Содержание



1. Виды экономического анализа. Организация аналитической работы на предприятиях и организациях торговли.. 2

2. Значение, задачи, информационное обеспечение анализа прибыли и рентабельности. Порядок проведения анализа прибыли. Расчет факторов, влияющих на сумму и уровень прибыли.. 4

Задача 1.. 8

Задача 2.. 9

Список литературы... 11

 

1. Виды экономического анализа. Организация аналитической работы на предприятиях и организациях торговли


Результативность функционирования этих этапов чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности по организации в целом, которые в свою очередь существенно зависят от организации технологических процессов, их ритмичности, эффективности использования отдельных видов имущественного потенциала, т.е. динамики финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, для достижения поставленных организацией целей необходимо изучать составные части торгово-организационных операций (этапов) с целью выявления тенденций хозяйственной деятельности, приводящих к тому или иному результату, то есть анализировать процессы финансово-хозяйственной деятельности.

Традиционно под финансовым анализом в торговле, как и в других отраслях, понимают метод оценки и прогнозирования финансового состояния организации на основе публичной финансовой отчетности. Такой анализ считается внешним, так как он базируется на общедоступной информации.

Анализ различных факторов торговли служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления организацией и протекающими в ней процессами.

Одной из ветвей экономического анализа, связанного с изучением торговой деятельности организации является анализ хозяйственной деятельности организации. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих организацию, обращение, потребление товаров, услуг, эффективность использования ресурсов.

В ходе анализа выявляются причины и возможные последствия изучаемых факторов, с помощью которых можно принимать управленческие решения с учетом постановки стратегических целей деятельности организации, адекватных рыночным условиям.

Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности организации являются:

·        анализ бухгалтерской отчетности;

·        горизонтальный анализ;

·        вертикальный анализ;

·        трендовый анализ;

·        расчет финансовых коэффициентов.

Для оценки управления деятельностью организации наука и практика выработали специальные инструменты, называемые экономическими показателями. Экономические показатели – это микромодели экономических явлений. Отражая динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения – измерения о оценки сущности экономического явления, поэтому для анализа эффективной деятельности организации необходимо знать природу каждого экономического показателя.

Именно поэтому, для эффективной деятельности торговой организации необходимо систематически анализировать ключевые параметры, дающие объективную и точную картину  финансового состояния организации, ее прибыли и убытки, с тем, чтобы своевременно осуществлять корректирующие действия в случае развития негативных событий, способных привести организацию к банкротству.


2. Значение, задачи, информационное обеспечение анализа прибыли и рентабельности. Порядок проведения анализа прибыли. Расчет факторов, влияющих на сумму и уровень прибыли.


Прибыль – один из обобщающих оценочных показателей деятельности организаций. Выполняет две важнейшие функции:[1]

·        характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

·        является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации.

Прибыль – основной показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности любой коммерческой организации.

Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

В наиболее общем виде формула расчета прибыли имеет вид:[2]


Прибыль = Доходы – Затраты (1)


Оба показателя, стоящие в правой части приведенной формулы, имеют сложную структуру. В частности, доходы принято классифицировать на доходы от основной, инвестиционной и финансовой деятельности, а затраты – по видам и статьям.

Наращивание прибыли может быть достигнуто как увеличением доходов, так и снижением затрат. Величина доходной части определяется выручкой от реализации продукции, которая и представляет собой основной фактор наращивания прибыли.

Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли. Одним из основных препятствий к максимизации прибыли в торговле являются издержки обращения, которые являются составной частью текущих затрат организации.

По рациональности использования все расходы можно разделить на производительные и непроизводительные.

Производительные расходы дают полезный результат: расходы на реализацию товаров обеспечивают предприятию получение розничного товарооборота. Непроизводительные расходы полезного результат не дают, но они бывают неизбежными в процессе осуществления предприятием торгово-хозяйственной деятельности. В торговле это прежде всего потери товаров в виде естественной убыли. Предприятие должно стремиться к снижению непроизводительных потерь путем улучшения организации доставки, хранения и реализации товаров.

По степени зависимости от изменения объема товарооборота издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные.

Под постоянными понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается и наоборот. Постоянные издержки могут быть остаточными и стартовыми (рис. 1).

К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещения, коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в сумме минимального размера или части оклада и т.п.).

К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на электроэнергию, уборку помещений, на заработную плату по ставкам и окладам и т.п.).

Планирование издержек обращения позволяет установить для торгового предприятия планируемый размер ожидаемой прибыли в зависимости от выбранной стратегии и финансовых ресурсов, для чего необходимо систематически проводить текущий и фактический анализ издержек обращения.

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею. Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополучение прибыли).

Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. В конкурентной борьбе предприятий за максимально высокую прибыль необходимо проводить систематический анализ фактических издержек с целью недопущения случаев их неэффективного расходования.

Полный анализ издержек обращения необходимо производить не реже одного раза в квартал, текущий – ежемесячно. Для достижения поставленной цели необходимо ежедневно проводить сравнительный анализ фактических издержек обращения с предельно допустимыми, нормативными, прогнозными, а также с индексами объемов продаж, валовых доходов, прибылью.

