Оглавление

Введение. 3

1. Характеристика современной политической системы Японии. 4

2. Преобразования системы государственного управления. 7

3. Суды и другие органы управления как ветви государственной власти. 10

Заключение. 15

Контрольные задания по всей дисциплине. 16

Список литературы.. 19

 

Введение

Данная тема является актуальной, поскольку в  настоящее время происходит реорганизация партийной системы в Японии, и на первый план выдвигаются многие аспекты, связанные со спецификой политической системы Японии.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основании изучения и анализа источников и литературы, и, прежде всего, нормативных актов конституционного характера определить тенденции развития конституционных основ политической системы Японии, установив при этом степень ориентации на самодостаточность национальных ментально-идеологических начал, и, параллельно, степень допустимости компаративистских заимствований у стран со схожей правовой и политической идеологией.

В соответствии с нею в качестве задач, решение которых вытекает из анализа и обобщения ставятся следующие:

·        проанализировать становление конституционного строя;

·        проследить эволюцию партийной системы;

·        показать особенности парламентского механизма;

·        выявить особенности политической культуры японского общества.

Объектом нашего исследования стало японское общество с достаточно аморфной социальной структурой, формирующееся в процессе экономической и политической модернизации.

Предметом исследования является эволюция политического строя Японии.

1. Характеристика современной политической системы Японии.

 

Сегодня Япония — это динамично развивающаяся страна, и во многом это связано с природным трудолюбием и предприимчивостью японцев. Стремление ко всему новому и прогрессивному, готовность перенимать и совершенствовать последние мировые достижения — это качество японского народа уже давно стало замечательной национальной традицией. Сегодня Япония открыта всему миру и принимает активное участие в международном сотрудничестве.

Современная Япония демонстрирует миру уникальный опыт формирования самобытной политической системы. Это страна, которая безмерно дорожит традициями предков и при этом положительно оценивает имеющийся опыт государственно-правового строительства накопленный современным миром. Япония обладает адекватным, умеренным консерватизмом и способна признавать необходимость преобразований. Невзирая на наличие стабильности развития социальных отношений, японские политические элиты непрерывно ставят вопрос о необходимости реформирования системы государственного управления. Причинами обозначения неизбежности преобразований современной социальной и государственной структуры японского общества является факторы, взаимно стимулирующие изменения моделей социального действия (1, 30).

Ключом к пониманию характера процесса реформ становится анализ функционирования соответствующих институтов, с одной стороны, являющихся объектом реформирования, а с другой — реальных регуляторов социальных, экономических и политических отношений в обществе.

Потребность в реформировании социальных институтов появляется тогда, когда влиятельные, обладающие значимыми ресурсами группы ощущают, что ключевые институты общества более не способны осуществлять свои функции по адаптации и интеграции.

Наличие подобной «институциональной дисфункции приводит к серьёзной дезинтеграции общества, к распаду системы его органичного воспроизводства, формированию глубокого социального конфликта, либо становящегося толчком к реформам соответствующих институтов, либо перерастающего в революционный слом всей системы с последующим выстраиванием новой институциональной системы на обломках прежней. В этом смысле основным содержанием реформ является смена системы социальных институтов, регулирующих ключевые социально-экономические и политические отношения.

Таким образом, описанные выше критерии составляют методологическую основу восприятия японцами позиций по учету оценочных начал по сохранению традиционного опыта организации общества и необходимости учета мировой практики в связи с удовлетворением интересов общесоциального прогресса. (2, 205)

Япония — общенародное государство с демократической системой правления. Каждый совершеннолетний гражданин имеет право голосовать на общегосударственных и региональных выборах.

Парламент — высший орган государственной власти в Японии, представляющий одну из трех ветвей власти, — является единственным законодательным учреждением. 29 ноября 2000 г. парламент отметил 110–летнюю годовщину первых выборов. Он обладает такими полномочиями, как пересмотр положений Конституции, утверждение бюджета, ратификация договоров и отставка премьер-министра. Его полномочия явно перевешивают полномочия исполнительной власти.

