития в 21 веке:

·        организационное единство системы и общность экономических интересов хозяйствующих субъектов, позволяющих снизить предпринимательский риск;

·        наличие развитой материально-технической базы;

·        многоотраслевой характер деятельности, позволяющий создать интегрированное хозяйство;

·        квалифицированный кадровый потенциал;

·        наличие постоянных потребителей на рынке товаров и услуг, доверие со стороны населения;

·        сложившийся имидж социально-ориентированной системы и надежного партнера;

·        законодательная база и государственная поддержка. [9, с. 14]

Для того чтобы достичь стратегических целей, предприятиям необходимо выработать определенные правила и приемы их достижения, а именно:

1)    исследование рынков потенциальных товаров и услуг и выбор стратегических зон хозяйствования (сегментация, вторжение на смежные или ранее захваченные);

2)    формирование ассортимента;

3)    создание собственной сбытовой сети;

4)    взаимодействие с рынками факторов производства, ценных бумаг, валюты, обеспечивающих поддержание стратегического потенциала предприятия;

5)    формирование эффективной ценовой политики;

6)    предотвращение банкротства.

Конкуренция создает стимулы для снижения себестоимости издержек и потребительских цен; обеспечения более высокого уровня качества и надежности производимых товаров и более полного удовлетворения спроса; открытия новых потребностей и способов их удовлетворения для создания новых типов продуктов.

Одним из направлений повышения конкурентоспособности предприятий ПК  является привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий. Сам факт притока инвестиций можно рассматривать как исходный пункт для движения вперед. Одно из направлений сотрудничества - создание сети совместных предприятий с участием иностранного капитала. Заинтересованность при этом очевидна - это внедрение новых технологий производства, передовой опыт, насыщение рынка товарами на основе взаимного интереса. Совместные предприятия будут реализовывать основной принцип деятельности - все заработанные средства вкладывать в развитие производства и заготовку продовольственного сырья в местных хозяйствах, общепите и т.д. [7, с. 42]

Выделим основные пути обеспечения конкурентоспособности предприятий потребительской кооперации:

·                     сохранение целостности системы ПК как социально-экономической структуры;

·                     обеспечение функционирования неприбыльных, но социально значимых предприятий (перераспределение затрат);

·                     развитие форм взаимовыгодного сотрудничества с местной администрацией;

·                     обеспечение господдержки в решении социальных задач;

·                     развитие собственного производства в комплексе отраслей ПК;

·                     развитие корпоративной культуры. [12, с. 30]

 

 

2. Место и роль потребительского кооператива в системе рыночных отношений.

В период становления рыночных отношений и глубокого обновления и демократизации общества должно было повышаться роль потребительской кооперации в удовлетворении потребностей населения в продовольствии, товарах народного потребления, различного вида услуг, повышении творческой активности масс.

Однако кардинальной перестройки деятельности потребительской кооперации не произошло. В то же время именно кооперация, в том числе потребительская, может при рыночных отношениях взять на себя функции, которые необязательно должно выполнять государство и тем самым способствовать нормализации и эффективному развитию рынка, совместно с государством укрепить и развить товарные производство на селе.

Современный этап развития экономики характеризуется появлением новых отраслей и видов деятельности крестьянских и фермерских хозяйств и обществ с ограниченной ответственностью. Факторы роста производства продовольствия и других товаров из сельскохозяйственного сырья во многом лежат вне сельского хозяйства. Поэтому объективной необходимостью становится проведение исследований, позволяющих определить пути усиления роли воздействия сельской потребительской кооперации на повышение конечных результатов деятельности хозяйствующих субъектов по производству сельхозпродуктов. [6, с. 134]

В современных условиях место сельской потребительской кооперации в системе рыночных отношений определяется ее взаимосвязью с сельским хозяйством. В рыночной экономике трудно найти другую хозяйственную систему, которая в большей степени могла бы быть связана с сельским хозяйством, чем сельские потребительские кооперативы и их ассоциации (союзы). Углубление и совершенствование этих связей имеет немаловажное значение.

