Содержание


Введение. 3

1. Биография Джованни Боккаччо. 4

2. Творческий путь  Джованни Боккаччо. 5

2.1. Юношеские годы творчества. 5

2.2. Научное творчество Боккаччо. 7

2.3. «Декамерон»- вершина творчества Джованни Боккаччо. 8

Заключение. 10

Список литературы.. 11




















Введение

         Очень часто критики говорят об эпохе Возрождения как о великом историческом перевороте, нередко подчеркивают, что в ходе этого переворота в Европе сложились нации, родились национальные литературы, выковался новый тип человека. Эта эпоха породила титанов поэзии и литературы по силе мысли, страсти и характеру. Необычайную многогранность дарований, стремление творчески познать мир во всех его проявлениях в науке, искусстве, политике считают типичными чертами людей эпохи Возрождения.

         Одним из значительных явлений этого времени был итальянский гуманист, младший современник Петрарки  Джованни Боккаччо (1313 – 1375). Подобно Петрарке, он был и писателем- художником и ученым- философом. Джованни Боккаччо развивался под двойным влиянием: Данте ( в поэзии) и Петрарки (в области науки). Он с гордостью называл великих флоринтийцев своими учителями.

         Джованни Боккаччо не добился у современников такой славы и восторженного почитания, как Петрарка. Его деятельность не имела такого широкого международного размаха. Он был не вождем европейского гуманизма,  а всего лишь талантливым итальянским писателем, разработавшим «низкий» по тем представлениям жанр поэзии. Но именно этому в творчестве Джованни Боккаччо полнее и непосредственнее выразились особенности первого, демократического этапа итальянского Возрождения, его глубокие народные корни.

         В многосторонней культуре эпохи Ренессанса в Италии Джованни Боккаччо особенно ярко выражает его национальный аспект.

         Творчество Джованни Боккаччо интересно исследователям и критика  и по сей день, ведь многое из того далекого прошлого нам неизвестно. Вопросы творчества и жизни Джованни Боккаччо  поднимаются к исследованию в данной работе.

         Целью работы выступает исследование основных аспектов жизни и творчества великого гуманиста в Италии эпохи Возрождения - Джованни Боккаччо.


1. Биография Джованни Боккаччо

Боккаччо был незаконным сыном флорентийского купца и француженки. Он родился в Париже, куда его отец приехал по торговым делам, но еще младенцем был увезен во Флоренцию и в последствии в Париже уже никогда не бывал больше. По желанию отца юный Боккаччо обучался сначала торговому делу, затем юридическим наукам, но испытывал к ним  отвращение и уже с ранних лет увлекся изучением античных писателей. Долгое время он находился под властью отца и мог изучать древние труды только в часы досуга[4,c.58].

В 14 лет Джованни Боккаччо был отправлен отцом в Неаполь, где повел лучшие годы своей юности. Там он завязал знакомство с неаполитанскими гуманистами, а через - них получил доступ ко двору, где имел определенный успех. Там он познакомился и полюбил Марию де Аквино, которую впоследствии в своих произведениях называл Фьяметтой.

По возвращении во Флоренцию  Джованни Боккаччо принял живое участие политической жизни родного города, в котором кипела напряженная социальная борьба. Быстрый рост мануфактурной и ремесленной промышленности все больше обострял классовые противоречия между «жирным» и «тощим» народом, между цеховыми мастерами и ремесленными массами.

Боккаччо был записан в один из семи старших цехов и выполнял различные дипломатические поручения правящей партии. По своим политическим воззрениям он твердо стоял на республиканских позициях. При всем том Джованни Боккаччо отрицательно относился к движению городских низов, непросвещенной «черни». В этом сказалось одно из противоречий мировоззрения итальянского гуманизма, характерное даже для лучших его представителей.

