Содержание



Введение. 3

1.   Теоретические аспекты коммерческой деятельности на товарном рынке. 5

1.1  Особенности коммерческой деятельности розничных предприятий в современных условиях. 5

1.2 Факторы коммерции  производителя товаров. 12

2. Анализ коммерческой  деятельности на товарном рынке ООО «Магазин Кондитер». 17

2.1 Описание коммерческой деятельности предприятия. 17

2.2 Эффективность коммерческой деятельности  магазина «Кондитер»   на товарном рынке. 18

2.3. Пути совершенствования розничной торговли магазина «Кондитер». 20

Выводы и предложения. 24

Список литературы.. 26



Введение


Коммерческая деятельность представляет, пожалуй, самое новое направление в работе предприятий, получившее развитие в связи с формированием рыночных  отношений в экономической системе России, что в значительной мере определяет тот интерес, который проявляется к ней со стороны участников процесса производства товаров, поскольку этот интерес напрямую связан с возможностями работы предприятий и, зачастую,  определяет дальнейшее его существование.

Необходимость самостоятельного решения вопросов коммерческой деятельности, имеющих ответственный характер, требует как понимания  задач, стоящих перед каждым, кто с ними сталкивается, так и принятия обоснованных решений на основе грамотного подхода, который возможен только через овладение основами коммерческой  работы.

Переход к рыночной экономике, появление  большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили  потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, широкому развитию частной инициативы и предпринимательства.

Адекватно этому  изменяется и тактика  коммерческой деятельности на товарном рынке.

В рыночной экономике важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Этот  закон является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного  сектора экономики в другой. В этой связи и возникает функция цены  как критерия оптимального размещения производства, капитала.

Предприятие решает: что, сколько, когда, где, какого  качества изготовлять, кому и на каких условиях  продавать свою продукцию. Следовательно, и экономические последствия  решений, принимаемых хозяйством отражаются  на конечных результатах его деятельности.

На современном этапе развития экономики, в условиях уже относительно сложившихся экономических связей и конкурентной среды, становится актуальным не только общее совершенствование существующих технологий организации розничной торговли, но и внедрение новых для экономики методик продвижения товара.

Цель исследования состоит в том,  чтобы на основе анализа эффективности коммерческой деятельности на товарном рынке разработать основные направления по ее развитию.

Объектом исследования явилось общество  с ограниченной ответственностью «магазин «Кондитер».

При написании работы были использованы общепринятые  методы экономических исследований, такие как монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный и другие.

Период  исследования охватывает 1998 - 2000 годы, а по отдельным показателям были использованы данные с 1996 года.




 

1.     Теоретические аспекты коммерческой деятельности на товарном рынке


1.1            Особенности коммерческой деятельности розничных предприятий в современных условиях


Розничная  торговля - любая  деятельность  по  продаже товаров или услуг непосредственно конечным потреби­телям для их личного некоммерческого использования.

Крупнейшие розничные фирмы – это, прежде всего сети универмагов со смешанным ассортиментом и сети универсамов.

Будь то продажа одному из общественных классов или массовому рынку, с течением лет розничные торговцы усвоили мысль о том, что они действуют в условиях стремительно меняющейся среды. Вчерашние формулы розницы могут не сработать сегодня и уже наверняка не сработают завтра.

Современному розничному торговцу необходимо внимательно следить за признаками перемен и быть готовым к переориенти­ровке своей стратегии - и лучше раньше, чем позже. Однако приня­тое решение об изменении стратегии не так-то легко выполнить.

Крупный розничный торговец нередко привязан к собственным политическим установкам, которые руководство считает «обыч­ным здравым смыслом». И, кроме того, он привязан к собственному общественному образу, который сохраняется в сознании потребителей еще долго после того, как сам магазин уже изменился.

Много в рознице и маленьких «семейных» магазинчиков. Заведения мелких розничных торговцев играют важную роль в силу нескольких причин:

1.     В них часто появляются новые формы розничной торговли, которые позднее перенимают и крупные мага­зины.

2.     Они более удобны для потребителя, поскольку встречаются практически везде.

3.     Нередко они отличаются большей степенью приспособляемости и предоставляют потребителю более индивидуализированные услуги.

