Содержание

1. Анализ динамики оборота общественного питания. 3

2. Анализ эффективности использования основных фондов производственной организации. 9

3. Задача. 14

Список литературы.. 15

1. Анализ динамики оборота общественного питания

Анализ динамики товарооборота в на предприятиях общественного питания ведется по его составу, основными задачами являются:

1. Определение степени выполнения плана товарооборота:

% выполн. Плана =

Факт. (ожид.) выполн.

Х 100%

План


Если предприятие общественного питания, кроме розничной продажи, осуществляют производство и оптовую продажу полуфабрикатов и кулинарных изделий, то при анализе следует выявить степень выполнения плана как розничного, так и оптового товарооборота. При этом необходимо знать, что оптовая продажа полуфабрикатов предприятиями своего треста не включается в оборот по реализации продукции собственного производства, следовательно, не включается в общий товарооборот.[1]

2. Определение динамики развития товарооборота за ряд лет:

Тн =

Факт.(ожид.) вып. Текущего года

Х 100%

Факт вып. Прошлого года


При изучении динамики товарооборота одновременно с сопоставлением его объема в ценах отчетного периода проводится анализ его изменений в сравниваемых ценах, т.е. пересчитываются товарооборот и оборот по продукции собственного производства в ценах базисного периода. Для этой цели рассчитывают общий индекс цен по формуле

Ур =

Σ Р1 х Д1

Σ Р0 х Д1


Где Ур – общий индекс цен;

Д1 – количество товаров (сырья), реализованных за отчетный период;

Р1 – цена отчетного периода;

Р0 – цена базисного периода.

Эта формула рассчитывается на базе индивидуального индекса цен:

Ip =

Р1

Р0


В общественном питании средний индекс цен определяют по товарным группам. Для расчета индекса цен вначале определяют стоимость израсходованного сырья и товаров по товарным группам за отчетный период в ценах базисного периода. Сумму наценки определяют по фактически сложившемуся уровню за отчетный период.[2]

3. Изучение ритмичности выполнения плана товарооборота внутри анализируемого периода (квартал, год):

К1 =

А

А1

Где К1 – коэффициент ритмичности;

А – величина фактического выполнения плана (но не выше планового задания);

А1 – величина планового задания.

4. Изучение ритмичности выполнения плана товарооборота подразделениями, входящими в состав предприятия:

К2 =

1-

Σ Оп

N х 100%


Где К2 – Коэффициент ритмичности;

Оп – Невыполнение плана товарооборота подразделениями, %;

N – Колличество анализируемых подразделений.

5. Определение влияния различных факторов на объем товарооборота (численность работников и производительность их труда):

§  влияние изменения производительности труда = Чф х (Вф – Впл);

§  влияние изменения численности работников = (Чф – Чпл) х Впл;

где Чпл – среднесписочная численность работников по плану;

Чф – фактическая среднесписочная численность работников;

Впл – средняя выработка на одного работника по плану;

Вф – фактическая средняя выработка одного работника предприятия.

При анализе товарооборота необходимо помнить, что значительные резервы роста производительности труда и объема товарооборота содержатся в улучшении использования основных фондов.

Необходимо помнить, что анализ товарооборота необходимо увязать с анализом производственной программы.

Производственная программа предприятий общественного питания предусматривает выпуск обеденной и прочей продукции собственного производства.

Необходимо проанализировать выполнение плана и динамику в разрезе отдельных видов продукции собственного производства – первых, вторых, третьих и холодных блюд. Важным показателем, характеризующим реализацию обеденной продукции, является средняя продажная цена одного блюда. Она определяется делением стоимости реализованной обеденной продукции на количество выпущенных блюд.

При анализе структуры используемого в производстве сырья исчисляется удельный вес отдельных видов его в общем обороте и динамика использованного сырья. Стоимость сырья следует брать по розничным ценам с наценкой предприятия общественного питания. Это основные товарные группы: мясо, колбасные изделия, рыба, молоко, картофель, овощи, мука, сахар, крепа.

