Содержание

Тема № 1: «Антиинфляционная программа: теория и практика». 3

Тема № 2: «Международное движение и мобильность капитала». 9

1. Экономические предпосылки и современные формы вывоза капитала. 9

2. Структура мирового рынка капиталов. 13

Тесты.. 14

Задача. 15

Список литературы.. 16

 

 

 

Тема № 1. Антиинфляционная программа: теория и практика


Когда в стране инфляция достигнет таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, тогда первоочередной задачей правительства становится подавление ин­фляции.

Антиинфляционная программа представляет собой совокупность мер го­сударственного регулирования, направленных на снижение инфляции.

Цель предлагаемой антиинфляционной программы - не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост. Страны с цивилизованной рыночной экономикой научились регулировать темп инфляции. Характерно, что к числу жестких критериев вступления стран ЕС в зону евро с января 1999 г. относится согласованный низкий уровень инфляции.

Антиинфляционная программа экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить «дерево целей» для сдерживания ее основных факторов[1].

Общеэкономические меры.

1. Следует завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем и т. д.) в целях формирования цивилизованных рыночных отношений.

2. Необходима смена целевой ориентации экономической политики - с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем. Основой этой программы должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, затем подъем производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.

3. Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах. Мировой опыт проектного финансирования свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска. «Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России» предусматривала рост доли государственных инвестиций с 1,5% до 5% ВВП. Однако жесткий контроль за ее выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес, который на Западе создает 50 - 55% ВВП, а в России - лишь около 10%. Для стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и частные инвестиции.

Важную роль в регулировании инвестиции призваны сыграть принятые в конце 1998 г. нормативно-законодательные документы, в частности по лизинговым операциям. Должна активизировать деятельность комиссия по инвестиционным конкурсам, рассматривающая проекты под частичные государственные гарантии (от 40 до 85%).

Важно найти выход из «ловушки ликвидности» (Кейнс), в которой оказалась Россия. Это проявляется в спаде инвестиций при наличии сбережений населения. России предстоит разработать компенсирующий механизм перераспределения инфляционных доходов в приоритетные отрасли, в частности, путем налогового регулирования.

Потенциальным источником инвестиций остается репатриация «беглых» капиталов, переведенных из России за рубеж по нелегальным и легальным каналам. Для этого необходимы решительные меры.

4. Традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток. Во-первых, в мире мало реально свободных капиталов. Во-вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные инвестиции (80% иностранных инвестиций в первом полугодии 1998 г.) в государственные и корпоративные ценные бумаги, что привело к оттоку инвестиций в ГКО-ОФЗ во время кризиса в России в августе 1998 г.

Сдерживание финансовых факторов инфляции.

1. Ключевое место в антиинфляционной программе занимает оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России:

• неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме; позаимствованное из мировой практики секвестирование (сокращение) расходов в зависимости от реального поступления доходов распространяется на незащищенные статьи бюджета (в том числе государственные инвестиции, науку, здравоохранение, образование) ради пожарных мер;

• нецелевое использование бюджетных средств (например, предвыборная «черная касса»);

• финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;

• слабый контроль за исполнением госбюджета. Рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса. Поэтому бюджетный кодекс необходим для законодательного регулирования бюджетных отношений.

2. Проблемой остается реальное сокращение бюджетного дефицита, хотя формально за счет секвестирования он доведен до уровня (3,5% ВВП в 1997 г., 3,2% в 1998 г.)[2], приемлемого Международным валютным фондом для предоставления очередного транша кредита России. Не менее важны методы его покрытия без инфляционных последствий.

Не инфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы. По новой методологии к источникам финансирования бюджетного дефицита отнесены поступления от реализации государственных запасов и имущества.

3. Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать его в «теневую» экономику. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. Судя по мировому опыту, налоги играют двоякую роль в инфляционном процессе по линии его усиления и сдерживания в зависимости от методов налоговой политики. Сужение налогооблагаемой суммы в условиях экономического спада дополняется низкой собираемостью налогов. В налоговой системе России сочетаются карательные налоговые ставки и обилие лазеек, позволяющие не платить налоги. Уклонение от уплаты налогов связано не только с несовершенством налогового законодательства, но и с работой налоговой службы, несмотря на создание Временной чрезвычайной комиссии (ВЧК) и ужесточение контроля за сборщиками налогов. В этой связи взятый с конца 1998 г. курс на перераспределение налогового бремени необходимо дополнить эффективным механизмом ответственности налогоплательщиков.

4. Специфическим для России направлением антиинфляционной программы является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего экономическому подъему. Сумма неплатежей в экономике (1,5 трлн. руб. в октябре 1998 г.) в четыре раза превысила денежный агрегат М; (365,8 млрд. руб.), в 1999 г. (июнь) - в 2,6 раза, хотя неплатежи составили 1,49 трлн. руб. (45% обязательств предприятий и организаций).

В этой связи актуальной задачей является восстановление платежно-расчетной системы, нормализация денежных расчетов, ликвидация взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету. При помощи государства предстоит урегулировать задолженность путем проведения клиринговых многосторонних зачетов.

Регулирование денежных факторов инфляции.

1. В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами. Поэтому диспропорции приобретают денежную форму, хотя их причины коренятся в процессе общественного воспроизводства. В этом проявляется прямая и обратная связь инфляции с воспроизводством. Но было бы ошибочно отвергать роль денежных факторов в ее развитии. Поэтому антиинфляционная программа предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения.

В результате пересмотра макроэкономической программы с конца 1998 г. Центральный банк РФ взял курс на некоторое расширение денежной массы, что важно для повышения монетаризации ВВП и ликвидности экономики.

2. Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. В России велика доля наличных денег в денежной массе (30 - 40% против 5 - 10% в развитых западных странах). Снижению потребности оборота в наличных деньгах будут способствовать: развитие различных платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов, выплата заработной платы (где возможно) через банкоматы в надежных банках.

3. В антиинфляционных мерах особое место принадлежит регулированию скорости обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.     

4. Чтобы взять инфляцию под контроль, необходима реальная статистика и внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков.

Разработка эффективного законодательства. Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка - одна из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть рационально, устойчиво, непротиворечиво и вызывать доверие у предпринимателей и населения.

Восстановление доверия к рублю.

Известна истина, что доверие к правительству, которое выпускает деньги, способствует устойчивости денежного обращения. Для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис государственности, упрочить достигнутую в конце 1998 г. политическую стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм управленческих структур, сотрудники которых недостаточно знают современные методы управления рыночной экономикой и инфляцией с учетом мирового опыта. Например, в отличие от России в мировой практике при инфляции не принято официально объявлять о предстоящем повышении цен, курса доллара, изменений в денежной системе, так как это усиливает недоверие и «бегство» от рубля к инвалюте.

Для успеха антиинфляционной программы важно также заручиться поддержкой средств массовой информации.

Борьба с теневой экономикой.

Любая стабилизационная программа обречена на провал, если власть не в состоянии противостоять «теневой» экономике, которая контролирует примерно половину ВВП. Огромный ущерб стране наносит крупномасштабное «бегство» капитала; неуплата налогов, таможенных пошлин; проникновение преступных группировок в банковскую систему с целью превращения ее в «прачечную» для отмывания «грязных» денег; присвоение ими приватизированного имущества, сращивание с легальным бизнесом и властными структурами.

Переход астрономических сумм под контроль «теневой» экономики - мафии подрывает основы государственности и усилия по формированию цивилизованной рыночной экономики.




Тема № 2. Международное движение и мобильность капитала

1. Экономические предпосылки и современные формы вывоза капитала

Мобильность факторов производства приводит к замеще­нию или дополнению международной торговли товарами пере­мещением факторов производства. В случае, если причиной торговли товарами является различие в обеспеченности стран факторами производства, происходит замещение, если же в ос­нове торговли лежат иные причины, такие как сравнительные преимущества, эффект масштаба, технологические различия и другие, международное движение факторов производства до­полняет торговлю товарами.