4.     Они дают покупателям возможность почувствовать себя хозяевами положения.

Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления двуединого процесса, включающего смену как  товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что неотъемлемым элементом товарного хозяйства является рынок.

В экономической  литературе сущность рынка трактуется весьма разнообразно, что нередко во многом зависит от цели проводимого исследования. Например, американский ученый Роджер Вод, автор  объемного труда по проблемам политической экономии,  дает такое  весьма своеобразное толкование понятия «рынок»: «Сфера, где покупатели и продавцы отдельных товаров находятся в таком тесном  информационном общении, что цены  товаров  стремятся быть одинаковыми в границах всей этой сферы». В  этом определении акцент сделан скорее на механизме функционирования рынка, чем на его сущности как экономической категории. Филип Котлер,  известный специалист в области рыночных  отношений, считает, что  рынок - это «совокупность существующих и потенциальных покупателей товара».[1] Подобное  утверждение не вызывает возражений, если, конечно, рассматривать рынок лишь как  место реализации маркетинговых устремлений производителей товаров и услуг. Во многом  схожа трактовка рынка в популярном  учебнике «Экономикс»: «Рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных  товаров и услуг».[2]

Согласно современной российской экономической теории, рассматривающей рынок как экономическую категорию, рынок - это  «совокупность конкретных экономических отношений и связей между  покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда».[3] В узком смысле рынок - это  сфера товарного обращения, обмена денег на  товары и товаров на деньги.

Общепризнанными характерными чертами рыночных  отношений в условиях экономической деятельности являются: добровольность; возмездность; эквивалентность; свободный обмен информацией.

Хозяйственный  механизм рыночной модели экономического развития состоит из трех основных элементов: предложение, спрос, цена. Содержание, взаимосвязи и взаимное влияние этих составляющих рассмотрены в главе 2. Наряду с этими элементами существует нечто, выступающее катализатором, «вечным двигателем», питательной средой жизнедеятельности рынка, - конкуренция.

В структуре объектов внутреннего рынка экономики рыночного типа выделяют следующие  основные группы рынков: средств производства и производственных видов деятельности; потребительских товаров, услуг, жилья; зданий и сооружений непроизводственного назначения; рабочей силы; ценных бумаг, валюты; информации и инноваций.

Рынок  классифицируется также по географическому положению, характеру продаж и другим факторам.

Рынок  является  местом действия трех основных экономических субъектов, вступающих в товарно-денежные отношения посредством купли-продажи: государство; предприятия; домашние хозяйства.

В таблице 1 приведены основные товары (услуги), служащие  предметом купли-продажи  субъектами рынка.

Таблица 1

Предметы купли-продажи  субъектами рынка

Субъект рынка

Предмет продажи

Предмет покупки

Государство

Услуги государственных организаций и учреждений.  Земля, природные ресурсы, жилье, лицензии

Товары общественного, государственного, пользования, предназначенные для национальной обороны, государственного управления, охраны общественного порядка, функционирования экономики, сохранения культурного наследия  (рабочая сила, здания, оборудование, вооружение, сети коммуникаций, фундаментальные научные исследования, художественные произведения и т.п.)

Предприятия

Товары, услуги, принадлежащие  им имущественные ценности, интеллектуальная собственность

Рабочая сила, земля, природные  ресурсы, сырье, полуфабрикаты, товары, деньги, ценные бумаги

Домашние хозяйства

Труд, имущественные ценности, товары, услуги

Потребительские товары, услуги, имущественные ценности


Сегодня, несмотря на многозначительные трудности, Россия входит в рыночные условия,  и рыночные категории находят все более широкое распространение в нашей экономике.

В частности, под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке. Товаром могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра - все, что  имеет потребительную стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой  потребительной стоимости.

 В узком смысле  под товаром понимается продукт труда, произведенный для обмена. Услуги - неотъемлемый  элемент  национального  общественного продукта. Этот вид  деятельности создает  полезный  результат, не имеющий вещественной формы,  но удовлетворяющий  определенную потребность человека.

