Содержание





Введение. 2

Понятие конкурентных преимуществ. 3

Основные типы конкурентных стратегий. 6

Лидерство по издержкам. 8

Дифференциация. 10

Фокусирование. 11

Конкурентные преимущества ООО «Кондитер». 14

Заключение. 18

Список литературы.. 19


Введение

Любая стратегия бизнеса, чтобы быть успешной, должна опираться на достигнутое компанией конкурентное преимущество. Компания обладает конкурентным преимуществом, если ее позиция характеризуется более выгодным положением относительно соперников в конкурентной борьбе и привлечением покупателей.

Существует множество различных конкурентных преимуществ: преимущество товаров более высокого качества, предоставление покупателям более широкого круга услуг, сбыт товаров по относительно низким ценам, более выгодное географическое положение, производство товаров, не имеющих равноценных аналогов, производство более надежных и долговечных продуктов, предоставление большего объема услуг в расчете на одну покупку (комбинация высокого качества, хорошего сервиса и умеренной цены). Какую бы стратегию не избрала компания, если она стремится добиться конкурентного преимущества, то должна привлечь внимание потребителей к своей продукции, предоставляя большую "ценность", чем того ожидает покупатель. Дополнительная "ценность" создается одним из двух способов: либо предоставлением покупателям качественно выполненной продукции по более низким ценам, либо предоставлением продукции "более качественной", чем следует из оценок покупателей даже с учетом премиальной наценки.

Таким образом, актуально в настоящее время для руководства компанией выбрать правильную для данного предприятия конкурентную стратегию.

Целью данной работы является изучение основных конкурентных стратегий фирмы, а также их практической реализации на примере организации.

Понятие конкурентных преимуществ

Для своего бизнеса выбирают товары (или услуги), производство (оказание) которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны или где достижима широкая заменяемость исходного сырья и материалов.

Но эта хозяйственная стратегия не может рассматриваться, как универсальная и уж тем более она мало пригодна для тех предприятий, которые готовят бизнес план в связи с освоением продукции, предназначенной для конкуренции на мировых рынках.

Более глубокий подход – обеспечение себе устойчивой конкурентоспособности. Существует два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализация. Под более низкими издержками понимается не просто меньшая сумма затрат на производство, чем у конкурентов, а способность фирмы разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты. То есть необходимо организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром: от его конструкторской проработки до продажи конечному покупателю. Неспособность выстроить всю эту цепочку сведет на нет успех в любом из её звеньев.

Специализация – это способность удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это премиальную цену, т.е.  цену в среднем более высокую, чем у ваших конкурентов[1]. Иными словами, для обеспечения такого типа конкурентных преимуществ необходимо научится искусству выделяться в толпе конкурентов, предлагая покупателям товар, заметно отличающийся либо высоким  уровнем качества при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя.

При этом в любой данный момент времени строится стратегия обеспечения конкурентоспособности, опираясь лишь на один из видов конкурентных преимуществ – либо на более низкие издержки, привлекая покупателей относительной дешевизной товаров по сравнению с аналогичными  изделиями других производителей, либо на специализацию, вызывая интерес у наиболее взыскательных и требующих, прежде всего, высокого качества клиентов.

Имея в виду такое толкование видов конкурентных преимуществ выбирается наиболее приемлемая стратегия обеспечения и поддержания конкурентоспособности. Но прежде чем описать ассортимент таких стратегий, введем ещё одно понятие " диапазон конкуренции ", обозначающее широту той номенклатуры товаров, которая изготавливается, а затем продаётся. Основные типы стратегий обеспечения конкурентоспособности представлены на рис. 1.

Отдельные фирмы развивают свои операции по стратегии "уникальность и лидерство". Это означает, что они производят продукцию высшего мирового уровня качества, причем по широкой номенклатуре. Например, известный государственный концерн Кореи DAEWOO выпускает продукцию мирового уровня качества широкого и разнопланового диапазона: видео- и аудиоаппаратура, бытовая техника, автомобили, самолеты, изделия для космической техники. Такие фирмы, как правило, являются пионерами в области изготовления отдельных видов продукции с уникальными свойствами. Так фирма JVC, являясь мощным производителем с мировым уровнем качества, является создателем стандарта видеозаписи VHS. Продукция этих фирм дорога, но зато это лучшая продукция с нестандартными высочайшими качествами.