В 1350 году Боккаччо впервые встретился с Петраркой, которого он раньше хорошо знал по его произведениям. Личное знакомство двух великих гуманистов скоро перешло в очень тесную дружбу. Боккаччо всегда относился к Петрарке с глубокой почтительностью, называл его своим «наставником». Он говорил, что общение с этим человеком оказало на него благотворное влияние. Но особенно сближало Боккаччо и Петрарку отношение к античной культуре. Как ученый Боккаччо продолжал начатую Петраркой работу по изучению классических писателей. Он расширил доступную Петрарке область знания, включив в нее греческую литературу, которую читал в оригинале[5, с. 456].

Последние годы жизни Джованни Боккаччо посвятил изучению и комментированию Данте, который всегда оставался его любимым поэтом. В 1373 году ему поручили истолковать «Божественную комедию». Он занял первую дантовскую кафедру в Италии и составил весьма обстоятельный комментарий к первым семнадцати песням. Начал писать биографию Данте и не так и не закончил.

2. Творческий путь  Джованни Боккаччо

2.1. Юношеские годы творчества

Идейный и творческий рост  Боккаччо отразился в его юношеских романах, задуманных еще в Неаполе, но законченных по большей части уже после возвращения во Флоренцию.

Первым по времени произведением является «Филоколо» (1338) - обширный роман в прозе, в котором Боккаччо отработал популярную в литературе раннего средневековья историю любви Флорио и Бьянчифьоре.

Цель Боккаччо в «Филоколо»- облечь старинную любовную повесть о злоключениях язычника и христианки в новую художественную форму, подсказанную культом античности. Он делает двигателями действия античных богов, широко использует в стиле романа мифологическую образность и в то же время сохраняет в нем множество чисто средневековых элементов[3, с. 185].

Вслед за «Филоколо» Боккаччо написал небольшую поэму «Филострато», в которой он впервые использовал заимствованную у итальянских площадных певцов народную восьми строчную строфу- октаву. В этом произведении Боккаччо впервые проявил присущую ему психологическую тонкость в обрисовке характеров и поступков. По сюжетному построению «Филострато» - типичный психологический роман, несмотря на стихотворную форму. Боккаччо закладывает в нем основу манеры повествования, которая привела в последствии  к написанию «Фьяметты».

Третье юношеское произведение Боккаччо - «Тезеида» (1339)- тоже является поэмой в октавах на античный сюжет. Произведение было разработано как любовная история, полная отзвуков отношений писателя к Фьяметте. В «Тезеиде» необходимо отметить рост поэтического мастерства Боккаччо, его превосходное владение октавой.

Следующим произведением Боккаччо был «Амето» (1341)- пастушеская идиллия, написанная стихами и прозой. Он  не только дает описание чувств, но и детально разрабатывает обстановку, рисует множество картин пастушеской жизни, широко используя наследие античной буколической поэзии. В этом произведении по существу Боккаччо утверждает прелесть земной любви и ее облагораживающее воздействие на человека[3, с. 187].

Еще более своеобразно преломляются дантовские мотивы в его следующем произведении - «Любовное видение» (1342). По замыслу эта поэма должна была показать, подобно «Божественной комедии», путь освобождения от земной суеты и достижение вечного блага.  Вопреки субъективным намерениям Боккаччо, эта его аллегорическая поэма превращается в настоящий гимн земному миру, земной красоте и чувственной любви.

В следующем произведении - «Фьезоланские нимфы» (1345- 1346) Боккаччо снова разрабатывает пасторальную идиллическую  фабулу., которая вдохновлена античным локальными мифами, в которых объяснялось происхождение той или иной географической местности. Это произведение, безусловно, является лучшим поэтическим произведением Боккаччо.

Наиболее значительным юношеским произведением Боккаччо, в котором он показывает себя законченным художником- реалистом, является «Фьяметта» (1348). Эту повесть часто называют первым психологическим романом в западноевропейской культуре. Боккаччо дал мастерский анализ чувств и переживаний женщины, покинутой своим возлюбленным. При этом он воспользовался формой многологического повествования. Это произведение автобиографично и полностью посвящено его возлюбленной Марии [1,с. 43].