Система  национального  счетоводства, отражая это обстоятельство, включает в себя валовый выпуск как продукции, так и услуг: валовый выпуск продуктов; выпуск рыночных услуг; выпуск нерыночных услуг.

Рыночные услуги являются объектом купли-продажи, издержки по ним покрываются целиком или в значительной мере за  счет выручки от их реализации. Наибольшее значение имеют услуги  оптовой и розничной  торговли,  предприятий массового питания,  всех видов транспорта, связи, бытовые, здравоохранения, народного образования и др.

Экономическое содержание торговой услуги как основного элемента рыночных услуг заключается в посреднической  деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи[4].

 Применяя к торговым услугам  классификацию услуг  по характеру удовлетворяемых потребностей и по  участию в создании  стоимости товара, можно  сказать, что  торговая услуга наряду с услугами  массового питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства является в своей основе  услугой  по  обслуживанию потребления готовых  материальных благ. Это выражается, например, в обслуживании смены форм стоимости ( товарной на денежную), маркетинговых исследованиях потребительских рынком, заключении сделок с поставщиками, ведении  учета движения товаров, помощи покупателям в подборе  необходимого товара. В соответствии с экономической теорией услуги подобного рода не создают новой потребительской стоимости и  не увеличивают стоимость товара, но  возмещаются за счет чистого продукта, созданного в других отраслях национальной  экономики.

 Вместе с тем ряд торговых услуг связан с продолжением процесса производства в сфере обращения, например услуги по транспортировке товаров, их хранению, расфасовке,  упаковке. Эти услуги также не создают новой потребительной  стоимости, но участвуют в создании стоимости товара.

Торговля - особая  деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание   процесса обмена.

 Обособление  торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что  обусловлено  стремлением к более  эффективному  использованию имеющихся ресурсов[5].

По всему миру насчитываются миллионы розничных торговых точек самых разных размеров и форм. Поскольку разным потребителям нравятся разные формы тор­говли, возможно одновременное существование и преуспевание предприятий с разными уровнями услуг для потребителей. В таблице 2 представлено четыре уровня обслуживания и указаны торго­вые заведения, обычно практикующие эти уровни.

Таблица 2.

Классификация розничных торговцев по показателям объема услуг для потребителей


СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА УСЛУГ


РОСТ ЧИСЛА УСЛУГ

Самообслуживание

Свободный отбор товаров

Ограниченное обслуживание

Полное обслуживание

Отличительные черты

1.Минимальное число оказываемых услуг

2.Привлекательность цен

3.Торговля основными товарами постоянного спроса

4.Торговля товарами повседневного спроса

1.Ограниченное число оказываемых услуг

2.Привлекательность цен

3.Торговля основными товарами постоянного спроса

4.Торговля товарами повседневного спроса

1.Небольшое разнообразие услуг

2.Торговля товарами предварительного выбора

1.Широкое разнообразие услуг

2.Торговля модными товарами

3.Торговля товарами особого спроса

Примеры

1.Розничные магазины-склады

2.Бакалейно-гастрономические магазины

3.Магазины сниженных цен

4.Предприятия посылторга

5.Торговые автоматы

1.Магазины сниженных цен

2.Галантерейные магазины

3.Предприятия посылторга


1.Торговля вразнос

2.Универмаги

3.Продажа по телефону, почте, Интернету

4.Галантерейные магазины

1.Специализированные магазины

2.Универмаги


Таким образом, торговая деятельность является сложным  и многогранным процессом, и она требует  постоянного анализа и совершенствования.


1.2 Факторы коммерции  производителя товаров


Ниже  рассматриваются факторы коммерции производителя, определяющие эффективность коммерческой деятельности, те факторы, которые вытекают из ее  целей и показывают через какое существо воплощаются цели коммерции товаропроизводителя. Эти факторы можно было бы определить как факторы, являющиеся залогом успеха коммерческой деятельности предприятия - производителя товаров. Поскольку коммерция - обмен товара на деньги, то факторами обмена должен являться фактор, показывающий сколь хорошо удовлетворяются потребности потребителей товара, насколько эффективно меняет потребитель деньги на товар, и фактор, показывающий сколь эффективно производит товар производитель, насколько эффективно  меняет производитель товар на деньги.

