Содержание

Задание № 1. 3

Тема №1: «Определение цены и объема производства на рынке чистой конкуренции». 3

1. Условия совершенной конкуренции. 3

2. Спрос конкурентной фирмы. 4

3. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде. 4

5. Эффективность совершенной конкуренции. 10

Тема № 2: «Эффект масштаба производства и его виды». 11

1.     Сущность эффекта масштаба  производства. 11

2. Виды эффекта масштаба  производства. 12

Тесты.. 15

Задача. 15

Список литературы.. 17


 



Определение цены и объема производства на рынке чистой конкуренции

1. Условия чистой  конкуренции

Значение анализа чистой конкуренции состоит в том, что, во-первых, существуют рынки, которые очень близки к этой модели, например, рынок пшени­цы, некоторые финансовые рынки, а значит, изучение абстрак­тной модели совершенной конкуренции может помочь объясне­нию закономерностей их развития. Во-вторых, конкурентную отрасль можно рассматривать как простейшую ситуацию, кото­рая может служить исходным пунктом для определения спроса, предложения, цены и объема производства в более сложных мо­делях конкуренции. В-третьих, с чистой конкуренцией, как со стандартом, можно сравнивать эффективность реальной экономики, других форм конкуренции с целью выработки реко­мендацией по их совершенствованию.

На рынке с преобладанием чистой конкуренции вы­полняются следующие условия:

1. Множество конкурирующих продавцов продает стандартизированную (однородную) продукцию многим покупателям.

2.      Каждая фирма имеет менее 1% общего объема продаж за любой данный период времени.

3.      Отдельная фирма не рассматривает конкурентов как угро­зу ее рыночной доле продаж, а поэтому не интересуется про­изводственными решениями других фирм.

4.      Информация о ценах, технологии,  прибыли доступна. Фирмы имеют возможность быстро реагировать на изменение условий рынка путем перемещения применяемых ресурсов.

5.      Не существует ограничений для входа на рынок и выхода из него.


2. Спрос конкурентной фирмы


В соответствии с перечисленны­ми условиями чистой конкуренции доля отдельной фирмы в общем объеме предложения очень мала. Следовательно, отдельная конкурентная фирма не может ощутимо воздействовать на цену. Последняя устанавливается на основе рыночного спроса и рыночного предложения. Отдельная фирма только приспосабливается к цене, которую диктует рынок.

Таким образом, кривая рыночного спроса является типич­ной кривой спроса, имеющей отрицательный наклон. Это гово­рит о том, что в конкурентной отрасли объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на то­вар. В связи с тем, что цена остается постоянной, предельный доход (MR) также постоянен и совпадает с кривой спроса (каждая дополнительно проданная единица добавляет к валовому доходу одну и ту же величину, равную цене).

Валовой доход определяется умножением цены на соот­ветствующее количество продукта. При постоянной цене каждая дополнительная реализованная единица увеличивает валовой доход на одну и ту же величину, поэтому кривая валового дохода имеет вид восходящей из начала координат прямой линии.

3. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде


В кратко­срочном периоде конкурентная фирма располагает неизменны­ми производственными мощностями и стремится максимизиро­вать прибыль. В связи с тем, что фирма не может повлиять на ры­ночную цену производимого ею товара, а издержки варьируют в зависимости от объема производства, конкурентная фирма мо­жет повлиять на свой доход и прибыль, только изменяя объем продаж.

В целях определения оптимального объема производства при чистой конкуренции используются два подхода:

1) сравнение валового дохода с валовыми издержками;

2) сравнение предельного дохода и предельных издержек.

При первом подходе экономическая прибыль определяется вычитанием из валового дохода валовых издержек. Начнем ана­лиз процесса принятия фирмой решения об объеме предложения с рассмотрения примера (табл.1).

Таблица 1

Максимизация прибыли (числовой пример)[1]

Объем выпуска, шт. (Q)

Валовой доход, дол. (TR)

Совокупные переменные издержки, дол. (TVC)

Совокупные издержки, дол. (ТС)

Прибыль, дол.

(TR – TС)

Предельный доход, дол.

Предельные издержки, дол.

0

-

-

3

-3

-

-

1

6

5

8

-2

6

5

2

12

8

11

1

6

3

3

18

12

15

3

6

4

4

24

17

20

4

6

5

5

30

23

26

4

6

6

6

36

30

33

3

6

7

7

42

38

41

1

6

8


Допустим, цена единицы объема выпуска равна 6 дол., тогда валовой доход будет измеряться умножением цены на объем вы­пуска, то есть в нашем примере валовой доход, при увеличении объема производства, будет увеличиваться на одну и ту же вели­чину. Совокупные переменные издержки будут расти вместе с ростом объема выпуска, подчиняясь закону убывающей пре­дельной отдачи. При условии, что совокупные постоянные из­держки равны 3 дол., совокупные издержки могут быть определены суммированием переменных и постоянных издержек по каждому объему выпуска. Экономическая прибыль определяется как разница валового дохода и совокупных издержек.

