Содержание

Содержание........................................................................................................ 2

Введение............................................................................................................... 3

Роль планирования в предпринимательской деятельности............................. 4

Назначение бизнес-плана..................................................................................... 7

Примерный состав бизнес-плана:...................................................................... 8

Бизнес-планирование общества с ограниченной ответственностью «Кроки». 12

Заключение......................................................................................................... 19

Литература...................................................................................................... 20


Введение

Несмотря на все трудности и проблемы, в сфере предпринимательства в России заняты уже миллионы людей. Однако бизнес - этот совершенно особая манера жизни, предполагающая готовность предпринимать самостоятельные решения и рисковать. Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес планировании. В условиях рынка бизнес планирование необходимо всем: банкирам и потребителям-инвесторам, сотрудникам фирм, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность. Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность в перспективе в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всем областях коммерческой деятельности и для различных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовится, обойти потенциальные трудности и опасности. В связи с этим тема является актуальной.

Целью настоящей работы является: описать роль бизнес-планироввания в организации предпринимательской деятельности

Задачи работы:

– выделить основные элементы планирования;

– дать понятие и описать состав бизнес-плана;

– проиллюстрировать процесс подготовки и расчета бизнес-плана по налаживанию производства новой продукции на примере ООО «Кроки».

Роль планирования в предпринимательской деятельности

В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Планирование является важнейшей частью предпринимательской деятельности. Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла. Первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории предприятия, ее природы, второй – контрольно-управленческий1. Здесь планирование – одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение. Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования, как конкретного вида деятельности, вытекает из природы фирмы, напрямую определяется общими условиями хозяйствования. Как показала практика, применение планирования создает важные преимущества: делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий; проясняет возникающие проблемы; стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе; улучшает координацию действий в организации; создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров; увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией; способствует более рациональному распределению ресурсов; улучшает контроль в организации. Можно было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателях. Некоторые специалисты по планированию пытаются найти конкретные примеры, которые могли бы подтвердить такую зависимость. Однако дальше отдельных предположений дело обычно не идет. Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а скорее являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства

фирмой. Более того, многие предприятия, в том числе и российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда проявляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности. Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования: Вновь созданные частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привел к увеличению и осложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, - недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес ( это умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему2. Тем не менее, многие из крупных фирм начали создавать подразделения планирования, или, по крайней мере, ввели должность финансиста-плановика. Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованной экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть собственные цели развития. Поэтому, как организациям первого типа, так и государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются: увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности; высокая нестабильность внешних условий и факторов; новый стиль руководства персоналом; усиление центробежных сил в экономической организации; Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются: неопределенность внешней (рыночной) среды; возможность слияния или поглощения другой фирмой; возможность монопольного установления цены реализации продукции; контрактные отношения3 Но в качестве выхода из такого положения можно предложить развитие и более тесное активное взаимодействие менеджеров и плановиков, как в процессе плановой деятельности, так и в обсуждении общих вопросов работы фирмы. Планирование, бесспорно, необходимый элемент эффективной деятельности фирмы на рынке.

Назначение бизнес-плана

Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержаться оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.

Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

·        дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

·        содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие);

·        служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

При составлении бизнес-плана необходимо оценить возможности и проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется определением (или оценкой) общего положения. Имея такую оценку приступают к постановке целей и задач. Этот процесс в свою очередь состоит из двух частей. Во-первых, устанавливается, что будет являться продукцией проекта (каким бизнесом будет заниматься предприятие), во-вторых, определяются главные, количественно обоснованные цели на перспективу.

Установление таких целей является наиболее легкой задачей. Решив ее, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и составить планы, которые формируют ядро бизнес-плана. Хорошо составленный бизнес-план, как правило, является существенным фактором длительного выживания предприятия и его прибыльности.

Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, то есть он может стать средством привлечения капитала, необходимого для осуществления проекта (развития предприятия). При составлении бизнес-плана необходимо представить, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху. Может случиться так, что эти препятствия слишком серьезны и на предлагаемой идее нужно ставить крест. Разумеется, это не самый приятный вывод, но лучше его сделать, пока проект на бумаге, а не тогда, когда на его создание уже потрачены деньги и время.

Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие), планировать процесс перехода от одного состояния в другое.

Бизнес-план помогает:

·        принимать важные деловые решения

·        подробно ознакомиться с финансовой стороной вашего дела

·        получать важную информацию по вашей индустрии и маркетингу

·        предвидеть и избегать препятствий, которые часто встречаются в схожем бизнесе

·        поставить конкретные задачи, осуществление которых будет свидетельствовать о сделанном прогрессе

·        расширяться в новых и перспективных отраслях

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относиться.

