Содержание
1. Предварительная оценка системы налогообложения……………….…стр.2
2. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты налога: доходы (от реализации, внереализационные), расходы, для целей налогообложения и их классификация………………………………….стр.6
3. Задача №4…………………………………………………………………стр.9
Список литературы………………………………………………….…стр.10
1. Предварительная оценка системы налогообложения.
Предварительная оценка системы налогообложения осуществляется аудиторской организацией в рамках плана аудиторской проверки. Источниками информации служат следующие документы:[1]
· Первичные документы бухгалтерского учета;
· Регистры бухгалтерского учета;
· Баланс;
· Расчеты, справки, сведения;
· Договоры с контрагентами;
· Протоколы решений общего собрания учредителей, акционеров;
· Протоколы решений совета директоров;
· Приказы исполнительной дирекции;
· Учетная политика организации в целях налогообложения;
· Другие, например, первичные налоговые документы, регистры налогового учета, налоговые расчеты, декларации по налогам.
Планирование аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам осуществляется на основании сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.
Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. В качестве направлений можно выделить: проверка начисления и уплаты федеральных налогов; проверка начисления и уплаты региональных налогов; проверка начисления и уплаты местных налогов и сборов.
Предварительная оценка системы налогообложения должна ответить на вопросы, касающиеся тех налогов и сборов обязанность по которым возникает у проверяемого экономического субъекта, а именно:[2]
· Кто отвечает за налоги и сборы на проверяемом экономическом субъекте?
· Имеется ли утвержденная приказом учетная политика в области налогообложения?
· Имеется ли приказ о назначении ответственного за расчеты по налогам и сборам?
· Какое подразделение отвечает за расчеты по налогам и сборам?
· Компьютеризирован ли учет по расчетам по налогам и сборам?
· Какие федеральные налоги должен платить экономический субъект?
· Какие региональные налоги должен платить экономический субъект?
· Какие местные налоги должен платить экономический субъект?
· Какие сборы должен платить экономический субъект?
· Когда наступает обязанность по уплате налога и (или) сбора?
· Когда исполнена обязанность по уплате налога и (или) сбора?
· Что является объектом по уплате налога и (или) сбора?
· Каков состав налоговой базы по налогу и (или) сбору?
· Каков налоговый период налога и (или) сбора?
· Каковы налоговые ставки налога и (или) сбора?
· Каков порядок исчисления налога и (или) сбора?
· Каков порядок уплаты налога и (или) сбора?
· Сроки уплаты налога и (или) сбора?
· Какие льготы имеются у проверяемого экономического субъекта?
· Какие имеются основания для использования льгот по налогам и (или) сборам у проверяемого экономического субъекта?
· Имеется ли отсрочка у проверяемого экономического субъекта?
· Имеется ли рассрочка у проверяемого экономического субъекта?
· Имеется ли налоговый кредит у проверяемого экономического субъекта?
· Имеется ли инвестиционный налоговый кредит у проверяемого экономического субъекта?
· Проводились ли налоговые проверки, их результаты?
По результатам предварительного опроса и сбора информации у аудитора оказывается сформированными план и программа проведения аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам и намечается состав аудиторских процедур.[3]
При проведении сверки расчетов с налоговыми службами, проверяются правильность указания кодов бюджетной классификации, получателей налогов, а также своевременность и полнота исчисления и уплаты налогов и (или) сборов.
Для обоснованного выражения своего мнения о правильности расчетов по налогам и сборам аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательства». При проверке учета расчетов по налогам и сборам аудитор может применять следующие способы получения доказательств:
· Инспектирование
· Наблюдение
· Пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица)
· Аналитические процедуры
В результате предварительной проверки налогообложения на проверяемом экономическом субъекте могут быть обнаружены различные упущения, ошибки при организации учета расчетов по налогам и сборам:
· Не определен ответственный за ведение учета по налогам и сборам.
· Отсутствует утвержденная приказом учетная политика в области налогообложения.
· Не определено подразделение, которое отвечает за расчеты по налогам и сборам.
· Отсутствует (или не соответствует действительности) утвержденный перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.
· Ответственные за учет расчетов по налогам и сборам и сборам сотрудники проверяемого экономического субъекта не компетентны в вопросах наступления и исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов.
· Не соблюдается порядок исчисления и уплаты налога или сбора
· Использование налоговых льгот безосновательно.