Парламент состоит из Палаты представителей (нижняя палата) и Палаты советников (верхняя палата). После пересмотра избирательной системы в марте 1994 г. количество мест в палате представителей было уменьшено с 511 до 500. Оно было еще больше сокращено — до 480 — в феврале 2000 г. Количество мест в Палате советников — 252.

Современная Япония заимствовала основные демократические принципы избирательного права — всеобщие выборы, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Граждане, достигшие 25 лет, могут быть избраны в Палату представителей, а достигшие 30 лет — в Палату советников. В любых выборах могут принимать участие мужчины и женщины 20 и более лет.

Всеобщее избирательное право для мужчин было введено в 1925 году. Женщины же получили право голоса лишь в конце 1945 г.

Депутаты Палаты представителей избираются на 4–летний период, однако, он может быть сокращен в случае досрочного роспуска парламента. Члены Палаты советников избираются на 6-летний срок. При этом половина мест обновляется путем выборов каждые три года.

Обе палаты собираются на очередные, чрезвычайные и специальные сессии. Очередные сессии парламента созываются раз в году в январе и длятся 150 дней. Главным законопроектом, представляемым очередной сессии, является бюджет на следующий финансовый год, который начинается в апреле.

Палате представителей принадлежит право первой рассматривать законопроект о бюджете, подготовленный и представленный парламенту Кабинетом министров. У нижней палаты есть определенные преимущества перед верхней в вопросах назначения нового премьер-министра и при обсуждении международных договоров. Палата представителей обладает правом выражать кабинету министров вотум недоверия или доверия. Это является одним из самых важных прав нижней палаты. Палата советников не наделена полномочиями выражать вотум недоверия. Она может временно выполнять функции Палаты представителей, если Кабинет министров созовет чрезвычайную сессию верхней палаты в то время, когда нижняя палата распущена.

На председателей обеих палат и их заместителей возложена обязанность поддерживать порядок в соответствующих палатах и наблюдать за выполнением повестки дня. Чтобы обеспечить свою беспристрастность в ходе заседания парламента, вышеупомянутые четыре лица обычно приостанавливают отношения со своими партиями.

Кабинет министров в соответствии с законом состоит из Премьер-министра, являющегося его главой, и министров. Кабинет министров представляет вторую, исполнительную ветвь государственной власти. Большинство его членов — главы правительственных министерств и ведомств. (4, 75)

2. Преобразования системы государственного управления.

 

Организация и непосредственное функционирование системы органов исполнительной власти Японии осуществляется на основе Закона о кабинете министров и Закона об организации государственного управления датой последней редакции, которых значится 1999 год, а также целый ряд правительственных указов, разнообразных инструкций, кадровых решений. Названные источники являются результатом завершения структурных преобразований системы государственного управления, начатых в 1994 году. 

Основное содержание проведенной административной реформы в Японии заключается в следующем:

1) Углубление ведущей роли Премьер-министра и Кабинета министров позволит сделать администрацию более гибкой и внимательной к голосу народа.

Для укрепления ведущей административной роли Кабинета и Премьер-министра, реформа предусматривает:

·                   введение новых должностей в Секретариате Кабинета Министров;

·                   создание новой Канцелярии Кабинета Министров;

·                   назначение Министров по особым поручениям;

·                   создание Консультативных советов по важным политическим направлениям, таких как Консультативный совет по экономической и финансовой политике;

·                   введение новых политических назначений — статс-секретарей и парламентских заместителей министра в каждом Министерстве.

2) Реструктуризация всего правительства позволит сделать процесс принятия решений внутри правительства более действенным и эффективным.

·      На текущий момент 1 Канцелярия и 22 министерства преобразованы в 1 Канцелярию Кабинета Министров и 12 министерств и ведомств.

·        Согласование политики по вопросам, затрагивающим два или более министерства, стало эффективнее благодаря всесторонней координации со стороны Канцелярии, которая получила более высокий статус, нежели другие министерства.