Примерный состав бизнес-плана


·        Резюме

·        Описание предприятия и отрасли

·        Описание продукции (услуг)

·        Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

·        Производственный план

·        Организационный план

·        Финансовый план

·        Направленность и эффективность проекта

·        Риски и гарантии

·        Приложения

Резюме.

Резюме - это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. По резюме судят обо всем проекте, поэтому очень важно поместить в резюме краткую и ясную информацию о проекте. Резюме отвечает на основные вопросы инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки погашения, гарантии, собственные средства проекта.

Описание предприятия и отрасли.

В данном разделе описываются:

·        Общие сведения о предприятии

·        Финансово-экономические показатели деятельности предприятия

·        Структура управления и кадровый состав

·        Направления деятельности, продукция, достижения и перспективы

·        Отрасль экономики и ее перспективы

·        Партнерские связи и социальная активность

Описание продукции (услуг).

Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление товара или изделия, произведенных с помощью Вашей технологии. Лучше всего, если это будет натуральный образец, его фотография или рисунок. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции.

Примерная структура раздела.

·        Наименование продукции (услуги)

·        Назначение и область применения

·        Краткое описание и основные характеристики

·        Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им

·        Степень готовности к выпуску и реализации продукции

·        Условия поставки и упаковка

Маркетинг и сбыт продукции (услуг).

Информация данного раздела призвана убедить инвестора о существовании рынка сбыта для Вашей продукции (услуги). Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и другие.

Примерная структура раздела:

·        Описание требований потребителей к продукции (услуге) и Ваших возможностей удовлетворить эти требования

·        Описание конкуренции. Определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон. Анализ возможностей предприятия

·        Описание рынка сбыта продукции (услуги)

·        Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления.

Производственный план.

В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.

В структуру раздела входит: общие сведения о предприятии, кадровое обеспечение, объем производства, расходы на персонал, расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия.

В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство или, другими словами, издержки производства классифицируются на прямые (переменные, т.е. зависящие пропорционально от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от изменений объемов производства).

Организационный план.

В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей.

Финансовый план.

Цель раздела - показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.

Риски и гарантии.

Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

Бизнес-планирование общества с ограниченной ответственностью «Кроки».

В качестве примера планирования рассмотрим бизнес-план общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Кроки», производящего изделия из керамики и фарфора.

Руководство фирмы в своей деятельности ориентируется на изучение запросов и потребностей потребителя, а главной задачей является повышение качества производимой продукции. ООО «Кроки» намеривается сотрудничать с фирмами: «Валио», «МЭСС–ИНЖИНИРИНГ», «Феликс&Со» специализирующихся на продаже товаров и услуг на внешнем рынке т.е. строительство коттеджей, евроремонт, дизайн помещений. ООО «Кроки» собирается поставлять для этих фирм материалы нужные для облицовки ванн, каминов, бассейнов, саун, фонтанов и т.д., а также предметы необходимые для дизайна (часы, вазы, кувшины, статуэтки, сантехнику, посуду и тому подобное).

По мере развития ООО «Кроки» сможет работать напрямую с потребителями, будут возможны варианты открытия сети фирменных магазинов.

Для производства керамики и фарфора, а также для начального выпуска продукции потребуется вложить 500 тыс.$. Эти средства фирма рассчитывает получить в кредит от Внешторгбанка. При успешном положении дел фирма рассчитывает по итогам года выплатить банку одну третью часть кредита.

Цель на последующих этапах развития – постараться захватить своей продукцией 50% существующего рынка г. Новосибирска, а также 25% рынка области.

Для организации процесса производства ООО «Кроки» потребуются дополнительные затраты на покупку оборудования и других основных производственных фондов (стоимость фондов указана в таблице 1).

Таблица 1

Наименование

Кол-во

Цена за единицу

Всего

1

Строительно-монтажные работы

62800

2

Печь муфельная

5

210

1050

3

Шаровая мельница

2

300

600

4

Сушильный барабан

2

760

1520

5

Весовой питатель

3

204

612

6

Смеситель СМК 125

3

868

2604

7

Сушилка НЦ-12

1

652

652

8

Центробежный распылитель

1

1460

1460

9

Штампы, пресс формы

10

300

3000

ИТОГ: 193098

Всё приобретённое оборудование носит универсальный характер и заказывается на заводах Новосибирска, общестроительные работы выполняет АО РМНУ–2.

Для выпуска первой партии продукции потребуются сырьё и материалы на сумму 1.893.277 руб. в количестве 2.160 кг. (таблица 2). Поставщиком сырья, материалов и концентратов является завод керамических изделий.