Будущее системы сельской потребительской кооперации определяется перспективами развития сельского хозяйства, всей производственной и социальной сферы села, что в свою очередь связана с укреплением хозяйствующих субъектов аграрного комплекса. Вот почему изучение не только современных тенденции, но и объективных закономерностей дальнейшего функционирования сельских потребительских кооперативов и ассоциации, усиления их социальной роли в рыночном обществе возможно лишь с учетом процессов агропромышленной интеграции. В составе агропромышленного комплекса можно выделить хозяйственную деятельность системы сельской потребительской кооперации, связанную с заготовкой, переработкой и реализацией товаров, основой которых служит сельскохозяйственное сырье.

В период рыночных отношений повышается роль системы сельской потребительской кооперации в удовлетворении потребности населения в продовольствии, товарах народного потребления различного рода услугах, повышении творческой активности масс. [9, с. 16]

Развитие кооперативного движения следует поднять на государственный уровень, чтобы вовлечь в него не только производство, но и переработку, реализацию продукции, производственно-техническое обслуживание, кредитно-финансовую деятельность, все уровни управления и все субъекты хозяйствования – сельскохозяйственные предприятия, личные подсобные и крестьянские хозяйства. Нужны новые, нетрадиционные схемы развития интеграции, подходы, основанные на участие банков, промышленности, сельских потребительских кооперативов, их ассоциации и др.

Государство должно поддерживать крупное сельскохозяйственное производство, помочь ему адаптироваться в рыночных условиях, обеспечить эффективное управления им. Укрепление и концентрация сельскохозяйственного производства общемировая тенденция, и мы поступив в противовес ей, допустили разрушение создавшихся годами крупных предприятии.

Важнейший процесс нового курса аграрной политики - совершенствование земельных отношений между людьми в процессе владения, пользования и распоряжения землей. Например, деление земли на паи привело к тому, что 50-60% земли сегодня находятся у неработающей части населения. При этом земельные доли, как правило, оказались слишком малы для обеспечения товарного производства сельскохозяйственных продуктов. Следует исправить допущенные ошибки. Надо переломить негативную ситуацию в сельском хозяйстве, обеспечивая наращивание экономических показателей с учетом того, что агропромышленный комплекс может способствовать экономическому подъему других, в частности предприятии сельских потребительских кооперативов и их ассоциации.

Методической основой системного подхода является принцип взаимосвязей. Системный подход к изучению потребительской кооперации предполагает рассмотрение не только ее функциональных связей, форм взаимодействия звеньев систем, но и ее социальных связей, что соответствует требованиям рыночной экономики и анализу сложных предметов и явлении.

Обмен деятельностью между предприятиями сельских потребительских кооперативов и другими предприятиями (отраслями), а также реализация конечной продукции хозяйств сельскохозяйственного производства в кооперативной торговле, обеспечивающие непрерывность производственного процесса, характеризует производственную сторону экономических связей. [12, с. 31]

Переход к рыночной экономике и широкое использование свободного предпринимательства оказывают существенное влияние на хозяйственную деятельность потребительской кооперации, главной задачей которой является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков, населения в целом.

В настоящее время потребительская кооперация в основном реанимирует и развивает те виды деятельности, которые она осуществляла в условиях социалистической системы хозяйствования: торговля, общественное питание, заготовки, производство некоторых товаров народного потребления, транспортировка грузов, в небольшом объеме строительство несложных объектов, подготовка и переподготовка кадров.

Переход к рыночным отношениям породил в потребительской кооперации как положительные, так и отрицательные моменты. Стремление к полной реализации требований рынка в потребительских обществах привело к сокращению ассортимента реализуемых товаров, сокращению объема выпускаемой продукции, снижению, а кое-где и сокращению до нуля объемов закупок, отмене субсидий, некредитоспособности и т.п.

