Содержание


Задание № 1 План эксперимента. 3

Задание № 2 Наблюдение. 5

Задание № 3 Самонаблюдение. 8

Задание № 4  Свободная беседа………………….…..……………………………..9

Задание № 5 Метод анализа документа. 12

Список литературы.. 15


 

Задание № 1 План эксперимента

Проблема

В жизни индивида и общества правовые, нравственные и социальные ценности играют значительную роль. Они обеспечивают ориента­цию в действительности. Они помогают различать верное и невер­ное, доброе и злое, нужное и ненужное, уместное и неуместное. Индивид нуждается в них, чтобы организовать собственную жизнь, общество нуждается в них, чтобы определить общие цели и формы поведения, которые для него особенно значимы. Отношения и общение между индивидами в большинстве своем широко определяются ценностями[1].

Цель

Рассмотреть динамику изменения с возрастом нравственных качеств и ценностей людей.

Гипотеза

Н0: различные возрастные группы в современном обществе не имеют различий в отношении к нравственным качествам и ценностям.

Н1: различные возрастные группы в современном обществе имеют некоторое различие в отношении к нравственным качествам и ценностям.

Объект исследования:

Нравственные качества и ценности личности.

Предмет исследования:

Ценностные ориентации.

Ход исследования:

Ценности – это ориентиры, по отношению к которым, человек испытывает влечение или, напротив, ненависть. Благодаря ценностям человек определяет свое отношение к существующему миру. Культура состоит не из реальностей самих по себе, а из ценностей, воплощенных в реальном мире. Мы предположили, что в современном обществе, с его высокой расслоенностью, различные возрастные группы имеют несколько отличные преобладающие ценности.

Необходимо сравнить особенности ценностных ориентаций, например, у студентов I и V курсов и группы преподавателей университета.

Методики:

Предложенные, апробированные Корниенко Н.А. Данные методики описаны в ее монографиях «Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности». Н-ск, НГПУ, 1996,  «Типология личности». Н-ск, НГПУ, 1998.

–       Методика изучения ценностных ориентаций. Цель выявить отношение человека к определенным нравственным качествам;

–       Методика изучения содержательной стороны идеалов. Цель: подготовить понятийный аппарат, направленный на развитие личности, ее реакцию на события в нашей жизни, связанные с общими процессами, которые в ней происходят;

–       Методика «Мой идеал». Цель: определение самооценки личности.

Используя данные методики, мы обследуем  две группы из 20 человек студентов I и V курсов университета, особо обращается внимание на единство возраста испытуемых по группам, и 20 преподавателей. Возраст преподавателей – от 40 до 50 лет. Обследование студентов проводится в аудиториях, после занятий. Они получают бланки опросников и заполняют их на месте. Обследование преподавателей проводится индивидуально – они получают на руки бланки для обследования, затем, через несколько дней, заполненные бланки сдают экспериментатору[2].

Результаты:

Полученные результаты необходимо не только сравнить, но, применив метод непараметрической статистики, высчитать коэффициент корреляции, чтобы подтвердить или опровергнуть их статистическую значимость.

В том случае, если значение коэффициента корреляции подтверждает, что различия в оценке ценностей различны по группам, значит подтверждается Н1 гипотеза: различные возрастные группы в современном обществе имеют некоторое различие в отношении к нравственным качествам и ценностям. В противном случае подтверждается Н0 гипотеза: различные возрастные группы в современном обществе не имеют различий в отношении к нравственным качествам и ценностям.

Задание № 2 Наблюдение

Проблема:

В повседневной жизни человек часто попадает в ситуации, когда он вынужден торопиться, сокращать время в процессе какой-либо деятельности. Мы предположили, что будет интересно пронаблюдать, как изменяется, и изменяется ли поведение человека в условиях дефицита времени. 

Цель:

Изучить, как изменяется поведение человека в процессе сборов перед выходом из дома в ситуации дефицита времени.

Гипотеза:

Н0: поведение человека не меняется в зависимости от того, в какой степени проявляется дефицит времени.

Н1: в зависимости от того, в какой степени проявляется дефицит времени, в такой степени меняется поведение человека.

Объект исследования:

Повседневная деятельность взрослого человека в рамках проблемы.

Предмет исследования:

Процесс сборов перед первым выходом из дома.

Ход исследования

В течение 7 дней проводилось включенное наблюдение за членами одной семьи. Трое взрослых людей занимались повседневной деятельностью. Наблюдатель фиксировал результаты наблюдения в дневнике. Отмечалось время процесса сборов перед первым выходом из дома, качественные характеристики процесса сборов и обстоятельства выхода из дома. Результаты анализа исследования представлены в Таблице 1.