Капитал, являясь одним из факторов производства, представляет собой весь накопленный запас средств в де­нежной, производительной и товарной формах, необходимый для производства товаров и услуг.  Вывоз капитала за пределы страны, его активная миграция между странами является важной отличительной чертой современного мирового хозяйства. Допол­няя и опосредуя вывоз товаров, он становится определяющим в системе международных экономических отношений. В целях по­лучения предпринимательской прибыли или процента капитал в форме международных займов и инвестиций переводится за гра­ницу. Увеличение масштабов вывоза капиталов сопровождается усилением его международной миграции.

Международная миграция капитала — это встречное движение капиталов между странами, приносящее их собственни­кам доход[3]. Каждая страна одновременно является импортером и экспортером капитала, т.е. происходит так называемое перекрес­тное инвестирование.

Еще в конце XIX в. швейцарский экономист Л. Вальрас сфор­мулировал правило, которое в настоящее время используется при анализе международной платежной позиции государств. Прави­ло Вальраса устанавливает баланс стоимости импорта страны и суммы стоимости экспорта, чистых зарубежных продаж активов и процентов по ним:

IМ = X + NA + NR[4],

где IM - импорт; X - экспорт; NA - чистые продажи активов (разность стоимости активов, проданных не­резидентам и купленных у них); NR -  чистые платежи процентов (разность стоимости процентов на вложен­ный капитал, полученных из-за рубежа и выплаченных нерези­дентам).

Продажа активов в любой форме (права собственности, цен­ные бумаги, золото и т.д.) означает приток капитала в страну. Преобразуем уравнение, где левая часть представляет собой текущий баланс - баланс товаров и услуг плюс чистые выплаты процентов на капитал, которые считаются торговлей капитальными услугами, а правая — баланс движения капитала:

X + NR - IМ= -NA.

Если это равенство не выполняется, то остаток относится к статье "пропуски и ошибки" платежного баланса. Таким об­разом, баланс торговли товарами и услугами должен быть равен балансу движения капитала (с противоположным знаком).

Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала явля­ется накопление относительно избыточного капитала в данной стране как следствие ее социально-экономического развития. При этом, как показывает мировая практика, экспорт капитала может осуществляться и при нехватке капитала для внутреннего инвестирования. Важнейшими причинами вывоза капитала ради получения большей прибыли являются[5]:

1.     Несовпадение спроса на капитал и его предложение в раз­личных секторах мирового хозяйства.

2.     Наличие возможности монополизации местного рынка при­нимающей страны.

3.  Наличие в странах, куда экспортируется капитал, более де­шевого сырья и рабочей силы.

4.     Благоприятный инвестиционный климат.

На практике целесообразность инвестирования определя­ется комплексом причин, включающих все составляющие инвестиционного климата, а также принципом сравнительного преимущества отдельных рынков. Наличие достаточных сбе­режений (капитала в денежной форме) является важнейшей предпосылкой для инвестиций и расширенного воспроизвод­ства.

Наряду с причинами вывоза капитала следует указать факторы, способствующие вывозу капитала и стимулирую­щие его.

1. Движущей силой, активизирующей вывоз капитала, явля­ется растущая взаимосвязь национальных экономик. Интернаци­онализация производства оказывает огромное воздействие на международное движение капиталов, способствуя его ускорению. Экспансия капитала является глав­ным фактором, трансформирующим производство в международ­ное и приводящим к созданию так называемой международной продукции, реализуемой на мировом рынке. Она является унифи­цированной и производится вне зависимости от национальных особенностей (автомобили, самолеты, радиоэлектроника, компь­ютеры и др.).

2.   Международная промышленная кооперация, когда отдель­ные юридически самостоятельные предприятия из разных стран в рамках одной международной корпорации устанавливают тесное сотрудничество в области  отраслевой,  технологической,  поде­тальной специализации. Кроме того, миграцией капитала являют­ся вложения транснациональных корпораций (ТНК) в дочерние компании за рубежом.