В результате непродуманных рыночных «преобразований» большинство сельских потребительских союзов стало убыточными, некоторые абсолютно прекратили свою деятельность. Положительное влияние перехода к рынку заключается в независимости от политических пристрастий и движений и перестройке ряда потребительских обществ, приспособлении их к осуществлению широкого спектра услуг, наиболее соответствующих потребностям и возможностям рынка. [12, с. 34]

 

3. Участие потребительской кооперации в формировании региональных рынков.

Будущее системы потребительской кооперации на местных региональных рынках определяется перспективами развития сельского хозяйства, всей производственной и социальной сферы села, что в свою очередь связана с укреплением хозяйствующих субъектов аграрного комплекса. Вот почему изучение не только современных тенденции, но и объективных закономерностей дальнейшего функционирования сельских потребительских кооперативов и ассоциации, усиления их социальной роли в рыночном обществе возможно лишь с учетом процессов агропромышленной интеграции. В составе агропромышленного комплекса можно выделить хозяйственную деятельность системы сельской потребительской кооперации, связанную с заготовкой, переработкой и реализацией товаров, основой которых служит сельскохозяйственное сырье.

В период рыночных отношений повышается роль системы сельской потребительской кооперации в удовлетворении потребности населения в продовольствии, товарах народного потребления различного рода услугах, повышении творческой активности масс. [11, с. 76 ]

         В современных условиях потребительская кооперация должна принять активное участие в формировании регионального потребительского рынка, в повышении социально-культурного уровня сельского населения. Эти задачи должны решаться на новой организационно-методической основе, так как информация, используемая потребительскими кооперативами недостаточна. Сегодня потребительские кооперативы не занимаются изучением спроса населения, анализом покупательных фондов населения, товарного предложения и т.д.

Проблемы изучения спроса включает в себя текущее изучение спроса населения и прогнозирования его на перспективу. Районные, сельские потребительские кооперативы, магазины решают в основном задачу сбора, обработки, анализа информации на отдельные ассортиментные позиции, подгруппы товаров. Однако эта задача выполняется недостаточно серьезно, так как маркетинговые исследования должны проводиться на стыке многих дисциплин, таких как экономика, менеджмент, социология, математика, статистика и т.д. Сегодня кооперативные службы не располагают квалифицированными кадрами, что не позволяет повысить эффективность их работы. [7, с. 101]

При оценке по изучению спроса следует выделять не только экономическую, но и социальную эффективность. Она отражает результат деятельности работников торговых предприятий и выражается в сокращении издержек потребления. В связи с тем, что учет социальной эффективности сложен, косвенными ее показателями можно считать сопоставление во времени товарооборота на душу населения в целом и по товарным группам; сопоставление во времени процента охвата покупательных фондов обслуживаемого населения; количество жалоб в отношении удовлетворения спроса; данные о неудовлетворенном спросе населения; количество выполненных заказов покупателей на приобретение необходимого товара и т.д.

Развитие спроса сельского населения, обслуживаемого кооперативной торговлей региона, характеризуется существенными особенностями. На его формирование оказывают влияние социально-экономические преобразования, происходящие в развитии современного села: индустриализация сельскохозяйственного производства, изменения товарного предложения, денежных доходов, социально-культурного развития села. К сожалению, следы индустриализации сельскохозяйственного производства незаметны, требует изменений в сторону повышения и денежные доходы, а также товарное предложение. [6, с. 49]

Потребительские общества получили практическое воплощение во многих европейских странах и сегодня продолжают свою деятельность. Возможность функционирования системы потребительской кооперации в условиях становления рынка повышает актуальность проблемы эффективного управления данной системой.

Получение максимума прибыли предприятиями потребительской кооперации при минимуме издержек обращения и достижение уровня рентабельности, обеспечивающего текущую и перспективную деятельность потребительских обществ и их союзов, предопределяют использование такого метода, как коммерческий расчет. Как категория рыночной экономики он представляет собой метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат (издержек обращения) и результатов деятельности потребительских обществ, их союзов, а также отдельных предприятий потребительской кооперации.