Есть фирмы, стратегия конкурентной борьбы которых основана не на специализации, а на более низких издержках производства. Они изготавливают большой ассортимент продукции стандартного мирового уровня качества и со стандартной ценой.

Третий тип фирм строит конкурентную стратегию на менее рискованных и более дешевых принципах – специализация при узкой номенклатуре продукции. Это продукция высшего мирового уровня в своих классах специализации и стоит недешево.


Рис. 1. Стратегии обеспечения конкурентоспособности

Четвертый тип фирм занимается выпуском узкого круга качественной продукции по дешевым ценам. Такая продукция не отличается изысканными и разнообразными свойствами. Она проста, надежна и дешева.

Естественно, не обязательно придерживаться только одной, некогда выбранной стратегии обеспечения конкурентоспособности. Освоив выпуск одного - двух изделий, доступных широкому кругу небогатых покупателей, можно начать подготовку к освоению другой стратегии. Путь расширения своего ассортимента, сохраняя все столь же низкие цены, оправдывающие не особенно высокий уровень качества приведет к стратегии ориентации на издержки , которая позволит резко увеличить и объемы реализации, и суммы получаемой прибыли (при довольно умеренной рентабельности, т.е. не слишком – то высоком отношении этой прибыли к сумме вложенных вами в дело собственных и заемных средств).

Если не расширять ассортимент, а все доходы направить на повышение качества своих товаров, то этот путь приведет к стратегии выборочной специализации. Этот путь может обеспечить достаточно высокий уровень рентабельности вложенного капитала.


Основные типы конкурентных стратегий

Опираясь на анализ привлекательности отрасли Портер указал на существование только двух путей достижения оптимального функционирования: либо фирма становится в своей отрасли производителем с самым низким уровнем себестоимости, либо она дифференцирует свою продукцию в тех направлениях, которые ценятся покупателем до такой степени, что он заплатит наивысшую цену, чтобы получить их.

Фирмы могут выбирать, применять ли им эти стратегии на широком рынке или же на узком сегменте рынка, где сфокусирована их деятельность. Компании всего мира имеют на вооружении поистине фантастически проработанные все мыслимые и немыслимые способы завоевания рыночного преимущества. В этом смысле, существует столько стратегий конкуренции, сколько конкурирующих фирм. Однако, отбрасывая все нюансы, можно выделить три основных стратегических подхода к ведению конкурентной борьбы:[2]

-        Стремление иметь самые низкие в отрасли издержки производства (стратегия руководящей роли в области издержек производства).

-        Поиск путей дифференциации производимой продукции от продукции конкурентов (стратегия дифференциации).

-        Фокусирование на узкой части, а не на всем рынке (стратегия фокуса, или ниши).

В таблице сгруппированы отличительные признаки трех основных стратегий[3].




Таблица 1. Отличительные признаки основных стратегий конкуренции

Тип признака

Руководящая роль в области издержек производства

Дифференциация

Фокусирование

Стратегическая цель

Значительный сектор на рынке товаров и услуг

Значительный сектор на рынке товаров и услуг

Узкая рыночная ниша, где потребности и вкусы покупателей сильно отличаются от остального рынка

Основа конкурентного преимущества

Более низкие по сравнению с конкурентами издержки производства

Возможность предоставления клиентам кое-чего отличного от конкурентов

Более низкие затраты по обслуживанию выбранной ниши или способность предоставить клиентам ниши то, что отвечает их потребностям и вкусам

Ассортимент выпускаемой продукции

Добротный базовый продукт с небольшим числом модификаций (приемлемого качества и небольшого выбора)

Богатый ассортимент, широкий выбор, сильный акцент на выбранных признаках дифференциации

Подогнан под специфические потребности выбранного сегмента рынка

Производственная тактика

Непрерывный поиск путей снижения издержек производства при сохранении приемлемого качества и характерных качеств продукции