Таблица2

В соответствии с заключенными договорами первая партия продукции нашего предприятия будет выпущена в мае-июне 2004 г. В этой партии продукции планируется производство (по заказу фирм-партнёров) таких изделий как: плитка каменная (500*500)-3 комплекта каминов; амфоры керамические; полотно керамическое, 2 комплекта из составных частей; настенное кашпо; настольные скульптуры; часы солнечные 7 комплектов из составных частей; кувшины фарфоровые; фонтан офисный.

Существует несколько рынков сбыта нашего товара: фирмы партнёры; розничная и частная торговля; строительные фирмы. Ёмкость всех рынков довольна высока. Спрос на изделия зависит от некоторых факторов на каждом рынке. Помимо факторов, которые характерны для каждого рынка существуют общие факторы.

Спрос зависит: от заинтересованности инвесторов и фирм-партнёров; от конкурентоспособности товара (от его качества); от информированности о преимуществах товара (т.е. от рекламных действий) как для частных лиц так и для фирм, предприятий и организаций.

На данный момент известно несколько мелких конкурирующих с нами фирм, которые не заслуживают особого внимания и одна китайская фирма. Эта фирма начала импортировать в нашу страну подобную продукцию, предложив покупателям товары на 15% дешевле. Но у нашей фирмы существует два преимущества перед китайской фирмой. Во-первых, мы осуществляем поставки отечественным покупателям на много быстрее, чем китайские производители, которые весь товар доставляют водными путями и, не имея складов, привязанных к графику прихода судов в порты. Во-вторых, мы можем осуществлять продажу, какими угодно партиями, формируя количество партии прямо на складах или предприятиях, что трудно сделать нашим конкурентам. Ещё один плюс нашей продукции это выигрышная отделка изделий и красочная упаковка.

Первоочередная коммерческая цель ООО «Кроки» – получение как можно быстрее наибольшей прибыли. Такая потребность вызывается необходимостью быстрее вернуть заимствованные средства. В этом случае мы устанавливаем цены с высокой долей прибыли в них, если конечно состояние рынка и качество нашей продукции позволит нам надеется на сбыт даже при такой цене. Такая политика ценообразования хорошо пригодна применительно к так называемым престижным товарам, адресованным людям, которые владение подобными товарами считают необходимым для подтверждения своего социального статуса.

На основании экспертных оценок опытных специалистов по торговле товарами такого типа, ООО «Кроки» смогло построить кривую валового дохода от реализации продукции. Эта кривая показывает, как при данном состоянии рынка будет изменяться наша выручка по мере роста объемов производства товаров. Очевидно, что пока товар будет в новинку и будет хорошо распродаваться при исходном или даже при более высоком уровне цен, доходы ООО «Кроки» будут расти почти пропорционально росту объёмов выпуска. С помощью этой кривой мы можем заранее прикинуть последствия различных вариантов своей стратегии.

ООО «Кроки» предполагает в начале своей деятельности, благодаря заключенным договорам, не иметь проблем со сбытом продукции. Фирма ставит перед собой задачу рекламу не конкретного товара, а рекламу самого предприятия. Отсюда вся реклама носит направленный характер, а основная цель внушение доверия к самому изготовителю и, следовательно, и к производимому товару. Для проведения нашего изделия на рынок нам потребуются следующие мероприятия:

·        разработка опытными специалистами рекламы, в виде проспектов, листовок.

·        участие на выставках.

·        подача объявлений в газетах и других печатающихся изданиях.

·        создание красочной упаковки на своих товарах.

Высшим органом управления ООО «Кроки» является Совет Учредителей. Руководство фирмой ведёт Генеральный директор. Он несет материальную и административную ответственность за данные статистического и бухгалтерского отчетов.

Организационный план определяется основным направлением кадровой политики:

1.     Организационная структура.

2.     Привлечение высококлассных специалистов

3.     Отбор работников на основе испытательного срока

Производственный процесс изготовления керамико-фарфоровой продукции состоит из трёх стадий: подготовительной, обрабатывающей, заключительной. Подготовительная стадия механизирована и включает в себя такие операции: помол, сушка материалов, развес компонентов и смешивание.

На обрабатывающей стадии производственного процесса изделий приобретает законченную форму путем штамповки, отливки, лепки и подвергается термообработке. Заключительная стадия подразумевает нанесение защитных и декоративных покрытий.

Численность производственного персонала определяется исходя из численности работников аналогичных предприятий. Система оплаты труда в соответствии с его характером построена на использовании премиального фонда.

В примерный штат работников входят: дизайнер-стилист; старший художник-оформитель (2 чел.); художник-оформитель (3 чел.); Слесарь-наладчик (2 чел.); технолог; разнорабочие (4 чел.); водитель; уборщица; сторож.4

Штат руководства: генеральный директор; коммерческий директор; главный бухгалтер.