Необходимо отметить, что коммерческий расчет базируется на рыночных элементах: частной собственности, свободе предпринимательства, личном интересе, конкуренции, свободном ценообразовании. Значит, потребительская кооперация оказывает прямое воздействие на эти факторы. Реализацию этих принципов можно рассматривать с позиции переоценки всех сторон деятельности потребительского общества (отдельного торгового предприятия) с целью оптимизации издержек обращения и получения максимальной прибыли. [5, с. 274]

Отметим, что раньше как доминирующий фактор роста доходов рассматривалось расширение объема деятельности для торговых предприятий - увеличение товарооборота. Сегодня можно говорить о первоочередной задаче оптимизации затрат предприятий потребительской кооперации, установлении большей справедливости системы издержек торговых предприятий при формировании розничных цен. Система ценообразования изменилась. Торговые надбавки предприятия устанавливают самостоятельно.

Избавляясь от чрезмерно администрированного учета, отчетности, планирования, следует перейти к стратегическому планированию, что требует совершенствования деятельности экономических служб системы потребительской кооперации. При изучении состояния и перспектив развития рынка товаров и услуг, определении оценки конкурентной силы потребительской кооперации на рынке, работники экономических служб должны использовать инструменты маркетинга и менеджмента.

Перед потребительской кооперацией стоит задача решения проблемы отставания научно-технического прогресса (отсутствие персональных компьютеров, недостаток электронно-кассовых аппаратов, нехватка квалифицированных кадров), что позволит поднять уровень маркетинговых исследований, совершенствовать менеджмент на районном и областном уровнях. [12, с. 29]

Основные аспекты стратегии потребительской кооперации при ее влиянии на формирование местных  региональных рынков:

·        диверсификация деятельности, в том числе за счет освоения новых, приоритетных видов деятельности;

·        качественная оценка конъюнктуры регионального рынка (исследование рынков потенциальных товаров и услуг и выбор стратегических зон хозяйствования);

·        перепрофилирование мощностей;

·        активный маркетинг (в том числе формирование ассортимента; создание собственной сбытовой сети; формирование эффективной ценовой политики);

·        комплексная автоматизация всех отраслей деятельности в ПК;

·        информационное обеспечение;

·        использование преимуществ кредитной, финансовой, налоговой политики. [6, с.267]

Главной задачей хозяйственной деятельности потребительской кооперации является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков, населения в целом. Поэтому, нельзя не отметить, что переход к рыночной экономике и широкое использование свободного предпринимательства оказывают существенное влияние на потребительскую кооперацию так же,  как, в свою очередь, она влияет на формирование местных региональных рынков.

Основные виды деятельности, которые она особенно активно  развивает в настоящее время,  это подготовка и переподготовка кадров, общественное питание, торговля, производство некоторых товаров народного потребления, заготовки, транспортировка грузов, а также иногда строительство несложных объектов.

Потребительские общества  стремятся к полной реализации требований рынка, что приводит к снижению или сокращению до нуля объемов закупок, сокращению ассортимента реализуемых товаров, сокращению объема выпускаемой продукции, отмене некредитоспособности, субсидий.

Рыночная экономика предъявляет жесткие требования выживаемости кооперативного движения в условиях конкуренции и нехватки материальных и финансовых ресурсов. Наибольшее влияние на развитие региональных рынков оказывают ценности кооперации, те основы идеи кооперации, которые отражают ее общечеловеческое значение, имеют непреходящий смысл и на протяжении двух веков остаются неизменными. Это  взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость, солидарность, честность, открытость, социальная ответственность и забота о других. В отличие от ценностей, кооперативные принципы есть конкретизированные идеи. Они используются как фундамент, основа в политике, руководстве и осуществлении кооперативной деятельности на местных рынках.