При выявлении вышеуказанных нарушений аудитор должен определить их существенность, в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность в аудите». Существенные нарушения должны быть отражены в аудиторском заключении, а остальные нарушения могут быть отражены в письменной информации руководству проверяемого экономического субъекта с предложениями по устранению таких нарушений.
2. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты налога: доходы (от реализации, внереализационные), расходы, для целей налогообложения и их классификация.
К доходам в целях налогообложения относятся:
a. Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (товары определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ)
b. Внереализационные доходы (при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю в соответствии с главой 25 НК РФ).
Доходы от реализации определяются в соответствии со статьей 249 НК РФ
Внереализационные доходы определяются в соответствии со статьей 250 НК РФ.
При проверке правильности исчисления и уплаты налога, необходимо:[4]
· Определить какой методом учета доходов и расходов используется предприятием;
· Сопоставить даты оплаты и отгрузки продукции;
· Проверить законность применения льгот;
· Проверить правильность отнесения доходов к отчетному периоду;
· Проверить правильность отнесения доходов к доходам от реализации и внереализационным доходам;
· Проверить правильность оценки безвозмездно полученного имущества (работ, услуг);
· Проверить правильность определения момента возникновения имущественных прав;
· Своевременность и полноту уплаты налога;
· Проверить полноту отражения оплаты и отгрузки продукции;
В зависимости от выбранной на предприятии учетной политики аудитор должен определить какие доходы подлежат включению в налогооблагаемую базу, а также какими льготами может пользоваться предприятие при уплате налога.[5]
Так, например, при методе начисления в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг).
При проверке, также следует учитывать, требование статьи 251 НК РФ, об отдельных видах доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.
В целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов. Не учитываемых для целей налогообложения).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществляемые (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы в зависимости от характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщиков подразделяются на:
· Расходы, связанные с производством и реализацией;
· Внереализационные расходы.
Особенности определения расходов для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями гл. 25 НК РФ.
При проверке правильности учета расходов для целей налогообложения, необходимо:
· Проверить, не отражались ли суммы отраженные в составе расходов налогоплательщика повторно;
· Проверить правильность отражения расходов в иностранной валюте (условных единицах);
· Определить правомерность отнесения расходов к расходам, связанным с производством и реализацией;
· Определить правомерность отнесения к внереализационным расходам;
· Проверить, все ли расходы учтены при определении налогооблагаемой базы;
3. Задача №4. Проверяемая организация является плательщиком налога на прибыль. Все расходы, осуществляемые организацией, формируются без разделения на расходы, связанные с производством и реализацией и внереализационные расходы и уменьшают налогооблагаемую базу.
Необходимо проверить правильность формирования расходов организации, оказать консультационные услуги по правильности учета расходов.
Ответ:
Объектом налогообложения для российских организаций признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
В состав расходов не должны включаться расходы, определенные статьей 270 НК РФ. Остальные расходы (связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и внереализационные) уменьшают налогооблагаемую базу, поэтому необходимости для их раздельного учета нет.
При проверке правильности учета расходов необходимо учитывать, что расходами признаются любые затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, имеют достаточное обоснование (экономическое оправдание) и подтверждены документально.
Список литературы
1. Аудит: Учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. Проф. В.И. Подольского.- 3-еизд., перераб и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003г.,-583с.
2. Аудит Монгомери Ф.Л. Дефлис Г.Р. Дженни В.М. Орейли М.Б. Хэрги: пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997
3. Бухгалтерский учет. Учебник / П.С. Безруких Н.П. Кондраков В.Ф. Палий и др.: под ред. Безруких – М.: Бух. Учет 1996.
4. Андреев В.Д. Практический аудит: справоч. Пособ. – М.: Экономика 1994г.
5. Правила (стандарты) аудиторской деятельности // Современная экономика и право - М.: Юрайт-М, 2000. - 328 с.
[1] Аудит: Учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. Проф. В.И. Подольского.- 3-еизд., перераб и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003г.,-с.349.
[2] Андреев В.Д. Практический аудит: справоч. Пособ. – М.: Экономика 1994г.-с. 240.
[3] Андреев В.Д. Практический аудит: справоч. Пособ. – М.: Экономика 1994г.-с.249.
[4] Аудит: Учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. Проф. В.И. Подольского.- 3-еизд., перераб и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003г.,-с.358.
[5] Андреев В.Д. Практический аудит: справоч. Пособ. – М.: Экономика 1994г.-с.251.