3.   Экономическая полшпика промышленно развитых стран, направленная на привлечение капитала для поддержания темпов экономического роста, развития передовых отраслей промышлен­ности, поддержания уровня занятости.

4.   Стремление развивающихся стран с помощью привлечения иностранного капитала придать дополнительный импульс своему экономическому развитию.

5.   Влияние экологических факторов, вынуждающих между­народные корпорации из-за все более жестких экологических норм переводить производства из промышленно развитых – в развивающиеся страны.

6.   Мощным регулирующим фактором являются международ­ные финансовые организации, участвующие в перераспределении капиталов.

Международное движение капитала как фактора производ­ства осуществляется в следующих формах:

• прямые инвестиции в промышленные, торговые и другие предприятия. Это, как правило, долгосрочные вложения капита­ла, обеспечивающие контроль инвестора над объектом размеще­ния капитала;

•   портфельные инвестиции (вложение капитала в иностран­ные ценные бумаги, не имеющее целью управления объектом ин­вестирования);

•   ссудный капитал в виде краткосрочных (на срок до одного года), среднесрочные и долгосрочные международные кредиты (займы) промышленным и торговым корпорациям, банкам и дру­гим финансовым учреждениям;

•   экономическая помощь: бесплатно и в виде льготных креди­тов (беспроцентных или низкопроцентных).

Формы международного движения капитала, которые при­знаются каждой страной, обычно устанавливаются в ее банков­ском и инвестиционном законодательстве. Все формы капитала в статистической отчетности представляются в виде групп, которые делятся на подгруппы. Одну из них условно можно считать эк­спортом капитала (активы, инвестиции за рубеж), другую импортом (пассивы, инвестиции внутри своей страны). Статис­тические данные по мировому движению капитала приблизитель­но оцениваются на основе данных консолидированного платежно­го баланса всех стран мира.

2. Структура мирового рынка капиталов


В период после второй мировой войны в структуре междуна­родного рынка капиталов произошли заметные изменения, от­разившие особенности развития мирового хозяйства. Наиболее важным из них является значительный рост международных кредитов в 70 - 80-е гг. XX ст., т.е. возрастание роли ссудного капитала, и образование мировой финансово-кредитной сис­темы.

Международный финансово-кредитной рынок подразделяет­ся на денежный рынок и рынок капиталов. Денежный рынок - это, в основном, рынок краткосрочных банковских ссуд (до одного года), а также краткосрочных обязательств, обращающихся на национальных учетных рынках. Такие кредиты ис­пользуются для пополнения нехватки оборотных средств, обслуживание товарных рынков.

Рынок капиталов, в свою очередь, подразделяется на между­народный кредитный рынок и на международный рынок ценных бумаг. Первый представляет собой банковские средне- и долгос­рочные займы и не имеет вторичного рынка.

Средне- и долгосрочные кредиты используются для пополне­ния основного капитала, кредитования и финансирования опера­ций по приобретению инструментов рынка ценных бумаг, учреж­дения филиалов, инвестирования в строительство и реконструк­цию зарубежных предприятий. В роли главных кредиторов и за­емщиков выступают, прежде всего, международные корпорации. В мировой классификации крупнейшими "донорами" капитала являются Япония, Швейцария и Тайвань, а наиболее крупными "заемщиками" - США, Великобритания, Мексика и Саудовская Аравия.

Ведущими в области прямых инвестиций являются основные промышленно развитые страны. Располагая примерно 4/5 еже­годного потока прямых инвестиций, они одновременно являются крупнейшими импортерами и экспортерами капитала.


Тесты


1.Если потребление равно 500 ед., валовые внутренние частные инвестиции равны 200 ед., государственные закупки равны 100 ед., а экспорт равен 60 ед., то ВНП составит:

а) 860 ед., так как ВНП (Y) включает в себя 4 категории расходов:

- личные потребительские расходы (C);

- государственные закупки товаров и услуг (G);

- валовые внутренние частные инвестиции (I);

- чистый экспорт (NX), т.е.