К ним относятся добровольность и открытое для всех членство, демократический членский контроль, реальное экономическое участие членов в деятельности кооперативов, автономия и независимость кооперативов, создание условий для получения образования, повышения квалификации пайщиков кооперативов, сотрудничество между кооперативами на местном, региональном, национальном и международном уровнях, забота кооперативов о нуждах будущего развития общества в целом.

Названные принципы кооперации следует обязательно учитывать, планируя и осуществляя деятельность потребительской кооперации на местных региональных рынках.  [8, с. 27]

4. Направления деятельности потребительской кооперации на местных региональных рынках.

 

Деятельность потребительской кооперации на местных рынках очень разнообразна. В основе ее лежит торговое обслуживание сельского населения. В районах организованы работы предприятий по сбору, заготовке и хранению сельскохозяйственной продукции, звероводства, производство товаров народного потребления. Осуществляется строительство производственных объектов, предприятий общественного питания, объектов социального значения. Заготовительная деятельность предприятий потребительской кооперации – основа  успешной работы перерабатывающей промышленности. Через предприятия потребительской кооперации решаются вопросы об эффективных формах сотрудничества с колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными организациями, личными подсобными хозяйствами граждан. [7, с. 104]

В целом потребительская кооперация  располагает мощной материально-технической базой по заготовке, производству, переработке и реализации заготовленной и закупленной продукции. Потребкооперация имеет широкую сеть магазинов и предприятий общественного питания в районных центрах и сельской местности республики. Все перечисленные объекты построены и введены в строй за счет собственных средств, без привлечения государственных ресурсов.

Из вышеизложенного можно увидеть, что потребительская кооперация обладает большим потенциалом и характеризуется как крупный заготовительно-производственный торговый комплекс со значительной материально-технической базой и большими товарными ресурсами, которые являются фундаментом борьбы за место на региональных рынках. Для потребительской кооперации переход к рынку означает использование заложенной в самой ее сути экономической свободы.

Бесспорно и то, что в условиях рыночной экономики потребительская кооперация должна стремиться к получению прибыли. Прибыль необходима для достижения цели потребительских союзов - улучшения обслуживания членов потребительских обществ. В связи с вышеизложенным появляется настоятельная необходимость совершенствования управления объектами потребительской кооперации с учетом особенностей данной системы, ее задачами и перспективами дальнейшего развития. [5, с. 290]

Деятельность потребительской кооперации на местных рынках будет осуществляться по следующим направлениям:

1. Заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции. Организации потребительской кооперации должны гарантировать приемку всей продукции, произведенной и предлагаемой населением, а также лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод и грибов, вторичного и кожевенного сырья через магазины потребительской кооперации, в том числе в форме товарообмена.

2. Услуги.                                                                                       Потребительская кооперация способна полностью охватить сельский рынок платных услуг. Стратегия развития услуг для сельского населения силами и средствами потребительской кооперации заключается в формировании новой отрасли.

Услуги становятся перспективной и экономически выгодной отраслью деятельности. Повышенный спрос на услуги обеспечит приоритетное развитие этой сферы и приток дополнительной рабочей силы в систему. Сфера услуг является наиболее привлекательным видом деятельности. В сферу услуг возможно привлечение молодежи, пенсионеров, инвалидов и других категорий из числа незанятого населения на неполный рабочий день. [11, с. 80]

3. Кредитно-страховая деятельность.                                                 Планируется создать кооперативный банк, страховую компанию, увеличить количество кредитных потребительских кооперативов. Потребительским обществам необходимо развернуть работу по привлечению заемных средств у населения.

5. Оптовая и розничная торговля.

В развитии местных региональных рынков особая роль отводится оптовой торговле потребительской кооперации. Для развития местных рынков необходимы современные подходы к поиску и отбору поставщиков.