Разработка методов предоставления дополнительной "ценности" покупателям

Подгонка под нишу

Тактика маркетинга

Стремление сыграть на признаках, позволяющих снизить издержки производства

- Строится на любых признаках, за которые покупатели готовы платить - Установка премиальной цены с целью покрытия дополнительных издержек дифференциации

Подчеркивание уникальной возможности производителя удовлетворить специфические потребности покупателей

Вспомогательная стратегий

- Экономически оправданные цены (стоимость) - Все элементы стратегии направлены на поддержание устойчивого преимущества в области издержек производства - главная задача руководства состоит в снижении издержек производства, из года в год, в каждой сфере деятельности

- Эффективное использование признаков дифференциации - постоянное совершенствование и внедрение новых технологий с целью отрыва от преследователей - концентрация усилий на разработке нескольких дифференцирующих признаков; использование их (признаков) для завоевания высокой репутации

Строгое следование принципу более полного по сравнению с конкурентами удовлетворения потребностей клиентов выбранной ниши; не терять имидж компании и не растрачивать силы на переключение на другие сегменты и расширение ассортимента с целью увеличения рынка

Лидерство по издержкам.

Существует множество способов снижения издержек с одновременным поддержанием среднего по отрасли качества, некоторые из них связаны с движением по кривой опыта, опережая рост конкуренции, увеличением масштабов производства для достижения максимальной экономии, которую можно получить от такого увеличения.

Основная суть двух этих эффектов состоит в том, что они подразумевают то, что объем реализации является важной предпосылкой к достижению низкой себестоимости. Путь к достижению лучших результатов подразумевает захват и удержание большей доли рынка. Вследствие этого, когда в борьбе участвует более одной фирмы, то конкуренция за обладание рынком может в значительной степени подорвать любое преимущество, основанное на низкой себестоимости, если цены снижаются фирмами, стремящимися к достижению определенных объемов реализации.

Низкая себестоимость может позволить фирме проводить при необходимости ценовую конкуренцию. Она также может являться источником прибыли, которая может быть реинвестирована в производство для улучшения качества продукции, в то время как цена на эту продукцию будет соответствовать средней цене по отрасли. Таким образом, не низкая себестоимость сама по себе предоставляет конкурентные преимущества, а возможности этой низкой себестоимости улучшают конкурентоспособность.

Существует два основных способа завоевания конкурентного преимущества в этой области[4]:

-        целенаправленная работа по снижению затрат и увеличению эффективности производства;

-        пересмотр полной структуры затрат и отказ от наиболее дорогостоящих и наименее эффективных технологических операций.

Оба подхода следует осуществлять одновременно. Как правило, производителя с низкими издержками производства стараются использовать любую представившуюся возможность снижения затрат. Их деятельность вписывается в рамки особой административной культуры: спартанское оборудование, скудные чаевые, невысокие премии управляющим, нетерпимость к отходам, скрупулезный просмотр бюджета организации, внедрение системы широкого участия служащих в деле снижения издержек производства. Но даже будучи крайне бережливыми в расходовании средств, компании этого типа не скупятся на вложение капитала в ресурсосберегающие технологии.

Фирма, претендующая на роль производителя с низкими издержками производства, должна тщательно проанализировать каждый этап приращения затрат.

Затем ей следует использовать все полученные знания о причинах увеличения затрат и творчески подойти к поискам путей их снижения. Везде, где это возможно, следует отказаться от производственных операций, выполнение которых приводит к резкому увеличению затрат. В результате осуществления подобного рода мероприятий компания может достичь громадных успехов в снижении издержек производства. В иллюстративной вставке 10 приводится история завоевания двумя компаниями сильных конкурентных позиций путем пересмотра традиционной отраслевой структуры затрат.

В качестве примера фирм, успешно реализующих стратегии снижения издержек производства, приведем Линкольн Электрик по производству оборудования для дуговой сварки, Бриггс и Страттон - небольших двигателей внутреннего сгорания, БИК - шариковых ручек, Блэк и Декер - инструмента, Дизайн Мануфекчурин - посудомоечных машин (известных на рынке под торговой маркой СИАРС КЕНМОР), Беард - Пулан - цепных пил, Форд -большегрузных автомобилей, Дженерал Электрик - множества бытовых приборов, ВОЛ-МАРТ - розничной продаже товаров, Саусвест Эарлайн - коммерческих воздушных перевозок[5].

