Содержание
Введение. 3
I. Фондовая биржа. 4
1.1. Понятие и функции фондовой биржи. 4
1.2. Организационные основы.. 6
1.3 Виды деятельности биржи на рынке ценных бумаг 6
1.4. Листинг 7
1.5. Регулирование фондового рынка. 9
II. Тенденции развития фондового рынка в России. 13
2.1. Современный фондовый рынок в РФ.. 13
2.2 Учетная инфраструктура рынка ценных бумаг 17
III. Перспективы развития фондовых бирж в РФ.. 20
Заключение. 23
Список литературы.. 24
Приложение. 25
Введение
Переход от административно-плановой экономики к рыночной привел к развалу всех связующих систем поддерживающих производство и создающих необходимые условия для нормального функционирования производственных циклов. Вместе с тем он послужил толчком для создания новой многоукладной экономики, а также привел к восстановлению многих традиций существоващих в дореволюционной России, к ним мы с можем отнести и становление фондового рынка - рынка ценных бумаг.
Основной задачей при переходе от плановой экономики к рыночной является получение дополнительных средств, на осуществления этого перехода. Государство в такой период становится особенно зависимым от притока денежных средств. На таком этапе развития экономики рассматривается любая возможность получения средств из вне. Институтом, который может эффективно этому способствовать является фондовый рынок. Фондовый рынок обеспечивает прокачку денег через экономику. Он способствует работе внутренних накоплений на развитие отечественной промышленности.
Одним из основных функций рынка ценных бумаг является привлечение дополнительного оборотного капитала путем эмиссии обеспеченных ценных бумаг-акций, облигаций, векселей, депозитарных расписок, индексов, паев через паевые фонды. Фондовый рынок имеет большие возможности для дальнейшего развития. Он уже на деле доказал все перспективы и масштабы выгод, которые можно получить на организованном, регулируемом рынке ценных бумаг.
Цель работы – исследование роли фондовых бирж в Российской экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить значение фондовой биржи;
- исследовать функции фондовой биржи;
- рассмотреть регулирование фондового рынка и его перспективы.
I. Фондовая биржа
1.1. Понятие и функции фондовой биржи
Биржа - централизованный рынок, с фиксированным местом торговли (наличие торговой площадки);
Фондовая биржа - организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемая профессиональными участниками рынка ценных бумаг для взаимных оптовых операций.
Фондовая биржа - это лучший рынок, создаваемый для лучших ценных бумаг лучшими (крупнейшими, пользующимися доверием и финансово-устойчивыми) посредниками, работающими на фондовом рынке.
Фондовая биржа выступает традиционной формой вторичного рынка – организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов, один из регуляторов финансового рынка, обслуживающий движение денежных капиталов.
Признаки классической фондовой биржи:
1) существование процедуры отбора наилучших товаров (ценных бумаг), отвечающих определенным требованиям (финансовая устойчивость и крупные размеры эмитента, массовость ценной бумаги, как однородного и стандартного товара (серийность и равенство прав, представляемых разными выпусками), массовость спроса, четко выраженная колеблемость цен, в т.ч. сезонная, возможность гарантий поставки и т.д.);
2) существование процедуры отбора лучших операторов рынка в качестве членов биржи;
3) наличие временного регламента торговли ценными бумагами и стандартных торговых процедур;
4) централизация регистрации сделок и расчетов по ним;
5) установление официальных (биржевых) котировок;
6) надзор за членами биржи (с позиций их финансовой устойчивости, безопасного ведения бизнеса и соблюдения этики фондового рынка).
Функции фондовой биржи[1]:
1) создание постоянно действующего рынка;
2) определение цен;
3) распространение информации о товарах и финансовых инструментах, их ценах и условиях обращения;
4) поддержание профессионализма торговых и финансовых посредников;
5) выработка правил;
6) индикация состояния экономики, ее товарных сегментов и фондового рынка;
7) мобилизация и концентрация свободных денежных капиталов и накоплений посредством организации продажи ценных бумаг;
8) инвестирование государства и иных хозяйственных организаций посредством организации покупки их ценных бумаг;
9) обеспечение высокого уровня ликвидности вложений в ценные бумаги.
Роль фондовой биржи в экономике страны определяется, прежде всего, степенью разгосударствления собственности, точнее – долей акционерной собственности в производстве валового национального продукта. Кроме того, роль биржи зависит от уровня развития фондового рынка в целом.
Чтобы ценные бумаги обращались на фондовой бирже, они должны преодолеть ряд барьеров: комиссия по листингу (процедура включения ценных бумаг эмитента в котировальный список биржи); котировальная комиссия (определяет курс ценной бумаги при ее первой реализации).
Фондовая биржа позволяет обеспечить взаимодействие спроса и предложения ценных бумаг, так же обеспечивает баланс этих показателей путём биржевого ценообразования, реально отражающего уровень эффективности функционирования акционерного капитала.