Оптовые организации должны осваивать рынок малой и сверхмалой техники для домашнего хозяйства, маломасштабного производства, организовывать выставки малой и сверхмалой техники (сепараторы, сушилки для грибов, ягод, прессы малой мощности, хлебовыпечки на инфракрасном излучении, малая сельскохозяйственная техника и т.д.).

Удовлетворяя в основном спрос сельских жителей, розничные торговые предприятия непосредственно влияют на состояние этих рынков. Основными направлениями развития розничной торговли являются:

· охват товарооборотом не менее 50% денежных доходов сельского населения, направленных на покупку товаров;

·  формирование спроса на продукцию собственного производства и увеличение ее доли в розничном товарообороте до 50%;

· внедрение электронной торговли, рекламной деятельности через Интернет, системы электронного учета покупок пайщиками и расчета бонусов;

· включение в активную деятельность закрытых предприятий розничной торговли;

· эффективное использование имеющихся площадей предприятий розничной торговли путем преобразования их в «магазины — приемозаготовительные пункты», занимающиеся наряду с торговлей продовольственными и промышленными товарами продажей лекарственных средств, приемом заказов на бытовые услуги, закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, вторичного и кожевенного сырья, изделий народных промыслов;

· улучшение торгового обслуживания населения путем организации торговли по образцам, предварительным заказам с доставкой на дом;

· расширение товарного ассортимента;

· увеличение объема розничной торговли потребительской кооперации на городских рынках, учитывая конъюнктуру на которых, необходимо активно формировать спрос на собственную продукцию, используя современные средства коммуникации.

6. Общественное питание.

Общественное питание имеет значительные возможности на внутреннем рынке. Предусматривается опережающая динамика оборота общественного питания по сравнению с оборотом розничной торговли. Это станет возможным благодаря расширению ассортимента и повышению качества продукции и услуг, реконструкции и перепрофилированию действующих предприятий, усилению их социальной направленности.

Одно из важнейших стратегических направлений деятельности предприятий питания — увеличение выпуска продукции собственного производства и реализация ее в розничной торговой сети потребительских обществ (союзов), что позволяет эффективнее использовать производственные мощности, полнее удовлетворить спрос сельского населения. Следует открывать в кооперативных магазинах отделы (филиалы) полуфабрикатов, кондитерских изделий. Усиление социальной деятельности — одно из приоритетных направлений развития предприятий массового питания. Потребительская кооперация — организация, которая должна развивать сеть столовых, буфетов в учебных заведениях. Усиление социальной деятельности — одно из приоритетных направлений развития предприятий массового питания. Потребительская кооперация — организация, которая должна развивать сеть столовых, буфетов в учебных заведениях. [11, с. 82]

Целесообразно обратить внимание на предприятия общественного питания. Известно, что кризис экономики затронул все сферы нашей жизни и не обошел и этот вид деятельности. Для того, чтобы создать хотя бы небольшой товарооборот, сохранить и удержать скудный запас денежных средств регионов, необходимо дать возможность развиваться общественному питанию.

При наличии действенных нормативных актов по поддержке этого вида деятельности, так или иначе связанной с торговлей, развитие сети общественного питания (создание кафе, бистро, ресторанов) привело бы к решению небольшой части проблемы, связанной с отсутствием денежных средств.

Во-первых, местные производители и местное население могли бы предложить свою сельскохозяйственную продукцию предприятиям общественного питания.

Во-вторых, население, в свою очередь, пользовалось бы услугами кафе, баров, бистро и ресторанов, оставляя там свои наличные деньги, которые шли бы на закуп местной сельскохозяйственной продукции.

В-третьих, с открытием предприятий общественного питания могли бы появиться дополнительные рабочие места.

Стратегическое направление развития массового питания — выпуск продукции для детей и молодежи. Удовлетворению потребностей современной молодежи способствует открытие вечерних клубов, баров, дискотек, предприятий быстрого обслуживания.