Оптимальным объемом производства будет тот, при котором прибыль максимальна. Данные таблицы показывают, что таким объемом выпуска будет 4 или 5 единиц, так как размер экономи­ческой прибыли здесь достигает максимума — 4 дол.

Если цена за единицу объема выпуска упадет до 5 дол., то, как нетрудно подсчитать на основании данных таблицы, лишь объем выпуска, равный 3 и 4 единицам, принесет фирме нулевую экономическую прибыль, все остальные варианты объема про­изводства будут убыточными. В связи с тем, что совокупные издержки включают в себя альтернативную стоимость времени и денег, вложенных в бизнес, при нулевой экономической при­были доход фирмы компенсирует владельцам израсходованные время и деньги.

Если цена за единицу продукции понизится до 4 дол., то при любом объеме выпуска фирма будет нести убытки. В такой ситу­ации фирма изберет объем выпуска, при котором убытки мини­мальны. При этом фирма будет продолжать производство до тех пор, пока валовой доход позволяет возместить все переменные и часть постоянных затрат. В противном случае все постоянные затраты придется оплачивать за счет предпринимателя. Это по­ложение легче понять, если допустить, что все переменные зат­раты фирмы сводятся к заработной плате, а постоянные — к арендной плате. В такой ситуации, если валовой доход позво­ляет выплатить всю заработную плату, а также часть арендной платы, фирме следует продолжать производство. Остановка про­изводства будет означать, что фирме придется целиком оплачивать арендную плату за счет ранее накопленных средств, а при их отсутствии — за счет заемных.

При дальнейшем понижении цены валовой доход не позво­лит возместить даже переменные издержки. В такой ситуации лучшим выходом для фирмы является временная остановка про­изводства.

При втором подходе к определению оптимального объема производства происходит сравнение предельного дохода и пре­дельных издержек, то есть сравнение сумм, которые каждая до­полнительная единица объема выпуска добавляет к доходу и к издержкам.

Продолжая анализ табл. 1, заметим, что предельный доход при чистой конкуренции является величиной постоянной и ра­вен цене, так как при постоянной цене каждая дополнительная единица продукции добавляет к общему доходу одну и ту же ве­личину. Предельные издержки вначале понижаются, а затем на­чинают увеличиваться в соответствии с законом убывающей предельной отдачи.

Данные табл. 1 показывают, что на начальных стадиях про­изводства предельный доход превышает предельные издержки. Это означает, что каждая дополнительная единица продукции в большей степени увеличивает предельный доход, чем предель­ные издержки, а, следовательно, совокупная прибыль будет рас­ти. Затем предельные издержки начинают возрастать и превы­шать предельный доход, а совокупная прибыль, соответственно уменьшаться. Разделяет эти два интервала объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам, а при­быль максимальна. В нашем примере при объеме выпуска, рав­ном 5 единицам, MR = МС = 6. Таким образом, фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, про­изводя объем, соответствующий равенству MR = МС. Этот прин­цип называется правилом равенства MR = МС.

При использовании данного правила для определения опти­мального объема выпуска выделяют три случая[2]:

1. Максимизация прибыли.

Фирма максимизирует прибыль, производя в соответствии с правилом равенства MR = МС объем продукции Q1. Валовой доход определяется произведением цены Р1 и объема выпуска Q1.  Разность между валовым доходом и валовыми издержками образует экономическую прибыль.

2. Минимизация убытков.

При ухудшении рыночной конъюнктуры цена может понизиться, и валовой доход станет меньше валовых издер­жек. В этой ситуации фирма будет терпеть убытки.

В соответствии с правилом MR = МС фирма выпускает объем продукции, при котором убытки минимальны. Валовые издер­жки превышают валовой доход на величину убытков. Фирме следует продолжать производство, так как доход позволя­ет возместить все переменные издержки и часть постоянных зат­рат. В противном случае фирме придется все постоянные издер­жки возмещать за счет собственных средств.

3. Закрытие фирмы.

В случае дальнейшего понижения цены может наступить мо­мент, когда доход не позволит возместить даже переменные из­держки. В этой ситуации фирма должна временно прекратить производство. При благоприятном изменении рыночной конъюн­ктуры производство может быть продолжено.