По результатам анализа необходимо наметить конкретные мероприятия по снижению стоимости питания.

Следует помнить, что при анализе производственной программы необходимо выявить влияние основных факторов, таких как:[3]

§  Совершенствование технологического процесса;

§  Обеспеченность предприятия сырьем необходимого ассортимента и высокого качества;

§  Эффективность использования производственной мощности предприятия;

§  Повышение производительности труда;

§  Повышение квалификации работников;

§  Повышение культуры обслуживания и качества пищи.

При этом следует обратить внимание на эффективность использования производственной мощности кухни и пропускной способности торгового зала предприятия. Показателем эффективности использования производственной мощности, который определяется следующим образом:

Кп =

Вф

М


Где Вф – фактический выпуск блюд за смену;

М – мощность за смену.

Эффективность использования торгового зала характеризуется коэффициентом использования пропускной способности торгового зала

Кп =

Чп

Пв


Где Чп – фактическая численность потребителей за смену (человек);

Пв – возможная (расчетная) пропускная способность (человек).

Если рассчитанные коэффициенты будут меньше единицы, то значит, что у предприятия имеются возможности увеличения выпуска блюд и повышения пропускной способности торгового зала.

Комплексная оценка культуры обслуживания и качества пищи находит широкое применение на предприятиях общественного питания. При оценке культуры обслуживания рассчитывается коэффициент соблюдения ассортимента продукции собственного производства в течение дня. Который можно определить на основе плана-меню и наличия ассортимента блюд по формуле.[4]

K =

Σ

Q1

Q0

H

Где Q1 – количество разновидностей продукции собственного производства, имеющихся в наличии из предусмотренных в меню (в момент проверки);

Q0 – количество разновидностей продукции собственного производства, предусмотренных в плане-меню;

H – количество проверок.

Выполнение плана товарооборота и бесперебойность работы предприятия массового питания во многом зависят от наличия товарных запасов по всему планируемому ассортименту.

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости предприятия общественного питания преследует цель выяснить, в какой степени размеры запасов сырья и товаров соответствуют установленным нормативам. Отвечают ли состав и размеры сырья и товаров задачам осуществления бесперебойной и конкурентоспособной работы предприятия.

Следует помнить, что анализ товарных запасов не рекомендуется ограничивать установлением их соответствующему нормативу. Необходимо также рассмотреть динамику запасов сырья и товаров на различные даты анализируемого периода.

Нужно помнить, что важным качественным показателем хозяйственной деятельности предприятия является товарооборачиваемость. Товарооборачиваемость может выражаться в днях и в количестве оборотов (разах). Товарооборачиваемость в разах показывает, сколько оборотов совершит средний запас сырья и товаров за определенный период времени.

Товарооборачиваемость в днях определяется путем деления среднего запаса сырья и товаров на среднедневной оборот. Средний запас сырья и товаров можно определить по двум формулам:[5]

1.     Среднеарифметической (простой);

2.     Среднехронологической.

Ускорение товарооборачиваемости положительно характеризует работу предприятия, замедление свидетельствует об образовании сверхнормативных запасов.

Анализ поступления сырья и товаров проводится методом сравнения фактических показателей с плановыми. Такое сравнение покажет, улучшается ли снабжение предприятия необходимым сырьем и товарами.

Аналогичный анализ поступления ведется по товарным группам. Особое внимание при анализе следует обратить на выполнение плана поступления сырья и товаров по источникам, а также на выяснение ритмичности снабжения предприятия сырьем и товарами.

Определение влияния на товарооборот таких факторов, как товарные запасы, поступление, выбытие товаров, кроме реализации, проводится на основе товарного баланса методом цепных подстановок или построением таблицы отклонений от фактических показателей баланса от плановых.

 

 

2. Анализ эффективности использования основных фондов производственной организации.