7. Лизинг.                                                                                                                                                    Лизинговая поставка техники и оборудования по переработке и производству продукции.

        8. Строительство.

Потребительские общества будут строить объекты для обеспечения своей деятельности, также выполнять подрядные работы на основе заключаемых договоров.

9. Образовательная деятельность.

Система непрерывного образования, включающая колледж, институт, курсы повышения квалификации, будет постоянно совершенствоваться. Наряду с курсами и семинарами должна использоваться учеба в университетах, аспирантуре и докторантуре.

Необходимость кадров в учебе объясняется тем, что при рыночной экономике ситуация меняется быстро, появляются все новые проблемы, которые предстоит решать работникам потребительской кооперации. Учеба должна охватывать не только руководителей, но и рядовых работников.

Эффективной формой может быть учеба в передовых предприятиях и организациях потребительской кооперации и других систем, для чего планируется создать сеть базовых предприятий с целью освоения новых технологий для дальнейшего внедрения в остальных предприятиях.

10. Внешнеэкономическая деятельность.

Потребительская кооперация в будущем должна выйти со своей продукцией на рынки других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья (в страны Азиатско-Тихоокеанского региона). Здесь наиболее востребованными будут экологически чистые продукты питания, продукция лесопереработки, лекарственные растения. [11, с. 84]

В области повышения эффективности хозяйствования предприятий потребительской кооперации на местных региональных рынках можно предложить следующие меры:

1) направить усилия кооперативных организаций:

·        на обеспечение неукоснительной реализации программы развития и совершенствования;

·        на реализацию социальной миссии потребительской кооперации (одно из главных стратегических направлений ее деятельности) — на борьбу с бедностью и решение проблемы занятости населения за счет расширения многогранной деятельности потребительской кооперации;

2) активизировать с учетом накопленного опыта работу по открытию новых рабочих мест, заключать договоры с территориальными органами социальной защиты, располагающими для этих целей соответствующими средствами;

3) считать магазин-заготовительный пункт центром кооперативного участка, основным звеном в реализации хозяйственных и социальных задач, стоящих перед каждой кооперативной организацией, расширять с учетом местных условий и требований XXI века функции потребительского общества и магазина, осваивать и внедрять новые виды услуг;

4) иметь в каждом магазине, приемозаготовительном пункте, центре кооперативного участка книгу данных о подворьях населения, содержащую сведения о владельцах подворий, площади земельного участка и поголовье животных, возможных объемах реализации продукции животноводства и растениеводства, лекарственно-технической и кожевенной продукции, суммах предоставляемых заемных средств.

 Кроме того, вести журнал по учету заявок населения на оказание бытовых услуг, доставку товаров на дом и журнал учета покупок. Разработать типовую книгу учета данных о хозяйствах населения;

5) заключать с сельскими производителями долгосрочные договоры на продажу сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий народных промыслов, на предоставление разного рода услуг, взаимодействовать по другим направлениям их жизнедеятельности;

6) учитывая важную роль магазинов в осуществлении хозяйственных и социальных задач, замещать должности заведующих магазинами специалистами широкого профиля, умеющими работать с населением и проводить идеи кооперации в жизнь. Заведующий магазином должен стать основной фигурой в управленческой структуре, для чего необходимо систематически проводить учебу завмагов, приглашать их на заседания совета и правления потребительского общества, привлекать к разработке системы оплаты труда продавцов. С целью повышения профессионального уровня заведующих магазинами и продавцов, освоения ими новых форм работы, обмена опытом периодически проводить для этой категории работников на уровне улусов, районов и областей слеты, встречи, совещания, семинары, конкурсы на лучшего по профессии;

7) установить зависимость оплаты труда заведующих магазинами и продавцов от объемов торговой, закупочной деятельности, рентабельности работы, для чего вести в каждом магазине учет полученных доходов и произведенных расходов, использовать различные формы материального стимулирования за работу по привлечению заемных средств населения, приему заявок на оказание бытовых услуг, доставку товаров, информированию пайщиков, привлечению в кооперативы новых членов и т.д.;