Проведенный анализ показывает, что в условиях заданной цены (совершенно эластичной кривой спроса) количество про­дукции, которое фирма готова поставить на рынок, зависит от предельных издержек. Следовательно, кривая предложения кон­курентной фирмы будет совпадать с восходящим отрезком кривой МС. Сумма индивидуальных предложений всех фирм в от­расли образует отраслевое рыночное предложение.

4. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции

В долгосрочном периоде фирмы располагают доста­точным временем для изменения мощностей. Здесь также может измениться и число фирм в отрасли.

Отрасль в условиях чистой конкуренции — это боль­шое число конкурирующих фирм, продающих определенный продукт на рынке. Свободный вход в отрасль означает, что каж­дый может основать предприятие в отрасли без всяких ограниче­ний. Свободный выход из отрасли предполагает, что собственни­ки фирм в отрасли могут прекратить хозяйственную деятельность в любое время. Свободные вход и выход требуют неограниченной мобильности ресурсов, чтобы инвесторы были свободны в выборе наиболее прибыльной отрасли.

Равновесие в отрасли означает, что фирмы в отрасли удовлет­ворены состоянием дел и не стремятся ее покинуть. В то же время прибыль в отрасли не привлекает конкурентов из других отраслей. По аналогии с краткосрочным периодом, фирмы получают мак­симальную прибыль при равенстве цены (предельного дохода) предельным издержкам (долгосрочным предельным издержкам). Поэтому в долгосрочном периоде расширение объема выпуска может происходить не за счет его роста на существующих пред­приятиях, а за счет вступления в отрасль новых предприятий.

Вступление в отрасль новых фирм будет означать, что при­быль здесь выше той, которую они могли бы получить в других отраслях. Привлечение новых фирм в отрасль произойдет в том случае, если фирмы в отрасли получают экономическую при­быль. Если экономическая прибыль в отрасли отрицательна, фирмы не смогут возмещать свои альтернативные издержки и будут покидать отрасль в поисках более прибыльного помеще­ния своих капиталов. Нулевая экономическая прибыль будет оз­начать получение нормальной прибыли и отсутствие стимула для входа в отрасль и выхода из нее, то есть стабильное число фирм в отрасли — равновесие. Такое равновесие может быть достигну­то при снижении цены продукта до уровня минимальных сред­них общих издержек.

Таким образом, долгосрочное равновесие конкурентной фир­мы будет достигнуто при выполнении следующих трех условий[3]:

1)фирма не имеет стимулов для изменения объема про­изводства, то есть соблюдается условие краткосрочного равнове­сия при равенстве предельного дохода долгосрочным предель­ным издержкам;

2)фирма удовлетворена размерами предприятия, так как любое изменение вызовет рост средних общих издержек, то есть минимальные краткосрочные издержки равны минимальным долгосрочным издержкам;

3)не существует мотивов, побуждающих фирмы покинуть отрасль или привлекающих новые фирмы вступить в отрасль. Данное условие выполняется лишь при получении фирмами нормальной прибыли, то есть при равенстве цены долгосрочным минимальным средним общим издержкам.

5. Эффективность чистой  конкуренции


В конечном итоге долговременное равновесие для каждой конкурентной фирмы имеет одни и те же основные характеристики — это равенство цены долгосрочным предельным издержкам и минимальным средним общим издержкам. Данное тройное равенство говорит о том, что конкурентная фирма может получить экономическую прибыль в краткосрочном периоде, а в долгосрочном она будет просто возмещать свои затраты, производя объем продукции в соответствии с правилом равенства предельного дохода предель­ным издержкам.

Экономисты считают, что подверженная определенным ог­раничениям и исключениям, совершенно конкурентная эконо­мика приводит к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. То есть экономика конкурентных цен стре­мится распределить ограниченное количество ресурсов, имею­щихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы макси­мизировать удовлетворение потребностей.

Действительно, для эффективного использования ограни­ченных ресурсов необходимо выполнение двух условий[4]:

1) производственная эффективность требует, чтобы каждый товар производился наименее дорогостоящим способом, то есть при равенстве цены минимальным средним общим издержкам. Это наиболее желательная ситуация для потребителя, когда ис­пользуется наилучшая технология и минимальное количество ресурсов. В конкурентных отраслях продукты специализированы, здесь отсутствуют торговые и рекламные издержки, что снижает цены. В таких условиях потребители могут получить максималь­ный чистый выигрыш;

2) эффективность распределения ресурсов предполагает соз­дание товаров, которые необходимы потребителям, то есть ас­сортимент продукции должен наилучшим образом соответство­вать предпочтениям потребителей. Это условие выполняется при равенстве цены предельным издержкам.