То, что фирма является производителем продукции с низкой себестоимостью, должно оградить ее от воздействия пяти сил. Производитель с низкой себестоимостью занимает более выгодную позицию, позволяющую ему выжить во время ценовой войны, а осведомленность об этом может удержать от ценовой конкуренции конкурентов, у которых издержки выше.

Однако, существует несколько рисков, связанных со стратегией лидерства по издержкам.

1.          Чрезмерный акцент на эффективность может привести к потере фирмой реакции на изменяющиеся требования покупателей.

2.          Многие пути достижения низкой себестоимости могут быть легко скопированы

3.          Наибольшая угроза исходит от конкурентов, которые способны устанавливать цену на уровне предельной себестоимости, потому что у них есть другие, более рентабельные производственные линии, которые более чем покрывают постоянные производственные затраты.

Дифференциация

Стратегия дифференциации означает не только то, что нужно чем-то отличаться от других. Ключом к успеху при проведении дифференциации должна являться уникальность, которая ценится покупателями. Если покупатели желают платить за эти уникальные особенности большую цену, то надбавка к цене приведет к большей прибыльности.

Центральным в этой стратегии является понимание нужд покупателя. Необходимо знать, что ценится покупателем, предоставлять именно требуемый набор качеств и соответственно назначать цену. Успешно проводимая стратегия дифференциации уменьшает острую конкуренцию, которая часто наблюдается в отраслях по производству товаров широкого потребления. Если фирма добилась успеха, то определенная группа покупателей на этом сегменте рынка не будет рассматривать товары конкурентов. Если поставщики поднимут цены, "преданные" покупатели скорее всего примут конечное повышение цен, предложенное производителем эксклюзивного товара.

Однако стратегии дифференциации также присущ элемент риска.

1.          Основа достижения дифференциации может быть легко скопирована, в этом случае конкуренция в отрасли превратится в ценовую.

2.          Фирмы, ориентирующиеся на широкую дифференциацию, могут быть оттеснены компаниями, чьи усилия направлены только на один определенный сегмент.

3.          Если фирма будет игнорировать затраты на дифференциацию, то повышение цены не приведет к повышению прибыли.

Фокусирование

Стратегия фокусирования подразумевает выбор сегмента или группы сегментов в отрасли и удовлетворение потребностей этого сегмента с большей эффективностью, чем это могут сделать конкуренты, обслуживающие более широкий сегмент рынка. Стратегия фокусирования может применяться как фирмой, являющейся лидером по себестоимости, которая обслуживает данный сегмент, так и дифференциатором, удовлетворяющим специальные требования сегмента рынка тем способом, который позволяет назначить высокую цену. Так что фирмы могут конкурировать по широкому фронту или сосредотачиваться на узком направлении. Оба варианта стратегии фокусирования основываются на различиях между целевыми сегментами и остальными сегментами отрасли. Фирма, сфокусированная на себестоимости, может превзойти фирмы ориентирующиеся на широкий круг потребителей за счет своей возможности устранить излишества, которые не ценятся на данном сегменте.

Очевидной опасностью стратегии фокусирования является то, что целевой сегмент может по каким-либо причинам исчезнуть или сократиться.

Если фирма обнаружила возможность получать прибыль от реализации какого-либо товара по более высокой цене определенным потребителям, то, скорее всего, другие тоже смогли разглядеть этот манящий свет. Прежде чем руководство компании осознает это, не чувствительные к ценам денежные потребители будут иметь для выбора огромное количество фирм, положив тем самым конец возможности устанавливать более высокую цену. Перенос интереса с широкого рынка на ограниченный сегмент обычно означает резкое сокращение объемов производства. Это может привести к чрезвычайно высокой себестоимости единицы продукции. Таким образом, фирма может закончить свою деятельность, испытывая давление и со стороны цен, и со стороны издержек.