Обычно  коммерческая  деятельность  рассматривается  с  точки  зрения  коммерческо-посреднической  деятельности, что накладывает на ее рассмотрение отпечаток большей или меньшей самостоятельности и не затрагивает глубину производственного участия предприятия в ней. 

Факторы помогают понять суть коммерческой работы на предприятии - производителе товаров, выяснить от чего зависит ее результативность и на этой основе выбрать направления работы, связывающей воедино коммерческую и производственную деятельности на предприятии. Такими факторами являются[6]:

-     качество товара, которое показывает в какой мере  выполнены в товаре  требования потребителей, направленные на  удовлетворение потребностей;

-     качество  производства, характеризующее эффективность произведенных затрат при производстве товара  данного качества.

Объединение  факторов качества товара и качества  производства позволяет получить обобщенный показатель производства и реализации товаров предприятием - рентабельность оборота предприятия (уровень издержек в  цене, в товарообороте), показывающий насколько эффективно предприятие производит и реализует товары  данного качества.

Рассмотрение факторов связано с возможностью оценки по ним не только своего предприятия, но и необходимостью рыночной оценки по ним конкурентов для получения сопоставимых результатов. На основе анализа этих  факторов и предлагается строить  коммерческую работу, которая приобретает конкретную направленность в части рыночных исследований по качеству товара и качеству производства этого товара у производителя товара и его конкурентов, при выборе товарной номенклатуры, сегментации рынка и пр.

На рисунке 1  приведена  схема, показывающая каким образом через действие факторов оценивается эффективность коммерции предприятия.

Качество товара воздействует на потребителя и позволяет производителю устанавливать рыночные взаимоотношения с потребителем назначением  цены товара в соответствие с его качеством. Качество производства позволяет производителю иметь определенные  издержки при производстве товара данного качества и устанавливать свои рыночные взаимоотношения с конкурентами через издержки в соответствие с качеством производства.

Одна из целей  коммерческой деятельности состоит в удовлетворении потребностей покупателей через товары, производимые предприятием.

Деятельность, связанная с удовлетворением потребностей людей через товары, столь широка и многообразна, что обычное перечисление ее наименований заняло бы многие страницы текста, однако, привлекая для ее  описания экономическую  терминологию, можно  свести ее к не столь большому кругу вопросов, связанному с понятием качества товара и задачей  представляется возможность  нахождения понятий, а с ними и метода, который позволил бы поставить и решить задачу общего подхода к оценке качества товара, на основе которого можно было рассчитать эффективность тех или иных факторов на конкретных примерах.

Когда мы говорим о более глубоком понимании товарного рынка, то подразумеваем вполне конкретное содержание, смысловое значение которого можно было бы определить как понятие качества. При этом понятие качества  распространяется  как на товар, так и на сам товарный рынок, но в различной трактовке и выражается  разными факторами. Рассмотрим сначала то, что  относится к качеству товара.

Учитывая, что потребитель различает  товары  одного названия по потребительским функциям, которые  в каждом  конкретном товаре выражают реализованную потребность ( в одном  товаре хорошо реализованную, в другом - хуже, в третьем - лучше), свяжем эти  потребительские функции с определением качества товара, понимая под качеством товара его сравнительную характеристику с другими товарами по потребительским  функциям.

Качественное  понимание рынка непосредственно связано с качеством товара и должно выражать мнение потребителей  товара о его свойствах, о работе, о том, как он выполняет свои функции. Один товар выполняет свои функции хорошо и им покупатель доволен, другой товар выполняет свои функции хуже, им покупатель доволен меньше. Свое удовлетворение первым товаром  покупатель выражает в виде готовности купить этот товар по более дорогой цене, считая, например, что,  купив более лучший товар по более дорогой цене, он в дальнейшем затратит меньше средств на ремонт, если бы приобрел товар более худший. Как говорится, «скупой платит дважды». Можно говорить, что рынок реагирует на качество товара ценой, которая является тем общим показателем, который полностью отражает наши представления о качестве товара - при плохом качестве товара его цена уменьшается и, напротив, товар хорошего качества приобретается по более высокой цене.