Результаты исследования

В процессе наблюдения было выявлено, что процесс сборов, безусловно, зависит от обстоятельств. Но обстоятельства в меньшей степени влияют на человека, если он всегда собирается быстро, не отвлекаясь на побочные раздражители, как в случае с № II.  Здесь необходимо учитывать и количество повседневных дел, входящих в круг обязанностей членов семьи и степень загруженности делами. В данном случае № 2 несет значительно большую нагрузку, чем № 1 и № 3. Но и времени на сборы в этом случае  отводится больше, в расчете на возникновение непредвиденных обстоятельств.

Таким образом, анализируя результаты наблюдения, мы можем заключить, что подтверждается гипотеза Н1: в зависимости от того, в какой степени проявляется дефицит времени, в такой степени меняется поведение человека.

Таблица 1

Переменная

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

6 день

7 день

Время  № 1

19’48’’


22’19”

13’00”

32’12”

20’40”

15’10”

20’00”

Качествен-ные характерис-тики процесса сборов

Нетто-ропли-во, обстоя-тельно

Нетто-ропли-во

Быст-ро, в спешке

Спо-койно, обстоя-тельно

Нетто-ропли-во, обстоя-тельно

Быст-ро, но без особой спешки

Нетто-роп-ливо, спо-койно

Обстоя-тельства

Без особен-ностей

Без особенностей

Приш-лось давать собаке таблет-ку


Без осо-бен-ностей

Без осо-бен-ностей

Нем-ного про-спала

Без осо-бен-ностей

Время  № 2

15’22”

18’00”

14’25”

21’00”

17’50”

18’36”


16’11”

Качественные характеристики процесса сборов

Сосредоточенно, быстро

Сосредоточенно, быстро

Сосредоточенно, быстро

Неторопливо, спокойно

Без спеш-ки, но быстро

Неторопливо, спо-койно

Сосре-дото-ченно, быстро

Обстоятельства

Без особенностей

Без особенностей

Нем-ного прос-пал


Без осо-бен-ностей

Без осо-бен-ностей

Без осо-бен-ностей

Без осо-бен-ностей

Время  № 3

33’ 14”

28’36”

14’42”

21’19”

19’31”

26’00”


15’23”

Качествен-ные характе-ристики процесса сборов

Спокой-но, неспе-ша, перед телевизором

Спокойно, неспе-ша, перед телевизором


Быст-ро, в спешке

Нето-ропли-во, спокойно

Неторопливо, спокойно

Спокойно, неспе-ша, перед телевизором

Сосре-дото-ченно, быстро

Обстоя-тельства

Нет необхо-димости выхо-дить из дома

Без особенностей

Забыла, что надо на первую пару

Без особенностей

Без особенностей

Без особенностей

Звонок подру-ги



Задание № 3 Самонаблюдение

Проблема

Происшествия одного дня сконцентрировались в негативные эмоциональные переживания. Как воспринимать неприятное стечение обстоятельств?

Цель самонаблюдения:

Рассмотреть мою реакцию на происшествия одного дня из жизни, составившие цепочку негативных эмоциональных переживаний.

Объект исследования:

Мое эмоциональное состояние под влиянием неприятных обстоятельств.

Предмет исследования:

Уровень негативных ощущений от цепочки негативных происшествий.

Ход исследования:

День начался с того, что я проспала на 30 минут. Пришлось очень быстро собираться. Не успела вымыть голову и из-за этого настроение еще более усугубилось, т.к. чувствовалась какая-то неуверенность в себе. Выйти во время все равно не удалось. Опоздала на лекции.

 В середине дня из-за несданного во время реферата не допустили к зачету. Расстроилась больше, чем утром.

Пришла домой, решила пообедать. Поставила на плиту суп подогреть. Пока руки в ванной мыла, решила замоченные с вечера вещи прополоскать. Когда прибежала на кухню, кастрюльку уже проще было выбросить, чем оттереть от сгоревшего в угли супа.

Затем я решила приготовить уроки на завтрашний день. Тут я вспомнила, что завтра будет семинар по сегодняшней лекции, на которую я опоздала сегодня. Из-за этого у меня нет почти половины лекции.

Постепенно стали выстраиваться воспоминания обо всех неприятностях, которые произошли в этот «радостный день». Пришли мысли о том, что бывают же такие дни, когда все не ладится с самого утра. Хорошо еще, на занятиях была не долго, а то смогла бы и там чего-нибудь натворить. Это было слабое, но все же, утешение. Было ощущение остановившегося времени. Я сижу, а оно стоит. Двигаться не хотелось. Хотелось все бросить и уйти из дома. Но поймала себя на мысли, что вдруг, выйдя из дома, я попаду в еще большую неприятность, а то и еще того хуже.