Компания, которая не сделала выбор между стратегиями – быть ли ей лидером в области издержек или же заниматься дифференциацией, рискует застрять на полпути. Плохие результаты деятельности являются следствием того, что фирма – лидер по издержкам, дифференциатор или фирма с фокусированной стратегией буду иметь лучшее положение на рынке для конкуренции на любом сегменте. Фирма, застрявшая в середине, будет получать значительную прибыль только в случае, если положение в отрасли чрезвычайно благоприятно, либо если все остальные фирмы находятся в подобном положении[6]. Быстрый рост на ранних стадиях развития жизненного цикла отрасли может позволить таким фирмам получать хорошую отдачу от своих вложений, но по мере вхождения отрасли в стадию зрелости и по мере того как конкуренция становится более интенсивной, те фирмы, которые не сделали свой выбор между существующими альтернативными стратегиями, рискуют быть вытесненными.

Наряду с данными стратегиями многие исследователи выделяют также стратегию инноваций и стратегию копирования. В первом случае фирма способствует научно-техническому развитию и делает акцент на нововведения, рассчитывая работать с довольно обеспеченным сегментом потребителей или же защищать свои изобретения с помощью патентов и лицензий. Однако чрезмерные расходы на инновации могут отрицательно сказаться на положении фирмы в случае если конкуренты будут использовать ее достижения в своем производстве, т.е. применяя стратегию копирования. Эти две стратегии могут применяться в сочетании с общими стратегиями развития фирмы.

Так возможен случай, когда обновление (особенно технологического процесса) может помочь фирме резко снижать издержки производства и проводить дифференциацию одновременно. Точно так же, если себестоимость тесно связана с долей на рынке, то тогда производитель с минимальной себестоимостью продукции в состоянии усилить свой потенциал в дифференциации и при этом остаться производителем, имеющим самые низкие издержки производства. С другой стороны, преуспевающая дифференцированная компания может достичь такого объема реализации, который поможет ей стать также лидером по издержкам.

Следование той или иной общей стратегии требует того, чтобы у компании были определенные ограничения, которые затрудняли бы имитацию их стратегии. Так как эти барьеры не являются непреодолимыми, то фирме обычно необходимо предлагать своим конкурентам меняющуюся цель путем постоянного инвестирования и обновления.


Конкурентные преимущества ООО «Кондитер»

ЗАО «Кондитер» является   одним из предприятий пищевой индустрии города Новосибирска.

Проведем сравнительный анализ кондитерского предприятия ООО «Кондитер» и основных его конкурентов на российском рынке кондитерских изделий. Список основных конкурентов и динамика производства продукции предприятий за 2001 – 2002 годы представлена в таблице[7].

Динамика производства кондитерских изделий на крупнейших предприятиях в 1997-1998 годах, тыс. т

Предприятия

2001

2002

2001 г. в %% к 2002 г.

КФ "Красный Октябрь" (Москва)

53,8

53,6

99,6

ОАО "Бабаевское"(Москва)

52,2

46,4

88,9

ООО "Марс" (г. Ступино)

49,6

27,9

56,3

ОАО "Рот-Фронт" (Москва)

48,4

37,3

77,7

ОАО Кондитерское объединение "Россия" (Самара)

47,9

43,9

91,6

АОЗТ "Фирма "Конфи" (Екатеринбург)

41,0

32,0

78,1

ОАО "Большевик" (Москва)

41,0

35,5

86,6

ОАО КФ "Волжанка" (Ульяновск)

36,2

30,6

84,5

ОАО КФ "Ударница" (Москва)

27,1

22,5

83,0

ОАО "Южуралкондитер" (Челябинск")

28,8

23,9

83,0

АОЗТ "Первый кондитерский комбинат - Азарт" (Санкт-Петербург)

21,9

13,9

63,47

ООО "Кондитер” (Новосибирск)

19,5

18,9

96,9

С точки зрения объемов производства ООО «Кондитер» занимает не самое выгодное положение, но ситуация облегчается тем, что предприятие в основном работает на рынке Сибирского и Уральского регионов, поэтому ей удается сохранять устойчивые позиции в иерархии производителей и создавать конкуренцию другим предприятиям.

ООО «Кондитер» специализируется на производстве следующих основных видов кондитерских изделий[8].