Товаром называют продукт, созданный  трудом человека для  удовлетворения  определенной потребности людей, предназначенный для обмена на деньги (или другие товары) и  востребованный потребителем[7].

Из этого определения можно выделить четыре свойства товара. Во-первых, этот продукт должен удовлетворять  определенную  потребность людей, во-вторых, он создан  трудом человека, в-третьих, он предназначен для обмена на деньги и в-четвертых, он  должен быть  востребован  потребителем. В настоящем изложении товар рассматривается в этих аспектах: как фактор удовлетворения потребностей людей, которые нуждаются в товаре и готовы обменять его на деньги после определенного  выбора.

Потребность вызывает появление товара, и каждый  конкретный товар удовлетворяет определенные потребности в процессе его использования, при этом проявляются функциональные возможности товара, обусловленные его реальным исполнением и являющиеся функциями самого товара. Каждый конкретный товар осуществляет одну или несколько функций, которые  и обеспечивают удовлетворение  потребностей.

Функция потребностей (потребительская функция, свойство) -  внешнее проявление свойств товара или отдельных  его частей в определенных условиях. Функция потребностей - это деятельность,  работа, назначение, действие  какого-либо товара в данной системе отношений.

Описание потребности  и функции  товара в принципе совпадают. Отличие между ними заключается  в том,  что понятие потребности всегда  связано с человеком (определенной общностью людей), поставившим задачу реализации  потребностей и изготовлением товара, оно носит общий характер, а понятие функции всегда связано с конкретным носителем этих функций - товаром (или его элементами), реализующим эту потребность, в  связи с чем функция, отражая потребность выражает  присущую носителю определенность. При этом человек часто выступает в двух ролях - как субъект, формирующий  потребность и как элемент объекта,  реализующий эту потребность. Все это необходимо учитывать  товаропроизводителям в своей  повседневной работе.


 2. Анализ коммерческой  деятельности на товарном рынке ООО «Магазин Кондитер»

2.1 Описание коммерческой деятельности предприятия

 Продовольственный магазин  «Кондитер» является   одним из процветающих в настоящее время в  городе Новосибирске. ООО «Магазин «Кондитер» является, как это видно из названия, частной организацией. Персонал, работающий в магазине, - в основном наемный. Руководство магазина составляют в основном участники ООО. Участники общества с ограниченной ответственностью «Магазин «Кондитер» получают дивиденды в конце года из прибыли в соответствии с долями в уставном капитале, которые отражены в Уставе ООО. После выплаты всех сопутствующих налогов, оставшаяся в распоряжении предприятия прибыль облагается налогом на прибыль (35 %). Затем из оставшихся средств выделяются средства на дальнейшее развитие. Оставшаяся после этого сумма делится между участниками ООО. Полученные дивиденды также подлежат налогообложению в соответствии с «Законом о подоходном налоге». С января 1999 года предприятие должно было перейти на более простую систему расчетов с бюджетом – с применением единого налога на вмененный доход, но этого не произошло, так как предприятие имеет большие площади, а налог рассчитывается как раз исходя из площадей и его сумма в данном случае оказывается больше реально получаемой магазином прибыли.

Магазин предлагает следующий товарный ассортимент:

1.  Карамель «Ежевика»

2.  Конфеты «Жар-Цвет»

3.  Конфеты «Вальс-каприс»

4.  Конфеты «Звездный мальчик»

5.  Шоколад «Барышня»

6.  Конфеты «Первоклассница»

7.  Конфеты «Батончики с орехом»

8.    Конфеты «Мулатка»

9.    Конфеты Осень»

10. Конфеты «Абрикосовые»

11. Карамель «Княжеская»

12. Конфеты «Мишутка»

13. Конфеты «Полянка»

14. Конфеты «Звездный дом»

15. Конфеты «Пастушок» и д.р.


2.2 Эффективность коммерческой деятельности  магазина «Кондитер»   на товарном рынке


Главной  экономической целью коммерческой деятельности любого  товаропроизводителя является обеспечение конкурентоспособности своего предприятия. Это в свою очередь требует разработки грамотной товарной политики, поиска эффективных рынков сбыта, обеспечения максимальной прибыли как в производстве, так и в реализации продукции.