Анализ ситуации

Анализируя сейчас то состояние, ощущения, сопровождающие все эти неприятные происшествия, можно предположить, что в данных обстоятельствах поведение человека было адекватным, разумным и последовательным до момента суеверного испуга. Возможно, нужно было последовать интуитивной потребности уйти из дома, провести остаток дня в гостях или на природе, не замыкаться в себе, переживая эмоциональный дискомфорт на протяжении нескольких часов.

Возможно, что какие-то внешние обстоятельства повлияли на память, на уровень сосредоточенности, и таким образом возникают аффективные переживания.

Задание № 4 Свободная беседа

Проблема:

Возникающее под влиянием стрессоров психическое напряжение может иметь полезное приспособительное значение, мобилизуя усилия человека на преодоление трудностей. Однако если стресс оказывается слишком сильным из-за интенсивности воздей­ствия или его неожиданности, ресурсы человека могут оказаться недос­таточными для преодоления стресса, и он начинает оказывать деструк­тивное воздействие на человека вплоть до появления физиологических нарушений и полной дезорганизации его жизнедеятельности.

Цель

Рассмотреть личностные особенности восприятия и реагирования на стрессогенные обстоятельства человека, склонного к повышенному переживанию стресса.

Объект исследования:

Личностные особенности.

Предмет исследования:

Особенности восприятия стрессовых ситуаций.

Перечень примерных вопросов  для беседы:

1.     Легко ли вы раздражаетесь даже из-за мелочей?

2.     Нервничаете ли, если приходится чего-либо ждать?

3.     Краснеете ли, когда испытываете неловкость?

4.     Краснеете ли, когда испытываете неловкость?

5.     Выносите ли вы критику или она выводит вас из себя?

6.     Если вас толкнут в трамвае, постараетесь ли вы ответить обидчику тем же или скажете что-нибудь обидное?

7.     Постоянно ли вы чем-то занимаетесь, все ли ваше время заполнено какой-либо деятельностью?

8.     Свойственна ли вам пунктуальность?

9.     Умеете ли вы выслушивать других?

10.                 Страдаете ли отсутствием аппетита?

11.                 Часто ли вы испытываете беспричинное беспокойство?

12.                 Кружится ли у вас по утрам голова?

13.                 Испытываете ли вы усталость после продолжительного сна?

14.                 Легко ли вы засыпаете?

15.                 Уверены ли вы, что у вас все в порядке с сердцем?

16.                 Страдаете ли вы от болей в области спины и шеи?

17.                 Часто ли вы барабаните пальцами по столу, а сидя - покачиваете ногой?

18.                 Мечтаете ли вы о признании, хотите ли, чтобы вас хвалили за то, что вы делаете?

19.                 Считаете ли вы себя лучше многих других (хотя никто этого не замечает)?

20.                 Находитесь ли вы на диете?

21.                 Вы прибегаете к лекарственным препаратам, чтобы снять стресс?

22.                 С кем Вы обсуждаете свои проблемы?

23.                 Вам трудно извиниться, если Вы сделали ошибку?

24.                 Вы отводите себе время для отдыха, физкультуры и развлечений?

25.                 Вы часто смеетесь и улыбаетесь?

Ход исследования:

Беседа проходила в спокойной обстановке, располагающей к разговору. Во второй половине дня, ближе к вечеру. Собеседник – молодая женщина. Она впечатлительная, очень бурно реагирует на неординарные ситуации.  Разговор состоялся с согласия испытуемого, она готова была откровенно говорить о своих ощущениях и представлениях о проблеме.

1.       В начале беседы я объяснила причину, по которой поднимаю предлагаемые испытуемой вопросы и время нашей беседы.

2.       Затем речь зашла о погоде и реакции испытуемой на изменения погоды, ее отношение к приближающейся зиме и т.п.

3.       В основной части беседы было выяснено, что испытуемая часто раздражается и достаточно обидчива. Тяжело переживает, если ее деятельность оказывается неудачной, ненавидит, когда ее критикуют. Если задевают ее чувства, она замыкается, и хотя в ней «все бурлит», она не показывает вида, что ее это задевает. Человек она гордый и не любит просить помощи.

Вопрос: – Вам трудно обратиться за помощью, когда она Вам требуется?

Ответ: – Да, я не люблю просить для себя чего-нибудь. Я не считаю себя глупой или беспомощной, могу всего добиться сама.

Вопрос: – Вам трудно извиниться, если Вы сделали ошибку?