Изучение издержек обращения позволяет дать более правильную оценку показателей прибыли и рентабельности, генеральных, текущих и стратегических целей.

Источниками информации для анализа издержек обращения служат:

·        оперативные данные бухгалтерского учета;

·        статистическая отчетность;

·        материалы документальных ревизий;

·        материалы инвентаризаций;

·        материалы проверок;

·        докладные записки;

·        результаты наблюдений.

Работа торгового предприятия будет безубыточной в случае равенства между доходами и затратами:

ИО пер + ИО пост = ВД – НДС,

где ИО пер – переменные издержки обращения;

       ИО пост – постоянные издержки обращения;

       ВД – сумма валового дохода;

       НДС – налог на добавленную стоимость.

После определения границ, в пределах которых должны быть запланированы издержки обращения, приступают к выработке основных направлений по обеспечению на торговом предприятии режима экономии, что подразумевает систему форм и методов планомерного сокращения затрат относительно получаемого полезного результата. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение режима экономии, обеспечивает снижение уровня издержек обращения. Эти мероприятия могут быть связаны с совершенствованием:

·        торгово-технического процесса;

·        структуры товарооборота и процесса нормирования товарных запасов;

·        использования материально-технической базы торгового предприятия;

·        организации и оплаты труда работников торгового предприятия.

Таким образом, планирование издержек обращения позволяет установить для торгового предприятия планируемый размер ожидаемой прибыли в зависимости от выбранной стратегии и финансовых ресурсов, для чего необходимо систематически проводить текущий и фактический анализ издержек обращения.

 

Задача 1


Проведите анализ показателей по труду. В процессе анализа:

-         определите товарооборот на одного работника, уровень фонда оплаты труда, среднюю зарплату на одного работника;

-         установите соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы.

Таблица 1.

Анализ показателей по труду

 

Показатели

Прошлый

Отчетный

Темп

 

 

год

год

роста, %

 

 

 

 

(гр.3/гр.2*100)

А

1

2

3

4

1

Товарооборот, тыс. руб.

42 091,0

53 650,0

127,5

2

Численность работников, чел.

15,0

14,0

93,3

3

Товарооборот на 1 работника, тыс. руб.(стр. 1 / стр.2)

2 806,1

3 832,1

136,6

4

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

162,4

157,2

96,8

5

Фонд оплаты труда, % (стр.4 / стр.1 * 100)

0,4

0,3

75,9

6

Средняя заработная плата на 1 работника, тыс. руб.

10,8

11,2

103,7

 

(стр.4 / стр.2)

 

 

 


Из проведенного анализа показателей по труду отчетного года к прошлому году следует:

1)    товарооборот увеличился на 27,5% (127,5 – 100);

2)    численность работников уменьшилась на 1 человека (14-15 = -1);

3)    товарооборот на одного работника увеличился на 36,6% (136,6-100);

4)    фонд оплаты труда уменьшился на 3,2% (100-96,8);

5)    Средняя заработная плата на 1 работника увеличилась на 3,7% (103,7-100).

Темп роста товарооборота превышает темп роста средней заработной платы на 1 работника на 23,8% (27,5-3,7).

Темп роста производительности  труда превышает темп роста средней заработной платы на 32,9% (36,6-3,7).

По итогам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что предприятие развивается за счет интенсивности использования трудовых ресурсов.

Задача 2.

Рассчитайте показатели, характеризующие эффективность использования основных средств.

Товарооборот за квартал – 12700 тыс. руб.

Стоимость основных средств:

На начало квартала – 4300 тыс. руб.

На конец квартала – 5100 тыс. руб.

Прибыль за квартал – 970 тыс. руб.

Среднесписочная численность работников за квартал – 15 чел.

Площадь торгового зала – 80.

Использование площади = Товарооборот / Площадь торгового зала

Использование площади  = 12700 / 80 = 158,75 тыс. руб.

                                                 Среднегодовая стоимость основных фондов

Основные фонды на 1 работника =

                                                                                 Численность работников


Среднегодовая стоимость основных фондов = (4300+5100)/2 = 4700 тыс. руб.


Основные фонды на 1 работника = 4700 / 15 = 313,3 тыс. руб.


Фондоемкость = Среднегодовая стоимость основных фондов / Товарооборот


Фондоемкость = 4700 / 12700 = 0,37


Фондоотдача = Товарооборот / Среднегодовая стоимость основных фондов


Фондоотдача = 12700 / 4700 = 2,7


Рентабельность = Прибыль / Ср. годовая стоимость основных фондов * 100%

основных фондов


Рентабельность основных фондов = 970 / 4700 * 100% = 20,6%

Список литературы


1.     Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов – на – Дону. Феникс, 2002.

2.     Валевич Р.П., Давыдов Г.А. Экономика торгового предприятия. Минск: Высшая школа, 1996.

3.     Гребнев А.И., Баженов Ю.К. Экономика торгового предприятия. М.: Экономика, 1996.

4.     Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с.

5.     Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под ред. А.М. Соломатина.- М.: ИНФРА-М, 2000.

6.     Экономика торгового предприятия / Под ред. проф. А.И. Гребнева.- М.: Экономика, 1996





[1] Экономика: краткий курс / В.И. Руденко. – М.: Дашков и Ко, 2002. – с. 57

[2] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 332