С позиции коммерческой деятельности,  ООО «Кондитер» имеет неплохие результаты своей деятельности. В частности, как свидетельствуют данные  таблицы 3, реализация произведенной продукции осуществляется успешно, хотя в определенные годы наблюдался и спад.


Таблица 3

Объем реализации отдельных видов продукции

ООО «Кондитер»

Виды изделий

11996

11997

11998

11999

22000

12000 г. в % к 1996г.

Карамель

3930

4046

3063

3075

4883

171,5

Мягкие конфеты

6498

8308

5742

5016

6394

112,6

Вафли

1027

974

924

904

1167

122,1

Крекеры

3630

4488

3515

2706

3640

106,6

ВСЕГО

15085

17826

14168

11701

16084

125,7


Наиболее неблагоприятными были для предприятия 1998 - 1999 годы. Однако комбинату удалось преодолеть падение производства и более того,  уровень реализации в 1998 – 2000 годах  превысил уровень 1996 года, причем по всем выпускаемым  видам продукции без исключения. Наиболее быстрыми темпами увеличивалась реализация карамели и вафлей.  По крекерам прирост реализации  оказался  минимальным, что  свидетельствует о том, что  освоенный предприятием рынок насыщен  данными изделиями и надо осуществлять поиск новых  рынков сбыта данного товара.

Учитывая снижающийся из года в год уровень жизни населения России и стран ближнего  зарубежья, мы считаем, что для завоевания новых рынков и расширения уже освоенных, предприятие должно в первую очередь снизить отпускные цены на кондитерские изделия.

Таблица 4.

Изменения показателей отчета о прибылях, тыс. руб.



Показатели

1999

2000

Прирост в 2000 г. (+) относительно 1999 г.

Выручка от реализации товаров, продукции, услуг ( без НДС и акцизов)

186632

235073

+48441

Себестоимость  реализованных товаров, продукции, услуг.

161173

193172

+31999

Коммерческие расходы

9543

7326

-2217

Прибыль от реализации

15916

34575

+18659

Прочие операционные доходы

2301

3076

+775

Прочие операционные расходы

4291

3184

+12921

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, всего

13927

20439

+6512

Налог на прибыль

2445

6889

+4444

Отвлеченные средства

11482

13550

+2068


Приведенные в таблице 4 данные показывают, что несмотря на значительный рост затрат по магазину, прибыль все равно увеличилась. Этому способствовало не только увеличение цены товара, но и экономия коммерческих расходов, т.е. затрат связанных с реализацией продукции. Правда, прочие операционные доходы оказались меньше расходов, что несколько убавило получаемую прибыль. Но в наибольшей степени прибыль уменьшилась из-за налогов, сумма которых увеличилась в большем объеме, чем  увеличилась прибыль, что свидетельствует об ужесточении налогового бремени.


2.3. Пути совершенствования розничной торговли магазина «Кондитер»


Одно из основных направлений совершенствования организа­ции труда в магазине — улучшение организации и обслужива­ния рабочих мест. Организация и обслуживание рабочих мест должны обеспечивать персоналу магазина благоприятные усло­вия для эффективного использования рабочего времени и обору­дования, повышения производительности труда.

Этому способствует;

o   правильное оснащение рабочего места соответствующим обо­рудованием и инвентарем и удобное его размещение;

o   бесперебойное обеспечение рабочих мест товарами, упаковоч­ными материалами и т. д.;

o   размещение рабочих мест в строгом соответствии с последо­вательностью выполнения торгово-технологических операций;

o   создание нормальных условий труда, оптимальная окраска стен, оборудования и приспособлений.

Большое значение имеет планировка рабочих мест. Она пред­ставляет собой размещение на определенной площади (в зо­не приложения труда) функционально связанных между собой элементов технологии, организационной оснаст­ки (рабочей мебели) и инвентаря, необходимых для осуществле­ния торгово-технологического процесса. Длина фронта рабочих мест дифференцируется в зависимости от ассортимента и степе­ни сложности реализуемых товаров, от интенсивности покупа­тельских потоков и частоты покупок.