1.2. Организационные основы
Фондовая биржа выступает в качестве торгового, профессионального и технологического ядра рынка ценных бумаг. Вместе с тем, фондовая биржа - это предприятие. В мировой практике существуют разнообразные формы бирж. Все разнообразие их организационно-правовых форм представлено в приложении, в таблице 1.
Как видно из таблицы, организационно-правовые формы бирж варьируют от полугосударственного института - к товариществу и корпорации - до некоммерческой организации. Повсеместно принятый принцип - некоммерческий характер деятельности бирж - при том, что биржи постоянно расширяют объемы продаж услуг профессиональным участникам рынка и инвесторам, имеют дочерние компании (информация, клиринг и расчеты и т.д.).
Основные принципы:
- имеют возможность личного (физического) членства
- предусматривают возможность членства для юридических лиц
- разрешают членство иностранных лиц
- работают, являясь ядром, централизованной системы фондовых бирж страны.
Виды членства в международной практике представлены в Приложении в таблице 2.
1.3 Виды деятельности биржи на рынке ценных бумаг
1) Депозитарный вид деятельности -- хранение ценных бумаг инвестора, выполнение его поручений и организация поступления ценных бумаг;
2) Клиринговый вид деятельности -- расчеты между участниками биржевых сделок на основании зачета взаимных требований.
3) Аудиторский вид деятельности -- проверка состояния финансово -хозяйственной деятельности АО. Аудиторы самостоятельны и осуществляют свою деятельность под собственную ответственность, назначаются общим собранием акционеров на определенный срок.
4) Листинг – этому виду деятельности посвящен следующий подраздел.
Аппарат биржи -- повседневное руководство биржей во главе с президентом и вице-президентом , назначенными Советом.
Юридическая консультация. Разрешение споров между членами биржи, а также в случае обращения клиентов при возникновении споров между ними и членами биржи. Обычно организуются постоянные третейские суды (арбитражные комиссии), решения которых являются обязательными и обычно получают силу судебного решения. Если отсутствует согласие между арбитрами, биржа назначает суперарбитра.
1.4. Листинг
Одной из важнейших функций фондовой биржи является листинг.
Процесс обращения фондовых ценностей на всех официально зарегистрированных фондовых биржах может осуществляться только с ценными бумагами, которые успешно прошли специальную биржевую процедуру, т.е. листинг - буквально “включение в список”. Всякой компании необходимо внести в лист (список) соответствующей биржи свои ценные бумаги, что является официальной предпосылкой для пропуска к торговле.
К преимуществам листинга и соответственно участия в биржевых торгах относится прежде всего высокая мартабильность, т.е. годность для реализации на рынке, повышенный уровень ликвидности ценных бумаг, а также очевидные выгоды от явной стабильности их цены. Процесс образования фондовых ценностей под постоянным контролем непосредственно регулируется самой биржей, которая таким образом предохраняет заключаемые на торгах сделки от появления на них элементов мошенничества и злоупотребления.
Инвестор, покупатель ценных бумаг, включенных в котировочный лист биржи, может быть уверен, что получит достоверную и своевременную информацию о компании - эмитенте и рынке ее ценных бумаг. Он должен иметь возможность оценить перспективы экономического развития эмитента и качество его ценных бумаг.
Таким образом, всякий инвестор, решивший вложить средства во внесенные в листы фондовые ценности, вместе с ними автоматически приобретает и полный набор всех преимуществ, которые включает в себя комплекс средств защиты, предлагаемый фондовой биржей. Фондовая биржа, однако не гарантирует доходность инвестиций в акции компании, прошедшей листинг.
Также компании, внесенные в такие списки получают большую известность и популярность (паблиситы) среди лиц, занятых в сфере инвестиций.
Биржа - это система поддержки рыночной стоимости акций. При поглощении и слиянии компаний оценка стоимости активов опирается на курсовую рыночную стоимость акций, а не на книжную, балансовую. Листинг в ряде стран является основанием для предоставления компании определенных более существенных скидок при налогообложении.
Таким образом листинг - это система поддержки рынка, которая создает благоприятные условия для организованного рынка, позволяет выявить наиболее надежные и качественные ценные бумаги и способствует повышению их ликвидности.
В нашей стране листинг пока не оказывает сколько -нибудь значительного влияния на оценку качества ценной бумаги как с точкм зрения инвестора так и эмитента.[2]
Классификация требований к ценным бумагам, котирующимся на фондовой бирже, и их эмитентам приведена в Приложении, таблица 1. При этом могут учитываться неформальные моменты (например, Нью-Йоркская фондовая биржа): а) значимость компании для национальной экономики, ее положение в отрасли, стабильность и устойчивость хозяйствования, б) место отрасли (умирающая или - сохраняющая национальное значение или быстро растущая). Важнейшим критерием допуска ценных бумаг, принятым на всех фондовых биржах,является адекватное и полное раскрытие компанией информации о своем финансово-хозяйственном положении и выпущенных ценных бумагах.