Y = C + I + G + NX[6]

Это уравнение является по сути дела тождеством справедливым при любых значениях входящих в него переменных, поскольку каждый потраченный рубль, учитываемый в ВНП, находит свое отражение в одной из четырех составляющих расходов.

Таким образом, ВНП = 500 ед. + 200 ед. + 100 ед. + 60 ед. = 860 ед.


2. Увеличение предложения денег вызовет:

в) сдвиг кривой LM вправо, потому что с увеличением количества денег в обращении, домашние хозяйства, заметив в своем портфеле ценных бумаг увеличение ценных бумаг, которое нарушило оптимальную структуру портфеля, в целях восстановления его оптимальной структуры увеличат спрос на ценные бумаги. В результате этого курс ценных бумаг возрастет, а ставка процента понизится. Снижение ставки процента увеличит число эффективных инвестиционных проектов, и спрос на инвестиции возрастет. Возникает мультипликационный эффект и национальный доход возрастет.

 

Задача

Располагаемый доход равен 4 ед., а на текущее потребление в этом случае приходится 3 ед. При доходе в 8 ед. величина потребления составила 6 ед. Найдите величину предельной склонности к потреблению (MPC) и предельной склонности к сбережению (MPS).

Решение:

MPC[7] – это доля или часть прироста (сокращения) дохода, которая потребляется, называется предельной склонностью к потреблению, т.е. это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое привело к изменению потребления.

MPC = (6 – 3) / (8 – 4) = ¾

MPS[8] – это доля или часть прироста (сокращения) дохода, которая сберегается, называется предельной склонностью к сбережению, т.е. это отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в величине дохода, которое его вызвало.

Сбережения - это разница между величиной дохода и величиной потребления.

MPS = (2 – 1) / (8 – 4) = ¼

Сумма MPC и MPS для любого изменения в доходе после уплаты налогов должна всегда быть равной 1, т. е. прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережение, та доля любого изменения в величине дохода, которая не потребляется, по существу, идет на сбережения: MPC + MPS = 1

В нашей задаче это правило выполняется:

¾ + ¼ = 1

Список литературы

1. Макконэл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли М. Экономикс: Принципы, проблемы и политика, М, 2003 г. 753 с.

 2. Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. 2-е изд., сокращ. – Спб: Питер, 2001. – 496 с.

3. Микро- и макроэкономика: Учебное пособие / М. И. Плотницкий, А. В. Воробьева, М. Н. Сухарева / Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Книжный дом, - 2004 г. – 224 с.

4.Тарасевич Л. С., Гальперин В. М.. Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л. С. Тарасевича. Изд. 3-е, перераб. и доп. – Спб.: Идательство СпбГУЭФ, 1999. – 656 с.

5.Экономическая теория: Практикум / Под ред. Н. И. Базылева, л, В. Воробьевой. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 240 с.





[1] Тарасевич Л. С., Гальперин В. М.. Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л. С. Тарасевича. Изд. 3-е, перераб. и доп. – Спб.: Идательство СпбГУЭФ, 1999. – 321 с.

[2] Тарасевич Л. С., Гальперин В. М.. Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л. С. Тарасевича. Изд. 3-е, перераб. и доп. – Спб.: Идательство СпбГУЭФ, 1999. – 329 с.

[3] Микро- и макроэкономика: Учебное пособие / М. И. Плотницкий, А. В. Воробьева, М. Н. Сухарева / Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Книжный дом, - 2004 г. – 189с.


[4] Микро- и макроэкономика: Учебное пособие / М. И. Плотницкий, А. В. Воробьева, М. Н. Сухарева / Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Книжный дом, - 2004 г. – 190 с.


[5] Микро- и макроэкономика: Учебное пособие / М. И. Плотницкий, А. В. Воробьева, М. Н. Сухарева / Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Книжный дом, - 2004 г. – 191 с.


[6] Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. 2-е изд., сокращ. – Спб: Питер, 2001. – 301 с.


[7] Макконэл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли М. Экономикс: Принципы, проблемы и политика, М, 2003 г. 460 с.


[8] Макконэл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли М. Экономикс: Принципы, проблемы и политика, М, 2003 г. 461 с.