Финансовый план ООО «Кроки» строится на основе прогноза маркетингового и производственного плана. Прогнозный план доходов и расходов на первый год существования фирмы «Кроки» разрабатывается на основании договоров на поставки продукции заказчикам, которые будут в этом году заключены на общую сумму 14.000.000 млн. руб. Доходы от реализации продукции рассчитываются на сновании предлагаемых заказов.

Реализация в мае-июне будет расти за счет пика сезона туризма, при этом хотелось бы добиться снижения себестоимости продукции за счет использования менее материалоемкой продукции и отсутствие затрат на отопление и освещение. На июль-август приходится наибольшее количество заказов в связи со строительством коттеджей. Сентябрь будет характеризоваться спадом реализации, связанным с началом активизации деловой жизни после периода отпусков. В октябре ожидается резкий подъем реализации продукции, связанный с желанием потребителя закончить отделку помещений, что дает возможность временно поднять цены на изделия, не увеличивая затрат.

Из плана доходов и расходов видно, что предприятие «Кроки» начнёт получать прибыль с марта, но чистая прибыль за март и апрель минимальна, в последующем при снижении материальных и энергетических затрат и при увеличении объема реализации прибыль заметно увеличится.

По итогам года также можно будет выплатить одну третью часть величины кредита банку, так как учредители обещают в первый год всю полученную прибыль оставить в распоряжении предприятия.

План расходов и доходов (смотри таблицу 3) отражает, что в течение 2005-2006 годов предприятие, не смотря на рост издержек, будет получать устойчивую прибыль, т.е. фирма, имеет неплохие шансы на успех.

Таблица 3


Наименование

2004 г.

2005 г.

 2006 г.

1

Доход от реализации

1465,4

16.000

16.500

2

Себестоимость

656,8

682,6

709,6

3

Валовая прибыль

707,5

805,8

980.3

4

Налоги

579,3

678,2

799,4

5

Чистая прибыль

231,2

264,3

291,5

Рассмотрим основные возможности риска для ООО «Кроки»:

Риск отсутствия сбыта товара - вероятность этого риска невелика, так как наша фирма уже практически подписала и оформила договора на поставку своей продукции со строительными фирмами, с частными магазинами.

Риск сильной конкуренции – вероятность этого рынка будет также минимальной, если хорошо проработать раздел конкуренция, где должны быть рассмотрены все конкуренты, как крупные, так и мелкие. Мы должны научиться искусству выделятся в толпе конкурентов, предлагая покупателям товар, заметно отличающийся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе параметров, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя.

Вывод

Опыт преуспевающих компаний показал что, существуют наиболее предпочтительные сферы деятельности, где наиболее вероятно достижение быстрого финансового успеха, одной из таких сфер является торговля разнообразными потребительскими товарами, строительство жилья.

Из этого можно сделать вывод, что при успешном ведении дел ООО «Кроки» может быстро достичь финансового равновесия. В случае успешной реализации первых партий товара логично поднять объем производства продукции (в разумных пределах). Следует принять меры к увеличению прибыли за счет снижения издержек. Параллельно необходимо проводить маркетинговые мероприятия, хорошо продумать проблемы транспортировки товара и его складирования.

Заключение


В ходе работы мы убедились в незаменимости бизнес планирования в предпринимательской деятельности для повышения рентабельности предприятия, его доходности и надежности функционирования в современных рыночных условиях.

Также мы дали краткое описание основных разделов бизнес-плана, с помощью чего смогли решить основную задачу курсовой работы, а именно разработали методику бизнес планирования конкретного предприятия и выяснили, что предприятие будет приносить прибыль, а это есть главная задача любого предпринимателя.

После всех расчетов и описаний мы выяснили: бизнес-план позволяет не только оценить текущее состояние фирмы, но так же предлагает новые подходы для повышения рентабельности предприятия, его доходности и надежности функционирования в современных рыночных условиях.

Литература

1.     Густав Берл, Пол Киршнер. Мгновенный бизнес-план, двенадцать быстрых шагов к успеху. - М., 1995.

2.     Колосов М.П. Практическое пособие по составлению бизнес-плана. Компьютерная программа "Дело".

3.     Экономика и жизнь. Журнал, 2002, N 34. стр. 50-56.

4.     Биржевые вести, 2003, N 42, стр. 34-44

5.     Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. - С. 685.

6.     Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: прогресс, 1985.

7.     Гребнев Е.Г. Управленческие нововведения. - М.: Экономика, 1985.

8.     Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - М.: Прогресс, 2003. - С. 23-28.

9.     Техническая керамика. В.Л.Балкович, Москва 1984 г.

10   Художественная керамика из новых материалов. М.Г. Черейская, Москва 1975г.



1 Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - М.: Прогресс, 2003. - С. 25.


2 Экономика и жизнь. Журнал N 34, 2002, стр. 51.

3 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. - С. 185.

4 Художественная керамика из новых материалов. М.Г. Черейская, Москва 1975г.