Вместе с тем, несмотря на  преимущества, чистая конкуренция имеет и некоторые ограничения:

1) чистая конкуренция сама по себе не решает про­блему распределения доходов;

2)в  сферу  интересов  конкурентных  фирм   не  попадают внешние эффекты и общественные блага. Конкуренция направ­лена на получение максимальной прибыли, на совершение толь­ко тех затрат, которые окупятся. Загрязнение окружающей среды является для предпринимателя побочными, или внешними, из­держками. Кроме того, конкурентная система цен игнорирует такие товары и услуги, как национальная оборона, предупрежде­ние и ликвидация последствий крупных катастроф и др.;

3)рынки чистой конкуренции не всегда означают исполь­зование наиболее эффективной производственной техники, что объясняется отсутствием стимулов к развитию технического про­гресса, так как нововведения быстро перенимаются другими фирмами, а также тем, что небольшой размер конкурентной фирмы ограничивает эффективность автоматизации и возмож­ности финансирования;

4)в связи с тем, что чистая конкуренция приводит к стан­дартизации товаров, диапазон потребительского выбора при этой форме конкуренции ограничен.


Тема № 2. Эффект масштаба производства и его виды

1.     Сущность эффекта масштаба  производства


При изменении объема выпуска в рассматриваемом периоде для каждого объема производства определяется количество факторов, которые минимизируют издержки. При этом следует различать понятия «масштаб производства» и «объем производства». Мас­штаб производства определяется размером используемых ресур­сов (труда, капитала и др.). Изменение масштаба производства вызывает изменение объема выпуска (объема производства). Эффект масштаба – это и есть реакция объема производства на из­менение масштаба производства. Его отражает кривая долгосроч­ных средних издержек фирмы, имеющая дугообразную форму. Эффект масштаба может быть положительным, посто­янным и отрицательным. При этом учитывается развитие науч­но-технологического прогресса, а также действие закона убываю­щей отдачи.

2. Виды эффекта масштаба  производства

Положительный эффект масштаба производства имеет место тогда, когда объем производства растет быстрее, чем изменяется его масштаб. Это эффект массового производства. Его называют также экономией, обусловленной массовым производством. Положительный эффект масштаба отражает отрезок кри­вой, на которой долгосрочные средние издержки снижаются.

Данный эффект обусловлен факторами[5], которые действуют в направлении снижения средних издержек производства.

1. Специализация труда. Повышение уровня специализации используемого труда становится возможным по мере роста размеров предприятия. Дополнительный наем рабочих означает, что задания могут быть поделены между ними все более и более дробно. Вместо того чтобы выполнять пять или шесть различных операций в ходе производственного процесса, каждый рабочий может получить одно-единственное задание. В течение всего рабочего дня он может быть занят именно этой операцией, для выполнения которой наилучшим образом подходит его квалификация. На маленьких предприятиях квалифицированные работники нередко затрачивают до половины своего времени на выполнение заданий, не требующих никакой квалификации. Это приводит к повышению издержек производства. Далее, обеспечиваемая ро­стом масштабов производства  возможность раз­деления трудовых операций позволяет рабочим приобрести особенно большой опыт в выполнении конкретных заданий, закрепленных за ними. «Мастер на все руки», обремененный пятью или шестью различными заданиями, вряд ли сможет стать столь же опытным в каждом из них. Получив возможность сосредоточиться на выполнении одного задания, тот же самый рабочий сможет работать гораздо производительнее. Наконец, более высокий  уро­вень специализации труда исключает потери времени на переходе рабочего от  одного задания к другому.

2.Специализация управленческого персонала. Большие масштабы производства позволяют также лучше использовать труд специалистов по управлению благодаря его более глубокой специализации. Руководитель, способный контролировать труд 20 рабочих, будет недоиспользоваться на мелком предприятии, располагающем десятком работников. Производственный персонал предприятия мог бы в этом случае быть удвоен при неизменной величине затрат на содержание административного аппарата. К тому же мелкие фирмы не способны использовать тру специалиста-управленца по  прямому назначению. На маленьком предпри­ятии специалист по проблемам сбыта может ока­заться вынужденным делить свое время между раз­личными областями управленческой деятельности, например, маркетингом, управлением трудовыми ресурсами и финансами. В конечном счете, это приведет к эффективности и снижения издержек производства единицы продукции.

3.Эффективное использование капитала. Мелкие фирмы зачастую оказываются неспособными воспользоваться наиболее эффективными с технологической точки зрения производственным оборудованием. Машины для производства многих видов продукции можно купить лишь в очень крупных и крайне дорогих комплектах. Более того, эффективное использование этого машинного оборудования требует больших объемов производства. Значит, только крупные производители могут позволить себе и эффективно эксплуатировать лучшее оборудование.