1.5. Регулирование фондового рынка
Регулирования фондового рынка - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование фондового рынка охватывает всех его участников: инвесторов, эмитентов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.
Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Регулирование фондового рынка осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
1) регулирование со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование рынка;
2)государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
3)общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на фондовом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.[3]
Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны государства осуществляется путем:
· установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка;
· регистрация участников и ценных бумаг, эмитируемых ими;
· лицензирование профессиональной деятельности;
· обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка;
· поддержка правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
· систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);
· денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
· государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
· государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
Так же государство должно прибегать к некоторым мерам, что сократить ю системный риск. Ниже приведены некоторые из них:
1. Разработка программы антикризисного управления в качестве официального документа, предусматривающего ряд последовательных, в среднесрочной перспективе мер государства, направленных на сокращение системного риска, а также план действий в чрезвычайных ситуаций.
2. В части макрофинансовой политики – должна быть проведена оценка сценариев динамики финансового рынка при различных вариантах финансово-кредитной политики, включая её валютную, денежную, бюджетную и процентную составляющие, режим счета капиталов,баланс обязательств и активов страны в целом, отношения финансово-кредитной политике, которые бы исключали накопления краткосрочных требований к макроэкономике, возникновение спекулятивного роста цен на финансовые активы.[4]
3. Реструктурирование и развитие индустрии ценных бумаг с целью понижения системного риска, пополнение капиталов брокерско-дилерских компаний и банков, занятых в фондовом бизнесе, осторожное введение и развитие рынков срочных контрактов, предусматривающее оценку решений финансового регулятора в этой области с точки зрения того, накапливается ли, остаётся постоянным или снижается системный риск.
4. Для стабилизации фондового рынка и предотвращения массового оттока портфельных инвестиций на государственном уровне должен осуществляться контроль за их привлечением и использованием: необходимо ограничить портфельных инвесторов мгновенно выводить капиталы, введя процедуру заблаговременного согласования вывода капиталов с соответствующими регулирующими органами. Необходимо вводить режим наибольшего благоприятствования для прямых инвестиций, например, предоставляя льготы по налогообложению доходов, полученных иностранными инвесторами в России. Привлечение государством внешних заимствований должно производиться исключительно под целевые инвестиционные проекты, отбираемые на тендерной основе.
5. На государственном уровне должно обеспечиваться соблюдение законных прав и интересов акционеров- инвесторов, в случае нарушения которых инвесторы должны получать компенсацию потерь, выплачиваемую в соответствии с их рыночной оценкой. Для обеспечения соответствия принимаемой на государственном уровне политики и разрабатываемых в её рамках нормативных докуменов, необходимо проводить предварительную экспертизу указанных нормативных документов с целью оценки их экономической эффективности и влияния на деятельность хозяйствующих субъектов в независимых органах, например, экспертизу документов по налоговому законодательству – в аудиторско – консалтинговых компаниях, документов по регулированию рынка ценных бумаг – в компаниях – профессиональных участниках фондового рынка.Необходима совместность действий государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг. Огромное значение во время и в ожидании кризиса имеет совместность действий государственных ведомств, их способность обращать конфликты интересов, возникающие между ними, в источник позитивной работы, направленной на восстановление рынка[5]
II. Тенденции развития фондового рынка в России
2.1. Современный фондовый рынок в РФ
Если говорить о положительных тенденциях фондового рынка, то можно сказать, что сегодня достаточно хорошо развита торгово-депозитарная система по обслуживанию государственных ценных бумаг. Существует несколько крупных регистраторов (в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых регионах), организованных на современном технологическом уровне, и много небольших региональных регистраторов. В стадии активного становления находятся элементы торгово-депозитарной системы по обслуживанию рынка корпоративных ценных бумаг. В целом, по меркам развитых рынков инфраструктура российского рынка еще очень далека от совершенства, но темпы ее развития вселяют оптимизм.
Но пока еще существуют отрицательные признаки современного рынка:
1) Маленький объем. 1999г. оборот по акциям на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ), Российской Торговой Системе (РТС) и Московской Фондовой Бирже (МФБ) составлял 5,7 млрд. долл., что по размеру сопоставимо с Пражской фондовой биржей, а по оценке – на 30-40% ниже, чем на Варшавской фондовой бирже (8, с.22). К концу 2000г. суммарная капитализация российского фондового рынка составила 46 млрд. долл, что сопоставимо с капитализацией одной из крупнейших американских или западноевропейских компаний. [6] В Приложении в таблице 1 представлена капитализация «голубых фишек» Российского фондового рынка.