Повышению производительности труда работников магазина во многом способствует совершенствование приемов и мето­дов труда. Под приемами труда следует понимать совокупность трудовых действий, направленных на выполнение повторяющих­ся в определенной последовательности операций, связанных еди­ным целевым назначением. Метод труда — способ осуществле­ния процесса труда. Используемые приемы и методы труда зави­сят от ассортимента реализуемых товаров, методов подготовки и продажи товаров, квалификации работников и других факто­ров. Совершенствование приемов и методов труда должно со­провождаться сокращением затрат времени на выполнение тру­довых операций, обеспечением безопасности труда, достижением максимальной содержательности труда. Оно должно способство­вать уменьшению затрат времени на обслуживание покупателей и утомляемости работников.

К важным факторам повышения эффективности труда ра­ботников розничных торговых предприятий относится его нор­мирование, которое позволяет установить рациональную числен­ность и структуру штата работников, эффективно использовать рабочее время, повысить материальную заинте­ресованность работников в результатах своего труда. Рациональная организация труда работников магазина не возможна без нормирования затрат времени на выполнение торгово-технологических операций. Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время работы затрачивается на выполнение подготовительно-заключи­тельных, основных и вспомогательных операций.

На качество обслуживания покупателей существенное влия­ние оказывают квалификационный и общеобразовательный уро­вень работников магазина. Поэтому одним из направлений со­вершенствования организации труда в магазине является подго­товка и повышение квалификации кадров. С повышением ква­лификации и общеобразовательного уровня работников розничных торговых предприятий растет производительность их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается уровень за­трат труда в торговле. Квалифицированный работник быстрее овладевает передовыми методами труда, затрачивает меньше времени на выполнение отдельных операций, успевает обслу­жить большее количество покупателей, чем работник, облада­ющий более низкой квалификацией.

Совершенствование организации труда в магазине неразрывно связано с улучшением условий труда работников, которые в значительной мере определяют их работоспособность и утомляемость. Добиться улучшений условий труда можно внедрением средств механизации тяжелых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиенических, бытовых и эстетических условий труда, обеспечением охраны труда и строгим соблюдением техники безопасности.

Предполагается,  что работа по совершенствованию ассортимента кондитерских   изделий в ООО «Кондитер».

Необходимо  проанализировать оборачиваемость товара в торговле, ибо, чем быстрее реализуется товар, тем больше можно получить прибыли за один и тот же  календарный срок.

Наконец, во внимание  следует принять величину торговой розничной наценки. А она, как известно, зависит  от отпускной цены товара,  величины спроса на него  и других факторов. Причем по кондитерским изделиям у предприятий торговли имеется широкое поле  для маневра, так как по этой группе товаров нет ограничений в размере торговых наценок, ибо она  не  относится к социально  значимой. Здесь  все определяется  экономическими условиями и прежде  всего конкурентной борьбой в сфере торговли.

 У магазина «Кондитер» в этом плане  имеются широкие возможности, так  как продукция поступает практически с конвейеров и является очень свежей. Это побуждает население делать покупки именно в этом магазине, а  магазин на этом может получить  дополнительную прибыль.

Кроме того, находясь возле  комбината, магазин  экономит значительные средства на перевозке товара и его погрузке-выгрузке, а также подсортировке.

Наконец, магазин очень быстро способен реагировать на изменение спроса, так как  исчезнувшие с прилавка изделия могут в считанные минуты появится вновь, поскольку все рядом, а магазин и комбинат - единое целое.

Наиболее выгодны шоколадные конфеты, так как пользуются наибольшим спросом. Из них  наибольшую прибыль в расчете на единицу продукции дают такие  сорта, как  «Звездный  мальчик» и «Пастушок».

Продажа карамели менее выгодно. Тем не менее отдельные их виды приносят прибыли  до 1125 рублей на тонну -  речь идет о карамели «Клубника со сливками»,  в то время как «Мятная» дает предприятию только 850 рублей прибыли.



Выводы и предложения


Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что ООО  «магазин «Кондитер» является эффективно работающим торгово-розничным предприятием.