2.2. Научное творчество Боккаччо

Плодом занятий Боккаччо классической древностью является ряд научных работ на латинском языке. Боккаччо дает свод знаний по вопросам античной мифологии в обширном труде «О генеалогии богов». Он доказывает, что древние верили сначала в единого бога, и что политеизм возник уже позже благодаря философам и поэтам. Книга «О знаменитых женщинах» задумана как дополнение к книге Петрарке «О знаменитых мужах». Он дает здесь ряд кратких биографий выдающихся женщин, начиная от Евы и кончая королевой Джованной, дочерью Роберта Неаполитанского; большая часть жизнеописаний относится к героиням античного мира[2,c. 56].

         Особое место среди научных трудов Боккаччо занимает книга «О роковой участи знаменитых мужей», в которой он приводит принципы стоической морали, доказывая, что нравственное удовлетворение дается человеку сознанием исполненного долга. Добродетель состоит из доблести, силы воли, твердости духа; она освобождается от подчинения слепой, несправедливой и капризной фортуне.

         Ученость Боккаччо по сравнению с Петраркой носила более средневековый характер; в нем всегда чувствовался налетчик, лишенный критицизма. В отличие от Петрарки, стремившегося проникнуть в античную мудрость, Боккаччо был, прежде всего, ученым- собирателем. Наибольшее значение для современности имели его работы справочного характера, которые были затем переведены на итальянский язык и имели большую просветительскую роль[3, с. 189].

         Хотя Боккаччо высоко ценил латинский язык, однако сам он пользовался им гораздо меньше, чем Петрарка. помимо научных трудов, он написал на латыни еще 16 эклог (1348- 1363), интересных только в биографическом отношении. В целом латинские сочинения Боккаччо имеют несравненно меньшее значение, чем латинские работы Петрарки.

2.3. «Декамерон»- вершина творчества Джованни Боккаччо

Произведением Боккаччо, на котором зиждется его мировая слава, является «Декамерон», написанный приблизительно в 1352- 1354 годах. В этой книге, открывающей собой историю итальянской художественной прозы, Боккаччо наносит сокрушительный удар религиозно- аскетическому мировоззрению и дает необычайно полное, яркое и разностороннее отражение современной итальянской действительности. Ренессансный реализм, подготовленный еще в юности, получает яркое выражение в «Декамероне», который часто противопоставляли «Божественной комедии» Данте[1, 3 и др.]

В жанровом отношении «Декамерон» доводит до высокого совершенства небольшую прозаическую поветь- новеллу, куда входят анекдотическая фабула, трезвый бытовой элемент, жизненная непосредственность, прославление находчивости и остроумия, непочтительное отношение к попам и монахам. К этим элементам Боккаччо добавил последовательную реалистическую установку, богатство психологического содержания и сознательную артистичность формы, воспитанную внимательным изучением античных авторов. свежесть и новизна этого жанра. его народные корни, сделали произведение наиболее приспособленным для выражения передовых гуманистических воззрений.

«Декамерон» состоит из ста новелл. Но эти новеллы следуют одна за другой не произвольно, а в определенном порядке. Они скреплены с помощью обрамляющего рассказа, являющегося вступлением к книге и дающего ей композиционный стержень[4, с. 60].

«Декамерон» начинается знаменитым описанием флорентийской чумы 1348 года. Мрачный трагический колорит этого описания контрастирует с веселым, жизнерадостным настроением всего сборника. Семь дам  и трое юношей удаляются из зачумленного города на виллу, где приятно проводят время в прогулках, танцах и  в рассказывании новел. Таким образом, новеллы «Декамерона» рассказываются в обстановке своего рода «пира во время чумы». Каждый день рассказывается по десять новелл, а всего они проводят на вилле десять дней.