Виды продукции

Объем производства, т

2000

3001

Карамель

4852

6935

Конфеты и

шоколад

4185

2924

Вафли

1149

4038

Крекер

3607

3636

ИТОГО

15926

19155

Что касается других предприятий, то их конкурентные преимущества выражаются не только в большем объеме производства и реализации, а также в большей дифференциации продукции. Так большинство московских предприятий помимо стандартного набора продукции (карамель, вафли, печенье, шоколад) выпускают различные комбинации этих товаров: вафельные торты, конфеты с различными добавками (например, коньяк), пироженные и т.п. все это естественно, повышает спрос на продукцию этих фирм, способствуют их расширению и они получают большие конкурентные преимущества.

В следующей таблице представлены объемы производства продукции некоторых фирм по основным видам продукции[9].


Объем производства в 2000 г., тыс. т.

Виды продукции

КФ "Красный Октябрь"

ОАО

"Бабаевское"

ОАО

 "Большевик"

ОАО "Южуралкондитер"

Карамель

15,0

18,0

10,0

5,0

Конфеты и

шоколад

23,0

27,8

25,4

10,0

Вафли

7,4

4,2

3,2

11,3

Крекер

6,6

-

2,7

1,7

ИТОГО

53,0

50,0

41,3

28,0

Таким образом, с точки зрения объемов выпускаемой продукции основные фирмы-конкуренты превышают ООО «Кондитер». Кроме того, ассортимент выпускаемой продукции также намного ниже. Можно сделать вывод, о низком уровне конкурентоспособности продукции предприятия.

В настоящее время ООО «Кондитер» основной стратегией завоевания конкурентных преимуществ избрал  стратегию снижения издержек. На предприятии последнее время идет переоборудование цехов, внедряются новые технологии производства шоколада и карамели. Уже к 3-му кварталу 2004 года планируется снижение себестоимости продукции на 6%. Более низкая себестоимость может позволить фирме проводить при необходимости ценовую конкуренцию. Она также может являться источником прибыли, которая может быть реинвестирована в производство для улучшения качества продукции, в то время как цена на эту продукцию будет соответствовать средней цене по отрасли. Таким образом, не низкая себестоимость сама по себе предоставляет конкурентные преимущества, а возможности этой низкой себестоимости улучшают конкурентоспособность.

Для повышения конкурентоспособности предприятия следует на наш взгляд расширить ассортимент продукции. Мы считаем,  что работа по совершенствованию ассортимента кондитерских   изделий в ЗАО «Кондитер» должна осуществляться по следующей схеме.

Во-первых, непосредственно на  предприятии-изготовителе необходимо выявить, какие сорта конфет и других кондитерских изделий дают какую прибыль, сопоставив для этого  производственные затраты по каждому виду и сорту изделий с отпускной их ценой.

Во-вторых,  необходимо  проанализировать оборачиваемость товара в торговле, ибо, чем быстрее реализуется товар, тем больше можно получить прибыли за один и тот же  календарный срок.

Наконец, во внимание  следует принять величину торговой розничной наценки, которую  устанавливают   торговые  предприятия. А она, как известно, зависит  от отпускной цены товара,  величины спроса на него  и других факторов. Причем по кондитерским изделиям у предприятий торговли имеется широкое поле  для маневра, так как по этой группе товаров нет ограничений в размере торговых наценок, ибо она  не  относится к социально  значимой. Здесь  все определяется  экономическими условиями и прежде  всего конкурентной борьбой в сфере торговли.

Анализ динамики спроса на продукцию предприятия убедительно доказывает, что в производстве наиболее выгодны шоколадные конфеты. Из них  наибольшую прибыль в расчете на единицу продукции дают такие  сорта, как  «Звездный  мальчик» и «Пастушок».

Производство карамели менее выгодно. Тем не менее отдельные их виды приносят прибыли  до 1125 рублей на тонну -  речь идет о карамели «Клубника со сливками»,  в то время как «Мятная» дает предприятию только 850 рублей прибыли[10].

Производство крекеров не дает предприятию ощутимой прибыли, так как  используемые здесь  отдельные компоненты закупаются по импорту и имеют высокую цену, особенно  после августовского падения курса рубля. И хотя  розничные цены на крекеры существенно возросли, они едва-едва перекрывают затраты.