Если рассматривать понедельную динамику, то за неделю с 22 по 26 марта Индекс РТС изменился на -0.73% до 716.55 (721.81 на 19 марта). Технический индекс РТС изменился на -0.94% до 784.43 (791.90 на 19 марта). Лидерами роста стали обыкновенные акции Астраханьэнерго (ASRE) , которые выросли на 24.24% до $0.0697 , обыкновенные акции Зейской ГЭС (ZYGS) - на 23.32% до $0.1375 и обыкновенные акции Волгоградэнерго (VGEN) - на 15.83% до $0.363 . Лидерами понижения в РТС стали привилегированные акции Волжской ГЭС им.В.И.Ленина (VLGSP) , снижение цены которых составило 18.18% до $0.045 , обыкновенные акции Ярэнерго (YARE) - 13.33% до $6.5 и обыкновенные акции Волжской ГЭС им.В.И.Ленина (VLGS) - 10.48% до $0.0555 . Лидерами оборота стали обыкновенные акции НК ЛУКойл (LKOH) , оборот которых за неделю составил $29.930 млн. , на втором месте обыкновенные акции РАО ЕЭС России (EESR) - $27.718 млн. , далее обыкновенные акции Сберегательного банка РФ (SBER) - $9.862 млн. Доля указанных ценных бумаг в обороте составила, соответственно, 26.61%, 24.65% и 8.77%. [7]
Лидеры продаж в РТС за неделю (22.03.04 - 26.03.04)
Код акции |
Объем за неделю, USD |
Доля в РТС |
LKOH |
29 929 500 |
26.62% |
EESR |
27 717 620 |
24.65% |
SBER |
9 862 346 |
8.77% |
YUKO |
8 535 400 |
7.59% |
GMKN |
7 834 385 |
6.97% |
Лидеры повышения цены за неделю (22.03.04 - 26.03.04)
Код акции |
Последняя цена, USD |
Изменение |
Число сделок |
ASRE |
0.06970 |
+24.24% |
6 |
ZYGS |
0.13750 |
+23.32% |
10 |
VGEN |
0.36300 |
+15.83% |
7 |
SAGO |
0.11750 |
+14.63% |
3 |
ORNB |
27.850 |
+13.91% |
4 |
Лидеры понижения цены за неделю (22.03.04 - 26.03.04)
Код акции |
Последняя цена, USD |
Изменение |
Число сделок |
VLGSP |
0.04500 |
-18.18% |
1 |
IRKT |
0.66000 |
-14.29% |
11 |
YARE |
6.5000 |
-13.33% |
8 |
VLGS |
0.05550 |
-10.48% |
3 |
VOLG |
0.10000 |
-9.09% |
6 |
2) Рынок сконцентрирован в центре страны, в Москве. Численность московских дилеров-брокеров, в том числе банков, составляет 40-45% от российской; на их операции проходится 80-90% оборотов внутреннего рынка акций, при этом рыночная ниша ММВБ, РТС и МФБ – более 90% российского рынка.
3) Рынок акций можно отнести к рынку олигополии, а сделки сверхконцентрированы вокруг нескольких акций. Несмотря на то, что на рынке обращается более 200 акций российских компаний, активность операторов была сосредоточена главным образом в секторе «голубых фишек»
На долю 8 бумаг, торгуемых в РТС, приходилось около 90% всего оборота. что является свидетельством практически отсутствия на рынке стратегических инвесторов, заинтересованных в долгосрочных вложениях. Погоду на рынке определяли главным образом спекулятивно настроенные игроки.[8]
4) Краткосрочный спекулятивный характер сделок. (летом 1998г. доля нерезидентов на организованном рынке акций составляла более 65%, на биржевом рынке государственных ценных бумаг - примерно 35%). В РТС, по оценке, денежные расчеты по акциям и до и после кризиса на 95% совершаются в долларах, по офшорным банковским счетам. То инвесторы боятся вкладывать в Российскую экономику деньги. Они просто пытают побыстрее обернуть средства и получить прибыль, о долгосрочных серьезных вложениях, пока еще рано говорить.
5) Низкая информационная прозрачность. Как отдельных предприятий, так и фондового рынка вообще. В настоящее время система раскрытия информации в целом создана и на законодательном уровне (Закон о рынке ценных бумаг, Закон об акционерных обществах, постановления ФКЦБ, определяющие требования к раскрываемой информации), и в плане технической реализации ( в Интернете существует сервер раскрытия информации ФКЦБ). В то же время информация, раскрываемая предприятиями, в большинстве случаев носит искаженный характер вследствие стремления менеджмента скрыть реальные доходы для уменьшения налогообложения.
И так можно сделать вывод, что все эти особенности российского фондового рынка обуславливает низкую инвестиционную привлекательность не только отдельных предприятий, но и всей национальной экономики. Состояние на фондовом рынке отражает состояние экономики в целом, ведь он подвержен тем же процессам деформации, что и экономическая система страны. Для дальнейшего развития фондового рынка России необходимо обеспечит более четкий государственный контроль за частными ценными бумагами, снизить налоговое бремя предприятий, создать специальную биржу для производных ценных бумаг и расширить эту сферу, создать централизованную структуру спецслужб, которые должны оказывать услуги по расчетам биржевых индексов, по расчетам брокерских контор.