Боккаччо изображает рассказчиков «Декамерона» образованными и остроумными людьми. Характер каждого из юношей отражается в рассказываемых ими новеллах. То же относится и к дамам, среди которых фигурирует и Фьяметта. Это придает большое разнообразие сборнику и вносит в него структурную четкость. Каждый день собеседники избирают из своей среды короля или королеву, которые руководят занятиями всей компании и рассказыванием новелл.

В своих новеллах Боккаччо рисует огромное множество событий, образов, мотивов, ситуаций. Он выводит целую галерею фигур, взятых из различных слоев современного общества и наделенных типичными для них чертами. Несмотря на такое разнообразие содержания новеллы Боккаччо могут быть разбиты на несколько групп.

Первая группа- это коротенькие рассказы о каком- либо остроумном изречении, коротком и быстром ответе, помогающем герою выйти из затруднения.

Вторая группа-  это новеллы об удивительных добродетелях и глубоких проявлениях  души.  В них прославляется пышность двора испанского короля Альфонса, великодушие Карла Анжуйского, щедрость Натана, непоколебимая любовь Тито и Джизиппо.

Третья группа новелл – это новеллы, повествующие об удивительных превратностях судьбы, бросающих людей от одних условий жизни к другим, прямо противоположным. К этим превратностям Фортуны Боккаччо и его герои относятся с оптимизмом, характерным для людей эпохи Возрождения.

Для «Декамерона» характерно разоблачение духовенства, обличение показной святости, ханжества, религиозного лицемерия. Развивая непочтительное отношение к духовенству Боккаччо превращает монаха в комический персонаж. Однако писатель не отрицает монашества и католической церкви в целом.

Заключение

В конце  своей жизни Боккаччо испытал поворот в судьбе в сторону старой культуры. Но этот поворот был не в силах ослабить грандиозное воздействие, оказанное на сознание масс созданным им «Декамероном». Он вошел в историю именно как автор этой великой книги, навсегда оставшейся одним из драгоценных памятников литературы эпохи Возрождения, человеческой мысли и творчества, освобождающихся из- под гнета  феодально-церковного мировоззрения.

В конце своего творческого пути  идеологические противоречия Боккаччо, как человеку переходной эпохи, значительно обостряются и приводят к попытке пересмотра принципов гуманистической морали. Боккаччо восстает против языческих образов, наполнявших его прежние произведения.

Однако, несмотря на многочисленные противоречия в творчестве этого великого человека эпох Возрождения, Боккаччо стал действительно гением своего времени, отразив в своих произведениях все реалии периода беспокойства, перелома и перерождения гуманистических идей.

Его многочисленные юношеские произведения полны оптимизма к будущему. Они пронизаны лучами теплоты и нежности, тонкости любовных отношений между мужчиной и женщиной. Уже в своих ранних произведениях Боккаччо показал себя как весьма тонкий психолог, способный понять женскую душу.

Удивительно поражает тот факт, что этот человек практически всю жизнь любил только одну женщину, ту, которой он посвятил столько страниц любовной поэзии. Боккаччо тяжело переживал ее измену, однако любить не перестал.

Вершиной творчества Боккаччо стало его произведение «Декамерон», которое по праву можно поставить в один ряд с лучшими произведениями современников Боккаччо.

Имя великого гуманиста навсегда останется в  мировой литературе эпохи Возрождения.


Список литературы


1)    Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн.3. Литература эпохи Возрождения. – М.: Просвещение, 1997 – 256 с.: ил.

2)    Европейские поэты Возрождения/ Под ред. С.А.Брахмана. – М.: Художественная литература, 1994. – 735 с.

3)    История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. – 5 изд., переаб., доп. – М.: высшая школа, 1999 .- 462 с.: ил.

4)    Литература. Энциклопедия. – М.: Олма - пресс, 2001. – 320 с.: ил.

5)    Энциклопедия литературных произведений. – М.: Вагрус, 1998. – 656 с.