Магазин успешно осуществляет коммерческую деятельность на товарном рынке. С 1996 по 2000 годы он увеличил объем  продаж кондитерских изделий на 25,7%, а по  карамельным конфетам на 71,5%. Наиболее выгодны шоколадные конфеты, так как пользуются наибольшим спросом. Из них  наибольшую прибыль в расчете на единицу продукции дают такие  сорта, как  «Звездный  мальчик» и «Пастушок».

Продажа карамели менее выгодно. Тем не менее отдельные их виды приносят прибыли  до 1125 рублей на тонну -  речь идет о карамели «Клубника со сливками»,  в то время как «Мятная» дает предприятию только 850 рублей прибыли.

Для  повышения эффективности коммерческой деятельности исследуемой торговой фирмы на товарном рынке и улучшения ее результативности необходимо осуществить следующие мероприятия:

-     Оптимизировать  ассортимент выпускаемой  продукции на основе учета эффективности реализации, по методике, предложенной в работе.

-     Сосредоточить внимание и ресурсы на производстве наиболее выгодных с позиции производства и сбыта изделий. Расчеты показали, что  таковыми являются шоколадные конфеты и  карамельные конфеты «Клубника со сливками».

-     В связи со снижением жизненного уровня населения, необходимо больше выпускать наборы конфет в коробках весом 100-150 грамм, используя кассетный способ укладки, и увеличивая, таким образом, размеры коробок без увеличения веса  содержимого.

Одно из основных направлений совершенствования организа­ции труда в магазине — улучшение организации и обслужива­ния рабочих мест. Организация и обслуживание рабочих мест должны обеспечивать персоналу магазина благоприятные усло­вия для эффективного использования рабочего времени и обору­дования, повышения производительности труда.

Этому способствует;

o   правильное оснащение рабочего места соответствующим обо­рудованием и инвентарем и удобное его размещение;

o   бесперебойное обеспечение рабочих мест товарами, упаковоч­ными материалами и т. д.;

o   размещение рабочих мест в строгом соответствии с последо­вательностью выполнения торгово-технологических операций;

o   создание нормальных условий труда, оптимальная окраска стен, оборудования и приспособлений.

     Практическая реализация всех этих предложений сделает товарную политику комбината еще более эффективной.


Список литературы



1.    О свободе торговли. Указ Президента РФ от 29.01.1992 г. (Российская газета - 1992.- 1 февраля).

2.    О мерах по государственному регулированию и улучшению торгового обслуживания населения. Постановление от 12.08.1994 г. - №38 -с.3

3.    Гражданский кодекс РФ. Часть первая.- М.; Юридическая литература. 1994. - 240 с. Часть вторая 1996.

4.    Виноградова С. Н . Коммерческая деятельность. Минск. «Высшая школа» 1998 .

5.    Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: «Бизнес», 1990.

6.    Макконнелл К.Р. , Брю  С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М., 1992.

7.    Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. - М., 1995.

8.    Онтина А.Ф. Развитие коммерческой деятельности. – Томск.: Деловой мир, 2001.

9.    Осинова Л.В. , Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник. М. «Банки и биржи» 2001.

10.     Памбухчиянц В.К. Организация, технология проектирование торговых предприятий. М.; 2000.

11.     Панкратов Ф.Г. Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. Учебник для ВУЗов.- М. - ИВЦ «Маркетинг».  1994.

12.     Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность . Учебник. М.; Информ-центр. 1996.

13.     Проблемы торговли; управление, маркетинг, финансовый анализ. ; Сб научных трудов. / Под редакцией В.Ф. Егорова; Санкт-Петербургский торгово-экономический институт./. - СПб, 1995.

14.     Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой  транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.; Наука, 1999.

15.     Фатрел Ч. Основы торговли. - М.: Довгань, 1996.


[1]  Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 1990. - С.54.

[2] Макконнелл К.Р. , Брю  С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М., 1992. - С.61.

[3] Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. - М., 1995. - С. 95.

[4] Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой  транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.; Наука, 1994 – с. 92.

1.    [5] Осинова Л.В. , Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник. М. «Банки и биржи» 2001. – с123.


[6] Памбухчиянц В.К. Организация, технология проектирование торговых предприятий. М.; 1998. - с 320.

[7] Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность . Учебник. М.; Информ-центр. 1996. – с 12.