3) Введение новой системы НАО (Независимых административных организаций) позволило сделать выполнение политических решений более ясными и действенными.

Функции правительственных организации, таких как Управление государственными музеями и научно-исследовательскими институтами, стало осуществляться НАО, которые организационно независимы от Правительства. Создание НАО уже утверждено законодательно, и большинство из них начало действовать с 1 апреля 2001 года. По системе НАО:

·                   их работа оценивается 3-й стороной;

·                   приняты основные принципы системы расчета частных компаний;

·                   большая часть информации — открытая;

·                   заработная плата каждого сотрудника отражает его деловые показатели, а также показатели каждой НАО

4) Сокращение административных работников позволило сделать Правительство более эффективным.

·        Поставлена цель сократить количество государственных служащих на 25% за 10 лет,

·        Количество департаментов сокращено с 128 до 96 (на 25%), а количество отделов примерно с 1200 до 1000 (на 20%).

Заметно внимание общественности к созданию необходимых условий для того, чтобы правительственная реформа давала позитивные результаты. (5, 12)

Переход от «бюрократического» к «политическому» руководству, как часто отмечается в Японии, не может быть обеспечен лишь простой перестройкой структуры правительства, введение новых методов его работы. Еще на стадии принятия рамочного закона о правительственной реформе в средствах массовой информации подчеркивалось, что эффективность политического руководства будет зависеть в первую очередь от качества самих «политиков», их политического сознания и ответственности, способности к лидерству. А этого нельзя добиться без освобождения от трудно искореняемой в правящей Либерально-демократической партии практики назначения на посты министров и их парламентских заместителей по соображениям внутрипартийного баланса между фракциями парламентариев, причем нередко с учетом их возраста, числа избраний в парламент и степени лояльности к лидеру фракции, часто вопреки их деловым качествам и уровню компетентности.

Кроме того, значительная часть политиков, направляемых правящей партией из парламента для руководства правительственными ведомствами, принадлежит к так называемым «кланам», в которые они сплачиваются для лоббирования тех или иных корпоративных интересов (разумеется, не без корыстной надежды на компенсацию собственных усилий, особенно во время парламентских выборов). А это означает, что таким политикам стать выше ведомственных и корпоративных интересов будет чрезвычайно трудно. Непременной предпосылкой эффективного политического руководства является, с одной стороны, готовность политиков отвечать за результаты своей деятельности, а, с другой, «строгий народный контроль» и жесткая оценка своей деятельности на парламентских выборах. (3, 556)

Очевидно, что политическое руководство предполагает преодолеть распространенное в Японии тесное сращивание политиков от бюрократии, о чем много говорят, особенно в правящих кругах и установить справедливые, честные, открытые и корректные отношения между теми и другими. Ведь не случайно прежние экономические успехи послевоенной Японии часто объясняют четкой, высокопрофессиональной и настойчивой работой правительственного аппарата, бюрократии в хорошем понимании этого слова.   (2, 208)

3. Суды и другие органы управления как ветви государственной власти.

 

Третьей ветвью государственной власти в стране являются суды. Главной функцией всех судов Японии является отправление правосудия. В состав Верховного суда входит 15 независимых судей. Решения Верховного суда являются окончательными.

Главный судья назначается императором по представлению кабинета министров, остальные судьи — кабинетом. Назначенные судьи Верховного суда утверждаются всенародным референдумом во время ближайших выборов в Палату представителей. Судьи Верховного суда подлежат утверждению со стороны народа в виде их персонального обсуждения на первой сессии Палаты представителей нового созыва. Если большинство депутатов Палаты представителей голосует против того или иного судьи, это ведет к его отставке. Референдумы повторяются через каждые 10 лет.

Верховный суд обладает исключительным правом толкования и суждения о соответствии Конституции тех или иных законов, постановлений и директив, а также правом пересмотра и отмены решений всех остальных судебных органов и прокуратуры. По представлению Верховного суда Кабинет министров персонально назначает судей нижестоящих инстанций.