Основные средства – один из важнейших факторов производства их состав и эффективность использования прямо влияют на конечные результаты деятельности предприятия.

Рациональное использование основных фондов и производственных мощностей способствуют улучшению всех технико-экономических показателей, в том числе увеличение выпуска продукции, снижение ее себестоимости, трудоемкости изготовления.[6]

Методика проведения анализа основных средств нацелена на выбор наилучшего варианта их использования. Качество анализа зависит от достоверности информации т.е. от качества постановки бухгалтерского учета, точности отнесения объекта к учетным классификационным группам, достоверности инвентаризационной описи.

Информационные источники анализа:

§  Форма 11 «Отчет о наличии и движении объектов основных средств»

§  Форма БМ «Баланс производственной мощности»

§  Инвентаризационные карточки учета основных средств.

Данные о наличие, износе и движении основных средств служат основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия.

Анализ движения основных фондов производится на основе следующих показателей:

Коэффициент обновления;

Коэффициент выбытия;

Коэффициент ликвидации;

Коэффициент прироста.

Для характеристики состояния основных фондов рассчитываются коэффициент годности, износа, замены, возрастного состава.

Коэффициент обновления (ввода) – Квв

Квв = Фп/Фк

Где Фп – стоимость вновь поступивших за отчетный период основных средств

Фк – стоимость основных средств на конец периода.

Этот коэффициент отражает интенсивность обновления основных фондов, его целесообразно рассчитывать по всем основным фондам, промышленно-производственного, активной их части, отдельным группам основных фондов и основным видам оборудования. Необходимо сравнить коэффициент обновления по активной части с коэффициентом обновления по всем основным фондам. Более высокий коэффициент обновления по активной части при прочих равных условиях положительно влияет на показатель фондоотдачи. Обновление техники характеризует также коэффициент автоматизации Кавт.

Кавт = Фавт/Фм

Где Фавт – стоимость автоматизированных средств

Фм – общая стоимость машин и оборудования.

Коэффициент выбытия (Квыб).

Квыб = Фвыб/Фн

Где Фвыб – стоимость выбывших основных средств

Фн – стоимость основных фондов на начало периода.

Характеризует степень интенсивности выбытия основных фондов из сферы производства. Может рассчитываться отдельно по всем выбывшим основным фондам и отдельно по ликвидированным. В последнем случае такой коэффициент следует коэффициент ликвидации (Клик)

Коэффициент замены (Кзам)

Кзам = Фвыб(изн) / Фвв

Где Фвыб(изн) – стоимость выбывших в результате износа основных фондов

Коэффициент прироста (Кпр)

Кпр = Фпр/Фн

Где Фпр – стоимость прироста основных фондов

Для анализа состояния основных фондов рассчитываются следующие показатели:

Коэффициент износа (Кизн) = И/Ф

Где И – сумма начисленного износа основных фондов

Ф – первоначальная стоимость.

Коэффициент годности и износа рассчитываются на начало и конец года. В первую очередь он дает возможность устаревшее оборудование, которое требует замены. Для анализа действующее оборудование группируется по видам, а внутри их по продолжительности использования (до 5 лет, 10-15 лет, 15-20 лет, свыше 20 лет).[7]

При проведении анализа исходят из того, что срок 7-10 лет является наиболее оптимальным для замены действующего оборудования. Средний возраст оборудования рассчитывают в два этапа.

1) определяется средина каждого временного интервала (t).

T = (tверх+tнижн) / 2.

2) рассчитывается средний возраст основных фондов по средневзвешенной (tсред)

tсред = (∑t х d) / 100/

где d – доля всех наименований основных фондов каждого интервала в процентах к итогу.

Основные фонды представляют собой один из видов производственных ресурсов. Оценка эффективности их использования основана на применении общей для всех видов ресурсов технологии оценки, которая предполагает расчет и анализ показателей отдачи и емкости.

Показатель отдачи характеризует выход готовой продукции на 1 рубль ресурсов.