2.2 Учетная инфраструктура рынка ценных бумаг
Сегодня учетная инфраструктура российского рынка ценных бумаг может быть классифицирована как двухуровневая и представлена следующим образом.
Первый уровень составляют регистраторы и уполномоченные депозитарии, осуществляющие хранение глобальных сертификатов ценных бумаг и учитывающие права собственности на них. Это справедливо для всех ценных бумаг, за исключением неэмиссионных. Уполномоченные депозитарии (банковские и небанковские) обслуживают, как правило, оборот государственных и региональных долговых обязательств, в то время как регистраторы - корпоративных ценных бумаг. Второй уровень - расчетные депозитарии, обслуживающие оборот торговых систем, и клиентские депозитарии.
После вступления в силу положения «Об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами с операциями по централизованному клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию», утвержденного Постановлением ФКЦБ № 3 от 20 января 1998 г. и Положением Банка России № 16-П от 22 января 1998 г., и последовавшей за этим сегментации учетного рынка второго уровня (выделение расчетных депозитариев) учетная инфраструктура рынка ценных бумаг приобрела иные черты.
Центральную роль на организованном рынке ценных бумаг стали играть расчетные депозитарии, на счетах которых профессиональные участники рынка сосредоточили значительные объемы собственных и клиентских бумаг. Это произошло как из-за неразвитости сети корреспондентских отношений между расчетными и клиентскими депозитариями, так и из-за требования торговых систем об обязательном наличии ценных бумаг на счете расчетного депозитария или в уполномоченном депозитарии. Следует отметить, что причиной такого требования является желание торговой системы обеспечить расчеты по заключенным на организованном рынке сделкам, что крайне затруднительно без 100%-ного предварительного депонирования ценных бумаг и денежных средств или без системы централизованного клиринга. В результате у расчетного депозитария сформировались три группы контрагентов, влияющих на его ценовую и технологическую политику. Первую группу составили регистраторы, единственным источником дохода которых и соответственно финансирования текущей деятельности является плата за перерегистрацию прав собственности и которые в силу законодательных ограничений лишены возможности взимать плату за хранение ценных бумаг. В связи со сосредоточением 90% оборота ценных бумаг, обеспечиваемого профессиональными участниками рынка, в рамках нескольких торговых систем и обслуживанием этого оборота расчетными депозитариями регистратор лишен дохода, который мог бы получить в отсутствие депозитарного учета ценных бумаг.
Вторая группа - клиентские депозитарии, одним из основных источников дохода которых остается плата за хранение (депозитарный учет) ценных бумаг. Третья группа - расчетные депозитарии иных организаторов торговли.
Следует иметь в виду, что расчетный депозитарий выступает в качестве универсальной платформы для оказания клиентскими депозитариями и брокерами различных услуг собственным клиентам. Развитие расчетного депозитария нацелено в основном на то, чтобы создавать возможности для развития таких услуг, которые впоследствии будут оказываться его клиентами непрофессиональным инвесторам.
Преимущество клиентского депозитария состоит в возможности оказать клиенту широкий спектр индивидуализированных услуг, например помочь клиенту купить или продать ценные бумаги, выступая одновременно в качестве брокера, профинансировать покупку ценных бумаг с помощью краткосрочного кредита, продать ценные бумаги, обеспечив поставку кредитом в ценных бумагах. Расчетный депозитарий решает иные задачи - совершенствование технологии расчетов, минимизация стоимости услуг и создание новых возможностей для профучастников. Его клиенты - профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом он должен обеспечить равный подход ко всем клиентам во избежание создания конкурентных преимуществ для тех или иных групп. При этом равенство понимается как отсутствие преференций тому или иному конкретному депоненту в части условий обслуживания или тарифов.
Рассматривать отношения между депозитарием и его контрагентами следует только в рамках конкуренции торговых систем в целом. Нельзя сказать, что определяющим фактором является тарифная, технологическая или маркетинговая политика депозитария. Решающим в данном случае будет соответствующая политика торговой системы.
Механизм расчетов ММВБ (поставка против платежа в российских рублях и малый размер лотов) оказался привлекательным для брокеров, которые обслуживают российских инвесторов, принимают валютный риск и готовы проводить расчеты в рублях. Относительно высокий размер комиссионного вознаграждения, получаемого от таких операций, а также гарантированная поставка и оплата бумаг в течение одного дня позволили минимизировать риск неблагоприятного изменения валютного курса. Другим важным преимуществом механизма <поставка против платежа> стало отсутствие необходимости определять риск контрагента и выставлять лимиты на участников этой торговой системы, что определило успех данного рынка среди небольших брокерских компаний.
Однако этот механизм оказался неудобен для иностранных участников фондового рынка, расчеты между которыми происходят в иностранной валюте. Поэтому для участников рынка, которые имеют иностранных клиентов, производящих расчеты в иностранной валюте, основной торговой площадкой является РТС.