Непосредственно Верховному суду подчиняются восемь районных апелляционных судов (в Саппоро, Сэндае, Токио, Нагое, Осаке, Хиросиме, Такамацу и Фукуоке), судьи, которых назначаются Кабинетом министров по списку, представляемому Верховным судом. Апелляционным судам подчинены суды низовых инстанций соответствующих районов — местные, дисциплинарные и семейные. Судьи этих судов также назначаются Кабинетом по представлению Верховного суда сроком на 10 лет с правом последующего возобновления назначения.

Местные суды контролируют деятельность дисциплинарных судов, которые занимаются разбором мелких дел по искам, а также дел, связанных с оскорблениями и нарушением общественного порядка.

Семейные суды объединены повсеместно с местными судами и действуют в пределах тех же территориальных единиц. В них разбираются гражданские дела, связанные с семейными отношениями. Согласно Конституции, «все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести», будучи связаны только Конституцией и законами. (1, 31)

Организация публичной власти на местах в Японии определяется конституцией и «Законом о местной автономии» от 16 апреля 1947 г. Основные звенья местных органов власти — префектуральные, городские, поселковые и деревенские собрания, численный состав которых устанавливается в зависимости от численности населения соответствующих административных единиц. Исполнительную власть в органах местного управления осуществляют: в префектурах — губернаторы, в городах — мэры, в поселках и деревнях — старосты. Как местные собрания, так и главы местных управлений избираются населением. В выборах местных органов власти имеют право участвовать лишь лица, достигшие 20 лет и проживающие в соответствующей местности свыше трех месяцев. Кандидатами в члены префектуральных, городских, поселковых и деревенских собраний могут выдвигаться лица, достигшие 25 лет, кандидатами в губернаторы, мэры и старосты — лица, достигшие 35 лет. Голосование производится по тем же избирательным участкам и спискам и в основном по тем же правилам, что и при парламентских выборах. (3, 417)

Срок полномочий выборных лиц всех ступеней местного управления — четыре года. Выборные органы на местах не могут быть распущены по приказу «сверху». В то же время юридически допускается возможность досрочного роспуска местных собраний и отставки отдельных депутатов, губернаторов, мэров и старост по требованию большинства местного населения. На практике такие случаи крайне редки.

Префектуральные, городские, поселковые и деревенские собрания пользуются в пределах своей территории правом самоуправления и могут издавать постановления и принимать решения по следующим вопросам: утверждение местных бюджетов, рассмотрение вопросов, касающихся арендных платежей, жалованья чиновников муниципальных учреждений и местных налогов, рассмотрение вопросов о коммунальном имуществе, находящемся в ведении местных властей, и т.д. Местным собраниям формально дано право контроля над действиями исполнительных органов местной администрации. Парламент не может без одобрения местных собраний какой-либо административной единицы издавать законы, относящиеся лишь к этой административной единице.

В непосредственном подчинении у губернаторов находятся префектуральные управления. В подчинении у губернаторов и префектуральных управлений находятся мэры и старосты, возглавляющие городские, поселковые и сельские управления. Штат всех управлений состоит из профессиональных чиновников. В руках мэров и старост сосредоточена вся повседневная административная деятельность на местах (3, 419)

Провозглашаемая законом автономная самостоятельность органов местного управления на практике существенно ограничена центральной государственной властью. Местные собрания лишены, например, полной самостоятельности в решении финансовых вопросов: их бюджеты находятся в постоянной зависимости от субсидий из центра. Контроль столичных властей осуществляется и прямым административным путем — через Министерство по делам местной администрации, которое решает вопросы, связанные со структурой местных органов власти, и осуществляет контроль над ними. Прочие министерства также имеют на местах сеть своих учреждений, осуществляющих контроль за органами местной администрации (5, 14).

С 1994 года в рамках административной реформы принимаются существенные меры по децентрализации, расширению прав и укреплению самостоятельности органов местного самоуправления.