Показатель емкости – характеризует затраты или запасы ресурсов на 1 рубль выпуска продукции.[8]

Под запасами ресурсов понимается наличный объем ресурсов по балансу.

Под затратами понимаются текущие расходы ресурсов.

Обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является показатель фондоотдачи (Fо)

Fо = В / Фср.г.

Он показывает сколько выпускается продукции с 1 рубля вложенных в основные фонды.

Повышение фондоотдачи приводит к снижению суммы амортизационных отчислений и соответственно способствует повышению доли прибыли в цене товара.

Рост фондоотдачи является одним из интенсивных факторов роста объема выпуска продукции.

В = Fо х Ф

На основе этой факторной модели рассчитывается прирост объема выпуска за счет расширения основных фондов (экстенсивный фактор) и роста фондоотдачи (интенсивный).

Для расчета можно использовать метод абсолютных разниц.

Другим показателем использования основных фондов является фондоемкость. Показатель обратный фондоотдаче. (Fе).

Fе = Ф / В

Сколько необходимо фондов, чтобы получить 1 рубль продукции.

Изменение фондоотдачи в динамике показывает прирост или снижение стоимости основных средств на 1 рубль готовой продукции и применяется при определении суммы относительной экономии или перерасхода средств в основных фондах, сумма относительной экономии или перерасхода основных фондов определяется по формуле:

Эотн = (Fе1 – Fе0) х В

Где В – выпуск продукции отчетного года.

Соотношение темпов прироста к стоимости основных средств и темпов прироста выпуска продукции позволяет определить предельный показатель фондоемкости т.е. прирост основных фондов на 1% прироста продукции. Если предельный показатель фондоемкости меньше 1, то имеет место повышение эффективности использования основных фондов.


3. Задача

По приведенным данным рассчитать: абсолютное отклонение расходов, уровня расходов, размера снижения (превышения) уровня расходов, экономию (перерасход) расходов, затратоотдачу.

Определить влияние факторов на выручку от продаж. По результатам расчетов сделать выводы.

Показатели

План

Факт

Выручка от продаж, тыс. руб.

7100

12500

Общая сумма расходов

3300

5500


Ответ:

Наименование показателя

Величина

Абсолютное отклонение расходов, %

166,67

Превышение уровня расходов, тыс. руб.

2200

Абсолютное отклонение выручки от продаж, %

176,06

Отклонение затратоотдачи продукции, тыс.руб.

0,12


5500 : 3300 * 100 = 166,67 %; - Отклонение расходов

5500 - 3300 = 2200; - Превышение уровня расходов

12500 : 7100 = 176,06 %; - отклонение выручки от продаж

7100 : 3300 = 2,15 – Плановая затратоотдача

12500 : 5500 = 2,27 – Фактическая затратоотдача

2,27 – 2,15 = 0,12 тыс. руб. – Отклонение затратоотдачи продукции.

Вывод: за прошедший период выручка от продаж предприятия увеличилась на 5400 тыс. руб., что составило 176,06% плана. Уровень расходов при этом увеличился на 2200 тыс. руб. Затратоотдача изменилась с 2,15 тыс.руб. по плану до 2,27тыс.руб. Общий рост затратоотдачи составил 105,58%.

Список литературы


1.     Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г.

2.     Бланк И.А. Управление денежными потоками. Киев: Ника-Центр; Эльга, 1999г.

3.     Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1973г.

4.     Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 1998г.

5.     Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Мн.: Высш. Шк., 2000г.

6.     Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-448с.


[1] Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-370с.


[2] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 1998г. с.-259.


[3] Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-378с.

[4] Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г.с.-157.

[5] Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г.с.-160.


[6] Бланк И.А. Управление денежными потоками. Киев: Ника-Центр; Эльга, 1999г.с- 60-62.


[7] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Мн.: Высш. Шк., 2000г.с.-153.


[8] Бланк И.А. Управление денежными потоками. Киев: Ника-Центр; Эльга, 1999г.с.-76.