Ответ: – Не просто. Мне вообще трудно признать свою ошибку. Я потом долго переживаю, виню себя за невнимательность или непростительную глупость. Это тяжело.

Вопрос: – Как вы считаете, вы подвержены длительному переживанию стресса?

Ответ: – Думаю, что переживаю долго и сильно. Наверное, это действительно можно считать стрессом.

Вопрос: – Вы прибегаете к лекарственным препаратам, чтобы снять стресс?

Ответ: – Ну, смотря что считать лекарством. Скажу так – иногда, к успокоительным средствам.

Обсуждает она свои проблемы с людьми очень близкими, а таких людей всего двое. Времени для отдыха совсем не хватает, необходимо очень много делать в течение недели, на выходных же скапливается много хозяйственных забот. Считает, что она достаточно веселый человек, но поводов веселья не много.

4.       Завершая беседу, я поблагодарила женщину за обстоятельный разговор, сказала, что получила удовольствие от общения с ней. Она, в свою очередь, сказала, что ей был интересен наш разговор, и она считает, что нужно несколько пересмотреть свое отношение к некоторым вещам, о которых раньше особо не задумывалась.

Вывод:

В данном случае мы можем сказать, что женщина склонна к длительному переживанию стресса, не умеет во время взять себя в руки, не растеряться, сохранить спокойствие. Она впечатлительна, возбудима, завышает требования к себе и другим. Судя по ее высказываниям, из беседы она сделала некоторые интересные для себя выводы.

Каждый человек может научиться выходить из стрессового состояния. Для этого важно изучать себя и вырабатывать свой индивидуальный, наиболее эффективный метод психической саморегуляции.

 

Задание № 5 Метод анализа документа

Проблема: 

Вероятно, нет людей, которые бы не любили сказки. Опыт исследователей сказок показывает, что среди любимых сказок авторские и народные представлены примерно пятьдесят на пятьдесят. А среди тех сказок, которые не нравятся, соотношение принципиально другое: почти девяносто процентов сказок, относимых участниками семинаров-тренингов к нелюбимым, составляют авторские сказки[3].

Цель:

Определить возможную причину негативного отношения к сказке.

Объект исследования:

Текст сказки «Золушка».

Предмет исследования:

Жизненный путь Золушки.

Ход исследования:

Из информации, опубликованной учеными, мы видим, что народные сказки реже являются для нас непривлекательными. Вспомним о том, что многие фольклор­ные сказочные сюжеты насчитывают возраст в несколько тыся­челетий. Встречаются они в разнообразных вариантах в резко от­личных между собой культурах и среди народов, территориаль­но очень удаленных друг от друга. Значит, некоторые сказки становятся удивительными связующими нитями между народами, наверное, во многом потому, что в них отражено то, что только и объединяет людей, – сходство законов их внутреннего мира.

Иными слова­ми, именно психологическое содержание сказок, символическое отображение психологических явлений, отшлифованное веками жизни сказок, делает народные сказки незаменимым инструмен­том воздействия на человека.

Почему же авторские сказки так часто вызывают внутрен­нее неприятие, отторжение? По-видимому, это происходит в тех слу­чаях, когда сказочник нарушает какие-то важные законы пост­роения сказки и проецирует в созданную им сказку свои лично­стные особенности, свое личное бессознательное. Хорошо, если личность автора здорова и гармонична, но ведь бывает и иначе. Тогда мы обнаруживаем в сказке проекции невротической личности, которые «сбивают» цельность сказки, наполняют ее не­приемлемыми для нас  смыслами.

В качестве примера можно привести сказку «Золушка». В этой сказке есть момент, который вызы­вает чувства удивления, отторжения, жалости и в то же время радости за главного персонажа сказки.

Анализируя текст сказки, мы можем выделить и  проследить путь героя и составить схему сюжета сказки, опираясь на карты Проппа. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда происходит счастливый конец сказки, остается чувство удовлетворения, и радость за то что «справедливость восторжествовала» и каждый получил «по заслугам».


Вывод:

Таким образом, можно сделать вывод, что те приятные ощущения, которые присутствуют при прочтении сказки «Золушка», связаны с порядочностью главного и положительного героя. Так в данном случае возникает «психологический комфорт» при прочтении сказки.


 








Список литературы:



1.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Логос, 1969.

2

Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001.

3

Корниенко Н.А. Психологические основы эмоционально-нравстенного развития личности. Н-ск, 1996.

4

Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – М., 1995.

5

Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб., 1999.




[1] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Логос, 1969. С. 90-91.

[2] Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – М., 1995. С.122.

[3] Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001. С. 115.