Несмотря на внушительный перечень республиканских институтов, построенных по аналогам западноевропейских и североамериканских демократий, Япония, отдавая дань собственной самобытной культуре, придерживается монархической формы правления.

Японский император — символ государства и единства нации. Император проводит только акты, касающиеся государственных дел и закрепленные Конституцией, и не может осуществлять власть над правительством.

Современный монархический строй Японии успешно адаптировался к демократическим порядкам. И хотя институт императорской власти уже не является центральным звеном политической системы, он по-прежнему занимает важное место в обществе, что обусловлено позитивным отношением японского народа к императорской династии как особому элементу национальной истории и культуры. (4, 82)

В течение длительного периода Япония была объектом для давления со стороны Запада. Однако она сама развязывала агрессивные войны и рассматривала Корею, Китай и государства Юго-Восточной Азии как объект своей политики. Исторический опыт и политические векторы развития привели к некой двойственности. В результате Япония к сегодняшнему дню достигла экономических успехов в качестве современного (модернизированного) капиталистического государства адаптивного типа.

В качестве довода к высказанному предположению приведем обобщения политико-экономической инфраструктуры современной Японии, сделанные кабинетом министров Японии, в качестве отправных точек последующего реформирования социальной системы.

1.    Верховенство бюрократии — Свободная конкуренция.

2.    Концентрация вокруг Токио — Децентрализация.

3.    Массовое финансирование — Корпоративные финансы.

4.    Ориентация общества на поддержание связей по профессиональной линии — ориентация общество на поддержание связей по собственному выбору.

5.    Японская модель менеджмента — менеджмент в конкурентной среде.

6.    Унифицированная система образования — система образования, ориентированная на личность.

Осуществление этих преобразований как раз и является революцией интеллектуальных ценностей. (1, 33)

Японские ученые раньше скептически смотрели на стремление некоторых американских и европейских политологов видеть в культурных и цивилизационных различиях коренной фактор внутренних и международных отношений, с окончанием холодной войны не могли не признать, что роль идеологического фактора практически сошла на нет, тогда как социокультурный фактор стал играть куда более значительную роль.

На трансформацию традиционных национальных основ социального управления, современной Японии не может не сказываться и такой процесс общемирового цивилизационного развития как глобализация.

Глобализация существенно трансформирует три основные уровня политической системы — государственное управление, которое находится на вершине пирамиды; гражданское общество, которое располагается внизу, и, наконец, политический процесс, который находится между ними. Дискуссии вокруг глобализации продолжаются и, видимо, далеки от завершения. Общий вывод, однако, уже просматривается с достаточной очевидностью: не навязывание ценностей, а гармонизация, не отторжение, а адаптация должны стать непреложным принципом международных и внутриполитических отношений XXI века. Реальный путь к гармонизации — это признать различия между нациями как норму и строить отношения, будто этих различий нет. Нации могут идти различными путями, но при этом сотрудничать в любых сферах без того, чтобы жертвовать чем-либо. (5, 15)

Заключение

Подводя итоги, можно отметить, что новый период политического развития Японии, становления современной политической системы, характеризуется следующими политическими процессами:

1. Эволюция партийной системы. В начале периода конституционного правления так называемые «народные» партии приняли на себя роль оппозиционных групп по отношению к правительству, беспартийным чиновникам и выборным представителям, поддержанным олигархией. Суть политики менялась от ситуации подавления и протеста к более мирному разрешению противоречий в рамках парламентаризма.

2. Второй характерной чертой является дальнейшее укрепление позиций бюрократии в политической системе. Японская бюрократия того времени не была только гражданской. Курс на экспансию во внешней политике имел своим результатом поднятие статуса и увеличение в размерах военного сектора правительства, который стал важным участником внутренней политики, причём совершенно независимым от гражданской бюрократии.

3. Третий аспект - это рост влияния политических партий за счёт вливания в их ряды представителей бюрократии. Политика со временем становится профессией.