III. Перспективы развития фондовых бирж в РФ
Российский рынок ценных бумаг изначально развивался как бы "снизу", на этапе формирования рынка государство не участвовало в процессе формирования национальной фондовой биржи. В результате в стране появилось несколько площадок по торговле ценными бумагами, в т.ч. акциями. В период 1991-1992 года практически в каждом крупном городе была создана фондовая биржа, и в этот период осуществлялась, в основном, торговля приватизационными чеками. Крупнейшие биржи возникли в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Челябинске. В дальнейшем торговля на большинстве бирж пришла в упадок, прежде всего, по причине отсутствия самих ценных бумаг и неразвитости инфраструктуры рынка, прежде всего, депозитарной системы. К настоящему времени в стране осталось всего несколько фондовых бирж.
Крупнейшими площадками в настоящее время являются:
· Российская Торговая Система (РТС)
· Московская Межбанковская Валютная Биржа (ММВБ)
· Московская Фондовая Биржа (МФБ)
В большинстве регионов не имеется независимых биржевых площадок по торговле акциями. Торговля акциями осуществляется только на следующих региональных биржах в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске:
· Санкт-Петербургская Валютная Биржа (СПВБ)
· Биржа "Санкт-Петербург" (по традиции будем применять сокращение ТФБ)
· Екатеринбургская Фондовая Биржа (ЕФБ)
· Сибирская Фондовая Биржа (СФБ, г. Новосибирск)
Основными задачами в настоящее время можно считать дальнейшее углубление реформирования и либерализации экономики, обеспечение макроэкономической стабильности страны, обеспечение социальной защиты населения, совершенствование правовой и административной основ государства, развитие рыночных отношений. Как неотъемлемая часть рыночных отношений, рынок ценных бумаг, а соответственно и фондовые биржи играют важную роль в организации процесса финансирования национальной экономики,
На современном этапе, конечно, можно отметить серьезные достижения в построении рынка ценных бумаг. Приняты законы, регулирующие деятельность рынка ценных бумаг:
- Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изм. От 29.11.02);
- Федеральный закон от 26.12.95 №208-ФЗ «Закон об Акционерных обществах»;
- Федеральный закон от 29.11.01 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
- Федеральный закон от 05.03.99 №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ЦБ» и др.
Все эти законы были приняты достаточно давно и постоянно обновляются, к ним принимаются поправки. Но все равно остаются проблемы, например:
- Недостаточная регулируемость вторичного фондового рынка;
- Ограниченность инструментов, обращающихся на фондового рынке;
- Отсутствие и недостаточность информационного обеспечения деятельности эмитентов на рынке;
- Ограниченные финансовые возможности инвестиционных институтов;
- Пассивность банков, страховых компаний и других финансовых организаций на рынке ценных бумаг.
Для достижения этих проблем, государством предпринимаются некоторые возможные шаги. Совершенствуется законодательно–нормативная база, укрепляется финансовое состояние, как эмитентов, так и участников рынка ценных бумаг. Привлекаются техническая и финансовая помощь международных финансовых и экономических организаций для усовершенствования практики корпоративного управления.
В законодательном плане в нашей стране сейчас осуществляются некоторые сдвиги, так как правительство понимает, что стране нужен эффективный фондовый рынок, и фондовые биржи.
Комитет Госдумы по собственности намерен до конца весенней сессии разработать и внести на рассмотрение в нижнюю палату парламента законопроект "О биржах и биржевой деятельности". Законопроект будет представлять общие нормы для всех видов бирж, вне зависимости от их специфики. Концепция законопроекта уже готова. Правительство считает, что сейчас главное - разработать универсальные нормы регулирования биржевой деятельности.
Нужно заметить, что подвижки в законодательстве, конечно, наблюдаются, но все равно законы принимаются очень медленно. В нормативной базе рынка ценных бумаг существуют несомненные пробелы и нестыковки, одни из них достаточно серьёзны, другие тактического характера.
Главной стратегической проблемой является ответственность. У нас есть множество норм в законах, но нет никакой ответственности за их нарушение.
Не смотря на все перечисленные проблемы и трудности, фондовый рынок, и такой институт как фондовые биржи в России развивается очень динамично, и ряд экономистов считает, что Россия в скором времени станет страной, куда инвесторы будут стремиться вкладывать деньги на длительный период. И я думаю, что сейчас наше правительство уже заметило эту тенденцию, и будет стараться улучшить наше законодательство, чтобы этим самым сделать все возможное для развития нашей экономики.
Заключение
Проанализировав ситуацию на современном фондовом рынке, в итоге можно выделить следующие ключевые особенности: олигополия, небольшие объёмы, отсутствие массового спроса и предложения, сверхконцентрации, прозрачность рынка для потоков «горячих денег»,спекулятивная ориентация иностранных инвесторов, доминирующих на рынке, зависимость внутреннего рынка от внешних рынков депозитарных расписок- всё это создаёт крайне неустойчивую систему с огромным риском и высокой волантильностью.