4.Проиизводство побочных продуктов. Организатор крупномасштабного производства располагает более широкими возможностями для производства побочной продукции, чем мелкая фирма.

Все эти факторы будут вносить свой вклад в снижение издержек производства единицы продукции тем производителем, который окажется способен расширить масштабы своих операций.

Постоянный эффект масштаба производства означает про­порциональное изменение объема производства и масштаба. Постоянную отдачу при росте объема производства отра­жает отрезок, на протяжении которого средние долгосрочные издержки остаются неизменными.

При отрицательном эффекте масштаба производства объем производства растет медленнее, чем объем используемых ресурсов. Возникновение отрицательного эффекта в основном связано с трудностями управления крупномасштабными предприятия­ми. На графике отрицательный эффект масштаба — поднимаю­щийся вверх отрезок кривой выбора фирмы, на котором долго­срочные средние издержки растут.

Эффект масштаба имеет важное значение для экономическо­го положения предприятия. Те фирмы, которые сумели восполь­зоваться экономией, обусловленной положительным эффектом масштаба производства, занимают устойчивое положение на рынке своей отрасли.

Существенное влияние эффект масштаба производства ока­зывает на структуру каждой отрасли. Это влияние можно выявить с помощью формы кривой долгосрочных средних издержек. Если кривая долгосрочных издержек имеет пологий наклон, положи­тельный эффект масштаба является продолжительным. В этом случае эффективным будет производство на крупномасштабных предприятиях. Такая ситуация имеет место в отраслях тяжелой промышленности, автомобилестроении и т.д. Когда положитель­ный эффект масштаба невелик, а отрицательный возникает очень быстро, эффективными в отрасли будут относительно небольшие предприятия. При продолжительном постоянном эффекте одина­ково жизнеспособными будут крупные и малые фирмы.


Тесты

1.Какое из этих положений не имеет отношения к экономической науке:

б) неограниченные производственные ресурсы, поскольку экономика[6] – это наука, изучающая выборы людей, используя ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей. Значение управления ресурсами общества определяется их ограниченностью. Ограниченность означает, что общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди. Так же как и домашнее хозяйство не имеет возможности дать каждому своему члену всего, что он или она желала бы, общество не в состоянии обеспечить каждому индивидууму высокий уровень жизни, к которому он или она могут стремиться. В основе всего этого лежит проблема ограниченности производственных ресурсов.


2.Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:

а) вертикальную линию, такое возможно, когда изменение цены на товар не повлияет на изменение величины спроса на него. Это относится к товарам, пользующимся постоянно высоким спросом (например, медицинские препараты).


Задача

Цена товара Х составляет 1,5 руб. Цена товара Y составляет 1 руб. Если потребитель оценивает предельную полезность товара Y в 30 ютилей и желает максимизировать удовлетворение от покупки товаров Х и Y, то какова предельная полезность товар Х?

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую полезность, то есть :

MU1 / P1 = MU2 / P2[7], где

MU1, MU2 – предельная полезность соответственно первого и второго товара;

P1 P- цена соответственно первого и второго товара.

В нашей задаче необходимо найти MU2 = MU1 * P2 / P1, т. е.  

MU2 = 30 * 1, 5 / 1 = 45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Макконэл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли М. Экономикс: Принципы, проблемы и политика, М, 2003 г. 753 с.

2. Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. 2-е изд., сокращ. – Спб: Питер, 2001. – 496 с.

3. Микро- и макроэкономика: Учебное пособие / М. И. Плотницкий, А. В. Воробьева, М. Н. Сухарева / Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Книжный дом, - 2004 г. – 224 с.

4. Микроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, А. К. Корольчук, М. К. Радько/ Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, - 2002 г. – 427 с.

5.Нуреев Р. Н. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е издание, изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002 г. – 572 с.



[1] Микроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, А. К. Корольчук, М. К. Радько/ Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, - 2002 г. –251с.


[2] Микроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, А. К. Корольчук, М. К. Радько/ Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, - 2002 г. – 253 с.


[3] Микроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, А. К. Корольчук, М. К. Радько/ Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, - 2002 г. – 256 с.


[4] Микроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, А. К. Корольчук, М. К. Радько/ Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, - 2002 г. – 258 с.


[5] Макконэл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли М. Экономикс: Принципы, проблемы и политика, М, 2003 г. -  с. 57


[6] Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. 2-е изд., сокращ. – Спб: Питер, 2001. – 13 с.


[7] Нуреев Р. Н. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е издание, изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002 г. – 124с.