4. Ещё один момент политического развития Японии - это воздействие новых социальных общностей и групп, в первую очередь буржуазии. Партия Сэйюкай, вопреки оценкам, сложившимся в отечественной историографии, была не партией империалистической, крупной монополистической буржуазии. Её особенность в том, что она первой ощутила необходимость расширения своей социальной базы за счёт растущей провинциальной буржуазии. В этом заключался мощный резерв не только для собственно её политического развития, но и для последующей перестройки политической системы Японии.

 Таким образом, в работе были рассмотрены основные аспекты развития политической системы, основные ее составные части, а также процессы реформирования, происходящие в ней. 

Контрольные задания по всей дисциплине

Задание 1.

По горизонтали:

1. Дидро;  2. консерватизм;  4. геополитика;  5. право;  7. монархизм;  9. парламент;  11. конфликт;  12. армия;  13. классы;  14. трон;  15. геноцид;  16. тираж;  17. тоталитаризм;  19. Кения;  20. банкрот;  21. Корея;  25. расизм;  27. страх;  29. суд;  31. церковь;  32. режим;  34. Макиавелли;  39. протест;  40. Даль;  43. язык;  45. шеф;  47. Вятр;  48. фашизм;   49. мир;  50. идеология;  51. доля.

По вертикали:

1. демократия;  3. монархия;  4. Гегель;  5. партизан;  6. утопия;  8. анкета;  9. партия;  10. Еллинек;  11. Кант;  15. Гобба;  18. макиавеллизм;  21. федеративное;  22. компромисс;  23. либерализм;  24. западники;  26. демонстрация;  28. Токвиль;  30. лидер;  33. электорат;  35. агрессия;  36. война;  37. инпичмент;  38. авангард;  44. Локк .

Задание 2.

1. Назовите формы государственного правления:

парламентарная;

президентская;

полупрезидентская;

суперпрезидентская;

военно-политическая;

псевдопарламентарная;

монархическая.

2. Назовите государственного устройства:

унитарное;

федеративное;

конфедеративное.

3. Назовите основные современные направления определения власти:

телеологическое;

бихевиористское;

инструменталистское;

структуралистское;

конфликтное.

4. Назовите основные направления политической мысли XVIII-XX вв.:

либерализм;

консерватизм;

социализм;

фашизм.

5. Назовите основные функции политического лидера:

диагностическая;

предписывающая;

мобилизующая.

6. Назовите основные типы современных парламентов:

абсолютно доминирующие;

ограниченно доминирующие;

автономные;

ограниченно зависимые;

абсолютно зависимые.

7. Назовите основные типы политической культуры, предложенные

Г. Алмондом и С. Вербой:

патриархальная;

подданическая;

активистская.

8. Назовите основные элементы политической культуры:

знания;

оценки;

нормы.

9. Назовите основные типы современных правительств:

абсолютно парламентарное;

ограниченно парламентарное;

полупарламентарное;

ограниченно внепарламентарное;

абсолютно внепарламентарное;

псевдопарламентарное;

однопартийное;

многопартийное;

беспартийное.

Задание 3.

1 – г; 

2 – в; 

3 – г; 

4 – в; 

5 – з; 

6 – е; 

7 – к; 

8 – д; 

9 – а; 

10 – в; 

11 – а; 

12 – б;

13 – а;

14 – б;

15 – б;

16 – в;

17 – д;

18 – е;

19 – в;

20 – б;

21 – а.

                                            Список литературы

1.     Дискин И.Е. Реформы и элиты: институциональный аспект// Общественные науки и современность. 1995. № 6.

2.     Зарождение и начало деятельности политических партий Японии в эпоху Мэйдзи //История и археология Дальнего Востока. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2000.

3.     Латышев И. А. Япония, японцы и японоведы. М., 2001.

4.     Основные этапы в развитии системы политических партий в Японии (конец XIX - середина XX вв.) //Актуальные проблемы всеобщей истории. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999.  /Соавт. В.В. Совастеев/.

5.     Сенаторов А. Открытость — условие доверия граждан к власти// Япония сегодня. 2000. Октябрь.