Результатом дестабилизации в современном развитии фондового рынка служит низкая инвестиционная привлекательность, как отдельных предприятий, так и всей национальной экономики. Следствием чего является наличие большого числа иностранных инвесторов, осуществляющих преимущественно портфельные инвестиции в российскую экономику. Кроме того происходит «бегство» российского капитала за рубеж. Таким образом, все негативные последствия в долгосрочной перспективе могут привести к тяжелейшим последствиям.
На сегодняшний день есть заметные улучшения в законодательной базе фондового рынка. Одним из нормативных требований является четкое планирование выпусков займов, запрет на создание финансовых пирамид. Каждый специалист работающий на фондовом рынке должен обязательно иметь квалификационный аттестат первой категории, который предоставляет право совершения операций на рынке ценных бумаг со средствами юридических лиц и населения. В рамки этого требования входит также знание, умение организации выпуска займа.
Несмотря на общероссийский характер проблем фондового рынка, решены они могут быть только на региональном уровне, с учетом местной специфики. Никакие всероссийские программы не помогут в решении задач такого масштаба, если не будут учтены интересы территорий России, и если в реализации таких программ не будут заинтересованы частные предприниматели из всех регионов нашей страны.
Список литературы
1. Рынок ценных бумаг. / Под редакцией В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. - М.: «Финансы и статистика».- 1998г.- 416с.
2. Рынок ценных бумаг. / Под редакцией В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: «Финансы и статистика». - 2001г. - 448с.
3. Экономика. / Под редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.- 792с.
4. О.Ю. Минаев. Динамика фондового рынка: факторный анализ.// Финансы. 2002.№1.с.65-67.
5. Миркин Я. Антикризисное управление фондовым рынком.//РЦБ.2000.№9с.31-35.
6. Третьяков В. Фондовый рынок в 2000 году: тенденции и перспективы.//Банковское дело.2001г.№1.с.5-9.
7. Фондовый рынок как механизм привлечения инвестиций. Новиков А.В. – Новосибирск: Издательство НГАЭиУ , 2000г. – 224с.
8. Государственное регулирование рынка ценных бумаг России.-Сборник нормативных документов.Под общей редакцией Шохина С.О.-Москва,1996 г.
9. Биржевая деятельность.-Под редакцией профессоров А.Г. Грязновой, Р.В. Корнеевой ,В.А. Галанова. - Москва. “Финансы и статистика” , 1995 г.
10. Семенова А.Н. Фондовый рынок совершенствуется в соответствии с состоянием экономики.// газета “В мире финансов”.- 1996г.-№43.
11. Семенова А.Н. Фондовый рынок совершенствуется в соответствии с состоянием экономики./ газета “В мире финансов”. -1996 г.-№43.
12. Грязнова А.Г.,Корнеева Р.В., Галанова В.А. Биржевая деятельность - Москва, Финансы и статистика.1999 г.
13. Газета «Финансовые известия», www.finiz.ru
Приложение.
Таблица1. Организационно-правовые формы.
Критерии сравнения |
Нью-Йоркская фондовая биржа, США |
Токийская фондовая биржа, Япония |
Междуна-родная фондовая биржа (Лондон), Великоб-ритания |
Франкфуртская фондовая биржа, Германия |
Парижская фондовая биржа, Франция |
Торонтская фондовая биржа, Канада |
Цюрихская фондовая биржа, Швейцария |
Миланская фондовая биржа, Италия |
Сиднейская фондовая биржа, Австралия |
Организа-ционно-правовой статус |
Неприбы-льная кор-порация (до 1972г.-добровольная ассо-циация) |
Неприбы-льная членская организация, являющаяся юридическим лицом и обладающая широкими правами в области самоуправления |
Товарище-ство с ограничен-ной ответствен-ностью |
Образована как орган, созданный по публичному праву (кадровые, материальные и финансовые ресурсы которому поставляет акционерное общество "Германская биржа АГ", которое является "держателем" Франкфуртской фондовой биржи) |
Входит в единую Централизованную биржевую систему, управляемую саморегулирую-щимися организациями компаний по ценным бумагам |
Неприбыльная компания |
Корпорация по публичному праву |
Публичный институт, с органами управления, их членами и брокерами, являющи-мися государ-ственными чиновни-ками, назначае-мыми Министер-ством финансов |
Товарище-ство с ограничен-ной ответствен-ностью |
Возм-ть лич. членства. |
Да |
Нет |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
Возможность институцио-нального членства (со стороны фирмы, компании и т.д.) |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Да |
Возможность допуска иностранных членов |
Да |
Да |
Да |
Да |
Нет (как правило) |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Входит ли в централизо-ванную систему бирж данной страны |
Нет |
Нет |
Да |
Нет. Региональные биржи являются держателями акций общества "Германская биржа АГ". С 1992г. обсуждается проект создания централизован-ной системы фондовых бирж |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Да (остальные фондовые биржи страны являются дочерними структурами) |
Таблица 2. Виды членства.