8) обеспечить эффективное использование площадей магазинов, считать недопустимым сдачу магазинов и других производственных объектов потребкооперации в аренду, что ведет к появлению новых конкурентов, подрыву хозяйственно-финансовой деятельности и престижности потребкооперации;

9) навести порядок в паевых взносах, исходя из того, что размер паевого взноса должен быть доступным для каждого пайщика и любого гражданина, желающего стать членом потребительского общества. При этом следует учитывать, что паевой фонд составляет незначительную часть средств кооперативной организации, а паевой взнос выступает одной из форм, но не главной, экономического участия пайщиков в деятельности организации;

10) расширять и укреплять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Добиваться включения вопросов потребительской кооперации в региональные программы развития села;

11) внедрять замкнутый цикл деятельности кооперативных организаций: производить сельскохозяйственную продукцию (переработка-реализация), обеспечивая при этом высокое качество и сохранение потребительских свойств производимого товара. [2, с. 19]

Заключение

 

 

         Потребительские кооперативы и их союзы сформировались как равноправные субъекты рыночных отношений. Гражданский кодекс Российской Федерации зафиксировал потребительские кооперативы как  самостоятельную специфическую форму некоммерческих организаций.

Они активно осуществляют свою хозяйственную деятельность, связанную с торговлей, закупкой сельскохозяйственной продукции и сырья, производством и переработкой сельхозпродукции и т.д. Таким образом, предприятия  потребительской кооперации участвуют в распределении и перераспределении доходов.

Потребительская кооперация имеет конкурентные преимущества перед другими субъектами рынка, которые были описаны в работе, что обуславливает перспективы ее развития в 21 веке.

Подводя итоги, можно сказать, что, улучшая деятельность потребительской кооперации в условиях рынка путем ускоренного заимствования прогрессивных технологий и ноу-хау из-за рубежа, используя собственные научные разработки, приобретая новейшую технику, совершенствуя структуру основных средств, видоизменяя торговлю и развивая предпринимательство и малый бизнес, кооперативное производство, можно сохранить систему потребительской кооперации в целостности.

Кооперативное движение во всем мире развивается как высоко демократическое, сочетающее автономность на местном уровне и интеграцию в международном масштабе, рассматривается в качестве особой формы, адекватной современному развитию общества.

Список используемой литературы

 

 

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации: Закон РФ от 21 октября 1994 г.//Собрание законодательства РФ.1994. - №32.

2.     Ермаков В.Ф. Кооперативная самобытность в новом тысячелетии. 2000

3.     Закон    РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ  от 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ)

4.     Закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19.06.92 г., №3085 – 1.

5.     Кооперативы по производству товаров и оказанию услуг: Справочное пособие/под ред. П.В. Савченко. – М.: Экономика, 1991. – 319с.

6.     Кооперация как компонент рыночных отношений. Редкол. Файн Л.Е. – Иваново, 1996.

7.     О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации // Некоммерческие организации в России. 2004.

8.     Потребительская кооперация Российской Федерации //Теория и история кооперативного движения. СибУПК, 1999.

9.     Сероштан М.В. Перспективы развития кооперативного движения в 21 веке.//Кооперативная самобытность в новом тысячелетии. 2000.

10.           Сипко Л.А. Научно-организационные основы совершенствования экономических отношений потребительской кооперации в условиях формирования рыночной экономики села. – Новосибирск: ИЭ и ОПП СОРАН, 1999. – 248 с.

11.            Слепцов И. И.«Самобытная, социально ориентированная система...». Перспективы развития потребительской кооперации.//Илин №1, 2003.

12.            Хамидуллина Г.Р. Потребительская кооперация и  перспективы ее развития в условиях рыночной экономики. // Вестник ТИСБИ  № 2, 2000.

13.            www. yandex. ru.

Конец формы