 Однако при   планировании ассортимента выпускаемой продукции, только  изложенной информации товаропроизводителю  мало.

 Ему необходимо учитывать еще и то,  как реализуется произведенная продукция, потому что при недостаточных объемах продаж производство вынуждено будет остановиться, т.к. пищевые товары не могут храниться больше установленного срока,  это ведь не металлические или пластмассовые изделия. Если  бы  произведенный товар мог долго храниться, все равно его  производство при сокращении сбыта неминуемо падает из-за отсутствия оборотных средств. Следовательно, оптимизация ассортимента для  товарного рынка должна  осуществляться и с учетом результатов  продаж.

В расчет мы примем объемы реализации в розничной  торговле кондитерских изделий только по Новосибирской области, потому что получить информацию из других регионов не представляется возможным.

Заключение

В результате проделанной работы были изучены стратегии конкуренции, а также проведен сравнительный анализ продукции предприятия ООО «Кондитер» и его основных конкурентов. Сделаны выводы о возможных конкурентных стратегиях предприятия.

Можно сделать вывод, что для  повышения эффективности коммерческой деятельности и увеличения конкурентоспособности продукции ООО «Кондитер» необходимо осуществить следующие мероприятия:

-     Оптимизировать  ассортимент выпускаемой  продукции на основе учета эффективности производства и эффективности реализации, по методике, предложенной в работе.

-     Сосредоточить внимание и ресурсы на производстве наиболее выгодных с позиции производства и сбыта изделий. Расчеты показали, что  таковыми являются шоколадные конфеты «Звездный мальчик» и «Пастушок», карамельные конфеты «Клубника со сливками», крекер с маком и кунжутом и другие изделия.

-     Для завоевания новых рынков сбыта комбинату следует не только  участвовать в проводимых кем-то выставках, а самому устраивать выставки-продажи своих изделий в городах и областных центрах, где продукция комбината неизвестна. Это можно  сделать совместно с другими предприятиями города Новосибирска.

-     В городах, где продукция комбината уже завоевала популярность необходимо открыть фирменные магазины по реализации кондитерских изделий, например.

-     Комбинату следует определить свой целевой рынок, для чего необходимо выбрать целевую группу магазинов по признакам их размеров, специализации и т.д.

Практическая реализация всех этих предложений сделает конкурентную политику комбината еще более эффективной.


Список литературы

1.     Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. - Киев: МП "Итем" ЛТД, 1995.

2.     Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходаток А.М. Стратегия малого предпринимательства. - СПб: Изд-во Корвус, 1995.

3.     Боумен К. Основы стратегического менеджмента. / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Юнити, 1999.

4.     Деловое планирование (Методы, Организация, Современная практика): уч. пособие, под редакцией В.М. Попова. - М: Финансы и статистика, 1997.

5.     Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы стратегического управления: уч. пособие - М: Информационно внедренческий центр "Маркетинг", 1997.  

6.     Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. / Пер с англ. Под общ. ред. КЭН Г.Б. Кочеткова. - М: 2002.

7.     Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003.

8.     Онтина А.Ф. Развитие коммерческой деятельности. – Томск.: Деловой мир, 2001.

9.     Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.



[1] Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Юнити, 1999. – с.174.

[2] Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Юнити, 1999. – с.176.

[3] Там же. – с. 177.

[4] Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. / Пер с англ. Под общ. ред. КЭН Г.Б. Кочеткова. - М: 2002. – c. 113.

[5] Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. / Пер с англ. Под общ. ред. КЭН Г.Б. Кочеткова. - М: 2002. – с. 115.

[6] Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходаток А.М. Стратегия малого предпринимательства. - СПб: Изд-во Корвус, 1995. –  с. 85.

[7] Онтина А.Ф. Развитие коммерческой деятельности. – Томск.: Деловой мир, 2001. – с. 87.

[8] Онтина А.Ф. Развитие коммерческой деятельности. – Томск.: Деловой мир, 2001. – с.88.

[9] Там же.  – с. 88.

[10] Онтина А.Ф. Развитие коммерческой деятельности. – Томск.: Деловой мир, 2001. с. 98.