Приложение ритерии сравнения |
Нью-Йоркская фондовая биржа
|
Токийская фондовая биржа |
Франкфуртская фондовая биржа |
Количество членов |
1366 (в конце 1991г. стоимость места составляла около 400 тыс. долларов) |
128 (1 квартал 1991г.), в т.ч. регулярные члены - 124, "сайтори" члены - 4 |
230 (в конце 1991г.), в т.ч. имеющие статус "кредитных институтов" - 139, курсмаклеры - 40, свободные маклеры - 51. |
Категории членства |
Членство является личной собственностью, может арендоваться, передаваться по наследству (стоимость колеблется от 35000$ в 1977г. до 115000$ в 1987г. до 385000$ в конце 1991г.). Однако, за собственником места стоят членские организации (компании по ценным бумагам, торгующие на бирже), заключающие соглашения со своими работниками об отказе от места (его продаже) при уходе с работы. |
Членство: 1) регулярные члены (компании по ценным бумагам, которые могут вести операции как за свой счет, так и в интересах клиента), 2) "сайтори" члены (компании по ценным бумагам, являющиеся посредниками между регулярными членами биржи),3) специальные члены (компании, "связывающие" биржевые рынки, выпол-няющие на Токийской или Осакской фондовых биржах те приказы, которые не могут быть выполнены на региональных биржах) и др. члены. |
Членство: 3 категории членства: 1) кредитные институты (могут действовать за свой собственный счет или в интересах клиента, единственные институты, которые могут работать с внешними клиентами, принимая у них приказы), 2) курсмаклеры (действуют как посредники между участниками биржевой торговли, не имеют права принимать приказы от внешних клиентов и действовать в их интересах, могут вести операции за свой счет для балансирования рынка, официально устанавливают цены, 3) свободные маклеры (действуют как посредники между участниками биржевой торговли, принимая и выполняя их поручения, не имеют права официального установления цен). |
Основные виды членства: комиссионные брокеры (>500), специалисты (около 400), "2-х долларовые брокеры", оффисные члены (не торгуют на полу, их офисы расположены вне Нью-Йорка, используют для торговли "2-х долларовых брокеров" или системы электронного рынка) |
|
|
|
Другие категории членов: частичное членство, члены электронного доступа, опционные торговые права (которые включаются в полное членство и могут выделяться из него путем сдачи в аренду), ассоциированные члены (главные партнеры или высшие руководители членских организаций (ассоциированное членство не продается). |
|
|
|
Членские организации: в конце 1991г. >500 членских организаций. Требования к ним со стороны НЙФБ: минимум 1 генеральный партнер или голосующий акционер должен быть членом биржи (в крупных компаниях до 15-30 ассоциированных членов). Устанавливаются минимальные требования к достаточности капитала, ликвидности. На рубеже 90-хг.г. членские организации имели примерно 6500 офисов и более 79 тысяч зарегистрированных представителей. |
|
|
|
Отношения банков и биржи |
Членами биржи являются небанковские компании по ценным бумагам. |
Членами биржи являются небанковские компании по ценным бумагам (находящиеся в ассоциированной связи с банками). |
Основными собственниками биржи являются банки. |
Таблица 3. Капитализация предприятий, акции которых наиболее ликвидны (по итогам 11 месяцев 2000г.).
Компания |
Капитализация на 30.11.2000 (млрд. долл.) |
Газпром |
6,768 |
ЕЭС России |
3,526 |
Иркутскэнерго |
0,516 |
ЛУКОЙЛ |
7,378 |
Мосэнерго |
0,693 |
Норильский никель |
1,235 |
Ростелеком |
0,734 |
Сургутнефтегаз |
7,569 |
Татнефть |
0,985 |
ЮКОС |
3,874 |
[1] Рынок ценных бумаг. / Под редакцией В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. - М.: «Финансы и статистика».- 1998г.- 416с. Стр 127
[2] Биржевая деятельность.-Под редакцией профессоров А.Г. Грязновой, Р.В. Корнеевой ,В.А. Галанова. - Москва. “Финансы и статистика” , 1995 г., стр 115.
[3] Рынок ценных бумаг. / Под редакцией В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: «Финансы и статистика». - 2001г. стр 221
[4] Миркин Я. Антикризисное управление фондовым рынком.//РЦБ.2000.№9с.31-35.
[5] Информационный обзор “Облигации субьектов Федерации”.- Аналитическое управление АКБ МФК, управление рынка долговых обязательств АКБ МФК от 21 апреля 1997 года.
[6] Третьяков В. Фондовый рынок в 2000году : тенденции и перспективы.//Банковское дело.2001г.№1.с.5-9.
[7] Газета «Финансовые известия», www.finiz.ru
[8] Третьяков В. Фондовый рынок в 2000году : тенденции и перспективы.//Банковское дело.2001г.№1.с.5-9.